Полномочия должностного лица местного самоуправления. Местное самоуправление: понятие, принципы, система

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

  • 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  • 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
  • 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
  • 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
  • 5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района (ст. 36) 1.

Так, согласно Уставу города Элисты Республики Калмыкия, глава города Элисты - Мэр города Элисты является высшим выборным должностным лицом города Элисты, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет Мэрию города Элисты.

Главой города Элисты - Мэром города Элисты может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом.

Глава города Элисты - Мэр города Элисты избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом.

Полномочия Главы города Элисты - Мэра города Элисты начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Мэра города Элисты.

Днем вступления Мэра города Элисты в должность считается день публичного принятия им присяги (ст. 29) «1».

Мэр города Элисты не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, законодательного (представительного) органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Республики Калмыкия, государственные должности иных субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет следующие полномочия главы муниципального образования:

  • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (ст. 36) «1».

Глава города Элисты - Мэр города Элисты обладает следующими полномочиями:

  • 1) представляет город Элисту в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Элисты;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Элистинским городским Собранием, за исключением правовых актов, затрагивающих вопросы организации работы Элистинского городского Собрания;
  • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Элистинского городского Собрания;
  • 5) организует выполнение нормативных правовых актов Элистинского городского Собрания в рамках своих полномочий;
  • 6) обладает правом внесения в Элистинское городское Собрание проектов решений;
  • 7) представляет на рассмотрение и утверждение Элистинского городского Собрания бюджет города Элисты и отчет об его исполнении;
  • 8) представляет на рассмотрение Элистинского городского Собрания проекты решений об установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города Элисты.
  • 9) формирует Мэрию города Элисты и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Мэрии города Элисты;
  • 10) назначает и освобождает от должности с согласия Элистинского городского Собрания первого заместителя Мэра города Элисты.
  • 11) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Мэра города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
  • 12) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров отраслевых (функциональных), территориальных органов Мэрии города Элисты;
  • 13) рассматривает отчеты и доклады руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
  • 14) организует проверку деятельности отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом;
  • 15) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
  • 16) организует и обеспечивает исполнение полномочий Мэрии города Элисты по решению вопросов местного значения;
  • 17) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления города Элисты федеральными законами, законами Республики Калмыкия;
  • 18) исполняет бюджет города Элисты, утвержденный Элистинским городским Собранием, распоряжается средствами города Элисты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетом города Элисты;
  • 19) принимает меры по обеспечению и защите интересов города Элисты в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и управления;
  • 20) от имени города Элисты подписывает исковые заявления в суды;
  • 21) назначает на должность на контрактной основе и освобождает от должности руководителей, дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных предприятий и учреждений;
  • 22) получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Элисты, сведения, необходимые для анализа социально - экономического развития города Элисты;
  • 23) вносит предложения об изменении и дополнении Устава города Элисты;
  • 24) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения (ст. 30) 1.

В США существует такая схема «совет-мэр». Эта схема пользуется популярностью в муниципальных образованиях США. Она наиболее полно отражает традиционное стремление американцев к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от совета, и это в некоторой степени позволяет ему определять местную политику. Кроме того, социальный статус мэра весьма значителен, так как он получает он народа «2».

Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую арену, шаг к посту президента.

Мэр имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяя содержание местного нормотворчества. Мэр вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма действенным средством проведения определенной политики. Известны многочисленные примеры, когда лишь угроза применения этого права заставляла муниципальный совет прислушиваться к мнению мэра по спорному вопросу и даже не ставить его на голосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают правом выборочного вето, то есть могут отклонять отдельные положения местных актов. В некоторых муниципалитетах мэр обладает правом освобождать от ответственности местных ордонансов (но не законов штата). Практически мэр в системе отношений с муниципальным советом является более сильной фигурой. В результате муниципальный совет крайне редко претендует на проведение политики независимо от мэра.

Институт мэра в том виде, в каком он существует при схеме «совет-мэр», позволяет достичь весьма положительных результатов в организации местного управления. Понимание этого заставляет муниципалитеты вносить соответствующие изменения в свои хартии и учреждать пост мэра там, где его еще нет.

К особенностям правового положения мэра следует отнести акцентирование на таком его элементе, как гарантии деятельности и выполнение своих функций и задач. Перечислим наиболее существенные из них:

  • 1. декларирование сведений об имуществе и доходах производится в соответствии с федеральным законодательством;
  • 2. гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства;
  • 3. не может быть задержан на территории муниципального образования (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора области;
  • 4. должностной оклад устанавливается в 5-кратном размере средней месячной заработной платы работников в отраслях промышленности муниципального образования на основе представляемых областным комитетом по государственной статистике данных;
  • 5. устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • 6. устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, производится дополнительная выплата к отпуску в размере его 2-кратного месячного должностного оклада;
  • 7. жизнь, здоровье и имущество мэра подлежат обязательному государственному страхованию из средств местного бюджета на сумму его 7-летней оплаты труда;
  • 8. подлежит обязательному медицинскому и социальному страхованию;
  • 9. обеспечение связью производится в течение трех месяцев с момента вступления его в должность за счет средств местного бюджета;
  • 10. в целях осуществления должностных полномочий обеспечивается персонально закрепленным за ним транспортным средством;
  • 11. повышение квалификации осуществляется за счет средств местного бюджета, производится в форме краткосрочного или долгосрочного обучения;
  • 12. обеспечение всех компенсаций в случае служебных командировок;
  • 13. предоставляются льготные ссуды;
  • 14. предоставляется в течение года в размере не более 2-кратной месячной оплаты труда по решению Думы материальная помощь;
  • 15. для приобретения жилья предоставляется беспроцентная ссуда и (или) льготный кредит1.

Представленный перечень льгот требует определенной апологетики, поскольку может показаться, что он достаточно велик. Наша точка зрения сводится к тому, что каждое лицо, становясь мэром, лишается многих возможностей поддержания собственного социального статуса за счет источников, связанных с его профессиональными навыками и способностями. Достойный уровень существования как на должности, так и на какой-то период после ее оставления, кроме всего прочего является гарантией объективности и взвешенности принимаемых мэром решений. В противном случае, лицо будет рассматривать свою должность как возможность кормления, о последствиях которого говорить не приходится.

После оставления должности мэр как бы выпадает из местного пространства, поскольку его предыдущая работа, связанная с решением вопросов общественного значения, вполне может нарушать корпоративные интересы и интересы отдельных, часто влиятельных, личностей. Гарантии в этом случае служат не столько компенсатором, сколько тормозом от искушений корыстного порядка «1»

В Уставе муниципального образования должны содержаться положения о полномочиях выборного должностного лица местного самоуправления: о процедуре вступления в должность: о формах взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти: о гарантиях деятельности: о формах контроля за деятельностью: об ответственности выборного должностного лица местного самоуправления: о порядке временного замещения должности выборного должностного лица местного самоуправления при невозможности исполнения им своих полномочий, а также иные положения в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Наличие подобной бланкетной нормы вполне оправдано и необходимо, так как позволяет упорядочить круг вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образованиях. При последующей экспертизе принимаемых уставов возможна властная коррекция предмета уставного регулирования, что позволяет держать практику локального нормотворчества в определенной желаемом русле «1».

Сформулируем наиболее важные принципы осуществления мэром своих полномочий:

  • 1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2. законность;
  • 3. гласность;
  • 4. подконтрольность представительному органу местного самоуправления;
  • 5. самостоятельность в пределах собственной компетенции;
  • 6. ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами, перед государством в соответствии с федеральным и областным законодательством;
  • 7. экономическая, социальная и правовая защищенность выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава администрации муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, а также делегированных муниципальным собранием.

Глава администрации входит в состав депутатов муниципального собрания и может председательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципального собрания (в этом случае глава администрации муниципального образования называется главой муниципального образования).

Глава администрации муниципального образования:

  • 1. Представляет на утверждение муниципального собрания:
    • · проект бюджета муниципального образования;
    • · ·план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
    • · предложения по введению местных налогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
    • · программы приватизации муниципальной собственности;
    • · проект генерального плана развития муниципального образования;
    • · предложения по порядку использования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;
    • · проекты решений по вопросам местного значения;
  • 2. Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.

Формирует и осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального образования:

  • · назначает и увольняет с должности своих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедура согласования определяется регламентом работы муниципального собрания);
  • · назначает и увольняет руководителей подразделений и служб
  • · муниципалитета (администрации муниципального образования);
  • · назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
  • 1. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.
  • 2. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования в отношениях с органами исполнительной власти других муниципальных образований и органами государственной власти.
  • 3. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

  • 1. отставки (добровольного сложения полномочий);
  • 2. прекращения гражданства Российской Федерации;
  • 3. выезда на постоянное место жительства в местность, удаленную от муниципального образования, если это препятствует осуществлению полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 4. вступления в силу решения суда о признании выборов, в результате которых было избрано выборное должностное лицо местного самоуправления, недействительными;
  • 5. досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления (в случае, если выборное должностное лицо местного самоуправления было избрано представительным органом местного самоуправления из своего состава);
  • 6. упразднения в установленном порядке муниципального образования, упразднения должности выборного лица местного самоуправления;
  • 7. наступления обстоятельств, свидетельствующих о фактическом прекращении его деятельности;
  • 8. длительной (не менее четырех месяцев) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 9. отзыва избирателями - при избрании непосредственно населением в результате муниципальных выборов;
  • 10. несоблюдения ограничений, связанных с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 11. вступления в силу закона области о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 12. вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 13. вступление в силу решения суда о признании гражданина, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
  • 14. смерти.

Проблематика местного самоуправления поднимает ряд важнейших вопросов конституционно-правового развития современной России, в том числе: разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; территориальной организации местного самоуправления; муниципальных полномочий по решению вопросов местного значения; статуса органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной собственности ; местных финансов .

Решение указанных вопросов в федеральном законодательстве фактически означает определение места местного самоуправления в государственном механизме Российской Федерации.

Конституция РФ, а вслед за нею Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131 определяют, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в этом качестве логически связанно с намерениями России быть демократическим и правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32) и ряда других основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9), создающего предпосылки к единению общества , человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов.

Принцип местного самоуправления в полном соответствии с Европейской хартией местного самоуправления признан в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.

Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти . Кроме того, она устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.

В соответствии со ст. 16 Конституции России положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1.

Пространством осуществления местного самоуправления является вся территория Российской Федерации. Муниципальные образования создаются с учетом федеративного устройства государства, охватывают всю территорию соответствующих субъектов Федерации, кроме территорий с низкой плотностью населения.

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (т.е. путем референдума , выборов), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Законодательное определение местного самоуправления позволяет выделить eго основные признаки и место в системе народовластия.

1. Местное самоуправление осуществляется населением. Иногда отмечается, что точнее было бы определить субъект местного самоуправления не как «население» вообще, а именно как «местное население». Думается, включение данного понятия в определение местного самоуправления не обязательно, так как последнее осуществляется на территории муниципальных образований. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Дискутируется вопрос относительно термина «местное сообщество» - оправдана ли его замена понятием «население» в законодательной дефиниции. Это вполне допустимо. Категории «местное сообщество» и «население» можно либо отождествлять, либо разграничивать по их общелексическому значению, имея в виду, что «население» - это группа лиц, формально объединенных территорией проживания, а «местное сообщество» - объединение людей по месту жительства не только с многочисленными формальными связями, но и с неформальными связями. Таким образом, категория «местное сообщество» видится жизнеспособной, а включение ее в законодательные акты сделало бы концепцию местного самоуправления логически стройной и доказательной.

2. Местное самоуправление - деятельность в пределах, установленных Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Государство с помощью правовых средств упорядочивает, внешне оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Местное самоуправление защищается государством с помощью ряда мер, прежде всего тех, что предусмотрены конституционно и законодательно. Имеется в виду материальное, организационное, методическое и другое содействие населению, органам местного самоуправления со стороны государства.

Законодательное определение впервые указывает на то, что местное самоуправление подчиняется исключительно Конституции России, федеральным и региональным законам.

3. Самостоятельность местного самоуправления в решении отнесенных к его ведению вопросов. По общему мнению, это главная черта местного самоуправления, которая проявляется в организационной обособленности его органов в системе управления обществом, государством, в государственном признании за местным самоуправлением права на финансово-экономические ресурсы , необходимые для осуществления его функций, что является более правильным.

Под ответственным осуществлением деятельности иногда понимают обязанность населения муниципального образования деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права (так называемая позитивная ответственность).

5. Осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Законом определяются формы непосредственного участия жителей в решении местных вопросов. К ним, в частности, относятся референдум, выборы , собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление и т.д. Законом также установлены общие принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления.

6. Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их перечень закреплен законом применительно к разным типам муниципальных образований. Перечень не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения уставами муниципальных образований, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

7. Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней. Учет интересов местного населения предполагает также, что органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять и защищать интересы населения муниципального образования, взаимодействуя с государственными, общественными и иными органами, учреждениями и организациями.

8. В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные местные традиции. Это проявляется в специфике организации местного самоуправления на территориях, отличающихся своеобразием исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев. Такие особенности должны учитываться при регулировании законами субъектов РФ организации местного самоуправления и находить свое отражение в уставе муниципального образования.

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления представляют собой руководящие идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, и обязательные для органов государственной и муниципальной власти. Выделяют три группы принципов:

  • связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления;
  • определяющие самостоятельность местного самоуправления; закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление.

      I. Принципы, связанные с общими условиями осуществления местного самоуправления.

      2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Законность - это соблюдение законодательства, при котором неуклонно соблюдаются и исполняются законы и подзаконные правовые акты всеми государственными, муниципальными, общественными организациями, юридическими лицами любых форм собственности , должностными лицами и гражданами, соблюдаются права населения и иных субъектов местного самоуправления.

      Законность необходима не только в области правоприменения, но и в сфере нормотворчества. Это означает, что подзаконные акты не должны противоречить законам: муниципальные правовые акты - актам органов государственной власти; нормативные правовые акты субъектов федерации - соответствующим федеральным. Принцип законности означает и необходимость исполнения решений судебных органов, предписаний органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.

      Роль суда при обеспечении законности в системе местного самоуправления будет возрастать. Суды самостоятельно вправе решать вопрос о прекращении полномочий соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления при издании ими актов, противоречащих Конституции и законам.

      Особую роль в местном самоуправлении играет конституционная законность, которую обеспечивает Конституционный Суд РФ. Им принято значительное число постановлений о соответствии нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней власти Конституции России.

      3. Государственное гарантирование местного самоуправления. Реализация рассматриваемого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которым относятся прежде всего признание государством местного самоуправления в качестве уровня местной публичной власти (ст. 3 и 12 Конституции РФ), что предполагает децентрализацию управления на территории Российской Федерации в целом. Законодательство определяет задачи государственной поддержки: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.

      II. Принципы, определяющие самостоятельность местного самоуправления

      1. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством. Принцип непосредственно связан с децентрализацией как способом передачи полномочий из центра на периферию и укреплением политико-правовой самостоятельности мест. Субъекты местного самоуправления должны иметь автономию в рамках своей компетенции и обладать свободой действий по осуществлению собственных инициатив по любым вопросам, находящимся в их ведении.

      Организационное обособление означает:

      • самостоятельное определение муниципальными образованиями статуса и структуры своих органов в собственных уставах в соответствии с законодательством;
      • недопустимость образования и назначения органов и должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти;
      • запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти;
      • обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан.

      Принципиальное значение имеет расширение экономической, финансовой, хозяйственной самостоятельности местного самоуправления.

      2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Принцип связан с закреплением в законодательстве специфического статуса населения как коллективного субъекта местного самоуправления, наделенного наибольшим объемом властных полномочий по своевременному и полноценному решению вопросов местного значения. Важную роль в укреплении указанного статуса играют конструкции «согласия населения», «учета мнения населения», используемые пока в рамках территориальной организации местного самоуправления, имеющие благоприятные перспективы для применения при решении других вопросов местного значения.

      В законодательстве достаточно полно закреплены формы прямого волеизъявления населения, в том числе:

      • местные референдумы; муниципальные выборы;
      • голосование об отзыве выборных лиц местного самоуправления;
      • митинги, уличные шествия и демонстрации; опросы общественного мнения; публичные слушания; сходы граждан;
      • правотворческая инициатива граждан и др.

      Требует совершенствования ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, которая наступает в результате утраты доверия. В федеральном законе можно было бы предусмотреть обязательные основания наступления данного вида ответственности.

      3. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Проблема эффективного разграничения полномочий между уровнями власти - одна из актуальных. Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в части общих принципов организации местного самоуправления осуществляется исходя из взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости решения следующих задач: приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований. Для этого в законодательстве закреплены типы муниципальных образований и вопросы местного значения для каждого из них.

      В любом случае финансовые ресурсы местного самоуправления должны быть соразмерны муниципальным полномочиям. Чего в действительности пока нет.

      Для последовательного обеспечения муниципальных полномочий достаточными материально-финансовыми ресурсами нет иного пути как разумное перераспределение данных ресурсов с федерального и регионального уровней в пользу муниципальных образований как по бюджетной, так и по налоговой линиям.

      III. Принципы, закрепляющие формы осуществления населением права на местное самоуправление

      1. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. На динамику отношений в системе местного самоуправления ключевое влияние оказывает федеративное устройство России, политика разграничений предметов ведений и полномочий между федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями.

      Специфический отпечаток на формы и способы осуществления местного самоуправления накладывает многонациональность России, регионы которой отличаются самобытностью, особенностями исторических и иных местных традиций. При этом органы местного самоуправления должны учитывать положения федеральных законов, предусматривающих возможность установления региональными законами квот представительства малочисленных народов в представительных органах местного самоуправления.

      Особенности организации местного самоуправления обусловлены разнообразием климатических зон и типов поселений. Местное самоуправление по разному организуется в районах Крайнего Севера, в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях , в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

      Наконец, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избирать ту или иную модель построения местной власти. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что развитие организационных форм осуществления местного самоуправления будет продолжаться.

      2. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. Принцип предполагает гарантированность равного права граждан на участие в местном самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям . Формы непосредственной и представительной демократии в современной трактовке получают новое развитие в свете политики разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.

      3. Выборность органов и должностных лиц местного самоуправления. Принцип выборности обеспечивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Избирательное право не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

      Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан Российской Федерации с целью принудить к участию или неучастию в выборах, на их свободное волеизъявление.

      4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Органы, осуществляющие властные полномочия в системе местного самоуправления могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе единоначалия. В соответствии с уставом муниципального образования они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в законодательстве.

      Представительный орган не может быть единоначальным. Его основное назначение - интегрирование интересов различных групп избирателей , представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В сфере исполнительно-распорядительной деятельности более эффективно решать вопросы на основе единоначалия, когда конкретным участком деятельности руководят профессионалы, которые несут персональную ответственность за результаты своей работы и принятых решений. Но и в сфере исполнительно-распорядительной деятельности наиболее существенные решения могут приниматься в коллегиальном порядке, особенно по тем вопросам, когда возможны предположения о предвзятом отношении или личной заинтересованности должностного лица (например, коллегия при главе местной администрации).

      5. Гласность местного самоуправления. Реализация принципа гласности в местном самоуправлении означает открытый характер деятельности его субъектов, систематическое информирование о ней населения.

      Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

      Осуществление принципа гласности в местном самоуправлении может быть ограничено. Это связано с особенностями той или иной информации. Например, на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях согласно законодательству установлены ограничения в этой сфере.

      В Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. закреплен не только перечень сведений, относимых к государственной тайне, но и перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. К последним относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина и др.

      Последовательное осуществление принципа гласности создает необходимые предпосылки для участия граждан в контроле за работой органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.

      6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Реализация названного принципа предполагает использование населением муниципальных образований, органами государственной власти различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые закреплены как в уставах муниципальных образований, так и в законодательстве.

      В современных условиях нет нужды доказывать значение судебного контроля для обеспечения надлежащего правового фона деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Судебный контроль, с одной стороны, защищает физических и юридических лиц от злоупотреблений органов местной власти и их должностных лиц, а с другой - улучшает деятельность органов местного самоуправления в интересах общества в целом.

      Для эффективного судебного контроля за деятельностью субъектов местного самоуправления необходимо скорейшее решение вопроса об учреждении административных судов и формировании в Российской Федерации института административной юстиции.

      Система местного самоуправления

      Под системой местного самоуправления понимаются соответствующие виды и формы взаимодействия всех субъектов местного самоуправления между собой и с внешней средой.

      Основываясь на положениях Конституции России Федеральный закон от 6 октября 2003 г. закрепляет систему местного самоуправления таким образом, что основным субъектом местного самоуправления выступает население муниципальных образований. Оно осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Муниципальные образования в порядке межмуниципального сотрудничества объединяются в советы муниципальных образований субъектов Федерации и в общероссийское объединение муниципальных образований.

      Система местного самоуправления включает:

      • непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления;
      • осуществление местного самоуправления органами местного самоуправления;
      • формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований.

      1. Непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления - способы и средства реализации жителями муниципальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев органов и должностных лиц муниципалитетов. Эти формы предназначены для личного, прямого участия граждан России в осуществлении местного самоуправления.

      Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет широкий перечень форм непосредственного участия населения муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Выделяются следующие формы:

    1. местный референдум;
    2. муниципальные выборы;
    3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования;
    4. сход граждан;
    5. правотворческая инициатива граждан;
    6. территориальное общественное самоуправление;
    7. публичные слушания;
    8. собрание граждан;
    9. конференция граждан или собрание делегатов;
    10. опрос граждан;
    11. обращение граждан в органы местного самоуправления.

    Закон допускает использование и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставами муниципальных образований.

    2. Осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления означает, что в каждом муниципальном образовании должна быть установлена конкретная структура органов местного самоуправления. Закон от 6 октября 2003 г. предусмотрел обязательное создание в муниципальном образовании трех органов местного самоуправления: представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Факультативным органом местного самоуправления является контрольный орган муниципального образования, т.е. он может не создаваться в каждом муниципальном образовании.

    Указанный перечень является открытым, что дает возможность населению муниципального образования самостоятельно в зависимости от выбранной организационно-правовой модели местного самоуправления образовывать конкретные органы местного самоуправления, наделенные необходимой компетенцией.

    3. Формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований представляют собой варианты горизонтальной интеграции муниципальных образований как на публично-правовом, так и на частноправовом уровне регулирования.

    Муниципальные образования субъектов Федерации вправе объединяться в региональные советы - некоммерческие организации в форме ассоциаций. Советы муниципальных образований субъектов федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований вправе принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения, а также могут создавать некоммерческие организации муниципальных образований в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

    Основные функции, реализуемые объединениями и союзами местных властей, действующими на региональном и общероссийском уровнях, заключаются в лоббировании многообразных интересов муниципальных образований, участии в законопроектной работе, организации совместной хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, осуществления информационного обмена опытом их работы.

    В настоящее время активно создаются советы муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации. Действуют следующие общероссийские объединения муниципальных образований: Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России.

    Контрольные вопросы

    1. Какие подходы к понятию местного самоуправления существуют в юридической науке?
    2. Перечислите признаки местного самоуправления.
    3. На каких принципах основано местное самоуправление?
    4. В каких формах может осуществляться местное самоуправление в Российской Федерации?

    Решите казусы

    Губернатор своим указом поделил 32 муниципальных района области на четыре зоны: северную, южную, восточную и западную. Образовал в каждой зоне территориальный орган государственной власти области и обязал эти органы непосредственно взаимодействовать с органами местного самоуправления районов. Проведите юридический анализ ситуации в соответствии с актами Конституционного Суда РФ.

    Районный совет утвердил устав муниципального района, в котором закрепил максимально широкий перечень вопросов местного значения: установленные законодательством РФ и области, а также дополнительные вопросы местного значения из сорока позиций. Правильно ли поступил районный совет?

    Областным законом было предусмотрено создание при главе администрации области консультативного совета, состоящего из представителей муниципальных образований, находящихся на территории области. Согласно этому закону представители избирались представительным органом местного самоуправления из своего состава. Прокурор области внес в законодательное собрание области протест, в котором требовал отмены закона. Такое требование он аргументировал тем, что вышеназванный закон нарушает самостоятельность органов местного самоуправления, поскольку обязывает их назначать представителей в государственный орган. Дайте правовую оценку ситуации.

    Городской совет в уставе города закрепил положение о том, что мэр города избирается населением и утверждается в должности высшим должностным лицом (губернатором) субъекта РФ по представлению городского совета. Кандидатура избранного на очередных выборах мэра была представлена на утверждение губернатору, однако тот утвердить ее отказался, предложив депутатам рассмотреть другую кандидатуру. Городской совет возражал, расценив действия губернатора как нарушающие самостоятельность местного самоуправления. Дайте правовую оценку ситуации.

    Губернатор внес на рассмотрение законодательного собрания области проект закона «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительные органы в городах и районах области, а их функции передать законодательному собранию области. Местное самоуправление в городах и районах области, по мысли губернатора, будут представлять избираемые главы этих территорий, а также соответствующие городские и районные администрации. После принятия закона он был обжалован в суде прокурором области. Как правильно решить дело?

В России решает задачи и проблемы местного территориального значения. Для проведения соответствующих решений действует специальная структура представительных органов. Принципы создания подобных органов заложены конституционными нормативами. И все же первичные источники власти местного самоуправления - должностные лица, граждане, профсоюзы и коллегии, от которых и отталкиваются в своей работе представительные органы.

Общие сведения об органах МСУ

Структура самоуправления формируется несколькими среди которых администрация, глава, депутатский корпус, контрольно-счетные образования и т. д. В зависимости от устава конкретного образования для решения отдельных задач собственными полномочиями могут наделяться и второстепенные органы. И, с другой стороны, есть обязательные органы и должностные лица местного самоуправления - технология их структурирования одинакова для большинства муниципальных структур. В этом перечне можно выделить главу образования и администрацию как исполнительный орган.

Имеет свои нюансы и порядок распределения полномочий. К примеру, устав района и поселения, который является центром управления муниципальным районом, вполне может предусматривать расширение полномочий данного органа. То есть формирование местной районной администрации будет осуществляться таким образом, что административный центр также будет наделен и полномочиями управляющего органа упомянутого поселения. В таких случаях сами поселения не имеют собственных административных центров, а их местный глава вводится в представительный муниципальный орган и в дальнейшем выступает в качестве его председателя. Как видно, местные уставы могут корректировать стандартный порядок, по которому формируются органы государственной власти местного самоуправления, должностные лица и административные центры. Но, к примеру, организация подотчетности, установление сроков полномочий, подконтрольность и другие вопросы базовой организации определяются только законом о субъектах РФ.

Местная администрация

Непосредственным решением задач местного уровня занимается администрация. Данный орган является распорядительным и наделяется достаточными полномочиями для выполнения отдельных государственных задач, которые передаются органам самоуправления указами и законами РФ. С правовой точки зрения местная администрация - юр. лицо, то есть наделяется всеми его правами. В определенных рамках своих полномочий администрация может заниматься формированием власти местного самоуправления, должностных лиц и управляющих органов. Однако сам состав местной администрации формируется муниципалитетом, причем по представлению ее главы.

В свою очередь, глава может назначаться представителями конкурсной комиссии. Это тоже в некотором смысле орган, позволяющий формировать управляющую структуру администрации. Стоит отметить, что в городских округах, муниципалитетах и формированиях с внутригородским структурированием федерального уровня как минимум основную часть представителей комиссии будут назначать органы муниципалитета. Вторую же часть представителей комиссии формирует должностное лицо наивысшего уровня в конкретном субъекте. Если речь идет о внутригородских территориальных объектах, то одну часть избирательной комиссии будут назначать органы и должностные лица местного самоуправления, а вторую - административный центр окружного центра или района.

Что представляют собой должности МСУ?

К непосредственно должностным лицам в данной структуре следует отнести вышеупомянутого главу администрации, главу муниципального формирования и депутатов. В зависимости от статуса, они получают определенный набор полномочий и несут ответственность в рамках, установленных законом. В любом случае должностное лицо местного самоуправления - это нанятое по контракту или выборное лицо, имеющее исполнительно-распорядительные полномочия, позволяющие решать локальные задачи. В некоторых случаях должностное лицо может участвовать в формировании отдельных органов МСУ. Как уже отмечалось, они могут представлять членов для конкурсной комиссии. Также существует должность заместителя на должности МСУ.

Выборные должности предполагают избрание лица на конкретное место на основе избирательного права. Выборы проходят в процессе тайного голосования. Альтернативой такому способу занятия должности является назначение представительным органом или же конкурсной комиссией. Что касается контрактной основы, то обычно в таком формате работают должностные лица местного самоуправления РФ, занимающие посты глав местной администрации. Время действия контракта определяется но на срок не меньше 2 лет.

Глава муниципалитета

Это высшая должность в структуре муниципального формирования, наделяемая собственным перечнем полномочий в рамках закона о субъектах РФ. Глава может избираться в рамках муниципальных выборов представителями конкурсной комиссии или же представителями одного из территориальных органов МСУ. В небольших внутренних поселениях, включенных в городскую инфраструктуру, ключевое должностное лицо местного самоуправления - это, в сущности, глава администрации, назначаемый сходом граждан. В случае же избрания на муниципальном уровне глава входит в представительный состав муниципалитета и выполняет функции его председателя. При этом данное лицо не может исполнять функции главы администрации и председателя муниципалитета одновременно.

Важно учитывать, что не каждый гражданин может избираться на должность председателя в муниципальном формировании. Это должен быть гражданин РФ, который на момент избрания соответствует требованиям закона N 171. Если избрание проводится конкурсной комиссией, то должно быть зарегистрировано минимум два кандидата. Также условия конкурса могут предусматривать требования к профессиональным навыкам, по которым будет оцениваться потенциальное должностное лицо местного самоуправления. Закон под номером N 171 допускает возможность обоснования выбора того или иного кандидата по критериям наличия образования и знаний, предпочтительных для той или иной должности в системе органов МСУ.

Депутаты в МСУ

Депутат является выборной должностью, которая обеспечивается условиями для беспрепятственного выполнения прямых полномочий. Срок избрания в данном случае выбирается органами местного муниципалитета, но он должен варьироваться в рамках 3-5 лет. В законе о субъектах РФ предусмотрены и возможности изменения срока действия депутатских обязанностей, полномочий и даже процедуры выборов. Но это относится к депутатам, которые являются выборными. И здесь важно разделить статус этой должности на два типа. Как правило, депутат - выборное должностное лицо местного самоуправления, в постоянном режиме выполняющее функции в рамках устава. Но также его можно представить как участника депутатского корпуса, представляющего муниципалитет, который на непостоянной основе реализует свои полномочия.

Стоит подчеркнуть, что любые полномочия депутата в разной мере имеют гарантии, установленные уставом Помимо этого, в рамках закона могут устанавливаться и социальные гарантии в качестве дополнения - например, связанные с прекращением полномочий. Особенно расширение гарантий касается случаев, когда полномочия должностного лица местного самоуправления заканчиваются досрочно. В процессе же исполнения своих обязанностей депутатам предписывается соблюдать запреты и ограничения, которые указываются в законе N 273-ФЗ. В частности, это касается мер противодействия коррупции.

Полномочия должностных лиц

Что касается депутатов, то их полномочия ориентируются на обеспечение возможностей представления интересов местных жителей в Думе. В рамках своей деятельности они ведут прием избирателей, организуют встречи с представителями общественности, профсоюзами, трудовыми коллективами и т. д. С другой стороны, депутат представляет и свой орган МСУ перед избирателями в рамках своего округа. Глава муниципального формирования имеет более широкие полномочия. В первую очередь он также представляет орган самоуправления, но уже в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами власти. Он может без доверенности действовать от имени своего муниципалитета. Вместе с этим полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, находящихся на местах глав, позволяют подписывать и обнародовать документы нормативные акты, которые были приняты центром муниципального образования. В определенных рамках он может издавать и свои акты. В случае необходимости глава самоуправления также имеет право созывать незапланированные заседания органа муниципалитета для решения внеочередных вопросов местного уровня. Полномочия глав самоуправления и депутатов прекращаются в момент избрания на эти должности других лиц.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления

И управляющие структуры МСУ, и отдельные должностные лица при отклонении от установленных законом и уставами нормативов, могут нести ответственность разной степени. Что касается оснований, то они базируются на уставе конкретного образования, который регламентируется законом о субъектах РФ. В рамках уставных нормативов, к примеру, население муниципалитета может отозвать депутата или фракцию. По этой же схеме обеспечивается и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по отношению к государственным структурам, только в этом случае также имеет значение качество исполнения прямых указаний от высших органов власти. Их нарушение может стать поводом для привлечения к ответственности в рамках закона. Если соответствующий суд установит, что представительный орган, например, принял акт, который противоречит законам РФ или местному уставу, то высший руководитель исполнительного аппарата может распустить данный орган. Это значит, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в немалой степени определяется качеством и добросовестностью при исполнении полномочий. Но следует учитывать и временные рамки, в которых принимаются решения о наступлении ответственности. Например, после выпуска правового акта, который противоречит законам, должностное лицо или орган самоуправления может избежать ответственности, если в течение 3 месяцев упразднит этот документ.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Уже не раз отмечалось, что должностные лица и органы МСУ занимаются решением задач местного масштаба. Однако их характер может отличаться в зависимости от множества факторов. К наиболее распространенным вопросам можно отнести рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение и контроль расходования. К слову, существует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наступающая при фиксации нарушений в ведении бухгалтерской деятельности. Здесь же стоит отметить установление и коррекцию системы налоговых сборов, имеющей свои особенности в зависимости от региона.

Отдельные вопросы касаются распоряжения имуществом, которое находится в собственности конкретного образования. Органы местной администрации также занимаются проблемами организации инженерных и коммуникационных сетей - газо-, тепло-, водоснабжения и т. д. Дорожная деятельность тоже находится в рамках ведения местного самоуправления - по крайней мере, на прилегающих участках трасс. В зависимости от нанятого или выборного должностного лица, органа местного самоуправления или другой управляющей структуры, уполномоченные должны осуществлять контроль состояния и использования автомобильных дорог в границах управляемых населенных пунктов.

Сход граждан как инструмент самоуправления

Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях. Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое. Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу. Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления - это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании. Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

Стоит отметить и еще одну форму принятия решений - на местном уровне вполне может использоваться такой инструмент, как референдум. Для его реализации также необходимо присутствие достаточного количества местных жителей, которые при этом имеют статусы избирателей. Сами же решения не должны противоречить законам, а также текущему уставу муниципального формирования. И, опять же, не исключен вариант проведения инициативы через депутата.

Заключение

В законах достаточно четко прописаны нормативы и процедуры, по которым происходит осуществление самоуправления, а также формирование его структуры. Но также остается место для коррекции отдельных правил исходя из специфики местных условий и текущих обстоятельств. Специально на такие случаи и вводятся уставы, полностью составляемые местными органами самоуправления, конечно, с ориентацией на Конституцию и действующие законы. Возможности для индивидуального подхода к осуществлению административной деятельности, к примеру, могут выражаться в установке крайних сроков, на которые выбирается должностное лицо местного самоуправления - это вполне может быть и 2 года, и 5 лет. Выбор конкретного периода будет определяться состоянием хозяйственной части, кадровой политикой и т. д. Более того, для отдельных субъектов даже на законодательном уровне предписываются особые условия организации самоуправления. Подобные правила действуют, в частности, для наукоградов, закрытых административно-территориальных центров, приграничных территорий и др. Причем коррекция того же устава в подобных случаях определяет не только нормативный подход к самой организации формирования органов и должностных лиц в структуре муниципального образования, но и отдельные положения с точки зрения проведения стратегии хозяйственной деятельности. Впрочем, есть и общие обязательные стандарты муниципального управления, которые охватывают и особые регионы.

В законодательстве Российской Федерации представлены различные определения и классификации органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) отнес к органам местного самоуправления выборные и иные органы.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Характерно, что вся ст. 34 называется "Органы местного самоуправления", ч. 1 этой статьи говорит о "структуре органов местного самоуправления" (курсив наш. - Авт.), тем не менее там же в структуру включены не только иные органы, но и выборные должностные лица, что сразу же наводит на вопрос: видит ли Закон разницу между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления? Причем в изначальной редакции Закон не говорил о выборных должностных лицах местного самоуправления, их включение в структуру органов местного самоуправления появилось в Законе в редакции от 21 июля 2005 г.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.) претерпел прямо противоположное изменение. В начальной редакции Закона в ст. 2 "Основные термины и понятия" говорилось (п. 49), что органы местного самоуправления - представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление. В редакции от 22 августа 2004 г. органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы. Таким образом, выборные должностные лица из перечня исключены.

Если ориентироваться на основной акт для местного самоуправления - Федеральный закон 2003 г., то надо отметить, что законодатель не разграничивает в ст. 34 понятий "органы местного самоуправления" и "(выборные) должностные лица местного самоуправления", хотя органы следует рассматривать как коллективные субъекты муниципальных правоотношений, а должностное лицо как индивида, наделенного правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Правда, в ст. 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона 2003 г. все же даны характеристики органов и должностных лиц местного самоуправления, которые позволяют увидеть по крайней мере организационные различия между ними.

По Закону "органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален - состоит из многих лиц. Однако на уровне государственной власти есть ведь государственные органы, представленные одним человеком, например Президентом РФ, статус которого как органа государственной власти никем не оспаривается.

Относительно должностных лиц местного самоуправления в ст. 2 Федерального закона 2003 г. имеется несколько формулировок, приведем их текстуально:

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Итак, кто же на основе этих формулировок Закона относится к должностным лицам местного самоуправления?

Во-первых, глава муниципального образования, избранный населением путем прямых выборов. Закон ему разрешает быть одновременно или председателем представительного органа, или главой местной администрации.

Во-вторых, глава муниципального образования, избранный на должность решением представительного органа муниципального образования; он является одновременно председателем данного представительного органа.

В-третьих, глава местной администрации муниципального образования, заключивший контракт (трудовой договор) на данную должность с представительным органом муниципального образования.

В-четвертых, если на муниципальных выборах избирается, помимо представительного органа и главы муниципального образования, еще какой-либо орган местного самоуправления и предполагается, что члены этого органа занимают определенное должностное положение, получают властно-контрольные полномочия, тогда члены соответствующего органа тоже будут считаться должностными лицами - например, если на муниципальных выборах избирается счетная палата как муниципальный орган с контрольными функциями.

Закон выделяет лишь тех лиц, которые в той или иной форме участвуют в решении вопросов местного значения. Помимо этого должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений.

Не считаются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также сотрудники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции.

В правовых актах разного назначения неодинаково определяются круг и статус должностных лиц местного самоуправления.

В частности, по Кодексу РФ об административных правонарушениях, по Уголовному кодексу РФ (ст. 285) должностное лицо является таковым, если оно наделено функциями представителя власти, т.е. обладает распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Мы касаемся должностных лиц местного самоуправления, в той или иной мере отвечающих за решение вопросов местного значения.

Федеральным законом 2003 г. (ст. 34) закреплено правило о том, что структура органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования, срок полномочий и их объем, подотчетность, подконтрольность закрепляются в уставе муниципального образования. Но наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Представительный орган может не формироваться только в поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ст. 35).

Формирование органов и замещение должностей в муниципальном образовании производится самостоятельно. Участие в этом деле органов государственной власти Закон допускает в трех случаях:

1) к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа, замещаемую по контракту, законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;

2) в конкурсную комиссию по отбору кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа члены на одну треть состава назначаются представительным органом власти субъекта РФ;

3) контракт с главой местной администрации может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по заявлению высшего должностного лица субъекта РФ в случае неисполнения главой условий контракта в части, касающейся исполнения делегированных полномочий.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом в пределах от двух до пяти лет. Структура органов местного самоуправления устанавливается представительным органом муниципального образования. Во вновь образованных и преобразованных муниципальных образованиях структура определяется при наличии инициативы жителей на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан или представительным органом муниципального образования после его избрания, и она отражается в уставе муниципального образования.

Наименование представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации устанавливается законом субъекта РФ. Не допускается многообразие наименований должностных лиц и представительного органа муниципального образования в рамках одного субъекта РФ.

К примеру, в Законе Республики Мордовия от 28 января 2004 г. "О наименовании органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия" для всех видов муниципальных образований установлено общее наименование органов и должностных лиц: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов; местная администрация - администрация; глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа, - председатель Совета депутатов; глава муниципального образования с численностью населения менее 1000 человек - глава села (поселка, сельсовета); глава местной администрации - глава администрации.

Согласно Закону Читинской области от 19 мая 2004 г. "О наименованиях органов местного самоуправления в Читинской области" представительный орган поселений и муниципальных районов именуется Совет, а в городском округе - Дума. Глава муниципального образования именуется главой, наименование местной администрации - администрация.

Унифицированное наименование органов муниципального образования установлено в Карелии. Согласно Закону Республики Карелия от 25 января 2005 г. "О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия" они именуются Совет, глава и администрация во всех муниципальных образованиях.

Своеобразно решили вопрос о наименовании органов местного самоуправления законодатели Камчатки. Там для каждого муниципального района принят индивидуальный закон. Так, в Законах Камчатской области "О наименованиях органов местного самоуправления Быстринского района и сельских поселений, входящих в его состав" и "О наименованиях органов местного самоуправления Мильковского района и сельских поселений, входящих в его состав" от 5 марта 2005 г. представительный орган Быстринского района именуется Думой, а Мильковского - Советом народных депутатов. Наименования других органов совпадают. Для района это глава и администрация, для сельских поселений - Собрание депутатов, глава и администрация.

На основе федерального и регионального законодательства муниципальные образования принимают собственные правовые акты с целью унификации структуры органов местного самоуправления. Так, согласно концепции организации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Астрахань", утвержденной решением городского Совета от 23 марта 2003 г., структуру органов и должностных лиц этого муниципального образования составляют: глава муниципального образования, который избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа и является его председателем; представительный орган - городской Совет города Астрахани, состоящий из 35 депутатов, избираемых по одномандатным округам; глава местной администрации - им является городской управляющий, назначаемый на должность городским Советом по представлению конкурсной комиссии; контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата, которая формируется городским Советом; муниципальная избирательная комиссия, формируемая городским Советом; муниципальное казначейство, формируемое городским Советом; комитет имущества, землепользования и градостроительства, формируемый городским Советом. Уставом муниципального образования "Город Астрахань" предусматривается создание муниципальной милиции и муниципальной пожарной охраны.



Просмотров