Пдд проезд сложных перекрестков. Правила проезда перекрестков: кто должен проехать первым? Нерегулируемые У и Т перекрестки

М.А. Кокурина, юрист

Перепланировка жилья: как оформить

«Как у вас просторно!» - иногда восторгаемся мы, оказавшись в гостях у приятелей после ремонта. Вроде наши квартиры похожи, а у них и холл больше, и вход в кухню с другой стороны, да и санузел вместил необъятное угловое джакузи. Волшебство? Нет, это перепланировка жилого помещения.

Не беремся рассказать, какого размера проемы можно сделать в несущих стенах или на сколько можно изменить площадь санузла. За этим следует обращаться в специализированные проектно-строительные компании. Мы же подскажем вам, как правильно получить разрешение на перепланировку: какие для этого нужны документы и в каком органе нужно будет согласовать преобразования в вашей квартире.

Что можно «натворить»

Перепланировка - это наиболее привычный для нас термин, под которым обычно мы понимаем любые отличия чьей-то квартиры от типового жилья. На самом деле не все изменения в жилом помещении являются именно перепланировко йОбзор судебной практики, утв. Президиумом ВС 19.03.2014 .

Какие жилищные преобразования бывают

Перепланировка - это изменения конфигурации квартиры, которые нужно внести в ее технический паспор тч. 2 ст. 25 ЖК РФ . Это потребуется, в частности, если вы захотит еабз. 3 п. 1.7.1 Правил, утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила); п. 2.2.3 Требований, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП (далее - Требования); п. 2.2 Положения, утв. Постановлением главы городского округа Рошаль МО от 20.11.2009 № 579 ; п. 1.3.2 Положения, утв. Решением Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района МО от 29.04.2009 № 94/30 ; подп. 2 п. 2.1 Порядка, утв. Постановлением администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 06.06.2014 № 711 ; п. 1.3 Положения, утв. Распоряжением администрации города Тобольска от 19.07.2006 № 191 рк :

  • перенести и разобрать перегородки;
  • перенести и устроить дверные проемы;
  • объединить несколько квартир по вертикали или горизонтали;
  • образовать дополнительные кухни и санузлы;
  • расширить жилую площадь за счет вспомогательных помещений;
  • устранить темные кухни или переоборудовать существующие тамбуры.

Например, вы увеличиваете жилую площадь квартиры за счет лоджии или коридора, устраиваете мансарду в чердачном помещении, переносите из коридора в комнату вход на кухню.

Помимо перепланировки, может проводиться переустройство (переоборудование) жилого помещения. Это установка, замена или перенос инженерных сетей, сантехники, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещени яч. 1 ст. 25 ЖК РФ . Наприме рабз. 2 п. 1.7.1 Правил :

  • установка бытовых электроплит взамен газовых плит;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство новых и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • прокладка новых или замена существующих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Для удобства в статье будем пользоваться термином «перепланировка» при обозначении любых преобразований в квартире, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Всегда ли нужно согласовывать жилищные преобразования

Задумывая перепланировку, помните, что в таком случае почти всегда необходимо согласование с местным органом власт ич. 1 ст. 26 ЖК РФ . Для каких преобразований в своем жилище вам понадобится разрешение, а для каких нет, вы сможете узнать из местного законодательства.

Обычно оформлять разрешение на перепланировку не нужно, если вы хотите разобрать встроенную мебель или антресоли, заменить без перестановки инженерное оборудование аналогичным по техническим параметрам, закрыть коробом стояк инженерных коммуникаци йПостановления администрации Советско-Гаванского муниципального района от 15.02.2011 № 155 ; администрации Арамильского городского округа от 25.01.2012 № 13 .

А вот для разборки части ненесущей перегородки в каких-то муниципальных образованиях согласование не нужн оПостановление главы городского поселения Луховицы от 14.07.2009 № 271-П , а в каких-то разрешение необходим оРешение Старожиловского районного собрания депутатов от 19.02.2015 № 164 ; Постановление администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 06.06.2014 № 711 .

Имейте в виду, что вам могут разрешить переделать в квартире не все, что вы захотите. Например, в Москве вам точно не согласуют перепланировку, если вы собралис ьпп. 11.7, 11.8 Требований :

  • перенести на лоджию или балкон радиаторы отопления, подключенные к общедомовой системе горячего водоснабжения или центрального отопления;
  • устроить полы с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения или отопления.

Готовимся к перепланировке

Основное требование к перепланировке - это не нарушить прочность несущих конструкций здания или работу инженерных систем домап. 1.7.2 Правил . Вряд ли вы самостоятельно сможете оценить, допустимы ли ваши строительные задумки. Поэтому лучше, как только у вас в голове сложился план преобразований, обратиться за консультацией в проектную организацию, чтобы понимать, что вам разрешат сделать, а о чем не стоит грезить.

ШАГ 1. Заказываем проект перепланировки квартиры

Не путайте такой проект с дизайн-проектом квартиры, который делается дизайнером-архитектором и включает в себя несколько вариантов планировки помещений, отделки полов, потолков и стен, расстановки мебели и оборудования.

Сейчас вам нужен проект, который бы отражал изменения в конфигурации вашего жилища, например перенос или разборку стен, перенос или устройство входов в различные помещения квартиры.

Если вы хотите согласовать проведение перепланировки по типовому проекту, проект перепланировки делать не нужно. Типовые проекты можно найти на официальных сайтах региональных или муниципальных органов власти, которым поручено согласование перепланировок. Например, в Москве это Мосжилинспекци яп. 2.4 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП (далее - Административный регламент) .

Если же у вас индивидуальный проект, то обратитесь в проектную компанию или к предпринимателю, имеющим свидетельство саморегулируемой организации (СРО) о допуске к проектным работа мп. 2.10.5. Административного регламента . Обычно сразу проектировщикам нужны от вас:

  • технический паспорт квартиры или поэтажный план. Их вы можете заказать в БТИ, оплатив изготовление документов по тарифам, установленным в вашей местности;
  • ваш эскиз желаемых преобразований в квартире.

С проектировщиком вы заключите договор о подготовке проекта перепланировки, по исполнении которого у вас будет на руках примерно такой пакет документов (может быть разным в зависимости от сложности вашей перепланировки):

  • пояснительная записка к проекту, описание противопожарных мероприятий, план и экспликация помещения до переустройства и после переустройства, план расстановки сантехники с трубной разводкой, экспликация полов, схема устройства гидроизоляции, схема усиления проема, разрезы возводимых перекрытий;
  • заключения Роспотребнадзора, СЭС, пожарного надзора, а также проектной организации - автора проекта вашего жилого дома (если вы объединяете квартиры по вертикали или горизонтал ип. 39 Регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района МО от 19.05.2014 № 559 ) о согласовании проекта перепланировки. Таких заключений может не быть, допустим, если вы не оплачивали по договору услугу согласования, а планируете идти по этим инстанциям самостоятельно.

Для составления проекта перепланировки может понадобиться техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания (если вы хотите, например, сделать проем в несущей стене). В некоторых муниципальных образованиях требуют такое заключение в обязательном порядк еп. 4.1 приложения № 3 к Постановлению главы Ленинского муниципального района Московской области от 11.09.2007 № 102 , в некоторых - «при необходимост и»п. 3.1.3 Постановления главы г. Пущино МО от 11.08.98 № 366 .

Для составления такого технического заключения проектная компании должна тоже иметь допуск СРО. Поэтому, когда будете выбирать фирму для подготовки проекта вашей перепланировки, спрашивайте ее о наличии всех необходимых допусков. Заказать пакет услуг в одной компании, имеющей право оказывать их все, возможно, выйдет дешевле, чем сделать необходимые заключения и проекты в разных конторах.

ШАГ 2. Собираем документы на перепланировку

К полученному от проектировщиков проекту перепланировки нужно приложить такие документ ыч. 2 ст. 26 ЖК РФ ; пп. 2.10, 2.11 Административного регламента :

  • заявление о перепланировке. Его форму придумывать не нужно, она утверждена Правительством РФ и едина для всех российских регионо вПостановление Правительства от 28.04.2005 № 266 . При заполнении бланка заявления обратите внимание вот на что:

Срок производства ремонтно-строительных работ с «__» _________ 200_ г. по «__» _________ 200_ г. Запишите этот период с запасом, чтобы не пришлось обращаться за продлением срока перепланировки, если ваши подрядчики будут задерживать выполнение работ

Режим производства ремонтно-строительных работ с _________ по _________ часов в _________ дни.Укажите периоды проведения шумных работ, учитывая региональные ограничения. Например, может быть запрещено проводить ремонтные работы в квартир ест. 2 Закона Приморского края от 29.09.2014 № 467-КЗ ; :
с 22.00 до 7.00 или 9.00 в будние дни (с понедельника по пятницу включительно);
с 22.00 или 23.00 до 10.00 в выходные дни (суббота, воскресенье) и нерабочие праздничные дни;
с 13.00 до 15.00 ежедневно

  • правоустанавливающие документы на квартиру (подлинники или нотариально заверенные копии):
  • <если> квартира принадлежит вам на праве собственности или вы проживаете в ней по договору найма жилого помещения, то свидетельство о праве собственности или договор социального найма;
  • <если> квартира в новостройке и на нее еще нет свидетельства о собственности, то пакет документов, включающий договор участия в долевом строительстве, разрешение на ввод дома в эксплуатацию, акт приема-передачи квартиры, согласие застройщика на проведение перепланировки, справка от застройщика об исполнении участником долевого строительства его договорных обязательств;
  • письменное согласие на перепланировку всех членов семьи нанимателя, занимающих квартиру по договору социального найма.

Для утверждения перепланировки нужны еще технический паспорт квартиры и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки, если ваша квартира находится в доме, который является памятником архитектуры, истории или культуры. Но такие документы вы вправе не подавать, так как местный орган власти, согласовывающий перепланировку, должен запросить их самостоятельно. Кстати, свидетельство о праве собственности тоже можете не прикладывать, если право на квартиру зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП)ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ .

Обратите внимание, если перепланировка затрагивает общее имущество собственников многоквартирного дома (предположим, вы хотите установить дверь на свою укрупненную квартиру в общем коридоре или устроить на чердаке мансарду), вам придется получать согласие всех собственников помещений в многоквартирном домеч. 2 ст. 40 ЖК РФ . Подробнее об этой процедуре - в одном из ближайших номеров .

ШАГ 3. Согласовываем перепланировку

Перечисленные документы нужно подать в орган местного самоуправления, который согласует вашу перепланировку. Это может быть, к примеру, жилинспекция, департамент или управление архитектуры и градостроения, межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов переустройства, перепланировки при администрации городского округа, комитет градостроительств ап. 4.2.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП ; Постановления администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 21.12.2015 № 4097 ; администрации Дальнереченского городского округа от 06.06.2014 № 713 .

Документы по перепланировке вы можете подать:

  • <или> в сам орган местного самоуправления;
  • <или> в многофункциональный центр предоставления госуслуг (МФЦ), который направит ваши документы в этот орган.

Претворяем перепланировку в жизнь

После подачи документов вам больше ничего не нужно делать, никаких вызовов в муниципальный орган по вашей перепланировке законодательством не предусмотрено.

ШАГ 4. Получаем разрешение на перепланировку

Ждать разрешения с момента подачи вами документов придется, возможно, довольно долго, так как законом на это отводитс яч. 4, 5 ст. 26 ЖК РФ :

  • 45 календарных дней - на принятие решения о согласовании перепланировки;
  • 3 рабочих дня с даты принятия решения - на отправку его вам.

Прибавьте к этому еще несколько дней на пробег почты, если решение направят вам по почте.

ШАГ 5. Проводим перепланировку

Когда приступите к перепланировке, помните, что нужно:

  • проводить перепланировку строго по проекту, который вам согласовали в органе местного самоуправления. Причем за этим могут следит ьп. 17 Требований :
  • <если> вы заключили договор авторского надзора с проектной компанией, которая делала вам проект, - ваша проектная фирма. Кстати, в некоторых местных нормативных актах предусмотрено обязательное заключение такого договор аподп. «в» п. 2.11 Положения, утв. Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области от 01.07.2003 № 205 ;
  • <если> вы такой договор с проектировщиками не заключали - работники ведомства, согласовавшего перепланировку. Допустим, в Москве это инспекторы Мосжилинспекци ип. 17 Требований ;
  • соблюдать региональные нормы тишины в многоквартирных домах. За нарушение спокойствия соседей вас могут оштрафовать, например в Москве на 1000- 2000 руб.ст. 3.13 , п. 1 ч. 3 ст. 16.5 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 , в Хабаровском крае - на 2000- 4000 руб.ст. 34 КоАП Хабаровского края от 24.06.2009 № 256

В Москве вас не накажут за шумную перепланировку в любое время дня и ночи, если вы ремонтируете квартиру в новом доме, который был введен в эксплуатацию не более полутора лет наза дп. 1.1 ст. 2 Закона г. Москвы от 12.07.2002 № 42 ; ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . Подобная «льгота» для новоселов новостроек есть, в частности, в Якутии, но она распространяется только на дневное врем яч. 3 ст. 3.5 КоАП Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 726-З № 337-IV .

ШАГ 6. Фиксируем проведенную перепланировку

Когда вы завершите свои перестроечные работы, об этом нужно сообщить в орган, который согласовывал вашу перепланировку:

  • <если> специальных форм и порядка уведомления об этом вашим местным законодательством не предусмотрено, то можно направить в орган, согласовывающий перепланировку, извещение (заявление) в произвольной форме или позвонить и уточнить, когда ждать приемочную комиссию;
  • <если> есть специальная форма уведомления (заявления), то воспользуйтесь ею. Например, в Москве, Находкинском городском округе Приморского края после окончания перепланировки нужно направить заявление об оформлении акта о завершенной перепланировк еприложение 2 к Административному регламенту ; приложение 3 к Регламенту, утв. Постановлением администрации Находкинского городского округа от 21.05.2012 № 859 .

В назначенный день к вам придут представители из местного органа власти. Если все работы проведены согласно утвержденному проекту перепланировки, то комиссия составит акт о принятии перепланировки и направит один его экземпляр в Росреест рст. 28 ЖК РФ ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 01.06.2009 № 457 .

ШАГ 7. Вносим уточнения по квартире в Росреестр

Если в результате перепланировки у вас, предположим, изменилась площадь квартиры или вы объединяли несколько квартир, в результате чего получился новый объект недвижимости, вам нужно будет внести уточнения в ЕГРП. Поэтому обратитесь в БТИ за обновленным кадастровым паспортом, а с ним - в территориальное отделение Росреестра с заявлением об уточнении сведений об объекте недвижимого имуществ аПисьмо Минфина от 10.04.2014 № 03-04-05/16457 . То есть при продаже новой квартиры в ближайшие 5 лет с даты ее регистрации придется уплатить НДФЛ, даже если отдельными квартирами, из которых она образовалась, вы владели более 5 летпп. 1- 4 ст. 217.1 , подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ ;

  • <если> в результате перепланировки не был создан новый объект недвижимости (например, не менялись внешние границы квартиры, перестройка проводилась внутри одной квартиры), то даже при получении нового свидетельства на обновленную квартиру срок владения ею все равно исчисляется с даты первоначального свидетельства о праве собственности на квартиру. Поэтому при продаже перестроенной квартиры, находившейся в собственности более 5 лет, НДФЛ уплачивать не придетс я :
    • оштрафовать на 1000- 1500 руб. при перепланировке жилых домов или помещений и на 2000- 2500 руб. при перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах;
    • обязать восстановить жилое помещение в прежнем состоянии.

    А если вы не восстановите первоначальный вид квартиры, то последствия таки еч. 5 ст. 29 ЖК РФ :

    • <если> вы собственник квартиры, то по решению суда ее могут выставить на публичные торги с выплатой вам вырученных от продажи денег за вычетом расходов на организацию торгов;
    • <если> вы наниматель по договору социального найма, то с вами могут расторгнуть такой договор.

    Поэтому лучше не рисковать и заранее согласовывать с органом местного самоуправления свои творческие порывы в переделке жилья. Или хотя бы пойти «с повинной» и постараться узаконить то, что вы натворили самовольно.

    А вот как можно легализовать несогласованные перестройки, читайте в , .

У меня возникает вопрос: - " Если на прилегающую территорию проложена полноценная дорога?" Как считать, её пресечение, с другой дорогой, перекрёстком или нет?

Дмитрий-20

Здравствуйте!

Прошу разъяснить ситуацию,это произошло со мной.Выезжал с автостоянки,до пересечения с дорогой,с которой образуют Т-образный нерегулируемый перекресток метров 30.Поворачивая на лево столкнулся с другим авто,двигаюшимся с лева на право.Все произошло в жилом микрораене,у улиц нет названия.В протоколе написали,что я при выезде со стоянки во внутридворовом проезде не дал преимушество в движении.С протоколом не согласился-придерживался правила правой руки.Инспектор давит на выезд со стоянки-должен пропустить.Неужели внутридворовой проезд не приравнивается к жилой зоне, двору, месту стоянки и другим близлежащим территориям?Действует ли на таком перекрестке правило помехи с права?

Разъясните,пожалуйста ситуацию!

Перекрёсток,дорога имеет две полосы,обозначенные разметкой.Правая полоса имеет расширение непосредственно перед перекрёстком,где обычно встают для поворота направо.Правая полоса не имеет больше никакой разметки,знаков указывающих движение по полосам тоже нет.Перед началом перекрёстка на правой полосе стоят два авто на одном уровне.Перекрёсток регулируемый.За перекрёстком эта полоса имеет размер,достаточный для проезда только одного авто.Оба автомобиля намерены проехать перекрёсток в прямом направлении.Кто должен уступить дорогу.Действует ли в данной ситуации правило "помеха справа"?

Алексей-30

здравствуйте.помогите определиться является ли перекрестком участок дорог пересекающихся не на одном уровне. суть в том что раньше имел место быть у-образный перекресток но там построили объездную дорогу и данный перекресток засыпали подняв уровень дорожного полотна метра на два т.е получился прямой участок дороги с примыкающими к ней с права и слева асфальтированного дорожного полотна оставшесяго от старого у-образного перекрестка.съездов как таковых там нету если не считать тех что водители сами накатали.знаки обозначающие что данное пересечение является перекрестком отсутствуют

С Ваших слов получается, что это уже не перекрёсток. Тем более выполнены работы по исключению других подъездов в этом месте. Самостийность съезда не делает съезд перекрёстком.

Евгений-23

Максим, вы писали:

"Перекресток - это пересечение дорог на одном уровне, т.е. разнообразные многоуровневые развязки с мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют."

Но в таком случае как понимать термин "разветвление дорог" из определения понятия ПЕРЕКРЕСТОК (пункт 1.2 Правил дорожного движения):

"Перекресток" – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

То есть, если 2 автодороги пересекаются на 2 уровнях, НО соединяющие их съезды (разветвления) и заезды (примыкания) находятся в одном уровне, где начинается граница ПЕРЕКРЕКСТКА? если буквально понимать определение в ПДД, то начало перекрестка многоуровневой развязки начинается в начале закругления съезда (разветвления).

Вы согласны?

Так перекрестка нет там, где одна дорога проходит над/под другой. А вот в пределах одной плоскости, где проходят съезды, заезды на каждую из дорог и существуют перекрестки. Т.е. в рамках одной клеверной развязки двух перпендикулярных дорог может быть до 16 перекрестков (если все съезды и заезды сделаны независимо, т.е. не в рамках одного перекрестка.

Евгений-23

выходит, что если за 800 м до клеверной развязки стоит знак ограничение скорости и знак ремонтные работы, расстояние действия отсутстует, а в тени эстакады патрулька ДПС с видеокамерой и радаром, то можно смело оспаривать требования к ограничению скорости, поскольку они находятся ЗА первым съездом на эстакаду и, следовательно, перекрестком??

Евгений, все верно.

Евгений-23

Спасибо! Хана адыгейским гиббонам-))

Добрый день!

В данной статье допущена ошибка. На картинке выше два перекрестка, а не один. Так как на картинке присутствует три проезжих части: одна горизонтальная и две вертикальных.

Согласно ПДД: "Разделительная полоса - это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств."

Водителю, проезжая регулируемое пересечение дорог, достаточно исполнять распоряжения светофора или сотрудника ГАИ. В принципе, это довольно просто. Двигаться по нерегулируемому перекрестку гораздо сложнее.

Что представляет собой такая развязка

Приближаясь к пересечению дорог, следует обратить внимание, чем упорядочивается очередность проезда транспорта. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки имеют одно главное отличие - наличие либо отсутствие светофора и регулировщика. Присутствие последних говорит о а отсутствие свидетельствует о том, что вы находитесь, наоборот, на нерегулируемом пересечении дорог.

Знаки

Дорожные знаки помогут человеку за рулем транспортного средства понять, какое пересечение проезжих частей перед ним и как правильно поступить. Так, на нерегулируемом перекрестке устанавливаются - «Уступить дорогу», «Главная дорога», «Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» и прочие.

Проехать правильно и без дорожно-транспортных происшествий вы сможете, лишь умея читать знаки.

Проезд нерегулируемых перекрестков: правила

Прежде чем начать движение на нерегулируемом перекрестке, обязательно нужно изучить все установленные знаки. А затем, приняв их во внимание, начать перемещаться, учитывая правила. Нерегулируемый перекресток не вызовет у вас сложностей, если вы умеете читать знаки и помните ПДД.

Безрельсовые транспортные средства не имеют преимуществ перед трамваем, независимо от направления движения и статуса проезжей части, на которой находятся. Поэтому автомобили всегда пропускают их, и только после этого начинают движение согласно установленным дорожным знакам.

Перед пересечением дорог имеется знак "Главная дорога"

Как уже неоднократно упоминалось, движение на нерегулируемых перекрестках зависит от установленных знаков. Поэтому, для того чтобы правильно проехать нерегулируемое пересечение дорог, следует знать, кого нужно пропустить, а где вы имеете преимущество. Существует несколько вариантов проезда нерегулируемого перекрестка.

Все зависит от того, как расположены главная дорога и ваше местоположение относительно нее.

1. Если транспортное средство располагается на главной трассе и она продолжается прямо, то алгоритм движения вашего автомобиля следующий:

  • При желании проехать в прямом направлении - уступать дорогу не должны никому.
  • Планируете повернуть направо - также преимущество имеете вы. Соответственно, перекресток проезжаете первым.
  • Поворот налево - в первую очередь пропускаете встречные автомобили, которые, так же как и вы, находятся на главной дороге. А именно вы должны приблизиться к середине перекрестка, выждать, пока они проедут, и только после этого продолжить двигаться. В случае если встречные транспортные средства сворачивают налево, вы одновременно разъезжаетесь правыми сторонами автомобилей.
  • Если вы собираетесь развернуться, то последовательность действий такая же, как и при повороте налево.

2. Главная дорога поворачивает направо. Ваши действия:

  • При движении прямо вспоминаете про помеху справа. Если там есть автомобиль, то пропускаете его, а затем начинаете проезжать перекресток.
  • Поворот направо - это единственное направление, при котором вы имеете преимущество. Поэтому можно смело сворачивать, не уступая никому.
  • При повороте налево вы пропускаете автомобили, которые находятся справа и двигаются по направлению прямо или налево. Если ваша планирует свернуть направо, то вам разрешено двигаться одновременно, так как в данной ситуации вы не препятствуете её движению.
  • Разворот. В данной ситуации работают те же правила, что и при повороте налево.

3. Главная дорога поворачивает налево. Ваши действия:

  • При желании двигаться прямо у вас приоритет, поэтому вы проезжаете первым.
  • При повороте направо имеете преимущество, поэтому, не уступая никому, выполняете маневр.
  • Поворот налево происходит по тому же алгоритму, что и направо.
  • При развороте следует уступить транспортным средствам двигающимся слева, согласно ПДД. Нерегулируемый перекресток они, так же как и вы, проезжают по главной дороге, а преимущество перед ними образуется за счет того, что они являются для вас помехой справа.

Перед пересечением дорог установлен знак "Уступи дорогу"

Согласно ПДД, если на вашей дороге установлен знак "Уступи дорогу", вы в первую очередь пропускаете автомобили, двигающиеся по главной дороге, а затем тех, кто для вас является помехой справа.

Остановка у пересечения дорог:

  • Перед вами находится знак "Уступи дорогу". При желании повернуть направо вы пропускаете свою помеху справа (даже если она делает разворот), также пропускаете автомобиль слева в связи с тем, что он направляется по главной дороге. Однако если он поворачивает направо, вам разрешено начинать двигаться одновременно с ним. При проезде прямо преимущество перед вами имеют автомобили справа и слева, поэтому уступаете им проезжую часть. При повороте налево вы пропускаете всех. То же самое и при совершении разворота.
  • Главная дорога располагается справа от вас. При повороте направо имеет приоритет встречный автомобиль. Также безрельсовое транспортное средство справа в случае разворота. Еще вы пропускаете их, если планируете продолжить движение прямо и свернуть влево. Перед разворотом придется уступить всем автомобилям с трех направлений.
  • Главная дорога находится слева от вашего ТС. Перед поворотом направо вы обязаны уступить встречным и находящимся слева автомобилям, потому что они находятся на главной дороге, соответственно, имеют преимущество. Пропустив автомобили на главной проезжей части (слева, со встречного направления) и справа (помеха справа), вы имеете возможность пересечь нерегулируемый перекрёсток по направлению прямо. Также вы не имеете преимущества при повороте налево.
  • Разворот на таком перекрестке лучше не выполнять, но если другого варианта нет, то начинать маневр разрешено, только пропустив транспортные средства с трех направлений.

Проезд нерегулируемых равнозначных дорог

В ситуации, когда вам придется проехать пересечение равнозначных дорог, главное правило, которым вы обязаны руководствоваться, - это помеха справа.

Кого следует пропустить, зависит от того, куда вы направляетесь. Вы планируете:

  • Повернуть направо. В этой ситуации вы не должны никому уступать, так как преимущество за вами, соответственно, ваш автомобиль проезжает первым.
  • Ехать прямо. Если справа от вас находится транспортное средство, значит, вы пропускаете его, а затем проезжаете сами. Иногда получается так, что одновременно с четырех направлений автомобили планируют пересечь нерегулируемый перекресток равнозначных дорог прямо. ПДД не регламентируют данную ситуацию, поэтому водители должны между собой определить, кто из них начнет движение первым.
  • Повернуть налево. В данных обстоятельствах для вас помехой справа является встречный и находящийся по правую сторону автомобиль. Исходя из этого, вы начинаете движение только после них.
  • Совершить разворот. Для начала этого маневра вы обязаны пропустить ТС с трех направлений, и только после этого начинать движение.

Пешеход и нерегулируемый перекресток

Так как на перекрёстке отсутствует регулирование, то в ситуациях с пресечением перекрестка человеком необходимо быть очень внимательным. Ведь ему в случае ДТП максимум выпишут штраф, а для вас как водителя эта ситуация может обернуться лишением прав и даже тюремным сроком.

Пешеход на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по зебре, имеет преимущество перед любым транспортным средством. Если же человек решил пересечь проезжую часть, на которой отсутствует пешеходный переход, вы не обязаны его пропускать. Но, как показывает практика, быстрее и проще уступить нерадивому пешеходу.

Обобщая правила, контролирующие проезд нерегулируемых перекрестков, можно выделить три основных пункта, которым нужно следовать:

  • Помеха справа на пересечении равнозначных дорог. Обязательно необходимо следить, есть ли транспортные средства справа от вас.
  • При установленном знаке "Уступи дорогу" первоначально водитель обращает внимание на того, кто едет по главной дороге, затем - на движущихся справа.
  • Если на дороге, по которой вы двигаетесь, находится знак "Главная дорога", то вы внимательно следите за теми, кто направляется также по главной дороге и справа от вас.

Тема 14. Проезд перекрестков (ПДД, глава 13). Общие правила. Регулируемые перекрестки.

Что такое перекресток?

Перекресток отличается от выезда с прилегающей территории. Пункт 8.3. ПДД говорит о том, что по отношению к дороге прилегающая территория всегда второстепенна. Выезжая с нее необходимо пропустить все транспортные средства и пешеходов, путь которых пересекается.

Согласно статистике более 30% столкновений происходит именно на перекрестках. Это 13-14% от общего количества всех ДТП. При этом ведется учет только происшествий с погибшими или ранеными. Столкновения без пострадавших сводками во внимание не принимаются. Если верить неофициальным данным и учитывать при этом мелкие ДТП, столкновений на перекрестках случается в 8-10 раз больше. Только в Москве каждый год происходит более 15 тыс. таких случаев, по сорок с лишним в сутки в среднем.

Главная причина ДТП на перекрестках – это несоблюдение очередности проезда. Водитель должен досконально знать правила и технологию проезда перекрестков, уметь быстро ориентироваться уже при подъезде к перекрестку, определять свою очередь и уступать дорогу тем, кто имеет преимущество. Эти правила универсальны и взаимосвязаны. Они применимы к перекресткам любой конфигурации, с любым количеством пересекающихся дорог, с любой интенсивностью движения.

Проезжая перекресток следует быть внимательным, осторожным и сосредоточенным. Спешка легко может повлечь за собой ошибку, которая станет причиной ДТП. Замешкавшийся водитель также может создать пробку или аварийную ситуацию, задержав не только себя, но и других участников движения. Именно поэтому действия при проезде перекрестка должны быть четкими, осознанными, своевременными и понятными окружающим. Любезности к другим участникам дорожного движения недопустимы, так как они могут поставить их в сложное положение или быть неверно истолкованы и вызвать в конечном итоге неразбериху на дороге.

Последовательность действий при проезде перекрестка

Процесс преодоления перекрестка состоит из трех последовательных этапов. Каждый из них осуществляется по отдельности, но в определенном порядке.

Процедура проезда перекрестка начинается еще до того, как водитель въезжает на него, а именно с определения и понимания его типа. Для каждого вида перекрестка существуют свои правила проезда. Ошибка на этом этапе повлечет за собой применение ложных правил и выработку неправильной очередности движения, что может в свою очередь стать причиной столкновения с другим ТС.


Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемые перекрестки могут быть равнозначными и неравнозначными. Среди неравнозначных в свою очередь выделяют перекрестки с поворотом главной дороги и без поворота. Определение вида перекрестка производится по набору конкретных признаков.

Условия движения через тот или другой перекресток могут очень сильно отличаться. Вид и оснащение перекрестка определяется количеством транспортных средств, проезжающих через него в сутки или за час, то есть интенсивностью движения. Малозагруженные дороги, на которых ТС редко встречаются друг с другом, обычно имеют нерегулируемые равнозначные перекрестки. Это самый простой их тип. Неравнозначные перекрестки встречаются на дорогах со средней интенсивностью движения. Одна дорога, проходящая через них, является главной, а другая – второстепенной. На неравнозначных перекрестках устанавливаются знаки приоритета, помогающие водителям сориентироваться, где какая дорога. Риск столкновения на таких перекрестках меньше, чем на нерегулируемых равнозначных.

Регулируемый перекресток востребован при высокой интенсивности движения. Он оснащен светофорами. Такая организация движения может обеспечить достаточно безопасное взаимодействие больших транспортных и пешеходных потоков, пересекающихся в одном месте и разветвляющихся в разные стороны.

На втором этапе процесса преодоления перекрестка необходимо правильно въехать на него. При наличии нескольких транспортных средств важно определить, кому нужно уступить дорогу, а кто, наоборот, должен будет пропустить Ваш автомобиль. Дождавшись своей очереди, можно въехать на перекресток.

Третий этап представляет собой выезд с перекрестка. Очередность движения при этом определяется направлением дальнейшего следования (прямо, разворот, направо или налево).

На любом перекрестке может сложиться такая ситуация, при которой водитель, въехавший на него первым, выезжает последним и наоборот.

Глава 13 ПДД подробно описывает все действия, связанные с проездом различных перекрестков.

Общие правила для любых перекрестков

Пункты 13.1. и 13.2. Правил содержат общие для всех перекрестков требования. В частности, согласно пункту 13.1. водители должны при повороте уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, двигавшимся в попутном или встречном направлении и продолжающим двигаться прямо. Данное требование обязательно независимо от наличия и отсутствия пешеходного перехода, велосипедной дорожки, светофоров или дорожных знаков. Совершая поворот, не пропускать пешеходов или велосипедистов можно только в двух ситуациях. Во-первых, во время движения по сигналу регулировщика. Во-вторых, на перекрестках с движением пешеходов, регулируемым отдельным пешеходным светофором.


Пункт 13.2. регулирует действия водителя при образовании затора сразу за перекрестком в том направлении, куда он двигался. В этом случае Правила допускают въезд на перекресток только для проезда в другом свободном направлении. Если водитель не желает или не может менять маршрут, въезд на перекресток запрещен даже при зеленом сигнале светофора. Рекомендуется совершить остановку перед стоп-линией, подождать, пока за перекрестком появится свободное место и при наличии разрешающего сигнала выдвигаться в намеченном направлении. Невыполнение этих требований может стать причиной перекрытия движения в поперечном направлении и создания помехи для движения остальных транспортных средств или пробки по вине въехавшего на перекресток и не сумевшего его своевременно освободить водителя.

Признаки регулируемого перекрестка

Регулируемые перекрестки отличаются более интенсивным движением. Для того, чтобы все желающие могли проехать, одни ТС должны останавливаться и давать возможность другим проехать. В этом и заключается регулирование дорожного движения. Выполняет такую задачу или регулировщик, или светофор.

Пункт 13.3. ПДД называет регулируемым только такой перекресток, на котором присутствует действующий светофор или регулировщик. В ситуации, когда светофор не работает, неисправен или переведен в мигающий желтый режим, а сотрудник ДПС отдыхает или просто осуществляет наблюдение за дорожным движением и не подает при этом никаких сигналов, перекресток следует считать нерегулируемым. Соответственно, его проезд производится по правилам для нерегулируемых перекрестков.

На регулируемых перекрестках нет главных и второстепенных дорог, и установленные на его углах знаки приоритета не имеют никакого значения. Очевидно, что при определении типа перекрестка, прежде всего, стоит обращать внимание на наличие светофора или регулировщика и классифицировать его в этом случае как регулируемый. При их отсутствии перекресток считается нерегулируемым, и тогда становится актуальным вопрос о знаках приоритета, главной и второстепенной дорогах.

Въезд на регулируемый перекресток

Право въехать на регулируемый перекресток предоставляется разрешающим сигналом светофора или регулировщика. Пунктом 6.10. Правил установлены требования, согласно которым разные сигналы регулировщика дозволяют двигаться во всех или только в определенных направлениях. Светофор работает аналогичным образом – поворот налево, направо, разворот, иногда и движение прямо регулируются отдельными и дополнительными секциями с зелеными и красными стрелками. При отсутствии на светофоре дополнительных секций основной зеленый сигнал разрешает проезд в любых не запрещенных знаками и разметкой направлениях. Обычно зеленый свет горит одновременно и движущимся навстречу ТС. Движение по пересекаемой дороге при этом отсутствует.

Если на перекрестке присутствует трамвайное движение, то даже при наличии разрешающего сигнала очередь других ТС никогда не будет первой. Пункт 13.6. ПДД говорит о том, что при пересечении пути трамвая, следующего в любом направлении на зеленый свет, и другого ТС, транспортное средство обязано уступить ему дорогу.


Кроме зеленого сигнала светофора допуск на перекресток предоставляется комбинацией красного (желтого) сигнала с активной дополнительной зеленой стрелкой. Согласно пункту 13.5. двигаться можно только в направлении этой стрелки, уступая при этом дорогу всем ТС, едущим наперерез с других направлений. В такой ситуации уступать дорогу должны не только водители безрельсовых ТС, но и водители трамваев.


Если движение осуществляется на зеленый сигнал с включенной дополнительной стрелкой, то при въезде на перекресток кроме трамвая никакие другие ТС пропускать не нужно. В это время сигналы светофора или запрещают им движение, или обязывают уступать дорогу.


Выезд с регулируемого перекрестка

Третий этап пересечения перекрестка, а именно выезд с него, зависит от того, в каком направлении запланировано дальнейшее движение ТС. Очередность выезда описана в пункте 13.4. Правил. При горящем зеленом свете светофора, движущимся навстречу безрельсовым транспортным средством и собственном движении в прямом направлении или при повороте направо, дорогу уступать не следует. При совершении поворота налево или развороте, наоборот, необходимо уступить дорогу. Именно так трамваи определяют очередность проезда между собой, а безрельсовые ТС после трамваев между собой. В основе этого требования лежит правило помехи справа. После начатого маневра по повороту налево, встречное транспортное средство, находящееся в таких же условиях и также движущееся на зеленый свет, будет расположено правее Вашего автомобиля.


В результате объединения требований пунктов 13.4. и 13.1. получается следующий порядок выезда с перекрестка:



Очевидно, что выезд с регулируемого перекрестка в прямом направлении или направо намного проще, чем налево или на разворот.

Очередность проезда при переключении светофора

Рассмотреть данный вопрос следует с двух сторон, а именно рекомендации и требования по въезду на перекресток при переключении светофора с зеленого на желтый свет, и правила выезда с перекрестка в аналогичной ситуации.

Довольно часто реальное количество транспортных средств, намеревающихся проехать через регулируемый перекресток, намного больше того их числа, которое светофор способен пропустить за один цикл своей работы. В итоге перед светофором выстраивается очередь. Когда загорается зеленый свет, проехать перекресток успевает только ее часть, затем включается желтый, а после красный сигнал светофора. Особенно актуальна такая ситуация для узких улиц с интенсивным движением. Возникает вопрос: до какого момента разрешен въезд на перекресток в сложившихся условиях.

Пункт 6.13. ПДД содержит разъяснения по этой проблеме. Так, в нем говорится, что при подаче запрещающего сигнала водитель должен совершить остановку перед стоп-линией, а при ее отсутствии перед въездом на первое пересечение проезжих частей. Запрещается въезжать на перекресток, если желтый свет загорается до того, как пересечена эта граница. При этом необходимо остановиться в указанных местах. Если переключение светофора произошло тогда, когда водитель уже выехал за стоп-линию или оказался на пересечении проезжих частей, это не считается нарушением Правил. С этого момента сигнал светофора не разрешает движение всем, кто оказался позади такого водителя, но не касается его самого, так как он совершал въезд на перекресток на разрешающий сигнал. В ситуации, когда впереди образовался затор, даже при разрешающем сигнале нельзя въезжать на пересечение проезжих частей, следует обязательно остановиться и пропустить очередной цикл работы светофора.

Если сигнал светофора или регулировщика сменился тогда, когда ТС находится на перекрестке, ни в коем случае нельзя останавливаться и перегораживать путь тем, кому должен быть подан разрешающий сигнал и кто уже готов начать движение. Так, пункт 13.7. обязывает въехавших на перекресток водителей освободить его независимо от цвета горящего сигнала светофора. Это же положение имеет отношение и к ситуации со сменой сигнала, подаваемым регулировщиком.

Однако, некоторые водители злоупотребляют этим правилом и проезжают весь перекресток на желтый, а иногда даже на красный свет.

Стоит обратить особое внимание на то, что если водитель видит впереди желтый или красный сигнал светофора или сигнал регулировщика, запрещающий движение, он обязан остановиться перед перекрестком. Пункт 13.7. описывает такие ситуации, когда транспортное средство уже въехало на перекресток или находится в непосредственной близости от него и не успевает остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части. Если водитель может остановиться, не применяя при этом экстренного торможения, продолжение движения через перекресток станет проездом на запрещающий сигнал светофора и повлечет за собой наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Повторное такое же нарушение, совершенное в течение одного года после уплаты штрафа, грозит водителю новым штрафом уже в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев (статья 12.12. КоАП РФ).

Пункт 13.8. содержит в себе требование, адресованное ТС, не въезжать на перекресток до тех пор, пока его не освободят другие транспортные средства и пешеходы, даже если красный свет уже сменился зеленым. Соответственно, разрешающий сигнал является необходимым условием для того, чтобы начать движение, но не единственным. Водитель обязан предварительно убедиться, что все ТС и пешеходы, двигавшиеся через перекресток с других направлений, освободили как минимум нужную половину дороги. В произошедшем в описанной ситуации ДТП будет виноват не тот, кто не успел освободить путь, а тот, кто слишком рано начал движение, не пропустив выезжающих с перекрестка.


Водитель, заканчивающий проезд перекрестка, едет с высокой скоростью, в противном случае он бы мог остановиться при смене сигнала перед стоп-линией. Именно по этой причине он не может избежать столкновения с ТС, выехавшим наперерез. Водитель, который только начал движение и еще не успел набрать скорость, при возникновении опасности может быстро остановиться. От его действий будет зависеть вероятность столкновения.

Транспортное средство, раньше времени выехавшее на перекресток, получает большие повреждения при столкновении в результате бокового удара от того, кто двигался с высокой скоростью в поперечном направлении. Боковая сторона легкового автомобиля является одним из самых уязвимых мест. Столкновение такого рода часто может сопровождаться тяжелыми последствиями, усугубляющимися в случае опрокидывания машины. Очевидно, что участник движения, который подвергается более сильной опасности, должен быть более заинтересован в предотвращении ДТП.

Очень важно помнить о пешеходах, начиная движение на только что загоревшийся разрешающий сигнал. Ситуация, когда водитель приближается к стоп-линии, и в этот момент ему загорается зеленый свет, а на соседних полосах стоят транспортные средства, подъехавшие к светофору раньше, очень опасна. Неопытный или невнимательный водитель может сразу увеличить скорость, не принимая во внимание тот факт, что перед соседними ТС могут находиться пешеходы, заканчивающие переход проезжей части. При этом они не видят движущийся автомобиль и могут легко оказаться на его пути, а после и под колесами. Вот почему сначала необходимо обязательно убедиться в отсутствии пешеходов.

Выше уже было сказано, что на регулируемом перекрестке при интенсивном движении проехать в прямом направлении или направо намного проще, чем развернуться или выехать налево. Основная проблема при этом заключается в том, что прежде чем совершить разворот или левый поворот, необходимо уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, которые довольно часто движутся непрерывным потоком на зеленый свет. Когда поток заканчивается, оказывается, что уже горит желтый или красный свет и готово начаться движение в поперечном направлении. Типичной ошибкой в такой ситуации становится попытка проскочить перед самым носом у встречного транспортного средства. Очевидно, что действовать нужно иначе. Пункты 13.7. и 13.8. Правил помогут справиться с этой проблемой. При ее решении можно руководствоваться процессом левого поворота и предпринимать аналогичные действия.

Так, зеленый сигнал светофора позволяет совершить въезд на свободный перекресток. Водителю разрешено доехать до его центра и при закрытом пути далее остановится, заняв крайнее левое положение и оставив указатель левого поворота включенным. Пропустив встречный поток и дождавшись переключения светофора на желтый или красный сигнал, можно завершить поворот позади последнего транспортного средства.


Требования, изложенные в пунктах 13.7. и 13.8., уместны по отношению к небольшим перекресткам, но не всегда актуальны для пересечения широких дорог с разделительными полосами. Освобождение такого перекрестка может занять так много времени, что светофор снова переключиться с зеленого на красный свет. В целях решения этой проблемы между пересечениями проезжих частей могут устанавливать промежуточные светофоры со стоп-линиями. При такой организации движения при переключении светофора и нахождении водителя на перекрестке, он может доехать только до ближайшей стоп-линии. Перед ней следует остановиться и дождаться следующего разрешающего сигнала. Если на пути следования нет промежуточных светофоров и стоп-линий, проехать перекресток можно до конца без остановки.


На таком перекрестке правила поворота налево также отличаются от общепринятых. Если имеется промежуточный светофор, водитель, совершающий левый поворот, теряет во времени, так как он вынужден дополнительно ждать, пока переключится сигнал, стоя в разрыве разделительной полосы. Однако, он существенно выигрывает в безопасности по причине отсутствия необходимости пропускать встречные ТС, рассчитывать расстояние до них и их скорость. Такой поворот налево осуществляется в два приема. Второй из них начинается, как только у встречных транспортных средств включается красный свет. При отсутствии промежуточного светофора и стоп-линии на разделительной полосе поворот выполняется, как обычно, в один прием с необходимостью уступать дорогу всем, кто едет навстречу.

Таким образом, если дорога имеет разделительную полосу, то подъезжая к перекрестку стоит обязательно обращать внимание на наличие или отсутствие стоп-линий и промежуточных светофоров перед каждой пересекаемой проезжей частью.

Правила дорожного движения:

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

  • со стороны левого и правого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам прямо и направо…;
  • со стороны груди и спины движение всех транспортных средств… запрещено.

ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:

  • со стороны левого бока разрешено движение… безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
  • со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
  • со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

6.13. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью…, не создавая помех пешеходам…

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

продолжить чтение

Правила дорожного движения:

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 1

Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.

Статья 12.12, часть 3

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

продолжить чтение

Знаки приоритета на регулируемом перекрестке

Сигналы светофора могут противоречить требованиям установленных на этом же перекрестке знаков приоритета. Однако на регулируемом перекрестке главных и второстепенных дорог быть не может – действующий светофор всегда разрешает движение по одной дороге и запрещает по другой, которая пересекается с первой. Следовательно, при работающем светофоре никакие знаки приоритета не действуют и не имеют значения. Они установлены только на тот случай, когда светофор сломается или окажется выключен, из-за чего перекресток станет нерегулируемым.

продолжить чтение

Тема «Проезд перекрестков» очень волнует (а порой даже пугает) большинство начинающих автолюбителей. Хотя, на самом деле, это, едва ли, не самое простое и самое понятное, что есть в Правилах. И моя задача, как преподавателя, постараться вас в этом убедить.

Как известно, перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые . При этом регулируемые перекрёстки могут быть либо со светофорами, либо с регулировщиком, либо с тем и другим одновременно. При этом ещё и светофоры могут быть разные – (без дополнительных секций, с дополнительными секциями, различные специальные светофоры).

В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.

К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.

Действительно, выглядит пугающе. Ведь порядок проезда всех перечисленных разновидностей перекрёстков имеет свою специфику, и как тут во всём этом разобраться, всё запомнить, да ещё и научиться всё это быстро и безошибочно применять на практике.

А теперь попробую вас немного успокоить и настроить на оптимистичный лад. Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.

Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).

Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешехода, не вызывает никаких сомнений.

Поведение водителя в этой ситуации определено не в 13-том разделе Правил, а в 14-том:

Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

Так что этому пешеходу точно уступаем. Да, собственно, это понятно и безо всяких Правил.

А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево? Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.

Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.

По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Второе общее правило.

Правила . Раздел 13. Пункт 13.2. Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.

Поэтому Правила и содержат такое требование: – если вы намерены двигаться прямо, то в данной ситуации въезжать на перекрёсток вам запрещено!

Надо подождать до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.

Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках!

И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.

И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал, тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.

Третье общее правило.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в Билетах ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.

При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9).

Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».

И если это так, то поехали. А начнём с перекрёстков равнозначных дорог.



Просмотров