Частное и публичное судопроизводство в римском праве. Личные отношения супругов. Римское публичное право

PAGE 77

Часть II. ОСНОВЫ РИМСКОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Тема 4. Государственное право в Древнем Риме

Возникновение государства в Древнем Риме. Понятие публичного права в Римском государстве и его основные элементы. Государственно-правовые отношения в Древнем Риме.

В процессе рассмотрения темы дается систематизированное знание об особенностях государственного права в Древнем Риме на различных этапах его истории, раскрываются основные государственно-правовые институты, показывается его взаимосвязь с римским частным правом.

Возникновение государства в Древнем Риме. Согласно известной римской легенде, Рим был основан Ромулом , который построил город, разделил между первыми его гражданами землю, обеспечил им возможность семейной жизни, – одним словом, дал вновь возникающему государству необходимое политическое и общественное устройство. Следующий царь Нума создал устройство религиозное.

Однако все это только народное предание, обросшее различными мифами.

Современная наука (главным образом, сравнительное языковедение) обнаружила неоспоримое родство между главными народами Европы и, некоторыми, Азии – народами, составляющими так называемую арийскую группу 1 .

В общей массе арийцев, влившихся в Европу, различают пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы, славяне.

На заре исторической эпохи италики поселились на Аппенинском полуострове, но отнюдь не являются единственными обитателями полуострова. Напротив, они были окружены многочисленными и разнородными соседями. Главнейшими из них являются: лигуры на северо-востоке, япиги на юге и этруски на северо-западе. Все эти племена проникли в Италию, по-видимому, раньше италиков.

Из указанных соседей в древнейшей истории Рима наибольшее значение имели этруски . Это был народ в самую отдаленную эпоху отличался высокой культурой и развитым, своеобразным гражданским укладом.

Уже в древнейшее время этруски были организованы в крепко сплоченный " союз 12 народов " (duodecim populi) под властью одного общего царя .

Некоторые из современных ученых-романистов предполагают целый период, когда Рим находился под владычеством этрусков; есть даже и такие, которые считают древнейший Рим прямо одним из этрусских поселков.

Как бы то ни было, нельзя отрицать, что древнейшая история италиков после их поселения на полуострове находилась в сильной зависимости от этих соседей.

Сами италики не представляли единой, сплоченной массы. Они распадались на множество мелких племен, из которых слагают две группы: латинов и умбро-сабеллов (умбры, сабиняне, вольски и т. д.). Латины занимали более удобную часть средней Италии – равнину Лациума .

Здесь, на этой равнине, они жили небольшими общинами (civitates). Каждая община имела укрепленный пункт – arx (арикс) , куда население укрывается на случай вражеского набега и где находится общинная святыня . Порстепенно здесь же начинают строить и постоянные жилища; так возникает город (urbs ), который делается средоточием всей жизни общины ("государство-город").

Каждая из латинских общин была совершенно самостоятельна (автономна) как в своих внутренних, так и во внешних отношениях; тем не менее, общность национального происхождения, языка и религиозных верований связывала их в некоторое единство под общим именем nomen Latinum (Лациум).

Кроме общелатинских религиозных празднеств, внешним выражением этого единства была взаимность правовой охраны ("Rechtsgemeinschaft") 2 .

Немалую роль играли и происходившие по поводу религиозных празднеств общелатинские народные собрания, на которых обсуждались общие для всех латинских civitates вопросы, как например, о защите от общих врагов, об основании общелатинских колоний и т.д.

Решения, принятые на этих собраниях, хотя и не были юридически обязательными для каждой отдельной общины, но тем не менее имели большое фактическое значение и по большей части облекались затем в форму постановления.

Одной из таких латинских общин и был Рим .к Подробности его древнейшей истории теперь составлены быть не могут, т.к. римское предание лишено исторической достоверности.

Но в этом предании один элемент, который имеет под собой некоторое историческое основание. По преданию, Ромул разделил первоначальное население Рима на 3 трибы , из которых каждая имела особое имя - Ramnes, Tities и Luceres .

Две первые трибы – Ramnes и Tities – имеют несомненный национальный отпечаток: Ramnes – это латины, а Tities – сабиняне. Латины и сабиняне первоначально были двумя совершенно самостоятельными общинами, обитавшими на двух соседних холмах, долго враждовали между собой (об этой вражде с сабинами повествует и предание), но кончили тем, что слились в одну единую общину.

Несколько позже в состав той же общины вошла и третья – Luceres , национальный характер которой неясен (некоторые думают даже, что это были выходцы из Этрурии).

В состав Латинского союза в более раннюю эпоху Рим занимал положение одной из рядовых общин. Постепенно значение Рима начинает возрастать. Этому способствовало как самое географическое положение Рима (на границе Лациума с Этрурией, в низовьях Тибра, вблизи от моря), так и указанное выше слияние трех соседних общин в одну.

Между Римом и главенствующей общиной Альба Лонга возникает соперничество за гегемонию в союзе, и борьба на этой почве, согласно различным легендам, заканчивается полной победой Рима.

Древнейший исторически известный общественный строй у всех арийцев покоится на родовом принципе .

Родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зависящим, самодовлеющим и самоуправляющимся (суверенным) целым.

В процессе исторической эволюции роды оказываются включенными в некоторый более обширный союз, стоящий над ними. Так возникает примитивное государство , сначала еще очень непрочное и слабое, но потом все более и более крепнущее и усиливающееся.

По мере же того, как государственная организация крепнет и расширяется, значение родов и родовой связи постепенно ослабляется и становятся едва заметными.

Римская традиция повествует, что все римское общество того времени делилось на 3 трибы, 30 курий и 300 родов (gentes). Число сенаторов равнялось также 300. Сенат представлял из себя совет родовых старейшин, в его состав входили представители всех коренных родов Рима.

Род сохраняет все свое значение как союз религиозный: члены рода – gentiles – связаны единством религиозного культа (sacra gentilicia). В связи с род осуществлял моральный контроль рода над своими сочленами, может издавать относящиеся сюда постановления (decreta gentilicia), налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т.д.

Возникнувшее государство, охватив отдельные, ранее независимые роды своей высшей организации, ослабляет значение родовых связей, разлагает роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи – familiae .

Римская семья этой эпохи представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое.

Государство во внутренние отношения семьи не вмешивается. Оно имеет дело только с главою семьи, paterfamilias , который представляет всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка.

Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

Кроме рассмотренных триб и родов, в древнейшей организации римского общества известную роль играют курии (curiae). Согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами: в каждой трибе 10 курий (всего, таким образом, 30), в каждой курии 10 родов.

Но что такое курия и каково ее происхождение, вопрос также открытый. Одни усматривают в куриях религиозные союзы (prima facie) – нечто вроде приходов; другие – союзы семейств для лучшей защиты, наподобие греческих фратрий, и т.д.

Но курии являлась единственным делением, имеющим политическое значение: древнейшие народные собрания были организованы и вотировались (голос овали) по куриям.

Семья , род и курия являлись, таким образом, основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего периода. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию.

Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Полноправные граждане назывались патрициями , то есть теми, qui patrem ciere possunt, кто может указать своего отца, свой род.

Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов. Это название обозначало только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

Рядом с этими полноправными гражданами находились и неполноправныен лица. Таковы клиенты и плебеи , юридическое положение которых различно.

Клиент находится в личной зависимости от какого-нибудь патрона из патрициев. Он входит в состав семьи последнего, обязан следовать за ним на войну, оказывать ему материальную поддержку и уважение.

С другой стороны, патрон был обязан защищать клиента перед третьими лицами, ибо клиент гражданской правоспособности не имел . Юридическую защиту он получал только через посредство патрона.

Плебеи не принадлежали ни к одному из патрицианских семейств. Они являлись юридически самостоятельным , хотя и неполноправным.

Плебеи признавались самостоятельными членом гражданского общества. В области гражданских прав (по имуществу) он был равен патрицию (имеет так называемое jus commercii ).

Являясь в области частных гражданских отношений правоспособными, плебеи не имели никаких политических прав . Находясь вне патрицианской родовой организации, они не участвовали в народных собраниях и потому оставались чуждыми политической жизни общины.

Что касается происхождения клиентов и плебеев, то наиболее правильным должно быть признано следующее объяснение, которое в общих чертах может быть названо и господствующим 3 . Оно в основе дано было уже Нибуром и разделяется такими учеными, как Беккер, Швеглер, Линче, Мэдвиг, Герцог и др.

Институт клиентела встречается у многих народов, и везде он обязан своим происхождением тому общему древнему воззрению, в силу которого суд и право каждого народа существуют только для защиты членов данного общества; иностранец принципиально считается врагом, и потому существом бесправным.

В древнем Риме: всякий чужестранец также рассматривается, как враг. Если кому-нибудь из них оказывается необходимым прибыть в Рим, а тем более поселиться там на продолжительное жительство (например, беглецы), то ему ничего другого не остается, как прибегнуть к гостеприимству и покровительству кого-нибудь из коренных и полноправных римлян (hospitium privatum).

Этим объясняется и указанная личная зависимость клиента от патрона, и принадлежность его к семье последнего, и особый характер отношений между ними.

Происхождение плебеев также вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы в Рим, но, очевидно, из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. А таковыми, как мы знаем, являлись общины Латинского Союза. Латины не считались врагами; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде, – имели полное jus commercii.

Поэтому латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве, но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возросло; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом .

По мере становления государства формировались и правовые основы его функционирования.

Понятие публичного права в Римском государстве и его основные элементы. Уже с древнейших времен в Риме различались две отрасли права: публичное и частное право (jus publicum и jus privatum).

К публичному праву , по определению Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства как целого ; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц » (Д. 1.1.2).

Таким образом, под публичным правом понимаются нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов .

Ульпиан указывал, что этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле . В современном праве такие нормы называют императивными .

Они имели обязательную силу и не могли быть изменены по воле применяющих их лиц (например, не могли быть оспорены нормы, определявшие военную службу римских граждан).

В то же время, большинство частно-правовых отношений регулировалось уполномочивающими и диспозитивными нормами .

Но в отдельных случаях государством употреблялись и императивные (принудительные) нормы. Они обязывали частных лиц совершать строго определенные действия и не предоставляли им никакого простора для иных действий.

Примером такой нормы может служить предписание опекуну получить разрешение властей при отчуждении имущества опекаемого лица.

Наконец, публичное право отличалось от частного способами защиты нарушенного права .

Публичные интересы в случае их нарушения защищались государственными органами в рамках административного или уголовного процесса.

Защита частного интереса осуществлялась по требованию лица, чьи права были нарушены . Сама защита процессуально принимала форму гражданского иска и проходила в рамках гражданского процесса.

В публичном праве отношения строятся по вертикали и носят одновариантный, безальтернативный характер поведения — что-либо сделать или чего-либо не делать по предписанию властей.

Для частного права характерны отношения по горизонтали : равенство субъектов и наличие у них воли вступать в частно-правовые отношения или нет. Нормы здесь, как правило, предполагают многовариантность поведения в зависимости от воли сторон.

Эволюция государственного строя в Древнем Риме. Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются: царь , сенат и народное собрание .

Царь (rex) является верховным правителем государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами.

В качестве полководца он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д.

В качестве блюстителя внутреннего порядка он имеет право суда и наказания над всеми гражданами (jus coercitionis) вплоть до права жизни и смерти.

В качестве верховного жреца (понтифика) он заведовал совершением общенародных жертвоприношений и т.д.

Рим не является монархией династической . Вероятнее царская власть была выборной .

После смерти царя, в момент междуцарствия (interregnum ) верховная власть в государстве переходит к сенату.

Сенат выбирает из своей среды 10 человек (interreges ), которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари.

Намеченного кандидата очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью (lex curiata de imperio) .

Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение – inauguratio (инагурация).

При отправлении своей власти царь мог назначать себе помощников. Существовали командиры отдельных войсковых частей (tribuni militum, tribunus celerum). Возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя (praefectus urbi).

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената ex officio.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной : сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения (senatusconsulta ) имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении сената (так называемый auctoritas patrum , которую Моммзен справедливо сближает с auctoritas tutoris ).

Третьим элементов государственного устройства является народное собрание , то есть собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (то есть патрициев).

В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, почему и самое собрание называется comitia curiata , или (по способу своего вызова, через глашатаев) comitia calata.

Народное собрание созывалось по инициативе царя, который и вносил туда свои предложения.

Предложения эти в собрании не обсуждались, а лишь просто принимались или отвергались открытою устною подачей голосов (простым "да" или "нет"). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания.

Предметы ведения народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. А priori можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества.

В народном собрании происходит принятие кого-либо в состав патрициев (cooptatio in patriciis ), а также некоторые важнейшие акты частно-правовой жизни – усыновление (arrogatio ) и завещание (testamentum ).

Вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики – например, вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный характер древнеримского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю.

Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть (imperium ) ничем не была связана.

Вместо того, чтобы вносить свои предложения в comitia, царь мог и самостоятельно повелеть (imperare) то, что находил нужным, и такое начальственное предписание было для граждан так же обязательно, как и закон, – с тем разве только различием, что закон, принятый в народном собрании (lex ), есть jussus populi, обязательный навсегда (до отмены в таком же порядке).

А личное предписание царя имеет силу лишь до тех пор, пока этот царь находится у власти, и, следовательно, со смертью его eo ipso перестает быть обязательным.

Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным.

Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной.

С другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято как монархия абсолютная.

Наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным.

Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный (например, Г. де Санктис), другие – элемент религиозный, теократический (например, Фюстель-де-Куланж) и т. д.

Все эти споры находят себе объяснение в том, что в госустройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий.

И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет " патриархальный ".

Царь является патриархальным владыкой своего народа и стоит к последнему в таком же отношении, как paterfamilias к своей семье. Как в руках paterfamilias сосредоточивались все функции семейной власти, так в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования; как paterfamilias не ограничен ничем, кроме религии и общественного мнения, так не ограничен и царь в своем управлении народом.

В период республики (509-27 гг. до н.э.) центральными органами государства являлись: Народные Собрания (центуриатные и трибутные комиции); Сенат; Магистратура.

Народные Собрания имели законодательные функции, избирали высших должностных лиц.

Центром всей политической жизни Рима являлся Сенат . Неслучайно в официальных документах для названия Римского государства употреблялась формула: « Сенат и римский народ », однозначно указывающая, кому принадлежит политическая власть в Риме.

Сенат был постоянно действующим органом, ведающим казной , военным делом , внешними сношениями и т.д., контролирующим деятельность Народных Собраний.

Сенаторы назначались цензорами из числа наиболее богатых и влиятельных лиц.

Магистратура была представлена должностными лицами , выполнявшими различные функции управления.

Важнейшими принципами были: выборность, коллегиальность, срочность (избирались, как правило, на один год), ответственность перед народом, безвозмездность службы.

Высшими магистратами были консулы , осуществлявшие текущее управление и высшее военное командование.

В компетенцию преторов , бывших вначале помощниками консулов, стало входить руководство правосудием .

Цензоры распределяли граждан по центуриям, составляли списки сенаторов.

Ниже по объему полномочий были квесторы , эдилы . Особое место занимали плебейские трибуны , имевшие право наложить запрет («вето») на решения магистратов и Сената.

Исключительной, экстраординарной магистратурой являлась должность диктатора . Он назначался консулами по поручению Сената в таких случаях, как война, восстание и т.п.

Диктатор обладал неограниченной властью, но не мог занимать эту должность более шести месяцев .

Сбором официальных торговых (таможенных) пошлин занимались публиканы (portoriorum condutores ) 4 . Это были частные лица, которые брали у государства на откуп его имущество, а также государственные доходы, в т.ч. и пошлины (portona ). Они составляли особый класс внутри всаднического сословия. Для принятия откупов богатые горожане объединялись в корпорации (societates publicanorum ) вели дела под руководством манцепса – руководителя, который сменялся ежегодно. В провинциях эти функции исполняли промагистры.

В качестве помощников при пошлинных (таможенных) откупщиках состоял многочисленный персонал мелких чиновников из несвободнорожденных.

Отдача на откуп происходила на форуме по контрактам на определенный срок. Корпорация, получившая откуп, должна была уплатить казне установленную в контракте сумму, а затем собирать пошлины на свой страх и риск.

На территории Римского государства в г. Пальмира (современная Сирия) 18 апреля 138 г. был принят «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынке Адрианы-Пальмиры у источников вод Элия Цезаря» - Пальмирский пошлинный тариф, который содержал подробный перечень товаров и размеры их обложения при ввозе и вывозе, порядок взаимоотношений между публиканами и платильщиками. Он выбит на большом камне. В настоящее время находится на хранении в Эрмитаже.

Откупная система господствовала в провинциях, где публиканы получали поддержку наместников.

При таком подходе государство экономило расходы на управление, устранялось от сложных процедур по взиманию доходов.

Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н.э. к падению республики в Риме.

Переход от республики к империи занял определенное время. Первым, кто использовал должность диктатора для достижения своих политических целей, был полководец Сулла . Назначенный в 82 г. до н.э. диктатором, он не сложил полномочия по истечении шестимесячного срока.

Став бессрочным диктатором, Сулла , опираясь на армию, в течение нескольких лет располагал неограниченной властью, самостоятельно решал все вопросы внутренней и внешней политики, беспощадно расправлялся с недовольными.

В 79 г. до н.э. он сам отказался от поста диктатора. Но республика просуществовала недолго. В 59 г. до н.э. три полководца — Цезарь , Красс и Помпей образовали « триумвират » и захватили власть в Риме.

Красс погиб в войне против Парфии, соперничество Помпея и Цезаря завершилось в пользу последнего . Цезарь и стал единоличным властителем Рима, закрепив за собой должности бессрочного диктатора , пожизненного трибуна , консула , цензора , присвоил также высшую жреческую должность понтифика .

В 44 г. до н.э. Цезарь был убит. Вновь восстанавливается республика. Но в 43 г. до н.э. образуется второй триумвират: Октавиан , Антоний и Лепид . Они на пять лет берут власть в Риме для « упорядочения государства ».

Борьба между триумвирами завершается в пользу Октавиана . В 27 г до н.э. в Риме окончатёльно утверждается Империя.

В I III вв. н.э. Римская Империя выступает в форме принципата (от слова «принцепс «первый в списке сенаторов»).

Это было время, когда утвердившаяся императорская власть вынуждена была прикрываться ширмой республиканских учреждений .

Одновременно действуют две системы управления . С одной стороны , заседал Сенат , избирались магистраты — консулы, преторы и т.д., а параллельно функционировала власть принцепса и создаваемого им нового государственного аппарата .

Принцепс — это постоянная должность, фактически переходящая по наследству в рамках императорской семьи.

По своим полномочиям он: верховный главнокомандующий, трибун, консул, великий понтифик.

Ему присваивается титул « август » («возвеличенный божеством»).

Составными частями системы управления принцепса становятся: « совет друзей », консилиум —являвшийся постоянным органом, особая казна — фиск , несколько канцелярий , назначаемые принцепсом многочисленные чиновники .

В управление принцепса передается ряд провинций.

Опорой его власти становится постоянная армия , и, прежде всего, гвардия преторианцев , несущая охрану принцепса. Глава преторианцев — префект претория становился доверенным лицом принцепса.

В то время как республиканское управление приходит в упадок, аппарат принцепса непрерывно растет и усиливается, и республиканское прикрытие вскоре становится уже ненужным.

В II-V вв. н.э. утверждается новая форма правления — доминат (от нового названия императора «доминус» — «господин»).

Старые республиканские учреждения теряют силу, исчезают, ширма полностью отбрасывается. Всё управление сосредотачивается в руках императора, власть которого рассматривается теперь как божественное установление.

Для его возвеличивания вводится восточный придворный этикет . Среди ведущих учреждений периода домината выделяются: Государственный Совет — Консистория , финансовое ведомство, военное ведомство.

Создается разветвленный бюрократический аппарат с массой чиновников. Среди них устанавливается строжайшая иерархия.

К числу высших сановников относятся: квестор священного дворца (глава Консистории), магистр должностей, начальник священной опочивальни и т.д.

Сенат сохранился, но роль его стала незначительной. Магистраты превращаются в почетные звания.

В 395 г Империя распадается на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе).

Каждая из них возглавляется императором — а вгустом , который назначает себе помощника — цезаря .

Серьезные изменения происходят в местном управлении . Вводится единая система административного деления : префектура, диоцез, провинция.

Реорганизуется полиция . Армия окончательно превращается в постоянное, профессиональное войско со строжайшей дисциплиной, особыми привилегиями.

Но эти меры не спасли Империю. В 476 г под непрерывным натиском варваров Западная Римская Империя пала.

Таким образом, публичное право в Древнем Риме содержало нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов.

Сюда относятся: система государственных органов; компетенция учреждений и должностных лиц; нормативные акты государства.

В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют безусловно обязательную силу и не могут быть изменены путем соглашения частных лиц .

В целом, можно отметить, что в Древнем Риме была создана достаточно развитая государственно-правовая система, отражающая конкретно-исторические формы государства.

Литература

Все римское право можно разделить на две части:

1) публичное право;

2) частное право.

1. Публичное право (jus publicum) - совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое "ad statum rei Romanae spectat" (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов.

К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) - совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится "ad singulorum utilitatem" (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Отличия частного права от права публичного

Частное право противопоставляется публичному. Римский юрист Ульпиан проводит разграничение - публичное право обращено к статусу, к состоянию римского государства, частное - имеет выгоду, интересы отдельных лиц.

Отличие частного права от публичного права можно провести:

1. по интересу, т.е. частное право защищает интересы отдельных граждан и частных лиц, а публичное защищает общественные;

2. по методу формирования правовых норм, т.е. в частном праве действуют диспозитивные нормы (условно-обязательные), а в публичном праве действует императивная норма (запретительная);

3. по составу: частное право имеет 5 разделов (право собственности, договоры и иные обязательства, семейное право, наследование, защита частных прав), а публичное право 3 раздела (права и обязанности чиновников, права и обязанности священников, уголовное право).

Итак, публичное право регулировало властные отношения и содержало обязательные для сторон нормы. В связи с этим его положения не могли быть изменены соглашениями частных лиц, а частное право регулировало имущественные отношения, основывалось на равенстве сторон, его положения могли быть изменены участниками обязательств.

Частное право содержало стройную разработанную систему норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отношений.

Деление права на публичное и частное было воспринято многими современными правовыми системами.

Римское частное право - совокупность правовых норм, направленных на урегулирование имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

На основе приведенного анализа соотношения норм частного и публичного права, в рамках частного права, возможно, выделить такие институты как, институт частной собственности, институт договора, институт семейного права, наследственного права, институт защиты прав и законных интересов лиц (иски в римском праве), лица в римском праве и т.д.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

    одностороннее волеизъявление;

    субординация субъектов и правовых актов;

    преобладание императивных норм;

    ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

    свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

    равенство сторон;

    преобладание диспозитивных норм;

    ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Системы римского частного права.

Цивильное право (квиритское право, гражданское право). Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противо-поставляются рабы. Раб – это не субъект права, а объект (вещь). Лишь свободные люди обладали всеми правами.

Первоначально полноправными людьми являли правоспособные римские граждане, все остальные были бесправными (например, перегрины – иностранцы). Кроме того, не любой гражданин Рима имел права, а только свободный, если свободы нет, то гражданином Рима он уже не считался. В этот период был возможен захват иностранца в рабство и присвоения всего его имущества. Такое состояние не позволяло развивать отношения торговли между соседними странами, что негативно сказывалось на экономическом благополучии. Для данной системы присущ строго национальный характер. Данную систему права можно назвать узконациональной. Законны того времени (например, Законы XII таблиц) определяли подробный порядок защиты и распоряжения частной собственности римских граждан.

Преторское право – правовая система, сложившаяся на основе решений преторов (должностных лиц Рима). Основанием создания такой правовой системы явилась необходимость урегулирования торговых отношений между иностранцами. Первоначально должность претора возникает у иностранцев – перегринов. Претор - перегрин должен был защищать их интересы на территории Римского государства.

Право народов – правовая система, включающая в свой состав институты цивильного права и преторского права. Основанием возникновения этой правовой системы явилась деятельность претора – он распространяет нормы цивильного права на иностранцев перегринов, а также создает новые нормы для взаимодействия между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом, создается дуализм между нормами цивильного права и правом народов. Это говорит о разработанности такой правовой системы и ее приспособленности для регулирования в первую очередь торговых отношений. Право народов присуще не только развитие норм цивильного права, но и заимствование норм из права других народов. Именно в праве народов сформирован принцип формального равенства всех участников общественных отношений. Данный принцип сохранен и в современном частном праве.

Право справедливости – данная правовая система сложилась в эпоху принципата и представляла собой противоположность норм строго права. В практике римских юристов особое значение стал иметь принципу справедливости, что есть основание для равенства всех в области права. Данный принцип в частности позволил сформировать такое понятие как «добрая совесть» (bona fides). Этот принцип имел особое значение в преторском праве. Так претор, в своей записке судье мог указать, что дело должно быть разрешено, принимая во внимание «добрую совесть», что означало непосредственное правоприменения принципа справедливости.

Естественное право – правовая система возникает в конце республиканского периода. Цицерон утверждал, что право основывается на принципах неизменного нравственного сознания и морали, которое существует в сердце каждого человека. Нормы естественного права присущи каждому человеку, следовательно, они применимы ко всем без исключения.

    Принципы римского частного права.

Основные черты и характеристики римского права:

1) Римское государство формировалось как рабовладельческие, это в значительной степени повлияло на особенности правовой системы. Так, весь спектр прав предоставлялся лишь свободными людям, тогда как рабы были на положении вещи. Римская правовая система включала в себя большое количество правовых актов, регулирующих положения рабов.

2) Важнейшими достижениями римской правовой науки стало глубокая проработка института частной собственности и института договора. Именно эти достижения римской юриспруденции послужили основой последующей рецепции римского права и всей современной юриспруденции.

3) Римское право выражало устремление римского общества в индивидуальных ценностях и защиты частной собственности. В центре правовой системы стоял важнейший субъект права - собственник.

4) Римской юриспруденции была свойственна точность, формальной, логичность и конкретность.

5) Римская правовая система была выстроена для поддержания интересов господствующего на тот момент социального класса.

    Значение римского частного права для современного юриста.

    Рецепция римского частного права.

Рецепция – заимствование правовых норм одной правовой системы правовыми системами других государств.

Необходимо отметить, что рецепции подверглось именно римское частное право, а не публичное. Римское публичное право практически не заимствовалось и прекратило свое существование с падением Римской империи. Это связано, прежде всего, с тем, что римское публичное право отражало особенности государственного строя и вопросы политики государства, что не применимо к иным государствам. Заимствование норм римского частного права не могло быть произведено без внесения изменений в нормы и их детальной переработки. По этой причине нормы римского права претерпевали значительные изменения и усовершенствования, в том числе путем их логического толкования. Таким образом, рецепция римского частного права стала характерной для всей континентальной Европы (Франция, Германия, Шотландия, Россия). С начала XX века особе значение имеет не только непосредственное заимствование норм, но и изучение методологической базы римского права. В настоящее время именно методологическая база римского права, категориальный аппарат является неотъемлемой частью в подготовке студентов юридических факультетов.

    Понятие и виды источников римского частного права.

Источники римского права

1. Формы позитивного права.

2. Обычное право.

3. Законы народных собраний.

4. Эдикты магистратов (претора).

5. Ответы юристов.

6. Сенатусконсульты.

7. Конституции императора.

8. Кодификация Юстиниана

Источник права (формы позитивного права) – это форма выражения нормы права. Таким образом, источник права представляет собой нормы, регулирующие общественные отношения, которые закреплены в различных нормативноправовых актах. Правовые нормы, которые содержит источник права, представляют собой объективно сложившиеся правила поведения. Правовые нормы римского права на разных исторических этапах были выражены в различных источниках. Далее рассмотрим источники в порядке их возникновения.

Обычное право представляет собой совокупность различных обычаев. Обычное право являлось не писанным и передавалось из поколения в поколения в устной форме. Обычай – это правило поведения, сложившееся в ходе длительного применения и признаваемый всеми членами общества. Таким образом, признаками обычая является длительность его применения, признание всеми членами общества и устная форма. Данные признаки обычая были указаны юристом Юлианом. «Установившись издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами…Заслуженно соблюдается то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения» (Юлиан, D. 1.3.32.1).

Виды обычаев:

1. mores maiorum – заветы предков;

2. usus – обычная практика;

3. consuetudo – объединил заветы предков и обычную практику. Ставится в один план с законами;

4. mos regionis – местные обычаи;

5. судебный обычай и судебная практика.

Законы народных собраний

Закон – это решения народных собраний того или иного вида (в зависимости от курий, центрурий, трибам). «Закон – это то, что народ повелел и постановил» (Гай, G.1.3). В Риме был установлен строгий порядок принятия закона народным собранием. Магистрат, имевший право созывать народное собрание должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis) – испрошение закона. Далее народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект закона целиком, но не обсуждал его. В случае если закон был отвергнут народным собранием, было возможно доработать законопроект и предложить его на слушание вновь. Последним этапом являлась ратификация одобренного народом проекта закона Сенатом. Формулировка закона имела строгую структуру, состоящую из трех частей:

1. Надпись (praescritio) – указание на имена инициаторов закона, вид народного

собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона.

2. Rogatio - содержание самого закона.

3. Sanctio (санкция) – ответственность, в случае несоблюдения, установленных

законом норм. Это гарантия соблюдения закона.

Эдикты магистратов (претора)

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором отражал программу свое деятельности на время нахождения в должности. Особое значение имели эдикты претора, т.к. в них были предусмотрены обстоятельства, при которых давалась судебная защита нарушенных прав граждан.

Преторское право не раз подвергалось кодификации:

1. при Адриане – кодификация (систематизация) преторского права С. Юлианом. При этом кодифицированные эдикты подлежали применению, но право дополнять кодификацию было закреплено только за императором.

2. император Юлиан произвел кодификацию не только эдиктов городских преторов, но и эдикты провинциальных правителей.

Сенатусконсульты

Сенатусконсульты – законодательные постановления Сената. Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись формой оформления предложений императора, который он вносил для рассмотрения в Сенат в устной или письменной форме (речь императора, произнесенная в Сенате).

Деятельность римских юристов

«Ответы знатоков права – это суждения и мнения тех, кому позволено создавать право» (Гай, G. 1.7).

Деятельность римских юристов включала следующие виды:

1. Cavere – составляение формуляров документов;

2. Agere – ведение дел в суде;

3. Respondere – консультации (ответы) юристов;

4. Толкование норм права;

5. Создание простых учебников по праву.

Особое значение имели консультации римских юристов. Публичные консультации имели право давать только известные римские юристы Гай, Павел, Юлиан, Помпоний, Папиниан, Модестин. Консультации римских юристов заключались не только в рассмотрение частных случаев применения норм права, но имели места и консультации судей. При вынесении решений судья должен был выслушать мнение юристов, и то мнение, которое поддерживало большинство юристов, и становилось судебным решением. Согласно Закону о цитировании 426г. обязательной силой обладали мнения пяти юристов: Папиниана, Гая, Ульпиана, Павла и Модестина. В первую очередь судья руководствовался мнением Папиниана. Так, при разделе голосов трем к двум, обязательным являлось то решение, которое поддерживал Папиниан. В тех случаях, когда Папиниан промолчал, а голоса разделились поровну, судья должен был руководствоваться убеждением справедливости и доброй совести, т.е. самостоятельно вынести решение. Однако такое решение не должно было выходить за рамки мнений юристов. В результате деятельности юристов сложилось две исторические школы права. Прокулианцы – вносили прогрессивные элементы в юриспруденцию (в основе лежали либеральные взгляды). Основатель этой школы был Лабеон. Вторая школа – сабиньянцы – развития юриспруденции на основе консерватизма и взглядов ранее предложенных юристами. Основатель школы был Ма-

зурий Сабин. С течением времени, обе эти школы объединились.

Императорские конституции

Виды конституций императора:

1. Эдикты – общие распоряжения императора, адресованные ко всему народу;

3. Рескрипты – ответы на поступившие к императору вопросы;

4. Мандаты – инструкции чиновниками по административным и судебным во-

Кодификация Юстиниана

Задачи кодификации

Восстановление Римской империи,

Систематизация деятельности юристов и конституций императора;

Устранение архаичных законов и устаревших норм.

Ход кодификации

535-536г. составление Новелл.

Составные части кодификации

1. Институции (4 книги) – простейшие учебники по праву;

2. Дигесты (Пандекты, 50 книг) – фрагменты сочинений римских юристов и

их высказывания по вопросам права;

4. Новеллы (168 новелл) – издание конституций императора Юстиниана после

издания Кодекса

    Деятельность юристов как источник римского частного права.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

– консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

– даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

– объяснение текста;

– толкование юриста;

– образец исковой формулы.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

    Кодификация Юстиниана: причины, процесс и значение.

Кодификация Юстиниана: причины и процесс кодификации. Институция. Дигесты. Кодекс Юстиниана. Новеллы. Изобилие и разнохарактерность нормативного материала предопределили в императорский период потребность в объединении и систематизации накопившегося материала. Попытки кодификации предпринимались с начала II века н.э., однако наибольшее значение имеет работа, проведенная в первой половине VI в. при Юстиниане. Явно устаревшие нормы должны были быть отменены, а право обновлено. Юстиниан поставил перед собой задачу собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus). Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. В 553 году был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая. Параллельно Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права (“50 решений”). В 533 году комиссией по кодификации jus был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Кодекс Юстиниана в первом издании был составлен специальной комиссией уже к 529 году, однако до нас не дошел. После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Corpus juris civilis (Свод гражданского права).

    Общая характеристика форм гражданского процесса в Риме: легисакционного, формулярного, экстраординарного.

Гражданский процесс Рима поэтапно прошел в своем развитии три формы: легисакционную, формулярную и экстраординарную, что до известной степени соответствует трем периодам римского государства: периоду царей и началу республики (эпоха квиритского права), периоду республики (эпоха jus gentium, т.е. "общенародного" права), периоду империи (эпоха кодификации права). Первой формой римского процесса был легисакционный процесс, просуществовавший более пяти столетий, т.е. с 509 г. до н.э. до 120 г. до н.э., когда был издан закон Эбуция (lex Aebutia). Legis actio (иск из закона) – процессуально-правовой акт древнейшего права, был доступен только римским гражданам. На вопрос, почему процесс данного периода называется легисакционным (legis actio) юрист Гай давал двойственный ответ: либо потому, что эти формы процесса были созданы законом, либо потому, что в них претензии спорящих сторон должны быть выражены словами того дакона, на который они опираются. Ни то, ни другое объяснение Гая не может быть принято, так как трудно предположить существование в те времена такого большого количества законов, которые регулировали бы и ход производства и само гражданское производство с надлежащими подробностями. С его точки зрения, lege agere в древнейшее время обозначало просто действовать, осуществлять право законным образом в противоположность незаконному насилию. Легисакционный процесс характеризовался торжественно произносившимися формулами и символическими действиями, которыми открывался судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществлять только притязания, непосредственно или производно основывающиеся на цивильном праве. Любое отклонение от предписанных формальностей вело к проигрышу процесса. Так, истец в обосновании своего требования должен был в точности повторить слова закона, на какой он ссылается. Если кто-нибудь предъявляя иск, например, по поводу уничтожения виноградных лоз, называл их в иске виноградными лозами, то он проигрывал это дело, так как должен был назвать их деревьями: Законы XII таблиц, на основании которых предъявлялся иск о срезанных лозах, говорили только о срезанных деревьях. Подобные формальности первоначально знали только жрецы (понтифики). Это было обусловлено тем, что они имели образование (что было большой редкостью в те времена) и были знакомы с правом. Понтифики активно участвовали в толковании и применении норм права: составляли судебный календарь, толковали Законы XII таблиц, знали судебные формулы и помогали сторонам начать судебный спор. Они ревниво хранили свои знания как тайну, являвшуюся их монополией, пока ее не выдал Флавий. По преданию, писец Гней Флавий похитил книгу юридических формул и передал ее народу, за что был сделан трибуном, сенатором и курульным эдилом. Таким образом, благодаря своей обширной деятельности в области права жрецы внесли большой вклад в его развитие и стали основоположниками римской правовой науки. Легисакционный процесс представлял собой устное судебное разбирательство. Процесс всегда открывался предъявлением иска. Первоначально для этого было необходимо присутствие обеих сторон in jure, перед претором. По общему правилу, истец в целях судебного осуществления своего притязания должен был сам позаботиться о прибытии ответчика на суд. С этой целью Законы XII таблиц предоставили истцу право требовать от ответчика, чтобы он следовал за ним на суд везде, где бы истец его не встретил, за исключением дома ответчика. Эта процедура называлась in jus vocatio (торжественное устное приглашение ответчика на суд) и подразумевала в случае необходимости возможность применения силы8. Ответчик должен был беспрекословно повиноваться истцу. Процесс открывался по прибытии обеих сторон на суд. Характерная черта легисакционного процесса – это деление его на две стадии: производство in jure и производство in judicio. В первой стадии, где участвовали стороны и судебный магистрат (консул, претор, префект), говорилось только о праве, и устанавливалась сущность притязания, составляющего предмет судебного разбирательства. Стороны совершали торжественные действия: истец заявлял о своем праве, ответчик оспаривал это заявление. Требования и возражения должны были быть сформулированы точно в тех словах, которые содержались в относящемся к спору законе. Присутствующий при этом претор определял дозволительность искового требования, содержание претензии, условия ее осуществимости. Претор произносил определенные формулы, предписанные процессуальным ритуалом. Если отсутствовала какая-либо законная предпосылка для предъявления истцом иска (например, данная претензия не подлежит по закону судебной защите), то претор отклонял иск, В случае положительного решения претора стороны заключали литисконтестацию (засвидетельствование спора), которой заканчивалось производство in jure. В римском праве существовало правило, что, если по каким-либо причинам после первой стадии, производства назначение судьи не состоялось и судебное решение не было вынесено, истец терял право в будущем предъявлять тот же иск против того же ответчика. Иск, один раз, проведенный через процедуру литисконтестации, считался навсегда уничтоженным. Поэтому, например обязательство, по которому иск был уже предъявлен in jure, оставалось навсегда лишенным исковой защиты, если истец не довел дело до конца, не добился судебного решения и взыскания по нему с должника. Во второй стадии производства дело разрешалось судьей по существу. Судья назначался либо претором, либо судебной коллегией. Задачи второй стадии процесса состояли из собирания и исследования доказательств, установления существенных для дела фактов и вынесения решения. Обе стадии этого легисакционного процесса происходили публично на площади или на форуме. Вторая форма легисакционного процесса – производство legis actio per judicis (arbitrive) postulationem (требование о назначении судьи), О ней до наших дней дошли скудные и отрывочные сведения. Данная форма была введена только для некоторых личных исков, особенно, согласно Законам XII таблиц, для исков, вытекающих из вербальных контрактов (sponsio, stipulatio). Если ответчик отвергает притязания истца, то последний имеет право без всяких формальностей и процессуального денежного залога просить претора назначить судью. Из найденного в 1933 г. фрагмента работы Гая видно, что подобная форма применялась в случаях, лишь специально указанных в законе, и по такому иску магистрат назначал судью немедленно, не дожидаясь истечения установленного законом Пинария тридцатидневного срока. Скорее всего, вторая форма процесса применялась тогда, когда судье нужно было предоставить более широкие полномочия, нежели простое решение о том, кто из сторон прав. Такими, например, были иски о разделе общего имущества или об определении границы между двумя строениями. К ним относились случаи, когда нужно было оценить сумму притязания в денежном выражении. Следующая форма легисакционного процесса – legis actio per condictionem (осуществлялась путем приглашения ответчика на суд). Она была введена на основании закона lex Silia, относящегося к 269 г. до н. э. Это была упрощенная процессуальная форма для строго односторонних требований. Суть данной формы процесса состояла в том, что после изложения сторонами in jure взаимных претензий истец предлагал ответчику, не признающему его требования, в тридцатидневный срок (die condicto (отсюда название иска) повторно явиться к претору, который должен был назначить судью. Таким образом, condictio – санкционированный договор о третейском суде. Четвертая форма легисакционного процесса – legis actio per manus iniectionem, осуществлялась посредством наложения руки. Эта форма исполнительного производства была рассчитана на персональное принудительное взыскание, которое подробно регламентировалось Законами XII таблиц. Этот вид legis actio приводил не к постановлению решения, а к удовлетворению требования. Данная форма употреблялась для взыскания по судебным решениям, которые присуждали денежные суммы, а также по договору займа и, наконец, против ответчиков, признававших исковые требования in jure. Пятая форма процесса – legis actio per pignoris capionem, осуществлявшаяся путем взятия залога. Это было внесудебное принудительное взыскание имущества, разрешавшееся в исключительных случаях, а именно при некоторых требованиях публичного или сакрального (религиозного) характера; при требованиях о выплате солдатского жалования, в том числе и в отсутствие должника. Последнее обстоятельство существенно отличало pignoris capio от остальных legis actiones, и это отличие заставляло уже некоторых римских юристов не признавать данную форму за легисакционный процесс. Произнеся перед свидетелями предписанную формулу, кредитор самоуправно отбирал какую-либо вещь или все вещи должника. Вероятно, это делалось только для того, чтобы оказать на должника определенное давление, лишив его владения вещью. Захват совершался без участия представителя государственной власти. Данная процедура устанавливала исковое требование и могла повлечь за собой дальнейшее судебное производство, о котором не сохранилось никаких сведений. Данная форма процесса в основном использовалась солдатами для взыскания жалования с ответственных за его выплату лиц, а также денег на содержание лошади и на фураж; откупщиками для взыскания с недоимщиков податей; продавцами животных, продавших их для жертвоприношения и т.д. Процесс по системе legis actio отличался формальностью и строгостью. Один раз проигранное дело не могло возобновляться. Эта система была доступна только римским гражданам, и ее несовершенство проявлялось с развитием гражданского оборота. Все пять форм легисакционного процесса действовали до половины периода республики. Легисакционный процесс пришел на смену кровной мести и самоуправству, сохранив черты последнего. Это касается особенно таких форм процесса, как legis actio per manus iniectionem и legis aclio per pignoris capionem. Должники были предоставлены произволу кредитора, государственная власть мало вмешивалась в гражданско-правовые отношения римских граждан и вытекавшие из них споры.

Общая характеристика римского публичного права

Римское право традиционно занимается в юридической науке особо значимое место и роль, поскольку оно не только пережило породивший его античный римский общественный порядок, но и легло в основу правовых систем многих феодальных, буржуазных и современных капиталистических государств, сформировав начала гражданского, уголовного и государственного права.

Наиболее известной классификацией римского права, лежащей в основе формирования правовых систем современных государств, выступало выделение частного римского права, регулирующего отношения граждан в сфере реализации индивидуальных интересов, и публичного римского права, регулировавшего состояние Римского государства.

Определение публичного частного права, признаваемое в юридической науке, может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Публичное римское право (jus publicum) – подсистема римского права, выражавшая и защищавшая интересы Римского государства, посредством урегулирования правовых отношений, реализуемых между государством и частными лицами.

Особенностью норм публичного римского права выступало то, что они содержали юридические обязанности и требования совершать определенный действия и носили обязательный характер для всех римских граждан. Кроме того, характер норм римского публичного права предполагал невозможность их изменения по решению отдельных лиц, в том числе путем двухстороннего волеизъявления, в этой заключалось свойство императивности норм римского публичного права.

Предмет и отрасли римского публичного права

Поскольку сфера публичного права отличается достаточной обширностью, в предмет правового регулирования римского публичного права входили следующие разнообразные группы общественных отношений:

  • отношения религиозного характера: сохранение святынь, отправление службы жрецами, процедура похорон и церемоний и т.д.;
  • определение юридических основ римского государства, правового положение органов государственной власти;
  • формирование структуры власти, регламентация процедуры занятия государственных должностей;
  • порядок взаимодействия государства с частными лицами;
  • правила судопроизводства, посредством их установления закреплялись формы судебного процесса, судебные вызовы, положения о доказательствах и доказывании, представлении в суде и т.д.;
  • защита римского общества от наиболее общественно опасных посягательств – преступлений, путем установления понятия и видов преступлений, ответственности за их совершения, видов наказания и т.д.;
  • положения о дееспособности и правоспособности римских граждан и т.д.

Таким образом, рассмотрение круга общественных отношений, регулирование которых происходило посредством применения норм римского публичного права, можно сделать вывод о том, что в существовавшем правопорядке обнаруживаются черты:

  • современного государственного права (в части установления основ государственного устройства, системы органов и должностных лиц и т.д.);
  • административного и уголовного права;
  • финансового и международного права, поскольку большое внимание уделялось экономическому развитию римского государства и установлению связей с соседними государствами.

Принципы римского публичного права

Анализ особенностей рассматриваемой системы права и специфики римской государственности, в юридической науки предлагается идея о том, что в основе формирования римского государства, а соответственно – и римского публичного права, как формы юридического оформления основных начал государственного устройства, был положен принцип консенсуса, выраженный в том, что римское государство и право выступало результатом достижения договоренности между гражданами, для целей эффективного разрешения любых правовых вопросов.

Также в римском праве действовал принцип признания исключительности судебного права, как единственно верной формы защиты и обеспечения прав римских граждан. Такое отношений не только способствовало повышению качества и эффективности деятельности по отравлению правосудия римскими юристами, но и заложило глубокую доктринальную основу судебной деятельности, сохранившую свою актуальность и в настоящее время.

Еще одним важнейшим принципом построения системы римского права выступал принцип справедливости. Несмотря на неоднородное определение среди юристов того времени, общие представления о справедливости в понимании римской юриспруденции можно сделать на основе анализа высказывания римского юриста Ульпиана, который признавая справедливость высшим принципом права указывал:

Замечание 1

«Предписание (существо) права состоит в том, чтобы честно жить, не вредить другому, и воздавать каждому свое» (Ульпиан).

Также принципом римского публичного права выступал консерватизм, выражавшийся в том, что римские юристы с исключительным уважением относились к праву предшественников, подчеркивая недопустимость каких-либо новшеств, неизменность существующего социального строя и, главное, незыблемость права.

Безусловно, стабильность права выступает его положительным качеством, осознавая это, римскими юристами допускались определенные искусственные приемы в процессе толкования, в результате которого удавалось сохранить видимость неизменности римского права.

Однако развивающиеся производственные отношения не всегда подпадали в сферу правового регулирования ранее действовавших норм, в результате чего обнаруживался пробел в праве. В такой ситуации римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов.

Именно с такой находчивостью римских юристов, во многом связывается признаваемое представителями юридической науки качество прогрессивности римского публичного права.

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами, для которых римское право стало бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохраняющим свой авторитет до наших дней.

Римское право, писали К.Маркс и Ф.Энгельс, есть "частное право в его классическом выражении"*(1).

Предметом курса "Римское частное право" является право рабовладельческого Рима I-VI вв. н.э.

Римское право первых трех веков (период принципата) получило название классического, следующих трех (период домината) - постклассического.

Архаическое право Древнего Рима, право республиканского Рима (период до н.э.), в том числе Законы XII Таблиц (451-450 гг. до н.э.), изучаются в курсе лишь постольку, поскольку, по образному выражению римского историка I в. Тита Ливия, они были источником всего публичного и частного права Рима. И хотя по установившемуся мнению они перестали быть действующим правом уже около середины II в. до н.э., Законы XII Таблиц оставались священным заветом предков, и их постоянно цитировали Цицерон, Гай и другие видные римские юристы. Ссылки на Законы XII Таблиц мы находим в кодификации императора Юстиниана (VI в. н.э.).

Римский юрист III в. Ульпиан так определял сущность права: "Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое"*(2).

И тот же Ульпиан, цитируя другого видного юриста - Цельса, писал: "Право получило свое название от "правосудия" (iustitia), ибо... "право есть" наука о добром и справедливом".

За этими благодушными цитатами о праве и справедливости не следует забывать, что Римская империя была рабовладельческим государством. Раб не был субъектом права, он был говорящей вещью, объектом права и бесправен в области имущественных и семейных отношений. О публичной сфере здесь вообще не идет речь.

Марк Красс, прежде чем повести войска против Спартака, казнил 4 тыс. солдат, после подавления восстания Спартака было распято 6 тыс. восставших.

Римские юристы делили все право на публичное и частное. По Ульпиану, "публичное право относится к положению Римского государства, частное - к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном.

Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний народов, или из предписаний цивильных".

Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом.

Для публичного права - это интересы Римского государства; для частного - интересы отдельных лиц. Сравнительный анализ 800 дошедших до нас законов указывает на небольшой удельный вес законов, касающихся "частного права" (только 30 из 800).

Современное деление права на публичное и частное имеет свои корни в римском праве и воспринято многими правовыми системами, хотя, естественно, в измененном виде.

Для публичного права был характерен принцип, согласно которому нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Такие нормы в современной теории права называются императивными (повелительные, безусловно обязательные). В частном праве тоже имеют место императивные нормы, но преобладают диспозитивные (по современной терминологии), позволяющие сторонам самим регулировать свои отношения, и только если они отказываются от такого регулирования, применяются правила соответствующего закона.

Прочтем выдержки из Законов XII Таблиц. Таблица V, 3: "Как кто распорядится на случай своей смерти относительно домашнего имущества или относительно опеки (над подвластными ему лицами), так пусть то и будет нерушимым. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат"*(3).

Систему частного права составляли: правовое положение лиц, право собственности и другие вещные права, договоры и обязательства, семейное право, наследственное право, защита частных прав.

В римских источниках все право относится или к лицам, или к вещам, или к искам. Такая система права, не имеющая общей части, в современном праве получила название институционной, в отличие от пандектной, в которой общие положения выделяются.

Таким образом, предметом курса "Римское частное право" является частное право рабовладельческого Рима I-VI вв. н.э., регулирующее имущественные отношения (в том числе семейные) с участием отдельных лиц.

Еще по теме § 1. Понятие римского частного права. Публичное и частное право:

  1. 3.Понятие частного права. Отграничение частного права от публичного.
  2. § 2. Концепции разграничения публичного и частного права: материальные теории, формальные теории, теории отрицания разделения публичного и частного права


Просмотров