Что такое план внешнего управления и как его разрабатывают. Структура плана внешнего управления

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления внешний управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления.

В то же время анализ положений Закона о банкротстве позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.

Введение.

Официальные требования к плану внешнего управления.

Концепция плана внешнего управления.

  • 1. Общие данные о предприятии.
  • 1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия
  • 1.2. Дата государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование зарегистрировавшего органа.
  • 1.3. Место нахождения: почтовый и юридический адрес.
  • 1.4. Коды госреестра: ОКВЭД; ОКОГУ; ОКПО; ОКАТО; ОКОПФ; ОКФС.
  • 1.5. Основные виды деятельности (в соответствии с уставом).
  • 1.6. Организационно-правовая форма.
  • 1.7. Форма собственности, код СКФС.
  • 1.8. Информация о руководстве: Ф.И.О., телефоны, факсы руководителя.
  • 1.9. Информация об учредителях (акционерах) организации-должника и размерах их долей.
  • 1.10. Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях.
  • 1.11. Нематериальные активы: патенты, лицензии.
  • 1.12. Данные о границах, размерах, местоположении земельного участка, прав на земельный участок.
  • 1.13. Сведения о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и (или) имущественный комплекс.
  • 1.14. Состав и стоимость объектов (имущества), обремененных правами третьих лиц, включая объекты, переданные в залог, аренду или пользование.
  • 1.15. Численность работников на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
  • 1.16. Основные виды производимой продукции.
  • 1.17. Источники сырья, материалов и услуг.
  • 1.18. Рынки сбыта продукции (работ, услуг).
  • 1.19. Перечень и состояние основных средств.
  • 1.20. Участие в других обществах.
  • 2. Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления.
  • 2.1. Размер и состав имущества организации-должника.
  • 2.2. Финансовое состояние организации: анализ финансовых коэффициентов.
  • 2.3. Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
  • 2.4. Основные причины ухудшения финансового состояния организации.
  • 2.5. Оценка размера обязательств должника.
  • 2.6. Определение достаточности (недостаточности) принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
  • 2.7. Определение достаточности (недостаточности) имущества должника для погашения требований кредиторов.
  • 3. Комплекс мер по восстановлению платежеспособности.
  • 3.1. Характеристика основных мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.2. Сводный график проведения мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.3. Финансовый план.
  • 3.4. Исходные условия для расчета финансового плана.
  • 3.5. Формирование доходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.6. Формирование расходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.7. Потребность в оборотном капитале в период внешнего управления.
  • 3.8. Расчеты с кредиторами.

Подобная структура подачи материала позволяет достаточно полно представить логику рассуждений внешнего управляющего: он знает возможности предприятия, разобрался в причинах возникновения неплатежеспособности, определил неиспользованные резервы повышения эффективности работы, наметил комплекс мер по восстановлению платежеспособности и предложил способы, как можно организовать достижение намеченного. Однако в зависимости от предприятия и ситуации в которой он находится данная схема может видоизменяться, некоторые наиболее важные для данной организации разделы добавляются, а некоторые наоборот исключаются из рассмотрения.

Введение. Это вступительная часть плана внешнего управления, в которой отражаются реквизиты дела о банкротстве должника, а именно:

ь наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве,

ь номер дела о банкротстве,

ь дата введения процедуры внешнего управления,

ь срок, на который она вводится,

ь фамилия, имя и отчество внешнего управляющего,

Далее автор настоящей работы считает необходимым обозначить официальные требования к плану внешнего управления , которые содержатся в статье 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и которые непременно должны быть соблюдены внешним управляющим в любом плане. А именно, план внешнего управления должен предусматривать: меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника, кроме того, исходя из пункта 2 статьи 106 план внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок и предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника.

В разделе « концепция плана внешнего управления » целесообразно:

ь сформировать основную цель плана (это, конечно, разработка и реализация комплекса мер с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия, а также преодоления производственного кризиса и финансовой неплатежеспособности);

ь обозначить задачи, которые потребуется решить в процессе разработки плана внешнего управления. Например, 1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам; 2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью, в том числе по обязательным платежам, либо реструктурировать свою задолженность перед кредиторами, имевшуюся на момент введения внешнего управления.

ь из комплекса всех мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, выделить и обозначить ключевые, по которым планируется проведение основной работы. Например, возврат имущества производственного назначения, реализованного в процедуре наблюдения.

Раздел общих сведений о предприятии . Справочные сведения о предприятии можно достаточно легко получить, используя публикующиеся справочники и государственные информационные системы. Форма типового плана предполагает также сбор данных об учетных реквизитах предприятий в системе государственной регистрации, налоговых органах, банковские реквизиты. Запрашиваются также данные о составе, образовательном уровне и послужном списке команды управляющих.

Безусловно, справочный раздел в плане нужен. Но его назначение состоит в предоставлении минимума информации, позволяющей получить самое общее представление о предприятии и его координатах для связи. Учитывая раскрытие экономических показателей в основных разделах Плана, справочный раздел должен включать наименование предприятия, характеристику его организационно-правовой формы (с указанием основных собственников в виде укрупненной структуры уставного капитала), адрес (включая адреса филиалов и отдельных площадок) и реквизиты для связи, дату и номер регистрации, виды деятельности.

Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления. Это очень важный раздел плана, в котором должна быть представлена динамика основных экономических показателей предприятия.

Анализ финансового состояния позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Однако увлекаться таким анализом не следует по следующим причинам.

Во-первых, для планирования траектории финансового оздоровления предприятия наибольшее значение имеют его текущие экономические показатели.

Во-вторых, анализ ретроспективных рядов экономических показателей в современной России теряет смысл с увеличением рассматриваемого периода из-за быстрого изменения условий хозяйствования. Обеспечить сопоставимость данных тяжело, а иногда и невозможно.

На практике для иллюстрации результатов анализа все же используют стандартную табличку из типового плана, тем более что для ее расчета требуются только данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Указанный подраздел лишь комментирует выводы содержательного анализа финансового положения предприятия. Определение основных причин его ухудшения пока является неформализованным процессом, хотя для большинства предприятий выводы удивительно близки.

Следовательно, в данном разделе необходимо особое внимание уделить анализу качественных причин ухудшения финансового состояния предприятия, чтобы в последующем обоснованно ответить на вопрос, а что же следует предпринять для выхода из кризиса?

В разделе «комплекс мер по восстановлению платежеспособности » перечень мероприятий должен включать сроки, условия и порядок их проведения, расходы на их реализацию и иные расходы должника, здесь показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, которые может быть направлен на восстановление платежеспособности предприятия.

Процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника - юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами, позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.

По своей сути данный раздел представляет собой стратегический план основных направлений развития и преобразования организации, целью которых являются: прирост выручки организации, в том числе ее денежной составляющей; сокращение издержек производства; оптимизация управления товарно-денежными потоками; создание условий для своевременного расчета по обязательствам; повышение качества выпускаемой продукции и ее соответствия рыночному спросу.

При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники.

Так, например, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др.

В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника.

В то же время для проведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, поскольку использование данного методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса.

Прогноз расходов должника, помимо затрат на осуществление его хозяйственной деятельности, должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др.

Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, а также расходы на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.

При разработке плана внешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедуры внешнего управления:

план внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Следует отметить, что данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляется расчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.

Исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления, следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяют сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.

План внешнего управления должен содержать порядок, в котором внешний управляющий отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления.

Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.

Кроме того, при разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, и, в первую очередь, сельскохозяйственных и градообразующих организаций.

Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Согласно ст.120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расчеты с кредиторами осуществляются после окончания срока внешнего управления в случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Срок расчетов с кредиторами устанавливается арбитражным судом и не может превышать 6 месяцев.

Из данных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в плане внешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 95 Закона под мораторий.

При этом необходимо учитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

Оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату.

Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления.

Так формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления -- найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. В месячный срок своей деятельности в роли внешнего управляющего он обязан разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления (п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

Об утверждении плана внешнего управления;

Об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Об отклонении плана и назначении срока проведения следующего собрания для рассмотрения нового плана внешнего управления. При этом срок созыва собрания кредиторов не может быть более двух месяцев с даты принятия указанного решения;

Об отклонении плана и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требованием к кандидатуре внешнего управляющего.

В пятидневный срок утвержденный собранием план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется арбитражному суду внешним управляющим для сведения. В случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утвержденный план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ними и представлять отчеты о ходе реализации плана внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации этих мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника на период внешнего управления.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника. Имущество, балансовой стоимостью мен. 100 тыс. руб. продается в порядке, установленном собранием или комитетом кредиторов. Остальное на аукционе в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Переход права собственности на предприятие (ст. 564 ГК РФ) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками должника, за исключением трудовых договоров с заместителями руководителя и главным бухгалтером

Продажа предприятия производится по общему правилу путем открытого аукциона, проводимого в электронной форме. Порядок организации продажи имущества детально рассматривается в теме «Конкурсное производство»

Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить.

Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Поскольку несостоятельность кредитора не является основанием для досрочного удовлетворения требований его должникам, возникает необходимость определения порядка, позволяющего использовать такого рода активы. Реализация принадлежащих кредитору прав требования со сроками исполнения, выходящими за пределы сроков проведения процедур несостоятельности, не может производиться иначе как посредством продажи этих прав в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

Законом о банкротстве 2002 г. регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику путем одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113).

В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве 2002 г.). Данные мероприятия могут быть достаточно эффективными при достижении целей внешнего управления. В результате кредитор становится участником юридического лица, т.е. меняет статус конкурсного кредитора на статус участника должника.

Еще одной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления, является замещение активов должника. Оно проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

В случае создания одного акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника приводит к возникновению нового юридического лица (ОАО), реализация акций которого должна создать условия для расчетов с кредиторами. У таких акционерных обществ при их учреждении единственным акционером является должник. Создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) в данном случае не допускается.

При этом акции созданного (созданных) на базе имущества должника открытого акционерного общества (открытых акционерных обществ) могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено Законом о банкротстве 2002 г.

    Увеличивающееся с каждым годом количество рассматриваемых в арбитражных судах процедур несостоятельности (банкротства) неизбежно ставит вопрос о качестве их осуществления. Помимо выполнения функции экономики страны от субъектов хозяйствования, не сумевших встроиться в рыночные отношения (так называемая ликвидационная направленность законодательства о несостоятельности), закон преследует еще одну цель: путем проведения различных процедур сохранить предприятия, имеющие потенциал развития (реабилитационная направленность законодательства).
    Действующий ныне Закон "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. в качестве основной процедуры, имеющей реабилитационную направленность, рассматривает внешнее управление активами должника.
    В предложенной статье рассматриваются вопросы подготовки плана внешнего управления, который является центральным документом процедуры внешнего управления, поскольку определяет стратегию и тактику работ. Автор на основе собственного опыта реализации процедур внешнего управления предлагает руководствоваться методикой, изложенной в статье.

Основная функция внешнего управляющего заключается в разработке и реализации плана управления активами должника.

Функции плана
План внешнего управления выполняет ряд функций:

  • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
  • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
  • в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
  • в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
  • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.
Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они свидетельствуют о важности этого документа и значительной его роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

Принципы разработки
При составлении и реализации плана внешнего управления необходимо руководствоваться рядом принципов:

  1. Целевой характер разработки и реализации плана внешнего управления. Это означает, что при разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, которая стоит перед управляющим. Так, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего - восстановление платежеспособности предприятия. Реализация данного принципа предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника.
  2. Принцип адекватности. Имеется в виду максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим, финансовым и другим условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков, и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия. Чаще же приходится долго "лечить" несостоятельное предприятие, чтобы его финансово оздоровить.
  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложной социально-экономической системы с различными аспектами - подсистемами деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, "оздоровляющие" подсистемы ("органы", "элементы") предприятия-должника.
  4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане как минимум трех обязательных разделов: характеризующих текущее и будущее состояние предприятия, а также формулирующих мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.
  5. Содержательный принцип. План внешнего управления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.
  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должна осуществляться командой профессиональных консультантов совместно с управляющим. Только такой "тандем" может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.
Принципы разработки плана внешнего управления не исчерпываются вышеприведенным списком, однако данные требования являются основными для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата его реализации.

Нормативное обеспечение процедуры подготовки плана
Разработке планов внешнего управления (финансового оздоровления) посвящен ряд нормативных документов:

  • типовая структура программы финансового оздоровления неплатежеспособной организации, утвержденная совместным приказом Минэкономики России и ФСФО России № 497/136 от 19 ноября 1999 г.;
  • Распоряжение ФСДН России № 98-р от 5 декабря 1994 г. "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления";
  • примерный план внешнего управления, приведенный в Методических рекомендациях по ускоренному порядку применения процедур банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН России № 16-р от 27 августа 1998 г.
Некоторые авторы, критикуя указанные документы, отмечают, что изложенный там план "обобщает всю необходимую информацию по выводу предприятия из кризиса (характеристики предприятия-банкрота, объем активов и обязательств, показатели и уровень финансово-хозяйственной деятельности, мероприятия по восстановлению платежеспособности и т. д.), но не предусматривает мероприятия, связанные с проведением инвентаризации, реструктуризации задолженности, оценки имущества предприятия и т. п., а также соответствующие сметы расходов"1. Поэтому они предлагают включить в план внешнего управления две части:
  1. План осуществления внешним управляющим текущей деятельности по арбитражному управлению предприятием и реализации основных функций внешнего управления, предусмотренных Законом, в т. ч. установление размера требований кредиторов и заявление в установленном порядке возражений относительно предъявленных к должнику требований кредиторов, утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов, представление плана внешнего управления в арбитражный суд, ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности, принятие мер по взысканию задолженности перед должником и др.
  2. План финансового оздоровления. Включает определение основных мероприятий финансового оздоровления предприятия: маркетинговые, производственные, финансовые, организационные и т. д.
Считаем данную структуру плана внешнего управления неприемлемой по двум причинам: во-первых, часть 1 не имеет отношения собственно к плану внешнего управления, представляя собой последовательный перечень возможных мероприятий внешнего управления; во-вторых, план внешнего управления не есть только план финансового оздоровления.

План внешнего управления - бизнес-план особого вида
План внешнего управления мы определяем следующим образом: это эффективный инструмент планирования в соответствии с потребностями рынка финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия, основные цели которых - восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.
План внешнего управления представляет собой одну из разновидностей бизнес-планирования, что обусловливает необходимость учитывать при его подготовке все наработанные теорией и практикой управления подходы к составлению обычного бизнес-плана. В то же время план внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.
План внешнего управления, как и любой иной бизнес-план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Из норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со ст. 95 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Но, учитывая, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, этот реестр может существенно меняться в течение всей процедуры судебной санации. Поэтому оценку размера требований кредиторов, полученную на основе анализа данных реестра, необходимо уточнить исходя из результатов анализа данных инвентаризации обязательств должника. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и/или обязательным платежам.
Также в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Отметим, что на практике при расчетах с кредиторами суды обязывают внешнего управляющего производить расчеты по второй очереди (требования о взыскании задолженности по оплате труда), относя их к мораториальным со всеми вытекающими последствиями (т. е. с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ). Подобная практика противоречит законодательству; следовательно, при прогнозировании следует исходить из суммы задолженности по второй очереди на момент введения внешнего управления активами должника.

    План внешнего управления - план особого вида. Особенность состоит в одновременном учете как требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица (важнейшие из них - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов), так и требований Закона о несостоятельности.

Таким образом, формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника.
Состав и структура плана внешнего управления зависят в основном от масштабов предприятия и сферы его функционирования.
Основной задачей при разработке методики подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия следует считать соответствие ее целям процедуры. Мы выделяем две основные цели, на которые необходимо ориентироваться любому внешнему управляющему:

  • восстановление платежеспособности должника;
  • сохранение возможности осуществления им хозяйственной деятельности.
Реализация мероприятий внешнего управления должна позволять внешнему управляющему не только обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности, но и содержать перспективу эффективного функционирования предприятия.
Достижение только первой из указанных целей представляется недостаточным условием разработки и реализации плана внешнего управления.
Таким образом, план внешнего управления активами несостоятельного предприятия можно определить как документ, содержащий описание мер по улучшению финансового состояния должника, позволяющих восстановить его платежеспособность по истечении срока внешнего управления при условии сохранения возможности осуществления должником хозяйственной деятельности.

Методика подготовки
Методика подготовки плана внешнего управления несостоятельного предприятия может включать следующие этапы:

  1. Анализ и описание ситуации на предприятии и причин его неплатежеспособности.
  2. Определение требований кредиторов, попавших под мораторий (в соответствии с реестром требований кредиторов).
  3. Расчет начисленных за время моратория процентов на сумму долга в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
  4. Определение стратегии внешнего управления (т. е. за счет чего будет достигнут финансовый эффект, а именно реализация дорогостоящего, не используемого в производстве имущества, реализация дебиторской задолженности) и стратегии деятельности предприятия после прекращения процедуры. Они должны соответствовать друг другу. Например, нельзя продать даже дорогостоящее оборудование для погашения долга, если дальнейшее функционирование предприятия при этом станет невозможным.
  5. Описание мер оперативной реструктуризации.
  6. Расчет экономического (финансового) эффекта от осуществления мер оперативной реструктуризации, в том числе реструктуризации имущества, имущественных прав и долговых обязательств.
  7. Оценка размера текущих требований (обязательств предприятия, возникших в период внешнего управления).
  8. Подготовка на основе бюджетирования отчетов о результатах хозяйственной деятельности должника по истечении срока внешнего управления.
  9. Объединение финансовых результатов от осуществления должником хозяйственной и реструктуризационной деятельности с целью подготовки проекта отчета о движении денежных средств за период внешнего управления и определение потребности в оборотных средствах.
  10. Определение источников привлечения заемных средств и стоимости их привлечения.
  11. Сопоставление денежного сальдо на конец срока внешнего управления и размера непогашенных требований кредиторов.
Отметим, что недостаток нормативного обеспечения процедуры подготовки планов внешнего управления на практике постепенно заполнится наработками специалистов и арбитражных управляющих. В то же время любые рекомендации либо "типовые структуры" должны прежде всего исходить из основной задачи и смысла закона - сохранения эффективно функционирующего после расчетов с кредиторами предприятия-должника.

Примечание
1 Юн Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учебн.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПЛАН ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Т.П. ПРУДНИКОВА
Т.П. Прудникова, кандидат экономических наук.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 и пунктом 1 статьи 82 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления. В то же время анализ положений Закона (таких, как п. 2 ст. 76, ст. 79, п. п. 1 и 2 ст. 82, ст. 84, ст. 85, п. 4 ст. 86, п. п. 5 и 7 ст. 87, ст. 88 и др.) позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.
План внешнего управления - план особого вида. Его специфической особенностью является одновременный учет как требований Закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника - юридического лица, важнейшие из которых - обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов.
Представляется справедливым утверждение, что план внешнего управления, как и любой иной план, - документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. В том случае, если планом задаются какие-либо экономические либо финансовые характеристики и показатели, они должны обосновываться соответствующими прогнозными расчетами и проектировками, методы проведения которых разработаны экономической наукой и апробированы на практике.
Внешнее управление - это процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона), поэтому для оценки ее результативности большое значение имеет законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. В отличие от Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 года, в котором такой критерий отсутствовал, статьей 82 Закона установлено, что платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства в соответствии со статьей 3 Закона.
Практически это означает, что необходимо в установленные сроки внешнего управления удовлетворить требования кредиторов либо иным способом прекратить обязательства должника таким образом, чтобы к моменту окончания внешнего управления (либо к окончанию периода расчетов с кредиторами) у него отсутствовала задолженность перед кредиторами по денежным обязательствам и перед бюджетами и внебюджетными фондами по обязательным платежам, просроченная более чем на три месяца.
Следует особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 70 Закона удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в период внешнего управления не допускается. В том случае, если внешнее управление завершено восстановлением платежеспособности должника (п. 3 ст. 92), расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона.
Из данных норм Закона следует, что в плане внешнего управления должен быть отражен размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 70 Закона под мораторий. Очевидно, что оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим (ст. 15 Закона), а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату. Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.
Кроме мораториальных требований в плане должен быть отражен размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также размер требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение периода внешнего управления.
Таким образом формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача при разработке плана внешнего управления - найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах. Данные средства могут быть сформированы (накоплены) за счет реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника (ст. 85 Закона).
Поскольку процедура внешнего управления с экономической точки зрения является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника - юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности, представляется, что описанию включаемых в план внешнего управления мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.
При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники. Так, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др. Кроме того, в качестве источников поступлений следует рассматривать реализацию части имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, уступку прав требования должника, продажу предприятия (бизнеса) должника, а также исполнение обязательств должника третьими лицами. Особо отметим, что одним из источников поступлений (притоков) являются амортизационные отчисления.
В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, в план внешнего управления следует включать мероприятия по оценке бизнеса должника. В то же время для прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления оценивать бизнес доходным методом, поскольку использование такого методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса. При оценке стоимости бизнеса в части прогнозирования денежных потоков следует основываться на положениях статьи 86 Закона.
Прогноз расходов должника должен также учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, в том числе таких, как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др. Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.
Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
Для повышения обоснованности прогнозных расчетов целесообразно выполнять их вариантно, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.
При разработке плана внешнего управления большое внимание уделяется срокам реализации процедуры внешнего управления: план должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого рассчитываются суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.
Кроме того, исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления (ст. 84) следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), позволяющие сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.
В соответствии со статьей 87 Закона в плане внешнего управления может быть предусмотрен порядок продажи имущества должника и установления его начальной цены, который излагается в разделе плана, посвященного реализации данных мер.
В соответствии со статьей 88 Закона в плане внешнего управления (в его соответствующем разделе) может быть предусмотрен порядок уступки прав требования должника.
Согласно статье 95 Закона план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение соглашений об отступном или о новации обязательства либо на прекращение обязательств иным образом. В связи с этим план внешнего управления может содержать мероприятия, направленные на достижение мирового соглашения между должником и его кредиторами.
План внешнего управления должен предусматривать порядок отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления.
Таким образом, основываясь на требованиях Закона к разрабатываемому арбитражным управляющим плану внешнего управления, можно сделать вывод, что в этот план целесообразно включать следующие разделы:
1) общая характеристика должника;
2) финансовое состояние должника;
3) прогноз величины денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов;
4) меры по восстановлению платежеспособности должника;
5) обоснование возможности восстановления платежеспособности должника (в пределах установленного срока внешнего управления либо при продлении срока внешнего управления);
6) порядок и сроки реализации плана внешнего управления.
Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.
При разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, и в первую очередь сельскохозяйственных и градообразующих организаций.
Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Несмотря на сложность конкретных задач, которые могут встать перед разработчиками планов внешнего управления, накопленный практический опыт их разработки свидетельствует о наличии единых методических подходов к их решению, базирующихся на положениях Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 19.11.1992 N 3929-1
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"
(принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
Вестник ВАС РФ, N 7, 1999

Банкротство любой компании - это специфический, длительный и сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Нередко в рамках него выполняется внешнее управление. За эту процедуру назначается ответственный человек, называющийся управляющим. Сами компании должны хорошо разбираться, в чем цель такого управления, как проводится процесс, а также какие могут быть результаты.

Понятие банкротства

Банкротство, называемое по-другому несостоятельностью, представляет собой процесс, при котором по решению суда должник освобождается от погашения своих обязательств перед всеми кредиторами, так как он по своему финансовому состоянию не может справиться с платежами и удовлетворить требования контрагентов в полном размере.

Применяется данная процедура, если долг не погашается в течение 90 дней. Банкротство реализуется в последовательных этапах, к которым относится:

  • наблюдение, предполагающее анализ имеющегося финансового состояния фирмы, а при этом имущество по-прежнему находится в распоряжении должника;
  • оздоровление (санация), заключающееся в формировании специального графика, на основании которого погашаются последовательно все обязательства перед кредиторами;
  • внешнее управление, предполагающее вывод компании из кризиса, но не усилиями владельцев, а назначенным управляющим;
  • конкурсное производство, на основании которого продается все имущество, принадлежащее должнику, что позволит погасить большую часть задолженности или полностью все долги;
  • мировое соглашение, причем его допускается составлять на любом этапе, если компания справляется со своими обязательствами, поэтому может продолжать функционирование.

Самым сложным и специфическим считается процесс внешнего управления.

Предназначение процесса

Если компания признается несостоятельной, то это не значит, что она автоматически должна быть закрыта. Могут в отношении фирмы применяться многочисленные процедуры, позволяющие ее реабилитировать. К ним относится и

Оно используется в рамках банкротства организации. Основной его целью выступает восстановление платежеспособности должника, а также погашение всех долгов, имеющихся у предприятия. Нередко вовсе оформляются разные отсрочки платежа, рефинансирование или применяются другие возможности, на основании которых выходит фирма из кризиса.

Когда применяется?

Передача управления компанией внешнему управляющему производится по решению суда. Иск подают сами владельцы предприятия на основании решения, принятого на собрании акционеров. Для этого процесса должно иметься обоснование, представленное возможностью вывести компанию из кризиса и восстановить ее платежеспособность.

Внешнее управление обладает плюсами не только для самой компании, но и для ее кредиторов. Это обусловлено тем, что если фирма становится банкротом, то существует вероятность, что ее активов просто не хватит для погашения всех долгов. Если же она восстановит свое финансовое состояние, то в будущем справится с долгами.

Задачи процесса

Существует несколько задач, решаемых при управлении. К ним относятся:

  • восстановление платежеспособности и финансового состояния фирмы;
  • погашение задолженностей компании;
  • оптимальная организация работы;
  • предотвращение процесса признания компании неплатежеспособной.

Внешнее управление должником начинается только после вынесения судебного решения. А при этом важно грамотно выбрать самого управляющего, обладающего нужной квалификацией и знаниями, чтобы справиться с задачей.

Как выполняется управление?

Процесс реализуется в нескольких последовательных этапах:

  1. Первоначально все полномочия, имеющиеся у руководителя фирмы, передаются арбитражному управляющему.
  2. Он принимает все документы предприятия.
  3. Начинается руководство компанией, поэтому могут отменяться ранее используемые способы возвращения долгов.
  4. Нередко в рамках этой процедуры меняется стратегия работы предприятия.
  5. Пока длится этот процесс, накладывается на выплаты по долгам мораторий, чтобы предотвратить давление со стороны кредиторов.

Финансовое управление не является обязательным этапом признания компании несостоятельной, так как оно используется только при наличии соответствующих оснований. Суд, принимающий решение, должен получить достаточно доказательств того, что действительно при грамотном управлении компании можно вывести ее из кризиса и погасить все долги.

Если все предпринятые меры не дадут нужных результатов, то сразу в отношении должника будет начато конкурсное производство, предполагающее распродажу активов фирмы на торгах.

Составление плана

Когда компания переходит под управление специалиста, он должен оценить перспективы применения разных мер по улучшению состояния фирмы. Для этого формируется специальный план внешнего управления. Он обязательно утверждается арбитражным судьей. При его формировании учитываются требования:

  • составляется план в течение одного месяца после того, как управляющему передается под внешнее управление предприятие;
  • в него должны включаться разные мероприятия, которые являются эффективными и способствующими восстановлению оптимального финансового состояния компании;
  • указывается порядок применения этих мер;
  • включаются расходы, которые придется понести предприятию для возвращения к нормальному функционированию;
  • устанавливается период времени, в течение которого могут использоваться вышеуказанные мероприятия для улучшения финансового положения фирмы;
  • приводятся обязательно обоснования для восстановления платежеспособности в заранее оговоренные сроки;
  • указываются ссылки на разные нормативные акты, так как работа управляющего должна точно соответствовать законодательству.

Если по результатам реализованных действий у фирмы будут отсутствовать признаки банкротства, перечисляющиеся в законодательстве, то считается, что компания восстановила свою платежеспособность.

На собрании кредиторов может приниматься решение о том, чтобы назначенный управляющий отчитывался обо всех достигнутых результатах.

Как назначается управляющий?

На основании решения суда выбирается управляющий. Именно он выполняет процесс управления предприятием, чтобы вывести его из кризиса.

При выборе специалиста учитывается его образование, квалификация, опыт и другие параметры. Учредители не могут способствовать выбору, а также не могут оказывать влияния на деятельность управляющего.

Обязанности управляющего

Специалист наделяется многочисленными полномочиями, но при этом у него имеются определенные обязанности. Поэтому он выполняет следующие действия:

  • формирует детальный и грамотный план;
  • реализует внешнее управление организацией на основании данного документа;
  • руководит компанией в качестве директора;
  • пользуется разными мерами по реабилитации предприятия;
  • разрабатывает разные меры, направленные на взыскание долгов с дебиторов;
  • открывает реестр требований;
  • принимает документы и имущество компании;
  • проводит инвентаризацию;
  • открывает отдельные счета в банках, с помощью которых выполняются разные финансовые операции;
  • составляет отчеты по всем выполненным действиям.

Нарушения со стороны специалиста приводят к тому, что он лишается своей должности, поэтому управление фирмой может быть передано другому человеку.

Права управляющего

Кроме обязанностей, специалист наделяется определенными правами в рамках процесса управления компанией.

Поэтому он может вести хозяйственную деятельность, пользоваться и распоряжаться имеющимися активами, заключать мирные соглашения с другими компаниями, а также составлять заявления, на основании которых отказывается от обязательств по разным контрактам. Он может на законных основаниях потребовать признания разных сделок, заключенных прошлым руководством, недействительными.

Сколько длится процесс по времени?

Не допускается пользоваться таким способом восстановления платежеспособности неограниченное количество времени. Поэтому внешнее управление максимально может осуществляться в течение полугода. При наличии веских оснований допускается продлевать этот период до 1.5 лет.

Для определенных компаний могут применяться другие временные рамки. Сюда относятся градообразующие организации, так как их закрытие может отрицательно сказаться на социальной и экономической сфере конкретного региона или страны в целом. Поэтому для этих предприятий может проводиться процедура внешнего управления на протяжении 2,5 лет. Но для этого требуется подать заявление местной администрацией в суд.

Также имеются определенные послабления для фермерских хозяйств, так как они могут выйти из кризисной ситуации только после того, как созреет и будет собран урожай. Поэтому и временные отрезки устанавливаются на основании этой особенности деятельности.

Если на работу компании, которая является должником, повлияли разные ЧП или стихийные бедствия, то суд может принять решение о продлении управления на год.

Что могут делать кредиторы?

В рамках проведения данного управления нередко кредиторы не желают ждать слишком долго результатов процесса. Поэтому они могут принимать разные решения:

  • участвовать в процессе банкротства фирмы-должника;
  • проводить общие собрания, на которых обсуждаются разные вопросы относительно деятельности управляющего;
  • предъявлять требования к специалисту, назначаемому управляющим;
  • рассматривать и одобрять план, составленный назначенным гражданином, причем они могут внести в этот документ разные дополнения или изменения.

Нередко взыскателями выступают государственные учреждения, которые требуют, чтобы фирма-банкрот погасила долги по налогам, страховым взносам и другим платежам. Они не являются кредиторами, поэтому все их требования удовлетворяются в первую очередь.

Какие меры предпринимаются управляющим?

Специалист должен пользоваться всеми возможными способами, чтобы достичь цели внешнего управления. Она заключается в улучшении финансового состояния компании. Для этого используются разные действия:

  • изменение направления работы предприятия;
  • внесение корректировок в производственный процесс;
  • закрытие подразделений и филиалов компании, которые не приносят прибыль;
  • взыскание дебиторской задолженности разными способами;
  • продажа имущества, принадлежащего компании;
  • пополнение УК с помощью приглашенных инвесторов или учредителей.

Могут использоваться разные мероприятия отдельно или в комплексе.

Последствия процедуры

Могут быть два результата управления:

  • выход компании из кризиса, поэтому она возвращает свое оптимальное финансовое состояние;
  • отсутствие требуемых результатов, поэтому далее начинается конкурсное производство.

К другим последствиям данного процесса относятся следующие:

  • руководитель компании может быть уволен или переведен на другую должность;
  • прекращение всех полномочий, имеющихся у собственников фирмы;
  • отмена принимаемых ранее решений;
  • признание прежних сделок недействительными;
  • введение моратория на возвращение долгов.

Если компания улучшила свое финансовое положение, то производятся на основании специального графика расчеты с кредиторами. Допускается продлевать срок управления при необходимости, если действительно имеются положительные результаты работы специалиста, но за короткий срок фирма не вернула свою платежеспособность.

В заключение

Таким образом, внешнее управление компанией - это сложный процесс, требующий решения суда и использования возможностей профессионального управляющего. Проводится в рамках банкротства предприятия. Предполагает выполнение многочисленных действий специалистом.

Основной целью процедуры выступает улучшение финансового состояния фирмы, чтобы она смогла справиться со всеми долгами и продолжить функционирование.



Просмотров