Понятие и общая характеристика принципов конституционного судопроизводства. Принципы судопроизводства. Конституционное судопроизводство: виды

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Общие принципы конституционного судопроизводства


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


1. Принцип конституционности и законности. Применительно к деятельности КС означает то, что он в ходе отправления конституционного правосудия подчиняется всем требованиям, содержащимся в Конституции, закону о КС, регламенту работы КС и собственным правовым позициям, сформулированным им по отдельным конституционным процессуальным вопросам.

2. Принцип доступность и справедливости конституционного правосудия. Предполагает то, что при осуществлении различных юридических процедур КСП должна в максимальной степени обеспечиваться возможность доступа КП всех уполномоченных субъектов КСП именно в целях защиты своих нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов.

5. Принцип использования национального языка судопроизводства. Также, как и в других судебных органах для сторон, участвующих в деле, если они затрудняются общаться и давать показания на русском языке предусматривается возможность назначения переводчиков и перевода всех имеющихся материалов по делу с русского языка на национальный язык, которым владеет одна из сторон конституционного судопроизводства.

6. Принцип непрерывности проведения заседания. Содержание этого принципа состоит в том, что весь судебный процесс в КС проводится непрерывно, за исключением только времени, отведенного на перерывы или по причинам временного отложения принятия решения по делу. В связи с упразднением палат КС, все дела рассматриваются в заседании КС непрерывно, начиная с момент принятия к рассмотрению КС и заканчивая вынесением решения по делу в заседании КС.

7. Принцип установления объективной истины по делу. Подразумевает деятельность КС РФ, направленную на изучение всех имеющихся материалов по делу. Правильный их анализ, закрепление и оценку именно в целях вынесения объективного решения по делу относительно вопроса о соответствии или не соответствии оспоренного законодательного акта положениям Конституции.

8. Принцип диспозитивности действий участников конституционного судопроизводства. Предполагает право сторон и иных участников конституционного судопроизводства по своему усмотрению самостоятельно распоряжаться предоставленными им законом процессуальными правами и обязанностями. Могут решать такие вопросы, как подавать или не подавать дело в КС, отзывать его до начала проведения заседания КС, а также они вправе решать вопрос о прекращении дальнейшего рассмотрения дел заседанием КС, но только до момента объявления голосования по решению заседаний КС.

9. Некоторые ученые дополнительно относят к общим принципам конституционного судопроизводства такие принципы: принцип процессуальной экономии, обязательности исполнения решений КС . Процессуальная экономия означает то, что КС должен стремиться максимально экономить время и сроки разбирательства дела в КС РФ. В том числе имеет право в необходимых случаях объединять между собой несколько дел, имеющих один предмет обращения. Принцип обязательности исполнения решения заключается в том, что вступившие в юридическую силу решения КС подлежат обязательному исполнению всеми высшими органами государственной власти РФ и ее субъектов в их правотворческой и правоприменительной практике, в т.ч. они обязаны в сроки, установленные КС, и иные сроки, которые содержатся в законе КС, вносить изменения и дополнения в действующие законы, отменять акты, признанные неконституционными или вносить проекты в порядке осуществления своего права законодательной инициативы. Правоприменительные органы обязаны пересмотреть вынесенные им судебные решения, основанные на законе, признанным не соответствующим Конституции по вновь открывшимся или новым обстоятельствам дела.

Конституционное судопроизводство в России базируется на принципах независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, русского языка конституционного судопроизводства, непрерывности судебного заседания, состязательности и равноправия сторон.

Независимость конституционного судопроизводства означает связанность судей исключительно нормами Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», их деятельность в личном качестве и недопустимость представления судьями чьих-либо интересов, особенно тяжущихся сторон.

Независимость суда имеет внутренний и внешний аспекты. С точки зрения внутренних отношений судья должен сам стремиться к беспристрастности, руководствоваться исключительно собственным правосознанием и юридическими ценностями, быть объективным, избегать каких-либо необоснованных предпочтений в пользу той или иной правовой позиции. Внутренний аспект независимости судей практически не поддается контролю со стороны других лиц и зависит преимущественно от нравственной устойчивости представителя судебной власти.

Внешняя сторона независимости конституционного правосудия предполагает ряд запрещающих норм, которые призваны исключить постороннее воздействие на свободу волеизъявления судей и какое-либо вмешательство в конституционное судопроизводство. В соответствии с ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается штрафом, арестом или лишением свободы. То же деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения, влечет за собой более высокие санкции (ч. 3 ст. 294 Уголовного кодекса РФ).

Принцип коллегиальности означает, что решения Конституционного Суда РФ по вопросам его компетенции должны обсуждаться и приниматься всем составом судей. Однако часть судейских должностей может оказаться вакантной. Возможны случаи отсутствия судей на конкретном заседании по уважительным и другим причинам. Поэтому законодатель устанавливает два важных условия правомочности решения Конституционного Суда РФ: во-первых, решения принимаются только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела; во-вторых, заседание Суда является правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей.

По сравнению с деятельностью органов народного представительства здесь можно обнаружить ряд схожих и отличительных черт. В парламентских структурах также наблюдаются правила кворума, при несоблюдении которых решение считается незаконным. Однако регламенты представительных органов не требуют, чтобы депутаты присутствовали на всех заседаниях, когда обсуждался соответствующий вопрос. Вполне достаточным является факт их участия в заседании при принятии окончательного решения. В судебной деятельности подобный подход не является допустимым: судья должен непосредственно участвовать в рассмотрении дела на всех его стадиях, чтобы вынести справедливое решение с учетом полной совокупности обстоятельств, исследованных Конституционным Судом РФ.


Гласность конституционного судопроизводства предполагает открытую форму рассмотрения дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, публичное провозглашение решений Суда, общедоступность информации о правовых позициях, широкое освещение деятельности Суда в СМИ. Присутствие публики в заседаниях Конституционного Суда РФ сдерживается ограниченным числом мест в зале заседаний, а также пропускным режимом в здание Суда. В отличие от участников судебного конституционного процесса, публика не должна каким-либо образом содействовать ходу рассмотрения дела, ее роль сводится к пассивному наблюдению. Публика не имеет процессуальных прав и несет лишь обязанность невмешательства в конституционное судопроизводство («присутствие без участия»). Наличие участников судебного конституционного процесс, напротив, является необходимым в целях объективного, полного и беспристрастного исследования Судом всех обстоятельств дела.

Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, происходит устно . Объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей Судом заслушиваются , а имеющиеся документы – оглашаются . Заслушивание объяснений сторон, показаний экспертов и свидетелей выглядит вполне естественным, потому что Суд не располагает какими-либо иными формами их исследования. Совершенно иная картина складывается в случае оглашения документов. Если судьи и стороны имеют равную возможность ознакомления с документами, их последующее оглашение может оказаться излишним и нарушить принцип процессуальной экономии. Поэтому законодатель допускает не только оглашение документов, но и предоставление их для ознакомления судьям и сторонам по усмотрению Суда. В конечном итоге принцип устного разбирательства находится в сфере широкой судебной дискреции.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке . Иное сложно себе представить не только потому, что русский язык является государственным языком России, но и вследствие фактического знания русского языка подавляющим большинством россиян. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно . Непрерывность заседания не следует отождествлять с непрерывностью всех стадий движения дела, речь идет именно о непрерывности заседания . В большинстве случаев Конституционный Суд РФ не может провести заседание в течение одного рабочего дня. Перерывы оказываются необходимыми для отдыха, подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Поэтому принцип непрерывности заседания следует интерпретировать в качестве требования, запрещающего прерывать заседание Суда по ненадлежащим основаниям либо откладывать его на неопределенный срок.

Систему принципов конституционного судопроизводства завершает требование состязательности и равноправия сторон . Это – общий принцип для всех видов судопроизводства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Равноправие сторон следует рассматривать как необходимое, но не достаточное условие состязательности процесса. Равноправие предполагает, что сторона в юридическом споре имеет столько процессуальных прав, сколько их имеет противоположная сторона. Кроме того, стороны являются субъектами процессуальных правоотношений, при возникновении которых процессуальным правам одной стороны ставятся в корреспонденцию процессуальные обязанности другой и наоборот. Если сторона представляет какие-либо материалы – другая вправе знакомиться с ними, если сторона заявляет ходатайство – другая вправе представить свои возражения по существу такого ходатайства и т.д. В конечном итоге стороны должны обладать равными возможностями по отстаиванию своей позиции. Суд не вправе отдавать предпочтение одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Принцип состязательности распространяется только на стороны и не затрагивает процессуальных прав и обязанностей других участников процесса (свидетелей, экспертов, переводчиков).

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в четвертой главе Закона о Конституционном Суде. Рассмотрим эти принципы.

Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде.

В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представляет каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Закон устанавливает, что в пленарных заседаниях Конституционный Суд правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат, а до вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

Состязательность и равноправие сторон как принцип означают, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда.

Обращение в Конституционный Суд. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде, что является обязательным условием для самой возможности рассмотрения дела. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т. д.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом Конституционного Суда. В случаях, если обращение: явно не подведомственно Конституционному Суду; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица; не оплачено государственной пошлиной, - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. Заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Конституционным Судом.

После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки. дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны обладают равными процессуальными правами, установленными в законе, и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Решения Конституционного Суда. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Судьи и другие лица (например, обеспечивающие протоколирование), присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.

Решения Конституционным Судом могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения.

Постановление - это итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3 и 4 части первой ст. 3 Закона о Конституционном Суде (дела о соответствии Конституции, споры о компетенции, по жалобам на нарушение прав и свобод, по толкованию Конституции Российской Федерации).

Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Определения - все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в голосовании (если иное не предусмотрено Законом). Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от него.

Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда немедленно после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в РФ, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в 4 гл. Закона о КС.

Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. В пленарных заседаниях КС правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее 3/4 ее состава.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о КС. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания КС по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания КС не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой.

Состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях КС.

Обращение в КС. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде. Поводом к рассмотрению дела является обращение в КС в форме запроса, ходатайства, жалобы, отвечающее требованиям Закона. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и др.

«Соответствие законов Конституции, неопределенность в понимании Конституции, выдвижение ГД обвинения президента и т.д.»

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом КС. В случаях, если обращение: явно не подведомственно КС; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем КС, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается КС в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается КС для подготовки дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания и др.

Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны равны. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием.

Решения КС. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать инфу.

Решения КС могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения – ПОДРОБНО НИЖЕ.

148. Решения КС РФ: виды, порядок принятия, юридическая сила.

Правовой акт, принятый КС РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. Судья КС РФ имеет право на опубликование своего особого мнения, которое приобщается к материалам дела. Р.КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В определении КС РФ от 13 января 2000 г. отмечается, что статус КС не предполагает обжалование принимаемых им решений. В то же время ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций, формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства. Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена в последующем в пленарном заседании КС. Поводом для этого может послужить обращение в КС любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, жалоба гр-на.

ФКЗ "О КС РФ" (ст. 80) предусмотрены специальные юридические механизмы обеспечения обязательности Р.КС РФ о приведении в соответствие с Конституцией РФ закона (иного нормативного акта), признанного неконституционным. Из факта вынесения такого Р.КС РФ вытекает обязанность соответствующих органов государства устранить пробел в правовом регулировании. В этой связи после опубликования Р.КС РФ: Правительство РФ обязывается не позднее 3 мес. внести в ГД проект нового ФКЗ, ФЗ либо законопроект о внесении изменений и дополнений в признанный неконституционным закон; Президент РФ, Правительство РФ обязаны не позднее 2 мес. после опубликования Р.КС РФ отменить принятые ими НА, признанные неконституционными; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан внести необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменить принятый им закон, либо изменить его.

Решения КС в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление - итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение - итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные Р.КС РФ именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения КС РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате ФС, Уполномоченному по правам человека РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта.

В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решения КС РФ публикуются в "Вестнике КС РФ", "Собрании законодательства РФ" и "Парламентской газете". Решение КС РФ, согласно ст. 83 ФКЗ "О КС РФ", м.б. официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено.

КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры.

Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия , как законность , презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии.

Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.

Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.

Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.



Просмотров