Принципы и функции правовой системы. Принцип демократизма означает. Функции и принципы права: теоретический аспект

Кафедра юриспруденции

Курсовая работа

по дисциплине: Теория государства и права

на тему: Принципы и функции права

г. Москва 2012г.

Введение

Глава 1. Понятие права его сущность и признаки

1 Основные признаки права и определение его понятия

2 Сущность права

Глава 2. Ценностно-функциональные основы права

1 Принципы права

2 Функции права

Заключение


Введение

Актуальность темы "Понятие, принципы и функции права", рассматриваемой в данной курсовой работе, заключается в том, что право - это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Прав был Кант, когда утверждал, что юристы все еще ищут определение права. Обусловленная теоретическими и практическими потребностями юридическая мысль обречена на постоянный поиск раскрытия "тайны" права, приведения его к общезначимому пониманию, что, как и достижение истины, не реально, но что не может остановить познавательно-мыслительный процесс. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание.

Становиться ясным, что процесс правопонимания не может быть сведен к общему знаменателю. Простор для научного поиска остается здесь по-прежнему безграничным. В этом плане прав Ж.Л. Бержель, отмечая, что в поисках точного определения права можно опираться только на разнообразные тезисы, выдвигавшие в разное время, использовать их в качестве самого общего основания для продолжения познания права. Он пишет: "Сложность вопроса проистекает из неоднородности устройства правовых систем в разные эпохи и в разных странах, а также из нашей неуверенности в определении границ собственного права и правил другой природы, действующих в обществе".

Сложность правопонимания, невозможность выработки универсального определения права заключается в том, что объективное право как отражение сущностных реалий общественной жизни есть явление многомерное, многовариантное, синтетическое. Сказанное означает, что понимание права в решающей степени связано с волей, сознанием, мышлением, мировоззрением исследователей этого феномена. Правопонимание в значительной степени производно от содержания правового мышления и правосознания исследователя, который прямо или косвенно преломляет в своем видении права определенные собственные цели, интересы, устремления, намерения, по своему оценивает закономерности общественного развития, включая его правовые аспекты. В процесс правопонимания того или иного мыслителя вкладывается свое особое представление о социальной справедливости, духовно-нравственных, идеологических ценностях, теориях, концепциях, воззрениях на правовые явления.

Поиски правопонимания насчитывают столетия, выработано множество правовых теорий, в которых лучшие умы человечества стремились показать свои суждения относительно феномена права, его сущности и социального назначения.

В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

Стоит отметить, что свой весомый вклад в понимание права как нормативного регулятора наиболее важных общественных отношений внесли Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.Н. Вопленко, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, В.М. Горшенев и многие другие ученые, обосновавшие важные ценностные аспекты роли и значения функционирования юридических норм как основы понимания права.

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие права, его принципы и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

дать определение понятию "право", изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;

охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;

рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

Глава 1. Понятие права его сущность и признаки

.1 Основные признаки права и определение его понятия

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом.

Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность хищническое в своем роде поведение.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество раз личных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа, и многих других.

В юридической литературе, и отечественной и зарубежной нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.

Наличие множества определений права, сформулированных под воздействием жизненных обстоятельств и отражающих раз личные стороны правовой жизни и подходы к ней, само по себе следует рассматривать, несомненно, как явление положительное. Множество определений права позволяет взглянуть на него сквозь призму веков, отразить в нем наиболее важные его стороны и черты только для одной исторической эпохи, но и для ряда или всех эпох, увидеть право не только в статике, но и в динамике. Существование множества определений права свидетельствует, помимо всего прочего, о глубине и богатстве государственно-правовой мысли, об огромном разнообразии знаний о праве, накопленных авторами-теоретиками и практиками - за тысячелетия его исследования.

Однако в таком множестве определений есть и свои негативные моменты, изъяны. Главный из них заключается в трудностях, порождаемых порой взаимоисключающими друг друга подходами, отсутствием единого, концентрированного, целенаправленного процесса познания права и его практического использования. Диалектика, таким образом, состоит в том, что множественность определений понятия права как положительное явление выступает в то же время и как отрицательное явление.

Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве? В значительной мере - да. Можно использовать несколько путей решения данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулированных в разное время частных определений понятия права выработать пригодное "на все времена" и "на все случаи жизни" общее определение понятия права.

В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Одна ко тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер.

Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном или одностороннем виде, лишь как "принуждения поведения человека власти правил" или как "правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством" нередко увлекаются западные юристы. Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права, в силу объективных и субъективных причин чаще всего "сбивались" на отдельные специфические черты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рассматривали право исключительно как классовый регулятор общественных отношений и т. п. Иллюстрацией сказанного может служить дефиниция общего понятия права, в соответствии с которой оно представляется как государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством, как классовый регулятор общественных отношений. правопонимание гражданин демократия общество

Анализ приведенных в качестве примеров определений общего понятия права показывает, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории и практики общее понятие, они не могут служить эффективным средством, или путем преодоления негативных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве.

Не могут служить достижению этой цели "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующиеся при знанием и защитою со стороны государства", как на "совокупность действующих в государстве принудительных норм". Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные взгляды и подходы к анализу права и его определению и не являются универсальными средствами и подходами.

Вот почему наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".

Анализ многочисленных, сложившихся в различное время представлений и суждений о праве позволяет выделить следующие, отличающие право как регулятор общественных отношений от других, неправовых, регулятивных средств, признаки:

Право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения.

Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Что бы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.

В основе любой системы норм, или правил поведения, лежат как объективные, так и субъективные факторы. Из объективных факторов выделим однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как конкретные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и проецируются на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциями, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

Само собой разумеется, если исходить из мирового опыта существования и функционирования государства и права, в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последние, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных.

Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя, таким образом, или нет".

Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство. Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле является таковым, непременно самоограничивает, "связывает" само себя и все свои органы требованием общеобязательности норм права, организует всю свою деятельность строго в рамках закона и следует ему до тех пор, пока он в установленном порядке не будет изменен или отменен.

Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

.2 Сущность права

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

любое право - это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

Классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

Общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Вспомним, что "сущность" как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.

Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: "Кто создает право и кому оно должно служить?"

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны - классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими". Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. "Право по своей сущности, - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни".

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.

Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.

В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.

Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы". С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение - древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия, относящегося к государству. Правосудие, с одной стороны, представляло собой процедуру тщательного и всестороннего рассмотрения конкретного социального конфликта, а с другой - опиралось на поддержку и мощь государства, т. е. верховной власти в обществе.

С утверждением буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того, становится основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика. С формированием во второй половине XX в. в ряде стран развитого гражданского общества право становится развитым и в полной мере проявляющим свои ценные свойства.

Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер - духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло - нарушением этой нормы.

Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В связи с этим существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности.

Сущность права находит свое выражение в правовых принципах, в его социальном назначении и функциях.

Глава 2. Ценностно-функциональные основы права

.1 Принципы права

Принцип понимается как начало, основа чего-либо. Соответственно, принципы права - это основы права.

Принцип права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования.

Каждый принцип - это представления людей о том, каким должно быть право, как надо регулировать общественные отношения. Принципы характеризуются определенной субъективностью, ибо формируются в сознании человека. Однако, вместе с тем, принципы объективны. Объективность принципов права проявляется в том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения.

Принципы права не могут быть неизменными, они меняются вместе с развитием общества. Принципом права может стать не любая идея о праве; принципы права - только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования

Способы закрепления принципов. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства. Прямой способ характерен для системы континентального права, косвенный - для системы общего права.

В правовой системе принципы права играют весьма существенную роль:

Принципы права можно представить как арматуру права, его скелет. Принципы права обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. В правовой системе можно выделить множество различных принципов. С точки зрения охвата выделяют принципы:

Общеправовые - действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права.

Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судопроизводства, такие как гласность, состязательность, принцип национального языка судопроизводства, независимости судей, тайны совещательной комнаты и др., действуют и в уголовном, и в гражданском процессе; принципы диспозитивности, материальной ответственности, неотвратимости наказания также являются межотраслевыми).

Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип обязательности выборов в избирательном праве, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, презумпция виновности ответчика в гражданском праве и т. д.).

Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на основе таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора и др.).

Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Теория государства и права изучает прежде всего общеправовые принципы права, т. е. те, которые характеризуют право в целом, применимы ко всем его отраслям и институтам, действуют в рамках данной правовой системы в целом.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специальноюридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества.

К общесоциальным принципам права относят:

· политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

· экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

· нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специальноюридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования.

К ним относят:

· принцип законности;

· принцип равенства перед законом;

· принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

· принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

· принцип единства прав и обязанностей;

· принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права изучаются в основном общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права. Далее подробнее будут рассмотрены наиболее значимые из общеправовых принципов.

Принцип социальной справедливости. Правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенности юридической справедливости заключаются в то, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формальноопределенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Принцип справедливости носит нормативнооценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения. Справедливость содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства. Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как "справедливое равенство" и "справедливое неравенство". Справедливость имеет парную категорию "несправедливость". Устранение несправедливости - одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости - важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политикоправовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. последнее является материальной основой равноправия. Равенство более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Помимо равенства перед законом и судом, принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Идея гуманизма в конституционном выражении выглядит следующим образом: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции РФ).

Сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом является убеждение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы. Знакомясь с содержанием правовых норм, граждане убеждаются в их целесообразности. К важным факторам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей, оснований для их принятия.

Вместе с тем человеческое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. Принуждение осуществляется в особых процедурных формах, что исключает произвол. Принуждение - сложное правовое явление. Оно включает в свой состав различные по правовым последствиям меры принудительного воздействия - меры пресечения, восстановительные или меры защиты субъективных прав и обязанностей, превентивные, меры юридической ответственности.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

Законность означает требование строгого и неукоснительного соблюдения всех предписаний правовых норм.

.2 Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия "функции права" можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;

функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов. Главная цель права - упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях:

регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;

охранительной - нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;

оценочной - правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;

функции воздействия на сознание и поведение людей - право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

Экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

Политическая функция - состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

Воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

Функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права. Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная - без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

информационной (передастся определенная информация);

ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);

регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);

обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;

по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;

по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции - регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Суть регулятивной функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Суть охранительной функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Заключение

Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, реалистическую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

право частной собственности является основой всех прав человека;

право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими признаками:

правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах;

нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата;

право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;

право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Сущность права состоит в служении интересам и потребностям каждой личности, большинства членов общества. С ценностно-нормативной позиции право, безусловно, является мерой свободы, равенства и справедливости, что и предопределяет должный правопорядок, а социально-регулятивной точки зрения - направлено на упорядочение, опосредование, регламентирование всего многообразия общественных отношений, складывающихся в сфере действия права.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях. Можно выделить три основные группы принципов права: общие (социальная свобода, социальная справедливость, демократизм, гуманизм, равноправие, ответственность за вину, законность), межотраслевые (определяющие наиболее существенные стороны нескольких родственных отраслей права) и отраслевые (характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права).

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны - упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

В сущности, социальном назначении и в соответствующих функциях современного демократического права обнаруживаются его ценностные качества. Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Ценность права - это способность права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов, как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что право признает и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности - свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок).

В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира согласия, снятия напряженности в обществе. Право - деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках всего мирового сообщества.

Список использованной литературы

Антоненко Т.А., Власов В.И., Власова Г.Б., Колюшкина Л.Ю., Лаврененко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003.

Бержель Ж.Л. Общая теория права. Перевод с французского / Под общ. ред.: Даниленко В.И.; Пер.: Чуршукова Г.В. - М.: Nota Bene, 2000.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - СПб.: Питер, 2006.

Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906.

Леушин В.И., Перевалов В.Д. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997.

Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова - М. Издательство "Интерстиль", "Омега-Л", 2006.

Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010.

Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы /Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 1997.

Основы права: учебное пособие для вузов /Под ред. Д.П. Котова. - М.: Центр, 1998.

Политика и право. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/М.И. Шилобод, А.С. Петрухин, В.Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 2001.

Правоведение: Учебник /Под общей редакцией В.А. Козбаненко. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.

Гегель. Указ. соч.

Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1909; Он же. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. СПб., 1909.

Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.

Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. СПб., 1911.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. I-II.

Трубецкой Е.Н. Указ. соч.

Штаммлер Р. Хозяйство и право. СПб., 1907. Т. II.

Власть и право. М., 1990.

План:

1.Принципы права.

2.Функции права.

9.1. Принципы права

Принципы права – это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского принцип означает первооснову какого-либо явления, исходное, отправное положение. В деятельностном плане это общеобязательное правило, подлежащее неукоснительному соблюдению.

Принципы права делят на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения.

Принцип социальной справедливости . Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений на основе справедливости.

Справедливость находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенность юридической справедливости заключается в том, что она носит четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения, закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Все отрасли законодательства призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения.

Справедливость имеет парную категорию – «несправедливость». Устранение несправедливости – одно из средств утверждения справедливости. И наоборот, несоблюдение справедливости, невозможность или нежелание добиться ее, с необходимостью порождает несправедливость. Опережение возникновения несправедливости – важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства . Равенство – более широкое понятие, чем равноправие, не все элементы социального равенства получают закрепление в праве. Как это ни парадоксально, но в социально-экономической сфере идеал равенства неминуемо приводит к несвободе, росту ограничений.

Отсюда должно обеспечиваться не фактическое равенство (это утопия в условиях современного общества), а равенство всех перед законом и судом, создание равных стартовых условий, равенство прав и свобод человека и гражданина, равные права и свободы мужчины и женщины.



Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. Основным, главным методом руководства обществом является убеждение . К важным формам убеждения относится воспитательная работа.

Вместе с тем любое общество требует управления. Последнее обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. В демократическом обществе государствен­ное принуждение имеет свои особенности: 1) оно является второстепенным, вспомогательным методом управления; 2) оно осуществляется в особой процедурной форме, чётко зафиксированной в нормах права.

Демократизм означает участие народа в делах государства, в формировании и реализации права.

Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права.

9.2. Функции права

Подобно тому, как в понятие функций государства вкладывается двойной смысл, такой же двойной смысл вкладывается в понятие функций права. Во-первых, это роль, которую играет в обществе право или определенный правовой институт; во-вторых, конкретные направления правового воздействия на поведение и взаимоотношения субъектов. Поэтому функции права можно разделить на общесоциальные и юридические.

Общесоциальные функции следующие:

Культурно-историческая : право как явление культуры в нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость.

Воспитательная: в качестве социального регулятора право оказывает воспитательное воздействие на субъектов.

Функция социального контроля: Право оказывает воздействие на субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального), с другой – ограничения (удержание от совершения неправомерных действий) того или иного поведения.

Информационно-ориентирующая : право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов, формируя социально полезную, по­ложительную направленность их поведения. Через источники права – законы, постановле­ния, указы и т.д. – люди получают информацию о социальных возможностях или социальной оценке того или иного поведения.

Собственно юридические функции – это направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие ему юридические средства. У права две основных юридических функции - регулятивная и охранительная.

В регулятивной функции заключается главное социаль­ное назначение права – регулировать общественные отношения. Для этого право обязано: 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений; 2) определять круг юридических фак­тов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий; 3) определять права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

Охранительная функция права заключается в правовом воздействии, направленном на охрану (защиту) общественных отношений в наиболее важных сферах деятельности людей и на ликвидацию отношений, опасных для личности, общества и государства. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

В современных юридических системах важнейшую роль играют функции и принципы права. Их происхождение во многом связано с результатами разнообразных научных изысканий, с поиском теоретических подходов к определению их сущности. Огромное значение имеет и изучение перспектив их практического выражения в виде нормативных актов. Какова специфика функций и принципов права, определяемая российскими юристами? Как соотносятся эти два термина?

Определение принципов права

Принципы и функции права - значимые юридические категории как с научной, так и с практической точки зрения. Рассмотрим сущность первого явления. Согласно распространенной трактовке, принципы права - это некие руководящие начала (как правило, представленные в нормативном виде), которые характеризуют процесс его создания и содержания. Рассматриваемая юридическая категория важна с точки зрения качества государственного управления и развития любого общества. В принципах, о которых идет речь, отражается специфика модели социального и политического развития страны.

Значимость принципов права

Принципы права лежат в основе выстраивания любого современного демократического государства, структуры его органов, становящихся субъектами политического управления. Руководствуясь принципами, о которых идет речь, власти обеспечивают реализацию широкого круга прав граждан, а также контролируют выполнение тех или иных юридически обоснованных предписаний.

Принципы права коррелируют со всеми законами, принимаемыми в государстве - от Конституции (если говорить о российской юридической модели) до локальных нормативных актов. Фиксироваться они могут, таким образом, в самых разных источниках, которые, однако, могут находиться в некоторой субординации.

Принципы права и их свойства

Согласно одной из распространенных теоретических концепций в сфере юриспруденции, принципы права могут характеризоваться рядом свойств. Рассмотрим их.

Самое главное свойство, характерное для принципов права - основополагающий характер норм. То есть соответствующая юридическая категория определяет активности субъектов в режиме непосредственного регулирования их деятельности.

Важное свойство принципов права - корреляция с особенностями развития конкретной модели социума и государственного устройства. Если в одной стране за основу могут быть взяты одни концепции, то это не значит, что они окажутся совместимыми с реалиями других государств.

Принципы права характеризуются системностью, устойчивостью, а также согласованным механизмом внедрения в законодательство (например, в процессе парламентских слушаний или же через судебный прецедент в тех странах, где соответствующие источники могут выполнять функцию нормативного акта).

Принципы права и их корреляция с функциями

Рассмотрим теперь то, каким образом функции права коррелируют с соответствующими принципами. Каковы точки зрения юристов касательно данной проблематики?

Согласно одной из распространенных концепций, функции права можно классифицировать на две основные группы. Во-первых, это те, которые относятся к общесоциальным. Данные функции права выражают роль законов и норм как основного социального регулятора, делают значимым их для развития общества и государства. В числе основных общесоциальных функций права: экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная, а также контролирующая.

Во-вторых, система функций права также предполагает наличие специально-юридической их категории. Какие элементы входят в ее структуру? Прежде всего, к специально-юридическим принято относить регулятивную функцию, которая обеспечивает непосредственное правовое воздействие субъекта на объект в рамках предусмотренных законом механизмов. Данная функция считается главной. Хотя точки зрения на этот счет встречаются разные.

К специально-юридическим также относится охранительная функция. Ее суть - обеспечение защиты конструктивных, положительных явлений в общественных коммуникациях и вытеснение из социума негативных элементов правоотношений, а также охрана прав человека в пределах, определенных законом.

Разница может быть условной

Можно отметить, что общие социальные функции права, а также те, что относятся к юридическим, классифицируются в рамках разных категорий достаточно условно. На практике во многих сферах коммуникаций они реализуются одновременно. Более того, сложно выделить какую-то совершенно обособленную группу общественных отношений, которая бы не коррелировала с активностями в другой. Это предопределяет тот факт, что социальные функции права могут в ряде случаев интерпретироваться как юридические в силу, например, общности нормативной базы.

Также существует концепция, предполагающая общность форм для всех функций права вне зависимости от их отнесения к какой-либо из двух отмеченных категорий. Так, реализация функций, о которых идет речь, может осуществляться в информационной, ориентационной, регламентирующей, а также обеспечительной формах.

Функции для принципов

В ряде случаев принципы и функции права допустимо рассматривать в единых контекстах. При этом отождествлять те категории функций, о которых шла речь выше, с формулой соотношения данных понятий не всегда корректно. Дело в том, что принципы права могут характеризоваться собственными функциями. Классифицируются они на два основных типа: внутренние и внешние. Термин «функции права» применительно к соответствующей характеристике принципов употреблять не вполне корректно. Его значение намного шире.

Функции, которые отражают принципы права, юристы делят на две основные категории: внутренние и внешние. К первым относятся те, что предполагают воздействие на юридические нормы с целью обеспечения их стабильности, согласованности, соблюдения логических принципов. Внутренние функции, о которых идет речь, позволяют государству осуществлять регулирование тех или иных правоотношений в рамках единых подходов.

В свою очередь, внешняя группа функций отражает непосредственные механизмы регулирования субъектов правоотношений. Это издание законов и поправок к ним, а также обеспечение работы институтов, ответственных за правоприменительную деятельность.

Ключевые принципы права

Изучив основные функции права как в общем контексте, так и относительно отдельных его аспектов, рассмотрим сущность принципов, о которых мы говорили выше. Современные юристы выделяют следующий их спектр.

Во-первых, это принцип, определяющий приоритет социальной свободы. В современных развитых государствах он считается одним из основополагающих. Его сущность в том, чтобы государство, осуществляя правовое регулирование, предоставляло гражданам полную свободу в аспекте, например, передвижения, выбора профессии, а также равные возможности в пользовании теми или иными социальными привилегиями. В рамках данного принципа функции гражданского права, например, могут выражаться в издании правовых актов, предполагающих свободу договора.

Во-вторых, это принцип, определяющий приоритет социальной справедливости. Во многом он включает в себя не столько правовое, сколько моральное содержание. Он призван обеспечивать соответствие фактической роли человека в обществе занимаемому им социальному положению. В этом смысле функции трудового права, в частности, предполагают, что гражданин может реализовывать себя через работу, карьеру.

В-третьих, это принцип, определяющий приоритет демократических механизмов в ключевых сферах правоотношений. Он отражает себя на уровне законодательства, отвечающего за выстраивание социальных и политических отношений, направленных на формирование институтов власти и представительство интересов народа. Данный принцип важен как в масштабе всего государства, так и на уровне региональных и муниципальных политических систем.

В-четвертых, это принцип, отражающий приоритет гуманизма, который свойственен всем современным юридическим системам. Он предполагает тесную связь с различными ценностями человека, предполагает реализацию права на неприкосновенность и защиту личности, частной жизни, свободу, безопасность, охрану чести и репутации.

В числе иных важнейших принципов права - равенство всех людей перед законом, единство прав и обязанностей граждан и государства, ответственность за осуществляемые действия. Важнейший принцип права - это законность. Он носит наиболее масштабный характер, его влияние можно проследить во всех элементах юридического регулирования правоотношений.

Значимость - в совокупности

Рассмотренные нами принципы права значимы не по отдельности, а в совокупности. Как правило, реализация одного предполагает также задействование другого, часто сразу нескольких. Это предопределяет комплексность принципов права, а также тот факт, что их влияние прослеживается практически в любой сфере правового регулирования. Однако юридические отрасли могут отражать самые разные социальные процессы. И потому те или иные принципы права могут характеризоваться определенной специализацией. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Отраслевая специализация принципов права

Выше мы рассмотрели принципы права, характерные для всех юридических сфер в целом. Однако, в зависимости от той или иной отрасли, выделяются особые принципы, отражающие специфику конкретных типов правоотношений. Во многом они сочетаются с функциями той или иной отрасли права. Рассмотрим некоторые примеры.

Основные функции гражданского права - это создание юридической среды для справедливой реализации правоотношений с участием различных субъектов в статусе физлиц, юрлиц, обеспечение свободы выбора сферы активностей, защита частных интересов и собственности. Данным функциям соответствует ряд принципов. Таких как, например, юридическое равенство, предполагающее, что все субъекты правоотношений имеют одинаковый статус в аспекте их взаимодействия (ни одна из сторон не может обладать властью над другой, диктовать ей свои условия сделки).

Следующий важнейший принцип гражданского права - это свобода договора. Он выражается в двух аспектах: во-первых, субъекты правоотношений вправе определять свои приоритеты на основе собственных представлений и ощущений, а во-вторых, они должны иметь возможность включать в договор любые условия, что прямо не запрещены законом.

Другой важнейший принцип гражданского права отражает многообразие различных форм частной собственности, а также гарантию защиты неприкосновенности соответствующих объектов.

Некоторые юристы выделяют в отдельную категорию принципов совокупность гарантий, характеризующих гражданское право - регулятивных или судебных. Человек или предприятие, заключая сделку, должны быть уверены, что в случае нарушения ее условий другая сторона будет гарантированно ответственной в аспекте компенсации издержек и убытков.

Другие юридические отрасли также предполагают корреляцию между функциями и принципами права. Это может прослеживаться в разных аспектах. Например, функции трудового права предполагают создание юридических механизмов, предопределяющих выстраивание справедливого и прозрачного механизма взаимодействия работодателя и наемного сотрудника, а также условий, в рамках которых человек, не нарушая закона, сможет реализовывать свои таланты и обеспечивать карьерный рост.

Данным функциям соответствуют, в свою очередь, также и принципы трудового права. В числе важнейших - равенство граждан в аспекте возможностей трудоустройства, свобода выбора профессии и типа занятости, конкретного места осуществления трудовой деятельности.

Функции и принципы права: теоретический аспект

Важное значение с точки зрения выработки и законодательного закрепления тех или иных принципов права, а также определения ключевых его функций имеют теоретические исследования, проводимые юристами и экспертами иного профиля, изучающими, в частности, специфику работы политических институтов. Поэтому в современных государствах исключительно важны функции теории государства и права. Каким образом выстраивается взаимосвязь с соответствующими наработками и практикой? Как функции теории государства и права предопределяют качество законотворчества и правоприменительных механизмов?

Все очень логично. В процессе научных изысканий эксперты изучают задачи и функции права, а затем, соотнося их с практическим опытом на примере тех или иных прецедентов в сфере законотворчества или правоприменительной практики, вырабатывают подходы к их последующей реализации в виде нормативных актов. Соответствующие исследования в рамках юридических дисциплин имеют, таким образом, не только научную, но также и практическую ценность - например, в аспекте государственного управления.

Поэтому функции теории права исключительно важны с точки зрения качества проработки законов. К процессу создания тех или иных правовых актов, как правило, подключаются компетентные эксперты различного профиля. Роль юристов среди них важнейшая. Функции государства и права, подробно изученные на уровне науки, вполне способны повысить качество издаваемых законодателем правовых актов. Подобный механизм может стать значимым фактором успешного развития государства и социума.

Принципы права - это основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность. Они имеют три значения:

  • ? под принципами понимаются основные идеи права как специфичного регулятора;
  • ? принципы права можно рассматривать как важнейшие ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений;
  • ? принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Принципы права выполняют важные функции в юридической и социальной сфере. Они характеризуют глубинные закономерности права как самостоятельного общественного явления, в них проявляется природа и социальное назначение права, его социальная ценность. Принципы играют ведущую роль как в правотворчестве, так и в правоприменении, «подчиняя» себе все содержание права и формируя линию юридической практики.

Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

К основным (общим) принципам, распространяющимся на всю систему права, относятся:

  • ? принцип социальной справедливости. Правовое и справедливое имеют один корень. Справедливость - многогранная категория, которая находит проявление во всех сферах общественной жизни. Этот принцип имеет нормативно-оценочный характер, находит воплощение в правах и обязанностях. В правовой сфере юридическая справедливость носит формально-определенный характер и часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости;
  • ? равноправие граждан - развитие принципа справедливости. Принцип равноправия, закрепленный в конституции, включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина. Все элементы социального равенства получают закрепление в праве, обеспечивается равенство всех перед законом;
  • ? единство прав и обязанностей заключается в том, что представляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Гегель писал «право и обязанности соединены в одном и том же отношении»;
  • ? демократизм означает принадлежность всей власти народу. Статья 3 Конституции РФ закрепляет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»;
  • ? принцип законности состоит в требовании строгого и неуклонного соблюдения нормативных правовых актов всеми субъектами права;
  • ? принцип взаимной ответственности государства и личности;
  • ? гуманизм пронизывает всю правовую систему демократического общества, правоприменительную деятельность. Этот принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В большей степени этот принцип проявляется в уголовном праве, но пронизывает все отрасли права;
  • ? сочетание убеждения и принуждения в праве. Убеждение и принуждение - методы государственного руководства обществом. Данный принцип является формой проявления демократизма. Основной метод, проявляющийся в различных формах, - убеждение. Принуждение имеет свои особенности: этот метод является второстепенным после убеждения, он всегда осуществляется в особой процедурной форме;
  • ? верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой;
  • ? принцип юридической ответственности за вину. Уголовная и административная ответственность наступают только за виновное поведение.

Отраслевые принципы - такие руководящие начала, которые выражают содержание отраслей права (например, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, принцип равенства супругов в семейном праве).

Межотраслевые принципы - такие руководящие начала, которые определяют характер сразу нескольких отраслей права (например, принцип состязательности в процессуальных отраслях права).

Значение принципов права состоит в том, что они служат ориентиром для правотворческих органов при принятии правовых норм и служат непосредственным регулятором общественных отношений в тех случаях, когда отсутствует конкретная отраслевая норма.

Понятие «функции права» употребляется в различных значениях: это и назначение права, и направление его воздействия. Социальное назначение права - урегулировать, упорядочить общественные отношения. Функции права вытекают из его правовой природы.

Функции права - это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Это проявление его специфических свойств. Функции права:

  • ? определяются сущностью права и его социальным назначением;
  • ? характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения;
  • ? направлены на осуществление наиболее важных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
  • ? активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;
  • ? характеризуются непрерывностью, длительностью.

Функции права зависят от задач, которые стоят перед правом и взаимодействуют между собой.

Выделяют общесоциальные и собственно правовые функции, ибо статус права в обществе, как известно, характеризуется в двух тесно связанных измерениях - общесоциальном, в котором право рассматривается как явление культуры, влияющее на весь комплекс общественных отношений, и собственно юридическом, в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств.

Общесоциальное назначение права заключается в создании стабильности, системности, устойчивости общественных отношений. Поэтому среди общесоциалъных функций права выделяются следующие: культурно-историческая функция. Посредством этой функции право, выступающее явлением национальной и мировой культуры, аккумулирует духовные ценности и достижения человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;

воспитательная функция. Являясь социальным регулятором, право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни;

функция социального контроля. Право стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательное с точки зрения общества поведение и действия, удерживает от совершения неправомерных действий;

информационно-ориентирующая функция. Право выступает источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. Право информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению;

познавательная функция предполагает использование юридических средств, методов в процессе познания окружающей действительности;

коммуникативная функция характеризует право как связующий элемент, при помощи которого осуществляется общение между людьми, общественными организациями и гражданами;

оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Кроме общесоциальных, принято выделять собственно юридические функции - направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе юридические средства. Существуют две основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. С одной стороны, право закрепляет общественные отношения, а с другой - обеспечивает их развитие, динамику. В связи с этим различают регулятивную статическую и динамическую функции. Статическая функция реализуется путем возложения запретов - пассивных обязанностей воздерживаться от запрещенных правом действий. Динамическая функция осуществляется иными юридическими средствами, лица обязываются совершать активные положительные действия.

Охранительная функция права направлена на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, государственно-политические сферы деятельности. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие нормы. В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности. Содержание охранительной функции охватывает установление санкций и составов деяний, выступающих основаниями для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т.д.).

Следует учитывать, что выделение регулятивной и охранительной функции, как самостоятельных направлений правового воздействия, в определенной степени условно, так как охранительная функция, как и регулятивная, реализует главное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их устойчивость и стабильность. Через регулятивную функцию правом регулируется поведение людей, а через охранительную защищаются социальные интересы, указываются законные пути их реализации.

Изменение общественно-политического, экономического строя, статуса государства и его органов обусловливает изменения в содержании регулятивной и охранительной функций права.

В настоящее время большинство ученых-юристов пришли к мнению, что понятие права должно отражать такие сущностные признаки, как государственно-волевой и нормативный характер права, наличие специфической формы выражения (наиболее распространена - закон) системность и формальная определенность, общеобязательность и общедоступность, всеобщий характер и равная мера по отношению ко всем индивидам, регулятивный характер

Государственно-волевой (властный, императивный) характер означает, что право выражает волю граждан конкретной страны. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства.

Нормативный характер права, т.е право – совокупность норм и правил поведения, выражающих госволю, которая в свою очередь, воплощает волю класса, правящей группы, народа, общества,

Системность и упорядоченность , т.е. согласованность, непротиворечивость, связь структурных элементов.

Всесторонняя обеспеченность и гарантированность . Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушения применяется государственное принуждение.

Термин «право» многозначен, употребляется в различных значениях. В объективном смысле право – система действующих в государстве общеобязательных правил, содержащихся в законах и подзаконных актах, норм, вытекающих из общепризнанных правил и принципов международных актов и договоров. Это право действует независимо от волеизъявления и желания конкретных людей, поэтому объективно по отношению к их воле и сознанию.

Право в субъективном смысле – принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве; это вид и мера возможного поведения, действия, притязания лица. Связь состоит в том, что объективное право фактически реализуется через субъективное., т.е. они существуют в неразрывном диалектическом единстве.

Говоря о праве как о системе норм, выражающих госволю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством, имеется в виду позитивное (письменно оформленное, действующее) право. Права, принадлежащие человеку от рождения и существующие объективно, независимо от закрепления (незакрепления) в писаном праве – естественное право. Эти права не нуждаются в госпризнании, хотя их подтверждение и защита – первейшая обязанность государства.

Под сущностью права понимают те внутренние и необходимые, общие и основные, главные и устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.

В содержании права различают социальные, государственно-волевые и собственно-юридические моменты. Социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое) характеризует сам процесс наполнения ими права, а государственно-волевое – это преобразование социального содержания через государственную волю. Собственно-юридическое содержание права – юридически значимые интересы, действия, поступки субъектов права, совершаемые в рамках как общих, так и конкретных правоотношений. Следовательно, сущностью права является выраженная в нем государственная воля; содержанием – закрепленные правом социальные интересы.

В общем смысле право имеет своим социальным назначением закрепление важных, необходимых отношений, искоренение определенных негативных явлений из жизни общества, обеспечение нормальных условий для развития определенных общественных отношений. Право является инструментом для регулирования политических и иных отношений.

Право рассматривается как воплощение справедливости.

Принципы права – основополагающие, исходные положения, определяющие воздействие права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права. Подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы характеризуют право в целом. Это принцип справедливости – справедливое с т.зр. личности, общества, государства, правовое регулирование, справедливое наказание, справедливую возмездность, соразмерность;

Принцип гуманизма – право защищает прежде всего человека, личность, ее честь, добродетель…

Единство прав и обязанностей;

Демократизм – право д.б. фактическим результатом осуществления народовластия;

Законность – деятельность всех субъектов права в рамках и на основе закона (= верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности)

Равенство граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии.

Межотраслевые принципы – присущие не всем, а нескольким отраслям права. Они определяют характер правового регулирования не по одному, а по нескольким направлениям, поскольку влияют на его содержание в 2-х и более отраслях права:

Принцип неотвратимости ответственности; принцип учета смягчающих обстоятельств.

Отраслевые принципы присущи конкретной отрасли права, определяют ее индивидуальные черты, отличающие ее от других отраслей, например, назначение наказания только судом (принцип УПП)

Говоря о функциях права, нужно постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот.

Социальное назначение права предопределяется потребностями общественного развития, в соответствии с которыми создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану.

Правовое воздействие – категория, характеризующая пути, формы и способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия – наиболее существенный компонент функции права; это своего рода ответ права на потребности общественного развития.

Правовое воздействие – нормативное, психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств упорядочение общественных отношений.

Функция права

Всеобщие : регулятивная, охранительная, экономическая, воспитательная и политическая..

Отраслевые : компенсационная в ГП, ФП, ТП; карательная в УП

Неосновные: ограничительная, компенсационная, восстановительная, экологическая, социальная, информационная.

Собственно-юридические :регулятивная статистическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах;регулятивная динамическая – воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (воплощена в институтах ГП, ТП, АП);

Охранительная – обусловленное социальным назначением направление воздействия права, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.



Просмотров