На какую площадь можно при перераспределении. Порядок проведения прирезки земельного участка и стоимость оформления

До 2015 года любое использование земли без документов на ее использование, расценивалось законом как самовольный захват. Проблема привела к появлению отдельной главы в кодексе, касающейся «прирезки» и .

Особенности порядка отвода и стоимость увеличения земельного участка зависят от ведомственной принадлежности территории федеральным, муниципальным органам или субъектам федерации, которые принимают соответствующие акты.

Что означает прирезка земельного участка к основному?

Прирезка земельного участка к основному — эффективный способ расширить границы уже переданной во владения земли.

Виды целей прирезки земельных участков:

  • исправление изломанной границы, вкраплений;
  • приведение границ к фактически занимаемым.

Возможны такие мероприятия в отношении:

Образовавшаяся площадь нового земельного участка не должна превышать уровень, установленный для данной категории — огороды, сады, дачи, ведение личного хозяйства в пределах зоны.

Также следует ответить на еще один актуальный вопрос — сколько соток можно прирезать к земельному участку? Согласно тексту Федерального закона №221 «О кадастровой деятельности» , общий размер добавляемой площади не должен увеличивать первоначальную площадь более чем на десять размеров. Это при условии, что предельный минимальный размер земельного участка не был установлен.

Порядок проведения прирезки

В итоге перераспределения основного земельного участка формируется новый и меняются границы государственной территории, часть которой участвует в прирезке. В результате процедуры информация о новых границах должна быть внесена в кадастр, а лицо получить выписку из ЕГРН с новой территорией и границами.

Порядок расширения границ основного земельного участка:

  • Начать следует с консультации с инженерами кадастра, которые дают оценку ситуации в отношении прирезки. Они начнут подготовку схемы расположения объекта, в случае отсутствия проекта межевания территории. При этом территория прирезки не может нарушать требования гражданского, земельного и иного законодательства. На данном этапе выясняется наличие сервитутов, третьих лиц, имеющих право на эту территорию и т. д;
  • Подача заявления о перераспределении наделов;
  • Заявление собственника рассматривается около 10 дней, в течении которых органы власти обязаны выявить основания для отказа.

Если нет причин для отказа, то законом дается 30 дней для вынесения решения:

  • об утверждении плана основного земельного участка с новыми границами;
  • об отказе в перераспределении земельного участка.

Отказано может быть если нарушен порядок прирезки, а именно:

  • нет согласия от пользователей земель, арендаторов или иных граждан, правами которых наделен объект недвижимости;
  • на прирезке находится чужая собственность;
  • проектом межевания территории планируется иное использование;
  • кусок входит в территорию переданную на торги для дальнейшего использования в иных целях;
  • нарушен максимально возможный размер земельного надела;
  • часть земельного участка находится в личной собственности или возможно формирование полноценного надела;
  • сама схема подготовлена с нарушениями при наличии проекта межевания.

Уведомление о результате рассмотрения заявления на прирезку, лицо получает в форме, указанной при подаче. В случае выдачи положительного результата, заявитель обеспечивает работы по постановке на кадастровый учет всех новых владений, появившихся в результате перераспределения. Договор о перераспределении подписывается в течение месяца после подачи заявления.

Заявитель получает в Росреестре выписки из ЕГРН с новой площадью и конфигурацией. Фактически лицо, задумавшее процедуру прирезки обязано провести весь комплекс мероприятий которые присущи полноценному отводу основной земли. Дополнительная информация о межевании земельного участка и кадастровых работах имеется .

Необходимые документы

Чтобы процесс перераспределения шел правильно, заявление должно быть заполнено с указанием всей необходимой информации, подано в надлежащий орган власти субъекта федерации и приложенные документы должны отвечать требованиям закона.

В заявлении указывается:

  • ФИО заявителя, адрес, реквизиты паспорта;
  • номер по кадастру основного надела, находящегося в собственности;
  • если действие осуществляется на основе проекта межевания, то необходимо указать его реквизиты;
  • способ получения ответа, адрес для переписки.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия документов на недвижимость, если земля не зарегистрирована в ЕГРН;
  • при отсутствии проекта межевания территории, предоставляется схема расположения земельного участка;
  • заверенная копия доверенности если заявление подает доверенное лицо.

В процессе изучения заявления может возникнуть необходимость в дополнительных материалах, например, согласие третьих лиц, о чем сообщается заявителю в отказе, после получения которого документы можно подать повторно.

Можно скачать образец заявления на прирезку земельного участка.

Как рассчитать стоимость прирезки земли?

Единой цены на процедуру прирезки земли нет. Граждане должны рассчитывать ее индивидуально, исходя из ряда конкретных факторов. Ключевым в данном случае является кадастровая стоимость участка, которую можно узнать на сайте Росреестра. Для этого надо пройти в раздел «Публичная кадастровая карта», где и находятся все соответствующие данные.

Так же, для проведения оценки можно обратиться в территориальный офис Россреестра. Это можно сделать лично или по почте. Обращение в электронном виде стоит 150 рублей, а выписка в бумажном виде стоит 400 рублей.

Условия проведения прирезки земельного участка к основному в Московской области

Правила перераспределения участков в Московской области мало чем отличается от установленного для других регионов.

Следует учитывать, что максимально возможный размер основного надела от 1 до 6 соток, но более:

  • 0,25 га для дачного строительства;
  • 0,10 га для огородничества;
  • 40 га для фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • 0,15 га для садоводства.

Оплатить придется 50% стоимости по кадастру той части, на которую будет увеличен основной кусок. Данные требования установило правительство Московской области для земель, находящихся в его ведении или тех, на которых не разграничена собственность. Если территория федеральная, то стоить она будет 15% соответственно.

Условия прирезки в Новой Москве

Правительство Москвы в постановлении с изменениями от 17.05.2015 г. установило для земель Москвы (в том числе, Новой Москвы) свой процесс формирования стоимости прирезки участка к основному.

Департамент городского имущества города Москвы рассчитывает, какова будет цена присоединения части к основному наделу по следующей формуле: “Цена = кадастровая стоимость земли с увеличившимся размером – кадастровая стоимость собственности заявителя на день подачи им заявления на перераспределение.”

В рамках перераспределения часть может быть выкуплена правительством Москвы по ее рыночной стоимости для общественных нужд.

Если на территорию в силу каких-либо причин установлен запрет на строительство, то прирезка земельного участка к основному в Новой Москве будет составлять 20% от разницы между кадастровой стоимостью вновь созданного надела и этой же стоимостью территории на момент подачи заявления на перераспределение.

Первое

Что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе

Надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками. Каждый должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье

Я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое

Вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность , чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое

Через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое

Я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое

Через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого участка, в течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое

Подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка, и тут же новое заявление на на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также , занимающимся оформительской деятельностью.

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли , которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки . Поэтому понятие перераспределение земельных участков - это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с .

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления . Посмотреть и скачать можно здесь: . Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов . В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК ). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК , то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье . Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году . Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела , который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос : Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ : Василий Петрович, Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Как оформить прирезку к земельному участку - об этом пойдет речь в нашей статье.
С 1 марта 2015 г. Земельный кодекс РФ дополнен еще одной главой V.4, которая называется "ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" . В частности, для оформления прирезки представляют интерес статьи 39.27...39.29. Т.е. прирезку можно оформить в рамках переспределения земель.

Что имеется в виду? Допустим, есть участок, принадлежащий Вам на праве собственности. Рядом есть (небольшой) кусок пустующей государственной или муниципальной земли, которой никто не пользуется. И Вы возымели желание - оформить право собственности на этот кусок, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы он стал Вашим. Как быть?

Раньше можно было или писать заявление в местную администрацию с просьбой - предоставить этот (дополнительный) земельный участок в собственность. Или же выкупить этот участок (естественно, это тоже - с разрешения администрации). В некоторых случаях, если дополнительный участок незначительный по площади, можно было подать заявление в Кадастровую палату (Росреестр) об уточнении границ (в сторону увеличения площади) земельного участка - с учетом прирезки. Существуют определенные нормативы. Поэтому если Вы захотите уточнить границы на 20...30% (а то и более) площади своего участка, то, конечно, ничего не получится.

Но вот с 1 марта 2015 г. стал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4. Которая позволяет оформить прирезку, как результат . Т.е. у землевладельцев, появилась, вроде бы, дополнительная возможность.

Посмотрим, что имеем теоретически, т.е. исходя из норма Федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает закрытый перечень оснований для перераспределения:

  • 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически - выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.

В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить прирезку к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении, т.е. в узаконении прирезки.

Весь список основания для отказа мы перечислять не будем, их можно прочесть, например, открыв систему Консультант . Но хочется обратить внимание на те, что бросаются в глаза. Итак, подпункты:

3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием

Проще говоря, если муниципалитет (администрация) укажет, что на спорном земельном участке она намеревается построить здание (например, склад для хранения неизвестно чего, сделать ненужную в данном месте детскую площадку или, еще проще - капитальный забор), то это будет законным основанием для отказа. Причем, если раньше для такой постройки требовался проект (что мешало администрациям строить то, что не нужно, а также мешало им отказывать людям в узаконении земель), то теперь вовсе необязателен (в силу п. 3 ст. 39.28 закона №171-ФЗ). Ибо теперь достаточно утвержденной (т.е. подписанной полномочным должностным лицом) схемы.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, гражданам не следует "замахиваться" на чужое, т.е. на муниципальные или государственные земли. С другой же стороны - бывают всякие ситуации...

4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Опять же, если администрация имеет хотя бы утвержденную схему (проект, как уже говорилось, необязателен), то при попадании спорного участка в состав земель, которые будут перераспределяться, он, конечно же, не будет предоставлен.

5. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Тоже весьма хороший повод для отказа. Правда, здесь ключевым моментом идет резервирование, в отличие от предыдущего пункта. Т.е. еще раз: резервирование - это одно. А перераспределение (новация законодательства) - это другое.

8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Дело в том, что в каждом регионе (или муниципалитете) могут быть свои нормы, устанавливающие максимальный размер земельных участков. Понятно, что если в результате присоединения прирезки площадь будет превышать норму, то она будет невозможна. Конечно, отказ администрации в таком случае будет полностью правомерен и объясним.

9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Иными словами, если спорный участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве прирезки, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация выдаст отказ в ее узаконении. Кстати, эти нормы устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам. Если в целом, в них идет речь о:

  • предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, которые должны соблюдаться
  • том, что границы не должны пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований
  • недопустимости образования земельных участков, если это приводит к невозможности объектов недвижимости, расположенных на них
  • недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице

Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации. Т.е. нормы ст. 11.9 Земельного кодекса ее не касаются.

Вместе с тем, на практике бывают случаи, когда нормы ст. 11.9 не выполняются. Например, если речь идет о тупиковом участке, которым (на данный момент...) не имеет возможности пользоваться неограниченный круг лиц.

Как показано на рисунке. Здесь, конечно же, речь идет о сравнительно небольшом участке, который может быть оформлен в качестве прирезки одному из собственников или всем - в долях по договоренности. Если же участок будет достаточно большой, администрация может, несмотря на то, что к нему, вроде бы, нет доступа для посторонних лиц, установить... сервитут, т.е. ограничение на одного или нескольких собственников участков, обязав их обеспечить бепрепятственный проход (или даже проезд) к пустоте. Проход будет осуществляться по ИХ участкам, естественно (в самом деле, не по воздуху же). Судебная практика полна случаями, когда на земельный участок добросовестного собственника (землевладельца) накладывался сервитут и он обязан был открыть соответствующий проход. Например, если взять приведенный рисунок, это могут быть собственники №1 и №3. Или №1 и №2 (именно им может не повезти). Причем суды в большинстве случаев заявляют, что, мол, такое дело (сервитут) не нарушает законных прав собственников на пользование своими участками. К тому же, продать, завещать, обменять или подарить свой участок собственник также может совершенно свободно, сервитут этому не помеха, т.е. и здесь его права "не ущемляются". Несмотря на, разумеется, все протесты со стороны собственников. Несмотря на обжалования, доходящие аж до Верховного Суда РФ в лице его председателя.

Поэтому юридически грамотные собственники земли заблаговременно пытаются защищаться. Как? Очень просто: используя законом разрешенные средства. Например, поставить близко к границе (но так, чтобы сосед не возмущался; здесь, нередко, люди договариваются, ибо вышеупомянутая участь грозит им обоим) жилой дом, большой сарай, оранжерею или еще что. Впрочем, нам известны и иные способы - в судебной практике они тоже фигурируют.

К примеру, случай не очень хороший в плане этики, но все же стоит рассказать о нем. Было небольшое озеро и к нему выходили зады огородов землевладельцев, участки которых расположились вокруг этого озера. Тогдашнее водное законодательство (90-х годов прошлого столетия) позволяло так располагать частные участки. Разумеется, до озера у каждого из них была оставлена нейтральная полоса, т.е. границы не выходили напрямую к воде, отстоя от нее метров на 10. Жилые дома, а также прочая недвижимость собственников были расположены, естественно, на противоположных концах их участков. Со временем они там много чего настроили - и так, что проходы были минимальные. Потом администрация спохватилась. В самом деле - ведь муниципальное озеро, а доступа к нему для всех желающих (остальных жителей поселка) НЕТ. Сервитут наложить не получилось, ибо для этого пришлось бы сносить постройки одного или нескольких собственников. Ну, а строить мост администрация, видимо, посчитала слишком накладным. Правда, неясно, чем закончилась эта ситуация с учетом вступления в силу закона №171-ФЗ: ведь теперь администрация может изготовить схему, утвердить ее (даже не тратя время на создание проекта и не особенно обосновывая, для чего она так поступает) и "попросить" одного из собственников продать ей свой земельный участок - в порядке перераспределения земель.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях. Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер - лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, ка показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, "оказывается", под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость... даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка - он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания - продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ - но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

В любом случае, согласна ли администрация дать "добро" на перераспределение и включение спорного земельного участка в состав Вашего - уже имеющегося, или нет - в срок до 30 дней должна направить Вам ответ. Он будет положительным или отрицательным - в зависимости от мнения администрации. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории Вашего муниципального образования. Это постановление, вместе со схемой расположения земельного участка следует предоставить в кадастровую палату с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с прирезкой) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него. По времени, процесс оформления прирезки может занять не менее, чем 4...5 месяцев. Это, разумеется, если без обращения в суд.

С уважением к Вам.

Вняли «гласу» народа

Не секрет, что сосед по даче, меняя свой забор на новый и как бы ненароком отхватывая кусок земли с придорожного участка или приводя свои границы в правильную геометрическую форму, захватывал государственную собственность. Такие действия раньше были под запретом, можно было на ушлых «прихватизаторов» жаловаться в управление муниципального контроля. Однако времена меняются - меняются и законы. И сегодня гражданам разрешено оформить занятые «прирезки» на законных основаниях, а тем, кто только мечтает, сделать это официально и за плату. Вот, собственно, и есть история появления в Земельном кодексе главы V.4, регулирующей порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Знать меру

Впрочем, оформить «прирезок» могут лишь те, чей участок граничит с государственными и муниципальными землями. При этом земля, на которую вы претендуете, не должна быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий», которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог, других линейных объектов, или относиться к другой территориальной зоне, например, промышленной.

Кроме того, за оформлением «прирезки» может обратиться владелец лишь той земли, которая предназначена для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер.

К примеру, в Якутске в зоне Ж2А (зона застройки 1-2-этажных домов) предельный максимальный размер площади составляет от 450 до 1200 кв. м. Из этого следует, что Иванов Иван Иванович, у которого уже есть восемь соток земли, может к ним прирезать еще 400 кв. м (800+400=1200).

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить желаемый кусок земли, собственник участка направляется в МФЦ и пишет заявление установленного образца. Как нам сообщили в ДИЗО, сегодня этот «вид» заявления очень и очень актуален. К заявлению прилагаются:

Копии правоустанавливающих документов на участок, если право не зарегистрировано в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если право зарегистрировано, то к заявлению прилагаются только реквизиты права (то есть свидетельства права);

Схема расположения земельного участка, которая запрашивается у кадастрового инженера, если отсутствует проект межевания территории. Если проект межевания есть, то опять же указываются реквизиты.

Срок рассмотрения заявления составляет 42 рабочих дня без учета времени на предоставление собственником выполнения кадастровых работ и постановки на учет образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Кроме того, заявление можно направить непосредственно в ДИЗО по адресу: ул. Октябрьская, 20/1, но только почтовым письмом и только заверенное нотариусом заявление!

После положительного ответа необходимо получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования. Схема расположения земельного участка выполняется в целях его дальнейшего межевания, постановки на кадастровый учет и оформления права собственности на уже новый, сформированный участок.

Могут отказать

В законе указано более десяти причин для отказа в вашем заявлении. Поэтому перед его подачей желательно проконсультироваться у кадастровых инженеров и узнать ваши шансы на узаконивание прирезки. Например, к вашему участку прилегает земля в муниципальной собственности, она никем не используется уже много лет, но в процессе оформления выясняется, что под ней проходит газопровод высокого давления. А это уже основание для отказа.

Конечно, кадастровый инженер сможет предсказать возможные причины отказа в рамках своей компетенции, поскольку некоторой информацией может владеть только уполномоченный орган. Например, если в соответствии с планом развития территории эта земля предназначается под застройку, застройщик уже выиграл аукцион и сейчас идет процесс оформления, то никто другой уже не может на нее претендовать.

Или участок может быть уже зарезервированным для государственных или муниципальных нужд. Такого рода информацию можно узнать только из ответа уполномоченного органа после подачи заявления.

Цена вопроса

Размер платы за «прирезок» устанавливается собственником земли - государством, субъектом федерации или муниципальным образованием – в зависимости от принадлежности земли. Так как многие «прирезки» уже давно используются, а свободные задействовать в обороте проблематично, сегодня за федеральную землю можно заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости. Именно такую цену установило правительство России на федеральные земли. Такая же цена установлена депутатами Гордумы и на земли, принадлежащие г. Якутску. А что касается «республиканских» земель, то тут в ДИЗО столкнулись с проблемой, так как на эти земли еще не установлена цена. А между тем, очень многие заявители именно на земли республиканской собственности и претендуют!

Как же узнать примерную цену участка? Для этого вам нужно знать кадастровую стоимость своего участка. Есть два способа узнать ее:

1. Подойти в филиал Кадастровой палаты на ул. Ярославского, 37 (2 этаж) и в порядке электронной очереди написать заявление установленной формы.

2. О кадастровой стоимости участка можно узнать на сайте Росреестра.

Узнав кадастровую стоимость своего участка, начинаем вычислять стоимость «прирезка»:

стоимость своего участка делим на его площадь и получаем рубли за каждый кв. метр. Полученные рубли умножаем на площадь прирезка, затем умножаем на 15% (муниципальная и федеральная стоимость) и получаем итоговую стоимость «прирезка». Она должна быть сравнительно ниже рыночной.

«В шоколаде» обе стороны

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству. В то время, когда земля дорожает с каждым днем, у первых появилась возможность получить кусок земли «за копейку». А казна получит дополнительные деньги в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте.

Ложка дегтя

К сожалению, в Земельном кодексе нет норм, по которым возможно разрешить спор между двумя претендентами на один участок земли.

А как у них?

В Европе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует, так как в большинстве стран все участки уже давно находятся в частной собственности. В США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.



Просмотров