Принцип уголовного права означающий что уголовное. Значение принципов уголовного права. Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

  • 9. Реализация прав, свобод и обязанностей̆ граждан в сфере государственного управления. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти
  • 11. Обращения граждан.
  • 12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
  • Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
  • 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
  • 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
  • 18. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
  • 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
  • Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
  • Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
  • Административно-правовые договоры: сущность и виды.
  • 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
  • Требования к правовым актам управления и их действие.
  • Дефектность актов управления.
  • 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
  • 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
  • 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
  • 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
  • 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
  • 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
  • 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
  • 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
  • Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
  • 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
  • 2. Особенности административной ответственности
  • 3. Понятие правонарушения, состав
  • 4. Меры административного наказания
  • 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
  • 37.Административное наказание.
  • 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
  • 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
  • 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
  • § 2. Содержание административно-правового спора
  • §4. Признаки административно-правового спора
  • Глава 2 Классификация административно-правовых споров
  • §1. Основания классификации административно-правовых споров
  • § 2 Споры об объективном административном справе
  • §3. Споры о субъективном административном праве
  • §4. Административно-правовые споры о компетенции
  • 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
  • 43.Участники производства. Доказательства.
  • 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
  • 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 2.3. Пересмотр постановления и решения
  • 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
  • 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
  • 56.Соотношение территориального и регионального управления.
  • 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
  • 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
  • 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
  • 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
  • 61.Управление энергетическим комплексом.
  • 62.Управление агропромышленным комплексом.
  • 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
  • Введение
  • 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
  • 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
  • 1. Монополия возникает из господства в производстве;
  • 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
  • 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
  • 1.2 Виды монополий
  • 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
  • 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
  • 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
  • 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
  • Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
  • 65.Управление транспортным комплексом.
  • 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
  • Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
  • 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
  • 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
  • 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
  • 71.Правовой статус вуза.
  • 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
  • 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
  • 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
  • 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
  • 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
  • 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
  • 1.1 Развитие массового спорта
  • 1.2 Развитие спорта высших достижений
  • Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
  • 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
  • 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
  • 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
  • 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
  • Гражданская оборона
  • Гражданская оборона
  • Структура гражданской обороны на объекте экономики
  • 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
  • 1. Деление по назначению имеет наиболее общий характер, поэтому основными видами административно-правовых норм являются материальные и процессуальные. Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, их ответственность и их административно-правовой статус, определяют правовой режим, в рамках которого должна функционировать система государственного управления. Поэтому подобные нормы часто называют статичными. К примеру, это нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти или обязанность соответствующих должностных лиц выдать в установленный срок документ. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений, а их исполнение, применение и соблюдение обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

    Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процедуру реализации материальных норм, т.е. процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Поэтому подобные нормы можно назвать динамичными. Например, эти нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях или по жалобам граждан. Они определяют порядок реализации в рамках регулируемых управленческих отношений юридических прав и обязанностей, установленных материальными административно-правовыми нормами.

    2. По методу воздействия на поведение субъектов и по характеру предусмотренных правил поведения административно-правовые нормы делятся на предписывающие, управомочивающие и запретительные. Они по-разному воздействуют на поведение участников правоотношений. Для примера можно рассмотреть статью 30.2 КоАП РФ, в которой говорится о порядке подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях. Предписывающей нормой является часть 2 данной статьи, где говорится, что жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (предписывает совершить действие). Управомочивающей нормой будет считаться часть 3 статьи, где говорится, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному её рассматривать (управомочивает совершить действие по выбору). Запретительной нормой является статья 29.2 КоАП, в которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа либо должностным лицом (запрет совершать действие).

    3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные, рекомендательные и диспозитивные. Императивные нормы содержат правила, которые однозначно определяют поведение субъектов при наступлении описанных в норме условий, при этом другие правила поведения по усмотрению сторон правоотношения возникать не должны. Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, но в административном законодательстве из-за специфики государственного управления они встречаются редко.

    4. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие деятельность государственных органов, предприятий и организаций, регулирующие поведение граждан, регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций и регулирующие деятельность государственных служащих. При этом административно-правовые нормы распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории РФ.

    5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее установленным сроком действия) и бессрочные. В качестве примера срочных норм можно привести акты о чрезвычайном положении, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами (стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.), в качестве примера бессрочных - любые нормы, действующие вплоть до своего официального изменения или отмены (например, Правила дорожного движения). Административно-правовые нормы приобретают юридическую силу с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в предусмотренный для их вступления в силу срок. Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные, вне зависимости от их срочности или бессрочности.

    6. По действию в пространстве административно-правовые нормы делятся на нормы, предусмотренные многосторонними соглашениями и действующие на территории нескольких государств (например, нормы СНГ), нормы федерального законодательства (действующие на всей территории РФ) и нормы субъектов РФ (действующие на территории субъектов РФ).

    7. По объёму регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые и отраслевые. Действие общих норм распространяется на все сферы и отрасли государственного управления. Они регламентируют наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти и обычно содержатся в законодательстве, указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Межотраслевые нормы регламентируют общие для всех или многих отраслей государственного управления аспекты управленческой деятельности и имеют при этом специальный характер. В качестве примера можно привести антимонопольное или экологическое законодательство. Отраслевые нормы регулируют управленческие отношения, возникающие в пределах сферы, закреплённой за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерствами).

    административный правовой норма контроль

    Административно-правовой контроль

    Контроль в общесоциальном смысле можно определить как систему способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции её поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с. Это определение справедливо и для правового контроля, как воздействия государства на физических и юридических лиц с целью охраны правопорядка, регуляции их поведения и приведения его в соответствие с правовыми нормами. Любая группа или организация, имеющая свои интересы и ценности, создаёт нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей, поэтому социальный контроль - необходимое условие жизнедеятельности любой социальной группы или организации (в особенности государства).

    Правовой контроль состоит из системы правовых норм (моделей должного поведения) с идеальной стороны, и из системы субъектов (институтов или уполномоченных лиц) правового контроля с материальной стороны. Правовая норма - это идеальный образец поведения человека. Реальное же поведение людей контролируют другие люди на основе этих норм, которые должны соблюдаться всеми. Поэтому эффективность правового контроля определяется степенью реализации правовых норм в поведении людей.

  • Как и любая другая отрасль российского права, уголовное право формулирует основные начала (принципы), которые определяют характер и содержание всех его институтов и норм, а также практики его применения. В УК РФ сформулированы принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3–7).

    Принцип законности

    Законность как определенный режим общественно-политической жизни, определяя характер взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, означает ограничение их рамками действующих в стране законов. Соблюдение законности в правовых отношениях, возникающих в связи и по поводу совершения преступлений, важно потому, что нарушение требований действующего законодательства при привлечении к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан, породить судебные ошибки и произвол. Именно поэтому изложение принципов в УК РФ начато с принципа законности, который является специальной гарантией, обеспечивающей решение задач уголовно-правовой политики России. Согласно ст. 3 УК РФ "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Определяя пределы действия УК РФ, принцип законности основывается на том, что: "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом". Это означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением, т.е. не нашло отражение в соответствующей уголовно-правовой норме, опубликованного и вступившего в силу уголовного закона. Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, что является конкретизацией указанного принципа. Это означает, что мера наказания, равно как и наступление иных уголовно-правовых последствий за совершенное деяние, определяется в пределах санкции действующего уголовного закона. Следует подчеркнуть, что положения ст. 3 УК РФ базируются на ряде статей Конституции РФ, развивая их положения применительно к сфере уголовно-правовых отношений. Так, ст. 54 Конституции РФ провозгласила: "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением", а в п. 3 ст. 15 Конституции РФ записано: "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются".

    В ч. 2 ст. 3 УК РФ записано, что "применение уголовного закона но аналогии не допускается". В данном контексте иод аналогией понимается применение к совершенному деянию в связи с отсутствием соответствующей нормы уголовного закона наиболее сходной по виду преступления статьи. Запрет аналогии означает, что никакие другие законы не могут устанавливать уголовную ответственность и использоваться в качестве ее основания. Вопрос о возможности использования аналогии в уголовном праве остро стоит в связи с проблемами пробельности уголовного закона, возникающими в связи с появлением новых общественно опасных действий, характеризующих развитие современной преступности. Однако пробелы уголовно-правового регулирования должны решаться лишь путем соответствующих изменений и дополнений действующего уголовного законодательства, а не применением аналогии, прямо запрещенной законом и не подлежащим каким бы то ни было толкованиям и оценкам. Принцип законности требует при решении вопросов об уголовной ответственности руководствоваться только действующими нормами УК РФ.

    Принцип равенства граждан перед законом основан на ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей равенство всех перед законом и судом (ч. 1) и гарантию российским государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запретившей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 указанной статьи). Конституционные положения соответствуют международным обязательствам России, вытекающим из ратифицированных ею международных договоров и подписанных международных Конвенций.

    Статья 4 УК РФ, посвященная принципу равенства граждан перед законом, дословно воспроизвела текст ч. 2 указанной статьи Конституции РФ, распространив применение указанных конституционных требований на лиц, совершивших преступления. Это означает, что все лица, совершившие преступления, без какого бы то ни было исключения равны перед уголовным законом и подлежат уголовной ответственности на равных началах. Для всех из них действуют одинаковые основания и пределы уголовной ответственности, освобождения от нее и наказания. Они имеют равные процессуальные права, всем предоставляется право на защиту своих прав и законных интересов. Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Обвиняемому и участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Все другие участники уголовного процесса обладают определенными законом равными правами. Этим определяется одинаковый подход к решению вопроса прав, обязанностей и ответственности всех граждан, совершивших преступления.

    Гарантией соблюдения указанного конституционного принципа является ст. 136 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.

    Принцип равенства граждан перед уголовным законом, определяя единые, не подлежащие изменению основания привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания, не означает определения для всех и каждого одной и той же меры наказания за одни и те же преступления. Справедливость определения наказания является самостоятельным и непреложным принципом уголовного закона, согласно которому суд при назначении наказания учитывает совокупность обстоятельств, подробно рассмотренных при раскрытии содержания принципа справедливости.

    Рассматриваемый принцип равенства граждан нельзя абсолютизировать и по следующим соображениям. Так, например, уголовный закон обоснованно выделяет особенности назначения наказания несовершеннолетним, женщинам, лицам в возрасте старше 60 лет и др.

    Конституционные положения о неприкосновенности Президента РФ (ст. 91 Конституции РФ), членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы (ст. 98 Конституции РФ), особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей (ст. 122 Конституции РФ), прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") и особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52 УПК РФ) не могут оцениваться как исключения из принципа равноправия граждан перед законом. Неприкосновенность и особый порядок привлечения к уголовной ответственности указанных в законе категорий лиц не означают их освобождения от уголовной ответственности за совершенные ими преступления. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении всех перечисленных лиц требует специальной процедуры, призванной гарантировать независимость от незаконного вмешательства в их деятельность, создавая гарантии осуществления каждым из них своих полномочий.

    Следует отметить, что изменения уголовного законодательства, принятые в последнее время, далеко не всегда обеспечивают рассматриваемый конституционный принцип. Например, изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", расширив применение штрафа и определив его альтернативным наказанием лишению свободы, а также исключив конфискацию имущества, явно поставили в привилегированное положение категорию лиц, владеющих собственностью. Более того, Верховный Суд РФ в постановлении от 29.10.2009 № 20 в числе сведений о личности подсудимого, учитываемых судом при назначении наказания, назвал его имущественное положение.

    Принцип вины закреплен в ст. 5 УК РФ. Согласно ему "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". Вина – обязательное условие наступления уголовной ответственности. Она определяется психическим отношением лица к своему противоправному поведению в форме действия или бездействия, и его последствиям и выражается в осознании, понимании противоправности своего поведения и связанных с ним результатов.

    Уголовное право России различает две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 24 УК РФ). При этом неосторожное деяние в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ признается преступлением только в том случае, если оно специально предусмотрено соответствующей статьей УК РФ.

    Определения умысла и неосторожности даются в ст. 25 и 26 УК РФ.

    Действие или бездействие лица при отсутствии вины, выраженной в одной из указанных форм, не считается преступлением.

    Вина в форме умысла или неосторожности может быть установлена только применительно к вменяемым лицам и лицам, достигшим возраста уголовной ответственности.

    Часть 2 ст. 5 УК РФ запретила применение в уголовном праве России объективное вменение, при котором "...уголовная ответственность за невиновное причинение вреда... не допускается".

    В ст. 5 УК РФ речь идет о личной ответственности лица, виновно совершившего общественно опасное деяние. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, виновно совершившее преступление, и ответственность не может перелагаться на других лиц.

    Принцип справедливости закреплен в ст. 6 УК РФ. Ранее этот принцип носил доктринальный, т.е. научный характер, но не имеющий нормативного правового оформления в УК РФ. Его введение в уголовный кодекс соответствует положениям Конституции РФ и ее международным обязательствам, например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений неоднократно отмечал, что "правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах". Признание справедливости правосудия одним из первейших его обязательных признаков в традиции русского народа. Так, в толковом словаре живого русского языка В. И. Даля термин "правосудие" трактуется как справедливый приговор, решение по закону, по совести... правда.

    Являясь основополагающим для осуществления в России правосудия как государственной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, указанный принцип гарантирует исполнение требования соответствия меры воздаяния особенностям совершенного противоправного деяния, придавая морально-этический характер судебной деятельности и обеспечивая выполнение судом воспитательной функции.

    Содержание принципа справедливости раскрывает положение уголовного закона, сформулированное в ч. 1 ст. 6 УК РФ. Она гласит: "наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного".

    Гарантией обеспечения справедливости в рассматриваемой сфере правоотношений является установленная законодателем дифференциация уголовной ответственности при определении круга преступных деяний, их категоризация по различным видам тяжести и определение размеров наказаний за них в относительно определенных или альтернативных санкциях всех статей Особенной части УК РФ. Это позволяет судам индивидуализировать ответственность и наказание в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, определившей общие начала назначения наказания, которое должно учитывать "характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи" (ч. 3 ст. 60 УК РФ).

    Справедливость наказания обеспечивается правильной квалификацией содеянного преступления. Именно поэтому в ч. 2 ст. 6 УК РФ закреплено положение, согласно которому "никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление", дословно воспроизводящее ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, придав принципу справедливости конституционный характер.

    Конституционный принцип справедливости уголовного закона конкретизируется в ряде других статей УК РФ, например, в ст. 12 и 17 УК РФ. В статьях У ПК РФ этот принцип также реализован. Например, неправильное применение уголовного закона при квалификации преступления является одним из безусловных оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (ст. 389.15 УПК РФ).

    Следует отметить, что хотя все вышеизложенное в первую очередь характеризует правовые отношения с лицом, совершившим преступление, обеспечивая справедливость применяемых к нему мер уголовно-правового воздействия, можно считать, что и для потерпевшего и всего общества точное и неуклонное исполнение рассматриваемого принципа имеет большое значение. Справедливость, характеризующая взаимоотношения общества с лицом, совершившим преступление, является залогом возвращения его к полноценной общественной жизни. Осознание справедливости наказания, понесенного преступником, формируя у потерпевшего от преступления чувство морального удовлетворения, также не безразлично государству, согласно Конституции РФ взявшему на себя обеспечение его безопасности.

    Рассматривая уголовно-правовое содержание принципа справедливости, закрепленного в УК РФ, следует отметить его всеобъемлющий характер. Справедливость уголовного закона не может быть реализована при нарушении других принципов уголовного закона: равенства граждан перед законом и судом, гуманизма, вины и законности. Каждый из них, безусловно, имеет свое специфическое содержание, представляя в то же время различные аспекты справедливости, без которых она не может существовать. Само по себе это придает принципу справедливости уголовного закона в правовом государстве особое значение, требующее рассмотрение его в широком уголовно-правовом контексте.

    Принципы уголовного права разработаны наукой уголовного права на основе анализа уголовно-правовых норм и выявления закономерностей, присущих этой отрасли законодательства. Основополагающие принципы уголовного права России закреплены в ст. 3-7 УК РФ. К ним относятся принципы законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6) и гуманизма (ст. 7). Ранее эти и другие принципы вычленялись и раскрывались лишь в теоретических трудах по уголовному праву*.

    *См, например. Курс советского уголовного права. М.: Наука, 1970. Т. 1. С. 9-11; Советское уголовное право. Общая часть. М. Юрид. лит., 1977. С. 19-26: Советское уголовное право. Общая часть. М МГУ, 1981 С. 18-27; Советское уголовное право. Честь Общая. М. Юрид. ЛИТ., 1982 С 16-26

    Принцип законности имеет общеправовое и уголовно-правовое значение и содержание. Как общеправовой он базируется на нормах, закрепленных в ст. 15, 45-54 Конституции РФ, прежде всего – в ч. 2 ст. 15, где указано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Уголовно-правовое содержание принципа законности выражено в нормах, помещенных в ст. 3 УК РФ, в ч. 1 которой установлено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом», а в ч. 2 – что «применение уголовного закона по аналогии не допускается».

    Принцип равенства граждан перед законом так же, как и принцип законности, выступает в качестве общеправового и уголовно-правового. Как общеправовой он сформулирован и закреплен в ст. 19 Конституции РФ, как уголовно-правовой – в ст. 4 УК РФ, установившей, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

    Вместе с тем из этого принципа в его общеправовом и уголовно-правовом значениях предусмотрены изъятия. Они содержатся в ст. 91,98 и 122 Конституции РФ о неприкосновенности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также судей. Конкретизирован принцип неприкосновенности в ст. 98 Конституции РФ, гласящей: «I. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания». Статус неприкосновенности Президента РФ в ст. 91 и судей в ст. 122 Конституции РФ не конкретизирован, причем относительно детализации неприкосновенности судей в ст. 122 сделана отсылка к федеральному закону. Таковым является Закон РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», где неприкосновенность судей регламентирована ст. 16*.

    *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. Мв 30. Ст. 1792.

    Кроме того, в коллизии с принципом равенства граждан перед законом, провозглашенным в ст. 19 Конституции РФ и ст. 4 УК РФ, находится норма о неприкосновенности прокуроров, содержащаяся в ст. 39 Закона РФ от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»*. В отличие от неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей, неприкосновенность прокуроров не закреплена в Конституции РФ. Поскольку на основании ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, является законом прямого действия, следует считать, что прокуроры не обладают неприкосновенностью и уравниваются перед законом с другими гражданами.

    *См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совет Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 336.

    Принцип вины сформулирован и закреплен в ст. 5 УК РФ. Часть 1 этой статьи гласит, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина», а ч. 2 – что «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Данный принцип означает, что уголовная ответственность наступает за деяние, совершенное лишь умышленно или по неосторожности.

    Принцип справедливости предусмотрен ст. 6 УК РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи «наказание и иные меры уголовно- правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», а согласно ч. 2 – «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Если положение, содержащееся в ч. 2 ст. 6 УК РФ, в полной мере выражает принцип справедливости, то норма, установленная ч. 1 этой статьи, находит свое отражение в принципе законности. Это обусловлено тем, что справедливость воспринимается разными людьми, в том числе потерпевшим и виновным, неодинаково и мерилом справедливости является закон. Наказание справедливо только тогда, когда назначено в соответствии с уголовно-правовыми нормами об общих началах назначения наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах и т.д. Вместе с тем норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 6 УК РФ, в определенной мере конкретизирует принцип законности в той части, которая касается назначения наказания за совершенное лицом преступление.

    Принцип гуманизма определен в ст. 7 УК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи «уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека», а согласно ч. 2 – «наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

    Принцип гуманизма проявляется также в ряде конкретных законоположений. Во-первых, как усматривается из задач УК РФ и анализа совокупности практически всех уголовно-правовых норм, содержащий их данный Уголовный кодекс охраняет каждого члена общества в отдельности и общество в целом и допускает возможность применения наказания лишь к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные в качестве преступлений. Во-вторых, УК РФ содержит универсальную взаимосвязанную систему норм, предусматривающих возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64); назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65); условного осуждения (ст. 73); освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим (ст. 75, 76); условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79); замены неотбытой части наказания в связи с болезнью (ст. 81); отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82); освобождения от уголовной ответственности и от наказания на основании актов амнистии или помилования (ст. 84, 85), а также запрещающих применение смертной казни к женщинам, независимо от возраста, к мужчинам в возрасте до восемнадцати лет и достигшим шестидесятипятилетнего возраста (ст. 59) и т.д. В-третьих, согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания».

    Обобщая отмеченные и другие законоположения, можно констатировать, что принцип гуманизма в УК РФ выражается в: 1) обеспечении безопасности человека; 2) гуманном отношении к правонарушителям; 3) направленности на применение наименее строгих мер наказания; 4) направленности на разнообразие мер ответственности и наказаний; 5) стимулировании исправления правонарушителей.

    Кроме рассмотренных принципов, специально определенных и закрепленных в ст. 3-7 УК РФ, Кодексу присущи и другие принципы, отраженные в нормах данного УК и вычленяемые теорией уголовного права. К ним относятся принципы патриотизма, интернационализма и неотвратимости ответственности.

    Принцип патриотизма выражен в ст. 275 УК РФ об ответственности за государственную измену. Суть его в том, что гражданину Российской Федерации запрещено под угрозой строгого наказания изменять Российской Федерации, то есть оказывать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Уголовный закон, таким образом, обязывает любого гражданина Российской Федерации всегда быть верным Родине, являться ее патриотом.

    Принцип интернационализма выражается как в ст. 4 УК РФ о равенстве перед законом совершивших преступления лиц, независимо от расы и национальности, так и в ряде норм Особенной части УК РФ, например в п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 282, 357 об ответственности соответственно за убийство по мотиву национальной, расовой ненависти или вражды, за возбуждение национальной, расовой вражды, за геноцид. Содержание этого принципа заключается в том, что УК РФ, с одной стороны, исключает неравенство лиц, совершивших преступления, в зависимости от их национальности или расы, а с другой – защищает лиц всех рас и национальностей от посягательств на них по мотиву расовой или национальной принадлежности.

    Принцип неотвратимости ответственности в уголовно-правовом значении вытекает из смысла и духа УК РФ и состоит в том, что ответственность должен нести каждый совершивший преступление, в том числе соучастник либо лицо, осуществляющее приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на любое преступление.


    Похожая информация.


    Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:

    Законности

    Равенства граждан перед законом

    Виновной ответственности

    Справедливости

    Гуманизма.

    Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

    Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы - это основополагающие исходные предписания, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью*

    Впервые в России принципы уголовного законодательства были сформулированы в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 2 Основ называла восемь принципов: принцип законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.

    В УК РФ их число сократилось до пяти за счет исключения принципов неотвратимости ответственности и демократизма. Модельный Уголовный кодекс для стран-участниц СНГ (рекомендательный законодательный акт, принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ в феврале 1996 г.) говорит о принципах более широко и правильнее - не только принципы Уголовного кодекса, но и принципы уголовной ответственности. Таких принципов он устанавливает семь: законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

    Принцип неотвратимости ответственности сформулирован в двух аспектах:

    • 1) лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом;
    • 2) освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.

    Принцип неотвратимости ответственности не вошел в систему принципов УК РФ 1996 г. потому, что разработчики посчитали, что он охватывается принципами законности и равенства, а, кроме того, носит больше процессуальный, нежели уголовно-правовой характер. Что касается освобождения от уголовной ответственности и наказания, то в его правовой регламентации был бы смысл, коль скоро он решал бы важнейший вопрос об органе, который вправе такое освобождение осуществлять. Уместно напомнить, что когда принимались Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., то было учтено решение Комитета по конституционному надзору СССР, согласно которому освобождать от ответственности может исключительно суд. УК РФ разрешает освобождать от уголовной ответственности и органам следствия. От наказания, естественно, может освободить только суд. В 1997 г. Конституционный Суд РФ признал соответствующим конституционной норме о презумпции невиновности освобождение от уголовной ответственности и органами предварительного следствия.

    Невключение в систему принципов принципа демократизма обусловлено сворачиванием в последние годы участия граждан и трудовых коллективов в исправлении лиц, виновных в нетяжких преступлениях, при передаче материалов о них в товарищеские суды и на поруки, как это предусматривалось ст.51 и 52 УК РСФСР 1960 г. Общественность, согласно этому УК, принимала широкое участие в перевоспитании осужденных и в сокращении сроков судимости. Ошибки, которые допускались на практике с передачей дел на рассмотрение общественности, привели к постепенному прекращению такой практики как нарушающей принцип законности. На рассмотрение общественности в 1989-1990 гг. передавалась 1/3 виновных в нетяжких преступлениях лиц. В результате разрыв между регистрацией преступлений и судимостью достигал пятнадцатикратного размера. И это при том, что регистрация преступлений осуществляется и поныне весьма неполно. Так, в 1989 г. в милицию было подано свыше 4 млн. заявлений от граждан о совершенных в отношении них преступлениях. Официально их зарегистрировано 2,4 млн.

    Большинство новых УК государств, следуя Модельному УК, предусматривают принцип неотвратимости ответственности и демократизма. Так, ст.10 УК Республики Казахстан 1994 г. устанавливает: "Каждое лицо, в деянии которого установлено наличие состава преступления, должно подлежать ответственности". УК Республики Таджикистан 1998 г. характеризует этот принцип точнее: "Каждое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию либо иным мерам уголовно-правового характера, предусмотренным Уголовным кодексом".

    Принцип демократизма раскрывается как участие партий, общественных организаций, органов самоуправления и т.д. по их ходатайствам в исправлении лиц, совершивших преступление, если это предусмотрено УК (ст.10 УК Республики Таджикистан, ст.6 УК Республики Узбекистан).

    В теории права устоялось деление принципов, в основе которого лежит сфера их действия, на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (А.М.,Васильев, Н.И. Матузов, Л.С. Явич и др.).

    Общие правовые принципы - такие принципы, на которых строится не только уголовное право, но и другие отрасли права.

    Из числа общеправовых принципов в уголовном законодательстве нашли четкое выражение принципы законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), вины (ст. 5 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ), гуманизма (ст. 7 УК РФ) Бавсун М. В., Баландюк В. Н., Вишнякова Н. В. Конспект лекций по уголовному праву России (Общая часть): учебное пособие. - Омск, 2012.

    1. Принцип законности.

    Является одним из важнейших среди принципов уголовного законодательства. Несоблюдение этого принципа разрушает всю систему права, угрожает правам и свободам граждан, лишает государство авторитета. Часть 2 ст. 54 Конституции РФ говорит нам: "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением".

    Принцип законности закреплен в ст. 3 УК РФ:

    1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

    2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

    Принцип законности - конституционный принцип уголовного законодательства, он касается всех уголовно-правовых норм. В ст..15.Конституции говорится "все органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы." Относительно уголовного права, данный принцип означает, что - преступлением может считаться лишь деяние, закрепленное в законе. Согласно данному принципу аналогия наказания и преступлений в уголовном праве запрещена. Изменения в уголовной закон вправе вносить лишь законодательные органы. Нормы уголовного права имеют общеобязательный характер. Также важно отметить, что принцип законности предполагает полную кодификацию норм об ответственности за преступления в законе. Все уголовно-правовые нормы подлежат кодификации, т. е. включению в единый уголовный кодекс.

    В качестве наглядного примера действия данного принципа показателен случай из практики работы Ленинского районного суда г. Ставрополя Архив Ленинского районного суда г. Ставрополя. - 2003..

    11 июня 2003 года. Ленинский районный суд гор. Ставрополя установил, что подсудимая Мальцева О.А., в неустановленном следствием месте и в не установленное следствием время, приобрела у неустановленного следствием незаконно приобрела стеклянные бутылки с водкой и также незаконно без специальных марок акцизного сбора реализовывала их.

    Допрошенная в судебном заседании подсудимая Мальцева, вину признала, пояснив при этом, что у нее в семье сложилось тяжелое материальное положение.

    Суд, допросив подсудимую, исследовав материалы дела, признал Мальцеву виновной.

    При определении размера и вида наказания, суд учел степень общественной опасности, среднюю тяжесть совершенного преступления; смягчающие вину обстоятельства: что Мальцева характеризуется положительно, совершила преступление впервые, является нетрудоспособной, вину признала в содеянном раскаялась, ее семейное положение, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, посчитал возможным с учетом личности подсудимой назначить ей наказание, не связанное с изоляцией от общества, в виде условного осуждения к лишению свободы.

    Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что к основным признакам указанного принципа относятся: единство законности на всей территории РФ; обязанность соблюдения и исполнения всеми уголовного закона; контроль компетентных органов за должным соблюдением и исполнением указанной обязанности. Профессор Б.Т.юБезлепкин, комментируя принцип законности относительно уголовно-процессуального права, замечает, что с позиции теории правоотношений законность не принцип, а признак понятия уголовного судопроизводства, так как незаконного судопроизводства вообще не бывает Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебник. М.: 2006. С. 87.. Исходя из части 1.статьи 1 УК РФ, определяющей, какие именно законы составляют уголовное законодательство РФ, логично предположить, что законность также является признаком, а не принципом понятия уголовного права.

    2. Принцип равенства граждан перед законом.

    Статья 4 УК РФ закрепляет принцип равенства граждан перед законом. Он звучит так: лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Данный принцип означает, что лица совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Равенство перед законом означает, что никакое обстоятельство не должно ухудшать положение одного лица по сравнению с другим. Однако принцип равенства отнюдь не означает нивелирования личной ответственности лица. В обязательном порядке учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначаемого наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

    В прошлом имели место случаи, когда высокопоставленные лица из партийной и номенклатурной элиты не привлекались к ответственности за злоупотребление служебным положением, превышение власти, получение взяток и хищения. Не возбуждались или незаконно прекращались уголовные дела и в отношении знаменитых спортсменов Разумов С.А. Практика назначения наказания: Учебно-практическое пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - С. 112..

    Подобная практика недопустима и противоречит Конституции РФ и Уголовному кодексу РФ.

    Важно отметить, что существует особый порядок привлечения к уголовной ответственности определенной категории лиц, таких как депутаты, судья. Это положение обеспечивает независимость власть и защищенность этих лиц от провокаций и преследований политических противников.

    3. Принцип вины.

    Вина - родовое понятие таких форм, как умысел и неосторожность, а также четырех видов: прямого умысла, косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Вина это важнейшая уголовно-правовая категория, отражающая психическое отношение лица к своему деянию и его общественно опасным последствиям. Возможно преступление с двумя формами вины. Подавляющее число современных правовых систем придерживается такого разделения.

    Согласно ст. 5 УК лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия(бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).

    Не может быть привлечен к ответственности человек, если он действовал без умысла либо в его поведении отсутствовала неосторожность. Невиновное причинение вреда не влечет уголовной ответственности. Принцип вины связан с субъективным вменением, т.е. вменением лицу деяния только при наличии его вины. Иной подход необоснованно расширял бы пределы уголовной ответственности и наказания.

    Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается (ч. 2 ст. 5 УК).

    Запрет объективного вменения, т.е. наказания лица, действовавшего без вины, является не просто обратной стороной принципа вины, сформулированного в ч. 1 ст. 5. Он имеет большое значение для отечественного права, так как в нашей стране имело место вменение деяния без вины, что было прямо закреплено в законодательстве страны. Это печально известное определение "ЧСИР" - член семьи изменника Родины, которое получили родственники лица, обвиненного в политическом преступлении (большей частью необоснованно) в ходе сталинских репрессий. В соответствии с действующим законодательством, в частности с принципом вины, не могут привлекаться к уголовной ответственности и нести наказание близкие родственники или супруги виновного, даже при наличии их воли на это. Уголовная ответственность строго индивидуализирована и направлена на лиц, в чьих деяниях содержатся признаки преступления, одним из важнейших выступает вина (ч..1.ст..14.УК).

    4. Принцип справедливости.

    Принцип справедливости в УК РФ изложен в ст. 6 и звучит следующим образом: наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1).

    Содержание принципа справедливости не сводится только к соразмерности наказания преступлению, его опасности и характеристике личности виновного. Первой составляющей содержания принципа справедливости, как представляется, должна быть справедливость криминализации общественно опасного деяния, т.е. закрепление в качестве состава преступления в УК только того деяния, которое причиняет общественно опасные последствия, достаточные для того, чтобы расценивать деяние как преступное. Вторым критерием криминализации является распространенность общественно опасного деяния. Только если деяние соответствует указанным признакам, оно может быть криминализировано, т.е. признано законодательным органом в качестве преступления и включено в Особенную часть УК. "Уголовное право должно соответствовать криминологической реальности в стране - состоянию, структуре и динамике общественно опасного поведения". Второй составляющей принципа справедливости является соответствие наказания и иных мер уголовно- правового характера преступлению. Перечень наказаний, применяемый к лицам, совершившим преступление, предусмотрен в ст. 44 УК. К иным мерам уголовно- правового характера относятся принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества и принудительные меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних. При назначении наказания суд учитывает следующие обстоятельства:

    · характер общественной опасности - это качественная категория, определяемая объектом посягательства, содержанием последствий, формой вины и другими обстоятельствами;

    · степень общественной опасности - это количественная категория, определяемая в зависимости от размера одноименного вреда, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, роли лица в преступлении, совершенном в соучастии, наличия обстоятельств, отягчающих наказание Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002. С. 80..

    В Подтверждение вышесказанного, приведу пример из судебной практики. Так, 4 сентября 2000 г. Промышленный районный суд г..Ставрополя рассмотрел дело по обвинению Ветохина А.Ю., 1986 года рождения, в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч. 2 п.п. «а, г, д», 161 ч. 2 п.п. «а, б, д» УК РФ Архив Промышленного районного суда г. Ставрополя. 2000 год..

    В ходе рассмотрения было установлено следующее. Несовершеннолетний Ветохин А.Ю., по предварительному сговору с несовершеннолетним Москаленко В.А. с целью открытого хищения чужого имущества, находясь на одной из аллей парка «Победы», остановили проезжающего на велосипеде, незнакомого им Ленкова А.В.. Под угрозой физической расправы Ветохин А.Ю. открыто завладел велосипедом «Таир», принадлежащим Ленкову А.В., стоимостью 1000 рублей, после чего с похищенным скрылся, причинив значительный ущерб.

    При определении вида и размера наказания суд, учитывая степень тяжести и общественную опасность совершенного преступления, последствия, данные о личности подсудимых Ветохина и Москаленко, смягчающим ответственность обстоятельством суд признал их несовершеннолетний возраст и счел, что их исправление и перевоспитание возможно без изоляции их от общества.

    Судом в отношении Ветохина и Москаленко было назначено наказание 3 года лишения свободы. В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание считается условным с испытательным сроком 2 года. Ветохина и Москаленко обязали периодически являться на регистрацию в органы внутренних дел, не менять постоянного места жительства. Контроль за их поведением судом был возложен на комиссию по делам несовершеннолетних.

    Принцип справедливости находит свое проявление в ст. 60 УК, в которой одним из требований назначения наказания является его справедливость. Принцип справедливости проявляется прежде всего в назначении наказания, вид и размер которого должны соответствовать тяжести совершенного преступления, личности виновного, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим наказание, а также влиянию назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

    5. Принцип гуманизма.

    Статья 7 УК РФ закрепляет: "1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".

    Гуманизм как принцип УК РФ имеет два аспекта. Первый состоит во всемерной охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении его безопасности, а следовательно, и защите интересов всего общества от преступных посягательств. Второй обращен к лицу, совершившему преступление, и в ресоциализации которого общество и государство кровно заинтересованы. Исправить преступника, предупредить возможность совершения им новых преступлений - основные цели наказания, более того, важная задача УК РФ. Жестокость наказания, чрезмерная, не оправдываемая указанными целями строгость(жесткость) наказания, не говоря уже о причинении преступнику физических страданий или унижения его человеческого достоинства, как доказывает многовековой опыт, не способны обеспечить достижение целей уголовного права и нередко приводят к противоположным результатам, поскольку грубо нарушают принципы законности и справедливости при назначении гражданину принудительных мер государственно-правового воздействия, резко противоречат общественному правосознанию. Именно поэтому закон (ч. 2 ст. 7 УК РФ) формулирует положение, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять страдания и унижать личность.



    Просмотров