Что объединяет государство и гражданское общество. Признаки в современном понимании. Вопросы и задания

Материалы к лекции.

Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства,- географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Отсюда можно сделать следующий вывод, что возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.

Формирование государства- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Термин «государство» в политологии употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти: в этом значении говорят, например, о российском, французском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории.

Идеи правового государства появились еще в древности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Все эти идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей еще не имели логической завершенности и поэтому о становлении концепции правового государства еще преждевременно.

В теоретически развернутом виде учение о правовом государстве были оформлены гораздо позже- в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, в значительной степени освободили ее от религиозного мировоззрения.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:



- семья;
- церковь.

Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Государство как ядро политической системы общества.
2. Понятие гражданского общества, его структура. Формирование гражданского общества в Казахстане.
3. Понятие правового государства и его отличительные признаки. Социальное государство и его эволюция.

Литература.

1.Вебер М.Избранные произведения.М.,1991.
2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.,2002.
3. Козлихин И.Ю.Право и политика. СПб., 1999.
4. Козлихин И.Ю.Идея правового государства: история и современность.СПб.,1993.
5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004.
6. Рудковский В.А. Понятие государства. Волгоград, 2002.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

При рассмотрении первого вопроса покажите различные подходы, теории, которые по-своему объясняют причины появления государства. На протяжении длительного периода истории вопросы государства, власти объяснялись с точки зрения божественного происхождения. Объясните почему? Особое внимание заслуживает теория общественного договора, получившая развитие у многих мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени (Д.Локк,Т.Гоббс,Ж.-Ж. Руссо, Г.Гроций).
Покажите основные признаки государства, что отличает этот политический институт от других. Рассмотрите функции государства и как на практике происходит реализация этих функций.
Рассмотрите формы государства (монархия, республика), от которых зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
В чем заключается сущность идеи разделения государственной власти? Покажите как эти идеи осуществляются в жизни? Какими государственными органами по Конституции РК представлены эти ветви власти? Как на практике действует система сдержек и противовесов во власти? Покажите на примере более цивилизованных стран действие принципа разделения государственной власти.
При рассмотрении второго вопроса необходимо отметить, что понятие «гражданское общество» своими корнями восходит к мыслителям Древней Греции и Рима.
Но в своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое общество, появляется в условиях развития буржуазного общества, что в большей степени было связано с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических,корпораций, купеческих гильдий, позже- кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы.

Рассматривая структуру гражданского общества покажите место и роль следующих элементов:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- мечеть (церковь).
Покажите основные функции гражданского общества.

Рассматривая проблему становления гражданского общества в нашей стране, покажите как происходит это в экономической сфере, политической жизни, в развитии средств массовой информации и т.д.
При рассмотрении третьего вопроса покажите как происходило зарождение и развитие идеи правового государства в трудах древних мыслителей Древней Греции и Рима. Основным итогом их высказываний была идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Покажите основное содержание целостной концепции правового государства, сложившейся уже в условиях буржуазного общества Рассмотрите взгляды прогрессивных мыслителей Запада- Г.Гроция, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона и др. по проблемам правового государства.
Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на создание конституционного законодательства. Это отчетливо проявилось, например, в конституции США 1787 года, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, целом ряде других правовых актов. Покажите какие идеи вошли в эти документы.

Рассматривая вопрос о критериях правового государства, покажите на каких принципах зиждется правовое государство.
Если говорить о становлении правового государства в Казахстане, то следует отметить, что наша страна, как и другие бывшие советские республики, совсем недавно порвавшие с тоталитарным режимом,несет на себе печать этого общества, а оно ориентировано прежде всего на государство, а не на общество и личность.
Вам необходимо очень внимательно изучить второй раздел Конституции РК, который называется «Человек и гражданин». Покажите,как реализуются на практике наши права и свободы? Как мы выполняем свои обязанности?
В этом вопросе необходимо остановиться и на характеристике социального государства, которое является связующим звеном между правовым государством и гражданским обществом, это государство, ориентированное на личность, обеспечение достойных условий жизни. В конституции какой страны впервые введено понятие «социальное» государство? Покажите какие социальные проблемы уже решаются сегодня в ведущих странах Запада, а какие остаются нерешенными.

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).

Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества – плюрализм мнений.

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.

Государство - это форма политической организации общества, главное орудие политической власти. Государство возникло в результате закономерного общественного развития, разделения труда, появления имущественной собственности и образования социальных сословий, классов. Основными признаками государства являются :

  • o организация власти по определенному территориальному делению;
  • o деление населения по признаку территории проживания взамен деления по кровнородственным признакам;
  • o наличие публичной власти, осуществляемой особым разрядом лиц, занятых исключительно управлением обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники);
  • o несовпадение публичной власти с властью всей массы населения в отличие от непосредственной, самодействующей организации вооруженного народа в до-государственном состоянии общества;
  • o право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества, претензия на защиту всеобщего интереса;
  • o монопольное право на взимание налогов для формирования общенационального бюджета, содержания государственного аппарата;
  • o монопольное право на принудительное воздействие в отношении населения, наличие органов и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы);
  • o суверенное законотворчество - право издавать законы и правила, обязательные для всего населения.

Государство - центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними - защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами .

Гражданское общество

Гражданское общество - понятие, использующееся для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, которая пребывает вне сферы влияния государства, за пределами директивного регулирования и регламентации . В основе гражданского общества лежат жизнь индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и ассоциаций, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить. При тоталитаризме гражданское общество сокращается до минимально возможных размеров. Развитие гражданского общества предполагает существование правового государства 1, призванного защищать и осуществлять интересы и права граждан. Принято считать, что необходимыми предпосылками такого общества являются рыночная экономика с присущим ей многообразием форм собственности; множественность независимых политических сил; недирективно формирующееся общественное мнение; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства .

Взаимосвязь государства и общества

Западная цивилизация, шедшая по пути размывания общинной организации жизни, постепенно выработала новую форму интеграции и саморегуляции1. При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы . Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским.

Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Здесь единство особенного и всеобщего реализуется в единстве и взаимосвязи индивида и государства через гражданское общество. Последнее имеет механизм саморегуляции, который позволяет человеку реализовать свою двойственную природу как индивидуального и общественного существа. Оно способствует сглаживанию противопоставления человека человеку по социальному происхождению, религиозным, национальным и иным различиям. Постепенно осознаются не только собственные эгоистические интересы, но и интересы различных групп. Такие интересы нельзя реализовать непосредственно, поэтому они опосредованно выражаются в формировании общественных организаций : профсоюзов, политических партий, массовых движений и т. д.

Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является действительно демократическим не только по внешним признакам, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.

Интегрирование общества на основе определенной идеологии, национальной идеи или идеи лидерства (либо в чистом виде, либо в их комбинации) не создает действенных инструментов его саморегуляции и самофункционирования. Попытки интеграции общества на идеологизированной основе приводят к появлению тоталитарного государства. Появление идеологизированного тоталитаризма неминуемо ведет к подавлению ростков гражданского общества. Тоталитарное государство - это самодостаточная организация, не нуждающаяся для воспроизводства во внегосудар-ственной структуре, каковой является гражданское общество. Последнее основано на личной свободе индивидов, тоталитаризм - на ее подавлении .

Взаимосвязь государства и общества при демократическом и тоталитарном режимах, а также в переходный период от тоталитаризма к демократии схематически показана на рис. 7.12.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Гражданским является общество , способное противостоять гос-тву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-тво.Итак, под гражданским обществом понимается совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-тва . Относительно независимых потому, что гос-тво управляет обществом, служит формой его организации. Однако гос-тво не вправе вмешиваться в эти отношения, поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

Структура:

1. экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ

2. политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику)

3. духовно – культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения

4. социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

5. Система негосударственных СМИ

Признаки:

  1. свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);
  2. правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции
  3. открытость – информационная свобода , т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны:
  4. плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие

Признаки гражданского общества:

  • 1. Индивид независим от государства,
  • 2. Наличие частной собственности,
  • 3. Многоукладная экономика,
  • 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
  • 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
  • 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
  • 7. Самоуправляемость общества,
  • 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
  • 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
  • 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Сущность и основные принципы гражданского общества.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя­ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры­ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди­ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Один из лидеров итальянских коммунистов Антонио Грамши, в отличие от Ленина и других большевиков-коммунистов писал: «На Востоке, в условиях, когда все решало государство, гражданское общество существовало в неоргани-зованном, примитивном состоянии. На Западе же между госу-дарством и обществом были упорядоченные отношения и при ослаблении государственной власти выходила на арену сложная структура гражданского общества. Государство являлось пере-довым эшелоном, за ним находилась крепкая цепь крепостных укреплений».

Это, в частности, объясняется тем, что на Востоке собственность в основном была общинная, тогда как на Западе с самого начала преимущественное значение имела частная собственность. Конечно, такая форма собственности автоматически не создает институтов гражданского общества.

На Востоке

На Востоке в условиях традиционных обществ и в колониальный период государство оказывало решающее воздействие на все сферы жизни. Человеческая личность была всецело зависи-ма от государства и общины, судьба общины также зависела от государства. В результате этого здесь или не было гражданско-го общества, или оно было в зачаточном состоянии. Хотя это общество, ставшее на ноги в Новое время , проходило первоначальный этап становления ещё в условиях Древней Греции и Рима . Этот момент подчёркивали даже некоторые видные марксисты .

Государство и политическая структура должны отве-чать известным требованиям демократии . Только лишь в таких условиях возникает потребность в гражданском обществе. Созданные демократическим государством условия должны служить удовлетворению интересов граждан. При этом осуществляется деятельность на основе убеждения, правовых и нравственных норм, а также неотъемлемых прав свободной личности с помощью неполитических организаций.

Конкретные условия, диктующие необходимость создания гражданского общества, весьма разнообразны. Это легко про-слеживается на примере негосударственных и частных благо-творительных фондов. Существующие в литературе по этому вопросу точки зрения можно обобщить следующим образом:

  • в основе потребностей граждан организационно объеди-няться лежит чувство сострадания, инстинктивное состояние помочь нуждающимся людям;
  • по убеждению человек , оказывая помощь кому-либо, по-лучает внутреннее удовлетворение;
  • склонность людей к благотворительности, её организаци-онное оформление может рассматриваться как проявление себя перед общественностью;
  • показывает степень информированности людей об изме-нениях, происходящих в их окружающей среде;
  • выражает верность чувству долга в отношениях с близки-ми людьми;
  • с точки зрения гражданственности, взамен помощи ока-зываемой нуждающимся без материальной выгоды получение внутреннего удовлетворения;
  • как гражданская обязанность выражение верности к спра-ведливости в общечеловеческом понимании.
  • Наличие в обществе частной собственности.
  • Наличие демократии .
  • Обеспечение прав и свобод граждан.
  • Наличие достаточного уровня гражданской культуры .
  • Высокий уровень образования населения.
  • Высокая гражданская активность населения и наличие неполитических организаций.
  • Наличие самоуправления и самоорганизации общества.
  • Присутствие конкуренции в различных группах общества.
  • Обеспечение свободы слова и плюрализма.
  • Обеспечение потребностей граждан (мощная социальная политика и развитая экономика).
  • Преобладание среднего класса . Материал с сайта

Свобода личности

Законы свободной рыночной экономики тако-вы, что свободные личности, в своих интересах опираясь на дей-ствующие демократические порядки в сферах жизни граждан, должны и могут создавать необходимые свои организации. Ибо свободная и независимая личность есть центральная фигура гражданского общества.

Потребности граждан

Государство в своей деятельности обязано мак-симально учитывать потребности граждан. Потому что это на-правлено на обеспечение своего постоянного существования.



Просмотров