Характеристика конституции рсфср 1937 года

Конституция РСФСР 1937 года

Конституция РСФСР 1937 года - третья конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Советской России).

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Состояла из 14 глав и 151 статьи.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст. 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Как и в советской Конституции 1936 года была установлена новая система государственной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК были упразднены, а новый орган - Верховный Совет РСФСР - избирался напрямую населением страны (а не нижестоящими Советами, как до этого избирался Съезд Советов).

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

ОСОБЕННОСТИ

Победа социализма к середине 30-х годов, огромные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах социальной жизни, укрепление демократических начал организации государственной власти потребовали отражения в Конституции СССР. По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный съезд Советов принял решение внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года, а выработала новый проект основного Закона, который всецело учел весь предшествующий опыт конституционного строительства Советского государства.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.

Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

26.5. Конституция РСФСР 1937 г.

На основании Конституции 1936 г. была разработана и принята конституция РСФСР. Она была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным 17-м Всероссийским съездом Советов. На основе новой Конституции в предвоенный период проходила сущиственная перестройка государственного аппарата. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил положение о выборах в Верховный Совет и определил срок выборов. На первой сеси Верховного Совета был избран Президиум, образованно правительство, назначен Прокурор СССР, избраны постоянныя комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы.

В 1937 г. создается Экономический Совет, действующий на правах комиссии правительства, издающий постановления и распоряжения, рассматривающий и контролировавший выполнение хозяйственных планов.

В сентябре 1940 г.был создан Комиссариат народного контроля СССР, в котором слились Комиссия Советского контроля и «Главный военный контроль». Новый орган получал право привлекать виновных к уголовной и административной ответственности, давать обязательные указания госорганам. В наркоматах были созданы контрольно-инструкторские группы. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР, принявший на себя функции контроля за деятельностью судов и применением ими законодательства. На НКЮ возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации юридической помощи населению и кодификационной работе.

В феврале 1941 г. объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ).

Вся политика государства в предвоенный период была направлена на централизацию и усиление госаппарата, за которым стоял аппарат ВКП(б). Военное строительство было одним из важнейших направлений этой политики. В 1939 г. ликвидируется установленная в 1924-1925 гг. территориально-милиционная система формирования армии. Создается кадровая армия.

В марте 1938 г. создаются Главный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, ведавшие вопросами военного строительства. Увеличилось число военных округов, возглавляемых военными Советами, подчинявшимся Наркомату обороны. Число овенных комиссаров увеличилось за счет их создания в автономных республиках, областях и городах. В партийных органах создавались военные отделы. В мае 1937 г. в воинских частях вводится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г., когда вместо них вводится должность замистителей комиссаров по политической части. Единоначалие оставалось за командиром, идеологический и политический контроль-у замполита.

В день начала второй мировой войны, 1 сентября 1939 г., Верховный Совет СССР принял закон «О всеобщей воинской обязанности», распространявший эту обязанность на всех граждан государства. По закону были увеличены сроки военной службы и снижался призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. С февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил обязывался военной присягой. В 1940 г. принимается новый Дисциплинарный устав и повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.

К 1940 г. была окончательно ликвидирована функциональная система управления и структура главков была перестроена по производственно-территориальному принципу. В июне 1936 г ЦИК и СНК приняли постановление «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных комиссаров», по которому главкам присваивались сбыто-снабженческие хозрасчетные функции. Для координации работы наркоматов, число которых выросло, при правительстве в апреле 1940 г. было создано несколько хозяйственных Советов.

Происходившие в госаппарате преобразования находили отражение в действующей Конституции, включаясь в нее посредством законов и указов, утвержденных в установленном порядке.

В 1937 г. принимается Конституция РСФСР, закрепившая новые системы органов власти, управления и выборов. Административно-территориальное деление республики, по Конституции, выглядело следующим образом: РСФСР включала в себя пять краев, девятнадцать областей, семнадцать автономных республик, шесть автономных областей.

Значение и роль Конституций советских определяются прежде всего тем, что они утверждают социалистический строй, полновластие трудящихся, служат юридической основой для развития творческой инициативы и активности масс, являются важным средством мобилизации сил народа на решение задач коммунистического строительства. Большая роль принадлежит Конституциям в создании, развитии и укреплении социалистических форм хозяйства как материальной основы суверенитета трудящихся. Еще первые Конституции советские, выражая волю трудящихся, закрепляли складывавшиеся новые, социальные формы хозяйства, обеспечивали им условия для всемирного развития и укрепления, создавая в то же время правовые ограничения для развития частнокапиталистических форм хозяйства, для эксплуатации наемного труда.

Действие Конституций советских играют важную роль в создании материалистической базы коммунизма. Они закрепляют принцип планового развития социалистической экономики, обязывают каждого гражданина СССР беречь и укреплять социальную собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества СССР, блюсти дисциплину труда и так далее. Конституции советские являются основой правового воспитания трудящихся в духе уважения к советским законам, патриотизма и гуманности, любви к своему отечеству, труду, дружбы и братства между народами.

Велико международное значение Конституций советских: они показывают всему миру, что трудящиеся, взявшие власть в свои руки, могут в кратчайшие исторические сроки построить социализм, стать полноправными хозяевами своей страны, законодательно закрепить демократические гражданские права и свободы и на их основе постоянно развивать и совершенствовать социалистическую демократию.

С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

Причины принятия

В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Политические изменения

Органы государственной власти

Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Коллективный глава государства

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

Органы местной власти

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

Автономия

Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

Суды

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Права граждан

В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

Значение

Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

Напишите отзыв о статье "Конституция РСФСР 1937 года"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Конституция РСФСР 1937 года

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года стало результатом введения в действие Конституции СССР 1936 года .

Необходимость обновления всей конституционной системы СССР и республик объяснялась переходом страны на новый этап развития , особенностью которого явилось полное устранение эксплуататорских элементов.

Конституция РСФСР 1937 года , как и Основные законы остальных республик СССР, имеет ряд особенностей .

Во-первых, они сохранили классовую сущность , воплощали диктатуру пролетариата , о чем упоминалось в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако изменилась форма выражения классовой сущности. По причине устранения эксплуататорских классов отменили лишение политических прав граждан по социальному признаку и ввели всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые установила принцип равноправия граждан.

Во-вторых, одной из особенностей Конституции РСФСР 1937 являлось то, что в ней впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан , которые включали широкий их перечень. Однако возможность воспользоваться политическими правами гарантировалась лишь в соответствии с интересами трудящихся и для укрепления социалистического строя.

В-третьих, во всех конституциях устанавливалась руководящая роль коммунистической партии , которая в то время обозначалась ВКП(б). Положение о партии было введено в конституцию впервые. Эта конституционная норма выявила укреплявшуюся тенденцию превращения партии в своеобразную государственную структуру.

В-четвертых, Конституция РСФСР 1937 (как и конституции республик СССР) впервые утверждалась как конституция построенного социализма . В ней закреплялись все главные экономические основы социализма: отсутствие частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, принятие государственного народнохозяйственного плана и др.

В-пятых, конституции данного этапа как правовые акты приобрели более совершенный юридический вид . В них были четко обозначены основные государственно-правовые институты и особенности их функционального назначения. Появились следующие главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

В-шестых, в Конституции РСФСР 1937 года более развернуто установлены принципы её вхождения в СССР . Впервые в Конституции появилась норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР. В отдельной статье четко устанавливались предметы ведения РСФСР.

В-седьмых, в Конституции 1937 года заметно полнее отражено федеративное устройство РСФСР . Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, была прописана норма о национальных округах.

Вышеуказанные особенности Конституции РСФСР 1937 года характеризуют её как особый этап развития отечественного конституционного правотворчества.

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых – закрытыми; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, победой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

В комиссию по подготовке проекта Конституции входили 30 человек. Судьба их трагична. 18 из них были репрессированы, причем двое из них покончили жизнь самоубийством.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основного Закона) СССР.

Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 января 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

РСФСР определялась как социалистическое государство рабочих и крестьян, которым принадлежит государственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью подчеркнуть уничтожение эксплуататорских классов и создание общества из трудящихся классов.

Экономическую основу РСФСР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собственности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов ст. 14 Конституции СССР РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. Будучи суверенным государством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны па территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР внесла существенные изменения в систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР, который впервые в истории РСФСР был провозглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет РСФСР избирался гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 150 тыс. населения.

Новеллой было введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Президиумом Верховного Совета РСФСР – высшим органом государственной власти в период между сессиями Верховного Совета РСФСР, который был подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 17 его заместителей (по числу автономных республик), секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный Совет РСФСР образовывал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров РСФСР. Аналогичная система высших органов государственной власти была предусмотрена для автономных советских социалистических республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, поселках, селах были Советы депутатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Конституция РСФСР 1937 г. значительно расширила круг основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории Российского государства были закреплены: право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность личности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязанность беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, а также защищать Отечество.

В Конституции РСФСР 1937 г. была существенно демократизирована избирательная система. Были провозглашены принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РСФСР 1937 г. была красивой декларацией. В силу существовавшего авторитарного режима большинство положений этой Конституции не получили полной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная верхушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму . Ее сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

В то же время , идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого «эксплуататорского класса», духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР , принятая 11 мая 1925 года , вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик» (Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года). Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.


Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года , разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. Необходимость конституционных перемен назревала объективно.



Просмотров