Передача частной собственности в собственность государства. Передача или продажа государственной собственности в частные руки называется приватизация

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

Продажа государственного имущества;

Бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собственности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации — это национализация — переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблюдались во Франции, где приватизация в 80-е гг. довольно быстро сменила национализацию, так как экономическое положение страны требовало повышения показателей развития экономики, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприятиями, входившими в состав 12 групп .

Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, государственной, церковной, коллективной собственности в частную известен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждающие мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Работа над проблематикой приватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема собственности разработана достаточно подробно К. Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феномена современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отношений — управления, распределения, обмена и потребления, важнейшими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственности.

Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и помогает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдельного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей настолько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрократические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данного производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.

Таким образом, можно констатировать, что существует определенная непроработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственности выступают в качестве переходных, а какие со временем должны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.

Планирование хозяйственной деятельности предприятия питания
Современное российское общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности — политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер преобразований.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах
Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегул.

Концентрация и интеграция предприятий
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами: Во-первых, современные процессы концентрации в промышленности имеют принципиально.

www.grosseconomic.ru

Передача собственности : поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 16

адъюдикация

передача собственности или утверждение какого-либо другого вещного права посредством судебного приговора

передача собственности во временное пользование на договорных условиях

в феодальный период - вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада (в противоположность поместью)

договор о безвозмездной передаче одним лицом другому имущества в собственность

демуниципализация

передача органами местного самоуправления земли или другой своей собственности

денационализация

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц

передача государственного имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

манципация

торжественная передача права собственности в присутствии свидетелей (в древнеримском праве)

в древнеримском праве - торжественный способ передачи права собственности

муниципализация

принудительная передача собственности отдельных лиц в ведение местных органов власти

национализация

передача частной собственности в собственность государства

передача обществу, нации в целом права собственности на некоторые средства производства

огосударствление

передача в собственность страны

отсебятина

собственные слова, вставляемые в чужую речь при ее передаче

отчуждение

в гражданском праве - передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения своим имуществом

передача имущества в собственность другого лица

приватизация

продажа или передача государственной или муниципальой собственности частным владельцам

передача имущества в частную собственность

передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц или коллективов

передача государственной собственности в руки частных и коллективных владельцев

разгосударствление

передача госуд. собственности в собственность коллективных или частных владельцев

эффективн. передача энергии колебаний и рост их размаха при совпадении частоты собствен. колеб. системы с частот. колеб. внешн. воздейст. (физика)

вал для передачи вращения с пониженной жесткостью на кручение, за счет собственного скручивания смягчающий крутильные колебания

18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.

Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам.

Приватизация - не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация - возврат национализированной собственности прежним владельцам.

Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.

Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.

В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.

Проведение приватизации - сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий - все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию - продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?

Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй - в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта. К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов - по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников - трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.

Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты - крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг. Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.

Второй, часто применяемый способ приватизации - продажа имущества государственных приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования данного подхода, так как имущество может продаваться отечественным или иностранным инвесторам, а также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения. Основной недостаток - нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.

В странах с переходной экономикой приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий.

При продаже на аукционе объекты государственной собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое имущество переходит в собственность того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой вид приватизации используется, когда не оговариваются специальные условия по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Второй способ платной приватизации - продажа по конкурсу- Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, отказ от изменения в течение определенного времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.

На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, промышленности и строительной индустрии. Преимущества такого способа заключаются в обеспечении одинаковых прав всем потенциальным покупателям.

Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Однако значительная их часть (в основном промышленных) реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение массовости и возможность быстрой передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных предприятий. К недостаткам относятся, во-первых, существенные различия в стоимости приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям, а во-вторых, дифференциация объектов по уровню рентабельности. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.

Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками. Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями.

Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.

Преобразование в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия. По решению трудового коллектива они могут быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, обладают крупными основными производственными фондами, имеют большой экспортный потенциал.

Существуют и другие методы приватизации. Так, эксперты Всемирного банка в постсоциалистических странах выделяют такие способы приватизации, как прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, создание акционерного государственного предприятия с участием иностранного капитала, безвозмездную передачу имущества муниципальным органам, массовую ваучерную приватизацию. Однако оценить эффективность каждого способа представляется достаточно сложным, так как во всех странах они применяются в том или ином сочетании.

Особым методом передачи государственного имущества в частные руки, как отмечалось, является реприватизация - возвращение собственности прежним владельцам, лишившимся ее в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного имущества деньгами или ваучерами и реституция - возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности. Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии.



Перейти к: навигация, поиск

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск

* процесс передачи государственной собственности в частные руки и
* передача управления сервисом от государства в частный сектор.

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
ИЛИ
Приватизация как особая форма преобразования собственности — это:
процесс передачи государственной собственности в частные руки и
передача управления сервисом от государства в частный сектор.
Обратный процесс называется национализация или муниципализация.

Национализация - переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Согласно ст. 235 ГК РФ национализация проводится в порядке, установленном федеральным законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может.
Со́бственность - отношение между людьми и предметами. Предмету приписывается принадлежность какому-либо человеку, что даёт этому человеку право распоряжаться предметом, одновременно запрещая другим людям пользоваться предметом без разрешения владельца.
Собственность - система экономических отношений между людьми по поводу присвоения объектов собственности, то есть каких-либо благ или услуг.
Право собственности возникает:
по праву первого нашедшего бесхозную вещь (см. клад)
по праву давности владения
в силу изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов
в силу приобретения по обмену (акту купли-продажи)
в силу дарения, наследования
Особый случай - интеллектуальная собственность.

Слово национализация

Слово национализация английскими буквами(транслитом) — natsionalizatsiya

Слово национализация состоит из 14 букв: а а а з и и и л н н о ц ц я

  • Буква а встречается 3 раза. Слова с 3 буквами а
  • Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
  • Буква и встречается 3 раза. Слова с 3 буквами и
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква ц встречается 2 раза. Слова с 2 буквами ц
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я

Значения слова национализация. Что такое национализация?

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход средств произ-ва из частной собственности в государственную; этот переход может носить как социалистич., так и капиталистич. характер.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Один из механизмов экономической политики. Для сторонников либеральных подходов в экономике национализация совершенно неприемлема.

Большая актуальная политическая энциклопедия

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - отчуждение частной собственности и передача ее в руки государства: земли, промышленных и других предприятий, банков и пр. Н. может осуществляться в процессе революционных преобразований, как это было в России…

Внешне-экономический толковый словарь

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ – отмена частной собственности и установление государственной собственности на землю. «Национализация есть передача всей земли в собственность государства.

Советский юридический словарь. — 1953

Национализация земли, ликвидация частной собственности на землю и переход её в собственность государства. Буржуазная Н. з. была одним из условий перехода от феодальной к капиталистической форме земельной собственности.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ, ликвидация частной собственности на землю и переход её [ее] в собственность гос-ва. В СССР Н. з. осуществлена в результате Окт. революции 1917 на основании Декрета о земле…

Национализация земли, один из проектов радикальной аграрной реформы, переход всех частновладельческих земель в общенародную собственность. Н. земли предполагает организацию государства на строго демократических началах.

Брокгауз и Ефрон. - 1907-1909

Национализация земли так называется план радикальной аграрной реформы, предлагаемый в последнее время группой экономистов и публицистов и заключающийся в обращении земли или дохода от неё в собственность государства.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ - переход банков в собственность государства. В разных странах методы осуществления Н.б. различны. После революции 1917 в России коммерч. банки были национализированы на условиях безвозмездного отчуждения собственности.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — 2004

Национализация промышленности на Урале

Национализация промышленности на Урале передача пром. из частной собственности в руки гос-ва. В России началась после Окт. рев. 1917. Закладывая основы тоталитарной власти в полит., соц. и духовной жизни сов. об-ва…

Орфографический словарь. - 2004

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Примеры употребления слова национализация

Это уже будет открытая национализация, на что правительство вряд ли пойдет.

Кроме того, с этого началась повторная национализация нефтяного сектора.

То есть национализация не была идеологической?

Это негативные действия законодательной власти, направленные на срыв поставок, запрет на перевозку валюты, забастовки, национализация имущества, войны.

Он сейчас для себя предлагает создать такие же условия, какие были созданы в период кризиса для наших олигархов: приватизация прибыли и национализация убытков.

односторонние шаги, на которых настаивают некоторые политики, например немедленная денонсация соглашения или национализация рудника, приведет к большому числу международных исков против правительства.

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Отметим, что существует практика возвращения имущества из государственной собственности их бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например, реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации — это национализация — переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь. Как правило, реприватизация затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.

Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблюдались во Франции, где приватизация в 80-е гг. довольно быстро сменила национализацию, так как экономическое положение страны требовало повышения показателей развития экономики, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприятиями, входившими в состав 12 групп .

Феномен приватизации как политического и социально-экономического процесса перехода имущества из общественной, государственной, церковной, коллективной собственности в частную известен в истории человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма разделения между имуществом монархов и государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основные побуждающие мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. Наконец, наши современники были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Работа над проблематикой приватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности государственной в собственность частную. Проблема собственности разработана достаточно подробно К. Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феномена современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отношений — управления, распределения, обмена и потребления, важнейшими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственности.

Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и помогает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффективности как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдельного предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например, может быть морально устаревшей настолько, что их упразднение частным владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрократические процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данного производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.

Таким образом, можно констатировать, что существует определенная непроработанность проблематики приватизации. Например, пока нет ясности в отношении того, какие формы собственности выступают в качестве переходных, а какие со временем должны исчезнуть или трансформироваться в определяющие.

Эластичность спроса по цене и по доходу
В данной контрольной работе рассматриваются теоретические вопросы по эластичности спроса по цене и по доходу, а также национальная экономика, ее цели и результаты. Эластичность — одна из.

Исследование управления оборотными средствами на предприятии ОАО Альметьевский хлебозавод
Финансы предприятий (организаций) являются звеном финансовой системы и объектом правового регулирования. Они составляют фундамент финансовой системы государства, стабильность которой зав.

Себестоимость продукции
Задание 1 Предприятие производит и реализует четыре вида продукции А, Б, В, Г. Себестоимость рассчитывается по полным затратам. Исходные данные о затратах, объемах производства и цена.

www.grosseconomic.ru

Трансформация собственности

Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем.

Национализация. национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества.

В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в государственную экономику. Огосударствление экономики - это выполнение государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики .

Разгосударствление означает передачу части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80 x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

В настоящее время в Гражданском кодексе Российской Федерации зафиксировано, что национализация в нашей стране может производиться только на основании закона с возмещением стоимости национализированного имущества и других убытков (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Приватизация. Приватизация

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение придается масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д.

Конкурс (коммерческий ) - продажа государственных и муниципальных предприятий, а также активов ликвидированных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победитель конкурса - участник, предложивший максимальную цену и согласившийся выполнить поставленные условия.

Инвестиционный конкурс проводится аналогично

коммерческому конкурсу. При подведении итогов инвестиционного конкурса учитываются объем и (или) сроки инвестиций в объект приватизации - в дополнение к выполнению (или взамен) инвестиционной программы продавца.

Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (проводятся аукционистом в присутствии претендентов) или закрытых торгов (закрытого тендера), когда предложения подаются в запечатанных конвертах.

Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах без выполнения каких-либо условий. Покупатель, предложивший максимальную цену, становится собственником.

Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Практически во всех развитых странах рыночной экономики проводимая приватизация способствовала сокращению

государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики. Так, в 80 e годы в Великобритании было приватизировано более 30% всех государственных корпораций. В результате этих мер число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. В процессе приватизации удалось добиться сокращения персонала, увеличения производительности труда, более широкого использования достижений науки и техники. Приватизация, проведенная во Франции в середине 80 x годов, распространилась на конкурентные предприятия. Это позволило продавать предприятия по рыночным ценам, что способствовало значительному пополнению государственного бюджета. В некоторых странах Восточной Европы (Венгрия, бывшая ГДР) также преобладала денежная форма приватизации.

Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов. Этот метод приватизации применялся в Чехословакии, частично в Болгарии, Румынии, Польше.

На первом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

Второй этап приватизации имеет иной качественный характер. Теперь объекты государственной собственности переходят в частные руки по рыночным ценам. Средства, полученные от продажи принадлежащего государству имущества, поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации. Данные, приведенные в таб.3.1. характеризуют результаты приватизации в России за 1993-1997 г.г. Всего за 1993-1997 г.г. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (объектов).

Вместе с тем надо отметить, что в ряде отраслей экономики приватизация носит ограниченный характер. В первую очередь это касается отраслей социальной сферы. Это объясняется большой социальной значимостью конечных результатов деятельности данной сферы экономики.

В отдельных странах происходит реприватизация - возврат национализированной собственности прежним собственникам. Реприватизация происходила в 80 e годы в ряде стран Западной Европы. В 90 e годы в некоторых странах Восточной Европы.

Глава 3. Многообразие форм собственности - важнейшая предпосылка эффективной макроэкономической политики

3.3. Трансформация собственности

Эффективная макроэкономическая политика в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации.

Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Она может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, а также полный или частичный выкуп.

Наибольшего размаха национализация достигла в бывшем СССР. С октября 1917 г. в нашей стране началась ускоренная ликвидация частной собственности. Национализация осуществлялась методом полной и безвозмездной конфискации имущества. С декабря 1917 г. по февраль 1918 г. было национализировано большое количество предприятий промышленности. 27 декабря 1917 г. в России были национализированы банки.
22 февраля 1918 г. была проведена национализация внешней торговли. 28 июня 1918 г. был принят декрет о национализации крупных предприятий всех отраслей промышленности. Была также осуществлена национализация земли. В результате этих мероприятий в экономике утвердилось полное господство социалистической, или общественной (государственной и кооперативно-колхозной), собственности. В последующем в процессе дальнейшего обобществления экономика превратилась в огосударственную экономику, в которой государство занимает монопольное положение во всех сферах хозяйственной деятельности.

Огосударствление экономики привело к тому, что советская экономика стала неэффективной. В результате возникла объективная необходимость в проведении процесса разгосударствления экономики , т.е. передачи части функций государства в сфере хозяйственного управления предприятиям (организациям). В то же время разгосударствление не предполагает смены формы собственности.

Мировая практика свидетельствует, что национализация присуща и странам рыночной экономики. Она проводится в основном посредством выплаты денежных средств владельцам частных предприятий и организаций. Примером такой национализации может служить национализация частных предприятий в 30-х годах XX века в Великобритании, Франции и других странах, а также национализация ряда отраслей в Великобритании в 1945-1951 гг. В частности, за 1945-1948 гг. в Великобритании были национализированы Английский банк, угольная промышленность, телеграфная и радиосвязь с заграницей, электроэнергетическая промышленность и транспорт, черная металлургия. В начале 80-x гг. во Франции было национализировано 9 промышленных групп и 36 частных банков.

Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной). Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д. После приватизации имущество может стать собственностью отдельных граждан, банков, предприятий, акционерных обществ и т. д.

Масштабы приватизации в конкретной стране зависят от ряда факторов (экономических, политических). Существенное значение отводится масштабам национализации в предыдущий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), приватизация большого размаха не приобрела. Напротив, в тех странах, где процесс национализации проводился активно (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

  • продажа государственного имущества;
  • бесплатная передача государственного имущества.

Денежная приватизация получила достаточно широкое распространение в странах рыночной экономики, а также в некоторых странах с переходной экономикой. К наиболее распространенным способам приватизации в денежной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий всем желающим, купля-продажа по конкурсу или на аукционах и т. д. Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, юридических, институциональных и других).

Денежная приватизация позволяет получить дополнительный источник формирования доходов государственного бюджета, решить проблему его дефицита, повысить эффективность экономики в целом. Ряд стран Восточной Европы осуществили приватизацию путем бесплатного и уравнительного распределения среди взрослого населения специальных чеков, купонов.

Практически во всех развитых странах рыночной экономики приватизация способствовала сокращению государственного сектора экономики, росту производительности труда, модернизации производства. В целом все эти меры содействовали росту эффективности национальной экономики.

В России приватизация осуществляется в два этапа:

I этап - чековый (ваучерный): 1992 - первая половина 1994 гг.;

На чековом этапе приватизации использовались различные методы. Малые предприятия (магазины, рестораны, кафе, предприятия службы быта) переходили в частные руки в основном посредством продаж на аукционе или по конкурсу. Средние и крупные предприятия были приватизированы преимущественно через акционирование.

В процессе первого этапа приватизации определенное пополнение получил государственный бюджет. Приватизационные чеки, имея номинальную стоимость в 10 рублей, предоставлялись населению за 25 рублей. Надо отметить, что чековая приватизация не сделала основную массу населения собственниками. Поскольку чеки не были именными, то они сосредоточились в руках незначительной части общества. К тому же в большинстве случаев собственники акций не смогли в полной мере реализовать право собственности.

17. Появившееся в России в 1990–е гг. понятие "либерализация цен" означало: отказ от государственного регулирования цен

18. Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990–х г. называется: ваучерной приватизацией

19. В истории России понятие "либерализация цен", "шоковая терапия", "монетаризм" связаны с периодом: начала 1990х гг.

20. Высшая законодательная власть в современной России принадлежит: Федеральному собранию

21. Федеральное собрание России согласно Конституции включает в себя: Совет Федерации и Государственную думу

22. Понятие "ближнее зарубежье" для России 1990х гг. включает: бывшие союзные республики СССР

23. В России осенью 1993 г. произошло: роспуск парламента – Верховного Совета России

24. В 1992 г. в России произошло: в России начались рыночные преобразования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вводная тема
1. Исторический источник это: произведение созданное человеком, продукт культуры 2. Установите хронологическую последовательность

Древнерусское государство
1. Прочтите отрывок из документа и укажите имя кня­зя, о котором идет речь. «В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы - наги;

Имена князей события
Олег А) 907 г., 911г. Святослав В) 967-971 гг. Игорь Б) 941г., 944 г. 12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:

Имена земли
Александр Невский (Новгородская боярская республика) Ярослав Осмомысл (Галицко-Волынское княжество) Всеволод Большое гнездо (Владимиро-Суздальское княжество) Иван

Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
1. Основной причиной возвышения Московского княжества в XIV в. было:выгодное географическое положение 2. Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык н

Имена князей события
Иван III (1480 г.) Дмитрий Донской (1380 г.) Иван Калита (1327 г.) Александр Невский (1242 г.) 12. Расположите имена князей в хронологическо

Органы центрального управления, созданные в России в XVI в., назывались приказы
10. Какое событие произошло раньше всех других: правление Елены Глинской 11. Служилые люди, составлявшие постоянное войско в XVI в., назывались: стрельцам

Падение роли Земских соборов во второй половине XVII в. связано с утверждения абсолютизма
3. В чем заключалось своеобразие русской сословно-представительной монархии: возрастающая роль Боярской думы и Земских соборовв решении важных вопросов в жизни страны

Фамилия деятельность
А. Адашев – деятель Избранной рады Б. Морозов – боярин, фактический глава правительства 1645-1948 гг. К. Минин – один из вождей народного ополчения в период смуты. В. Гол

Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется интервенция
15. Соотнесите понятия и термины: 1. интервенция – вооруженное вмешательство, вторжение на территорию другого государства 2. крестоцеловальная запись – клятва, ко

Российская империя в XVIII веке
1. В отрывке из сочинения В. Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все дох

Даты события
1863 г. – принятие Устава об автономии вузов 2. 1870 г. – начало осуществления городской реформы 3. 1864 г. – начало осуществления земской и судебной реформы 4

Фамилии деятельность
1. С. Уваров – министр просвещения, автор теории официальной народности 2. Д. Милютин – Военный министр инициатор, введения всеобщей воинской повинности; 3. М. Сперанский – ближай

Россия в начале XX века
1. Лидерами Конституционно-демократической партии (партии кадетов) были: П. Милюков, В. Набоков 2. Столыпинская аграрная реформа предусматривала: сохранен

Программные положения политические партии
1. отчуждение помещичьего землевладения за справедливое вознаграждение (Кадеты) 2. недопустимость принудительного отчуждения земли помещиков (РСДРП (м)) 3. передача земли в собств

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию их автора
«20 июня в г. Царицыно я отдал армиям директиву: "Имея конечной целью захват сердца России - Москвы, приказываю..." Директива 20 июня, получившая в военных кругах наименования &

Великая Отечественная война
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: Смоленское сражение, битва за Сталинград, Курская битва, снятие блокады Ленинграда 2. Советские

Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и определите, о начале какой битвы в нем идет речь
« С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во

СССР в 1945-1964 гг.
1. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики в 50-е гг. XX в. в СССР является: начало широкомасштабного жилищного строительства 2. Комиссию по

Прочтите отрывок из воспоминаний председателя КГБ В. Семичастного и определите о каких событиях идет в нем речь
« Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского(1964 г.) Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его поз

Россия в 1990-е годы XX в.
1. Суверенитет России провозглашен 12 июня1990 года: 2. СССР как государство был ликвидирован решением: Беловежской тройки (Ельцин, Кравч

СССР в 1964 -1984гг.
1. К особенностям политического развития СССР в 60-70-е г. XX в. относятся: А) закостенение партийно - государственных структур Б) идейное разоблачение сталинизма

Событие время
1. доклад Н.Хрущева « О культе личности и его последствиях» А) февраль 1956 2. принятие 3 Конституции СССР Б) октябрь 1977 3. избрание Генсеком ЦК КПСС М.Горбачева В) мар

Наиболее полную историко-литературную картину
советского ГУЛАГа дали опубликованные в период «гласности» произведения: А) А. Солженицына Б) В. Шаламова В) В. Дудинцева Г) А. Рыбакова.

Прочтите отрывок из резолюции партконференции и укажите год ее проведения
« Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающи

Вопросы к экзамену по отечественной истории
1. Происхождение Древнерусского государства. 2. Социально-политический строй Древней Руси. 3. Социально-политические изменения в русских землях в период монгольско

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Частный случай приватизации, проводившейся в России в 1990-е - 2000-е гг., - приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Определение

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизация как предмет научного исследования

Рассмотрев различные варианты приватизации в развивающихся и постсоциалистических странах (преимущественно, на примерах России и Египта), российский экономист С. З. Гафуров подчеркивал, что «приватизация представляет собой комплексный феномен, который должен рассматриваться с применением научных методов, разработанных в экономике, социологии, теории государства и права, социальной психологии и других общественных дисциплинах. При рассмотрении результатов приватизации в России, Египте, так же как и в других странах, необходимо учитывать как экономическую, так и социальную сферы. Приватизация сама по себе не является механизмом, безусловно повышающим эффективность рыночной экономики. В условиях перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике она может оказывать позитивное воздействие лишь при условии проведения общеэкономических реформ. Применение приватизации для развития экономики в развивающихся странах отражает давление мирового рынка и международных финансовых институтов. Однако форсированная чековая приватизация может оказать позитивное влияние на экономику только в малых странах. Как показывает опыт приватизации в РФ и АРЕ в социальной сфере приватизация резко усиливает расслоение общества, причем особенно быстро при применении чековых механизмов в условиях отсутствия приемлемо функционирующего фондового рынка. Если правительство, проводящее приватизацию, ставит перед собой задачу ускоренного создания и развития новой финансовой буржуазии, то она будет эффективным инструментом. Вместе с тем, эти новые элитные слои не будут достаточно устойчивыми для обеспечения социальной стабильности и не обязательно будут способствовать развитию экономики в целом без проведения мер приватизации.

Экономическая эффективность

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный контроль не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам рынок. Эффективность экономики - это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

Основным принципом, из которого вытекает концепция приватизации, служит положение о существовании пределов возможностей правительства в части повышения эффективности производства, о том, что некоторые предприятия более эффективно управляются частным сектором. Этот принцип обоснован, главным образом, эмпирически, исходя из того, что некоторые страны, полагавшиеся на частный сектор как источник экономического роста, добились лучших результатов, чем некоторые другие страны, которые делали ставку на государственный сектор.

Теоретически этот принцип исходил из того, что государственный сектор, как правило, защищен от конкуренции либо посредством специальных актов, либо субсидий, дотаций и фискальных, таможенных и прочих мер. Кроме того, государственные предприятия, как правило, лишены базового свойства рыночной экономики - стимула к максимизации прибыли.

В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем - снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, - утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, - позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.

Тем самым теоретики приватизации неявно предполагают, что микроэкономическая эффективность играет более важную, чем характерная для государственных предприятий макроэкономическая в общем экономическом росте. Этот вывод представляется более чем спорным. В самом деле, при более широком понимании экономики как науки о распределении ресурсов с целью достижения максимального потребления сразу бросается в глаза, что оптимальное для конкурентной рыночной экономики предприятие должно иметь неиспользуемые производственные резервы для компенсации возможного неожиданного повышения спроса или падения предложения (например, в случае уничтожения предприятий - конкурентов в результате стихийного бедствия), агрегированная сумма которых, как можно показать математически с использованием методов теории управления запасами, всегда будет больше, чем централизованные резервы, общие для отрасли экономики. Э.Мандель эмпирически показал, что реальная эффективность утилизации производственных факторов в СССР была, по меньшей мере на 1/5 больше, чем в капиталистическом мире.

Приватизация, обобществление производства и собственность

Приватизационные процессы в конце XX века приобрели особые масштабы в странах, которые по классификации ООН относились к государствам с централизованно - планируемой экономикой, и развивающихся странах. Изменения отношений собственности являются не только стержнем экономической реформы, но и центральной проблемой тех глубоких сдвигов в обществе, которые характерны для всего XX века.

В общем случае приватизация не связана напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов - государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю.

Приватизация не обязательно является и процессом, направленным против обобществления производства в широком смысле. В общем виде она касается только форм такого обобществления и механизма его осуществления, который просто принимает непрямые формы.

Методы денежной приватизации

Существует несколько основных технических методик проведения денежной приватизации:
прямая открытая продажа акций (полностью или с сохранением доли за государством) государственных предприятий. Этот механизм был избран, например, в Египте, в Венгрии и на Ямайке. Он требует предварительной корпоратизации государственных предприятий. Его существенным недостатком является тот факт, что в условиях слаборазвитого фондового рынка открытая продажа акций является дорогостоящим и трудным с технической стороны делом, когда существует опасность социального недовольства приватизацией;
аукционная продажа акций населению. Она применялась в Мексике, в Венгрии и частично, например, при приватизации «Истерн Тобакко» в АРЕ;
ликвидация предприятия и распродажа его имущества в целях выплаты задолженности. Этот крайний метод применялся в Польше при распродаже промышленных предприятий;
разукрупнение крупных промышленных конгломератов с последующей продажей их по частям. Разделение прежних организационных структур с последующей приватизацией часто происходило в России;
передача предприятия в руки трудового коллектива. Наиболее известным примером являются программы типа «ЭЗОП» в США;
аренда и субподряд государственной собственности предприятиями частного сектора.

Ваучерная приватизация

Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, исходит из того, что государственная собственность представляет собой комбинацию или сумму имущественных прав всех граждан - собственников, и раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.

С точки зрения теории игрового поведения, можно отметить, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (то есть появление ценных бумаг, выражающих определённую конечную стоимость приватизируемых предприятий, или раздел конечной же общей собственности) как игру с закрытой суммой, то есть создают ситуацию, когда их поведение направлено не на развитие народного хозяйства в целом, но на увеличение своей доли в нём даже ценой общего экономического спада. В этой ситуации государство должно играть роль защитника интересов совокупности элитных групп в целом против отдельных подгрупп или отдельных их членов, то есть роль государства через свои перераспределительные функции должна увеличиваться в лице фискальных органов, органов финансового контроля и др., что ведёт к общему увеличению влияния государства в обществе. А это противоречит основной задаче разгосударствления - уменьшению этого влияния.

Привлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и др.) в управление реальной экономикой при ваучерной приватизации ведёт к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами, а следовательно, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов мешают достижению консенсуса в части общего увеличения национального дохода.

Существеннейшим недостатком ваучерного механизма является и то, что он нарушает нормальную работу всех финансовых инструментов общества. С точки зрения финансового обращения, ваучер представляет собой ценную бумагу, а с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается финансовой статистикой в индексах. В условиях, когда монетарные и фискальные органы страны технически не в состоянии учитывать реальное влияние новых ценных бумаг на денежное обращение и оперативно реагировать на него (что чаще всего характерно для больших стран), введение приватизационных чеков в обращение, ничем не подкреплённых в реальном секторе, при отсутствии инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением курса акций в силу превышения агрегированного предложения над спросом, но и другие области денежного обращения.

Денационализация (Разгосударствление) - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Особенности реализации права на проведение любых формальных сделок закреплены в целом ряде профильных законов и актов. В этом отношении у собственников любого имущества не имеется практически никаких ограничений. Отчуждение может быть произведено несколькими способами. О том, как в гражданском порядке может быть осуществлена передача недвижимого объекта, будет рассказано далее.

Передача недвижимого имущества - что это такое?

В данном случае многое будет зависеть от наименования сторон. Если это физические лица, в том числе и родственники, то под подобной передачей понимается временное или постоянное изменение собственника. Если изменение является временным, то здесь уместно говорить о договоре аренды или условного проката. Если это постоянное изменение, то в данном случае квартира и любой другой объект переходит на основании договора по купли-продажи, либо по ряду безвозмездных сделок, которыми являются в большей части наследственные процедуры. Поэтому такой процесс предполагает смену собственника.

Особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность называется формальной приватизацией. В этом случае муниципальный объект меняет свое первоначальное значение и передается в пользование в частную собственность. Помимо этого, если одной стороной является РФ, то изменение собственности может быть проведено посредством государственного торга.

Какие есть способы передачи имущества?

В текущем году к таким способам относятся следующие:

  • Дарение;
  • Формальная купля-продажа;
  • Аренда в должном порядке;
  • Федеральная приватизация;
  • Мена;
  • Любые наследственные безналоговые сделки по отчуждению собственности;
  • Государственные торги.

Важно знать, что в порядке приватизации не имеют право участвовать организации и учреждения, регистрация которых проходила на территории России. В силу статьи 182-ой Жилищного Кодекса государственное здание и любой другой объект не может подвергнуться отчуждению в адрес предприятия. Правовой смысл смены собственности заключается в улучшении положения населения в части жилищного сегмента. Поэтому приватизация предполагает только частную собственность без каких-либо исключений.

Передача имущества из публичной в частную собственность - особые способы

Если речь идет о частной собственности, то наиболее важным и ключевым особым способом по изменению наименования собственности недвижимого объекта является именно приватизация. Если объект находится в государственной собственности, и представляет собой именно жилищный сегмент то, при такой необходимости он будет подлежать приватизации.

В каждом регионе определенное количество объектов принадлежит специальному приватизационного фонду, который предполагает передачу их в частную собственность. От частных лиц прием заявлений и документов проводится не реже одного раза в год, с обязательным извещением об этом в средствах массовой информации (статья 190-я ЖК РФ). Круг частных лиц, имеющих право участвовать в данной процедуре, не связан с какими-либо ограничениями. Это процедура является полностью публичной.

Изменение способа исполнения передачи имущества

Данное изменение после завершения процедуры перехода из публичной формы в частную возможно только в соответствии с решением территориального судебного органа. Если изменение публичного порядка в частный проводится посредством государственного торга, то после его завершения исполнение преференций выигравшего данный аукцион являются императивными. Документы текущий собственных получает ровно через 10 дней, путем обращения в территориальный Росреестр. Изменение порядка исполнения решения суда о передаче имущества невозможно к проведению без решения апелляционной инстанции. В противном случае любые действия по отношению к частному лицу, как к текущему собственнику, будут незаконными.

Безналоговые способы передачи недвижимого имущества

Безналоговыми способами текущим законодательством признаются всего два варианта. Первый заключается в оформлении условного договора дарения , когда сторона одаряемая имуществом освобождается от исчисления налоговой базы. Здесь и бывший собственник, естественно, не должен платить никаких налогов. Все ограничивается лишь уплатой фиксированной госпошлины, которая вносится еще до подачи формального заявления в территориальный Росреестр. Второй способ можно обозначить в виде совокупности таких вариантов как наследование по закону и по должному завещанию. В обоих случаях наследники освобождаются от исчисления налоговой базы, потому что в Российской Федерации получаемое наследство не приравнивается к подоходному налогу. Все остальные платежи, уже в процессе содержания и использования объекта, будут обязательными.



Просмотров