Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции. Нелегальная миграция. Проблемы, вызванные нелегальной иммиграцией

Некоторые аспекты законодательства прописаны настолько путанно, что простому обывателю, не знакомому с правом и юриспруденцией, очень сложно понять, о чем же на самом деле идет речь.

Лицам, рассматривающим вариант нелегальной миграции в США, перед тем, как предпринять такой неосмотрительный и рискованный шаг, стоит быть осведомленными, как риски им угрожают.

Количество нелегалов в США

Назвать точное количество нелегальных иммигрантов, проживающих в США, невозможно. И это вполне логично, так как практически все они скрываются от властей, стараясь избежать депортации. С 1990 по 2007 год в Соединенных Штатах произошел настоящий миграционный бум, за этот период число нелегальных мигрантов выросло втрое. Но с 2007 по 2014 года поток приезжих начал постепенно уменьшаться. В 2015 году на территории Соединенных Штатов проживало около 11-12 миллионов мигрантов.

3,5% всего населения США составляют нелегалы. 49% — выходцы из Мексики, которые готовы выполнять любую работу, не требуя при этом высокой заработной платы. 5,1% всей рабочей американской силы – это нелегалы.

7% выпускников американских школ – это дети, у которых хотя бы один из родителей является нелегальным иммигрантом. Самыми популярными штатами для жизни незаконные жители США выбирают Техас, Калифорнию, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Флорида и Иллинойс.

Чем грозит миграционное правонарушение

twitter.com/icegov

Нарушение миграционного режима, а именно нелегальный въезд на территорию США, является серьезным преступлением, которое грозит двумя видами наказания:

  • Административное наказание. Нелегалам может быть выписан штраф, также возможно изгнание из страны прямо на границе, депортация через суд или же запрет на повторный въезд в США пожизненно или на несколько лет.
  • Уголовное наказание. В этом случае к административным взысканиям добавляются штраф и тюремное заключение.

Наказание будет жестче в зависимости от некоторых факторов:

  • Чем дольше срок нелегального проживания в США.
  • Чем больше количество нелегальных въездов.
  • Чем больше было незаконных возвращений после депортации.
  • Чем дольше срок нелегальной работы.
  • Заключение фиктивного брака.
  • Фальсификация визовых документов.
  • Наличие судимостей или задержаний за воровство, мошенничество, насилие и прочие преступления.

Нарушение миграционных законов грозит долгосрочным или пожизненным запретом на въезд в США, а также невозможностью в дальнейшем получить визу, как в Штаты, так и в другие страны. Ведь по отпечаткам пальцев легко отследить совершенный обман.

Незаконное пересечение границы – что это такое

twitter.com/ICEgov/

Чего не стоит делать мигрантам, чтобы не быть обвиненным в незаконном пересечении границы:

1. Пересекать границу можно только в пропускном пункте. Прохождение досмотра также является обязательной составляющей. Мигрант предъявляет иммиграционному офицеру паспорт и въездные документы, после чего новоприбывшего вносят в список людей, которые въехали в США. В паспорте ставится штамп, где указана дата конечного срока пребывания. Если указанный срок истек, а мигрант не выехал из Соединенных Штатов, то он автоматически становится нелегалом.

2. Крайне нежелательно предоставлять ложную информацию или использовать поддельные документы. Любая ложь или даже незначительное сокрытие фактов в конечно итоге очень плохо кончится для субъекта, желающего любым путем попасть на американские земли.

Наказания за незаконный въезд

При первом незначительном нарушении, иммиграционные службы, обычно, обходятся штрафом или кратким тюремным заключением сроком до полугода. Первый нелегальный въезд грозит штрафом в $50-250 долларов. За повторное незаконное пересечение границы придется заплатить вдвое больше, а тюремное заключение увеличивается до 2 лет. Иногда можно получить и штраф, и срок.

При наличии отягощающих обстоятельств, мигрант будет депортирован с запретом на последующий въезд в страну. Подобными причинами могут стать:

  • Совершение преступления с наркотиками (штраф и тюремное заключение до 10 лет).
  • Совершение ненасильственного преступления (штраф и тюремное заключение до 10 лет).
  • Совершение тяжкого преступления при отягчающих обстоятельствах (штраф и тюремное заключение до 20 лет).

Нелегалы, представляющие угрозу для национальной безопасности

twitter.com/ICEgov

В случаях, если иммигранты занимаются шпионажем, передачей секретной информации, террористической деятельностью, проведением экспериментов с оружием массового поражения, то считается, что данные лица несут угрозу национальной безопасности США. Им грозит пожизненная депортация без права вернуться обратно. Также необходимо выплатить штраф. Ко все вышеперечисленным санкциям добавляется тюремное заключение сроком до 10 лет.

Последствия нарушения миграционного режима

Конкретно имеется в виду просроченная виза. Так как шпионаж – явление не такое уж и частое, а вот не соблюсти сроки пребывания в США может практически каждый, причем, не всегда это бывает преднамеренно.

Даже один день нахождения на американской территории после окончания итогового визового срока грозит осложнениями при дальнейших попытках въехать в США и получить визу.

После того, как виза была просрочена, заявление на получение новой лучше всего подавать в американском посольстве или консульстве на территории родной страны. Если же виза была просрочена на срок от 180 дней до года, но мигрант успел выехать до того, как над ним начался процесс, то, в таком случае, в последующие 3 года въезд в Штаты для него будет закрыт. Если же срок нелегального пребывания больше года, то запрет на въезд увеличивается до 10 лет. Когда виза была просрочена более одного года, и к тому же мигрант попытался въехать незаконно, то тогда про США можно забыть навсегда, так как запрет на въезд будет пожизненным.

В науке различают три составляющие нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальную занятость.

Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или не действительными документами. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими правилами использования труда иностранных работников. Нелегальный выезд нарушение порядка пересечения границы при выезде из страны. Различают также нелегальную иммиграцию нелегальный въезд иностранцев в страну, и нелегальную эмиграцию нелегальный выезд из страны с целью переселения в другую.

Кто же такие нелегальные мигранты? Что ими движет?

Нелегальные мигранты представляют собой не очень широкий спектр людей. По большей части, это молодые люди 2034 лет. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села мало (не более 15%)2.

В намереньях мигрантов можно выделить две основные стратегии:

  • 1. Остаться в стране прибытия на постоянное место жительство, попытаться легализоваться в ней.
  • 2. Оставаться в стране короткий или средний по продолжительности период времени с целью заработка.

Около 90% потоков незаконной миграции в Россию идет из стран СНГ, остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • а) на въезд в Российскую Федерацию российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
  • б) на выезд из Российской Федерации российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Казахстаном.

Основные источники нелегалов бывшие советские республики, среди которых лидируют Украина и Азербайджан. Страны исхода дальневосточной нелегальной миграции Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, и особенно Китай и Вьетнам.

В.Г. Громов в своей работе “Факторы, влияющие на миграцию в России”1 попытался выделить основные предпосылки для миграции в РФ, в том числе и нелегальной. К ним он относит следующие:

  • 1. Затянувшийся процесс разгосударствления промышленных предприятий, “заказные” банкротства и недобросовестная приватизация, приведшие к кризису в промышленности и дефолту 1998 года.
  • 2. Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения с/х продукцией, породившие огромное количество маломощных фермерских хозяйств, не способных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов - хлеба, мяса, птицы. Вопросы подъема урожайности, производительности труда решаются с помощью гастарбайтеров - корейцев, китайцев и т.д., и уровень нелегалов среди них составляет приблизительно 810%.
  • 3. Криминализация экономики: до 4045% внутреннего валового продукта приходится на теневую экономику, а примерно половина от этого - на незаконную деятельность.
  • 4. Политическая нестабильность в стране, включающая и грязные технологии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпированность государственных чиновников, и фактическое замещение в регионах, отраслях, различных структурах реального влияния легитимных государственных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров криминальной среды с шантажом и устранением неугодных.
  • 5. Возникновение существенных перекосов в представлении функций и задач, стоящих перед правоохранительной системой. Автором приводится ряд аргументов: высокий уровень латентной преступности; рост количества нарушений законности со стороны сотрудников ОВД; снижение уровня раскрываемости зарегистрированных преступлений; недоверие населения к ОВД и правоохранительной системе в целом и т.д. По данным социологического фонда “Общественное мнение”, лишь 3% россиян верят в честность и неподкупность правоохранительных органов, а 43% уверены, что сегодняшнее состояние этих органов представляет для них угрозу. Только 23% опрошенных считают, что в случае необходимости они могут рассчитывать на помощь правоохранительных структур.2
  • 6. Невиданный размах организованной и транснациональной преступности, оказывающей существенное влияние практически на все сферы жизни общества.

Существуют и другие предпосылки, но они менее значительны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения такой проблемы, как нелегальная миграция, требуется приложить немало усилий и со стороны государства, и со стороны населения. Это касается, в том числе, и повышения уровня правосознания в стране, и выработки новой общегосударственной цели, т.к. выдвигаемые нашим руководством глобальные задачи типа “построение правового государства” и “удвоение ВВП” не разрешают проблемы, поскольку готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.

Теперь хотелось бы поговорить о негативных сторонах такого явления, как нелегальная миграция.

Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину. Так, по словам главы Федеральной миграционной службы Андрея Черненко, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн.1 Заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов по этому поводу приводит следующие данные. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов2.

Во-вторых, это формирование “иноземных” этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Вот, например, что говорит об этом заместитель начальника Управления мониторинга миграционных процессов администрации Краснодарского края Е.С. Иванченко: “В силу уникальных природно-климатических условий Краснодарский край всегда был привлекателен для мигрантов. В течение последних десяти лет миграция стала носить обвальный характер и составила свыше миллиона человек. То есть каждый пятый житель края - мигрант…

Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произошел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной границы. Здесь образуются компактные поселения этнических мигрантов, что приводит к нарушению исторически сложившегося этно-демографического баланса…

По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч километров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион - территория, с которой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”.1

В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каждого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны (а наши власти хотят комплектовать Вооруженные силы контрактниками из СНГ с последующим, по окончании службы, предоставлением им российского гражданства!). Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближнего Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против РФ (добавлю, что, по данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для наркотрафика в нашу страну). Плюс следует учесть, что закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Пакистаном, Ираном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим, по сути автоматически распространяется и на Россию

И, наконец, особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов из Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные “чайнатауны” возникли практически во всех крупных городах России.

Соседство Китая с его более чем миллиардным населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что РФ в конечном счете потеряет Сибирь, причем не в результате действий 2.5миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции. В связи с этим можно привести данные из журнала “Деловые люди”1, отражающие сравнительные уровни развития регионов российского Дальнего Востока (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) и приграничных районов Китая. На территории указанных регионов России проживает 5.5 млн. человек, Китая - 102 млн. при плотности населения 1 и 120 человек на 1 кв. км соответственно. Дефицит в рабочей силе на российской территории составляет 5 млн., безработица на китайской - 8 млн. человек. И следует учитывать, что в отличие от кавказских и среднеазиатских диаспор, опирающихся только на родственников и соплеменников, китайские землячества будут тесно связаны с “большой землей”.

Пока поддержка эмиграционной экспансии со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно растет. Не стоит забывать, как Китай в 6070е годы “мирно” расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким этническим, социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах привело такое развитие событий. Но с тех пор многое изменилось - если тогда китайская экспансия носила стихийный характер, то теперь власти страны понижения внешних рынков Китай сможет решить в первую очередь за счет своего большого, но политически и экономически очень ослабевшего соседа.

Итак, ситуация не очень ободряющая. Угроза со стороны нелегальной миграции все ощутимее и принимает реальный характер. Но наши власти и правоохранительные органы пытаются с ней бороться. Как и какими средствами, и насколько это эффективно, мы и рассмотрим ниже.

На современном этапе развития мировых отношений четко обозначается такое явление, как миграция. Российская Федерация активно включена в этот процесс: за последнее десятилетие, по оценкам ученых, она вышла на второе место по количеству принимаемых мигрантов на территорию страны после США. По историческим меркам, Россия столкнулась с таким масштабом миграционных процессов совсем недавно, по сравнению с другими странами. Миграционная активность особенно повысилась в последние десятилетия, после почти семидесятилетнего затишья.

Единственно возможной дефиниции понятия «миграция» не существует. Отечественные ученые дают разные интерпретации этого определения. Большая Советская Энциклопедия обозначает миграцию как «перемещение населения, связанные с переменой места жительства» 1 . Более развернутое определение дает Демографический энциклопедический словарь: «миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время» 2 . Метелев Сергей Ефимович отмечает, что «миграция населения представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое <…> связано с различными сторонами хозяйственной и социально-политической жизни общества, формированием и проявлением тенденций их изменения» 3 . Самое большое распространение получила дефиниция, сформулированная Ионцевым Владимиром Алексеевичем. Он объясняет, что «международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и т.п.» 4 .

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что миграционные процессы довольно неоднородны. Для того чтобы лучше понять это явление стоит рассмотреть классификации данного процесса. В научной литературе существует два основных аспекта, из которых исходят авторы при классификации миграции: миграция как вид территориального перемещения (смена жительства) и любое территориальное перемещение не зависимо от его продолжительности, интенсивности и цели. Из этих аспектов вытекает 4 различных подхода к делению описываемого явления на виды: миграция внутри страны с последующим территориальным, отраслевым, профессиональным и социальным распределением; совокупность механических, профессиональных, отраслевых перемещений по отношению к территориально закрепленным единицам; социально-демографический процесс; любой способ передвижения. Основными критериями деления миграции по данным подходам являются пересечение границы, цель и срок пребывания на территории другой территориальной единицы. Все выше перечисленное говорит о том, что главными признаками миграции являются, во-первых, пересечение границы административной единицы, т.е. внешняя (межконтинентальная и внутриконтинентальная) и внутренняя (сельская, городская, межгородская и межсельская) миграция, во-вторых, время, т.е. временная, сезонная, маятниковая и постоянная, в-третьих, цель, т.е. вынужденная, трудовая, коммерческая, учебная и т.п.

Самой тяжелой по последствиям для страны является нелегальная миграция. Нелегальная миграция несет для государства, общества существенный негативный эффект. Она подрывает основные механизмы действия государственного управления и регулирования. Это происходит из-за того, что нет возможности точно определить масштабы нелегальной миграции, количества лиц, пребывающих на территории государства – мигрантов. По данным Федеральной службы государственной статистики на территорию Российской Федерации в 2010 году из стран СНГ, Балтии и Грузии прибыло около 180 тысяч человек с различными целями 5 . Тем не менее, количество лиц, неофициально проживающих на территории России, доподлинно не известно.

На данный момент нет устоявшегося и легально закрепленного определения понятия «мигрант». Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 6 (далее ФЗ «О миграционном учете») определяет нелегальных мигрантов, как полную противоположность легальному мигранту, перечень обязанностей которого представлен в тексте закона. Легальные мигранты при въезде на территорию государства должны выполнить определенные действия, к числу которых относятся такие обязанности, как:

представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания;

временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания;

иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной. 7

Лица, не соблюдающие данный порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, являются нелегальными мигрантами.

Существуют как положительные, так и отрицательные стороны процесса миграции. По статистическим данным за счет лиц, которые приезжают в страну, увеличивается количество населения, что для нашей страны приводит к улучшению демографической ситуации. Так миграционный прирост за 2010 год составил около 157 тысяч человек 8 . В числе мигрантов в принимающую страну приезжают специалисты, которые привозят новые технологии и т.д. За счет прироста населения расширяется число коммерческих структур и представительств зарубежных корпораций, что приводит к увеличению объема производства на территории государства, что, в свою очередь, ведет к улучшению состояния экономики. Также на фоне глобализации проходит интеграция различных культур.

Среди негативных эффектов миграции выделяется несколько. Во-первых, развивается бизнес, связанный с контрабандой людей. В мире создана и работает разветвленная сеть компаний и фирм, занимающихся этим промыслом. Во-вторых, пребывание нелегальных мигрантов на территории страны и скопление их в определенных местах ведет к появлению, так называемых, этнических кварталов, что в свою очередь ведет к накаливанию ситуации в обществе, и придает большую остроту национальному вопросу. В-третьих, от нелегальной миграции страдает экономика страны. Нелегальные мигранты уклоняются от уплаты налогов, из-за чего страна теряет существенное количество финансовых активов; при депортации данных лиц, государство тратит большое количество денежных средств бюджета и т.д. «Так, экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией только в результате неуплаты налогов, составляет 8 млрд. долларов в год; минуя систему государственного контроля ежегодно мигранты стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долларов» 9 . В-четвертых, данные лица создают сложную криминальную обстановку – они участвуют в преступной деятельности, чаще всего это наркотрафик, терроризм и так далее. «Противоправная деятельность мигрантов варьируется от нарушений административного характера до совершения тяжких и особо тяжких преступлений» 10 . В-пятых, они создают угрозу здоровью граждан, путем переноса инфекционных заболеваний, потому что из-за своего положения не могут вовремя обратиться в здравоохранительные органы.

Для того чтобы выявить проблемы надо сначала обозначить причины данного явления. По мнению Ольховик Татьяны Николаевны, главная цель миграции – это всегда поиск лучших условий для жизни. С ее мнением соглашаются многие ученые, интересующиеся этим вопросом. Причины же нелегальной миграции другие. Главной причиной нелегальной миграции является ужесточение и усложнение правил въезда на территорию развитых стран, куда стремятся все мигранты под влиянием общей цели, как было сказано выше, поиска лучшей жизни. В связи с более сложным порядком пересечения границы, лица пытаются любым способом попасть на территорию нужной им страны – в том числе, нелегальным. На этом фоне появляются различные организации, которые помогают данным лицам в осуществлении проникновения на территорию государства. По этой причине появляются не только организации, занимающиеся переправой граждан других стран через границу, но и процветает коррупция на местах, что, несомненно, также несет вред государству.

По отношению к России, можно сказать, что после распада Союза ССР, по сравнению с другими бывшими союзными республиками, она экономически и социально более устойчивое государство. После распада Советского Союза Российская Федерация смогла обеспечить своим жителям более прочное экономическое положение и высокий уровень жизни. Например, в 2002 году среднемесячная заработная плата в Азербайджане равнялась 64,8 долларов США, в Армении – 46, 1 доллар США, в Украине – 70, 5 долларов США, в России – 141, 2 долларов США 11 . С другой стороны, в связи с этим в Россию хлынул большой поток мигрантов, который с годами не становится меньше. Во многом это происходит из-за нехватки рабочих мест, а также из-за того, что граждане страны просто не хотят работать в определенных сферах, а мигранты готовы работать в любых местах, в том числе, без особых социальных гарантий. Особенно ярко это прослеживается в промышленной сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и сельского хозяйства. По данным Федеральной Миграционной Службы (далее ФМС) в сельском и лесном хозяйстве и заготовке работают около 25% мигрантов, в торговле, общественном питании и общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка – 20%, в строительстве – 17%, транспорт – 15%, промышленность – 12%, остальные 11% работают в других сферах экономики, в том числе, сфере услуг. Делая вывод, можно сказать что в Российской Федерации сложилась довольно благоприятная обстановка для развития миграции, и нелегальной в том числе.

Из всего вышеперечисленного вытекают основные проблемы, связанные с вопросом миграции, и нелегальной – в частности. Поскольку, не так страшна миграция в целом, как ее отдельное проявление – нелегальная миграция – основной проблемой является ее контроль. «Отсутствие четких определений, противоречивость, запутанность и неадекватность действующих трактовок» 12 ведет к пробелам в законодательстве, что в свою очередь, ведет неконтролируемому потоку иммигрантов. Не менее важной проблемой является криминализация общества. «Незаконная миграция представляет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности, способствует осложнению криминалистической обстановки в стране» 13 .

Для того чтобы сформулировать слабые места российского и международного законодательств, обозначить основные пути их решения, необходимо проанализировать данные законодательства по исследуемому вопросу.

Словения страна, в которой мечты становятся реальностью. Любой человек желает стабильности в стране, стремится к хорошему заработку, реализации амбиций. В Словении все это возможно. Территориально страна не большая, но в ней есть курортные зоны, выход к морю, горы. Рядом находятся Венгрия, Хорватия, Австрия, Италия, по которым можно беспрепятственно путешествовать. Иммиграция в Словению доступна не только богатым людям, так как, цены остаются на приемлемом уровне для проживания, несмотря на высокое экономическое развитие. В стране бесплатное общее образование и достойный уровень медицины. Язык и культура Словении схожа с русскими, поэтому адаптация после переезда проходит в облегченной форме.

Способы иммиграции в Словению

Конечная цель переезда в Словению - это получение гражданства. Для этого нужно выполнить несколько шагов:

  • Подготовка визы.
  • Оформление вида на жительство и проживание в стране не менее пяти лет.
  • Получение постоянного места жительства и пребывание в стране пять лет, без выезда за границу в последний год.
  • Оформление гражданства. Подать документы на гражданство можно через 10 лет непрерывного проживания в Республике.

Чтобы оформить ВНЖ в Словении, необходимо попадать под одно из оснований его выдачи, согласно местному законодательству. Такими основаниями являются:

  • Брак;
  • Обучение;
  • Работа;
  • Бизнес и предпринимательство;
  • Беженство;
  • Приобретение недвижимости;
  • Переезд к семье, родственникам.

Брак

При заключении брака между гражданами России и Словении, супруг-иностранец имеет право на временное проживание в Словении. Прожить с временной регистрацией супругу придется около одного года, далее можно подавать на постоянное место жительства. В общем по времени процедура получения гражданства занимает минимум три года.

Брак между гражданами разных стран будет под постоянным наблюдением иммиграционных служб для проверки отношений на фиктивность. Такие меры приняты потому, что такой способ иммиграции периодически используются для переезда в другие страны Евросоюза.

Обучение

Получить ВНЖ в Словении можно поступив в лицензированные высшие учебные заведения, колледжи, техникумы. После зачисления, на срок до одного года предоставляется разрешение на временное проживание. Продлевать ВНЖ необходимо ежегодно, после подтверждающего письма от ректора ВУЗа.

При поступлении на первый курс ВУЗов, необходимы результаты ЕГЭ, информация по предметам и часам за три предшествующих года до поступления. Для зачисления в университет в магистратуру нужен диплом о предыдущем образовании и информация о предметах и часах за три последних года.

Для студентов существуют различного рода льготы: на питание, оплату транспорта, посещение языковых курсов, музеев и т.п. Во многих университетах организованы различные групповые поездки, мероприятия, мастер-классы.

Студенты, во время обучения в ВУЗах Словении, имеют право подрабатывать, в неделю до 20 часов в течение года, а в каникулы - 40 часов. Заработная плата почасовая и облагается налогом 22,5%. После окончания ВУЗа большая часть студентов трудоустраиваются в стране где обучались.

Единственная отрицательная особенность студенческой визы - это платная медицина.

После окончания обучения бывший студент может подать документы для постоянного места жительства. В студенческое время один год ВНЖ считается как полгода ПМЖ, т.е. для оформления ПМЖ вместо пяти лет, нужно прожить в Словении в статусе студента в два раза дольше.

Во время учебы студент имеет право выслать приглашение своим родственникам для их совместного проживания в стране.

Работа

Получение рабочей визы — не сложная процедура. Для начала необходимо найти место для трудоустройства и заключить трудовой договор с работодателем. Далее оформление визы на себя берет фирма, она должна выслать приглашение на работу, заверенное в миграционной службе.

Сложность переезда с помощью трудовой визы, в том, что в Словении высокий уровень безработицы и работодатели должны доказать, что иностранный специалист является уникальным и востребованным в Словении. Большим плюсом при оформлении визы будет подтверждение квалификации дипломом, предоставление трудовой книги, знание государственного языка.

Трудовой мигрант может оформить ВНЖ на 12 месяцев, продлить статус необходимо будет один раз на год и один раз на три года. Через пять лет проживания в стране разрешено подавать на ПМЖ. Чрез год постоянного проживания в Словении, работник может пригласить к себе своих родственников.

Бизнес, регистрация компании и предпринимательство

В 2015 году произошли некоторые изменения в законодательстве. Ранее открытие бизнеса в Словении и переезд всей семьи были возможны в течение шести месяцев.

Для бизнес-иммиграции первое действие - это регистрация фирмы на территории Республики. Затем оформление документов для трудовой визы и ВНЖ.

Для регистрации фирмы нужен потребуется:

  • Уставной капитал не менее 10 тысяч евро;
  • Налоговый номер, открытый в Словении;
  • Счет в банке Словении;
  • Заграничный паспорт.

Владелец фирмы имеет право зарегистрировать ИП после года проживания в Республике. Статус индивидуального предпринимателя помогает снизить расходы на налоговые отчисления. Получение пенсии в Словении возможно после 15 лет трудовой деятельности.

ВНЖ для предпринимателей выдается сроком на один год два раза подряд, затем при третьем оформлении выдается на два года. ВНЖ продлевается до получения ПМЖ.

Беженство

Иммигрировать в статусе беженца не проблема, но это не популярный метод. После пересечения границы Республики нужно запросить статус беженца в течение трех дней или сразу при въезде в страну. Иностранцы, которые получили статус беженца в Словении, могут подать документы на ВНЖ, имеют право на жилье, предоставляемое Республикой, работу и учебу на территории Словении. Для иммигрантов при угрозе жизни и здоровью существует международная защита. Для этого нужно доказать на сколько серьезная угроза на родине. Статус беженца получают в миграционной службе, где проверяют подлинность информации о причинах подачи документов для предоставления убежища.

После получения статуса, беженцам выплачивается еженедельное пособие в размере семь евро. Предоставляется бесплатное жилье и питание. При международной защите, необходимо выполнять некоторые правила:

  • Соблюдать законы Республики;
  • Предоставлять информацию о всех изменениях в жизни: о доходе, смене адреса проживания, изменении семейного положения;
  • В случае проживания на территории для беженцев, выплачивается ежемесячное пособие 18 евро.

За всеми беженцами ведется строгий контроль специалистов миграционных служб. После получения статуса необходимо доказать пользу для общества Республики.

Приобретение недвижимости

При приобретении недвижимости в Словении есть свои нюансы. Купить жилье может гражданин только той страны, в которой разрешена покупка гражданам Словении, так сказать обоюдный обмен.

Для покупки недвижимости необходим ВНЖ, полученный при открытии фирмы в Республике. Недвижимость можно зарегистрировать только на юридическое лицо при отсутствии статуса ПМЖ. После того как иностранец становится гражданином Словении, он имеет право переоформить недвижимость на частное лицо.

Приобретенное жилье по законодательству Словении облагается налогом, который рассчитывается исходя из рыночной стоимости. На жилые помещения ставка налога доходит до 1%, на помещения для развлечений до 1,5%, а для коммерческой недвижимости до 1,25%.

Воссоединение семьи и переезд к родственникам

Переезд в Словению очень прост, если там живут родственники. Для этого необходимо при подаче документов на ВНЖ указать родственников и за счет каких средств будет обеспечиваться жизнь гостя.

Если мигрант прожил в стране один год по трудовой визе, то он может пригласить к себе семью. Для этого нужно собрать пакет документов:

  • Для ребенка оформить учебную визу;
  • Для супруга подать документы на студенческую визу, для изучения государственного языка;
  • Для супруга подготовить рабочую визу.

Срок в один год перед приглашением семьи в Словению необходим для того чтобы посмотреть, как будет идти развитие бизнеса. Не все фирмы остаются на плаву.

Иммиграция пенсионеров

Для пенсионеров нет препятствий в переезде. Использовать можно все те же способы: бизнес и переезд к семье. Никаких привилегий в оформлении документов для пенсионеров нет.

Пенсионеры, которые выехали за границу РФ имеют право на получение пенсии. Отправить документы на пенсию можно в пенсионный фонд России или предоставить их в Посольство России в Словении. После назначения пенсии, выплаты могут производиться в России или по месту проживания. Для постоянных выплат, в пенсионный фонд России нужно ежегодно направлять письмо о месте нахождения пенсионера.

После ряда пенсионных реформ в Словении, для работающих пенсионеров пенсия повышается на 1% каждые три месяца в течение трех лет. Также повышение пенсий зависит от изменения заработных плат и инфляции. Для каждого пенсионера организован счет, на котором видно все отчисления в пенсионный фонд.

Все пенсионное законодательство соответствует законам Евросоюза.

Жизнь в Словении

Словения входит в состав Евросоюза, поэтому уровень жизни в стране достаточно высокий, но по оценке местных жителей, ниже чем в других европейских странах. Несмотря на то что Словения европейская страна, цены на продукты питания, одежду, бытовую технику, остаются на приемлемом уровне для жителей.

В среднем годовой доход местных жителей составляет около 17 тысяч евро. Доход каждого жителя страны облагается подоходным налогом, зависит от суммы оклада. Минимальный размер налога – 16%, максимальный размер для богатых — 50%. Существует еще ряд налоговых взносов:

  • На приобретение – 2%;
  • Налог на добавленную стоимость – 22%;
  • На регистрацию приобретенного товара – до 0,50%;
  • На увеличение капитала – 25%;
  • На наследство – до 39%;
  • На дарение – до 3%.

Минимальная зарплата в стране за последние три года была зафиксирована на уровне 800 евро. В Словении хорошо развито туристическое направление. Можно устроиться гидом, инструктором, менеджером в ресторан. В высокий сезон зарплата на данных должностях может быть очень высокой.

По сравнению с продуктами и другими бытовыми средствами, стоимость которых не велика, медицина является дорогим «удовольствием». Обслуживание в больницах производят по страховым полисам, которые оплачивает работодатель. Без медицинского полиса лечение будет стоить очень дорого. Лекарственные средства можно купить в частных или государственных аптеках. Цены в них примерно одинаковые. Выбор лекарств без рецепта очень мал. Для консультации в аптеках присутствует доктор.

Образование в Словении не сильно отличается от российского. Делится оно на несколько видов:

  • Дошкольное – детские сады;
  • Основное – школы;
  • Среднее – гимназии;
  • Профессиональное – колледжи;
  • Высшее – университеты.

В Словении качественное образование. Большой плюс - это получение европейского диплома, который действителен на территории всего Евросоюза. Стоимость обучения будет зависеть от выбранного ВУЗа, некоторые из них предоставляют студенческие общежития. Примерная стоимость обучения в год составляет от 1,5 до 3 тысяч евро. Приезжим студентам для бесплатного обучения необходимо получить статус ПМЖ.

Для переезда на постоянное место жительства от мигранта не требуется много усилий, достаточно собрать необходимые документы. Получить гражданство Словении проще по сравнению с другими странами Евросоюза. Для оформления гражданства нужно прожить в стране десять лет и пять последних лет надолго не покидать территорию Республики. Еще несколько требований для того чтобы стать гражданином Словении - это знание государственного языка, отсутствие судимостей, наличие легального источника дохода. Реально иметь два гражданства, например, России и Словении, но для этого необходимо доказать, что утрата первого гражданства приведет к различным последствиям. Двойное гражданство чаще всего разрешается для ученых, спортсменов, крупных бизнесменов.

Введение

Современная ситуация в мире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена в динамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второе место в мире после США среди принимающих стран.

По сравнению с другими странами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительно недавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственного законодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровню развития миграционных отношений в стране.

Известно, что пик миграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – так называемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей» в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокам законодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ и привело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессами миграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально – политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо – Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.

Спонтанная, неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемой миграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развития региональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектам Федерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция не позволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.

В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативных действий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло.


1. Понятие и сущность незаконной миграции

Для формирующегося общего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция, которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывших союзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации. Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии с международной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант - это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынка труда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» в трактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной формах.

Субъектами незаконной миграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконные иммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане, выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны. Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают из нашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди без гражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам или без них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.

Картина формирования общего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественных параметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальной миграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.

На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.

Во-первых, усилением иммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов.

Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности.

В-третьих, приобрел глобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.

В четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья.

К нелегальным мигрантам с учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:

Лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы

Иностранные граждане, обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения там работы или статуса беженца

Беженцы, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.

В современной научной литературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе России возросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)

Для предотвращения незаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется в пунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение. Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитет по финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.

2. Административная ответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционных правоотношений

Административным правонарушением в области защиты Государственной границы может быть признано нарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составы проступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспечения функционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правил хозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода через территориальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы, устанавливающие ответственность за нарушение:

Правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);

Правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничные органы и пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы и пограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.

Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов.

Субъектами данных правонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации, так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимости от субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничного режим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»; «Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»; «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации».



Просмотров