Организация публичных торгов. Как провести торги частной организации. Порядок проведения публичного предложения

Торги как способ заключения договора по продаже имущества должника традиционно прово­дятся на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Продажа имущества должника с торгов в наибольшей степени соответствует достижению целей банкротства , по­скольку обеспечивает конкуренцию покупателей в целях получения наибольшей цены.

Внешний управляющий реализует имущество должника (после его инвентаризации и оцен­ки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятель­ности должника. Он может также продать предприятие должника целиком и за счет выручен­ных денег расплатиться с кредиторами. В этом случае реализация имущества направлена на восстановление платежеспособности должника. В период конкурсного производства продажа имущества должника на торгах преследует несколько иную цель - получение денежных средств для расчетов с кредиторами уже после признания должника банкротом.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внес многочисленные поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), в частности, регламентирую­щие принципиально иначе, нежели раньше, порядок продажи имущества должника на торгах. В настоящей статье проводится сравнительно-правовой анализ прежних и новых правил проведения торгов в ходе банкротства, выявляются отличительные особенности новых процедур.

Аукцион или конкурс? Как и прежде, законодательство о банкротстве отдает пред­почтение аукционным торгам, победитель которых определяется исключительно по цене. Ранее конкурсные торги проводились лишь в случаях, определенных Законом о банкротстве. Перечень таких случаев остался прежним: это реализация социально значимых объектов (п. 4 ст. 132); продажа предприятия градообразующей организа­ции (ст. 175); продажа предприятия, выполняющего работы по государственному оборонному заказу (п. 7 ст. 195); продажа имущества, используемого для производ­ства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии (п. 2 ст. 201).

Однако в настоящее время четко определено, что аукционная продажа имущест­ва осуществляется, если в отношении него покупатель не должен выполнять какие-либо условия, установленные решением собрания (или комитета) кредиторов (п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве). Иными словами, приоритетной формой торгов остает­ся аукцион, а конкурсные торги теперь могут проводиться не только в случаях, уста­новленных Законом, но и по усмотрению собрания (или комитета) кредиторов.

Открытые и закрытые торги. Традиционно российское законодательство различает открытые и закрытые торги. В первую очередь, они отличаются по составу участни­ков. В открытых (публичных) торгах может участвовать любое лицо, в закрытых - принимают участие лишь специально приглашенные организатором торгов лица. Закон о банкротстве, как и раньше, отдает приоритет проведению именно открытых торгов.

Помимо этого торги могут быть открытыми или закрытыми еще и в зависимости от формы подачи ценовых предложений. Открытая форма подачи предложений выражается в устном соревновании между участниками торгов, для чего использует­ся пошаговый аукцион. Закрытая форма подачи предложений (или аукцион первой цены) означает их передачу организатору торгов в запечатанных конвертах в день подачи предложения или позднее, непосредственно в день проведения торгов. Торги могут быть открытыми по составу участников, но одновременно закрытыми по фор­ме подаче предложений и наоборот.

Для сравнения: земельный конкурс проводится только с открытой формой подачи ценового предложения, а земельный аукцион может быть и закрытым, и открытым по форме ценовых предложений [п. 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правитель­ства РФ от 11 ноября 2002 года № 808 (далее - Правила организации и проведения земель­ных торгов)]. Приватизационный конкурс проводится исключительно с запечатанными конвер­тами, а соответствующий аукцион может быть любым по форме подачи ценовых заявок [пп. 2, 3 ст. 18, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N2178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации)].

Сейчас Закон о банкротстве впервые вводит правила о торгах с использованием запечатанных конвертов, ранее в нем была предусмотрена лишь процедура прове­дения устных торгов. Есть мнение, что закрытая форма подачи предложений о цене в какой-то мере препятствует состязательности участников торгов 1 . Как представляет­ся, такая позиция является спорной, ведь торги с закрытой формой подачи предло­жений, напротив, способствуют усилению соперничества.

Преимущества проведения торгов путем одновременного вскрытия запечатанных пакетов в свое время точно показал Г. Шершеневич. Он отмечал, что «расчет здесь основан на том психологическом соображении, что каждый, опасаясь более выгод­ных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями... есть опасения перед неизвестностью содержания запечатанных пакетов, вскрываемых в тот момент, когда торги признаются законченными» 2 . С одной стороны, проведение торгов с подачей ценовых предложений в запеча­танных конвертах можно приветствовать. Такая процедура позволяет претенденту на приобретение имущества должника прислать свое предложение почтой, не направ­ляя собственного представителя для непосредственного участия в аукционе или кон­курсе.

Нельзя не признать, что данный подход в значительной мере расширяет возмож­ности участия в торгах приобретателей из других регионов, то есть не по месту на­хождения имущества должника. Это в определенной степени способствует обеспече­нию массовости торгов.

С другой стороны, при проведении торгов, закрытых по форме подачи предло­жений о цене, нередко появляется проблема подачи одинаковых предложений, что обнаруживается лишь при вскрытии конвертов, а не в момент их приема организа­тором торгов. В такой ситуации выигравшим торги признается участник, заявка кото­рого была подана раньше других, что проверяется по журналу регистрации заявок участников торгов. Подобный способ определения победителя торгов при равенстве ценовых предложений предусмотрен сейчас практически во всех нормативных пра­вовых актах, регламентирующих проведение торгов (ч. 2 подп. «в» п. 24 Правил организации и проведения земельных торгов; п. 4.3 Порядка проведения аукцион­ных торгов по продаже кредитных историй, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 года № 05-87/пз-н; п. 3 ст. 18 Закона о приватизации; ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.). Аналогичным образом может решаться проблема равнозначности не только аукционных, но и конкурсных предложений по совокупности всех установленных критериев (п. 4.2 Порядка прове­дения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 года № 05-88/пз-н).

Конечно, целесообразно оценивать заявки участников по степени выгодности всех содержащихся в них условий приобретения имущества должника. Такой подход в полной мере соответствует и правовой природе торгов, которые, будучи способом выявления наилучшего контрагента, должны продолжаться до окончательного и безоговорочного выявления победителя 3 . Использование альтернативных критериев для оценки заявок участников торгов в наибольшей степени отвечает интересам заказчика торгов и поэтому заслуживает поддержки.

Однако Закон о банкротстве не предусматривает ни изменения правил проведе­ния торгов (переторжка, регулирование цены), ни применения альтернативных кри­териев для оценки одинаковых заявок. Поэтому при равенстве ценовых предложе­ний двух и более участников торгов предпочтение будет отдаваться не лучшему, а ранее поданному ценовому предложению. Таким образом, введение правил о воз­можности подачи ценовых предложений в запечатанных конвертах может иметь как положительные, так и отрицательные последствия в практике организации и прове­дения торгов в ходе банкротства.

Информационное обеспечение торгов. Успешность торгов, безусловно, во многом зависит от их информационного обеспечения. Арбитражный управляющий обязан сделать извещение о торгах по реализации имущества должника не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ, п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве). Важно подчеркнуть, что извещение о предстоящих торгах должно содержать кон­кретную дату их проведения, а не просто фразу о том, что «торги состоятся через 30 дней после опубликования настоящего объявления», поскольку из этой фразы неясно, в какой день проводятся торги: в последний день 30-дневного срока либо на следующий день после его истечения (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2008 года по делу № Абб-4990/2007).

Учитывая, что торги бывают первыми и повторными, публиковать извещение не­обходимо в обоих случаях. В извещении о проведении повторных торгов целесооб­разно указать причину, по которой первые торги были объявлены несостоявшимися. Именно путем включения информации о несостоявшихся торгах в извещение о про­ведении повторных торгов можно довести соответствующие сведения до широкого круга лиц.

Наряду с понятием «срок извещения» существует понятие «продолжительность приема заявок (предложений) для участия в торгах». На первый взгляд может пока­заться, что срок извещения и продолжительность приема заявок суть одно и то же. Однако это не так. Предположим, что заявки (предложения) на участие в торгах принимаются, как это обычно и бывает, с понедельника по пятницу в определенное время. Иными словами, фактически прием заявок осуществляется лишь по рабочим дням. При продолжительности приема заявок, равной 25 дням, общее время прие­ма заявок должно составить 5 календарных недель, что незначительно превышает минимальный срок для публикации сообщения о продаже имущества должника (30 календарных дней - 4 недели и 2 календарных дня). Практически на этот нюанс редко обращали внимание и в большинстве случаев фактическая продолжитель­ность приема заявок составляла 25 календарных дней, даже если в выходные дни прием заявок организатором торгов не осуществлялся 4 .

Сейчас же в п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве появилось необходимое уточнение о том, что срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не ме­нее чем 25 рабочих дней с даты опубликования сообщения о проведении торгов. Таким образом, претенденты на участие в торгах получают больше времени на под­готовку и представление своих заявок, что может привести к увеличению числа по­тенциальных участников торгов.

Арбитражный управляющий должен опубликовать сообщение о продаже имуще­ства с торгов не менее чем в двух изданиях: газете «Коммерсантъ» и местном печатном органе (ст. 28 Закона о банкротстве, постановление Правительства РФ от 12 ав­густа 2005 года № 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкрот­стве)», распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 1049-р).

Если он отказывается добровольно проинформировать конкретного потенциального покупа­теля, то единственная возможность получить информацию о предстоящих торгах - это газеты. В газете «Коммерсантъ» сейчас публикуются сообщения о продаже иму­щества в процессах банкротства, проходящих по всей стране, поэтому нужную ин­формацию отследить весьма сложно. Что касается местного печатного органа, то нередко сообщения публикуются в таких мелких изданиях, которые невозможно даже приобрести в свободной продаже в киоске. Конечно, делается это злонамерен­но, чтобы не допустить на торги нежелательного покупателя.

Согласно новым правилам арбитражный управляющий не ограничивается публи­кацией сообщения в двух печатных изданиях. Он также обязан разместить сообще­ние о торгах на сайте газеты «Коммерсантъ» в сети «Интернет» (п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве). Подобное дополнительное требование к информационному обеспече­нию торгов заслуживает всяческой поддержки, поскольку позволяет упростить поиск необходимой информации о торгах для потенциальных покупателей имущества должника. Нужно подчеркнуть, что сейчас Закон о банкротстве предусматривает обязательное информирование не только о предстоящих торгах, но и о результатах торгов, в том числе в случае, если они были признаны несостоявшимися (п. 15 ст. 110).

Первые и повторные торги. Ранее Закон о банкротстве допускал проведение торгов по продаже имущества должника трижды. Первые торги могли признаваться несо­стоявшимися, если: в установленные сроки не получено ни одной заявки (предложе­ния); получена только одна заявка (предложение). В этих случаях требовалось про­ведение повторных торгов. Что касается ситуации, когда победитель торгов не опла­тил имущество, то есть торги фактически состоялись, но имущество не было прода­но, то Закон о банкротстве не квалифицировал торги как несостоявшиеся. Хотя не­оплата победителем торгов цены продажи имущества все равно означала проведе­ние повторных торгов.

Отмечу, что покупатель был обязан оплатить имущество в срок, указанный в со­общении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц, с даты подведения итогов торгов. Эта диспозитивная норма позволяла арбитражному управляющему сокращать сроки для полной оплаты имущества победителем торгов. В настоящее время данное правило сформулировано императивно: оплата должна быть осущест­влена покупателем в течение тридцати дней со дня подписания договора купли-продажи.

Повторные торги проводились по тем же правилам, что и первые торги, условия продажи имущества оставались прежними. Если повторные торги также признава­лись несостоявшимися, то в течение 14 дней, с даты подведения итогов повторных торгов арбитражный управляющий должен был опубликовать новое сообщение те­перь уже о проведении третьих торгов. Процедура подготовки к третьим торгам была такой же, как для первых и повторных торгов. Единственный параметр, кото­рый мог быть изменен, - это начальная цена продажи, установленная собранием (или комитетом) кредиторов. Она могла быть снижена на 10 процентов, но не могла устанавливаться ниже минимальной цены продажи, определенной органами управ­ления должника.

В целом продажа имущества должника на торгах в ходе банкротства предполага­ет три вида цены: начальную, минимальную и цену продажи. Начальная цена уста­навливается решением собрания (или комитета) кредиторов в соответствии с отче­том оценщика (п. б ст. 110 Закона о банкротстве), минимальную цену определяют органы управления должника (п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве), окончательная цена продажи устанавливается лишь по итогам торгов.

Как и раньше, нынешняя редакция Закона о банкротстве не уточняет, к чьей ком­петенции относится решение вопроса о необходимости снижения начальной цены продажи: обязательно соответствующее решение собрания кредиторов или же ар­битражный управляющий может снизить цену самостоятельно? Целесообразно, что­бы этот вопрос был регламентирован в правилах проведения торгов, утвержденных собранием или комитетом кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

Если имущество должника не продавалось на третьих торгах, порядок его после­дующей продажи устанавливался собранием (или комитетом) кредиторов. Новым способом продажи имущества могли быть четвертые (пятые, шестые и т. д.) торги или же продажа посредством публичного предложения. На практике четвертые торги нередко проводились «на понижение», то есть в форме обратного аукциона, когда начальная цена пошагово снижалась организатором торгов до ее первого акцепта кем-то из участников аукциона. Но поскольку обратный аукцион Законом о банкрот­стве не предусматривался, правомерность торгов «на понижение» некоторыми спе­циалистами обоснованно ставилась под сомнение 5 .

Безусловно, возникал вопрос о целесообразности многократного использования торгов, ибо в других сферах законодательство допускает проведение торгов лишь дважды (первые и повторные либо первые и вторичные) (ст. 58 Федерального зако­на от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ст. 92 Фе­дерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве»). Очевидно, если торги дважды не достигли своей цели, значит, такой спо­соб реализации имущества в конкретной ситуации себя не оправдывает. В этой связи представляются оправданными поправки в Закон о банкротстве, устанавливающие двукратное проведение торгов (п. 18 ст. 110, п. 4 ст. 139).

Кстати сказать, нередко собрание (или комитет) кредиторов в рамках своих пол­номочий самостоятельно разрабатывало правила проведения торгов, позволявшие либо сократить количество возможных торгов в отношении одного и того же имуще­ства, либо продать имущество на первых же торгах, не допуская их повторного про­ведения. Причем подобные правила не раз становились предметом судебного обжа­лования, как со стороны проигравших участников торгов, так и со стороны уполно­моченного органа (ФНС России), но единого подхода к их оценке в практике так и не сложилось. Многие правила проведения открытых торгов по реализации имуще­ства должника предусматривали следующую норму: если участник, выигравший тор­ги, уклоняется от оплаты стоимости имущества, он утрачивает внесенный им задаток и не признается победителем торгов. Победителем будет признан участник, предло­живший сумму меньшую, чем победитель торгов, в соответствии с шаговым реест­ром ведения торгов.

В одних случаях суды не усматривали в подобной формулировке нарушения За­кона о банкротстве, поскольку участники гражданских правоотношений вправе сами определять правила осуществления взаимных прав и обязанностей. В других прихо­дили к обоснованному выводу о том, что определение победителя в соответствии с пошаговым реестром торгов противоречит императивным положениям п. 4 ст. 447 ГК РФ, согласно которым победителем торгов признается лицо, предложившее наи­большую цену ((постановление ФАС Московского округа от 20 февраля 2007 года по делу № КГ-А40/12511-06-1.2).

Продемонстрировать ошибочность повсеместного использования процедуры поша­гового определения победителя торгов можно на конкретном примере.

Так, при проведении торгов по реализации нежилого помещения, принадлежав­шего должнику, победителем был признан предприниматель О, с которым подписа­ны протокол по итогам торгов и договор купли-продажи . Однако впоследствии предприниматель С. отказался от покупки имущества должника. Следующим согласно шаговому реестру торгов был предприниматель Н., но он тоже отказался от приобре­тения имущества. За ним согласно реестру следовала предприниматель М., которая согласилась приобрести имущество, и с нею был подписан соответствующий дого­вор купли-продажи. Первоначальный победитель торгов предлагал приобрести иму­щество за 13 430 тыс. руб., а в итоге имущество было продано лишь за 187 тыс. руб. При этом иск предпринимателя С. о признании данных торгов был отклонен судом, поскольку процедура определения победителя соответствовала правилам, установленным собранием кредиторов (постановление ФАС Северо-За­падного округа от 21 июля 2006 года по делу № А29-491/2006-2э). По поводу такого судебного решения можно высказать ряд возражений. Во-первых, «пошаговое» определение победителя Законом о банкротстве никогда не предусматривалось. Во-вторых, кредиторы вправе определить лишь порядок и уело-" вия проведения торгов, но последствия отказа победителя торгов от приобретения имущества регламентированы Законом императивно. Не по усмотрению кредиторов, а в соответствии с требованиями Закона о банкротстве в этом случае должны были проводиться повторные торги. Представляется, что «пошаговое» определение побе­дителя было допустимо лишь на четвертых торгах, потому как изменить условия продажи имущества кредиторы были вправе лишь после того, как торги трижды не состоялись.

В-третьих, можно с большой долей уверенности предположить, что на повторных торгах цена продажи имущества должника могла бы быть выше. Ведь первоначаль­ный победитель предлагал цену продажи, в 72 раза (!) превышающую цену, по ко­торой имущество окончательно было продано. Это никак не согласуется с основной целью проведения открытых аукционных торгов - выявление наиболее высокой цены продажи имущества. В конечном итоге проведение повторных торгов обеспе­чило бы соблюдение интересов самих кредиторов, так как выручка наибольшей цены за имущество должника находится в прямой причинно-следственной связи с удовлетворением требований всех или максимально возможного числа кредиторов должника.

В-четвертых, нетрудно предположить, что в торгах могут участвовать «подстав­ные» лица, которые не имеют интереса в фактическом приобретении имущества должника, а присутствуют на торгах лишь для искусственного завышения цены про­дажи имущества. Что касается угрозы утраты задатка (не более 20 процентов от на­чальной цены продажи имущества), то лица, принимающие формальное участие в торгах, как правило, этих денег вообще не вносят. Уже давно отработана схема, по которой претендент на участие в торгах направляет в банк платежное поручение на уплату суммы задатка, чуть позже, но в течение того же банковского дня его отзыва­ет, а организатору торгов подает платежное поручение, на котором не стоит отметка банка о его отзыве.

Надо сказать, что и эта многолетняя проблема учтена в новой редакции ст. 110 Закона о банкротстве. Так, в случае уклонения или отказа победителя торгов от за­ключения договора купли-продажи задаток ему не возвращается, а арбитражный управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи участнику тор­гов, занявшему вторую позицию в ранжировке заявок. Важно подчеркнуть, что вто­рой участник, в отличие от победителя торгов, вправе, но не обязан заключить дого­вор купли-продажи, поэтому для него отказ от приобретения имущества не влечет утрату задатка. При этом обращаться к третьему, четвертому и т. д. шагу арбитраж­ный управляющий не вправе. Если по результатам первых торгов договор купли-продажи так и не будет заключен, управляющий должен объявить о проведении повторных торгов (пп. 16-18 ст. 110 Закона о банкротстве).

На первый взгляд подобные нормы расходятся с положениями ГК РФ о том, что победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, за имущество, выставленное на торги. В действительности же обращение арбитражного

управляющего ко второму участнику с предложением заключить договор купли-про­дажи не приравнивается к признанию этого участника победителем торгов. Это лишь новый механизм заключения договора в ситуации, когда победитель торгов уклоня­ется от исполнения своих обязанностей.

Еще одна заслуживающая одобрения новелла - право арбитражного управляю­щего признать несостоявшимися торги, на которые была подана только одна заявка, и одновременно заключить договор с единственным участником торгов. Несомненно, такая процедура позволит управляющему существенно сэкономить время, а также деньги должника, которые не придется расходовать на организацию и проведение повторных торгов.

Торт не увенчались успехом. Что дальше? Итак, для продажи имущества должника на стадии внешнего управления предусмотрено проведение первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Ранее был дан анализ ситуации, когда торги проводились с несколькими участниками либо параллельно с признанием торгов несостоявшимися арбитражный управляющий мог заключить договор купли-продажи с их единственным участником. О том, что делать арбитражному управ­ляющему, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду отсутствия заявок как таковых, Закон умалчивает. Согласно прежней редакции абз. 5 п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве собрание кредиторов могло установить иные правила продажи иму­щества на торгах, в том числе путем продажи посредством публичного предложения. Однако в нынешней редакции Закона подобной нормы нет, а продажа имущества должника посредством публичного предложения предусмотрена лишь на стадии конкурсного производства (п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве). Можно предположить, что признание несостоявшимися повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурс­ного производства невозможно, поскольку в любом случае управляющему необхо­димо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэто­му если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляю­щий должен продавать имущество посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения упоминается в российском зако­нодательстве дважды. Таким способом может продаваться не только имущество должника на стадии конкурсного производства, но также государственное (муници­пальное) имущество после того, как не состоялись первые (и единственные согласно приватизационному законодательству) торги по его реализации. Хотя сфера приме­нения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ог­раничивается и активно используется хозяйствующими субъектами в частных эконо­мических отношениях.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой не просто публичную оферту (ст. 437 ГК РФ), она имеет целью состязательность между потен­циальными контрагентами. Дословно формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротст­ве звучит так: «торги по продаже имущества должника. посредством публичного предложения». Как представляется, это неверный термин, ибо продажа посредством публичного предложения к разновидности торгов не относится, более того,- по мно­гим характеристикам она отличается от механизма выявления контрагента путем проведения торгов. Хотя правовое регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все по­ложения ст. 110, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посред­ством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, вели-

чине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении иму­щества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и на­чинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, кото­рая выше начальной в данном периоде. Правда, в отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая «цена отсечения» (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Но допустимо предположить, что ценой отсечения станет минимальная цена продажи, определенная органами управления должника.

Продажа посредством публичного предложения весьма схожа с аукционом, по­скольку приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается лицу, предложившему за него наиболее высокую цену 6 . Тем не менее, речь идет о разных механизмах заключения договора (определения контрагента), поэтому здесь неуместна даже аналогия закона. Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредст­вом публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или боль­ше? Если бы управляющий проводил аукцион, заявки состязались бы друг с другом (пошагово или одновременно при вскрытии конвертов).

При продаже посредством публичного предложения состязательность минимизи­рована: договор заключается с первым, кто отзовется на опубликованную информа­цию о продаже и предложит цену, превышающую начальную. Понятно, что этот спо­соб продажи используется лишь тогда, когда торги дважды не состоялись, и по этой причине процедура реализации имущества должна быть максимально упрощена. Тем не менее, это обстоятельство не дает оснований отождествлять продажу посред­ством публичного предложения с торгами.

О. БЕЛЯЕВА,

ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук

* Даже суды нередко рассматривают споры, связанные с продажей посредством публичного предложения, по правилам, установленным для оспаривания торгов (см. постановление ФАС Волго-Вятсхого округа от 20 октября 2008 года по делу № А82-11517/2007-56).

Н.Н. ТУПИКИН,

аспирант МГЮА, заместитель Главы городского округа Щербинка Московской области

В статье рассматриваются и анализируются классификационные особенности торгов в эволюционном контексте формирования их видов и форм и с учетом современных изменений законодательства. Различные классификации торгов позволяют точнее выявлять сущность торгов, что дает законодателю возможность осуществлять нормативное закрепление гибкой системы организации и проведения торгов.

Ключевые слова: торги, конкурсы, аукционы, открытые (публичные) торги, закрытые торги, торги с ограниченным числом участников, первичные торги, повторные торги, обязательные торги, переговоры.

Классификация торгов важна для правильной правовой и практической оценки места того или иного вида торгов, выбор формы торгов позволяет четко определить особенности порядка проведения торгов и оформления их результатов. Научные изыскания в области классификации торгов дают возможность выявить эффективность нормативного регулирования в данной сфере.

Обращаясь к истории торгов, можно отметить, что еще в середине XIX века торги проводились несколькими способами. В частности, например, проводились обыкновенные торги (изустные). Обыкновенные торги, в которых принимали участие рабочий класс и мелкие промышленники, применялись при мелких подрядах, при реализации арестованного имущества и в некоторых других случаях. Согласно статье 1494 Свода законов гражданских имущество оставалось за тем, кто дал наивыгоднейшую цену.

Кроме того, имело место проведение торгов посредством запечатанных объявлений. Этот способ употреблялся по усмотрению начальства в тех случаях, когда подряды или иные объекты торгов предусматривали значительные суммы. Иногда в таких торгах могли участвовать только благонадежные люди.

Еще одним способом был так называемый смешанный способ торгов. Он включал в себя как обычный (изустный) способ, так и по запечатанным объявлениям.

Интересен также способ торгов на право пользования недрами. В этом случае торги проводились в двух формах: как аукцион и как соревнование (конкурс) в открытой форме, а также посредством подачи запечатанных объявлений. Преимущественное право на получение недр в пользование имели благонадежные заводчики, а также лица, получившие у государства на это специальное разрешение.

Следовательно, русское дореволюционное законодательство, а также цивилистическая наука закрепляли и рассматривали различные виды и формы торгов.

В настоящий момент происходит развитие законодательства о торгах, в частности изменяются положения, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, например, ст. 447, что не может не сказаться на реализации различных видов и форм торгов. Представляется актуальным рассматривать классификационные особенности торгов не только в эволюционном контексте формирования их видов и форм, но и с учетом современных изменений законодательства в этой области правового регулирования.

Для классификации торгов могут быть использованы различные критерии. Важно, чтобы основания деления системы на элементы позволяли, не нарушая структуру системы в целом, провести разграничение, выделение внутри нее тех компонентов, которые можно исследовать как в отдельности, так и в совокупности с другими ее частями.

Как отмечается в литературе, в наибольшей степени особенности торгов проявляются в их видах. Так, М.И. Брагинский пишет, что в ст. 448 ГК РФ в качестве разновидностей торгов выделены два их вида, отличающихся своими целями. Наиболее распространены конкурсы (торги), направленные на заключение договора. Именно заключение договора с победителем конкурса признается завершением конкурса. Конкурсы второго вида считаются завершенными с момента признания за победителем права на заключение договора. Именно этот вид предусмотрен Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности (утв. распоряжением Мингосимущества РФ от 28 июля 1998 г. № 774-р).

Данное Положение разработано в соответствии со статьями 447-449 ГК РФ и определяет порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении торгов. Уклонение сторон от реализации такого права влечет за собой применение предусмотренных конкурсом неблагоприятных для них последствий.

Очень интересен для изучения и обобщения правовой материал, касающийся данного вида торгов, который содержится в ряде нижеследующих документов. Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. № 255-ПП «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов»утверждены: Положение о проведении конкурсов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов, Положение о проведении аукционов на право инвестирования строительства и реконструкции объектов, формы инвестиционного контракта и инвестиционного контракта (договора). Предметом и аукционов, и конкурсов выступает право на заключение инвестиционного контракта (инвестиционного контракта (договора)) или договора долгосрочной аренды земельного участка. Анализ положений постановления показывает, что заключение инвестиционного контракта (договора) предполагается по результатам аукциона, а инвестиционного контракта - по результатам конкурса или на основании правового акта Правительства Москвы.

Активность в применении законодателем правовой конструкции торгов, предметом которых является право на заключение договора, усматривается, в частности, из принятого совсем недавно Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии».

Так, в статье 4 данного закона закреплено, что передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий (договоры о передаче прав на единые технологии).

Важно отметить, что законодатель отдельно установил случаи проведения закрытого конкурса или аукциона. Соответственно, по общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Однако передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну. Передача права на единую технологию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Заслуживающей внимания в контексте настоящего исследования является норма, которая касается права на заключение лицензионного договора. В частности, передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии.

В этой связи еще большую актуальность приобретают исследования В.П. Мозолина о расширении области использования виртуализируемых субъективных гражданских прав в качестве объектов гражданских правоотношений в рамках торгов. Если здесь провести некую аналогию относительно права, как предмета торгов, то под понятием виртуализируемые, можно понимать что-то такое, что содержит в себе нематериальную (виртуальную) основу. Тогда напрашивается вывод, что мы имеем дело с чем-то абстрактным, которое нельзя ощущать, но оно все же есть и мало того оно уже является предметом гражданских правоотношений.

В главе 57 ГК РФ содержатся нормы, регулирующие способ заключения торгов, представляющий собой третий, не охваченный, по мнению М.И. Брагинского, понятием «торги» вид конкурсов, в дополнение к тем двум, о которых идет речь в ст. 477-490 ГК. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 г. («Конкурс»). В ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс определяется как публичное объявление лицом о выплате им денежного вознаграждения или выдачи иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Обусловленная награда выдается тому, кто по результатам конкурса признан его победителем. И все же главным, конститутивным, признаком «публичного конкурса», по мнению М.И. Б

Организация и проведение торгов всегда связаны с оформлением большого объема документов. Если в компании нет специалиста, который занимается исключительно торгами, то эта задача ложится на юриста. Ошибки, допущенные на данном этапе, чреваты неблагоприятными последствиями для организаторов - торги могут признать недействительными.

Отдельные виды юридических лиц обязаны проводить закупки в специальном порядке. Подробнее об этом см. Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: конкурс и аукцион .

Закупки для государственных и муниципальных нужд также осуществляют с учетом особых требований. Об этом см. рекомендацию В чем особенности проведения закупок в рамках контрактной системы .

Когда частные компании могут и когда обязаны проводить торги

Можно выделить две причины, по которым частные компании могут проводить торги:

Хотя не исключены ситуации, когда желание компании может совпадать с установленной в законе обязанностью.

Дело в том, что часто компании сами заинтересованы в проведении торгов. Ведь это один из способов заключить договор (ст. 447 ГК РФ). Они позволяют компании привлечь максимальное количество потенциальных контрагентов и выбрать наиболее подходящего из них. Вдобавок не компания ищет себе контрагентов, а он и ищут ее. Это позволяет экономить временные и финансовые ресурсы, не привлекать посредников.

Когда компания вправе провести торги

Любая компания может провести торги в отношении принадлежащего ей имущества или имущественных прав (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Однако закон не запрещает проводить торги, целью которых является (п. 6 ст. 447 ГК РФ):

  • приобретение товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • приобретение имущественных прав.

При этом необязательно проводить торги самостоятельно. Это можно поручить иному лицу (в т. ч. специализированной организации) на основании договора.

На торгах можно заключить любой гражданско-правовой договор, если иное не вытекает из его существа (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Например, нельзя заключить издательский договор, договор дарения, договор о совместной деятельности, договор мены и др.

Также предметом торгов может быть не сам договор, а лишь право на его заключение. Например, аэропорт провел открытый аукцион на право заключения договора аренды коммерческой площади пассажирского павильона. Лот 15 выиграл индивидуальный предприниматель. С ним аэропорт заключил предварительный договор аренды (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2014 г. № Ф02-5553/2014 по делу № А19-14911/2013).

Когда компания обязана провести торги

Случаи, когда для продажи вещи (имущественных) прав необходимо проводить торги, устанавливают законы (п. 3 ст. 447 ГК РФ). К ним относятся, в частности:

  • заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; далее - Закон об аудиторской деятельности);
  • продажа хранителем вещи, цена которой превышает 100 МРОТ (п. 2 ст. 899 ГК РФ);
  • реализация ломбардом невостребованной заложенной вещи, если сумма ее оценки превышает 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»);
  • реализация имущества должника на торгах в рамках исполнительного производства (гл. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • продажа предприятия должника в деле о банкротстве (ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • другие случаи, когда это прямо предусматривает закон.

В каких формах проводят торги

Торги (в т. ч. электронные) можно провести в форме (п. 4 ст. 447 ГК РФ):

  • аукциона;
  • конкурса;
  • в иной форме, которую предусматривает закон (например, запрос предложений, котировок и др.).

Как отдельную форму торгов можно выделить публичный конкурс (гл. 57 ГК РФ).

В свою очередь аукционы и конкурсы могут быть (п. 1 ст. 448 ГК РФ):

  • открытыми (когда в них могут участвовать любые лица);
  • закрытыми (когда в них могут участвовать только лица, приглашенные организатором торгов).

Форму проведения торгов определяет собственник реализуемого имущества или обладатель имущественного права (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Исключения составляют случаи, когда закон прямо предписывает, в какой форме можно проводить торги. Тогда организатор не вправе ее изменить. В противном случае есть риск того, что признают недействительным контракт, который будет заключен по результатам проведения торгов.

Так, к примеру, договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, нужно заключать по итогам открытого конкурса. Такое требование установлено в пункте 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Внимание! Не каждая процедура по отбору контрагентов является торгами.

Торги необходимо отличать от публичного предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Процедура отбора оферентов для последующего заключения с одним из них договора не является торгами, и положения статей 447-449 Гражданского кодекса РФ в таком случае не применяются.

Необходимо также иметь в виду следующее. В случае размещения приглашения делать оферты лицо, разместившее приглашение, вправе заключить договор с тем контрагентом, условия которого оно сочтет наилучшими (п. 1 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь при размещении публичной оферты оференту придется заключить контракт с каждым, кто ее акцептует (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

О сложностях квалификации наглядно свидетельствует следующий пример. Компания провела торги на право заключить договор на поставку, которые назвала «приглашение делать оферты». Причем в извещении указала, что процедура ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как публичная оферта. Впоследствии она отказалась заключать договор с победителем. Причиной стало неодобрение договора как крупной сделки. Победитель обратился в суд с требованием обязать компанию заключить договор. Суд причислил проведенную процедуру к торгам в смысле статей 447-449 Гражданского кодекса РФ и в удовлетворении иска отказал (постановление ФАС Московского округа от 13 июля 2012 г. по делу № А40-108673/11-52-920, см. также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. № Ф06-25318/2015 по делу № А57-21027/2014).

С чего начать торги: извещение

Закон регулирует порядок проведения торгов лишь в общих чертах. На основе этих положений организатор разрабатывает документацию о торгах, которая и становится детальным разъяснением порядка их проведения как для участников, так и для самого организатора.

Требования к составу такой документации применительно к отдельным случаям предусматривают специальные законы (например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Основным документом при проведении торгов является извещение.

Обязательные условия

Извещение должно соответствовать содержанию документации о торгах и включать в себя следующую информацию (п. 2, 3 ст. 448 ГК РФ):

  • время проведения торгов;
  • место проведения торгов;
  • форму торгов;
  • предмет торгов;
  • о существующих обременениях продаваемого имущества;
  • порядок проведения торгов (в т. ч. порядок оформления участников торгов, определения победителя торгов);
  • начальную цену;
  • условия договора, заключаемого по результатам торгов.

Также нужно учитывать, что обязательным условием торгов является внесение задатка. Организатор в извещении должен определить размер, порядок и сроки его внесения. Вместо задатка организатор может использовать независимую гарантию (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

После того, как организатор заключит договор с победителем торгов, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Остальным участникам торгов организатор обязан возвратить внесенные суммы.

Так же он должен поступить, если торги не состоялись.

Такие правила установлены в пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Возможные условия

Организатор торгов вправе установить квалификационные требования к участникам.

Так, если для участия в торгах и исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результату аукциона, нужна действующая лицензия или иное специальное разрешение, то участники должны их иметь.

Публикация

Форму, в которой необходимо сделать извещение о проведении торгов, закон не утверждает. В свою очередь, ВАС РФ разъяснил, что надлежащей формой извещения о проведении торгов является опубликование необходимой информации в печати. При этом суд указал, что в случае оспаривания результатов торгов «вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов».

Извещение о проведении торгов организатор должен опубликовать не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Нет, закон не обязывает это делать. Организатор торгов вправе сделать это по собственному желанию.

Если организатор торгов нарушит пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, то торги могут признать недействительными по иску заинтересованного лица .

Как отказаться от проведения торгов

Закон позволяет организатору торгов отказаться от их проведения, соблюдая при этом определенные сроки.

Так, отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за три дня до даты его проведения, а от конкурса - не позднее чем за 30 дней.

Организатор вправе предусмотреть в извещении особые условия отказа от торгов. Также такие условия может устанавливать закон.

Внимание! Отказ от проведения торгов может стать основанием для имущественных претензий участников.

Если организатор торгов откажется от их проведения и при этом нарушит установленные сроки, то участники могут требовать от него возмещения реального ущерба, который они понесли из-за этого. Причем сделать это они могут независимо от того, в какой срок после направления извещения организатор отказался от торгов. Кроме того, он обязан вернуть участникам внесенные ими суммы задатка (п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Иные последствия отказа закон не предусматривает. Это значит, что заинтересованное лицо не может, например, заявить требование о признании торгов действительными (недействительными), обязании организатора совершить какие-либо действия и др. (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2015 г. № Ф07-6716/2015 по делу № А26-3625/2014).

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Публичный конкурс

Публичный конкурс - это торги в виде конкурса, организованные для общественно-полезных целей. Эти цели отличают его от публичных торгов, которые проводят для того, чтобы исполнить решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства (ст. 449.1 ГК РФ).

Проведение конкурса регулируют положения главы 57 Гражданского кодекса РФ. Если проведение конкурса имеет иные цели, то правила о публичном конкурсе не подлежат применению (постановление ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2009 г. по делу № А57-3584/2009).

Если по условиям публичного конкурса организатор обязуется заключить договор с победителем, то подлежат применению положения статей 447-449 Гражданского кодекса РФ. При этом правила главы 57 Гражданского кодекса РФ применяются только в части, не противоречащей указанным положениям (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

При проведении конкурса организатор публично (на сайте в Интернете, в газете и т. п.) сообщает о выплате вознаграждения или выдаче иной награды (любое, не ограниченное и не изъятое из оборота имущество, бонусы и др.) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (п. 1 ст. 1057 ГК РФ).

В сообщении о проведении публичного конкурса необходимо отразить следующую информацию (п. 4 ст. 1057 ГК РФ):

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;
  • место, срок и порядок представления результатов работы или иных достижений;
  • размер и форму награды;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Публичный конкурс может быть двух видов (п. 3 ст. 1057 ГК РФ):

  • открытый (когда предложение принять участие в конкурсе обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации);
  • закрытый (когда предложение принять участие в конкурсе направлено определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса).

Организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины срока, установленного для представления участниками своих работ. При этом извещение об изменении условий или отмене необходимо сделать тем же способом, каким был объявлен конкурс (п. 1 и 2 ст. 1058 ГК РФ). В противном случае организатор обязан выплатить вознаграждение всем участникам, которые выполнили указанные им работы (п. 4 ст. 1058 ГК РФ).

В случае изменения условий конкурса или его отмены расходы участника в связи с конкурсной работой распределяются следующим образом. Если участник выполнил конкурсную работу до того, как ему стало или должно было стать известно об отмене конкурса (изменении его условий), то организатор возмещает ему понесенные расходы. Если работа выполнена не в связи с конкурсом (например, до его объявления) или заведомо не соответствует его условиям, то организатор освобождается от возмещения расходов (п. 3 ст. 1058 ГК РФ).

Каковы последствия несоблюдения порядка проведения торгов

Если руководство решило провести торги, компании необходимо соблюдать правила их проведения (ст. 447-448 ГК РФ). В противном случае возникнет риск, что торги признают недействительными. Это возможно в следующих случаях (ст. 449 ГК РФ):

  • кого-либо необоснованно отстранили от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно не приняли высшую предложенную цену;
  • продажу произвели ранее срока, указанного в извещении;
  • допустили иные существенные нарушения порядка проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;

Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их результатам договора. При этом соответствующие расходы, связанные с применением последствий недействительности, распределяются между нарушителями (п. 2, 3 ст. 449 ГК РФ). К ним, в частности, можно отнести затраты организатора торгов на хранение и транспортировку имущества, оплату услуг третьих лиц и др.

Здравствуйте, уважаемые читатели финансового журнала «сайт»! Сегодня мы поговорим о торгах по банкротству, реализации имущества, принадлежащего банкротам и должникам, а также что такое аукционы по банкротству и как в них принять участие.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое торги по банкротству — особенности;
  • Как участвовать в торгах и какие аукционы по банкротству (торговые площадки) существуют;
  • Что может быть продано на торгах и как принять участие в электронных аукционах;
  • Как приобрести недвижимость на торгах по банкротству;
  • Как заработать на приобретении имущества через аукционы;

В конце статьи приведены ответы на часто задаваемые вопросы по теме.

Статья будет полезна тем, кто хочет принять участие в торгах по банкротству, а также тем, кто просто интересуется этой тематикой. Подробнее о торгах по банкротству читайте прямо сейчас!

Про торги по банкротству: что такое и какие этапы/стадии нужно пройти, чтобы принять участие в торгах, какое имущество банкротов и должников продается на аукционе по банкротству — об этом и многом другом читайте далее

1. Особенности торгов по банкротству — схемы продаж имущества банкротов и должников

С 2011 года торги проводятся с использованием сети интернет, благодаря чему они стали гораздо доступнее. В итоге сегодня любой желающий может участвовать в аукционах, не выходя из дома.

Благодаря этому участие в аукционах получает целый ряд преимуществ:

  • экономится время на организацию участия в торгах;
  • нет привязки к определенному географическому региону;
  • мягкие требования к участникам торгов.

Еще одним плюсом участия в аукционах на сегодняшний день является невысокая конкуренция.

Вопрос 2. Где искать торги по банкротству, какие способы поиска бывают?

Существует несколько способов поиска аукционов, доступных каждому. Прежде всего, это газета Коммерсант , которая выходит еженедельно по субботам. В каждом таком издании имеется приложение с информацией о предстоящих торгах. При желании Коммерсант можно читать в электронном виде.

Есть и другие сайты, публикующие информацию об аукционах:

  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • Межрегиональная электронная площадка;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Альфалот;
  • Tender B2B и другие.


Где искать торги по банкротству — поиск привлекательных аукционов

Вопрос 3. Что необходимо для участия в торгах?

Для участия в электронных торгах требуется пройти определенную процедуру, которую можно разбить на несколько этапов.

  1. Прежде всего, требуется получить электронную подпись . Она имеет юридическую силу и представляет собой аналог печати и собственоручной подписи. Именно электронная подпись позволяет получить доступ к площадке для участия в торгах. Оформить флешку с паролем можно в любом удостоверяющем центре. При получении подписи выдаются все необходимые инструкции по настройке доступа. При оформлении ключа важно обратить внимание, на какие площадки он предоставляет доступ. Целесообразно оформлять такой ключ, который позволяет подключиться к нескольким площадкам. Благодаря этому появляется возможность приобрести гораздо большее количество объектов. Важно понимать, что электронную подпись следует заказывать заблаговременно, так как она изготавливается в течение нескольких дней.
  2. Первый этап подготовки к торгам – регистрация на электронной площадке. Для этого следует заполнить форму и отправить ее на площадку. Когда проверка данных завершится, будет предоставлен доступ к различным объектам продажи имущества.
  3. Одновременно с регистрацией на площадке следует подкрепить теоретические данные . Для этого нужно освежить в памяти закон, регулирующий проведение торгов. Кроме того, важно изучить регламент используемой площадки. Все необходимые данные и документация имеются на торговом портале.
  4. Следующим шагом должен стать поиск объектов для приобретения . После этого необходимо внимательно ознакомиться со всей информацией о предстоящем аукционе. Потребуется изучить всю имеющуюся документацию, по возможности заранее осмотреть объект.
  5. Когда все предыдущие шаги будут пройдены, можно приступать к подаче заявки . Подготавливать ее необходимо очень внимательно в соответствии с требованиями организатора торгов. К заявке в обязательном порядке прикладывается документ о перечислении задатка. Информация о его размере и сроках оплаты указывается в документации к торгам.

Если все сделать правильно, участник будет допущен к аукциону.

Вопрос 4. Как и где оформить ЭП (электронный ключ) для участия в торгах, какая цена и процедура получения?

Многие фирмы в России достаточно давно и активно покупают различное имущество в процессе торгов по банкротству. В последнее время такая возможность появилась и у физических лиц. Вне всяких сомнений, со временем популярность аукционов будет только расти . При этом большинство тех, кто желает принять участие в торгах, до сих пор задается вопросом, каким образом оформляется необходимая для этого электронная подпись.

ЭЦП нужна обязательно, без нее участвовать в аукционе попросту не получится . Для ее оформления необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Он представляет собой специализированную компанию, которая имеет лицензию на формирование подобных «ключей» паролей.

ЭЦП представляет собой особым образом сгенерированные ключи, которые УЦ выдает заявителю на электронном носителе. Также одновременно с ключами выдается сертификат. Он должен быть заверен печатью УЦ.

Выбирая удостоверяющий центр , следует обратить внимание, чтобы он был аккредитован государственными органами. На сегодняшний день подобных компаний довольно много, поэтому найти ближайшую не составит труда.

Многие задаются также вопросом, сколько будет стоить ЭЦП . Важно понимать, что фиксированной стоимости нет.

Окончательная цена будет зависеть от большого количества критериев:

  • формирование электронной подписи сертифицированными сотрудниками;
  • внесение данных об ЭЦП в соответствующий реестр;
  • создание специального носителя для ключа;
  • наличие лицензии на специализированные криптографические программы;
  • выдача копии сертификата в бумажном виде.

Также некоторые удостоверяющие центры предоставляют целый ряд дополнительных услуг – настройка компьютера специалистом, информационное сопровождение и другие. Все эти параметры также могут оказывать влияние на стоимость электронной подписи.

Таким образом, цена ЭЦП переменна , она может быть различной в зависимости от региона оформления.

Специалисты в качестве ориентира называют среднюю стоимость ЭП на уровне 4-5 тысяч рублей .

Вопрос 5. Чем заканчивается аукцион? Может ли победитель не выкупать лот?

Для каждого участника торгов по банкротству может быть несколько возможных итогов этого процесса:

  1. Аукцион не выигран – в этом случае организатор возвращает задаток, никаких договоров заключать не потребуется;
  2. Победа в торгах.

С победителем аукциона в течение 5 (пяти) дней подписывается договор купли-продажи имущества, являвшегося лотом на торгах. После этого в течение 30 (тридцати) дней требуется выплатить полную стоимость объекта торгов.

Если по каким-либо причинам победитель передумал становиться владельцем имущества, он может отказаться от заключения договора. Естественно, перечислять стоимость объекта торгов в этом случае не потребуется.

Однако не стоит забывать, что в случае отказа от выкупа имущества внесенный задаток останется у организатора торгов.

13. Заключение + видео по теме

Таким образом, принять участие в аукционе по банкротству может каждый. При этом понадобится иметь определенные знания и умения, а также оформить электронную подпись.

Надеемся, что данная статья помогла разобраться в некоторых тонкостях этого непростого процесса.

И видеоролик — как подать заявку на электронной площадке Сбербанк АСТ:

Не стоит бояться участвовать в аукционах, ведь нередко это может помочь существенно сэкономить на приобретении. Более того, многие уже давно и успешно зарабатывают на подобных торгах деньги.

Команда журнала «сайт» желает удачи читателям во всех начинаниях! Если у вас остались замечания или возникли вопросы по теме, то задавайте их в комментариях ниже.

Страница 25 из 47


Публичные торги

Особой формой организации оптового торгового оборота выступают публичные торги, проводимые в форме аукциона или конкурса . Интерес представляет соотношение понятий «конкурс», «торги» и «тендер». В одних случаях они используются как синонимы, в других - как самостоятельные понятия. При этом тендер рассматривается как:

– отдельный вид торгов;

– форма проведения конкурса;

– цель проведения конкурса;

– возможная форма конкурса.

В качестве организаторов торгов могут выступать собственники товаров, обладатели прав на имущество либо специализированные фирмы, которые действуют на основании договора с собственниками товаров и выступают от их или от своего имени. Сами торги могут быть открытыми и закрытыми.

На аукционе подлежат продаже реальные товары, обладающие индивидуальными свойствами, в то время как предметом конкурса может быть право на заключение договора, что особенно характерно для договоров поставки для государственных нужд. Подготовкой и проведением торгов руководит аукционный комитет (конкурсная комиссия).

Извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о них должен быть указан предоставляемый для этого срок. Организатор открытых торгов, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения торга в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса не позднее, чем за 30 дней. При нарушении указанных сроков организатор обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытых торгов обязан возместить приглашенным участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, определенных в извещении о проведении торгов. Он возвращается, если торги не состоялись или участники торгов не выиграли их.

Подготовка аукционных торгов начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, где указывают полное наименование товаров, их краткое описание, характеристику потребительских свойств и качеств, сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца, после чего владельцам товаров, направляются приглашения для оформления аукционных соглашений. К операциям по подготовке аукциона и торгам относятся также: подготовка помещений для хранения, предпродажная подготовка товаров, выпуск каталогов, где указаны составы и номера лотов и проч. Покупателям предоставляется возможность заблаговременно ознакомиться с выставленными товарами.

Аукционные торги проводятся в заранее определенный день и час в специальном аукционном зале. Их открывает аукционист, который дает краткую характеристику товара, составляющего лот, с указанием стартовой цены и минимального размера надбавок. Причем лот может формироваться из продукции нескольких поставщиков. Победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за товар. Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсутствия интереса к данному товару не удается достичь намеченной аукционом продажной цены. При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар возвращается владельцу с взиманием за определенный период хранения платы в размерах, установленных аукционом в процентах к стартовой цене. После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы получают за свои товары деньги, а покупатели вносят соответствующие суммы стоимости купленных ими товаров и получают их в течение срока, установленного правилами аукциона. Порядок распределения аукционной выручки предусматривается в аукционном соглашении.

В ходе подготовки конкурсных торгов разрабатывается конкурсная документация, содержащая инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе, требования к его участникам, составу технической документации на поставляемые товары, критерии оценки поступивших заявок, условия государственного контракта, если предметом конкурса является его заключение; проводится предварительный отбор участников в целях выявления поставщиков, соответствующих установленным требованиям.

Содержание торгов, проходящих в форме конкурса, образует рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в нем. Для этого в установленное конкурсной документацией время проводится заседание конкурсной комиссии, на котором председатель комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе. Участники конкурса или их представители вправе присутствовать при этом. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление поступивших заявок в целях определения победителя конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации. Она вправе потребовать от участников конкурса разъяснения положений поданных ими заявок. Заявка отклоняется, если: участник конкурса не соответствует установленным требованиям, отказался дать разъяснение положений заявки, сама заявка не отвечает конкурсным требованиям.

Победителем конкурса признается его участник, в заявке которого предложены лучшие условия. При этом комиссия вправе потребовать от победителя подтверждения соответствия установленным требованиям. Если предметом конкурса является только право на заключение Договора, то он должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в Извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.



Индекс материала
Курс: Организация коммерческих сделок
Дидактический план
Понятие и классификация коммерческих сделок
Этапы реализации коммерческих сделок
Роль информации при организации коммерческих сделок
Виды информации
Коммерческая корреспонденция
Коммерческая тайна и способы ее защиты
Товарная информация и товарные знаки
Правовая охрана товарного знака
Использование товарного знака
Понятие и правовое регулирование договоров
Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле
Порядок заключения и исполнения договоров
Ответственность за нарушение договорных обязательств
Изменение и расторжение договора
Содержание закупочной работы
Особенности договора поставки, его содержание
Закупка товара на оптовых ярмарках
Контроль за осуществлением коммерческой сделки
Сущность и методы оптовой продажи товаров
Коммерческие сделки при биржевой торговле
Аукционная торговля
Публичные торги
Коммерческие сделки при продаже товаров на оптовых рынках и ярмарках
Понятие и организация розничной торговли


Просмотров