Что относят к социальным правам гражданина? Система охранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования и дистанционного

обучения

Контрольная работа

Социальные права человека

Выполнила студентка:

Специальность: социальная работа

Проверила:

Социальные права человека…………………………………………………….

Право на труд…………………………………………………………………….

Право на социальное обеспечение……………………………………………..

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………………………….

Право граждан на благоприятные условия жизни………………………….

Право на защиту материнства, детства и семьи…………………………….

Право на образование…………………………………………………………..

Право на жилье…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Введение

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .

Эти слова мы видим в самом начале Конституции РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В нашей контрольной работе мы рассмотрим социальные права человека – важную составляющую часть конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Цель нашей работы – изучить социальные права человека.

Социальные права человека

· права и свободы человека в сфере труда (ст. 37) – право на труд в надлежащих условиях; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные трудовые и коллективные споры, включая право на забастовку; право на отдых;

· право на социальное обеспечение (ст. 7, 39);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право граждан на благоприятные условия жизни (ст. 42);

· защита материнства, детства и семьи (ст. 38, 39);

· право на образование (ст. 43);

· право на жилье (ст. 40).

Право на труд

Впервые право на труд было закреплено в нашей стране в Конституции СССР 1936 года. Его право раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с ее количеством и качеством.
Конституция Российской Федерации 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда. Конституция Российской Федерации закрепляет свободу труда.

Свобода труда означает свободный для гражданина выбор трудиться или не трудиться. Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд и закрепляет за каждым человеком право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Эти права гарантированы Конституцией Российской Федерации, поскольку в ней закреплено право частной собственности, свобода предпринимательской и творческой деятельности, равный доступ к государственной службе и другие права (ст. 32, 34, 35, 37, 44), которые позволяют каждому выбирать для себя род деятельности, в наибольшей степени отвечающий его личным потребностям и интересам. Это может быть реализовано, например, путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, на основе трудового договора с определенным физическим или юридическим лицом (работодателем).

Свободный выбор рода деятельности или профессии означает также право менять место работы после соответствующего уведомления администрации, право трудиться после достижения установленного пенсионного возраста и т.д.

Право на труд имеет основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социальные права. И человек должен реализовывать свое право на труд в таких условиях, которые не унижали бы его достоинство, а способствовали наиболее полному и гармоничному развитию личности. Таким образом, обеспечение возможности трудиться невозможно рассматривать отдельно от тех условий, в которых человек реализует эту возможность.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст. 2).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность .

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является одним из важнейших. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя конкретные права на совершение определенных действий. В частности, согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ работники имеют право на:

Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний;

Получение достоверной информации об условиях и охране труда

на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных производственных факторов;

Отказ от выполнения работ в случае возникновения угрозы жизни и здоровью;

Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

Личное участие или участие через своих представителей в

рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания, происшедшего с ним на работе и т.п.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд. Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд .

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда). Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Право на социальное обеспечение

Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусматривается право на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение - одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральным законодательством устанавливаются минимальные размеры пенсий и пособий.

Кроме того, государством устанавливается широкая система льгот для различных категорий граждан: героев России, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, чернобыльцев. Общее число льготников составляет примерно 16 млн человек.

К льготам относятся:

Бесплатный проезд;

Бесплатные лекарства;

Ежегодная бесплатная путевка на санаторное лечение с оплатой проезда к месту лечения;

Льготы по оплате коммунальных услуг и др.

В настоящее время произведена монетизация льгот. Все лица, имеющие льготы, получают установленные федеральным законом денежные суммы, которые должны компенсировать утрату материальных льгот.
Государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения граждан, т.е. созданию частных пенсионных фондов, пенсионному страхованию. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Конституционное закрепление поощрения благотворительности имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут за это ответственность.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравмедпромом России и Министерствами здравоохранения республик в составе Федерации.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства

финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рекламы. Они установлены Указом Президента РФ. Не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой информации несут ответственность.

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. Гарантии в области охраны здоровья установлены: семье (ст.22); беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним (ст.24);

военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту (ст.25); гражданам пожилого возраста (ст. 26); инвалидам (ст.27); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст.28) и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

· проведение консилиума и консультаций других специалистов;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 Основ;

· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ;

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;

· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;

· возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинении вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Право граждан на благоприятные условия жизни

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий .

Право на защиту материнства, детства и семьи

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ч.3 ст.16).

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает:

· повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу

и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;

· специальные правила по охране труда и здоровья женщин:

Запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелы работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

Установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

Ограничение труда в ночное время и др.

Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством:

· использование труда женщин, имеющих детей, на работе с

неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей;

· по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов

До 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому) графику, на дому;

· предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4

дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Так, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г., предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщины во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Кодекс о браке и семье содержит основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав ребенка.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" (ч.2 ст.38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей (ст.78 Кодекса о браке и семье).

Семейное право, опирающееся на ст.38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников.

Право на образование

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в

соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней.

Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования .

Под системой образования понимается совокупность:

· сети реализующих и образовательных учреждений различных

организационно-правовых форм, типов и видов;

· системы преемственных образовательных программ и

государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· системы органов управления образованием и подведомственных

им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст.9 Закона об образовании.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании. Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Право на жилье

Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

В статье 40 Конституции РФ говорится о том, что:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно

лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления

поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в

жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы была закрепленная прежней Конституцией монополия государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа незначительное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было.

Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения "в общем котле" для последующего государственного и муниципального жилищного строительства, и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения

Для малоимущих сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, осуществляется без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования.

Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного фонда (ст.18 Закона): с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

Заключение

Итак, мы рассмотрели, изучили социальные права человека, и пришли к следующим выводам.

Социальные права обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

К числу социальных прав человека Конституции Российской Федерации относятся:

· права и свободы человека в сфере труда – право на труд в надлежащих условиях; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные трудовые и коллективные споры, включая право на забастовку; право на отдых;

· право на социальное обеспечение;

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· право граждан на благоприятные условия жизни;

· защита материнства, детства и семьи;

· право на образование;

· право на жилье.

Социальные права граждан являются предметом особого внимания Президента Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Они во многом определяют смысл и содержание социально-экономической политики и ее практической реализации в условиях формирования правового государства с социально ориентированной экономикой. Ведь зрелость гражданского общества, уровень развития государственности в стране оцениваются исходя, прежде всего, из сложившегося отношения к детям, инвалидам, ветеранам, пожилым людям, ко всем категориям пенсионеров.

Список литературы

2. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы.– М.: Юриспруденция, 2001.– 224 с.

3. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 47 с.

4. Козлов Е.И., Кутафин. О.Е. Конституционное право России: учеб.– М.: Проспект, 2009.– 608 с.

5. Конституционное право России: учебник / С. Г. Сергеев. -М. : Дашков и К, 2008.-575 c.

6. Социальные права граждан в вопросах и ответах. - М.: Норма, 2006.- 351 c.

7.Чиркин В.Е. Конституционное право России / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т (ин-т). - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2008.- 442 c.

Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить .

Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.

Социальные права — это и защита детей государством

Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.

Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.

Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.

Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.

Социальные находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.

Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:

  • Первое поколение появилось во времена, когда в Европе бушевали буржуазные революции (17-18 вв.). Категория прав и свобод первого поколения носит политический и гражданский характер. К ним применимо понятие негативизма, то есть независимости их проявления от действий и отношения государства. К первому поколению принято относить право на жизнь, свободу мысли, слова, личности, неприкосновенность жилища и др.
  • Второе поколение прав и свобод включает в себя социальные, экономические и культурные блага, необходимость в которых была признана лишь к середине 20 в. в связи с различными социалистическими движениями, возникавшими по всему миру. Эти права относят к позитивным – требующим государственного вмешательства для их реализации и соблюдения (право на детство и материнство, здравоохранение, образование, свободный труд, и др.)
  • В категорию прав и свобод третьего поколения вошли коллективные и национальные блага, потребность в которых появилась в связи с усугублением глобальных проблем, касающихся целых народов и наций (право на информацию, мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.

С основами социального права ознакомит видеосюжет:

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защиту

Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.

Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. инвалидность;
  3. временная нетрудоспособность;
  4. потеря кормильца;
  5. потеря заработка (работы);
  6. недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.

Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  • наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем;
    реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;
  • запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных;
    предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.

Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  1. правовые основы проживания;
  2. доступность жилья;
  3. пригодность жилья для проживания;
  4. наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.

Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.

Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.

С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.

Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.

Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.

Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.

Мнение юриста-эксперта:

Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода. Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать. Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.

По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.

Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.

Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.

Каждый гражданин своей страны имеет определенные права. Сюда можно отнести право на образование, на работу, на социальное обеспечение, отдых и охрану здоровья. В случае их нарушения человек имеет право обратиться в суд и получить денежное возмещение за причиненный моральный ущерб.

Право на труд

Представленное право (часть 3 статьи 37 Основной закон) является очень многогранным, поэтому его стоит рассматривать отдельно по элементам, из которых оно состоит:

  1. За каждым человеком РФ закреплено право свободного распоряжения своими способностями к труду, делать самостоятельный выбор своей профессии и рода деятельности. В данном случае речь идет про осуществление права на труд по договору, согласно которому работодатель нанимает работника. Обладая правом свободного распределения своими способностями, человек может вообще не заниматься трудовой деятельностью.
  2. Каждый гражданин обязан выполнять свою работу в условиях, которые соответствуют всем нормам безопасности и гигиены.
  3. За выполненную работку человек имеет право получить денежное вознаграждение. В данном случае не допустима дискриминация.
  4. Государство обязано защитить своего гражданина от безработицы. Сюда стоит отнести бесплатную помощь в выборе подходящей работе и трудоустройстве, бесплатное обучение новой специальности, получение пособия по безработице.
  5. Гражданин РФ имеет право организовывать митинги с учетом принятых федеральным законом методов их разрешения. В этой связи интересно узнать, кто такие

На видео – социальные права человека по конституции РФ

На отдых

Данное право (ст. 45 Конституция)обладает тесной связью с правом на труд. Благодаря предоставленному праву каждому работающему гражданину РФ предоставляется право на восстановление усилий и сохранение здоровья, которое относится к общественным благам. В рамках этого интересно почитать про особенности деятельности и условия труда .

Также немаловажная роль отведена самому работнику, а точнее его деятельности. В его обязательства положено правильное использование отдыха. Сюда необходимо отнести совершенствование своих физических, умственных и деловых качеств. Роль государства состоит в том, чтобы закрепить в законодательных актах разумную продолжительность рабочего труда, выходных и праздничных дней, ежегодного отпуска, который должен оплачиваться.

На материнство и детство

Эта статья, прописанная в 1 части Основного закона, объединила в себе два вида права. Одно относится к родителям, а другое – к детям. Достигается оно развитой системой гарантий, которые обозначены в федеральном законодательстве. Сюда стоит отнести выплаты:

  • во вовремя вынашивания ребенка;
  • после родов;
  • на воспитание детей;
  • по потере кормильца;
  • многодетным семьям.

Основной закон РФ определяет права детей и родителей взаимного характера. У родителей права подразумевают воспитание своих детей, заботу и внимание. Однако совершеннолетние дети обязаны проявить заботу относительно своих нетрудоспособных родителей.

На социальное обеспечение

Обладать этим правом (ст. 38-39) могут люди до определенного возраста, по причине болезни, инвалидности, потери кормильца. Существуют следующие формы в рамках :

  • пособия;
  • пенсии;
  • добровольное социальное страхование.

На жилище

Это право (ст.40) является одним из основополагающих. Оно сводится к 3 возможностям юридической направленности:
постоянная эксплуатация жилого помещения;приложение усилий, направленных на улучшение жилищных условий;гарантирование и реализация здоровой жилой среды, которая будет достойна цивилизованного гражданина.

На сегодняшний день государство – это важнейший орган в данной области. Как правило, оно не обеспечивает граждан новым жильем, а только в различных проявлениях помогает людям при реализации их прав на жилье. В данном случае государство может только выделять кредиты на строительство, поощрять строительство жилого дома, выделять компенсации.

На охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья (ст.41 Конституции) – это комплекс политических, экономических, правовых, культурных, социальных и медицинских мероприятий, которые служат для сохранения и улучшения здоровья каждого гражданина. Также охрана здоровья регулирует меры по поддержанию долголетия человека, предоставления ему помощи медицинского характера при утрате здоровья.

Медицинская помощь – это комплекс мер, которые направлены на оказание помощи профилактического, леченого, реабилитационного, зубопротезного характера. Также сюда стоит отнести социальные мероприятия, направленные на уход за больными, инвалидами и нетрудоспособными лицами. Вся медицинская помощь должна быть оказана бесплатно. Спонсором в данном случае выступает государство. Но в качестве дополнения имеется частная система здравоохранения. На ее развитие деньги также выделяет государство.

На образование

В эту категорию включены права (статья 41), предусматривающие целенаправленный процесс обучения и воспитания. В РФ образование (среднее, дошкольное) является доступным и бесплатным для всех.

Бесплатно можно учиться и в высших учебных заведениях, но для этого необходимо пройти конкурс и набрать требуемое количество баллов. Сегодня происходит параллельное развитие сети учебных заведений. Также образование в РФ может принимать вид семейного самообразования, экстерната. Но для того, чтобы получить образование, были разработаны единые государственные образовательные стандарты.

Так же будет интересно узнать про международные договоры как источник конституционного права. Вся информация в данной

К сожалению, сегодня не каждый гражданин может с уверенностью сказать, что знает все свои права. Результатом такой необразованности становится проблемы с получением образования, медицинской помощи, социального обеспечения. Все права человека занесены в конституцию РФ и должны выполняться обязательно и неукоснительно. Так же полезно почитать о том, что такое .

УДК 349.2:347.6

Страницы в журнале: 141-144

С.В. ПОЛЕНИНА,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права РАН,

Е.В. СИДОРОВА,

юрист 1-го класса, консультант отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента конституционного законодательства Минюста России

Рецензия на: Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). Актуальные проблемы социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.Н. Тарусиной. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 172 с.

Социальное и трудовое право сегодня опять находятся в центре пристального внимания юридической общественности, ввиду принятия федеральных законов, регулирующих и активизирующих общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Среди научных работ в русле развития идей о трудовом и социальном праве в Европейском союзе стоит выделить работы Е.А. Ершовой, В.В. Ершова и др.

Социально-юридическая тетрадь, подготовленная под руководством Н.Н. Тарусиной, имеет непосредственное отношение к рассмотрению проблем социального, семейного, трудового, земельного и жилищного права, законодательства и создания в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова новой кафедры, которая занимается социальным и семейным законодательством. В первом тематическом сборнике, посвященном рассматриваемым вопросам, участвовало двенадцать авторов, которые постарались заострить внимание читателей на проблемах социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции.

Предваряет сборник содержательная статья А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой «Социальное право: многообразие понимания и версия Европейского Союза», в которой проводится аналитический обзор различных трактовок социального права. Авторы выделяют четыре направления обоснования социального права.

Согласно первому направлению социальное право определяется как всеобъемлющая категория права, как «право интеграции».

В соответствии со вторым направлением социальное право представляет собой сферу пересечения частного и публичного права, их взаимодействие порождает социальное право (с. 8). Это соображение отражено в работах по вопросам конвергенции частного и публичного права. При изучении представленной тематики исследования фактор комплексности, на наш взгляд, можно рассмотреть как одно из последствий конвергенции частного и публичного права. В рамках данного направления социальное право рассматривают также в качестве надотраслевого правового образования, стоящего в одном ряду с частным и публичным правом (Ю.А. Тихомиров). Данная концепция интересна и благотворно может сказаться на развитии идеи о комплексных правовых образованиях в подсистеме социального права.

Согласно третьему направлению социальное право противопоставляется индивидуальному праву и созвучно понятию «коллективное право» (с. 10). Так, О.Ф. Гирке помимо традиционного частного, а также публичного права выделяет социальное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью союзов, отделенных от государства. В настоящее время этот подход перекликается с делением нашего общества на государственный, частный секторы и сектор некоммерческих организаций.

В соответствии с четвертым направлением социальное право рассматривается авторами сборника как комплекс издаваемых государством законов, которые защищают население (с. 12). Сторонники данного подхода связывают социальное право с социальной функцией государства, выделяя отрасли, обеспечивающие решение социальных вопросов. С одной стороны, этот подход фактически сводится к формированию комплексной отрасли права (социальное право), объединяющей различные отрасли и институты российского права, которые имеют общее назначение (цель) (С.А. Иванов, И.А. Ледях, М.И. Лепихов). Вместе с тем такая точка зрения получает развитие и в другой концепции социального права, согласно которой социальное право должно выступать некоей надотраслью права (О.А. Парягина, М.В. Филиппова), содержащей отрасли социальной направленности. А.М. Лушников и М.В. Лушникова считают, что следует акцентировать внимание на развитии социального законодательства (а не права), и отмечают его комплексный характер. Социальное право рассматривается ими как суперотрасль, включающая в себя трудовое законодательство и законодательство социального обеспечения.

Рассмотренные в статье различные трактовки социального права, на наш взгляд, вызывают понимание и поддержку, но нуждаются в унификации. В настоящее время процесс формирования единого мнения ученых по данному вопросу еще не завершен.

Важно значение вопросов, исследуемых Н.Н. Тарусиной в статье «Социальная направленность цивилистики и смежных областей юриспруденции: предпосылки, гипотезы и некоторые констатации». Автор обращает внимание на социальный аспект отраслей права и законодательства, в том числе комплексных институтов (с. 22). Этот принципиальный подход к пониманию содержания социального применительно к праву и законодательству свидетельствует, во-первых, об иных признаках деления права на отрасли, во-вторых, о формировании комплексных правовых образований в системе права и системе законодательства.

В другой статье Н.Н. Тарусиной - «Семейное право и семейное законодательство: экспертиза на соответствие занимаемой должности социального служения» - автор занимает крайнюю позицию, считая, что одним из векторов актуализации социальной направленности семейного законодательства является построение барьеров против коммерческой «экспансии гражданского права», его атаки на классические социально ориентированные семейно-правовые технологии (с. 75). Данный вывод представляется спорным, поскольку в настоящее время законодатель уделяет внимание процессу гармонизации публичного и частного права, в том числе в семейно-правовой сфере.

Далее Н.Н. Тарусина исследует социальную составляющую семейного законодательства, которая проявляется в институтах семейного права, в частности, в институте брака, родительства и детства, институте попечения детей, институте алиментных обязательств. Предлагается законодательно закрепить понятийную конструкцию «статус ребенка» (с. 64). Кроме того, во второй части статьи автор обращается к гендерному аспекту семейных отношений и предлагает пути их оптимизации. Третья часть статьи посвящена судебной защите прав и интересов детей, родителей, попечителей, супругов, нуждающихся в помощи членов семьи. Автор размышляет о социальном контексте взаимодействия семейного права и гражданского процесса, в частности о социализации и специализации правосудия по семейным делам. Так, Н.Н. Тарусина вполне справедливо, на наш взгляд, сожалеет, что идея о специальных семейных судах вновь «задыхается» под спудом финансовых проблем (с. 72).

В рецензируемый сборник включена статья А.Ю. Поваренкова «Методология исследования социального риска», в которой исследуется особая разновидность риска - социальный риск. Достаточно подробно, с привлечением нового законодательства об обязательном социальном страховании и судебной практики, освещено понятие социального риска, его признаки. Заслуживает внимания идея автора о том, что различным формам социального риска должны соответствовать различные инструменты его компенсации (с. 53).

О.И. Сочнева в статье «О “детском праве” как комплексном нормативно-правовом блоке социального законодательства» справедливо отмечает, что в Российской Федерации продолжается формирование законодательной базы в сфере обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. Рядом ученых была предложена концепция детского права как новой подотрасли международного гуманитарного права (с. 77). В своем современном состоянии это комплексная отрасль (подотрасль социального законодательства), которая имеет различную отраслевую принадлежность и ориентирована на решение специфических задач по поводу обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. В статье представлено авторское видение вопросов особенностей ряда правомочий детей, в том числе их права жить и воспитываться в семье, права на защиту, на имя, права выражать свое мнение.

А.В. Вошатко в статье «Индивидуальное и семейное начало в системе оснований наследования» предлагает вниманию читателей обзор литературных и законодательных источников и некоторые сопутствующие обобщающие выводы, направленные на выяснение поставленного вопроса. Принципиальным является вывод автора о том, что семейное начало ставится на первое место в наследственном праве, хотя распоряжение наследодателя обладает бесспорным приоритетом по сравнению с порядком наследования по закону (с. 107).

О.Г. Миролюбова написала для сборника две статьи - «О социальном контексте земельного законодательства» и «О социальной направленности жилищного права и законодательства». Автор исследует в основном публичную составляющую земельного права, а также подчеркивает его имущественный характер, что соответствует устоявшимся положениям Конституции РФ, ЗК РФ и ГК РФ по поводу земельных отношений.

Кроме того, О.Г. Миролюбова представляет перечень проблем, касающихся жилищной сферы, которые имеют существенное значение для практики. Надеемся, что О.Г. Миролюбова продолжит исследование этой проблематики и добьется новых творческих успехов.

Ознакомление с научной статьей Е.А. Исаевой «Гендерная составляющая социальной политики Европейского Союза: идеи законодателя и толкование правоприменителя» (с. 125) позволяет составить полное представление о влиянии европейского права и правосудия на достижение гендерного равенства в странах Евросоюза. В статье приведены примеры из европейского законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты прав женщин и лиц с семейными обязанностями. Проводится сопоставление со статусом российских женщин и вообще всех граждан Российской Федерации с семейными обязанностями.

Интересна включенная в сборник публикация Т.Ю. Барышниковой, Ю.А. Кузнецова «О разграничении полномочий публичных образований по финансированию мер социальной поддержки населения: пробелы законодательства и практика их преодоления». В статье рассматриваются вопросы возмещения убытков, возникших в результате отсутствия возмещения затрат коммерческих организаций на предоставление социальных услуг. Продолжая научную дискуссию о содержании понятия «социальное государство», авторы считают вполне оправданным возможность рассматривать его в узком аспекте как наличие определенных благ, предоставляемых человеку системой специальных услуг. Значение этой стороны деятельности государства ученые видят в том, что построение социального государства невозможно без финансового его участия. В таком контексте социальное государство понимается ими как корпоративная модель, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций за материальное положение и судьбы своих работников (с. 142). Признавая прямое закрепление БК РФ правила о том, что обязанным лицом по оказанию мер социальной поддержки является соответствующее публично-правовое образование, авторы приходят к выводу, что в основу обеспечения мер социальной поддержки бюджетным финансированием могут быть положены специальные нормы ответственности за несвоевременное возмещение затрат организациям, предоставляющим социальные услуги.

Завершая рецензию, хотелось бы отметить, что сборник, подготовленный авторским коллективом кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, отличается острой актуальностью исследуемых вопросов. Работа охватывает большое число нерешенных проблем социального, семейного, земельного и жилищного права и законодательства, а также намечает вероятные пути их рационального и последовательного решения в данной сфере, обогащая юридическую науку и практику.

Библиография

1 См.: Кашкин Ю.С. Развитие идей о трудовом и социальном праве в Европейском Союзе // Право. 2009. № 4. С. 71-82.

2 Ершова Е.А. Трудовое право в России. - М., 2007; Она же. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2009. № 1. С. 61-72.

3 См.: Высшее юридическое образование и трудовое право в России: актуальные вопросы теории и практики: Интервью В.В. Ершова // Там же. 2010. № 4. С. 73-76.

4 См.: Поленина С.В. Институт брака - международно-правовой, национальный и культурный аспект // Диалог культур и партнерств цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. - СПб., 2010. С. 409-411; Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. - М., 2011.

5 См.: Gierke O. F. Deutsches Privatrecht. - Leipzig, 1905. S . 26-33; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву (серия «Классика российской цивилистики»). - М., 2000. С. 104-105, 145-148.

6 См.: Защита прав человека в условиях перехода к рынку (материалы круглого стола) // Государство и право. 1993. № 6. С. 15-46; Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). - М., 2000. С. 9-11.

7 См.: Парягина О.А. Правовые проблемы социальной политики. - Иркутск, 2001. С. 58; Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. С. 87.

Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется. Предметом социального права является:

Правовое регулирование занятости; охраны труда и здоровья населения; социальное обеспечение;

Социальное страхование и пенсионное обеспечение;

Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих за щиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершенно летних граждан, а также граждан, получивших увечье.

Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершенно летних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет следующие основные функции:

Экономическая;

Политическую;

Социальную;

Воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социально го назначения социального права.

Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.

Организационная функция социального права - это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социально го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.



Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой защитой.

Структура этой системы следующая:

а) управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);

б) управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);

г) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые элементы структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные норма ми социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление конкретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемещаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами) Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.

В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Они распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически

устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем об щим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (цен тральными и местными) властными структурами.

Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного Уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищённых слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны, не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера. Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной поли тики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это - банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики - человека.

Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитие негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового и законодательного.



Просмотров