Как называется защита прав детей. Бесплатные юридические консультации. Международная защита прав детей

Это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка» всеми государствами-участниками . Заседания комитета проводятся в Женеве, и, обычно, это три сессии в год, состоящие из трех недель пленарных заседаний и одной недели предсессионной работы в группах.

Комитет по защите прав ребенка рекомендовал каждому государству - участнику учредить независимый механизм, предназначенный защищать и поощрять права ребенка , наделив его полномочиями по на нарушение прав детей и отслеживанию принятых мер. В России такой механизм был создан в 1998 году по инициативе Минздравсоцразвития и при непосредственном участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Он призван обеспечить координацию всех программ в интересах детей.

Уполномоченный по правам ребенка

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ . Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

Приближенность к структуре исполнительной власти в разных регионах проявляется по - разному. Большую независимость эта должность приобретает, как отдельная структура городской или областной администрации, что позволяет со стороны оценить качество государственной заботы , в сфере прав детей. В некоторых случаях наблюдается поглощение должности УППР другими государственными структурами, курирующими права детей: комитет по труду и защите населения, соцзащита материнства и детства и др.

Отдел по защите прав детей

Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:

  • рассмотрение устных и письменных жалоб;
  • правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
  • проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.

Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.

Права несовершеннолетних защищают:

  • органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
  • прокуратура;
  • инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.

Организации по защите прав ребенка

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства , которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист - инспектор по охране детства . Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога - педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям - сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

Правовое положение детей и гарантии их прав в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, нормами семейного, гражданского, трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. Специальным законом в области защиты прав ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он предусматривает следующие основные направления защиты прав ребенка в Российской Федерации:

1. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации (ст. 6 ФЗ). Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов (ст. 7 ФЗ). Законодательством Российской Федерации установлен перечень субъектов, на которых возложена обязанность оказывать содействие ребенку в защите его прав. Среди них:

1) органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, которые в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, иными способами участвуют в защите прав ребенка;

2) родители или лица, их заменяющие, которые представляют интересы ребенка, осуществляют воспитание, содержание и всестороннее развитие ребенка, обеспечивают образование ребенка;

3) педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка по поручению органов опеки и попечительства, органов образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органов, занимающихся защитой прав ребенка;

4) общественные объединения (организации ) и иные некоммерческие организации, которые играют важную роль в социализации и защите прав ребенка, его подготовке к самостоятельной жизни.

3. Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 ФЗ). Конституцией и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено право каждого на образование, а также обязательность среднего общего образования. Первыми педагогами являются родители. В дальнейшем поступая в образовательное учреждение, ребенок становится обязательным участником образовательного процесса, вследствие этого необходимо обеспечить защиту его прав в процессе обучения.

Законодательством установлен широкий круг гарантий прав ребенка при осуществлении образования и воспитания. Так, при осуществлении образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений. Исключением являются детские общественные объединения, создаваемые политическими партиями, детские религиозные организации.

Обучающиеся, за исключением дошкольников и учащихся начальной школы, вправе ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. При этом обеспечивается участие представителей обучающихся в данном дисциплинарном расследовании.

Обучающиеся образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных нрав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения.

В образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

4. Обеспечение прав детей на охрану здоровья (ст. 10 ФЗ). В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

5. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости (ст. 11 ФЗ). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Защита прав детей на отдых и оздоровление (ст. 12 ФЗ). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

7. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 ФЗ). При формировании инфраструктуры для детей должны учитываться нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий. В случае если принимается решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, необходимо получение предварительной экспертной оценки последствий ликвидации данного объекта для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.

Законодательством установлены ограничения на изменение назначения имущества, которое использовалось на цели образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Даже при реорганизации и ликвидации объекта социальной инфраструктуры указанное имущество должно использоваться в соответствии с теми же целями.

8. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 ФЗ). Государством принимаются меры по защите ребенка от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Также принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Φ3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает обязательность экспертизы информации на предмет безопасности детей. После экспертизы информационной продукции ей присваивается категория, которая отмечается специальным знаком: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (+0); 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (+6); 3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет (+12); 4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет (+16); 5) информационная продукция, запрещенная для детей (+18). Надзор за соблюдением законодательства средствами массовой информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

9. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст. 14.1 ФЗ). В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией должны создавать благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия но образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и т.п., в пределах своих полномочий также должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны содействовать указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей.

Законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

1) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и т.п., в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, объектах, предназначенных для обеспечения доступа к сети "Интернет", в иных общественных местах без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

3) порядок уведомления родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в указанных выше местах, а также порядок доставления такого ребенка его родителям либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, но месту обнаружения ребенка.

За несоблюдение установленных требований может вводиться административная ответственность.

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 ФЗ). В категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , входят:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети-инвалиды;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает особые меры защиты. В частности, гарантирует судебную защиту их прав.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка п. 2 ст. 56 СК РФ предоставляет возможность детям любого возраста самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а достигшим 14 лет - в суд. Данное положение обеспечивает право ребенка на защиту от злоупотреблений, прежде всего, со стороны родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности.

В большинстве случаев дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не обращаются за защитой своих прав в силу разных причин. В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК РФ установлено, что каждый, кому стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязан незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Имущественные права ребенка: специфика правовой регламентации. Основания приобретения и специфика осуществления ребенком правомочий собственника. Управление имуществом ребенка: порядок, условия, способы, пределы. Осуществление имущественных прав ребенка при наличии противоречий между интересами родителей и детей.


Похожая информация.


Законодательством нашего государства защита прав ребенка гарантируется несколькими законодательными актами. Главный свод законов, в котором прописаны интересы детей – Конституция РФ. Также нормы права, определяющие права несовершеннолетних, установлены в Семейном кодексе, Федеральном законе № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенции о правах ребенка и в иных правовых актах, действующих на территории Российской Федерации.

Осуществление защиты прав детей

Конституция РФ определяет право ребенка на образование и оказание необходимой врачебной помощи. Этим вопросам посвящены 41 и 46 главы Конституции РФ. Конституционными нормами детям дается гарантия на получение медицинской помощи бесплатно, в любых государственных или муниципальных лечебных учреждениях, а также на доступность образования.

Семейным кодексом в 11 гл. устанавливаются основные права ребенка. Основное право ребенка – это возможность жить в своей семье, также никто не может ограничить его общение с родственниками, за исключением особых случаев, прописанных в законодательстве. Ребенок имеет право на охрану своих интересов и собственное мнение. Защищать интересы ребенка обязаны его родители, но в отдельных случаях эта обязанность законодательством передается суду, органам прокуратуры или опеки. Семейный кодекс предусматривает защиту прав и интересов детей и от злоупотреблений родителей. Несовершеннолетний ребенок всегда может обратиться к представителям опеки с заявлением о нарушении своих прав, а с возраста 14 лет – и подать исковое заявление в суд.

За жестокое обращение с ребенком предусмотрена уголовная ответственность, Семейный кодекс предусматривает в ст. 69 лишение родительских прав за подобные действия.

Формы защиты прав ребенка

Компетентные органы, которые осуществляют защиту прав ребенка в РФ – это органы прокуратуры, инспекторы по делам несовершеннолетних при правоохранительных органах, отделы опеки и попечительства при муниципальных органах власти.

Органы прокуратуры могут подать иск в судебные органы о том, чтобы лишить или ограничить родителей в праве воспитывать детей, отмене факта усыновления приемного ребенка. При наличии оснований, позволяющих предполагать, что права ребенка были нарушены, представители прокуратуры могут обратиться в отдел опеки и потребовать ликвидировать нарушение.

Роль органов правоохранения состоит в принудительных мерах по исполнению судебных решений, выявлению нарушений интересов детей. Кроме того, органами внутренних дел проводится обширная профилактическая работа, помогающая решению проблемы защиты прав детей – работа с неблагополучными семьями, контроль над исполнением в таких семьях обязательств родителей по отношению к детям.

Органы опеки и попечительства ст. 121 СК РФ наделены полномочиями: инициировать судебные дела об отмене родительских прав, давать разрешение на процедуру усыновления, выносить заключения при спорных ситуациях в семейных взаимоотношениях. Часто органы опеки сами становятся ответчиками по судебным искам, если родители детей возражают против лишения или ограничения родительских прав.

Защита прав детей в суде также предусмотрена законодательством. Лица, пренебрегающие своими обязанностями в отношении воспитания, обучения, защиты детей привлекаются к административным санкциям, более тяжелые правонарушения, связанные с угрозой жизни или здоровью ребенка, рассматриваются в рамках уголовного производства.

Юридическая помощь при нарушении прав детей

Юристы нашей компании помогут защитить права ребенка, если они были нарушены в семье или в школе. Органы опеки не всегда могут вовремя заметить, что ребенок нуждается в защите. Если вы знаете, что интересы вашего ребенка были затронуты третьим лицом – вы имеете полное право обратиться в суд, наши опытные адвокаты помогут вам в составлении искового заявления и предоставлении доказательств.

Екатерина Кожевникова

Время на чтение: 3 минуты

Каждый ребенок, в момент появления на свет приобретает ряд определенных прав, которые закрепляются за ним вплоть до достижения совершеннолетнего возраста. Это гарантируется законодательством РФ, а именно Семейным и Гражданским Кодексами, а также рядом федеральных законов в защиту детей. В первую очередь, защита прав ребенка осуществляется его родителями, а в случае невозможности этого, службой защиты детей.

Права несовершеннолетних детей

Согласно нормам действующего законодательства, детьми считаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Именно на них распространяется действие главы 11 Семейного Кодекса РФ, ФЗ «О защите детей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеке и попечительств», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в России», а также Конвенции «О правах ребенка». Основным документом среди названных является последний в списке.

Основные права ребенка:

  • на жизнь и на семью (статья 54 Семейного Кодекса РФ);
  • на полное имя (статья 58 Семейного Кодекса РФ);
  • знать своих родителей и общаться с ними, если они проживают отдельно (статья 55 Семейного Кодекса РФ);
  • на общение с родственниками;
  • на воспитание и защиту (статья 56 Семейного Кодекса РФ);
  • на образование;
  • на имущество (статья 60 Семейного Кодекса РФ);
  • на свое личное мнение (статья 57 Семейного Кодекса РФ).

Если лицо до достижения им восемнадцати лет обретет статус эмансипированного, рассчитывать на правовую защиту детей со стороны государства не следует.

Варианты защиты законных прав детей

Защита прав и интересов детей может происходить любым способом, который не перечит нормам действующего законодательства. Федеральным Законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года определены основные принципы проведения государственной политики по защите прав ребенка:

  • обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;
  • поддержка территориальных органов по защите прав детей;
  • поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  • привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.


Просмотров