Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие :

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов :

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

    • территориального;
    • экстерриториального.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов.

Под действием гражданского законодательства во времени понимается определение начального и конечного момента действия правового акта, регулирующего гражданские отношения.

Введение в действие гражданских законов осуществляется на основании Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

По общему правилу акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом. 7

Различают даты принятия акта гражданского законодательства, опубликования и вступления в силу. Так, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в официальных источника (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Эти законы должны вступать в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в силу.

Введение в действие указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ осуществляется на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Согласно его положениям, подзаконные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ также подлежат официальному опубликованию (Российская газета или Собрание законодательства Российской Федерации) в течение 10 дней после их подписания. Они вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования (Указы Президента РФ) либо со дня их подписания (Постановления Правительства РФ). Как в указах, так и в постановлениях может быть предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Законы, а также иные нормативно-правовые акты, не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, т. е. не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

Прекращение действия нормативно-правового акта происходит:

С наступлением установленного в нем срока;

В результате его прямой отмены;

С принятием нового акта, отменяющего или изменяющего старый. 8

Действие гражданского законодательства в пространстве означает, что по общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на территорию Российской Федерации. Орган, издавший нормативно-правовой акт, может ограничить территорию действия данного акта. 9

Территорией России охватываются в пределах государственной границы суша, включая острова; водное и воздушное пространство; пограничные судоходные реки до середины главного фарватера или тальвега реки; пограничные озера до середины озера или до прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера. В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами внешних морей и океанов, то к границам России относятся прибрежные воды и воздушное пространство над ними в пределах 12-мильной зоны. Что же касается пространства по сухопутной и водной территории России, то глубина их не ограничена.

Под юрисдикцией России находится пространство экономической зоны, а также территория гражданских морских, речных и воздушных судов, находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве. Что же касается военных морских, речных и воздушных судов, то они признаются территорией России независимо от места нахождения в морском, речном и воздушном пространстве. Аналогичным образом решается вопрос и с местонахождением военных баз и месторасположением военных частей (гарнизонов).

Территории посольств и консульств в иностранных государствах, хотя территорией России и не являются, однако на них распространяется дипломатический иммунитет, а поэтому там действуют законы Российской Федерации. 10

Действие гражданского процессуального права по кругу лиц означает, что данная отрасль права распространяется на всех лиц, находящихся на территории РФ. К указанным лицам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК).

Когда действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией РФ, то указанный акт действует только в отношении тех лиц, которые находятся на данной территории. Но имеют место случаи, когда в самом нормативном акте установлено или вытекает из его смысла, что он применяется не ко всем, а лишь к определенной группе лиц. К примеру, в самом Законе РФ «О защите прав потребителей» установлено, что он распространяет свое действие только на тех субъектов гражданского права, которые относятся к потребителям и предпринимателям. 11

Многообразие и сложность гражданско-правовых отношений предполагает возникновение правовых ситуаций, не отрегулированных гражданским законодательством, и данный пробел устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Аналогия закона - это способ восполнения пробелов в гражданском законодательстве, когда к соответствующим правоотношениям применяются нормы, регулирующие сходные ситуации. Применение аналогии закона допускается при следующих условиях:

1) возникшее правоотношение носит гражданско-правовой характер;

2) данный пробел не может быть урегулирован действующим гражданским законодательством или договором;

3)наличие законодательного регулирования сходных правоотношений;

4) гражданское законодательство допускает применение аналогии закона к регулированию возникшего правоотношения.

В редких случаях может возникнуть правовая ситуация, когда регулирование возникшего правоотношения осуществляется по аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), когда отсутствуют необходимые нормы гражданского законодательства и нет возможности применить аналогию закона. Правовой смысл применения аналогии права заключается в том, что определенные конкретные права и обязанности сторон гражданского правоотношения определяются исходя из общих принципов и смысла гражданского законодательства, с учетом требования добросовестности, разумности и справедливости.

В процессе единообразного применения норм гражданского права, возникает необходимость установления и уяснения смысла и содержания тех или иных правил, применяемых в гражданском обороте. С этой целью прибегают к толкованию текста норм гражданского законодательства, помогающему устранить обнаруженные в них неясности. В теории государства и права указаны следующие способы толкования: грамматическое, логическое, систематическое и историческое, а в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующей нормы толкование может быть буквальное (аутентичное), ограничительное и расширительное. Пример и порядок толкования норм гражданского права законодатель указал в ст. 431 ГК РФ "Толкование договора". Субъектами толкования норм гражданского законодательства могут выступать судебные учреждения, правоохранительные органы, научные работники, связанные с юридической тематикой, и лица, осуществляющие правоприменительную практику. В отдельных случаях толкование норм гражданского права является обязательным, когда его принял государственный орган, имеющий компетенцию по разъяснению смысла и содержания такого нормативного акта. Например, высшие судебные органы вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, имеющие легальное толкование для всех нижестоящих звеньев судебной системы и обязательные для применения. 12

Пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения нормы права крайне важно знать пределы ее действия. Пределы действия норм права определяются, как правило, пределами действия нормативного правового акта͵ в которых данные нормы содержатся.

В теории права выделяют три параметра, определяющие пределы действия нормативного правового акта: действие во времени, в пространстве и по кругу лиц .

Действие нормативного правового акта во времени ограничено моментом его вступления в силу и моментом утраты юридической силы.

Обязательным условием вступления нормативного правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование .

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10= т и д н е й после дня их официального опубликования.

Из этого общего правила есть ряд исключений .

1. Иной порядок вступления в силу должна быть установлен в самом нормативном правовом акте или в специальном сопутствующем документе (к примеру, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 ᴦ. № 191-ФЗ ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ). При этом должна быть установлен как более длительный, чем общий, срок вступления нормативно-правового акта в силу, так и сокращенный. Установление сокращенных, по сравнению с общим, сроков вступления нормативных правовых актов в силу не должно становится правилом для правотворческого органа, так как не обеспечивает населœению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права.

Срок вступления в силу нормативного правового акта может устанавливаться путем указания определœенной даты или периода, по истечении которого акт вступает в силу. Требования к порядку вступления нормативных правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, бывают установлены в основном документе, регулирующем данную сферу. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

2. Нормативным правовым актом или специальным сопутствующим документом должна быть предусмотрено поэтапное, дифференцированное вступление в силу этого акта. В таком случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статьей обозначаются определœенными сроками либо связываются с наступлением определœенных условий. К примеру, статей 13 Федерального закона от 30 ноября 1994 ᴦ. № 52-ФЗ ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривалось, что глава 17 ГК РФ вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

3. В соответствии с пунктами 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 ᴦ. № 763 ʼʼО порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ акты Президента и Правительства Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера вступают в силу со дня их подписания, а аналогичные ведомственные нормативные правовые акты - со дня их государственной регистрации в Минюсте России, в случае если самими актами не установлен более поздний срок.

Важно отметить, что нормативные правовые акты Российской Федерации вступают в силу одновременно на территории всœей Российской Федерации. Вместе с тем нормативным правовым актом должна быть установлен и иной порядок, когда предусматривается для разных субъектов Российской Федерации различные сроки вступления акта в силу.

Что касается нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то общие требования к порядку их принятия и вступления в силу установлены статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 ᴦ. № 184-ФЗ ʼʼОб общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерацииʼʼ. Так, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации должны быть обнародованы. Порядок обнародования должен устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

При этом крайне важно помнить, что в случае, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок вступления таких актов в силу, то применению подлежит федеральный закон.

Субъектами Российской Федерации, как правило, устанавливаются следующие основные правила вступления нормативных правовых актов в силу :

· Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования;

· иные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их официального опубликования;

· в ряде субъектов нормативно-правовые акты вступают по истечении определœенного срока после официального опубликования (к примеру, акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия вступают в силу одновременно на всœей территории Республики Бурятия по истечении десяти календарных дней после их официального опубликования);

· подзаконные нормативные правовые акты, как правило, вступают со дня их подписания (к примеру, постановления Правительства Санкт-Петербурга, не затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, указы Президента Республики Татарстан);

· иной порядок вступления в силу должна быть установлен самим нормативным правовым актом.

Вступление нормативных правовых актов со дня их подписания допустимо только при условии, что такие акты не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. В противном случае в соответствии со статей 15 Конституции Российской Федерации они не влекут юридических последствий и не подлежат применению.

Порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления должен определяться уставом муниципального образования.

Как правило, уставами и муниципальными правовыми актами преимущественно закрепляется момент вступления в силу нормативного правового акта органа местного самоуправления - со дня официального опубликования. Иной порядок вступления акта в силу должна быть предусмотрен самим актом при условии его опубликования.

Следующим важным моментом для установления пределов действия во времени является момент утраты нормативным правовым актом силы (прекращения его действия). Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов:

1. Прямая отмена нормативного правового акта. Этот способ наиболее целœесообразен для правильного применения норм права. Здесь содержится указание на время прекращения действия официального документа.

2. Фактическая отменаданного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ достаточно часто имеет место, однако отсутствие прямого указания на отмену нормативного правового акта или на его отдельных положений нередко приводит к затруднениям на практике, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действий того или иного документам во многих случаях не наступает. Проблема также состоит по сути в том, что законодательно не установлены сроки приведения федеральных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми актами. В результате возникают коллизии норм права.

3. Истечение срока,на который был принят нормативный правовой акт, в случае если такой срок был установлен.

4. Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты. Так, утратили смысл и в связи с этим прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

5. В соответствии со ст.125 Конституции Р Ф нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, а также он должна быть признан недействующим в порядке судебного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

По общему правилу нормативный правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу, до момента утраты им юридической силы.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативного правового акта и ʼʼпереживаниеʼʼ нормативного правового акта.

Обратная сила нормативного правового акта состоит по сути в том, что вновь принятый акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до его вступления в силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. К примеру, статья 11 Федерального закона ʼʼО введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерацииʼʼ предусматривает, что действие статьи. 234 ГК РФ (ʼʼПриобретательная давностьʼʼ) распространяются и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года (дата введения в действие ГК РФ) и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.

Обратная сила всœегда придается нормативным правовым актам, смягчающим или устраняющим ответственность за совершение правонарушения. Это положение закреплено в статье 54 Конституции Российской Федерации и конкретизируется в специальных отраслевых нормативных правовых актах (к примеру, в ч. 1 ст. 10 УК РФ).

В целях недопущения ухудшения положения граждан в законодательстве установлены и ограничения на придание нормативному правовому акту обратной силы . Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 54 и 57), принцип обратной силы не может применяться к законам, которые устанавливают или отягчают ответственность, а также вводят новые налоги или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков. Ограничения на придание нормативному правовому акту, устанавливающему или отягчающему ответственность, обратной силы нашли закрепление и в ряде международных документов (ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий можно выделить простую и ревизионную обратную силу . При ревизионной - действие нормативного правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х годах нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания.

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра юридических последствий не предполагает.

ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта состоит по сути в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы . ʼʼПереживаниеʼʼ нормативного правового акта может иметь место, в случае если для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определœенный срок. К примеру, в соответствии с пунктом 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативный правовой акт может действовать на всœей территории государства, на какой-то определœенной части страны (к примеру, Федеральный закон от 31 мая 1999 ᴦ. № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне Магаданской областиʼʼ) и - в отдельных случаях - за пределами государства (к примеру, Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Как правило, нормативные правовые акты распространяют свое действие на всю территорию государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. К территории государства обычно относят: сухопутное пространство, недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды; территориальные воды; континœентальный шельф; воздушное пространство над сушей и водным пространством и т.д. Вместе с тем, выделяют условную территорию государства (военные суда под флагом государства; гражданские морские, речные, воздушные суда под флагом государства, находящиеся в водах или в воздушном пространстве данного государства либо нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом и др.).

Наиболее важное значение проблема территориального действия нормативных правовых актов приобретает в федеративных государствах. Пространство, на котором действует данный акт, определяется компетенцией правотворческого органа, его местом в системе органов государства. Так, федеральными органами государственной власти могут приниматься нормативные правовые акты:

Обязательные к исполнению на всœей территории РФ;

Действующие на ограниченной части государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать нормативные правовые акты, действие которых распространяется на всю территорию такого субъекта или на ее часть (к примеру, закон субъекта Российской Федерации об утверждении границ муниципального образования). Акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований. При этом такие акты также могут распространяться на территорию муниципального образования или на ее часть (к примеру, генеральный план посœелœения, принятый к части территории посœелœения).

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве есть исключение - так называемое ʼʼэкстерриториальное действиеʼʼ , суть которого состоит в распространении действия нормативных правовых актов государства за его пределами. Как правило, экстерриториальность проявляется в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями, находящимися за границей. К примеру, в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации, в случае если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Пределы действия нормативного правового акта по кругу лиц определяются кругом субъектов, на которых распространяются предписания такого акта.

Как правило, действие нормативных правовых актов распространяется на всœех субъектов, находящихся на соответствующей территории. При этом из этого правила существует ряд исключений.

1. Действие нормативного правового акта может распространяться только на определœенную группу лиц (к примеру, Федеральный закон от 24 ноября 1995 ᴦ. № 181-ФЗ ʼʼО социальной защите инвалидовʼʼ, Федеральный закон от 27 мая 1998 ᴦ. № 76-ФЗ ʼʼО статусе военнослужащихʼʼ и др.). Такие акты могут предусматривать наделœение данных категорий лиц специфическими правами, льготами, налагать на них обязанности, применять к ним специфические меры ответственности.

2. Ряд нормативных правовых актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Лица без гражданства и иностранные граждане не бывают участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства (большинство избирательных и политических прав, право занимать государственные должности, служба в вооруженных силах и др.). К данным категориям лиц предъявляются определœенные требования пребывания их на территории государства и т.д.

3. Действие норм уголовного, административного законодательства, а также ряда других законодательных актов Российской Федерации не распространяются на дипломатических представителœей иностранных государств и членов их семей, которые в соответствии с нормами международного права пользуются дипломатическим иммунитетом.

Ряд особенностей привлечения к административной и уголовной ответственности установлен в отношении отдельных категорий граждан (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы). Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 мая 1994 ᴦ. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не бывают привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (гл. 52) предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, прокуроров, следователœей, адвокатов и др.).

Пространстве и по кругу лиц - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пространстве и по кругу лиц" 2017, 2018.

Действие во времени.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Действие в пространстве.

Пределы действия определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах гос. границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в ин. тер. водах, невоенные суда в открытом море и в ин. территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет гос. и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного гос. лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.



Искл: иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

ЧЕТВЕРНИН: !!! Считает неправильным то, что пишут во всех учебниках!!! (То, что применение права по кругу лиц – это кому адресован закон) «Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц» - это обозначение неких явлений на языке командной теории.Если изменить слово право на приказы, то все становитс ясно.

Во времени:

Следует различать момент вступления закона в силу и действие во времени норм этого закона.

Закон вступает в силу:

С момента времени в будущем (pro futuro), если это установлено в самом законе.

Нормы этого закона действуют с момента вступления закона в силу, но при этом применяются:

К отношениям, возникающим с момента вступления закона в силу;

К отношениям, возникшим до вступления закона в силу (смягчающий закон имеет

обратную силу, отягчающий - не имеет).

Закон утрачивает силу в четырех случаях:

Отмена его законодателем;

Издание нового закона по тому же предмету регулирования;

Истечение срока действия закона;

Признание его недействительным, утратившим силу (по решению компетентного суда).

В пространстве: Национальные нормативные акты действуют в пределах юрисдикции государства, издающего нормативные акты. Вместе с тем государство в определенных случаях должно применять нормативные акты другого государства, если это предусмотрено ратифицированным международным договором или вытекает из положений международного частного права.

Экстерриториальное действие нормативных актов регулируется международным правом. Территория дипломатического представительства государства за рубежом, принадлежащие представительству транспортные средства рассматриваются как часть территории этого государства.

Уголовный закон другой страны принимается во внимание, когда суд решает вопрос о выдаче

лица, обвиняемого этой стране в совершении преступления; например, если обвиняемому по закону другой страны грозит смертная казнь, а в стране суда смертная казнь не допускается, в выдаче будет отказано.

Договоры о взаимной правовой помощи могут предусматривать исполнение судебного решения по уголовному делу на территории другого государства, но только при условии признания

этого решения соответствующим органом и, в конечном счете, судом этого государства.

В сфере частного права, к «отношениям с иностранным элементом» суд может применить закон другой страны. Но иностранный закон не имеет прямого действия, суд применяет его в силу

закона своей страны.

Институт международного частного права (существующий в отдельной стране механизм принуждения к соблюдению договоров «с иностранным элементом») ограничивает применение актов другого государства так называемой оговоркой о публичном порядке. Для государств, принадлежащих к разным культурам, использование чужих стандартов не всегда желательно или возможно. Поэтому закон предусматривает возможность использования судом оговорки о публичном порядке.

По кругу лиц

Со времен советской доктрины искажается вопрос о действии права «по кругу лиц». По существу

такого вопроса нет, поскольку право - общеобязательно.

Здесь следует различать два вопроса - о действии нормативных актов “по кругу лиц” и об адресатах правовых норм. Что касается первого, то в действительности такого вопроса просто нет.

Ибо нормативные акты государства действуют не по “кругу лиц”, а по территориальному принципу. Они обязательны для всех лиц, находящихся на территории данного государства, за исключением тех, на кого распространяется принцип экстерриториальности. Что касается второго вопроса, то на него отвечает гипотеза правовой нормы.

Нормативно-правовые акты действуют во времени следующим образом:

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования (как правило, 10 дней).

Также моментом начала действия некоторых актов является момент их принятия или официального опубликования, если об этом прямо говорится в акте.

Время вступления нормативно-правового акта в действие может быть указано в нем самом, в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РК (общая часть) был принят в декабре 1994 года, а вступил в силу 1 марта 1995 года.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта;

3) в связи с принятием нового акта.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия.

Закон обратной силы не имеет. Это значит, что закон не действует на те отношения, которые возникли до его принятия. Однако существуют исключения из этого правила:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен-ность.

Под пространством понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории военных и иных судов в открытом море, летательные аппараты, а также территории посольств.

В теории права существует также понятие “экстерри-ториальность”.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов за пределы территории государства. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Круг лиц включает в себя граждан, лиц без гражданства и иностранцев. По общему правилу нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, одинаково.

Из этого правила есть исключения.

Так свои особенности имеет действие нормативных актов на иностранцев и лиц без гражданства. Им не предос-тавляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность служить в вооруженных силах и др.)

Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности)). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РК, решается дипломатическим путем.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под формой права?

2. Каково соотношение категорий «форма права» и «источник права»?

3. Назовите виды форм права и охарактеризуйте каждый вид.

4. В чем особенность правовых обычаев как источников права?

5. Дайте определение судебного прецедента.

6. Дайте определение нормативно-правового акта и охарактеризуйте его виды.

7. В чем заключается высшая сила закона?

8. Дайте определение подзаконного акта.

9. Каково действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц?



Просмотров