Структура конституции рсфср 1937

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами:

1 Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в статье 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. В статье 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы" .

2 В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3 О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В статье 126 Конституции СССР 1936 года устанавливалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" . Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4 Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства и другое.

5 Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан".

6 В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

7 Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых – закрытыми; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, победой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

В комиссию по подготовке проекта Конституции входили 30 человек. Судьба их трагична. 18 из них были репрессированы, причем двое из них покончили жизнь самоубийством.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основного Закона) СССР.

Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 января 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

РСФСР определялась как социалистическое государство рабочих и крестьян, которым принадлежит государственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью подчеркнуть уничтожение эксплуататорских классов и создание общества из трудящихся классов.

Экономическую основу РСФСР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собственности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов ст. 14 Конституции СССР РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. Будучи суверенным государством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны па территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР внесла существенные изменения в систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР, который впервые в истории РСФСР был провозглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет РСФСР избирался гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 150 тыс. населения.

Новеллой было введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Президиумом Верховного Совета РСФСР – высшим органом государственной власти в период между сессиями Верховного Совета РСФСР, который был подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 17 его заместителей (по числу автономных республик), секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный Совет РСФСР образовывал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров РСФСР. Аналогичная система высших органов государственной власти была предусмотрена для автономных советских социалистических республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, поселках, селах были Советы депутатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Конституция РСФСР 1937 г. значительно расширила круг основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории Российского государства были закреплены: право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность личности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязанность беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, а также защищать Отечество.

В Конституции РСФСР 1937 г. была существенно демократизирована избирательная система. Были провозглашены принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РСФСР 1937 г. была красивой декларацией. В силу существовавшего авторитарного режима большинство положений этой Конституции не получили полной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная верхушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

Конституция РСФСР 1937 года

Конституция РСФСР 1937 года - третья конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Советской России).

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Состояла из 14 глав и 151 статьи.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст. 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Как и в советской Конституции 1936 года была установлена новая система государственной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК были упразднены, а новый орган - Верховный Совет РСФСР - избирался напрямую населением страны (а не нижестоящими Советами, как до этого избирался Съезд Советов).

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

ОСОБЕННОСТИ

Победа социализма к середине 30-х годов, огромные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах социальной жизни, укрепление демократических начал организации государственной власти потребовали отражения в Конституции СССР. По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный съезд Советов принял решение внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года, а выработала новый проект основного Закона, который всецело учел весь предшествующий опыт конституционного строительства Советского государства.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.

Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

26.5. Конституция РСФСР 1937 г.

На основании Конституции 1936 г. была разработана и принята конституция РСФСР. Она была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным 17-м Всероссийским съездом Советов. На основе новой Конституции в предвоенный период проходила сущиственная перестройка государственного аппарата. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил положение о выборах в Верховный Совет и определил срок выборов. На первой сеси Верховного Совета был избран Президиум, образованно правительство, назначен Прокурор СССР, избраны постоянныя комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы.

В 1937 г. создается Экономический Совет, действующий на правах комиссии правительства, издающий постановления и распоряжения, рассматривающий и контролировавший выполнение хозяйственных планов.

В сентябре 1940 г.был создан Комиссариат народного контроля СССР, в котором слились Комиссия Советского контроля и «Главный военный контроль». Новый орган получал право привлекать виновных к уголовной и административной ответственности, давать обязательные указания госорганам. В наркоматах были созданы контрольно-инструкторские группы. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР, принявший на себя функции контроля за деятельностью судов и применением ими законодательства. На НКЮ возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации юридической помощи населению и кодификационной работе.

В феврале 1941 г. объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ).

Вся политика государства в предвоенный период была направлена на централизацию и усиление госаппарата, за которым стоял аппарат ВКП(б). Военное строительство было одним из важнейших направлений этой политики. В 1939 г. ликвидируется установленная в 1924-1925 гг. территориально-милиционная система формирования армии. Создается кадровая армия.

В марте 1938 г. создаются Главный Совет Красной Армии и Главный Совет Военно-Морского Флота, ведавшие вопросами военного строительства. Увеличилось число военных округов, возглавляемых военными Советами, подчинявшимся Наркомату обороны. Число овенных комиссаров увеличилось за счет их создания в автономных республиках, областях и городах. В партийных органах создавались военные отделы. В мае 1937 г. в воинских частях вводится институт военных комиссаров, просуществовавший до августа 1940 г., когда вместо них вводится должность замистителей комиссаров по политической части. Единоначалие оставалось за командиром, идеологический и политический контроль-у замполита.

В день начала второй мировой войны, 1 сентября 1939 г., Верховный Совет СССР принял закон «О всеобщей воинской обязанности», распространявший эту обязанность на всех граждан государства. По закону были увеличены сроки военной службы и снижался призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. С февраля 1939 г. весь личный состав вооруженных сил обязывался военной присягой. В 1940 г. принимается новый Дисциплинарный устав и повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.

К 1940 г. была окончательно ликвидирована функциональная система управления и структура главков была перестроена по производственно-территориальному принципу. В июне 1936 г ЦИК и СНК приняли постановление «О хозрасчетных правах главных управлений промышленных народных комиссаров», по которому главкам присваивались сбыто-снабженческие хозрасчетные функции. Для координации работы наркоматов, число которых выросло, при правительстве в апреле 1940 г. было создано несколько хозяйственных Советов.

Происходившие в госаппарате преобразования находили отражение в действующей Конституции, включаясь в нее посредством законов и указов, утвержденных в установленном порядке.

В 1937 г. принимается Конституция РСФСР, закрепившая новые системы органов власти, управления и выборов. Административно-территориальное деление республики, по Конституции, выглядело следующим образом: РСФСР включала в себя пять краев, девятнадцать областей, семнадцать автономных республик, шесть автономных областей.

Значение и роль Конституций советских определяются прежде всего тем, что они утверждают социалистический строй, полновластие трудящихся, служат юридической основой для развития творческой инициативы и активности масс, являются важным средством мобилизации сил народа на решение задач коммунистического строительства. Большая роль принадлежит Конституциям в создании, развитии и укреплении социалистических форм хозяйства как материальной основы суверенитета трудящихся. Еще первые Конституции советские, выражая волю трудящихся, закрепляли складывавшиеся новые, социальные формы хозяйства, обеспечивали им условия для всемирного развития и укрепления, создавая в то же время правовые ограничения для развития частнокапиталистических форм хозяйства, для эксплуатации наемного труда.

Действие Конституций советских играют важную роль в создании материалистической базы коммунизма. Они закрепляют принцип планового развития социалистической экономики, обязывают каждого гражданина СССР беречь и укреплять социальную собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества СССР, блюсти дисциплину труда и так далее. Конституции советские являются основой правового воспитания трудящихся в духе уважения к советским законам, патриотизма и гуманности, любви к своему отечеству, труду, дружбы и братства между народами.

Велико международное значение Конституций советских: они показывают всему миру, что трудящиеся, взявшие власть в свои руки, могут в кратчайшие исторические сроки построить социализм, стать полноправными хозяевами своей страны, законодательно закрепить демократические гражданские права и свободы и на их основе постоянно развивать и совершенствовать социалистическую демократию.

К середине 30-х годов произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни страны. После проведения коренных социально-экономических преобразований в стране, в частности коллективизации и индустриализации осталось только два дружественных класса - рабочий класс и колхозное крестьянство. Наряду с ними активное участие в строительстве социализма принимала интеллигенция. Успешно развивались союзные республики, объединившиеся в СССР, к тому времени было ликвидировано неравенство различных народов в хозяйственном и культурном отношении. Советский Союз объявлялся первой в мире страной победившего социализма, что требовалось законодательно закрепить в новой Конституции, точно также как и изменившиеся общественные отношения. Инициатором изменения Конституции явился ЦК ВКП, который поручил Председателю СНК выступить с предложением о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР на VII Всесоюзном съезде Советов. Съезд принял решение внести новые изменения в Основной закон и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию и поручить ей выработать текст Конституции, однако комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года. Она выработала новый проект основного Закона, в основу которого были положены действовавшая Конституция и законодательные акты, принятые во второй половине 20 - первой половине 30-х годов, а также выводы, сделанные из анализа действительности: утверждения во всех областях жизни Советского союза социализма, ликвидации кулачества как класса и развитии социалистической демократии в целом.

Проект конституции СССР был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП (б), состоявшегося 1-4 июня 1936г. После одобрения им Пленумом ЦИК СССР проект поступил на рассмотрение Президиума ЦИК СССР, который впоследствии одобрил его и принял решение о публикации для всенародного обсуждения.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года, потому как с победой социализма появилась необходимость разработки не только Основного закона СССР, но и конституций союзных республик, в том числе и РСФСР. И такой закон впоследствии был разработан и утвержден Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г., и, хотя многие его положения совпадали с текстом Конституции СССР 1936г., все же он имел ряд отличий.

Основные черты Конституции 1937 года

В Конституции РСФСР, как и Конституции СССР, получили распространение все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Как и в прежних конституциях, ими сохранялась классовая сущность советского общества, воплощалась диктатура пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако после произошедших в стране перемен ее сущность изменилась. Было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, в связи с тем, что все эксплуататорские классы были ликвидированы, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

В конституции впервые вводились главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд в ст. 122. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

Конституция РСФСР декларировала завершение строительства основ социализма. Как и Конституция СССР она закрепляла все его главные экономические основы: отмену частной собственности, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства.

Этой Конституцией закреплялись основы общественного и государственного строя, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры, избирательная система. Основной закон 1937 года утвердил объединение с другими республиками в составе СССР на основе добровольности и сохранение за РСФСР суверенного характера прав вне пределов союзной компетенции.

Принципы вхождения РСФСР в Союз ССР закреплялись Конституцией РСФСР 1937 года в более развернутом виде, чем то было в предыдущих документах. Добавилась норм, согласно которой вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно с сохранением за собой суверенных прав (ст.13). Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР(ст.15).

Нормы касающиеся федеративного устройства раскрывались Конституцией 1937 значительно полнее чем в предыдущих документах. Теперь о высших органах государственной власти Автономных ССР были включены новые главы, также как и об органах государственного управления АССР, и об органах государственной власти автономных областей. (соответственно главы 6 и 7).

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось права республиканских органов приостанавливать или протестовать против актов союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года, к сожалению, эта черта, фиктивность ощущалась очень остро.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I Конституции РСФСР 1937 г. дословно повторила аналогичную главу I Конституции СССР 1936 г. В главе II "Государственное устройство" говорилось, что РСФСР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. РСФСР обеспечивала за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определявшиеся ст. 14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, "сохраняя полностью свои суверенные права". Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся гражданином СССР. Граждане всех других союзных республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР. Ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов управления подлежали: установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением; утверждение Конституций автономных республик; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; утверждение границ и районного деления автономных республик и автономных областей, краев и областей; законодательство РСФСР; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана и государственного бюджета РСФСР; установление в соответствии с законодательством СССР государственных и местных налогов, сборов, неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; руководство страховым и сберегательным делом; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; законодательство о труде; руководство здравоохранением, социальным обеспечением, начальным, средним и высшим образованием, культурно-просветительскими и научными организациями и учреждениями РСФСР, физической культурой и спортом; организация судебных органов РСФСР; предоставление прав гражданства РСФСР; амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР. Как видим, решение важнейших вопросов являлось прерогативой СССР .

Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР закрепила административно-территориальное деление республики.

Каждая автономная республика имела свою Конституцию, учитывавшую ее особенности и "построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР". Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики. В случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР.

Главы III-VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в целом в соответствии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Верховный Совет избирал Президиум в составе председателя, 17 его заместителей по числу автономных республик, секретаря и 20 членов. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР, народных комиссаров РСФСР: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, уполномоченного Комитета заготовок СССР, начальника Управления по делам искусств, уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов. Соответственно были построены высшие органы государственной власти и управления автономных республик.

Что касается местных органов власти РСФСР, то они полностью соответствовали Конституции СССР, за исключением того, что в Конституции РСФСР была дана структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Так, например, в соответствии со ст. 99 Конституции РСФСР городские Советы депутатов трудящихся образовывали следующие отделы исполнительных комитетов; финансовый, коммунального хозяйства, внутренней торговли, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, общий, плановую комиссию, сектор кадров при председателе исполкома и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства: местной промышленности, земельный.

Глава IX Конституции говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР, который публиковался "во всеобщее сведение". Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссию, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету. Отчет об исполнении бюджета также утверждался Верховным Советом и публиковался "во всеобщее сведение". В бюджеты автономных республик и в местные бюджеты включались доходы от местного хозяйства, отчисления от поступавших на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливавшихся законодательством СССР и РСФСР.

Глава Х Конституции РСФСР "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Прокурор РСФСР назначался Прокурором СССР сроком на 5 лет. На тот же срок Прокурор СССР назначал прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР также сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Главы XI "Основные права и обязанности граждан" и XII "Избирательная система" Конституции РСФСР дословно соответствуют главам Х и XI Конституции СССР .

Глава XIII Конституции РСФСР посвящена гербу, флагу и столице РСФСР. Столицей РСФСР являлся город Москва. В соответствии с главой XIV Конституции РСФСР ее изменение могло производиться лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.

Как видим, Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г. Она была построена "в полном соответствии с Конституцией СССР" (ст. 16 Конституции СССР 1936 г.).



Просмотров