Нарушение обеспечение детей в доу статья. Какие права имеет ребенок в детском саду: как родители могут их защитить? Что делать родителям

Основные права ребенка в детском саду

Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами ООН. Кроме того, при защите прав ребенка в нашей стране действуют некоторые нормативно-правовые акты: «Семейный кодекс» РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка

В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.

В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.

2. Право на игру

Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.

3. Право на жизнь и здоровье

Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.

Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду не медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.

4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения

К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).

К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.

5. Право на защиту интересов и нужд ребенка

Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.

6. Право на полноценное питание

Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.

Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.

Как родители могут защитить права ребенка в детском саду?

Только в силах родителей проследить за соблюдением прав ребенка в детском саду. Выбирая детский сад для своего ребенка, убедитесь в том, что в этом учреждении работает квалифицированный персонал, который не способен нарушить права ребенка в детском саду и в состоянии обеспечить Вашему малышу комфортное пребывание и всестороннее развитие. С этой целью можно посмотреть отзывы в Интернете, посетить детский сад заранее и пообщаться с персоналом.

Уже после поступления ребенка в детский сад Вы не только можете, но и просто обязаны интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. Не бойтесь задавать вопросы, общаться с другими родителями и жаловаться, если Вас что-то не будет устраивать. Начать можно с заявления на имя директора детского сада. Если соответствующих мер принято не будет, Вы имеет полное право обратиться в правоохранительные органы или другие инстанции по защите прав ребенка.

Знайте права своего ребенка в детском саду и умейте их отстаивать!

Конец весны - начало лета – это период выпускных в детсадах. Детский сад – качественно новый в жизни малышей этап, а мамочки, которые планируют водить своих чад в ДОУ, с тревогой ждут этих перемен. Страх, озабоченность, грусть и волнение – это те эмоции, которые приходится испытывать родителям будущих детсадовцев. При этом, однако, не все родители точно знают, на что право имеет ребенок, посещающий детсад.

Права ребенка в ДОУ

В целом, в детском саду права ребенка формируются на основании норм, изложенных в Конвенции о правах ребенка, которую подписали практически все страны-участницы ООН. В каждой державе, кроме того, действуют и соответствующие кодексы и законы. В России, к примеру, это Семейный кодекс, законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка».

  1. Самое главное, что беспокоит родителей, это жизнь и, конечно, здоровье их чад. Законодательными документами установлено, что детский сад обязан обеспечить защиту жизни, здоровья ребенка. Если в детсаду нет медсестры, медицинского кабинета, аптечек, то о соблюдении гарантированных прав ребенка в ДОУ говорить не приходится. Смело можете обращаться в соответствующие инстанции с жалобой!
  2. Главным среди основных личных прав ребенка считается право на развитие творческих, физических способностей, а также право на его образование. Именно по этой причине в ДОУ реализация прав ребенка должна осуществляться с помощью развивающих занятий. К слову, существует и право на игру, так как детсадовцы должна развиваться всесторонне: творчески, умственно, физически. Если этого в детском заведении нет, то можно утверждать, что основные права вашего ребенка в ДОУ нарушаются. Речь о том, что вы, приходя в детсад за малышом, можете увидеть его не играющим, не гуляющим, а сидящим перед компьютером или телевизором.
  3. Каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет гарантированное право на защиту от каких-либо форм жестокого античеловечного обращения, к которым относят не только банальные побои, но и сексуальное, физическое, эмоциональное насилие. К сожалению, защита именно этих прав детей в ДОУ нарушается чаще остальных, поэтому при любом подозрении без промедлений реагируйте соответствующим образом!
  4. Еще одним правом является защита нужд и интересов малышей в саду. Воспитатели в рабочее время не должны развлекать себя в Интернете, читать свои книги или общаться с коллегами. Ни одна просьба малыша, будь то помощь в туалете или вытирание рук полотенцем, не должна игнорироваться.
  5. Организм ребенка нуждается в достаточном, качественном и полноценном питании, поэтому родителям следует следить за неукоснительным соблюдением права на соответствующее .

Стоит отметить, что право на детский сад может обязывать родителей на выполнение некоторых правил конкретного ДОУ. Так, некоторые детсады относятся строго к распорядку дня, поэтому опоздавшего ребенка могут в группу не допустить.

Защита прав ребенка

Именно родители являются тем контролирующим органом, который обязан контролировать соблюдение в ДОУ прав своего малыша. При выборе детсада обязательно убедитесь в профессионализме персонала, опросите знакомых, дети которых его посещают, прочтите отзывы об учреждении на тематических форумах. Если ребенок уже является детсадовцем, постоянно интересуйтесь изменениями в распорядке дня и режиме, программами и стандартами. Можно даже внести предложение об организации игр по правам ребенка членам родительского комитета.

Если возникают вопросы, требующие вмешательства, сначала напишите на имя заведующей детсадом заявление. При непринятии соответствующих мер обращайтесь в полицию или другие органы по защите прав детей.

Учитесь отстаивать права своих дошкольников!

Детям в России законодательно гарантирована защита от негативных факторов, воздействующих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие со стороны государства. В этой статье мы предлагаем разобраться, куда обращаться и что делать, если происходит нарушение прав ребенка в детском саду и вам стало об этом известно.

Если родители решили, или им стало известно о том, что права их ребенка нарушаются при его нахождении в детском саду, они могут для защиты своего ребенка предпринять ряд мер и шагов.

Согласно п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка, а также п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 9, ст. 10 Закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г., права ребенка не должны быть ущемлены при охране его здоровья, а также при его образовании, в том числе при дошкольном образовании, когда малыш находится в детском садике.

Жалоба о нарушении прав ребенка на имя заведующего детского сада

Вы можете составить жалобу в письменной свободной форме и подать ее или лично заведующему, или отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При личном вручении вы должны составить два экземпляра жалобы.

На втором экземпляре, который остается у вас, вам должны поставить отметку о принятии жалобы с датой, временем вручения и подписью должностного лица.

Обжалование ответа заведующего в уполномоченном органе

Если ответ от заведующего получен, но он вас не удовлетворил, или, как вариант, ответа вы не получили, вы можете подать жалобу в уполномоченный орган.

Согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 г. вы должны указать в жалобе следующие сведения:

  1. Наименование органа, в который вы подаете жалобу, ФИО и должность должностного лица, которому вы направляете жалобу;
  2. ФИО законного представителя ребенка или его родителя;
  3. Ваш почтовый адрес или адрес электронной почты, на который вы ожидаете ответ;
  4. В содержательной части жалобы вы должны описать суть ваших претензий, то есть указать, какие права ребенка были нарушены и при каких обстоятельствах;
  5. Высказать просьбу провести проверку и принять необходимые меры для восстановления справедливости;
  6. Поставить подпись и дату составления.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, в соответствии с которыми права ребенка были нарушены. В качестве доказательств принимаются документы, расписки, свидетельские показания, а также фото- и видеоматериалы.

Говоря о том, что делать, если происходит нарушение прав вашего ребенка в детском саду , следует понимать: если права ребенка в дошкольном образовательном учреждении нарушались или незаконно ограничивались, если нарушаются права ребенка на уважение его человеческого достоинства, на охрану его здоровья и жизни, если ребенка оскорбляют, и если нарушается право на защиту от физического и психического насилия, согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, а также пп. 9 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., должностные лица и учреждение подвергаются административному штрафу.

Вы можете подать заявление о нарушении прав ребенка в детском саду в орган контроля или надзора в области образования. Так, например, вы можете подать заявление в прокуратуру, в Департамент образования г. Москвы, Рособрнадзор, а также в Роспотребнадзор, согласно п. 5.32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ № 594 от 15 июля 2013 г., п. п. 1, 4.3, 4.13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 447-ПП от 27 сентября 2011 г., п. 5 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора № 764 от 16 июля 2012 г. и п. п. 1, 2 ст. 1, ст. 10 Закона № 2202-1 от 17 января 1992 года.

Обращение родителей согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации жалобы

При отказе в удовлетворении жалобы вы можете обратиться в суд, согласно п. 4 ст. 5 Закона № 59-ФЗ.

Подача в суд иска о возмещении вреда, причиненного ребенку в детском саду

Вы можете обратиться в суд по месту нахождения детского сада или по вашему месту жительства. В исковом заявлении вы можете требовать взыскания расходов в возмещение понесенных трат на лечение, в которые входят как стоимость медицинских услуг, так и стоимость лекарств и стоимость транспортировки до лечебного учреждения. Отдельным требованием можно заявить о компенсации морального вреда, в соответствии со ст. 15, 151 ГК РФ, а также ст. ст. 24 и 28, ч. 5 ст. 29 ГПК РФ.

Подача иска о возмещении вреда здоровью ребенка, не подразумевает уплату госпошлины в соответствии пп. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Если же вы в исковом заявлении требуете возмещения морального вреда, госпошлина уплачивается в размере 300 руб. Освобождение от уплаты госпошлины по иску о возмещении морального вреда происходит только если совершено преступление, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19, пп. 4 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Обеспечение исполнения решения суда

Если суд принимает решение об удовлетворении требования истца, вы должны получить исполнительный лист и решение суда на руки.

Другой способ – направить просьбу в суд о передаче исполнительных документов непосредственно в службу судебных приставов. Согласно Закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. (ч. 1, 3 ст. 30, ст. 33) и ГПК РФ (ч. 1 ст. 428) вы можете обратиться в службу судебных приставов по месту нахождения должника с исполнительным листом и заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Права ребенка в нашей стране защищены многочисленными законами: Семейным кодексом, Конвенций, Декларацией по правам ребенка, но проблем не становится меньше, на практике повсеместно законы нарушаются, или не работают вовсе, свои правила педагоги и воспитатели диктуют на местах.

Между гражданами отсутствует культура общения, родители не знают к кому обращаться в случаях насилия над детьми, недобросовестного поведения работников ДОУ. О том, как защитить права своих детей, сделать посещение сада более комфортным и как вести себя с сотрудниками в конфликтных ситуациях рассмотрим в виде подробной пошаговой инструкции в данной статье.

Индивидуальными правами ребенок наделен со дня своего рождения. Об этом подробно прописано в Конвенции ООН. Родители обязаны следить за соблюдением прописанных законов, правильно отстаивать свои права в случае ненадлежащего ухода за их детьми в детских дошкольных учреждениях.

Психологический комфорт

Находясь в учреждении, ребенок имеет полное право на комфортные условия, приближенные к дому. Лет 10 назад можно было допустить, когда недоевшую кашу за малышом нянечка убирает нехотя, с претензиями, угрозами к нему. Сегодня садики современны, чисты, укомплектованы, имеется все необходимое оборудование для игр, развития детей.

Конечно, родителей волнует больше эмоциональная обстановка в учреждениях. Дело не в навороченном оборудовании, а, в первую очередь, отношениях, уважении к малышам, удовлетворении их требований.

Нельзя:

  • запрещать малышу сходить в туалет , если он этого настойчиво просит;
  • грозить отказом в прогулке , если малыш не доел суп либо разлил нечаянно;
  • делить детей на лучших и худших , упрекая последних в этом;
  • отстранять от игр малыша , если он провинился;
  • отделять его от остальных одногруппников , усаживая в угол на отдельный стульчик;
  • повышать голос, кричать на ребенка , равно как и нецензурно выражаться, рассчитывая на то, что дети не поймут, а взрослых, посторонних людей в помещении нет.

Психологическое насилие над детьми, давление, унижение, к сожалению, до сих пор присутствует в детских садах. Родителям нужно бороться с данными проблемами, выносить жалобы на рассмотрение заведующей и, при необходимости, обращаться в полицию и в суд.

Задача родителей – отстаивать права детей и защищать их. Психологический дискомфорт недопустим, бездействовать, оставлять проблемы без внимания — преступление перед малышами, об этом нужно знать и помнить.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Согласно законам, принятым в РФ, малыш имеет право в ДОУ на:

  • здоровье , при необходимости дошкольные учреждения должны оказывать медицинскую помощь детям.
  • развитие и реализацию своих творческих, физических возможностей в детском саду. Педагоги обязаны развивать в детях творческие способности, речь, мышление, то есть, проводить различные занятия, развивать способности, имеющиеся у каждого малыша с рождения.
  • психическое спокойствие в коллективе , педагогам нельзя допускать жестокого обращения с детьми, грубого физического и сексуального насилия над ними.
  • Не должно присутствовать эмоционального насилия . Замечания, угрозы, критика оскорбительного характера в адрес своих подопечных недопустимы в ДОУ, также, как нельзя, врать малышам, преднамеренно изолировать их от социума. Метод воспитания с повышением голоса, криками на детей считается у многих вполне нормальным и привычным явлением, но это тоже нарушение прав ребенка. Впечатлительные дети могут быстро травмироваться, психологический вред может отразиться на них в будущем.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень основных прав обозначен в Конвенции РФ по правам ребенка, о защите прав свидетельствуют также и другие законы.

Ребенок в ДОУ имеет право:

  1. Играть в любимые игры , времени на них у малышей должно быть в достатке, образование творческое развитие важны для ребенка, но заниматься тем, чем он хочет, хотя бы несколько часов в день, не должен никто запрещать.
  2. Развивать творческие способности. Развитие в саду заключается в проведении разного рода развивающих занятий для развития мышления, логики, речи. Ребенок должен развиваться всесторонне без ущемления каких — либо его прав, а это –задача педагогов и воспитателей.
  3. Получать медицинскую помощь. Нуждающимся в помощи детям в ДОУ она должна быть оказана без промедлений, эффективно и в полном объеме, для этого в садике обязательно должен присутствовать постоянно врач, или медсестра.
  4. Быть защищенным от жестокого обращения с ним, разного рода насилия. Недопустимо не только сексуальное, физическое насилие в открытой форме, но и эмоциональное. Крики, ругань, оскорбления и унижения детей считаются нарушениями их прав, которые должны наказываться. Это не педагогично, воспитатели просто не имеют права себя так вести.
  5. Удовлетворять свои нужды , ребенок имеет право ходить в туалет, пользоваться только чистыми в саду полотенцами, безопасными игрушками.
  6. Полноценно питаться. Подрастающее поколение, как никто другой, нуждается в полноценном здоровом питании. Ни в коем случае нельзя давать малышам испорченные каши, прокисшие супы, это тоже своего рода нарушение прав беззащитных детей, которые бессильны перед порой грозными и нерадивыми педагогами,при отсутствии родителей.

Родители же, в свою очередь, должны соблюдать установленный детским садом распорядок дня, приводить по утрам детей без опозданий, приносить запасную чистую одежду, быть вежливыми с воспитателями и педагогами. Недоразумений стает гораздо меньше.

Что для защиты прав могут сделать родители?

Родители призваны защищать своих детей, следить за соблюдением их прав в детских садах:

  • Подбирать учреждение важно правильно, чтобы работающий в нем персонал был достаточно квалифицированным , человечным, знающим свою работу и умеющим обращаться с маленькими детьми. Ребенку в саду должно быть комфортно и тепло, только такие условия должны быть созданы.
  • Родители вправе проявлять интерес к режиму дня в ДОУ , рабочему распорядку, учебной программе, применяемой к их детям. Серьезных нарушений не должно быть, уверенность в комфортном пребывании ребенка у родителей должна быть на все 100%.
  • Все жалобы ребенка должны быть услышаны и исключены , поэтому к претензиям малыша нужно обязательно прислушиваться, не оставлять его проблемы без внимания, ссылаясь на выдумки, воображения своих чад.
  • В случае оскорбления ваших детей воспитателями, педагогами обратитесь к директору заведения с заявлением, опишите проблему, подайте на рассмотрение.
  • При игнорировании ваших действий сотрудниками ДОУ, обращайтесь в полицию , данные органы не должны оставить ваши претензии без должного внимания.

Родители должны знать права ребенка в саду и уметь их отстоять, защитить при необходимости. При ущемлении прав пускать все на самотек и бездействовать нельзя.

Все проблемы, недоразумения, жалобы детей обязан решать директор садика. Если он не принимает никаких мер, защитить права детей, а также проверить компетентность сотрудников помогут правоохранительные органы, куда и стоит обращаться родителям.

Защита прав детей в детском саду

Правозащитниками своих детей являются в первую очередь родители. Проконтролировать ДОУ, проверить работников учреждения на компетентность и профессионализм при обустройстве ребенка в сад –их прямая обязанность.

Отстаивайте права своих дошколят, вы имеете на это полное право!

Что делать, если сад не нравится?


Права ребенка: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Разговаривать с сотрудниками ДОУ нужно правильно. С их стороны возможны разного рода отговорки, найдите на них достойный ответ.

  1. Родитель предложил экскурсию в музей, воспитатель отказывается участвовать, ссылаясь на усталость.
    • Это плохо, работники ДОУ совсем не заинтересованы, не прислушиваются к чужому мнению, не хотят удовлетворить просьбы и желания детей.
  2. Воспитатель ставит малыша в угол, мотивируя это разбитой чашкой после завтрака.
    • Плохой поступок воспитателя наказывать малыша за каждый его промах. Лучше бы промолчать и даже поощрить ребенка, ведь он только учится жить, моральное насилие над детьми недопустимо.
  3. Воспитатель дала подзатыльник мальчику якобы за дело, ведь раньше могли и на горох поставить, значит, такое воспитание нормальное.
    • Малыш –не бесправное существо, это такой же полноценный маленький гражданин нашей страны. Нужно проявлять терпение и уважение, несмотря на свое старшинство, бьющий педагог- не педагог, ему бы работу сменить.
  4. По словам ребенка, воспитатель скотчем заклеила ему рот, ведь сегодня такое наказание стало модным у педагогов, вполне допустимо и не наказуемо для педагога.
    • Родителям стоит поставить камеры, и больше знать о том, как себя ведут и чем занимаются их дети. Нельзя ссылаться на то, что малыш фантазирует, может придумывать и говорить неправду. Малыш с ранних лет все чувствует, понимает, если его любят, хорошо относятся, вряд ли он будет врать. Веры больше ему, чем воспитателю, ну а его действия и методы воспитания сегодня несложно проверить.

Вопросы –ответы

  1. Мой ребенок при выходе из бассейна, находящегося при ДОУ, сильно поранила ногу, была госпитализирована, наложены швы. Лестничное крепление ничем не обработано, вокруг очень скользко. Кому мне жаловаться? Ответ: Напишите заявление на имя заведующего вашего садика, потребуйте устранения опасного крепления, а также возмещения материального ущерба, если затраты на лечение для вас значительны. Если меры не будут приняты, обращайтесь в суд, не забудьте собрать все чеки за купленные лекарства, по возможности предоставить показания свидетелей.
  2. Имеют ли право сотрудники ДОУ отдавать ребенка несовершеннолетнему родственнику, но с разрешения родителей? Ответ: Воспитатели отвечают за ребенка, пока он находится на их попечении. Граждане до 18 лет юридически не ответственны, поэтому отдавать ребенка несовершеннолетнему человеку, пусть даже родственнику, работники ДОУ не имеют права.
  3. Воспитатель, пытаясь остановить моего 5 – летнего ребенка травмировала ему руку так, что лучевая кость была сломана. Об инциденте мне не сообщили. По результатам мед.осмотра, проведенного в саду, перелома не было, травма была незначительна. Кому мне жаловаться и какова мера наказания в моем случае? Ответ: Обращайтесь с письменным заявлением в полицию, также пройдите суд мед экспертизу, зафиксируйте повреждения, степень их тяжести. После того, как полиция рассмотрит ваше заявление, будет ясно, как вам действовать дальше. При отказе в возбуждении дела вы можете обратиться в суд, привлечь воспитателя к ответственности, а также потребовать возмещения морального, материального вреда.
  4. Я являюсь ветераном боевых действий, имеет ли моя дочь льготы при постановке на очередь в сад? Ответ: Льготы имеют только военнослужащие, сотрудники МЧС, ФСИН, ФСКН. Если вы не относитесь к их числу, права на льготы вы не имеете.
  5. Я воспитатель детсада. При устройстве на работу мне было обещано заведующей получение путевки. За 2 года посещения путевки моя дочь так и не получила. Как быть? Ответ : Обратитесь с заявлением в местную администрацию, либо в управление, относящееся к вашему детскому учреждению. Все — таки заведующая самолично не может выдавать путевки, это не ее обязанность и прав на это у нее никаких нет.

Вставайте на защиту прав ребенка. Даже самые смелые и опытные педагоги не имеют права травмировать детей психологически, физически, морально. При неисполнении их обязанностей не торопитесь менять садик, там вряд ли будет лучше. Это создаст определенные неудобства, ведь ребенок уже привык, адаптироваться в новом коллективе ему будет сложно.

Жалуйтесь заведующей детского сада, в полицию, органы местного самоуправления, в опекунский совет. Изложите свои претензии правильно, с доказательствами, свидетелями. Ваши просьбы будут услышаны и не останутся без внимания. Правда всегда на стороне детей и это вполне справедливо.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ­ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре­гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

За преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

Право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

Право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

Меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

Немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

Право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре гиональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

Признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

Защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

Защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

Меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

За преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

Право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

Право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

Меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

Немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

Право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

2. Реализация защиты прав ребенка в ДОУ

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой - дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта .

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, финансовые трудности;

Постоянные супружеские конфликты;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения? В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить опасения в отношении родителей?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка .

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

Разработка системы планирования;

Обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

Подготовка дидактического материала;

Определение содержания работы;

Создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия:

Сюжетно-ролевые игры;

Конкурсы;

Инсценировки;

Встречи с интересными людьми;

Дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) .

Заключение

Подводя итоги нашей работы и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Этого можно необходимо решить задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка:

Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Список литературы:

  1. Беличёва С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. - М.: 2006.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений. - М.: 2006.
  3. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). - М.: «Просвещение», 2006.
  4. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М.: 1997.


Просмотров