Правовая культура и гражданское общество в россии. Правовая культура в жизни общества

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России. На сегодняшний день обращает на себя внимание негативное отношение молодежи к государству. По данным социологических исследований, 64% молодежи считают, что государство не только не защищает их интересы, но напротив, выступает их врагом. Наблюдается явное противоречие в осознании права и закона, когда последний часто ассоциируется с насилием. В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно. К сожалению, воспитательная составляющая плохо просматривается в содержании законодательства, например уголовного и административного. Даже в таких нормативных актах, как Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» воспитательная составляющая отчетливо не прослеживается. Некоторые новые перспективы правовоспитательного процесса связаны с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. В нем впервые определен правовой статус учебной дисциплины «Право», прописаны основные темы, необходимые для усвоения школьниками, определены цели и задачи каждого этапа образования, обязательны минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к уровню правовой подготовки выпускников школ. Однако эти изменения касаются только обучения, в то время как правовоспитание отходит на второй план, а правовоспитательная работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов и юристов. Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно? россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности. К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы.

Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели првовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируется не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.

К сожалению, в последние годы престиж правоохранительных органов заметно упал. Так, например, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос: «Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола правоохранительных органов», 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться».

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;

  • - разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
  • - создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
  • - разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
  • - разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  • - организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  • - определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
  • - обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
  • - уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;
  • - создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

Вывод: Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX -- начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало полностью определяться политическими взглядами. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-- ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества.

И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”.

Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Большинство населения с сомнением относится к частной собственности, особенно к частной собственности на землю (введение последней зачастую отождествляется с распродажей России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно к уравнительности. Имущественное и социальное расслоение, связанное с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость. Сохраняющиеся и воспроизводящиеся элементы прошлого никак не вписываются в рыночные структуры с их формальным, юридическим равенством. В политическом отношении рыночному хозяйству в наибольшей мере соответствует демократия, которая также плохо совмещается с массовым сознанием.

Массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов) тяготеет к введению власти “сильной руки”, которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Российской общественности приходилось быть свидетелем, когда действующий закон отставлялся в сторону и применялись "целесообразные", а то и силовые средства.

Понятно, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-- нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.

Особую остроту приобретает угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского общества.

Значительно выросло количество социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Одним из источников различных деформаций правосознания являются неблагополучные семьи. Зачастую в неблагоприятных семьях отсутствует сама возможность социально-позитивного, правового воспитания, а дети "с молоком матери" усваивают противоправные формы поведения и образцы криминальной субкультуры.

Рост преступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольство населения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессу реформ, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Рост преступности становится существенным фактором усиления социальной напряженности, препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения.

Наблюдается рост числа экономических преступлений в различных сферах экономической деятельности российского общества. Набирают силу опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности, главарей преступных групп с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

В обществе сложился ведомственный правовой нигилизм, который исходит не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого персонала, обязанных быть проводниками требований закона. Вертикаль исполнительной власти до сих пор не может выполнить свое главное назначение - обеспечить надлежащее исполнение законов.

В стране существует проблема правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с правом. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Ведь именно с Конституцией, провозгласившей высшей ценностью человека, его права и свободы, сверяет гражданин содержание и воздействие на его жизнь конкретных законов, в частности равным образом защищающих разные формы собственности, обеспечивающих свободу экономической деятельности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, устанавливающих минимальные размеры пенсий и заработной платы и любых других законов. Будут ли изданы такие законы, во многом зависит от умения и желания политиков в центре и в регионах достичь взаимопонимания, нормальных деловых отношений.

Оценка законов при их принятии и применении на предмет соответствия праву направлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Осуществляемые в стране реформы в политической, экономической, социальной и правовой сферах требуют от государственного аппарата и правоохранительных органов дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы, строгого соблюдения демократических принципов деятельности, обеспечения достоверности и повышения доступности выходящей информации. Особое значение приобретают вопросы последовательного развития гласности в их деятельности, расширения и углубления деловых контрактов со средствами массовой информации и общественностью.

Однако в целом эта работа еще не приняла системного характера. В ряде мест по прежнему недооценивают возможности печати, радио, телевидения для показа сложной, многогранной деятельности правоохранительных органов по защите интересов человека и государства, преодолению правового нигилизма, воспитанию уважительного отношения к закону и праву. Не налажены необходимые контакты и с творческими союзами, культурными центрами и другими общественными организациями. Плохо информируется население о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, о результатах прокурорских проверок и расследованиях тяжких преступлений.

Нужно подчеркнуть необходимость повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.

Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.

Кутузов Максим Александрович, Говелко Вадим Андреевич
г. Омск ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия
Научный руководитель: Ашенова Т. М.

Правовая культура относится к духовной части культуры в целом, хотя в ее содержании проявляются материализованные объективированные элементы. Правовая культура - это многогранное социальное явление, ядром которой является право. Она включает правовую надстройку: правотворчество, законность, правоприменительную и иную деятельность.

В узком смысле правовая культура понимается как система нормативных отношений между различными субъектами, основанная на социальном взаимодействии. В широком смысле - это есть те знания, убеждения личности, реализуемые в процессе труда и общения, а также отношение к материальным и духовным благам общества. Современная правовая культура строится на конституционных принципах: принципе равенства всех перед законом и судом, принципе свободы, принципе справедливости, однако практика показывает, что это далеко не так. Полагаем, что развитие правовой культуры будет исходить из ее структуры, а именно:

  • из общего правосознания общества (взгляды и отношение к праву),
  • из действий и функционирования органов государственной власти (их влияние на развитие правосознания в обществе),
  • уровень и качество применения юридической техники в правотворчестве,
  • общий правовой порядок общества.

По мнению Ю.С.Завьялова, элементом структуры правовой культуры является Конституционный Суд РФ. Автор считает, что Конституция РФ установила Конституционный Суд как часть законодательной власти, так как признается незаконным то, что объявляет незаконным Конституционный Суд РФ . Если исходя из этого анализировать развитие правовой культуры, то следует обратить внимание на судебную систему современной России, в отличие от советского периода, федеральные судьи стали назначаться пожизненно, институт мировых судей формируется органами исполнительной власти субъектов Федерации. Генетика также обнаруживается в нормах различных отраслей права.

Одним из факторов, влияющих на правовую культуру, выступает правовой нигилизм и реже правовой идеализм. В современной России в средствах массовой информации, на официальных выступлениях государственных органов чаще слышим понятия правовой нигилизм. Так, А. И Новиков считает, что «признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность». Множество людей не понимают ценность права, поэтому его отрицают, не доверяют органам государственной власти и местному самоуправлению - все это является факторами, снижающие правовую культуру. Правовой нигилизм укоренился в правосознании русского народа, десятилетиями отвергавшего право, жившего по традициям, обычаям. Как отмечает А. Валицкий - праву в России не повезло. В России множество законов, но не все должным образом применяются. Итак, разберем эти понятия. Нигилизм в самом общем плане означает отрицание, недооценку права, а идеализм - переоценку, идеализацию. Рассматривая советскую эпоху можно заметить, что излюбленным методом руководства в коммунистические времена было провозглашение громких политических лозунгов и починов. Существовала даже программа «500 дней», именно за такой срок планировалось преобразовать «развитой социализм» в «развитой капитализм», переход от плановой экономики к рыночной экономике. Все это и есть результат правового идеализма, где люди верили в чудеса законов, издаваемых властью, однако такие грандиозные планы ни к чему хорошему не привели. В условиях «перестройки» у многих сложилось убеждение, что достаточно принять хорошие, мудрые законы и все наладится. Но чудес не происходило, и дела стояли на месте. Позднее нарастали протестные настроения, оно и понятно - ведь сами по себе законы не могут общество накормить, обуть они лишь выступают регулятором уже устоявшихся общественных отношений. Порой и в наше время хватает ничтожных правовых актов. А ведь еще римские юристы говорили: «Бездействующий закон хуже отсутствующего». Для того чтобы повысить правовую культуру, ее нужно развивать в молодости, поэтому российская общественность обеспокоена растущим уровнем нигилизма у молодежи. Асфандиаров Б.М., кандидат юридических наук, в этой связи предполагает принятие мер в области воспитания и образования детей и подростков, с целью формирования необходимого гражданам новой России духовного развития на базе правовых знаний в области основных прав и свобод человека, с учетом международных соглашений, в которых состоит Российская Федерация. По данным в России за 2010 год:

  • Более 150 тыс. преступлений ежегодно совершаются подростками и детьми;
  • 6% школьников сообщают, что они готовы убить за денежное вознаграждение
  • 76% опрошенных детей признают существование рэкета со стороны сверстников
  • Россия занимает третье место по самоубийствам среди подростков

В современной подростковой жизни проявляются негативные явления, а именно:

  • Рост детской жестокости и беспричинного насилия.
  • Тенденция снимать сцены насилия на цифровые носители и размещать их в свободном доступе
  • Рост популярности неформальных течений - готы, эмо и др.

Все эти явления негативным образом сказываются на состоянии общества, не говоря уже о правовой культуре. Общепризнанно, что система эстетического воспитания и образования имеет своей целью духовное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Следовательно, система воспитания и образования должна включать элементы формирования правовой культуры, основанных на эстетических ценностях и праве - основных регуляторов общественных отношений.

Практика показывает, что уровень правовой культуры в России оставляет желать лучшего. Так, 15 - 19 ноября 2013 года Аналитический центр Юрия Левады провел опрос населения в 128 населенных пунктах, 46 регионов страны. Задавали такие вопросы как: "Знаете ли вы, какой праздник отмечается в России 12 декабря?", " Читали ли вы когда-нибудь нашу Конституцию и помните ли вы, о чем в ней говорится?" и другие вопросы, касающиеся Конституции Российской Федерации.

Анализируя полученные данные опроса, данный аналитический центр сделал следующие выводы. В настоящее время значительное большинство россиян не придают значения роли конституции как Основного Закона Российской Федерации. К сожалению, только каждый десятый опрошенный гражданин сообщил, что хорошо помнит содержание Конституции РФ. Только пятая часть граждан полагают, что конституция полностью отвечает нуждам страны, а около половины даже не имеют мнения о соответствии Основного Закона положению дел в стране. Только треть опрошенных россиян считают, что власти в полной мере или в основном соблюдают Конституцию РФ.

Вот он ответ на вопрос. Эти данные свидетельствуют о низком уровне правосознания большинства граждан России, неверии решать проблемы и конфликтные ситуации законным способом. Так же задается другой вопрос: «Как решить данную проблему, повысить правосознание и правовую культуру в России?» Что бы ответить на этот вопрос, нужно хорошо подумать. Так вот мы сделали следующие выводы и ответили на вопрос.

Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в школе, семье. Знание гражданами своих прав, свобод, а так же обязанностей перед обществом и государством является составной частью правовой культуры.

В своем научном труде П.И. Новгородцев считает, что кризис правосознания возможно преодолеть, если ввести в основы понимания права религиозно-нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе. Опираясь на проблемы правовой культуры, М. В. Саакян, кандидат социологических наук, выдвинул следующие способы повышения правовой культуры:

  • компетентным государственным органам по организации и проведению на должностном уровне правового воспитания, следовало бы уделять больше внимания изучению текста Конституции РФ в образовательных учреждениях, поскольку хуже всего по результатам опроса Основной Закон знают опрошенные моложе 25 лет;
  • важно ознакомить граждан с образцами и идеалами, правовым опытом тех стран, где уровень правосознания у населения выше, чем в России, где стабильнее законодательство, действует уважение к закону и ответственности перед ним, где правовой культурой проникнуты все структуры социального и государственного механизма;
  • министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
  • разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
  • разработать и организовать, конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  • создать множество сетей, где граждане могли бы получать бесплатную юридическую консультацию по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  • создавать больше молодежных политических организаций и привлекать как можно больше лиц, которые хотели бы заниматься политикой, молодых людей, которые желают получить дополнительные знания в правовой сфере;
  • Определить объем необходимых юридических знаний, которыми должны обладать специалисты юристы, работающие в любой сфере, а также обязанности по соблюдению норм права необходимых в своей отрасли;
  • обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения.

Таким образом, к сожалению, на современном этапе нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Правовая культура

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ("теоретическим телом" (проф. Ю.М.Дмитриенко) "более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др." (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают два вида, среди которых есть и подвиды :
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию . Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Структура правовой культуры

Уровень правосознания и правовой активности граждан

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений , урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права . Прочность правопорядка зависит от состояния законности , без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка .

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Особенности российской правовой культуры

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства - не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин , выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Список литературы

  1. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  2. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  3. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с.(на украинском языке)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. - Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. - В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Скакун О. Ф. Теория государства и права. - Х.: Консум, 2000. - 604 с.
  13. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  14. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  15. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал "Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. " 2 2003. - 0,8 п.л.
  16. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  17. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  18. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2004.
  19. Селезнёв И. А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи // Полит. экспертиза. - 2008 - Т. 4, № 4. - С. 152-169
  20. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  21. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  22. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал "Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. - 0,9 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.
  28. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография - Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. - 12, 75 п.л.
  29. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  30. Смоленский М. Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северокавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. - 0,6 п.л.
  31. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  32. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.
  33. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200.
  34. Дмитрієнко Ю. М. Дві вісі формування української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 221–241 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .
  35. Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205 – 220 [Електронний ресурс]:[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .


Просмотров