Порядок выделения земли под строительство. Предоставление. Какие виды предоставления земли существуют

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или .

Весь процесс передачи оформляется специальным документом - договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю .

Государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?

Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

Если земельные участки находятся в или собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных или без таковых через реализацию у предоставляющего землю органа власти);
  • (договор на ее заключение также происходит или , если речь идёт о );
  • (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    .

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на , таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.

При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер , но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

  • и , которые еще не воспользовались правом на бесплатное получение земли;
  • Труда (Советского Союза и России);
  • Полные кавалеры орденов Славы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • Собственники зарегистрированных в качестве недвижимого имущества капитальных строений.

Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

Многодетные и молодые семьи

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

  • . В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения - молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.

Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей;
  2. . Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Важные моменты

Порядок предоставления земельных участков в постоянное бессрочное пользование зависит от того, поставлен ли интересующий объект недвижимости на кадастровый учет. При отсутствии этого участка в реестре нужно получить принципиальное согласие администрации

Каким требованиям должны соответствовать участки?

Все предоставляемые участки должны отвечать определенному перечню требований, установленному в соответствии с действующим законодательством:

  • Геологическое состояние участка должно позволять возвести на нем строение (если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве), а возведение дома не должно повлечь ухудшение состояния участка;
  • Уровень плодородия должен соответствовать возможности снимать регулярный урожай тех или иных сельскохозяйственных культур;
  • Площади предоставленного участка должно хватить для постройки дома, отвечающего минимальным социальным нормам проживания в нем семьи;
  • Экологическая обстановка вокруг участка должна быть благоприятной (то есть участок должен располагаться вдали от промышленных предприятий, а также полигонов утилизации отходов различного происхождения).

Что касается норм площади (так как это основной показатель, который влияет на ценность предоставляемых участков), то в каждом регионе они определены по-своему.

Минимальный размер участков для каждой категории имеет свои параметры:

  • Для индивидуального жилищного строительства - не менее 3 соток;
  • Для садоводства - 4 сотки;
  • Для огородничества - 2 сотки;
  • Для животноводства - не менее 15 соток;
  • Для дачного строительства - не менее 5 соток.

Максимальные размеры также определены в каждом субъекте федерации исходя из конкретных условий состояния земельного фонда. Так, максимальные размеры участков для разных целей использования определены в таких границах:

  • Для индивидуального жилищного строительства - не более 15 соток;
  • Для садоводства - 25 соток;
  • Для огородничества - 1 гектар;
  • Для животноводства - 1 гектар;
  • Для дачного строительства - 25 соток.

Однако, указанные размеры считаются средними, так как зачастую размер участка будет колебаться в этих границах, а при определении величины будут учитываться все факторы, которые были доказаны получателем земли.

Как и где получить земельный участок?

Государственный и административный регламент предоставления земельных участков различных форм собственности (федеральная, региональная или муниципальная земля) определен в статьях 39.9-39.20 Земельного Кодекса РФ.

Так, с из федеральной собственности просителю необходимо обращаться в федеральные органы исполнительной власти путем направления соответствующего заявления на имя руководителя такого органа.

Если речь идет о региональной собственности (то есть собственности субъекта федерации), то обращение направляется в исполнительные органы субъекта (заявление пишется также на имя руководителя).

В том случае, если земля находится в муниципальной собственности, то заявление должно направляться в соответствующий орган муниципалитета.

Весь алгоритм, независимо от того, к какому уровню имущества относится участок, состоит из аналогичных шагов и включает в себя следующие этапы:

  1. Подбор участка (можно найти через публичную кадастровую карту или имеющиеся объявления);
  2. Первичное заявление о возможности предоставления участка просителю;
  3. Подготовка кадастровых на участок;
  4. Основное заявление;
  5. Получение извещения о предоставлении земельного участка;
  6. Проведение торгов или вынесение Постановления руководителя органа о наделении просителя землей (если можно и нужно обойтись без торгов);
  7. Получение свидетельства о праве собственности или о праве пользования участком и регистрация перехода такого права.

Этот алгоритм универсален для получения участка любым способом , будь то оформление в собственность, заключение договора аренды, постоянного бессрочного пользования или безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Получение земли от государства может происходить путем возникновения двух видов прав - права собственности и права пользования. То, каким именно путём будет получен участок, определяется принадлежностью лица, получающего землю, к той или иной категории лиц, имеющих такое право. Однако, независимо от того, в чьей собственности находится земля (в федеральной или муниципальной), алгоритм ее получения не меняется.

Большинство законопослушных граждан России имеют право на земельный участок. Как написано в Земельном кодексе РФ, землю можно получить для строительства или для использования в иных целях.

Предоставление земельных участков для строительства регламентировано 30-й статьей Земельного кодекса. В соответствии с этими положениями, землю можно получить без предварительного согласования размещения строений. В таком случае придется принять участие в торгах (земельном аукционе). Предметом таких торгов может стать и право

В случае проведения аукциона (торгов) предоставление земельных участков считается завершенным, если подписаны соответствующие протоколы. Если участок предоставлен без торгов, то должно быть оформлено письменное решение об этом.

Земельных участков без согласования, которое проведено предварительно, предусматривает подписание договора с арендатором.

Большинство предпринимателей и организаций предпочитают получать земельные участки для строительства после предварительного согласования с местными органами власти. В таком случае участок могут отдать в аренду или бессрочное пользование. Право на бессрочное пользование имеют только государственные или Граждане эту землю могут лишь арендовать.

Если земельный участок выделен в бессрочное пользование до 2004 года, то гражданин не имеет права эту землю продать, но может приобрести ее в собственность.

Получить земельный участок по предварительному согласованию намного легче, если эта земля станет муниципального образования о развитии (застройке) территории. В таком случае земля может быть предоставлена бесплатно в аренду или собственность.

После того как выделение земельных участков оформлено, вступление в права аренды или собственности происходит после регистрации в Федеральной Регистрационной Службе (ФРС).

В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.

Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в или временное пользование.


Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. , которые находятся в собственности и , прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.

Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.

Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене.

Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.

Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под , наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный - 1,5 тыс. кв.м.

Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: и с . Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:

  • (п.2 ст. 39.3 ЗК);
  • предоставление участка бесплатно (ст. 39.5);
  • при з без торгов (ст.39.6);
  • предоставление участков в .

Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.

Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.

Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.

Основания для получения

В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.

На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах или пожизненного владения.

Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.

Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.

Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:

  • лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
  • лица с ограниченными возможности и члены их семей;
  • семьи, на попечении которых есть ;
  • и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
  • молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
  • пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
  • или члены их семей.

Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды .

Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Условия получения

Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на может получить любой гражданин РФ независимо от прописки . Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.

В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.

Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов

Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.

Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при или нужд либо гражданину для индивидуального строительства или .

Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:

  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или . Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.

Когда возможен отказ?

Земельный кодекс четко ограничивает в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:

  • с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
  • участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
  • участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
  • на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
  • участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
    земля выступает предметом аукциона;
  • площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
  • на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
  • участки на заявленном виде прав не выделяются;
  • в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • земля изъята для государственных и муниципальных нужд.

Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.На предоставление могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.

Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В есть образец договора и описаны особенности его составления.

Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете .

Важные нюансы, на которые следует обратить внимание

К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.

Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.

Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.

Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.

В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф . Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.

Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.

Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.

В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.

В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.

| Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 , пунктом 3 статьи 15 , пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.


оглавление | вперед >>

Последние десятилетия вопрос о том, как получить от государства земельный участок, урегулирован новым Земельным кодексом РФ и принятым в 2007 г. Положением о государственном кадастре РФ.

Эти документы федерального значения вменили в ответственность региональным властям нормировать передачу земель гражданам региона, опираясь также на законодательные положения статей 689-701 ГК РФ. Основываясь на данных указаниях, хозяйствующий субъект устанавливает нормирование:

  • по количеству приобретаемых участков;
  • по площади ЗУ;
  • целевому назначению;
  • разрешённому использованию.

Допустимо приватизировать или на одного индивида один ЗУ, при необходимости или желании существуют возможности:

  1. Приватизировать или нарезать участки для других членов семей или увеличивать их площади в связи с увеличением семьи или взрослением детей в семье.
  2. Выкупать дополнительные площади земель или отдельные ЗУ.

Все действия с приобретением или расширением земель находятся в ведении местного муниципалитета.

Являясь хозяйствующим субъектом, он распоряжается землями ():

  • опираясь на Земельный и Гражданский кодексы РФ;
  • на сложившуюся ситуацию;
  • наличие свободных земель;
  • по собственному усмотрению.

ВАЖНО: администрация имеет право предоставить земельный участок, но не обязана этого делать.

Как получить земельный участок со льготами?

Отдельные категории граждан пользуются преимуществом в получении в соответствии с 24 статьёй ЗК и федеральным перечнем льготников. К ним относятся:

  1. Лица, участвовавшие в боевых действиях, в т. ч. На территории других государств.
  2. Участники ликвидации радиационных последствий техногенных катастроф.

Из числа юридических лиц, к таким гражданам относятся религиозные общины. Они должны иметь соответствующий статус и могут претендовать на или льготное обеспечение ЗУ.

В некоторых населённых пунктах предусмотрены локальные положения о льготном обеспечении землями граждан. При этом они могут предусматривать возможность для представителей льготных очередей – выкупа ЗУ по кадастровой стоимости, с предусмотренной скидкой.

Отдельная категория граждан, имеющая законное право на получение бесплатного участка земли – многодетные семьи. К сожалению, акция, предусматривающая рост благополучия в семьях, имеющих троих и более детей, не оправдала ожиданий правительства:

  1. Недобросовестные градоначальники и бюрократы из числа глав исполкомов населённых пунктов выдавали не пригодные для поселения земли, с отсутствием инженерных коммуникаций, дорог, с недопустимой отдалённостью от инфраструктуры.
  2. Недобросовестные родители, приобретая ЗУ, продавали их, что не давало детям никаких преимуществ из числа запланированных государством.

В последние годы федеральным законодательством рекомендовано (на усмотрение муниципалитетов) предлагать альтернативу. Вместо земельного участка могут получить квартиру или денежную компенсацию.

Конечно, далеко не все муниципальные власти приняли это положение в качестве руководства к действию, в силу экономического состояния регионального хозяйства, но положительный опыт уже есть. О компенсации читайте больше .

Земли предоставляются в соответствии с целевым назначением, которое должно соблюдаться землепользователями неукоснительно. Соответственно, использующиеся не по назначению (не использующиеся) участки, муниципалитетом. Цели могут заключаться:

  1. Садовый участок, пригодный под разведение сада. Здесь можно разбить огород и возвести строение, ограниченное в на регистрацию в качестве фермерского участка и не дающее права на постоянное проживание.
  2. Огородный участок, допускающий возможность наличия не капитального объекта, пригодного для хранения инвентаря, запасной одежды и т.п. вещей.
  3. Дачный участок – унифицированный вариант, позволяющий распорядиться его территорией по усмотрению владельца, вплоть до перевода дачного домика в жилое здание, допускающее регистрацию граждан.
  4. Участок под ЛПХ позволяет по усмотрению администрации – насаждение деревьев, плодовых кустарников, разведение огорода, а также содержание скота и птицы.
  5. Участок под ИЖС допускает исключительно жилищную застройку. Допускаются надворные постройки, небольшая зона для насаждений.

Таковы основные цели предоставления ЗУ гражданам. Во многих населённых пунктах популяризируется бесплатное предоставление участков в соответствии с регламентом администрации и запросами граждан.

Иметь представление о том, что хочет землевладелец и для каких целей затребует землю, чрезвычайно важно, так как земли различного назначения предназначены для определённого вида деятельности.

Размеры ЗУ, предоставляемых в собственность граждан

Ещё и сегодня существуют полученные в далёком прошлом участки по 6 соток, которые были стандартными для дач. Однако на землях поселений или землях сельскохозяйственного назначения нарезались участки под застройку достаточно больших площадей.

При оформлении банкротства колхозов и совхозов, земли жителям раздавались гектарами. В данных случаях земельное законодательство ориентируется на , в которых указана площадь ЗУ.

Современное законодательство предусматривает регламент выделяемых площадей, по усмотрению хозяйствующего субъекта. Как правило, в средней полосе России наделы, передаваемые в собственность граждан путём выкупа по кадастровой стоимости, составляют 10-15 соток. При этом допускается приобретать два-три близлежащих участка.

А если участок расположен на окраине массива – он может иметь нестандартный размер, то есть быть больше или меньше, чем остальные ЗУ.

Основания и условия

До принятия нового Земельного кодекса РФ, участки предоставляли:

  • в пожизненно наследуемое владение;
  • постоянное (бессрочное) .

В настоящее время данным правообладателям предложено, а юридическим лицам – резолютивным распоряжением указано, перевести земельное имущество в собственность или заключить . О различных видах договоров читайте .

Сегодня бесплатные земли предоставляются на основании так называемой ссуды, но расходы за их содержание в виде налогов, правообладатели несут сами.

Эти формы получения ЗУ доступны немногим гражданам, входящим в перечень льготников федерального или регионального значения. Наиболее популярны такие формы пользования как аренда ЗУ, и даже – .

Распорядиться ЗУ может:

  • собственник – частное лицо;
  • право обладатель – юридическое лицо;
  • администрация.

В некоторых случаях появляются землепользователи на основании .

Порядок предоставления земельных участков

Получение участка осуществляется на основании решения местной администрации путём слушаний. Для этого, гражданам потребуется явиться в поселковый совет или здание исполкома к главе администрации и написать на его имя заявление.

В заявлении потребуется высказать просьбу о предоставлении ЗУ в пользование на основании аренды или ином основании, а также указать:

  • цели использования ЗУ;
  • место расположения ЗУ (адрес);
  • наличие льгот;
  • площадь ЗУ.

Используя бланк, которые вы можете скачать ниже, это сделать намного проще.

Целесообразно указать любые мотивы обращения, способствующие получению ЗУ. Если приобретение земли улучшит сложную финансовую ситуацию в вашей семье – обязательно укажите на это. Таким же образом . Если вы не знаете, что такое сервитут, переходите .

Какие нужны документы для получения земельного участка:

  • паспорта совершеннолетних членов семьи;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • справки о материальном положении семьи;
  • документы, подтверждающие наличие льгот.

Отказ выдают в виде мотивированной выписки , в которой излагаются причины отказа, а также правовые основания принятия решения. Не согласные с решением заявители могут обратиться вновь за поиском альтернативного решения или опровергнуть принятое решение в суде, в течение 10 дней после его получения. Более подробно о негаторном иске смотрите .

Предоставление юридическим лицам

Как говорилось, юридические лица не имеют прав на безвозмездное получение ЗУ. Более того, имеющиеся ранее земли из категории безвозмездного пользования, на сегодняшний день в этом качестве не используются.

Наиболее распространены среди них условия . В настоящее время приобретение данных условий или осуществляется на торгах, проводимых в структуре аукционов. Нарушение установленных правил приводит к тому, что договор в одностороннем порядке или через суд, за неисполнение его положений.

Арендаторы не выплачивают земельный налог, что имеет свою выигрышную сторону. Собственники ЗУ из числа юридических лиц, вынуждены выплачивать налог, который может оказаться немалым, составляя до 1,5% от кадастровой стоимости всего участка.

В некоторых случаях предоставляются земельные участки, находящиеся не в муниципальной, а в государственной собственности. Они находятся в ведении федерального хозяйствующего субъекта, будучи не переданными на баланс региональных муниципальных собственников. В отношении этих земель осуществляются некоторые дополнительные действия.

Они могут быть переданы в аренду с торгов, но в торгах не могут участвовать все желающие. Обычно здесь речь идёт о наличии застроек федерального значения, либо объектов по государственному заказу. Соответственно, главный подрядчик, выигравший тендер на исполнение работ, станет арендатором ЗУ до момента завершения работ и сдачи объекта.

Аренда государственных земель допустима в городах , где земли не передаются в ведение административных ресурсов, а лишь курируются (под отчёт) градоначальниками. Не подлежат использованию и аренде:

  • земли запаса;
  • земли водного и лесного фондов;
  • особо охраняемые территории;
  • земли с расположением культурного наследия;
  • земли, используемые в качестве здравниц и курортов.

Участки под ИЖС – одна из самых распространённых форм использования земель. Их особенностью является то, что они могут располагаться лишь в пределах населённых пунктов и иметь не только кадастровые адреса, как земли прочих категорий, а обязательно – почтовые. Этот момент определяет статус земель поселений и возможность для граждан иметь регистрацию по соответствующему адресу.

Участки под ИЖС подлежат обязательной застройке капитальными зданиями, при этом, они имеют установленное разрешённое использование, продиктованное генеральным планом застройки, где указаны характеристики зданий.

Определённые зоны застройки предназначены исключительно для многоэтажек, другие – под строительство частных домов и коттеджей.

Земли в аренде, под частными домами, легко можно перевести в собственность путём приватизации. Земли в собственности являются полноправными имущественными объектами правообладателей. В случае необходимости их использования со стороны третьих лиц, они могут устанавливать, условия сервитута с взиманием назначенной оплаты за пользование ЗУ (об оценке написано в ).

Заключение

Предоставление земельных участков сложная процедура, требующая компетентного подхода к вопросу. Однако без активной жизненной позиции и желания действовать, достигая результата, здесь не обойтись. Теперь вы знаете, можно ли и как получить ЗУ!



Просмотров