Про то, про это говорю, что- де заела роста, а солнце

2.1

2.2

2.3.

2.4.

2.5.

Расшифруйте акронимы. По какому принципу образован ряд? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.

ГОУ, ЗАГС, МОУ, МДОУ

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

4.1. Конституционное право, уголовное право, мусульманское право, административное право.

4.2. Картель, синдикат, холдинг, трест, концерн.

4.3. Гипотеза, диспозиция, санкция, экстраполяция.

4.4. Харизматическая власть, публичный характер власти, территориальная организация власти и населения, суверенная власть.



5.Вставьте понятие:

5.1. Если ситуация характеризуется высокой безработицей и высокой инфляцией, то мы имеем дело со ____________.

5.2. _____________ - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

5.3. _____________ - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни.

5.4. Суть ____________ теории происхождения государства состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ, связанных с расширением площади посевных площадей.

5.5. ____________ - отрасль права, которое не входит в систему права ни одного государства, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Ваши задачи:1) озаглавить колонки таблицы; 2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальны отношенний.



7. Решите юридическую задачу:

14-летний И. Иванов, желая приобрести часы, пришел к магазину, который оказался закрытым. Тогда он разбил стекло витрины (стоимостью 12 тыс. руб.), проник в помещение магазина и взял часы, оставив на их месте деньги согласно лежавшему рядом ценнику.

Подлежит ли Иванов уголовной ответственности? И если да, то за какое преступление? Если нет, то что ему грозит в случае, если магазин предъявит иск за витрину?

8. Решите логическую задачу:

Логический закон исключения третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».

«Что лучше: часы, правильно показывающие время лишь раз в год, или часы, правильно показывающие время дважды в сутки?» – «Разумеется, второе», – отвечаете вы. Хорошо. А теперь смотрите. У меня двое часов: одни вообще не идут, а другие каждый день отстают на минуту. Какие из двух вы предпочтете?

Обоснуйте свой ответ так, чтобы избежать логического противоречия.

9. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.

«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)

9.1. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?

9.2. Дайте определение этому процессу.

Соответствие элементов из двух перечней. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.

11. Распределите следующие блага в соответствующие колонки:

12. Одним из основных признаков демократической формы правления является принцип разделения властей. На основе имеющихся знаний по обществознанию и истории назовите не менее трех аргументов в пользу такой организации государственной власти, проиллюстрируйте их тремя примерами.

13. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

14. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

14.1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (Дж. Б. Шоу).

14.2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л. Бернэ).

14.3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

природы». И.И. Мечников

14.4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

14.5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).


Ответы и критерии оценок

1. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10
Нет Да Да Нет Нет Да Нет Нет Нет Да

Класс

Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.

1.1. Экономический цикл включает в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и рецессию.

1.2. Определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории называется плебисцитом.

1.3. По мнению А. Сен-Симона критерием общественного прогресса является состояние общественной нравственности (идеал раннехристианские общины).

1.4. Представлениеоб идеальном государстве как о централизованной империи, в которой раздельно существуют и согласовано действуют светская и духовная власть (симфония) было характерно для обществ, где господствовала католическая религия.

1.5. Российская Федерация является членомОрганизации стран-экспортеров нефти.

1.6. Рассуждение, призванное установить истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнения называется доказательством.

1.7. Эффективность труда измеряется количеством продукции, произведенной за определенный промежуток времени.

1.8. Применение мер административной ответственности влечет за собой судимость для правонарушения.

1.9. Право ребенка свободно выражать свое мнение наступает с момента получения паспорта.

1.10. Войны и революционные потрясения относятся к факторам усиливающим социальную мобильность.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10

2. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд:

2.1 . Экспорт, импорт, расчет торгового баланса.

2.2 . Институт права, отрасли права, подотрасли права.

2.3. Кооперация, конфликт, конкуренция.

2.4. Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

2.5. Формально-определенный характер, систематичность, общеобязательный характер, гарантированность силой государства.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

Всего 7 баллов за задание, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.2 . Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция (формы конфликтов).

Всего 4 балла за задание, по 2 балла за каждый правильно установленный принцип образования ряда.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость (косвенный налог)

3.2. а) «Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо»; б) «Единственный способ не попасть в клетку контролируемой директивной экономики, куда нас загоняет постоянная инфляция, и тем самым спасти в конечном итоге цивилизацию, состоит в том, чтобы лишить правительства власти над предложением денег»; в) «При нынешней организации рынков, я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно»; г) «Самые большие экономические дьяволы нашего времени суть плоды риска, неопределенности и невежества». (признак рыночной экономики)

Всего 6 баллов за задание, по 2 балла за каждое правильно установленное пояснение и 1 балл за определение лишнего.

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - _____, избранное должностное лицо – легальное лидерство; (традиционное)

4.2. Средневековьетеоцентризм,Возрождение - _____, Просвещение – рационализм. (антропоцентризм).

Всего 4 балла за задание, по 2 балла за каждый правильно заполненный пропуск.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

1. социология

2.социальная группа

3. сословие

4. социальная стратификация

5. П. Сорокин

6. широкий

7. социальный слой

8.социальная психология

10. социальная дифференциация

11. страта

12. К. Маркс

Последовательность цифр: 1 6 9 10 2 7 4 5 11

Максимум за задание 9 баллов , за верно заполненный пропуск – 1 балл.

6. Соотнесите исторические типы человеческого сознания и их характеристики.

Б, Г, З

А, В, Е

Д, Ж, И

По 1 баллу за каждое верное соответствие. Всего 9 баллов .

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

7.1. Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Правомерен ли указ губернатора?

7.1 Директор школы должен отказать религиозному объединению, т.к. РФ – светское государство и религиозные организации отделены от государственных учреждений и равны перед законом.

7.2 Указ губернатора неправомерен, т.к. вопрос изменения границ находится в ведении Совета Федерации.

Всего за задание 6 баллов , до 3 баллов за каждую правильно решенную задачу.

8. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

По 2 балла за каждое составленное понятие (7 понятий для составления) и 6 баллов установленную схему. Всего 20 баллов .


9. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний

По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего 14 баллов .

10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

По 1 баллу за определение позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующей позиции предложение. Всего 12 баллов .

11. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

11.1. Самостоятельно определите позиции.

11.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

11.1.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То ___________ жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

(Г.Р. Державин)

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

(А.С. Пушкин)

Философская позиция:

Философская позиция:

11.1. – «вечности». Филос. позиция: фатализм. 11.2. «ходить». Филос. позиция – эмпиризм.

По 2 балла за каждое вставленное слово и по 4 балла за названную философскую позицию. Всего 12 баллов .

12 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

Депозит - деньги или ценные бумаги, вносимые в государственные или кредитные учреждение с правом возврата.

«Отвлечение»

Конкретные признаки предметов, явлений

Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Природа и общество

Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

«Отрицание знания»

Сущность вещей

Агностицизм - философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей.

«Затемняющий»

Наука и просвещение

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

По 1 баллу за название термина, до 2 баллов за определение. Всего 18 баллов .

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

    Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

    Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

    Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )

Критерии для оценивания:

    Раскрытие обоснованности выбора темы (3 б.).

    Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы (2 б.).

    Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений (2 б.).

    Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (3 б.).

    Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт (3 б.).

    Свободная композиция и непринужденность повествования (2 б.).

    Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (2 б.).

    Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (3 б.).

Всего за эссе 20 баллов

Всего за работу 141 балл .

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.


1. П о какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Президентство, парламентаризм, армия, суд, полиция, прокуратура (институты государства)

1.2. Муж, сын, отец, брат (брачно-семейные статусы)

1.3. Запрещение гражданам пользоваться услугами филиалов иностранных банков, повышение таможенных пошлин на иностранные товары, ограничение на импорт иностранных изделий (протекционизм)

По 2 балла за правильно определенный принцип образования ряда. Всего 6 баллов .


2. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

2.1. а) Выплата пособий по безработице, субсидий фермерам. б) Повышение учетной ставки процента. в) регулирование правительственных расходов и доходов. г) Снижение налогов. (б), так как это элемент монетарной политики государства, а остальное – элементы фискальной политики).

2.2. а) Предупреждение. б) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. в) Компенсация морального вреда. г) Дисквалификация. (в), так как это элемент гражданской ответственности, а остальное – элементы административной ответственности)

2.3. а) Политические партии помещаются на правом фланге политического спектра. б) Партии находятся в оппозиции существующему правительству; в) Партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований. г) Партии отличатся приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти. (б), так как это характеристика партии по отношению к обладанию властью, а остальное – характеристики партии по идеологии).

По 1 баллу за указание лишнего высказывания и до 2 баллов за объяснение. Всего 9 баллов .


3. Заполните пропуски в рядах:

3.1. а) Романо-германская правовая семьянормативно-правовой акт; англо-саксонская правовая семья - _____; мусульманская правовая семья – шариат.

3.2. а) Аристотель – ______; Дж. Локк – договорная теория происхождения государства; К. Маркс – классовая теория происхождения государства. Г. Спенсер – органическая теория происхождения государства.

3.3. а) Гносеология – теория познания; онтология - _____; аксиология – теория ценностей.

3.1. Прецедент. 3.2. Патриархальная теория происхождения государства. 3.3. Теория бытия.

По 2 балла за каждый пропуск. Всего 6 баллов .



организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников ; - состав жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным...

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.
2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.
3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.
4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.
5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.
6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.
7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

Ответ:

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман
2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.
2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.
1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя — ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития — __________________.
2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций — ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.
Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

  1. Аграрное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

  1. Индустриальное общество

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

  1. Постиндустриальное общество

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» — сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

Б, Д, З

А, Г, Ж

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Обоснуйте свой ответ.
2. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Петрова?
Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».
2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

1. О, сколько нам открытый чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель.
(А. С. Пушкин)
А)______________________
Б) ______________________
В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
(Н. А. Заболоцкий)
Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание
2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.
2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?
3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.
2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.
4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.
5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Недавно состоявшаяся конференция была посвящена проблеме международной безопасности. (Б) Вызывает сожаление недооценка рядом стран значения этих проблем. (В) Тем не менее, нынешняя конференция собрала больше участников, чем прошлогодняя.
(Г) Это, скорее всего, результат успешного использования возможностей СМИ для освещения целей форума.
Определите, какие положения текста носят
1. Фактический характер
2. Характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.
2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.
3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.
4. М…н…д…мент – управление производством.
5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.
6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.
7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.
8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации
9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы
10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О. Конт

3. М Вебер

4. А. Смит

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

6. Ж.Ж. Руссо

7. О. Шпенглер

8. Ж.П. Сартр

9. Вольтер

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.
3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.
4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.
5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.
6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.
7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.
8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.
11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.
12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.
Слово по вертикали: тоталитаризм — политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» (А.И Герцен);
2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». (А. Радугин)
3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»
(Ф. Хайек)
4. Социология — «Свобода –есть право на неравенство». (Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. —

Вконтакте

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

1.2. Экспериментальное исследование возможно в социальных науках.

1.3. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

1.4. Если налоговая ставка увеличивается при увеличении дохода, то такой налог является пропорциональным.

1.5. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

1.6. В социологии формальной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

1.7. Смена политических режимов является одной из причин групповой мобильности.

1.8. Возможность прямой или опосредованной проверки на опыте является одной из характеристик научного познания.

Ответ:

Максимум за задание 3 балла (8 верных ответов). 6-7 верных ответов 2 балла, 4-5 верных ответа – 1 балл.

2. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

2.1. Между учениками 9-го класса Смирновым и Поляковым разгорелся спор. Смирнов утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Поляков же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят.

Разрешите этот спор на основе действующего законодательства.

2.2. Веселов и Пастухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Веселов не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСА дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга Аринина, в которой уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова.

Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак? Ответ обоснуйте.

Ответ:

2.1. Прав Смирнов, т.к. на основе ст. 117 Конституции РФ и ст.7 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе аконодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

2.2. Нет, брак не будет зарегистрирован, т.к. на основании Семейного кодекса Российской Федерации (ст.11) обязательным условием заключения брака является личное присутствие лиц, вступающих в брак. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Максимум за задание 4 балла.

3. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Внесите названия этих религий в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгофелло «Песнь о Гайавате»)

2. «Йеннифер не ответила. Она обеими руками держала бессильную, выскальзывающую из рук голову Геральта, ломким голосом повторяя заклинания. По ее ладоням, по щекам, по лбу ведьмака плясали синие огоньки и потрескивали искорки. Трисс знала, какой энергии требуют такие заклинания. Знала также, что эти заклинания здесь не помогут. Было слишком поздно.»

(А. Сапковский «Владычица озера»)

3. «Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла.» («Василиса Прекрасная» русская народная сказка)

4. «Хозяином языческого леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу.» (Сергей Алексеев «Мифология Славян»)

5. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

6. «В Путивле плачет Ярославна,

Зарей, на городской стене:

"Солнце, солнце, ты сияешь

Всем прекрасно и светло!

В знойном поле что сжигаешь

Войско друга моего?

Жажда луки с тетивами

Иссушила в их руках,

И печаль колчан с стрелами

Заложила на плечах.»

(Иван Козлов «Плач Ярославны»

Ответ:

тотемизм

фетишизм

По 1 баллу за каждую верно определенную форму религии хотя бы с одним примером. Максимум за задание 4 балла.

4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о…... . Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…… частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

10. люмпены

Ответ:

В настоящее время в отечественной 6 ведутся дискуссии о 7. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от 1 частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

5 предполагает выделение групп по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. 2 включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают 3 в обществе, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

Максимум за задание 3 балла (6 верно заполненных пропусков) 5 верно заполненных пропусков – 2 балла, 4 верно заполненных пропуска – 1 балл.

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Ответ:

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

Мировоззрение

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни

«Кошелек»

Экономическая инфраструктура

Биржа - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок.

«Невменяемый»

Убеждения

Фанатик – человек, отличающийся страстной преданностью своим убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. (Допускается ответ «фанатизм» с соответствующим определением.)

Коррупция - использование служебного положения в личных целях.

По 1 баллу за каждый верно названный термин с определением. Максимум за задание 4 балла.



Просмотров