Ресурсы органов государственного управления. Понятие и виды ресурсов государственного управления

Ресурсы - ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач. Это те возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящее время, гак и в будущем. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ресурсы - это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления.

Основным критерием социальной эффективности использования ресурсов в условиях их ограниченности и постоянной нехватки является качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан. Рост же этой эффективности можно обеспечить не только и не столько за счет абсолютного сокращения или экономии этих ресурсов, а путем оптимизации (рационализации) их использования. В государственном управлении эффективность - это не только формальное сопоставление результатов управленческой деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение. Главное здесь - политические, социокультурные и социально-психологические результаты.

Ресурсы управления в реальной жизни выступают в самых разных формах. Одни носят объективный характер (например, ресурсы экономические, природные или социально-демографические), другие - субъективный (властные, кадровые, информационные). Бывают они природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными. К социальным ресурсам базового характера мы относим:

Власть, которая является ведущим субъективным условием и фундаментальным источником эффективного управляющего воздействия, представляет собой совокупность отношений руководства, господства и подчинения.

В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления является принцип разделения власти по ее уровням (на федеральную власть и власть субъектов федерации) и ветвям (законодательную, исполнительную и судебную) в рамках соответствующих «сдержек и противовесов». По уровням государственная власть распределяется либо на конституционных, либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.

В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.

К предмету исключительного ведения субъектов федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.

В совместном ведении находятся судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением федерального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды, то есть такие вопросы, которые эффективно могут быть решены только при условии согласия субъектов федерации.

Безусловно, не существует одной, годной для всех стран модели правления и федеративного устройства, а значит, и единой системы государственного управления. Их разнообразие предопределяют очень многие факторы, прежде всего экономические условия, особенности национально-этнического состава населения, традиции, культура, территория.

Экономический потенциал общества, который включает:

а) материально-финансовые ресурсы - федеральный и региональные бюджеты, золотовалютные запасы, ценные государственные бумаги, стабилизационные и другие фонды, налоговые,
страховые, таможенные, лицензионные и другие механизмы;

б) фонды хозяйствования, которые включают в себя основ
ные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды
государственных унитарных и смешанных предприятий, акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов;

в) природные ресурсы как предмет и средство производства -
соответствующие земельные ресурсы, полезные ископаемые, леса, водные богатства, воздушное пространство;

г) государственные резервы - стратегические запасы сырья,
топлива, продуктов питания, медикаментов и других материалов,
необходимых для бесперебойного функционирования всех жизненно важных ее структур на случай чрезвычайных ситуаций, агрессии, стихийного бедствия и т.п.

Перечисленные экономические компоненты носят объективный, как бы «внешний» по отношению к государственной власти характер. Тем не менее, государство в рамках действующего законодательства распоряжается ими и с их помощью решает сложныенациональные проблемы - обороны и государственной безопасности, развития науки и образования, здравоохранения и социальной защиты, стимулирования производства, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций.

Поэтому забота о развитии экономического потенциала страны - важнейший фактор государственного управления и его главный приоритет. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны определяется ее научными, технологическими и энергетическими преимуществами. Поэтому сегодня нам предстоит сделать новые шаги в направлении стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру, в развитие энергетики, транспорта и связи, в освоение космических и на-на технологий, стимулирование авиастроения, судостроения и перерабатывающего производства, освоение новых перспективные рынков. А значит, нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности, обеспечить конвертируемость рубля, перейти к биржевой торговле нефтью, газом и другими стратегическими товарами непосредственно на территории России;

-Политические ресурсы. Они скрыты в политических отношениях (в т.ч. международных), политическом сознании народа и правящих элит, политических полномочиях государственных структур, соответствующих функциях политических партий и других институтов гражданского общества. Все эти структуры, занимаясь политикой, играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых программ и концепций, контроле деятельности государственных органов, защите прав и свобод человека.

-Ресурсы принудительно-силового характера. Вусловиях демократического правового государства в принципе они играют вспомогательную роль. Тем не менее, они незаменимы, если не «срабатывают» другие ресурсы. Никакие политические, экономические и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации так называемых «непопулярных решений» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблениями властью. Достаточно вспомнить сюжеты, связанные с усилением ответственности за нарушения правил дорожного движения, монетизацией льгот, повышением тарифов на услуги ЖКХ. Хотя, понятно, что без подключения политико-пропагандистских и разъяснительных ресурсов тоже не обойтись.

- Социодемографические возможности общества. Это уникальный, один из самых важных видов социальных ресурсов объективного характера. Человеческий ресурс - основа ресурсного обеспечения управления в целом. Ведь человек и только человек является созидателем материальных, культурных и духовных благ. Вне человека управление бессмысленно. В полной мере это касается и кадров государственных органов и местного самоуправления.

К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России, как и прежде, используется не всегда продуманно и рационально. По оценке Президента РФ «положение в этой сфере критическое». Ежегодно страна теряет от 700 тысяч до миллиона общей численности своего населения. Увеличивается доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специалистов за рубеж. Из-за неумелого использования трудовых ресурсов медленно осваиваются ресурсы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Население этих регионов за последние десять лет сократилось более, чем в два раза. Приморье покинуло 630 тыс. человек. В то же время усиливается приток граждан из других государств.

Такое положение влечет за собой и другие негативные последствия: огромное количество людей вовлекается в сферу криминальных отношений, ухудшается нравственное и физическое здоровье населения. Поэтому оздоровление и развитие человеческих ресурсов сегодня - важнейшая задача российского государства. На приоритетные позиции выдвигаются задачи:

а) снижения смертности,

б) проведения более эффективной миграционной политики,

в) повышения рождаемости;

г) обеспечения бережного отношение к семье, матери и ребенку;

д) борьбы с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.

- Интеллектуально-кадровый ресурс общества. В данном случае речь идет об интеллектуально-кадровом потенциале общества как объекта государственного управления, с одной стороны, и самих государственных структур как субъекта этого управления, с другой стороны. В первом случае имеются в виду кадры хозяйственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профессий, учителей, врачей, творческой интеллигенции. Во втором - административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, должностные лица муниципальных образований.

Кадровая ситуация в любом обществе постоянно меняется, причем достаточно динамично. В том числе по таким социально-демографическим показателям, как пол, возраст, образование, профессия, квалификация, социальный престиж, материальный достаток и т.п. Без учета этой закономерности интеллектуально-кадровый ресурс грамотно использовать в управлении невозможно.

- Информационно-коммуникационные ресурсы. Это ресурсы субъективного обеспечивающего характера, включают в себя как информацию, так и средства (каналы) ее получения, распространения и обмена. Качественная и хорошо обработанная на современной научно-технологической основе информация является одним из базовых условий высокоэффективного государственного управления во всех его звеньях на этапе:

Формирования целей и задач управления;

Оценки проблемной ситуации;

Разработки альтернатив и принятия управленческого решения;

Организации контроля исполнения.

Причем, если на начальных этапах информатизации использование данного ресурса в основном было направлено на повышение качества сбора, обработки и использования информации, то сейчас происходят кардинальные трансформации во всех методах и технологиях информационного обеспечения государственного управления, вплоть до создания самых современных информационных систем типа «электронного правительства» и «электронного управления».

Информация весьма разнообразна и классифицируется по разным основаниям:

б) по уровню власти и статусам субъекта и объекта государственного управления - общегосударственная, федеральная, региональная, муниципальная, корпоративная;

в) по источнику информационных потоков - промышленная, сельскохозяйственная, правоохранительная, военно-разведывательная, гуманитарная;

г) по направленности - внутренняя и внешняя, восходящая и нисходящая;

д) по уровню обработанности - исходная, промежуточная и конечная.

Главное, чтобы информация была актуальной, своевременной, полной, объективной, обоснованной и технологичной.

Источники информации для государственного управления - это наука, законодательство, система государственной и ведомственной отчетности, данные статистического учета и текущего контроля, доклады спецслужб, публикации средств массовой информации, письма граждан и др. Далее включаются различного рода организационно-технические и творческие компоненты управленческого труда, начиная с регистрации информации и завершая разработкой на ее основе управленческих решений. Тем самым обеспечивается упорядоченность, системность и подконтрольность информационных потоков.

Сейчас для России особую значимость приобретают: 3 создание общенациональной и региональных автоматизированных систем управления, внедрение мониторингового контроля реализации государственных целевых программ и приоритетных проектов;

□ развитие телекоммуникационной инфраструктуры, создание автоматизированных рабочих мест, подключение к системе «Интернет» и через нее к различным информационно-справочным системам типа «Гарант» и «Консультант-Плюс»;

□ овладение всеми субъектами управления и их персоналом современными информационными технологиями;

□ совершенствование нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникативных систем;

□ развитие дистанционных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

□ обеспечение надежной информационной безопасности государства.

Ресурсное обеспечение государственного управления по важности стоит в одном ряду с целеполаганием. Без соответствующих ресурсов ни одно самое разумное управленческое решение не будет реализовано. Ресурсы - это те средства, ценности и методы, обладание которыми гарантирует успешную реализацию самых смелых управленческих замыслов. А значит, систему ресурсного обеспечения государственного управления необходимо постоянно совершенствовать, своевременно снимать противоречия между держателями ресурсов и их потребителями, добиваться, чтобы ресурсы использовались рачительно и целесообразно.

Трудовые ресурсы . Эффективный менеджмент, обеспечиваю­щий выживание идолгосрочный успех организации в условиях ры­ночной конкуренции, требует ориентации на человека: в части внеш­ней среды - на заказчика (потребителя, клиента, покупателя), в части внутренней среды - на персонал. В современном менеджменте трудовые ресурсы рассматри­ваются с позиций человеческого капитала. Человеческий капитал, целесообразно используе­мыйдля производственной деятельности по созданию продукции и ус­луг, увеличивает доходы человека, предприятия, общества.

Трудовые ресурсы при рассмотрении проблем эффективности менеджмента с точки зрения человеческого капитала могут быть вы­ражены количественно, например в виде показателей невыходов на работу, опозданий, числа жалоб, потерь рабочего времени на болезни, лечение и оздоровление, часов профессионального обучения, тестов оценки интеллекта, эрудиции, показателей интенсивности использо­вания интеллектуальной собственности, оценки контролируемого ка­питала. Однако количественная оценка квалифицированных кадров не раскрывает всей картины, необходимой для эффективного управ­ления, гораздо важнее их качество.

Знания. В связи с тем что любое знание устаревает, необходимо постоянно вести анализ специализированных для конкретного бизнеса знаний, которыми располагает организация. Выводы анализа знаний надо сопоставлять с данными маркетингового анализа. Это позволяет выявить упущенные маркетинговые возможности, а также определить потребность в новых знаниях или в совершенствовании уже существующих.

Материальные ресурсы - это основной и оборотный капитал, включая здания, оборудование, технологию, материалы, финансовый капитал и т.п.

Квалифицированные кадры, оборотный капитал являются наиболее мобильными ресурсами, ими можно управлять, и они могут быть перераспределены в процессе работы в краткосрочном периоде. Это порождает опасность их неправильного и неэффективного распределения. Главным принципом в отношении дефицитных, редких ресурсов и прежде всего высококвалифицированных кадров является максимизация ресурсов. Такие специалисты должны направляться на те участки, где вероятна наибольшая отдача на каждую единицу проделанных работ. Решение о распределении кадров по соответствующим возможностям является ключевым в обеспечении эффективности управления. Наиболее благоприятные возможности в бизнесе всегда реализуются с помощью самых квалифицированных специалистов, привлекаемых для этих целей руководством организаций. Распыление первоклассных кадров, а не концентрация их на наиболее перспективной для фирмы цели, недопустимо.

Информация . Информационные товарные рынки и рынки интеллектуальных продуктов в постиндустриальном обществе начинают охватывать все элементы инфраструктуры менеджмента. В современной экономике материальные ресурсы уступают первенство информационным. Особенности современного переворота в инновационной сфере, связанные с превращением интеллектуальных продуктов и информации в товар, обеспечивают последовательный переход к информационному обществу, в котором информация становится важнейшим ресурсом эффективного управления. Управление невозможно без информации о внутренней и внешней среде. Значимость ее огромна. Итоговая информация о деятельности организации выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление, а также результатов управления и получения соответствующих представлений о его эффективности. Чтобы деление их взаимосвязи и расположения на территории фирмы. Наличие этого ресурса служит базой для определения состава основного капитала, методов обслуживания и пространственной планировки организации. Обладание этим ресурсом является необходимым условием создания производственных объединений, расширения и реконструкции предприятий, диверсификации и изменения специализации производства. Пространство, занимаемое рабочими местами, должно обеспечивать естественность трудовых действий и приемов, рациональную загрузку рабочих и оборудования и т.п., быть достаточным для того, чтобы рабочие могли производить все необходимые движения и перемещения при выполнении производственных операций. Когда его много, о нем обычно не думают и расходуют неэффективно. Когда его мало, вопрос эффективности использования встает остро. Пространство как ресурс во многом определяет внутреннюю среду организации.

Успех в конкурентной борьбе во многом определяется тем, какое пространство каждое государство создает и поддерживает для отраслей национальной экономики. Единство экономического пространства, обеспечиваемое государством, создает равные условия для конкуренции и эффективного менеджмента. Раздел единого экономического пространства по кругу продавцов, по территориальному признаку, введение ограничений на ввоз и вывоз товаров, работ, услуг, материальных и трудовых ресурсов, установление административных, экономических, организационных, финансовых барьеров требует совершенствования стратегии бизнеса. Анализ бизнес-пространства (макро- и микроокружения организации) является непременным компонентом стратегического анализа, проводимого в целях:

· постоянного мониторинга места и положения организации на рынке;

· в определения направлений совершенствования менеджмента и бизнеса;

· избежания кризисных ситуаций.

К примерам зависимости организации от пространства относится получение ресурсов из других стран. Эти ресурсы, являясь более выгодными с точки зрения цен, качества или количества, в долгосрочном периоде могут вызвать усиление таких факторов подвижности внешней среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Наиболее ярким примером того, что постоянно необходимо учитывать пространство как важный ресурс и обеспечивать соответствие размеров бизнеса этому ресурсу, является волна слияний и поглощений, банкротств, охватившая Европу в результате появления Европейского экономического сообщества. Европейский союз создал значительный дисбаланс размеров бизнеса и экономического пространства многим фирмам среднего размера, хорошо приспособленным для удовлетворения потребностей ограниченного рынка своей страны. Несоответствие размеров бизнеса и пространства выявило, что этим фирмам в обострившейся конкурентной борьбе не хватает управленческих кадров, капитала, маркетинговых ресурсов.

Руководителям следует иметь в виду, что размеры организации радикально меняют ее управленческие свойства. В результате методы и механизмы менеджмента, обеспечивающие эффективность малого предприятия, не пригодны для крупной организации. Следовательно, нет и не может быть единого эффективного менеджмента, так как все ситуационно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теория управления

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. Оренбургский государственный институт менеджмента..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория управления
Курс лекций Оренбург УДК ББК П

Принципы и законы управления
Управление не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной затысячи лет человеческой цивилизации, на принц

Понятие, цели и задачи менеджмента
В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент». Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществ

Эволюция управленческой мысли
Лекции 2,3 Цель: изучить становление и развитие управленческой мысли. План: 1. Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды

Донаучный период
1-период - донаучный (IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век) - наиболее длительный. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на ст

Научный период: индустриальный, период систематизации, информационный
П-период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период. 1-период - индустриальный (1776-1856 гг.).

Школа научного управления
На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тыс

Школа административного управления
Направленность данной школы - разработка общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы ка

Школа человеческих отношений и поведенческих наук
В годы Первой мировой войны интенсивность использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела. Дальнейшее повышение его результативности на этой

Школа науки управления или количественных методов
Попытка объединения достижений трех рассмотренных школ произошла в начале 1960-х гг. сторонниками школы количественных методов, которые ввели в практику применение количественных измерений при прин

Новая управленческая парадигма
Парадигмой (от лат. paradeigma - пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления - это одновременно сама теория управления со сво

Управленческий труд как предмет научных исследований
Лекция 4 Цель: раскрыть сущность управленческого труда, охарактеризовать различные виды разделения управленческого труда в организации. План: 1. Управ

Управленческий труд: понятие и специфика. Предмет, продукт, средства и объекты управленческого труда
Разделение труда является фундаментальным условием рационализа­ции системы управления, благодаря ему организация обретает способ­ность достигать положительных результатов с минимальными издерж­ками

Методологические аспекты исследования систем управления
Лекция 5 Цель: раскрыть сущность методологии исследования систем управления. План: 1. Система: понятие, компоненты, свойства, виды.

Система: понятие, компоненты, свойства, виды
Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начина­ем со знакомства с основными положениями теории систем. Под системой понимается некоторое

Методологические исследования систем управления
Деятельность органов государственного управления свя­зана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут ока­зывать влияние на будущее целых

Процессный подход
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функци

Системный подход
Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также усложнение и интенсификация как внутренних,

Ситуационный подход
Данная концепция разработана в конце 60-х годов XX в. в Гарвардской школе бизнеса (США). Эта способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Посколь­ку существует обили

Исследование систем управления и их проектирование
Система управления предприятиями долж­на обладать гибкостью производства, учитывать серьезную кон­куренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей

Организация как социально-экономическая система и как объект управления
Лекция 6 Цель: рассмотреть сущность понятия «современная организация», определить основные переменные внутренней и внешней среды организации. План: 1.

Организация: понятие, основные признаки
Современный мир нередко рассматривается как множество самых разных организаций, которые взаимодейству­ют между собой, решая различные задачи, достигая свои и обще­ственные цели, объединяясь между с

Внутренняя среда организации: понятие, переменные
Совокупность внутренних элементов организации, так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образуют ее внутреннюю среду. Внутренние пере

Внешняя среда организации: понятие, факторы
Конечно, в первую очередь руководитель должен хорошо знать свой объект управления - свою организа­цию, ведь внутренняя среда организации, формируясь под воз­действием принимаемых руководством решен

Планирование как функция управления
Лекция 7 Цель: раскрыть сущность планирования как функции управления. План: 1. Понятие функций управления и значение выделения функций для теории и пр

Понятие функций управления и значение выделения функций для теории и практики управления
Изучение процесса управления с точки зрения его функций – это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направл

Планирование: понятие, виды, принципы, этапы
Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем плани­рование как функция управления обеспечивает основу для дру­гих функций, а функции организации, мот

К целям предъявляются следующие основные требования
Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и изме­римыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их дост

Организация как функция управления
Лекция 8 Цель: раскрыть сущность организации как функции управления. План: 1. Организация как функция управления: понятие, этапы, принцип

Организационные структуры управления: понятие, виды
Линии полномочий, которыми связаны субъекты управленческой деятельности, образуют основу управленческой структуры организации. Под организационной структурой управления по

Координация как функция управления
Координация обеспечивает согласованность во времени и пространстве действий органов управления и должностных лиц, организации в целом и внешней среды. Функция координации

Сущность контроля как функции управления, его функции
По мере того, как организация движется к намеченным целям, она должна постоянно отслеживать промежуточные результаты и контролировать изменения во внутренней и внешней среде. Установление того, дос

Виды контроля
Контроль можно классифицировать по следующим признакам: по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транс­портирования и х

Этапы контроля
В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий. Первый этап.

Принципы эффективного контроля
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности орган

Мотивация: понятие и виды
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан

Мотивационный механизм
Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного сти

Принципы мотивации
Основываясь на существующих теориях мо­тивации, можно вывести некоторые ее принципы, чтобы руково­дствоваться ими в процессе управления. 1. Установление четких целей и задач. Первым услови

Экономические методы управления
Экономические методы управления - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на уче

Организационно-административные методы управления
Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управ

Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и ин­дивидуальное сознание, социальную активность в целях повыше­ни

Конкретные методы управления
В зависимости от этапов и элементов процесса управления мож­но выделить следующие методы управления; · Воздействия на управляемые объекты; · Организации самой управляющей системы;

Коммуникационный менеджмент
Лекция 12 Цель: раскрыть сущность коммуникаций в процессе управления. План: 1. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении. 2. Элем

Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управ­лении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информа­цией, т.е. коммуникаций. Ко

Элементы и этапы коммуникационного процесса. Модели коммуникаций
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, яв

Виды коммуникаций
По характеру восприятия информации коммуникации делят­ся на: · прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте), · косвенные (в которых информация заложена ско

Значение организационных коммуникаций в функционировании организации. Формы и методы организационных коммуникаций
Коммуникациями пронизан весь процесс производства и управления. Организаци­онные коммуникации - это процесс, с помощью которого руко­водители развивают систему предоставления информации и

Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассмат­ривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого пр

Виды управленческих решений
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения. 1. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические. Первые определяют основ

Основные этапы разработки управленческого решения
Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень не прост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Этапы процесса прин

Факторы качества управленческих решений
Качество управленческих решений - сово­купность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение иполучение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются

Модели и методы принятия управленческих решений
Рассмотрим особенности моделирования, типы моделей и не­которые широко используемые методы принятия решений. В науке управления в настоящее время широко используются модели.

Организация и контроль исполнения управленческих решений
Принятием решения, как известно, не заканчивается цикл процесса управления. Следующим этапом является организация выполнения решения. Как показывает практика, это наиболее слабая сторона управленче

Различают афферентный и эффекторный образы предстоящей деятельности
Афферентный - созданный у исполнителя об­раз предстоящей работы, полученный в результате указанных вы­ше методов доведения задания. Эффекторный - это оператив­ный образ, т.е. собственный п

Власть и каналы власти в организации
Анализ существа власти и ее влияния на людей имеет большое зна­чение для понимания работы организации. Каждое действие в органи­зации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью по

Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие
Существует множество взглядов на лидерство и огромное количество интерпретаций его значения. Лидерство - умение вести людей за собой. Лидерство -

Подходы к изучению лидерства
Изучение действий руководителя с целью определения эффективного стиля управления начались еще в древности. В крупных масштабах и на систематической основе исследо­вания по выявлению эффект

Модель эффективного менеджера. Условия и факторы результативной работы менеджера
Модель управленца, социального лидера в особенности, находится пока в стадии становления, хотя отдельные ее элементы уже установлены. Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководи

Понятие человеческих ресурсов. Современные модели управления человеческими ресурсами
Характерной чертой развития современного управления является признание возрастающей роли человека в производственном процессе. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкурен

Понятие и сущность кадровой политики организации
В условиях бурного развития новых технологий все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений орг

Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный
В функциональном отношении подразумевается следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учётом существующего кадровог

Сущность, цели и задачи кадрового планирования
Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, можно реализовать с помощью кадрового планирования, поскольку этот метод управления способен согласовывать и уравновешивать инт

Инновации и нововведения: понятие и виды
Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия: новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствов

Инновационный процесс
Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его

Структура инновационного цикла
Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный цикл&qu

Организационные формы инновационной деятельности
В отличие от производства в инновационной сфере слабо прослеживается преимущество крупных фирм и научных коллективов. Разработку и освоение нововведений могут осуществлять самые разные виды структу

Эффективность управления
Лекция 17 Цель: раскрыть сущность эффективности менеджмента, охарактеризовать признаки, факторы и виды эффективности. План: 1. Понятие, сущность и сод

Виды эффективности менеджмента
Различают внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность управления определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацие

Признаки и факторы эффективности менеджмента
Таблица 8 - Признаки эффективности деятельности организации Сфера (область) Основные цели Производство 1. Высока

Категории результативности менеджмента П. Друкера
Эффективность менеджмента - результативность управленче­ской деятельности, определяемая целями организации. П. Друкер выделял семь категорий результативности менедж

Основные характеристики качества менеджмента
Рассматривая проблемы эффективного управления, к этим категориям необходимо добавить такой показатель, как качество управления, который отражает способность субъекта управления соо

Государственное управление: сущность, специфика, функции
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь

Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента
Государственный менеджмент как новая трактовка государственного управления возник в 70-е годы прошлого века вместе с развитием школы государственной политики. Он начался с акцента на важность окруж

Государственная служба: понятие, принципы, функции
Государственная служба представляет собой сложный, комп­лексный и многогранный социально-правовой институт, имею­щий правовые, экономические, социальные и организационные основы и

Послесловие
Назначение настоящего издания – оказать помощь студентам очной и заочной форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» в овладении современными научными знаниям

Глоссарий
А АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - методы и стиль руководства, при которых руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и

Правовое обеспечение - это различные законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы, являющиеся основой для функционирования органов управления.

В нашем государстве единственным ресурсом права является нормативно-правовой акт (НПА). Иерархическая система нормативно-правовых актов может быть представлена следующим образом:

° Конституция;

° федеральные законы;

° указы Президента;

° постановления Правительства;

° нормативные акты министерств и ведомств;

° правовые акты субъектов федерации

Итак, Конституция - это основной закон России. Ее верховенство и беспрекословность выполнения определяется по следующим принципам:

1) принята в результате всенародного референдума;

2) устанавливает базовые нормы общественного и государственного строя;

3изменяется и применяется посредством усложненной процедуры правотворчества.

Она содержит в себе 137 статей - нормы, относящиеся к различным отраслям права. Так для данной главы работы подходят нормы закона, определяющие полномочия высших законодательных органов власти по изданию нормативно-правовых актов (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108).

Вторым видом НПА являются федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, а после передаются для одобрения Советом Федерации. Закон считается принятым, если за него проголосовали больше половины всех членов верхней палаты, либо в том случае если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Существует особая группа федеральных законов -- это конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются специальным методом принятия. Для принятия данного вида законов необходимо иметь три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов от всех членов ГосДумы. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу эти законы одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации имеют право на осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов, причем таких, которые не могут противоречить федеральным законам. В этом и проявляется принцип единства правового режима на территории государства.

Следующим видом являются указы Президента РФ. Так как, Президент -- глава государства, следовательно, издаваемые им нормативно-правовые акты также обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, однако стоят после Конституции и федеральных законов. В качестве объектов регулирования выступают направления внутренней и внешней политики. Если вдруг указ Президента противоречит Конституции и федеральным законам, то на основании заключения Конституционного Суда он утрачивает силу. Указы Президента достаточно быстро принимаются и вступают в силу относительно федеральных законов.

Постановления Правительства. В силу того, что Правительство осуществляет исполнительную власть в стране, то оно принимает постановления и издает распоряжения. Особенностью нормативно-правовых актов Правительства является то, что они могут быть приняты только на основании законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативные акты министерств и иных ведомств могут издавать приказы, постановления, положения, письма, уставы, содержащие нормы права, в случаях, предусмотренных законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства. Они издаются для осуществления функций государственного управления в различных сферах общественной жизни. Для издания любого подведомственного акта требуется специальное указание вышестоящих органов, однако зачастую этого не требуется.

Постановления министерств и иных органов исполнительной власти, которые связаны с правами и законными интересами граждан подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в течение десяти дней после регистрации. Также, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ.

Правовые акты государственной власти субъектов Федерации распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

Общим признаком всех подзаконных актов России является то, что они, служат источником закона, т. е. их выполнение тем самым укрепляет режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации.

Кроме того, общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай.

Нормативный договор -- способ определения юридических прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Он играет большую роль в международных отношениях. Однако он также важен в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора являются совместно установленные юридические права и обязанности. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу.

Обычай - это юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычай как первоначальный способ создания правовых норм. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, до сих пор продолжается процесс создания новых обычаев.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай -- устный источник права, характеризующийся беспорядочностью, множественностью и разнообразием.

Существуют обычаи делового оборота, в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не прописанные в основных законах РФ. В настоящий момент сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, однако дальнейшее развитие рыночных отношений потребует детального регулирования сложившихся обычаев.

Ресурсы органов государственного управления как необходимое и сложное явление, еще не рассматриваются системно как на практи­ке, так и в науке.

Именно ресурсы органов госуправления выступают после целепо-лагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как из­вестно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение гра­ждан и функционирование институтов общества, протекающий цик­лически, системно, с использованием комплекса средств для достиже­ния его цели и преобразования общественных отношений. Термин «ресурсы» означает средства, запасы, возможности, источники че­го-либо. Ресурсы органов госуправления - это все средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способ­ность и возможность управляющего воздействия. Особое значение име­ют природные и человеческие ресурсы - самые ценные и к тому же ограниченные. К ним управленцам стоит относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

К таким средствам, методам и благам относятся:

Ресурс права, причем право здесь понимается в самом широ­ком смысле, не только конституции, законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей;

Ресурс демократии как соответствующей системы самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод, антипод демонии власти;

Ресурс организации как упорядочения, рационализации системы госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

Ресурс знания в самом широком смысле, включая информаци­онно-технологические возможности общества, формирующие мента­литет госслужащих, социально-психологические стереотипы поведе­ния, социальные и моральные нормы людей.

Можно, очевидно, объяснить ресурсы через определенные матери­альные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. И. Л.Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние кото­рых обеспечивает качественную деятельность управленческих струк­тур, выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, фи­нансовые, научные, технологические.

Нехватка, некомплектность ресурсов является часто причиной бед. Если ресурсов выделено недостаточно, работники понимают, что за­дание бессмысленно и соответственно относятся к нему. Цель уже не служит стимулом. Так, расхождение между словом и делом (призывом и неподкрепленными ресурсами) убивает желание и возможность дос­тичь повышения эффективности, производительности в работе орга­низации. Это определяет проблему совершенствования ресурсного обеспечения системы госуправления.


Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количествен­ном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности лич­ного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед сис­темой задачи не числом, а умением.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение со­ответствующего оборудования и экспертов, и т. д. Естественно, совер­шенствование ресурсного обеспечения требует предварительного ана­лиза потребностей системы, конкретных органов госуправления и сте­пени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто вы­деляет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы - это источ­ник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо наро­да, в Интересах дела. Бывает, что правительственная программа полно­стью достигла целей,- решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности; бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продви­нувшись к цели. В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение перспективной работы или на новую программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это - это общая болезнь администраторов. Причина здесь в основном в нежелании лишиться выделенных средств.

Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального об­раза, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализа­ции цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой - та со­вокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Неоптимальность целей, взятых в качестве руководства к дейст­вию, часто выделяется уже после.того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

Вся история человечества свидетельствует, что формулирование целей государственного управления - дело крайне сложное. "Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управле­ния и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную опре­деленность целей госуправления).



Просмотров