Тренировочные задания по обществознанию. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Тестовые задания

1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

А) росте культурного многообразия

Б) формировании сети международных террористических организаций

В) истощении природных ресурсов

В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:

А) его влияние не имеет последствий

Б) благоприятно

В) неблагоприятно

Г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является

А) слабость и неразвитость демократических институтов

Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

В) преобладание частной формы собственности

Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:

А) единства и борьбы противоположностей

Б) «вызов - ответ»

В) смены общественно-экономических формаций

Г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

1 - Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

2 - Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А) оба суждения неверны

Б) верно только второе

В) оба суждения верны

Г) верно только первое

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) субъектом выступает отдельная личность

Б) средства должны соответствовать целям

В) цель состоит в получении достоверного знания

Г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

А) элитарной

Б) массовой

В) национальной

Г) обыденной

8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для

1 - заочного приобретения образования.

2 - повышения индивидуального уровня культуры.

А) верны оба суждения

Б) оба суждения неверны

В) верно только второе

Г) верно только первое

9. Целью правового государства является

А) создание вертикали власти

Б) формирование правовой культуры общества

В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

Г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

Б) монарх является верховным главнокомандующим

В) власть монарха не имеет законодательных ограничений.

Г) монарх утверждает главу кабинета

Открытые вопросы

Вопрос 1

Назовите общее понятие для приведенных ниже:

Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.

Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

Вопрос 2

Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.

Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.

Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.

Вопрос 3

Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля. Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Вставьте понятие:

Это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. Большая часть этих издержек приходится на труд и сырье.

Накопленная сумма дефицитов государственного бюджета, то есть общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних).

Вопрос 5

Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы.

Участник научного симпозиума гражданин Н. заявил, что государство должно исключить «агрессивное насилие», то есть применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. При том, запрет на агрессивное насилие должен быть правовым, а не этическим, то есть нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке.

Каких идеологических взглядов придерживается гражданин Н? Кто из современных российских экономистов или политиков разделяет эти взгляды?

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

1 - профессиональные участники рынка ценных бумаг.

2 - характерные признаки государства

Ответ на вопрос 2:

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

1 - Валютная спекуляция. В ряду приведены примеры внешнеторговой политики, а валютная спекуляция является примером получения доходов физическими или юридическими лицами на валютном рынке от спекуляций с валютой.

2 - Лишним является выборность органов государства, поскольку она не является существенным признаком правового государства.

3 - убеждение – метод властвования, остальные – источники власти.

Ответ на вопрос 3:

К. не обязан давать показания, т.к. в соответствии со ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Ответ на вопрос 4:

1 - Переменные издержки

2 - Государственный долг

Ответ на вопрос 5:

Либертарианской идеологии. Например, Андрей Илларионов

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.

2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.

3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.

4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.

5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.

7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

Ответ:

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман

2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.

2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.

1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя - ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития - __________________.

2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций - ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.

Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

  1. Аграрное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

  1. Индустриальное общество

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

  1. Постиндустриальное общество

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

Б, Д, З

А, Г, Ж

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

  1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
  2. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
  3. Обоснуйте свой ответ.
  4. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».

2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

О, сколько нам открытый чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель.

(А. С. Пушкин)

А)______________________
Б) ______________________

В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

(Н. А. Заболоцкий)

Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание

2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.

2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?

3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.

2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.

4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.

5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.

2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Недавно состоявшаяся конференция была посвящена проблеме международной безопасности. (Б) Вызывает сожаление недооценка рядом стран значения этих проблем. (В) Тем не менее, нынешняя конференция собрала больше участников, чем прошлогодняя.

(Г) Это, скорее всего, результат успешного использования возможностей СМИ для освещения целей форума.

Определите, какие положения текста носят

1. Фактический характер

2. Характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.

2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.

3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.

4. М…н…д…мент – управление производством.

5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.

6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации

9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы

10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О. Конт

3. М Вебер

4. А. Смит

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

6. Ж.Ж. Руссо

7. О. Шпенглер

8. Ж.П. Сартр

9. Вольтер

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.

Слово по вертикали: тоталитаризм - политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Типы политических партий

А) формирование кабинета министров

1) правящие

Б) реализация в деятельности органов власти своей политической программы

2) оппозиционные

В) выработка альтернативного политического курса

Г) критика деятельности правительства

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» (А.И Герцен);

2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». (А. Радугин)

3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»

(Ф. Хайек)

4. Социология - «Свобода –есть право на неравенство». (Н.Н. Бердяев)

5. Политология - «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)

6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.

а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.

б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.

2) Представление и пояснение собственной позиции

а) Представлена и пояснена собственная позиция.

б) Собственная позиция не представлена.

3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.

а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.

в) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. -

Тестовые задания

1. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладают

А) биологическими потребностями

Б) членораздельной речью

В) рациональным мышлением

Г) возможностями саморазвития

2. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, как

А) материальные

Б) физиологические

В) духовные

Г) социальные

3. Верны ли следующие суждения о личности?

Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.

Человек становится личностью с момента рождения.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

4. Потепление климата нашей планеты за последние десятилетия является примером

А) экономических проблем

Б) увеличения промышленного производства

В) экологических проблем

Г) интенсивного развития науки

5. Что способствует установлению межличностных отношений

А) Грубость

Б) Замкнутость

В) Сопереживание

Г) лицемерие

6. Саша М. в автобусе предложил сесть на свое место пожилому человеку. Это пример

А) антипатии

Б) культуры общения

В) конфликтной ситуации

Г) знакомства

7. Верны ли суждения о конфликте:

Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.

Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

8. Беседа директора школы с родителями ученика относится к

А) дружеской беседе сверстников

Б) формальным межличностным отношениям

В) не формальным межличностным отношениям

Г) светской беседе

9.Завод по производству оружия – это объект собственности:

А) государственной

Б) муниципальной

В) частной

Г) общественных организаций

10. Что означает термин «экономика» в переводе с греческого

А) рациональное распределение ресурсов

Б) искусство ведения домашнего хозяйства

В) ценообразование

Г) взаимодействие природы и техники

Открытые вопросы

Вопрос 1

Восстановите высказывание философа Демокрита о сути безнравственного образа жизни. Согласны ли Вы с данным мнением?

Дурно, жить, значит, и медленно, не, невоздержанно, неразумно, но, плохо, нечестиво, умирать.

Вопрос 2

Вычеркните «лишнее» и объясните мотивы вашего решения:

Владение, пользование, потребление

Капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне

Партия, государство, общество

Вопрос 3

К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 5

Прочитайте приведенные ниже высказывания. В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Назовите это понятие и дайте ему определение.

«… - целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением» (Платон)

«… - есть стремление к счастью» (Л. Фейербах)

«Там, где нет …, нет и пути» (Б. Шоу)

«Если … цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство» (Г. Гегель)

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Ответ на вопрос 2:

1. потребление (принцип объединения – элементы права собственности)

2. зависимые крестьяне (принцип объединения – экономически господствующие классы)

3. общество(принцип объединения – элементы политической жизни)

Ответ на вопрос 3:

В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 4:

Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 5:

Воля. Воля - это способность делать выбор и совершать какие-либо действия.


Практическая работа: Человек и общество

1-й вариант – четные задания, 2-й вариант – нечетные. 21 – е задание для обоих вариантов.

Уровень А

1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» относится к понятию:

А). Культура. Б). Общество. В) Цивилизация. Г) Формация.

2 Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственностихарактерные черты общества

А) Постиндустриального. Б) Индустриального. В) Эпохи промышленной революции. Г) Традиционного

3 Элементами социальной структуры общества являются

А) Культура, искусство. Б) Кредит налоги. В) классы, социальные слои. Г) Парламент, республика.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно А и Б. 4. Оба суждения неверны.

5. Социальной потребностью человека является потребность в

1 Пище и воде. 2. В общении. 3. Воздухе. 4. Физическом движении

6. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения

7. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

8.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отрасль культуры

1) образность

2) логическая доказательность

Б) искусство

3) эстетическое освоение мира

4) воздействие на эмоции человека

5) комплексное описание объекта

9. Найдите в приведённом списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

10. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные факты

Исторические типы обществ

А) появление массовой культуры

1) традиционное

Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства

2) индустриальное

В) развитие глобальных компьютерных сетей

3) информационное

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

11. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

12. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

13. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

14. Закончите фразы.

Отдельно взятого человека в его природной характеристике называют______________________________

Человек как носитель социальных качеств и свойств является______________________________________

Сочетание биологических и социальных черт позволяет определить человека как_____________________

15. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Главные социальные институты

Сферы жизни общества

А) государство

1) экономика

Б) религия

2) политика

В) образование

3) духовная культура

Г) производство

4) социальные отношения

16. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Элементы структуры деятельности

А) театральные декорации

1) субъекты деятельности

Б) оркестр

2) средства деятельности

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

Уровень Б

В заданиях 17 – 20 запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво

Прочитайте текст и выполните задания 17 - 20.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция - это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий - уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, резвившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

18. Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.

19. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

20. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

21. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Уровень А

14 – индивид, индивидуальность, личность

2 – А, Г, Д

Задание 17.

1) формы социальных изменений: эволюция и революция;

2) краткие характеристики каждой формы, например:

а) формы социальных изменений: эволюция и революция;

б) краткие характеристики каждой формы, например:

Эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»;

Революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики.

Задание 18. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) надежды на безграничный прогресс не оправдались;

2) социальные изменения сложны и противоречивы;

3) типы и темпы социальных изменений различены;

4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;

5) критерии прогресса неоднозначны.

Задание 19. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим:

1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.);

3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Задание 20. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены, например, такие подтверждения:

1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса.

Задание 21. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

− наличие пунктов плана, указывающих на понимание

экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она

не может быть раскрыта по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление – основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие 3, 4/5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Структура предложенного плана. Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу. Корректность формулировок пунктов плана.

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Тренировочные задания формата ЕГЭ по обществознанию⃰

Класс - 11

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение тренировочной работы по обществознанию

отводится 1 урок (45 минут).

Ответы к заданиям 1-5 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле

ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 5-15 записываются в графу «Ответ» или же в специальную таблицу, следующую после задания.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его

и запишите рядом новый.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать

наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Предметом изучения этой науки являются отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности

Политология;

Экономика;

Правоведение;

Социология.

Студенты педагогического ВУЗА проходят практику в школе. Деятельность студентов является примером деятельности?

Материально-производственной;

Учебно-познавательной;

Ценностно-ориентировочной;

Социально-преобразующей.

Производитель в рыночной экономике может самостоятельно определять

Организационно-правовую форму предприятия;

Размер минимальной оплаты труда;

Количество и вид налогов;

Методы борьбы с монополиями в стране.

Касты, сословия, классы - это

1) Этапы развития общества;

2) Типы социальной стратификации;

3) Социальные статусы;

4) Социальные роли.

5. Семья, включающая несколько совместно проживающих поколений родственников, где младшие беспрекословно подчиняются старшим, называется

1) Партнерская;

2) Супружеская;

3) Традиционная;

4) Нуклеарная.

6. Установите верное соответствие между функциями государства и их проявлениями

7. Продолжите предложения:

1) Главным источником права в РФ является________________________.

2) Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет_______________________________.

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъекты политической деятельности».

Государство, политические партии, политический процесс, общественные движения, политические лидеры, граждане.

Ответ:__________________________________.

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу:

1) развитие сферы услуг;

2) рост численности рабочего класса;

3) отсутствие классового устройства общества;

4) использование информационных технологий;

5) новые интеллектуальные технологии.

Ответ:________________.

10. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Системы налогообложения

Пропорциональная


Прогрессивная

Ответ:_____________________________.

Часть 2

11. Перечислите три характерных признака административно- командной экономической системы.

1.___________________________;

2___________________________:

3___________________________.

12.Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав человека.

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

13. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

1._________________________________________________________.

2._________________________________________________________.

3._________________________________________________________.

14 .Заполните таблицу плана написания эссе на тему: « Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека):

15. Вам поручено составить развернутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Критерии оценивания

Максимальный балл за работу-35

На 5 -35-31

На 4- 30-27

На 3-26-21

На 2 - менее 20

Ответ

Баллы

2/1 (если 1 ошибка

1.Конституция РФ

2.Председатель Правительства РФ

Политический процесс

2 за верный ответ

Регрессивная

3 (1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

3(1 балл за каждый пункт ответа)

Возможны варианты ответа, не искажающие его смысла

Верно определена проблема

Раскрыта актуальность

Подчеркнута собственная позиция

Аргументация

3 (1б за каждый критерий

Формулировки пунктов плана корректны и охватывают основные вопросы темы

Формулировки пунктов плана корректны, но отдельные вопросы упущены или не раскрыты

План не раскрывает предложенной темы

Максимальный балл

⃰Данная работа может использоваться как учителями в качестве диагностической работы для выявления уровня подготовленности учащихся 11 классов к ЕГЭ по обществознанию, так и самими учащимися для самостоятельной подготовки.

1.Русский поэт Н.А.Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» .
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
— Что вкладывает Н.А.Некрасов в понятие «гражданин»?
— Как он понимает миссию поэта в обществе?
— Как соотносятся понятия «поэт» и «гражданий»?
— Почему Н.А.Некрасов считает, что «быть гражданином» – обязанность каждого?
— Н.А.Некрасов жил в 19 веке, актуально ли его утверждение сегодня?

II. Практическая часть

  1. Что из перечисленного относится к характеристикам:
    1. Индустриальной цивилизации
    1. 2. Традиционного общества
    А) Общество и природа находятся в состоянии относительного синтеза
    Б) Главный регулятор общественных отношений – обычаи и традиции
    В) «Скачкообразный» характер развития
    Г) Низкий уровень социльной мобильности, иерархичность общества
    Д) Довление общества над природой, максимальное использование природных ресурсов
    Е) Регулятором общественных отношений является система писаных норм, изменяемых в соответствии с меняющимися условиями
    Ж) Высокий уровень социальной мобильности, базирующийся на формальном политическом равноправии
  2. Соотнесите понятия:

Запишите ответ:

  1. Основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, отражается в содержании понятия …
    __________________________________________________________
  2. Форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего народного голосования характеризуется в содержании понятия …
    ___________________________________________________________
  3. Вводная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются его цели и задачи, характеризуется в содержании понятия…
  4. Коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________
  5. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам; тяжкое преступление против человечества характеризуется в содержании понятия…
    ____________________________________________________________

III. Тестовые задания (имеют один правильный ответ)

А1. Термин «конституция» впервые возник в ….

  1. Новое время
  2. период Античности
  3. эпоху Возрождения
  4. средние века

А2. Исторически первый способ принятия конституции — ….

  1. законодательным органом власти
  2. референдумом
  3. «дарование» монархом
  4. специально созданным для этой цели органом

A3. Документ, имеющий высшую юридическую силу по отно­шению ко всем правовым актам государства, — ….

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. заключения Конституционного суда
  4. Конституция

А4. Верно ли, что действие конституционных норм осущест­вляется:
А) непосредственно;
Б) посредством конкретизации в других законодательных актах?

А5. Верно ли, что принцип прямого действия конституцион­ных норм означает, что:
А) если нет законов, конкретизирующих конституционную нор­му, то данная норма может быть реализована непосредственно;
Б) гражданин может прямо обратиться в суд на основании кон­ституционной нормы?

2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А6. Для прочности брака необходимо….

  1. превосходство мужа
  2. доминирование жены
  3. высокий уровень благосостояния
  4. сходство во взглядах и ожиданиях супругов

А7. Наиболее негативными демографическими тенденциями является(ются)….

  1. очень низкие темпы роста народонаселения
  2. очень высокие темпы роста народонаселения
  3. старение населения, нарушение тендерного равновесия
  4. устойчивое превышение смертности над рождаемостью

А8. Сложность демографической ситуации в современном мире связана с ….

  1. увеличением численности населения нашей планеты
  2. продовольственными проблемами
  3. экологическим кризисом
  4. миграционными процессами

А9. Верно ли, что в миграционную политику государств вхо­дит решение задач:
А) расселения людей на новых местах жительства;
Б) обеспечения бытовых и культурных условий жизни?
1) верно А) 3) верны оба суждения
2) верно Б) 4) оба суждения неверны

А10. Верно ли, что для возрастного состава Беларуси характерно:
А) увеличение количества лиц молодого возраста;
Б) влияние последствий первой мировой войны?
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А11. Молодые люди в современных условиях:
А) раньше, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь;
Б) сталкиваются с удлинением сроков обучения.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

А12. Молодежные субкультуры — это:
А) форма доминирующей культуры;
Б) четко оформленные субкультуры.
1)верно А) 3) верны оба суждения
2)верно Б) 4) оба суждения неверны

ОТВЕТЫ

II. Практической части:
Вопрос 1.

  1. В, Д, Е, Ж
  2. А, Б, Г

Вопрос 2
1-Б,
2-Г,
3-В,
4-Д.

Вопрос 3
Конституция

Вопрос4
Референдум

Вопрос 5
Преамбула

Вопрос 6
Правительство (Совет Министров)

Вопрос 6
Геноцид

III. Тестовые задания
А1. — 2
А2. — 3
А3. — 4
А4. — 3
А5. – 3
А6. – 4
А7. — 4
А8. — 1
А9. — 3
А10. – 4
А11. — 2
А12. – 2



Просмотров