Сферы государственного управления контроль и надзор. Государственный контроль и административный надзор в сфере государственного управления

  • 12. Система ап как отрасли права.
  • 14. Предмет и метод административно-правового регулирования.
  • 15. Административно - правовые нормы: понятие, структура, общая характеристика.
  • 16. Виды административно - правовых норм и их классификация.
  • 17. Реализация административно-правовых норм. Применение как особая форма реализации.
  • 18. Административно - правовые отношения: понятие и общая характеристика.
  • 19. Структура, содержание и виды административно - правовых отношений, их классификация.
  • 20. Основания возникновения, изменения и прекращения административно – правовых отношений.
  • 21. Наука административного права: предмет, методология, история развития в дореволюционной России, период советского строительства, современное состояние.
  • 22. «Лазаревские чтения» и их значение для развития науки административного права.
  • 23. Способы обеспечения законности в государственном и муниципальном управлении: понятие, система и сравнительная характеристика способов.
  • 24. Контроль в государственном и муниципальном управлении.
  • 25. Надзор прокуратуры в государственном и муниципальном управлении.
  • Глава 1. Надзор за исполнением законов
  • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
  • 26. Административный надзор как способ обеспечения законности.
  • 29. Понятие и содержание административно-правового статуса.
  • 31. Административно - правовой статус религиозных объединений.
  • 32. Административно-правовой статус благотворительных организаций.
  • 33. Административно правовой статус общественных объединений
  • 34. Административно правовой статус средств массовой информации
  • 35. Административно - правовой статус некоммерческих организаций.
  • 36. Конституция рф об органах исполнительной власти в рф
  • 38. Органы исполнительной власти как субъекты административного права: содержание административно-правового статуса.
  • 40. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  • 41. Президент и исполнительная власть: взаимоотношения Президента рф с органами исполнительной власти.
  • 42. Правительство рф: административно - правовой статус и организация работы.
  • 43. Консультативные и координационные органы Правительства рф.
  • 44. Взаимоотношения Правительства рф и Федерального Собрания рф.
  • 45. Взаимоотношения Правительства рф и органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 46. Взаимоотношения Правительства рф и судебной власти рф.
  • 47. Фкз рф «о Правительстве рф»: общая характеристика структуры и содержания, значение.
  • 48. Аппарат Правительства рф: понятие, правовые основы организации и деятельности, структура и значение.
  • 49. Характеристика содержания и значение Регламента Правительства рф.
  • 50. Вопросы, решаемые исключительно на заседаниях Правительства рф.
  • 51. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 52. Структура и содержание деятельности Правительства Самарской области.
  • 53. Административно - правовой статус исполнительных органов местного самоуправления.
  • 24. Контроль в государственном и муниципальном управлении.

    Используемые уполномоченными законом государственными органами и гражданами для обеспечения законности формы, приёмы и методы образуют определённую систему элементы которой обладают рядом общих признаков. В то же время таким методам и формам присуща своя специфика, обусловленная кругом решаемых задач, объёмом полномочий как органа так и отдельных должностных лиц. Конечной же целью всех действий (деятельности) по обеспечению законности является приведение возникающих административных отношений в правовые (нормативные) рамки. Чаще всего в основу систематизации способов обеспечения законности положена зависимость от субъекта контролирующего воздействия.

    Манохин В.М. относит к способам обеспечения законности:

    1.Контрольная деятельность органов государственной власти;

    2.Контрольная деятельность исполнительно-распорядительных органов;

    3.Прокурорский надзор;

    4.Судебный контроль.

    Шориной Е.В. выделяется:

    1)Государственный контроль;

    2)Контроль общественных организаций, трудовых коллективов;

    3)Контроль гражданина непосредственно.

    На современном этапе целесообразно, в первую очередь, подразделять способы обеспечения законности на контроль и надзор. Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает:

    А/ Контроль внутриведомственный

    Б/ Контроль внешний (вневедомственный)

    В/ Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)

    Общественный контроль заключается в:

    А/ Контроле граждан непосредственно и через свои объединения

    Б/ Деятельности средств массовой информации

    В/ Выборах во все органы властиНадзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на:

    1.Судебный контроль (надзор)

    2.Надзор органов прокуратуры

    3.Административный надзор (контроль)

    Надзорно-контрольные функции обеспечения законности можно рассматривать с учётом следующих общих признаков, и через:

    1.Наличие специальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления той или иной деятельности субъектами права;

    2.Наличие системы специально уполномоченных законом органов, осуществляющих контроль за реализацией специфических правовых норм;

    3.Наличие специальных методов деятельности уполномоченных органов;

    4.Наличие специфических актов, издаваемых уполномоченными органами различных по характеру и юридической силе.

    Обобщённо контроль это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. В системах управления контроль является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля зависит возможность изменить ход деятельности в случае его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.

    Сущность и назначение контроля состоит в:

      наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их текущем состоянии.

      анализе полученной информации, выявлении тенденций, закономерностей, их обуславливающих причин, разработке прогнозов.

      принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, ущерба, вредных последствий (в том числе и морально-идеологического характера) , нецелесообразных действий и неоправданных расходов, пресечении продолжающейся противоправной деятельности.

      анализе и учёте совершившихся нарушений, определении причин и условий способствовавших их совершению

      выявлении виновных должностных лиц и привлечении их к персональной ответственности либо самими контролирующими органами либо иными компетентными лицами (органами).

    Так, используя сравнительный метод исследования здесь и далее можно определить, что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определёнными признаками:

    А/ между контролирующим органом и подконтрольным объектом чаще всего существуют отношения служебной подчинённости (подведомственности)

    Б/ в процессе контроля деятельность контролируемого проверяется не только на соответствие закону но и исходя из дисциплины, нравственности и целесообразности.

    В/ контролирующий чаще всего наделён правом отменять решения контролируемого

    Г/ в соответствующих случаях контролирующий субъект вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому субъекту за совершённые или допущенные нарушения.

    Д/ контролирующий орган или должностное лицо вправе давать обязательные указания касающиеся текущей деятельности контролируемого объекта (органа)

    Е/ контролирующий может не входить в систему государственной власти

    Ж/ контроль может осуществляться в отношении процесса или явления неживого мира или обстановки в целом, как совокупности элементов живого и неживого мира.

    З/ Предметом контроля является оперативная деятельность подконтрольных субъектов по фактическому исполнению законов, подзаконных нормативных актов, инструкций, указаний, а также количественные и качественные результаты этой деятельности.

    Контрольная деятельность может осуществляться в очень разнообразных формах, это: заслушивание отчётов, информации и сообщений, различные проверки, экспертизы финансовой и хозяйственной деятельности, наблюдение за действиями контролируемого объекта (субъекта) , получение текущих сводок, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей в государственной службе, координация деятельности подконтрольных органов, и др. То есть контрольная деятельность ограничивается получением информации посредством, обычно, наблюдения и её анализом.

    Основное отличие надзора от контроля по мнению ряда учёных состоит в том, что надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчинённых им органов или лиц с целью выявления нарушений законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличии от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Важно отметить, что никакие другие органы государства, кроме специально на это уполномоченных, не могут осуществлять надзорную деятельность. В словаре административного права содержится следующее определение: Надзор государственный функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая ими по подведомственным вопросам в отношении неподчинённых юридических лиц или граждан.

    Таким образом надзор характеризуется следующими специфическими чертами:

    А/ надзор осуществляется в отношении тех объектов, которые организационно не подчинены органам осуществляющим эту деятельность.

    Б/ круг объектов надзорной деятельности не определён и значительно шире чем при контроле.

    В/ органы административного надзора вправе применять меры административного принуждения, а иные органы (в состав иных органов включены прокуратура и суд) наряду с административным принуждением вправе применять уголовное принуждение.

    Г/ органы надзора проверяют соответствие действий поднадзорных объектов законам и иным обязательным для исполнения неограниченного круга лиц специальным правилам.

    Д/ органы надзора не вправе напрямую вмешиваться в ход хозяйственной деятельности поднадзорного объекта.

    Е/ в некоторых случаях меры административного воздействия применяются в отношении коммерческих юридических лиц.

    Ж/ надзорной деятельностью вправе заниматься только специально уполномоченные государственные органы.

    З/ надзор осуществляется за деятельностью человека, групп людей, то есть на соответствие установлениям проверяется как результат действия так и само действие (не является специфической особенностью).

    Контроль

    Роль контроля

    Программа ревизии сохранности материально-производственных запасов.

    При ревизии использования и сохранности МПЗ необходимо проверить:

    1) состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условия хранения сырья и материалов, не допускаются ли при этом снижение их кач-ва и порча; правильность приемки сырья и материалов по кол-ным и кач-ным показателям;

    2) сохранность МПЗ; заключены ли письменные договоры о мат. ответственности с работниками, которым переданы ценности; полностью ли оприходованы фактически полученные мат.ценности; предоставляются ли ежегодные (очередные) отпуска МОЛам с передачей ценностей лицам, их заменяющим;

    3) соблюдение порядка учета материалов и контроля за их использованием;

    4) состояние работы по нормированию расходов сырья, материалов, топлива, э/э, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода сырья и материалов;

    5) правильность списания сырья и материалов на произ-во, соответствие действующих норм современному уровню технологии и орг-ции произ-ва. При этом следует установить, нет ли случаев, кода в рез-те завышения норм расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишки мат.ценностей, а также случаев списания их в завышенных размерах против фактического расходования;

    6) своевременность и правильность проведения инвентаризаций МПЗ; правильность определения рез-тов инвентаризаций и их отражения в БУ, а также обоснованность списания недостач и потерь МПЗ по нормам естественной убыли при их хранении и транспортировке;

    7) реальность числящихся на балансе остатков мат. ценностей; организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и за выданными доверенностями на получение ценностей;

    8) соблюдаются ли установленные нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и спецпитания;

    9) обеспечены ли сохранность и правильный учет драг.металлов, алмазов, изделий из них и спирта на складах и в произ-ве в соответствии с действующими положениями.

    Тест1: Счётная палата РФ – это федеральный орган государственного финансового контроля:

    а) Президентской ветви власти

    б) Законодательной ветви власти

    в) Исполнительной ветви власти

    Задачи муниципального финансового контроля.

    Основными задачами развития муниципального финансового контроля являются:

    · активное участие в создании единой системы финансового контроля, охватывающей все уровни бюджетной системы Российской Федерации;

    · системное осмысление идеологии и перспектив развития, муниципальных контрольно-счетных органов, созданных в Российской Федерации;

    · обобщение существующей законодательной базы, связанной с организацией внешнего муниципального финансового контроля в Российской Федерации;

    · совместная разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование и повышение результативности финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации;

    · анализ опыта Счетной палаты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в выстраивании целостной системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля;

    · создание организационной, методической и правовой базы эффективного финансового контроля за использованием муниципальных ресурсов;

    · оценка, адаптация и внедрение международных и федеральных ревизионных стандартов в практику внешнего муниципального финансового контроля, а также методик проведения контрольных мероприятий и критериев обобщения их результатов;

    · налаживание взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации, АКСОР, органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органами муниципального финансового контроля;

    · обеспечение качественной теоретической и практической подготовки кадров муниципальных контрольно-счетных органов.

    Тест3: Федеральная таможенная служба подчинена:

    а) Правительству РФ

    б) Министерству экономического развития и торговли РФ

    в) Министерству финансов РФ

    Функции финансового контроля.

    Три основные функции: предупредительная, регулятивная, оценочно-аналитическая.

    Предупредительная функция. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций контроль носит предупреждающий характер и реализуется на первых трех стадиях: постановки проблемы, определения целей и планировании мероприятий.

    Его значение повышается перед принятием новых нормативных актов или принятием решений экономического характера, регулирующих экономические аспекты государственной политики и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, способствуя предупреждению ошибок в будущем.

    Контроль позволяет предупредить нарушения законов, принятых управленческих решений, пресечь нерациональное использование ресурсов, выявить дополнительные резервы.

    Регулятивная функция п оявляется на стадиях реализации и регулирования мероприятий. Данная функция позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать корректирующие решения и меры, предупреждающие возникновение потерь и убытков.

    Оценочно-аналитическая функция п рисуща каждой стадии процесса управления и составляет содержание заключительной стадии.

    Стадии управления определяют функции контроля, которые должны быть реализованы в тот или иной момент.

    Методы финансового контроля

    Методы финансового контроля - приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Наблюдение представляет собой ознакомление с деят-тью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

    Обследование направлено на исследование отдельных сторон финн.-хоз.деят-сти. Основной целью обследования являются общий анализ финансово-хоз. деят-сти и выявление ее недостатков. Реализация названной цели достигается путем исследования (мониторинга) фин.документации; выявления финн.состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения гос.(муниципальных) расходов и т. д.

    Анализ специальный метод контроля достоверности финн.документации с использованием аналитических приемов математики. Данный метод финн.контроля осуществляется финн.органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.).

    Проверка представляет собой один из основных методов финн.контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финн.законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы более глубоко анализируют финн.деят-сть объекта, привлекая максимальное кол-во документальных источников инф-ции.

    Ревизия явл.основным методом финансового контроля и представляет собой систему, совокупность контрольных действий и ревизионных процедур с целью выявления фактов финансовых злоупотреблений, фактов недостач, хищений и присвоений гос.(муниципального) имущества или собственности и бюджетных средств. Выявляется фактическое наличие указанных лиц, действительность получения ДС в указанных размерах и суммах.

    Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финн.средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финн.операций и финансовой деят-ти и контролируемого субъекта за проверяемый период.

    Тест5: К органам государственного финансового контроля относятся:

    а) Министерство финансов РФ

    б) Ревизионная комиссия акционерного общества

    в) Аудиторская фирма

    Формы финансового контроля

    Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.
    Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
    Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
    Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

    21. Основные разделы программы ревизии сохранности безналичных расчётов.

    Ревизию банковских операций проводят по каждому счету в отдельности. При этом особое внимание уделяют проверке операций по р/с, через которые осуществляется абсолютное большинство расчетов, связанных с основной деят-тью хозяйства.

    Прежде всего, следует сверить остатки по каждому такому счету, значащиеся на начало каждого месяца проверяемого периода в регистрах БУ и выписках банков. При наличии расхождений необходимо выявить их причины и привести указанные данные в соответствие непосредственно в ходе ревизии этих операций.

    Затем, используя приемы контрольного изучения документов и их взаимной сверки, следует тщательно проанализировать выписки по каждому расчетному, счету и приложенные к ним документы. В первую очередь обращают внимание на установление их подлинности, для чего проверяют наличие в них дат, номеров первичных документов, шифров корреспондирующих счетов, штампов, подписей работников банка.

    После этого производят арифметическую проверку выписок банка и приложенных к ним оправдательных документов, для чего определяют правильность таксировки, подсчетов, оборотов, начального и конечного сальдо.

    Особому контролю подвергаются реальность совершенных операций, их соответствие действующему законодательству и режиму счетов. Для этого необходимо расшифровать перечисление на р/с и списание с него каждой суммы, для чего тщательно изучаются приложенные к выпискам банка первичные документы.

    В свою очередь суммы, значащиеся в выписках и приложенных к ним документах, сверяют с записями по счету 51 «Расчетные счета». При этом необходимо обращать внимание на правильность корреспонденции счетов БУ, т.к. за этим могут скрываться факты злоупотреблений. Особо тщательной проверке следует подвергать всякого рода сторнированные и исправительные бух.проводки, с помощью которых может быть также скрыто злоупотребление.

    При проверке поступивших на р/с ДС устанавливаются правильность, и полнота их зачисления для чего привлекаются данные по смежным документам и записям, выявляется характер поступлений. При этом особое внимание обращается на проверку своевременности и полноты оприходования и целевого использования наличных денег, полученных из банка, что устанавливается обычно в ходе ревизии кассовых операций. Завершается ревизия операций по р/с в банках обобщением сумм, использованных не по назначению, путем составления специальной ведомости или перечня таких нарушений по каждому такому счету.

    Контроль и ревизия операций по каждому валютному счету направлены на то, чтобы выявить соблюдение установленного порядка его ведения, полноту и своевременность зачисления сумм в соответствующей иностранной валюте, законность и целесообразность использования этих средств, а также соответствие остатков по этим счетам, указанных в регистрах БУ по счету 52 «Валютные счета» и выписках банков. При этом так же, как и по р/с, широкого применяются приемы изучения документов, их встречной сверки, прослеживание учетных записей, а при необходимости и письменные запросы орг-ций-контрагентов по данным операциям.

    На выявление обоснованности и правильности использования ДС направлена проверка операций и по специальным счетам в банках по счету 55 «Специальные счета в банках» по каждому аккредитиву, чековой книжке, депозитному счету, текущему счету по полученным средствам и прочим счетам, предназначенным для определенных целей. В ходе этой ревизии или проверки выявляют, прежде всего, наличие каждого такого счета и соблюдение установленного порядка его открытия и ведения. Затем по выпискам банка и приложенным к ним документам устанавливают хар-р каждой совершенной по ним операции. При необходимости проводят встречную сверку данных документов с документами по оприходованию материально-технических средств, оплаченных за счет средств с этих счетов, с записями в БУ поставщиков, транспортных и др.орг-ций.

    Выявленные нарушения по каждому специальному счету в банках обобщаются в специальных ведомостях или перечнях, прилагаемых затем к общему акту ревизии.

    Требования к доказательствам и их предназначение

    При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

    Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.

    К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.

    Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.

    Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.

    Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам контрольного мероприятия.

    Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).

    Оценка надежности доказательств основывается на следующем: доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;

    надежность доказательств, полученных из внутренних источников, тем выше, чем эффективнее системы бюджетного (бухгалтерского) учета и внутреннего контроля объекта финансового контроля;

    доказательства, полученные непосредственно работником финансового контроля, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта финансового контроля;

    доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;

    устные и письменные заявления руководства объекта финансового контроля не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.

    Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют разное содержание и при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.

    Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, должны быть определены дополнительные процедуры контроля, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.

    Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.

    Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу.

    При тестировании средств системы внутреннего контроля осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования системы бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля объекта финансового контроля.

    Тест15: В Международной федерации бухгалтеров Российскую Федерацию представляет:

    а) Министерство финансов РФ

    б) Институт профессиональных бухгалтеров

    в) Счётная палата

    Административный регламент Федеральной службы фин-бюдж надзора.

    Определяет сроки и последовательность действий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и территориальных органов Федеральной службы, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении указанной государственной функции. Федеральная служба и ее территориальные органы осуществляют финансовый контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Ревизии и проверки одних и тех же организаций в плановом порядке проводятся не чаще одного раза в год. Запрещается проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности проверяемой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам). Ревизия или проверка проводится за период деятельности проверяемой организации, не подлежавший ревизии или проверке при проведении предыдущих ревизий или проверок, но не превышающий 2 лет деятельности организации, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Указан срок ревизии, участники ревизии, план и программа ревизии.

    По целям.

    Цель аудита проверка отчётности на соответствие данным бухгалтерского учёта, налоговому законодательству и нормативным актам.
    Цель ревизии нахождение недостатков, их выявление при организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наказание виновных.

    По характеру деятельности.

    Аудит-это предмет деятельности. Ревизия это исполнительская деятельность при выполнении указаний вышестоящих организаций.

    По управленческим связям.

    Аудит это горизонтальные связи и он осуществляется на добровольных началах.
    Ревизия это вертикальные связи, осуществляемые на принципе принуждения и отчётах контролирующих организаций.

    По практическим задачам.

    Аудит это улучшение финансовой политики, привлечение дополнительных инвесторов, кредиторов и помощь в организации оптимальной работы финансовой и экономической службы предприятия, консультирование.

    Ревизия это сохранение активности предприятия, пресечение хищений, пресечение расходований сверх нормы, профилактика злоупотреблений.

    По результатам проверки.

    Аудит предполагает наличие аудиторского заключения и рекомендаций по улучшению организации учёта и финансовой работы на предприятии.

    Ревизия заканчивается актом, где делаются выводы, накладываются взыскания и осуществляется передача в вышестоящие органы с разглашением информации в СМИ.

    По статусу.

    Аудитор это независимый эксперт.

    Ревизор работник аппарата управления фирмы вышестоящей организации или государства.

    Тест21: В случае отказа руководителя проверяемой организации от подписания акта ревизии ревизор:

    а) Производит об этом запись в акте или составляет отдельный акт

    б) Сообщает об этом органу, назначившему ревизию

    в) Сообщает об этом правоохранительным органам

    Понятие отката и тд.

    В настоящее время большинство специалистов и экспертов используют следующее определение: откат – это вознаграждение, выплачиваемое в денежной или иной форме лицу, которое так или иначе способствует успешному совершению сделки (операции). В качестве получателя отката может выступать любой более или менее влиятельный человек: государственный чиновник, депутат, высокопоставленный сотрудник (главный бухгалтер, финансовый директор, начальник отдела продаж, начальник отдела поставок) предприятия – контрагента по данной сделке, заведующий магазином или товаровед.
    Чем же отличается откат от традиционной взятки?
    Как правило, взяткой называется подношение в денежной или иной форме, основная цель которого – решение того или иного вопроса. Однако после одной решенной проблемы может появиться новый актуальный вопрос (причем в рамках той же сделки), который также нужно решать, и за это снова придется давать взятку. Таким образом, не исключена ситуация, когда за осуществление той или иной сделки нужно давать несколько взяток. Иначе говоря, человек, которому дается взятка, не заинтересован в успешном завершении сделки – ему это безразлично, поскольку никакой выгоды не принесет.
    Основное отличие отката от взятки заключается в том, что он вызывает заинтересованность не в решении того или иного конкретного вопроса, а в полном и успешном осуществлении сделки. Обычно откат составляет определенный процент от суммы сделки (например, 7 или 10 %) в зависимости от специфики конкретной ситуации.
    Так, человеку, которому предлагается откат, говорят: мы даем вам вознаграждение не за то, что вы поможете преодолеть таможенный пост, а за то, что на расчетный счет нашего предприятия в результате успешного завершения сделки поступит требуемая сумма. Все. Вознаграждение будет рассчитано как процент именно от этой суммы и выплачено после ее получения и никак иначе. Как человек будет способствовать осуществлению сделки (временно закроет таможенный пост, упразднит таможенные платежи для данной поставки или как-то еще) – это его дело.
    Очевидно, что откат по своей экономической сути является более эффективным средством решения вопросов, нежели взятка. Тем более что его размер нередко привязывается к конкретным экономическим показателям (иначе говоря, экономически обосновывается): сумма сделки, выручка от реализации, сумма сэкономленных на аренде денежных средств.
    Некоторые наиболее распространенные виды откатов– Не оскудеет рука дающего!
    – И не отсохнет рука берущего…

    Обналичивание денег
    Обналичиванием денег называется превращение виртуальных денег в осязаемые. В процессе обналичивания чаще всего используются созданные как раз для этих целей «фирмы-однодневки». Схем обналичивания денег множество.
    Наличные деньги идут на взятки, на выплату заработной платы нелегальной рабочей силе, а также на разницу между реально выплачиваемой зарплатой работникам и официальной, проходящей через бухгалтерские документы.
    Оборот наличных, в отличие от оборота безналичных денег, проследить невозможно. С другой стороны, использование безналичных денег гораздо удобнее и безопаснее (еще одно несомненное преимущество «чистого» бизнеса).
    1.2.Обналичивание денег. Характеристика операции и способы реализации Чтобы адекватно оценить соразмерность задействованных сил и целей, которые предполагается достичь, необходимо сначала определиться с терминологией. Сегодня термины «обналичка» и «отмывание денег» и чиновниками, и аналитиками, и многими СМИ употребляются как синонимы. Кроме того, «обналичивание денег» в публичных выступлениях звучит все реже, а «отмывание» - все чаще.
    Между тем между этими понятиями есть принципиальная разница. Заключается она в том, что отмывание денег, в отличие от обналичивания, - это уголовное преступление, предусмотренное действующим российским законодательством. В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса РФ под отмыванием денежных средств или иного имущества понимается их легализация, то есть совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем. Кроме того, помимо собственно Уголовного кодекса РФ, в настоящее время действует также Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года 115−ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этом законе отмывание доходов, полученных преступным путем, также определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».
    Что же касается обналичивания, то в законе «О борьбе с отмыванием денег» она упоминается вскользь и единственный раз: «при снятии со счета юридического лица наличных средств на сумму более 600 тыс. рублей банк обязан уведомить об этом факте Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ), сообщив при этом данные держателя счета и получателя денег». Больше никакой связи между понятиями «отмывание средств» и «обналичивание денег» в действующем российском законодательстве не прослеживается. Так что отождествление и тем более подмена этих понятий с точки зрения действующего законодательства абсолютно неправомерны.

    Контроль в системе государственного управления.

    Контроль является неотъемлемой частью всего процесса управления и не может существовать без взаимосвязи с управлением.

    Контроль одновременно является самостоятельной функцией управления и завершающей стадией процесса управления.

    Контроль за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участниками в системе гос.управления осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами специально уполномоченными органами разных уровней гос.устройства (федерального, субъектов федерации и муниципального), а также негосударственными орг-циями и физ.лицами.

    Контроль можно определить как регламентированную нормами права деят-ть уполномоченных гос., муниципальных органов, а также негос.орг-ций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы гос-ва и ее элементов.

    Роль контроля в системе гос.управления определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют:

    · обеспечение качественного и эффективного финан­сово-хоз.управления, соблюдения финн.законодатель­ства субъектами финансовых отношений;

    · защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления, гос-ва в целом и его граждан;содействие проводимой гос-вом еди­ной соц., хозяйственной, финн., налоговой, кредитной и денежной политике;выявление внутренних резервов использования финн.ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;

    · укрепление экономической системы страны.

    Надзорная деятельность государства включает в себя несколько конкретных видов государственного надзора:

    во-первых, функциональные виды отраслевого государственного надзора;

    во-вторых, некоторые разновидности всеобщего межотраслевого государственного надзора.

    К функциональным видам отраслевого государственного надзора относятся, например,

    1. банковский надзор Банка России, который непосредственно или через создаваемый при нем по решению Совета директоров специальный орган банковского надзора осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов;

    2. государственный страховой надзор за обеспечением эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страховщиков и государства;

    3. государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам; государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы и многие другие.

    К разновидностям всеобщего межотраслевого государственного надзора относятся прокурорский надзор за исполнением законов и многие виды административного надзора, осуществляемого различными структурами МВД РФ, милицией и некоторыми другими правоохранительными органами.

    Систему органов прокуратуры составляют:

    1. Генеральная прокуратура РФ,

    2. прокуратуры субъектов РФ,

    3. приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,

    4. прокуратуры городов и районов,

    5. другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, на которые возложен прокурорский надзор за исполнением законов, который принято именовать общим надзором прокуратуры.

    Предметом общего надзора прокуратуры является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; соблюдение всеми перечисленными субъектами, а также органами управления и руководителями всех коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина.

    При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

    Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

    В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель могут объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (в том числе административной) в установленном законом порядке.

    Протест прокурора приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. До его рассмотрения протест может быть отозван принесшим его лицом.

    Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    Административный надзор, осуществляемый разными структурами МВД РФ и некоторыми другими правоохранительными органами, имеет много своих разновидностей.

    Различные виды административного надзора органов внутренних дел связаны с административной деятельностью милиции и выступают средством ее осуществления:

    1. надзор за соблюдением правил паспортной системы, разрешительной системы,

    2. надзор за соблюдением правил поведения граждан в общественных местах, а также массового скопления людей (места отдыха, торговли, места скопления людей для проведения митингов, демонстраций, проведения различных форм протестных действий и т.д.).

    Для обеспечения исполнения уголовных наказаний в соответствующих учреждениях Министерства юстиции РФ осуществляется надзор за осужденными, отбывающими уголовное наказание.

    Еще по теме 39. Надзорная деятельность в государственном управлении.:

    1. 5. Надзорная деятельность в государственном управлении
    2. 34.Виды и формы контрольной и надзорной деятельности государ­ства. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды.
    3. 2.Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)
    4. 2.Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
    • Понятие законности, механизм обеспечения законности в системе государственного и муниципального управления.
    • Конституционно-правовые основы осуществления государственного контроля в системе государственного и муниципального управления как способа обеспечения законности в государственном управлении.
    • Государственный контроль: понятие, субъекты контроля. Содержание контрольной деятельности.
    • Законность и целесообразность в деятельности органов исполнительной власти: понятие, содержание и соотношение.
    • Способы обеспечения законности в системе государственного и муниципального управления.
    • Общественный контроль в сфере государственного управления: понятие и формы.
    • Роль гражданского общества в обеспечении законности в системе государственного и муниципального управления.
    • Отличительные особенности надзора и контроля, осуществляемого в системе государственного и муниципального управления.
    • Надзор как вид государственного контроля: понятие, субъекты, формы и методы осуществления.

    Формы текущего контроля и промежуточной аттестации:

    • Форма текущего контроля успеваемости: опрос, диспут.
    • Форма промежуточной аттестации, отражающая формирование компетенции на уровне данной дисциплине: экзамен.

    Административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, выявления предписанного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

    Контроль и надзор:

    · различие между внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании.

    Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности.

    Административный надзор связан с проверкой только законности действий - конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

    · Контроль и админ. надзор различаются по объему полномочий.

    Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деят. объекта.

    · Адм. надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверок. Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

    · Адм. надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.

    Адм. надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (таможенный комитет), гос. инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств(санитарно-эпидемиологический надзор) и др.

    · Адм. надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах. Админ. надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью. Контроль представляет процесс последовательных этапов: предварительный, текущий, заключительный.

    · Адм. надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. для адм. н. основным методом является наблюдение. Проверка за заявлениями и жалобами. К. проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы.

    · Адм. надзор связан с применением адм. принуждения (карантин), меры адм. пресечения(запрещение эксплуатации авт., меры адм.-процессуального обеспечения (изъятия вещей, товаров, документов). Органы контроля объемом адм. принудительных полномочий не обладают.



    Просмотров