Кто обеспечивает защиту прав ребенка. Основные направления защиты прав ребенка

Правовое положение детей и гарантии их прав в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, нормами семейного, гражданского, трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. Специальным законом в области защиты прав ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он предусматривает следующие основные направления защиты прав ребенка в Российской Федерации:

1. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации (ст. 6 ФЗ). Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов (ст. 7 ФЗ). Законодательством Российской Федерации установлен перечень субъектов, на которых возложена обязанность оказывать содействие ребенку в защите его прав. Среди них:

1) органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, которые в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, иными способами участвуют в защите прав ребенка;

2) родители или лица, их заменяющие, которые представляют интересы ребенка, осуществляют воспитание, содержание и всестороннее развитие ребенка, обеспечивают образование ребенка;

3) педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка по поручению органов опеки и попечительства, органов образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органов, занимающихся защитой прав ребенка;

4) общественные объединения (организации ) и иные некоммерческие организации, которые играют важную роль в социализации и защите прав ребенка, его подготовке к самостоятельной жизни.

3. Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 ФЗ). Конституцией и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено право каждого на образование, а также обязательность среднего общего образования. Первыми педагогами являются родители. В дальнейшем поступая в образовательное учреждение, ребенок становится обязательным участником образовательного процесса, вследствие этого необходимо обеспечить защиту его прав в процессе обучения.

Законодательством установлен широкий круг гарантий прав ребенка при осуществлении образования и воспитания. Так, при осуществлении образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений. Исключением являются детские общественные объединения, создаваемые политическими партиями, детские религиозные организации.

Обучающиеся, за исключением дошкольников и учащихся начальной школы, вправе ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. При этом обеспечивается участие представителей обучающихся в данном дисциплинарном расследовании.

Обучающиеся образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных нрав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения.

В образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

4. Обеспечение прав детей на охрану здоровья (ст. 10 ФЗ). В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

5. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости (ст. 11 ФЗ). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Защита прав детей на отдых и оздоровление (ст. 12 ФЗ). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

7. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 ФЗ). При формировании инфраструктуры для детей должны учитываться нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий. В случае если принимается решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, необходимо получение предварительной экспертной оценки последствий ликвидации данного объекта для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.

Законодательством установлены ограничения на изменение назначения имущества, которое использовалось на цели образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Даже при реорганизации и ликвидации объекта социальной инфраструктуры указанное имущество должно использоваться в соответствии с теми же целями.

8. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 ФЗ). Государством принимаются меры по защите ребенка от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Также принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Φ3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает обязательность экспертизы информации на предмет безопасности детей. После экспертизы информационной продукции ей присваивается категория, которая отмечается специальным знаком: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (+0); 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (+6); 3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет (+12); 4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет (+16); 5) информационная продукция, запрещенная для детей (+18). Надзор за соблюдением законодательства средствами массовой информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

9. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст. 14.1 ФЗ). В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией должны создавать благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия но образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и т.п., в пределах своих полномочий также должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны содействовать указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей.

Законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

1) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и т.п., в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, объектах, предназначенных для обеспечения доступа к сети "Интернет", в иных общественных местах без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

3) порядок уведомления родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в указанных выше местах, а также порядок доставления такого ребенка его родителям либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, но месту обнаружения ребенка.

За несоблюдение установленных требований может вводиться административная ответственность.

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 ФЗ). В категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , входят:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети-инвалиды;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает особые меры защиты. В частности, гарантирует судебную защиту их прав.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка п. 2 ст. 56 СК РФ предоставляет возможность детям любого возраста самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а достигшим 14 лет - в суд. Данное положение обеспечивает право ребенка на защиту от злоупотреблений, прежде всего, со стороны родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои родительские обязанности.

В большинстве случаев дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не обращаются за защитой своих прав в силу разных причин. В связи с этим в п. 3 ст. 56 СК РФ установлено, что каждый, кому стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязан незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Имущественные права ребенка: специфика правовой регламентации. Основания приобретения и специфика осуществления ребенком правомочий собственника. Управление имуществом ребенка: порядок, условия, способы, пределы. Осуществление имущественных прав ребенка при наличии противоречий между интересами родителей и детей.


Похожая информация.


Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.
Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Несовершеннолетние дети – самый незащищенный слой человечества. Поэтому, правительство постоянно выдвигает новые законопроекты, касаемо дополнительной защиты детей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Зачастую, их реально защищают в суде. Ребенок даже сам может представлять свои интересы в судебной инстанции.

Общие сведения

Несовершеннолетними детьми считаются все граждане, не достигшие 18– летнего возраста. И защита прав таких людей становится приоритетным направлением для государства. По закону их интересы должны защищать родители или опекуны. Но зачастую детям приходиться обороняться от собственных родителей. Поэтому, они должны быть осведомлены в вопросе защиты прав по закону.

Для такой цели в России созданы целые систему по защите детей. Ведь дети считаются некой инвестицией в будущее. Социальные органы готовы постоянно стоять на страже порядка и защищать ребенка.

Несмотря на то, что органы опеки и попечительства у всех на слуху, как орган, защищающий права детей, оставшихся без родителей, они защищают ребенка и в полноценной семье.

Закон

Регулирует вопрос и статьи 21, 27 Гражданского кодекса. Именно в этих правовых актах оговаривает ответственность несовершеннолетнего и его родителя.

Защита прав несовершеннолетних детей

Все несовершеннолетние находятся под защитой государства. И если родители не могут защитить интересы малыша, то это может сделать орган опеки и попечительства.

Жилищных

Все несовершеннолетние должны получить в течение месяца после их рождения.

Родители должны самостоятельно оформить всю документацию на малыша, в том числе его зарегистрировать по месту проживания хотя бы одного родителя.

В соответствии с действующим правовым актом, все дети до 14– летнего возраста должны проживать совместно с родителем.

Прописка ребенка – обязательное условие. И никто не должен спрашивать согласие собственника чтобы прописать несовершеннолетнего ребенка.

Главное условие – регистрация одного из родителей по месту прописки ребенка.

Такое право остается у ребенка до совершеннолетия или до смены регистрации одного из родителей. Иногда собственник может самостоятельно выписать из квартиры в судебном порядке.

Имущественных

Малыш может иметь право собственности на имущество согласно Гражданскому кодексу. Имущество вправе переходить по наследству или по договору дарения. Возможно и приобретение за счет денежных средств несовершеннолетнего.

Дополнительно законодательство предусматривает и иные методы перехода в собственность. Основанием может быть и приватизация на бесплатной основе.

Если ребенку менее 14 лет, то приватизация осуществляется по письменному согласию родителей. Если родителей не стало (по причине смерти), то органы опеки и попечительства вправе оформить в собственность ребенку данное помещение.

До 6 лет все дети не имеют гражданской дееспособности. Они не вправе распоряжаться имуществом.

Других

Другие права, такие как личностные, защищаются различными инстанциями. Достаточно заявление самого ребенка, если он достиг 14 лет.

При невозможности защиты родителями интересов ребенка младше 14 лет, его права защищают также органы опеки и попечительства.

Кто ее осуществляет?

Существует несколько государственных инстанций, которые защищают права несовершеннолетних.

Органы опеки

Целью государственного органа становится обеспечение защиты прав всех детей, проживающих на территории Российской Федерации. У них есть определенные полномочия, а действия их направлены на улучшение воспитание и жизни всех малышей страны.

Для охраны интересов детей представители государственного органы выявляют беспризорников. Также они проверяют всех желающих выступить попечителями на различные факторы, что позволяет защитить ребенка от злоумышленника.

Орган опеки также выдает разрешение на различные манипуляции с имуществом несовершеннолетнего.

Данная инстанция представляет интересы своих подзащитных в судебной инстанции. И действует она только в интересах детей.

Прокуратура

Защита прав несовершеннолетних детей в 2019 году также лежит и на прокуратуре. Это государственный орган, который позволяет осуществлять надзор за законностью сделок различного характера, где собственником является ребенок.

Представители органа всегда участвуют в вопросах лишения родительского права. Также они предпринимают иные меры наказания родителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Прокуратура вправе подавать исковые требования на лишения родителей прав, если посчитает нужным и на достаточных основаниях. Вместе с тем, прокурор вправе ограничить права. Часто участвуют в вопросах удочерения или усыновления.

Прокуроры выступают в качестве истца при защите интересов несовершеннолетних детей по иным вопросам.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Защита жилищных прав несовершеннолетних также лежит на плечах данной инстанции. Комиссия представляет собой сразу несколько государственных органов. Эта структура представлена региональной властью с местным самоуправлением.

Главная и основная цель данной инстанции – координация деятельности по выявлению беспризорников и их правонарушений.

Государственная инстанция позволяет несовершеннолетнему защищать свои права, дополнительно следят за соблюдением прав ребенка иными гражданами и учреждениями, где малыши прибывают в рабочее время.

Комиссия вправе выявлять правонарушения и обращаться с исковым требованием в судебную инстанцию в интересах несовершеннолетнего.

В отличие от органа опеки и попечительства, здесь существует дополнительный ряд полномочий, которыми обладает данный орган.

Основной задачей является координация иных органов. Комиссия разрабатывает законопроекты и правовые акты, которые позволяют дополнительно защитить интересы малышей.

Уполномоченный

Часто в жизни используется словосочетание – уполномоченный по правам человека. В Российской Федерации данное словосочетание используется и при защите прав несовершеннолетнего ребенка. Часто сокращение доходит до омбудсмен.

Деятельность органа направлена также на защиту прав и интересов ребенка даже на международном уровне.

Основными задачами такого человека становятся следующие:

  • защищать права несовершеннолетнего и восстанавливать их;
  • ознакомление несовершеннолетнего с его правами;
  • запросы в иные инстанции и получение необходимой информации;
  • посещение федеральной власти и иных государственных инстанций;
  • проверка государственных органов и их деятельности для самостоятельного анализа на корректность процессов;
  • получение соответствующего разъяснения при выявлении ошибок.


Просмотров