Гражданская дееспособность юридических лиц возникает с момента. Дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность юридических лиц

Избранные труды по гражданскому праву Басин Юрий Григорьевич

Правоспособность и дееспособность юридических лиц

Правоспособность юридического (как и физического) лица – это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку же гражданские права и обязанности возникают в результате юридических фактов, прежде всего имущественных сделок, совершаемых юридическими лицами, содержание и границы правоспособности во многом определяются кругом сделок, какие вправе совершать юридические лица.

Хорошо известно, что прежде действовавшее законодательство запрещало всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, т. е. сделки, не соответствующие установленным целям их деятельности (ст. 27 Гражданского кодекса Казахской ССР). Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (ст. 48 старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица, в отличие от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.

С принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан положение радикально изменилось. Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально для каких-либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных актах или учредительных документах. В остальных случаях коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые не запрещенные законом сделки, даже если они не отвечают видам деятельности, зафиксированным учредительными документами. Следовательно, коммерческие юридические лица, как правило, обладают общей и равной правоспособностью.

В особом положении находятся государственные предприятия. Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (ст. 200 ГК, а также ст. 18 Указа «О государственном предприятии»). Налицо специальная правоспособность.

Предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (казенные предприятия), также создаются для осуществления лишь определенных для них видов деятельности и потому должны признаваться субъектами со специальной правоспособностью (гл. 3 Указа «О государственном предприятии»).

Сходное положение и с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является специальной.

Помимо общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим лицам, образованным в той или иной организационно-правовой форме, закон для некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания их деятельности. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив, путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными видами деятельности.

Например, статья 1.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещает любым юридическим лицам, не получившим официального статуса банка, именовать себя банком и заниматься банковской деятельностью. Статья 8 того же Указа, напротив, определяет виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено.

Правоспособность юридических лиц в сфере предпринимательства может ограничиваться системой лицензирования определенных видов деятельности.

Как сказано в статье 10 ГК, производство и продажа ряда товаров и услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществляться только по государственным лицензиям. Перечень видов деятельности, требующих лицензирования, а также порядок выдачи лицензий установлены Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» с последующими изменениями и дополнениями.

Этим Указом установлены также законодательные основания для отказа в выдаче лицензии, ее отзыва, приостановления и прекращения ее действия. Лицензия, как и всякий юридический акт, может быть признана недействительной.

Особенности лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды устанавливаются специальным законодательством.

Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, а также определения ее границ.

Как говорится в статье 35 ГК, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

Лицензии непередаваемы и неотчуждаемы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

В соответствии со статьей 37 ГК дееспособность юридического лица (т. е. способность осуществлять свои права и обязанности) реализуется действиями органов юридических лиц, а в предусмотренных законодательными актами случаях – также через своих участников и представителей.

К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами государства.

Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не приобретает для себя никаких прав и обязанностей. Таковые непосредственно приобретает юридическое лицо.

Отсюда – вывод: смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влекут за собой изменения или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим лицом через действия органов.

Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными). Так, в акционерном обществе органами могут быть: общее собрание акционеров, совет директоров, правление и т. п.

Здесь возникает задача разграничения компетенции органов. Если законом или учредительными документами установлено, например, что какие-либо сделки заключаются директором только при согласии на это наблюдательного совета, то такие сделки директор самостоятельно заключать не должен.

Пункт 4 статьи 44 ГК устанавливает, что юридическое лицо несет ответственность по обязательствам, принятым своими органами, даже превысившими установленные для них полномочия, кроме, конечно, случаев, когда орган, будучи физическим лицом, действует от своего имени, но не от имени юридического лица, а также случаев, когда другая сторона обязательства знала или заведомо должна была знать о нарушении органом своих полномочий (п. 11 ст. 159 ГК).

Это весьма важное правило, которого не было в прежних нормах о юридических лицах: об ответственности юридического лица перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением полномочий. Целесообразность включения данной нормы в Гражданский кодекс была определена затруднениями выяснения точных пределов полномочий органа юридического лица при заключении им (органом) сделок с третьим лицом, особенно, если эти пределы устанавливаются уставом юридического лица либо общим собранием его участников без должного информирования об этом третьих лиц.

Так, президент закрытого акционерного общества по договору с банком заложил здание, принадлежащее акционерному обществу, в обеспечение кредита, выданного банком третьему лицу, которое, получив банковский кредит, скрылось. Когда же по требованию банка на заложенное здание было обращено взыскание с целью погашения указанного кредитного долга, в банк был представлен протокол общего собрания акционеров, датированный днем раньше, нежели был подписан залоговый договор, и содержащий решение о запрете президенту закладывать имущество без разрешения общего собрания акционеров, которого в данном случае не было.

Подобные случаи и вызывают необходимость включения в Гражданский кодекс данного правила.

Но ответственность юридического лица за действия его органа, превысившего полномочия, установлена только для случаев, когда границы компетенции органа определены учредительными документами или решениями общего собрания.

На те же случаи, когда полномочия органа определены непосредственно законодательством, правило механически распространяться не должно, так как речь будет идти о сделках, нарушающих требования законодательства.

Орган юридического лица не является представителем последнего, поэтому выполнение функций органа не требует какой-либо доверенности. Достаточно предъявления служебного документа, подтверждающего должностное положение.

Юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через представителей. Границы уполномочия представителей определяются обычно доверенностью (ст. 163–171 ГК). Но полномочия представителей могут также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (например, кассир или продавец в магазине).

Обязанности юридического лица могут также вытекать из действий его работников, которых нельзя считать ни органами юридического лица, ни его представителями. Так, юридическое лицо обязано возместить вред, причиненный действиями его работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей (п. 1 ст. 921 ГК).

На юридические лица с иностранным участием, как правило, распространяются те же правила о правоспособности и дееспособности, какие установлены для казахстанских юридических лиц без такого участия. В виде исключения пункт 4 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» предусматривает, что законодательными актами могут определяться территории, на которых деятельность предприятий с иностранным участием ограничивается или запрещается, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности.

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

3.1. Правоспособность и дееспособность Дееспособность. Дееспособность человека в Риме зависела от нескольких факторов.1. Возраст. Понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходят лишь с годами.В Римском

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Правоспособность и дееспособность граждан Понятие гражданской правосубъектности. Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования,

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданский кодекс РФ исходит из понятия гражданина как физического лица, правовое положение которого определяется такими

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 43. Процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность 1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

§ 3. Правоспособность и дееспособность граждан, участвующих в сделке 1. Правоспособность граждан, участвующих в сделкеГражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, в равной мере обладают все граждане (ст. 17 ГК).

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

§ 4. Правоспособность юридических лиц 1. Возникновение, прекращение и виды правоспособностиюридических лицЮридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

23. Право- и дееспособность юридических лиц. Их виды, способы возникновения и прекращения Юридическое лицо в римском праве - объединение людей, выступающее в обороте как единое целое.Правоспособность юридических лиц - юридическое лицо признавалось способным иметь

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Правоспособность и дееспособность гражданина. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным. Опека и попечительство Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданская правоспособность признается в равной

Из книги Экзамен на адвоката автора

85. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ Согласно Основам гражданского законодательства иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Закон закрепляет предоставление иностранцам

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

90. Правоспособность иностранных юридических лиц Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

Вопрос 64. Гражданские правоспособность и дееспособность гражданина. Понятие, возникновение, содержание, ограничение, прекращение. Гражданская правоспособность– способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

36. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность Субъектами гражданских правоотношений являются физические, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и ее муниципальные образования.Основными свойствами граждан как субъектов права являются их

Из книги автора

§ 40. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних Бабушка подарила одиннадцатилетнему внуку Феде дом в своем родном поселке. Нашлись нечестные люди, которые тайком от родителей Феди предложили ему продать дом, с точки зрения

Из книги автора

Глава VIII Правоспособность и дееспособность § 1. Основные элементы Понятия дее– и правоспособности лежат в двух совершенно различных сферах, вытекают из двух глубоко различных оснований.Понятие дееспособности примыкает к учению о юридических действиях и означает


Правоспособность и дееспособность юридических лиц

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности. Юридические лица обладают правоспособностью и дееспособностью в различном объеме, в зависимости от тех целей, которым они служат. Цели юридических лиц бесконечно разнообразны, а потому и содержание прав, которыми они пользуются, разнообразится до бесконечности. Права различных юридических лиц сходны между собой скорее в отрицательных, чем в положительных чертах; юридические лица сходятся между собою скорее в тех правах, которых они не имеют и иметь не могут, чем в тех, которыми они в действительности пользуются. Ясное дело, что юридические лица не могут обладать теми правами, которые связаны с живой человеческой личностью. Так, напр., они не могут иметь прав семейственных, супружеских и, вследствие этого, не могут наследовать по закону, так как для этого требуется кровное родство.

Правоспособность и дееспособность юридического лица может быть специальной и универсальной.
Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объем правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ).
Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации.
Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. Права и обязанности легальных юридических лиц всегда строго и точно ограничены определенной сферой компетенции, которая указывается в их уставе или статуте. Как правоспособность, так и дееспособность этих лиц ограничены строго определенными рамками. Вообще всякое легальное юридическое лицо может совершать только те действия, на которые его уполномочивает устав, утвержденный подлежащей властью.
Вместе с тем необходимо заметить, что учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут самостоятельно ограничить свою правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках.
В данной ситуации заключенная государственным или муниципальным унитарным предприятием либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в их учредительных документах, является ничтожной (недействительной), а сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности, является оспоримой (т.е. недействительна только в силу судебного решения).
Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в том числе таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).
В то же время занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам, что влечет запрещение осуществлять такую деятельность всем остальным участникам гражданского оборота (например, страховой деятельностью может заниматься только страховая организация). В Законе о страховании указано, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Законодательство о банковской деятельности запрещает банковским учреждениям совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.

Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Правоспособность и дееспособность юридического лица появляются с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы по объему и действуют на протяжении всего периода его существования. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы юридических лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание). Например, в хозяйственных обществах и товариществах высший орган - общее собрание или собрание уполномоченных.
Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.
Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в этом случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В то же время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

Дееспособность юридических лиц выражается в действиях определенных физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица. Если, напр., ректор университета заключает контракт на поставку дров или на устройство электрического освещения в университетских зданиях, то эти действия ректора считаются действиями самого университета. Утверждая устав юридического лица, правительственная власть всегда определяет те органы, которые компетентны выражать его волю и действовать от его имени. Само собой разумеется, однако, что ни лица, уполномоченные быть представителями юридического лица, ни вообще физические лица, входящие в его состав, не должны быть отождествляемы с самим юридическим лицом. Со смертью государя государство, как юридическое лицо, не прекращает своего существования. Университет не перестает существовать за выбытием ректора.

Правоспособность и дееспособность государственных и муниципальных образований

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.
Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.
Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

    Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

    Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

    Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

    Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

    Государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.
Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.
Специальные органы управления государственным имуществом - фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.
В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

Заключение

В заключение я бы хотела сказать, что в наше время наблюдаются заметные перемены в оценке многих основополагающих дефиниций. Однако понятия «правоспособность» и «дееспособность» не претерпевали серьезных перемен. Так, в работах С.Н. Братуся 1950 и 1984 годов понятия правоспособности и дееспособности трактуются так же как и сейчас. Но несмотря на то, что содержание и смысл этих двух понятий остается тем же, в наше время существует много различных противоречий связанных с проблемами в законодательстве по применению правоспособности и дееспособности в практике судов.

Так например, существуют большие проблемы в назначении опекунов и попечителей над недееспособными или ограниченно дееспособными лицами, поскольку ГК РФ не допускает назначение опекуна (попечителя) без согласия назначаемого лица. А подыскать таких лиц часто бывает нелегкой задачей, потому что не каждый согласиться взять на себя тяжкий труд по ухаживанию за такими людьми. В судебной практике бывают и такие случаи когда в качестве опекунов недееспособного назначаются медицинские работники, пользующиеся беззащитностью своих подопечных (соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами).

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что это далеко не все существующие в нашем законодательстве проблемы и противоречия. Их, конечно же, великое множество. И до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, мы не можем говорить, что в нашем государстве соблюдаются все права и свободы человека и гражданина и что у нас построено правовое государство.

Используемая литература:

1. Гражданский Кодекс РФ 1994 г.
2. Семейный Кодекс РФ 1995 г.

3. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2.07.72 г.

4. Братусь С.Н., Дозорцев, Пергамент и др Советское гражданское право: Субъекты гражданского права. - М., 1984
5. Быкова Т.А. Учебное пособие по гражданскому праву. - Саратов, 1998

6. Садиков О.Н. Комментарии к ГК РФ Ч.1 - М. 1999
7. Садиков О.Н. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1 - М., 1996
8. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Гражданское право. Учебник. Ч.1 - М., 1997
9. Цыбуленко З.И. Гражданское законодательство России. Ч.1 Сборник нормативно- правовых актов и документов. - М., 1999
10. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.

11. Законодательство, 2001, №1 Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.
12. Государство и право, 2001, №2 Сулейманова С.А. О частичной правоспособности несовершеннолетних граждан (физических лиц).

13. С.С. Алексеев. «Государство и право», М.1996 г.;

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 49.

Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК РФ), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 120, п. 2 ст. 113, ст. 294, 296 ГК РФ). Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005. - С. 42.

Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Справочная система «Консультант Плюс». При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ), банков (согласно Закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С. 151.

Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.

В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации. Там же. Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на стадии наблюдения органы управления юридического лица - должника не вправе принимать решения, в частности, о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в действующей редакции) / Справочная система «Консультант Плюс».

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами). Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность. Козлова Н.В. Указ соч. - С. 28.

При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.

Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Юридическому лицу могут также принадлежать права на результаты творческой деятельности (авторские, патентные и другие).

Под дееспособностью лица понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет. Захаров В.А. Создание юридических лиц: Правовые вопросы. - М., 2005. - С. 33-34. Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.

Представляется верной точка зрения Н.В. Козловой, по мнению которой, поскольку юридическое лицо обладает своей самостоятельной волей, отличной от воли его учредителей (участников, членов), оно обладает и дееспособностью. Козлова Н.В. Указ соч. - С. 35.

Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть первая) // Избранные труды по гражданскому праву. 2-е издание, исправленное. - М., 2003. - С. 325-333.

Традиционно в юридической литературе в качестве элементов гражданской дееспособности выделяют:

Сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;

Способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности;

Деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК РФ). Козлова Н.В. Указ соч. - С. 37.

Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо реализует дееспособность либо через свои органы, либо через участников (при этом законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. 72 и 84 ГК РФ, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица).

По мнению В.А. Плотникова, юридическое лицо нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным. Однако с подобным выводом согласиться нельзя. В соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом. Семина А.Н. Правоспособность и дееспособность юридического должника в ходе процедур банкротства: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2003. - С. 10-14. Так, например, согласно ст. 295-297 ГК РФ ограничивается право государственных и муниципальных унитарных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения. Плотников В.А. Неосторожность как форма вины в гражданском праве: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1993. - С. 65.

Таким образом, в первой главе представленного исследования мы дали понятие юридического лица и выявили основные признаки юридических лиц, рассказали о правоспособности и дееспособности этих субъектов хозяйственной деятельности. Также в первой главе представленного исследования было рассказано о различных классификациях юридических лиц на виды. В соответствии с российским законодательством одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридических лиц является общество с ограниченной ответственностью, более подробная характеристика которого будет дана во второй главе.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 49.

Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК РФ), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 120, п. 2 ст. 113, ст. 294, 296 ГК РФ).

Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Справочная система «Консультант Плюс». При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ), банков (согласно Закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С. 151.

Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.

В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации. Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.

Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на стадии наблюдения органы управления юридического лица - должника не вправе принимать решения, в частности, о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами). Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность. Козлова Н.В. Указ соч. - С. 28.

При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.

Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Юридическому лицу могут также принадлежать права на результаты творческой деятельности (авторские, патентные и другие).

Под дееспособностью лица понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет. Захаров В.А. Создание юридических лиц: Правовые вопросы. - М., 2005. - С. 33-34. Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.

Представляется верной точка зрения Н.В. Козловой, по мнению которой, поскольку юридическое лицо обладает своей самостоятельной волей, отличной от воли его учредителей (участников, членов), оно обладает и дееспособностью.

Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть первая) // Избранные труды по гражданскому праву. 2-е издание, исправленное. - М., 2003. - С. 325-333.

Традиционно в юридической литературе в качестве элементов гражданской дееспособности выделяют:

  • - сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;
  • - способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности;
  • - деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК РФ).

Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо реализует дееспособность либо через свои органы, либо через участников (при этом законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. 72 и 84 ГК РФ, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица).

По мнению В.А. Плотникова, юридическое лицо нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным. Однако с подобным выводом согласиться нельзя. В соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом. Так, например, согласно ст. 295-297 ГК РФ ограничивается право государственных и муниципальных унитарных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, в первой главе представленного исследования мы дали понятие юридического лица и выявили основные признаки юридических лиц, рассказали о правоспособности и дееспособности этих субъектов хозяйственной деятельности. Также в первой главе представленного исследования было рассказано о различных классификациях юридических лиц на виды. В соответствии с российским законодательством одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридических лиц является общество с ограниченной ответственностью, более подробная характеристика которого будет дана во второй главе.

Правоспособность и дееспособность юридического лица

Под правоспособностью юридического лица понимается установленная его учредительными документами способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента государственной регистрации юридического лица и прекращается с момента завершения его ликвидации (исключения из единого государственного реестра юридических лиц).

Дееспособность юридического лица - способность юридического лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Дееспособность юридического лица возникает, изменяется и прекращается одновременно с возникновением, изменением и прекращением правоспособности.

Объем дееспособности юридического лица определяется законом и учредительными документами организации. В соответствии с законодательством универсальной дееспособностью обладают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. У других юридических лиц дееспособность, как правило, специальная, что отражается в уставе.

Виды юридических лиц. Наиболее важной классификацией юридических лиц является деление их на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации могут создаваться с единственной целью – получения прибыли. Некоммерческие организации создаются для иных целей (Приложение 4).

Коммерческие организации. Ведущую роль в хозяйственной деятельности играют коммерческие организации. К коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Общие характеристики хозяйственных товариществ и обществ:

1) создаются по решению учредителей (участников) путем объединения имущества. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права;

2) имущество принадлежит на праве собственности юридическому лицу. Учредители (участники) имеют по отношению к имуществу обязательственные права;

3) уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады). Прибыль, как правило, распределяется в соответствии с долей (вкладом);

4) при выходе из товарищества или общества участник получает часть имущества или его стоимость.

Вместе с тем каждая организационно-правовая форма имеет свои особенности. Товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Источником правового регулирования создания и деятельности хозяйственных товариществ является Гражданский кодекс РФ (часть первая).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Таким образом, в полном товариществе объединяется не только капитал участников, но и ведение ими предпринимательской деятельности. Управление делами полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, при этом каждый полный товарищ имеет один голос (если иное не установлено договором). Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества. При совместном ведении дел для каждой сделки требуется согласие всех участников. Полный товарищ не имеет права заключать аналогичные сделки в своих личных интересах. В противном случае он должен возместить товариществу убытки или передать ему всю приобретенную по таким сделкам выгоду. Полный товарищ не только вправе, но и обязан участвовать в деятельности товарищества. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально доле в складочном капитале, если иное не предусмотрено соглашением между полными товарищами. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. ст.75 ГК РФ). Это означает, что кредиторы имеют право требовать весь долг с любого из полных товарищей (при недостатке имущества у товарищества). Вновь вступивший участник отвечает по долгам наравне с другими участниками. Ответственность по обязательствам товарищества сохраняется за его участником и после выхода из товарищества (в течение двух лет). Данные правила не могут быть изменены.

В товариществе на вере предусмотрены две категории участников: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Вкладчики не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, они несут в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчик имеет право: получать часть прибыли пропорционально своей доле в складочном капитале; знакомиться с годовыми отчетами и балансами; по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад; передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества (закрытого или открытого).

Правовые основы общества с ограниченной ответственностью установлены не только Гражданским кодексом, но и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года (с изменениями и дополнениями).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Число участников может колебаться от одного до пятидесяти. Участник ООО в любое время может выйти из общества независимо от согласия других участников. Выход единственного участника не допускается.

Уставный капитал ООО должен быть не менее 10 тысяч рублей. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества. Размер доли участника в уставном капитале выражается в процентах или в виде дроби.



Участник общества может продать свою долю другим участникам или, с их согласия – третьему лицу. Если уставом общества уступка доли третьим лицам запрещена, а другие участники отказываются ее приобрести, эту долю обязано выкупить общество. Если в течение года эта доля не была продана, общество должно уменьшить уставный капитал.

Часть прибыли общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале. По единогласному решению участников может быть установлен иной порядок распределения прибыли.

В хозяйственном обществе не требуется личное участие в деятельности общества, поэтому иначе, по сравнению с товариществом, решается вопрос об управлении организацией.

Высший орган управления в ООО – общее собрание участников, где голоса распределяются пропорционально доле участника в уставном капитале. Его компетенция определяется уставом. К исключительной компетенции общего собрания относятся: определение основных направлений деятельности общества, участие в объединениях; изменение устава или учредительного договора; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий (либо утверждение управляющего и условий договора с ним); избрание ревизионной комиссии; утверждение отчетов и годовых балансов; распределение прибыли; принятие внутренних документов; принятие решения о размещении ценных бумаг; назначение аудиторской проверки; реорганизация и ликвидация общества. Собрание проводится не реже чем один раз в год.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган и наблюдательный совет (совет директоров). Исполнительные органы подотчетны общему собранию.

Общество с дополнительной ответственностью отличается от ООО тем, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.

Создание и деятельность акционерных обществ регулируется, наряду с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», который был принят Государственной Думой в 1995 г. и с тех пор претерпел ряд изменений и дополнений.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости своих акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. Если несостоятельность общества окажется вызванной его акционерами, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность.

Акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми. ОАО вправе проводить открытую подписку на акции и осуществлять их открытую продажу. Число акционеров ОАО не ограничено. В ОАО не устанавливается преимущественное право общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акций.

Закрытым признается АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц (например, работников). ЗАО не вправе проводить открытую подписку на акции. Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом на приобретение отчуждаемых акций пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право общества, если это право не использовано акционерами. В случае, если преимущественным правом не воспользовались ни акционеры, ни общество, акции могут быть проданы третьему лицу.

Учредителями АО могут быть граждане и (или) юридические лица. Учредительным документом является устав. Устав должен содержать сведения о типе общества; количестве, номинальной стоимости, категориях акций; о праве акционеров; размере уставного капитала, структуре и компетенции органов управления, порядке подготовки и проведения общего собрания и т.д.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Общество может размещать обыкновенные и привилегированные акции. Минимальный капитал ОАО – не менее 1000 МРОТ, ЗАО – не менее 100 МРОТ.

Обыкновенные акции являются голосующими. Конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции не допускается. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании (кроме вопросов о реорганизации и ликвидации; о внесении в устав положений, ограничивающих их права; а также случая невыплаты дивидендов или неполной их выплаты). В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям. Допускается возможность конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции.

Неоплаченная акция не дает права голоса. Договором о создании акционерного общества может предусматриваться неустойка за неисполнение обязанности по оплате акций. Уставом общества может быть предусмотрено формирование специального фонда акционирования работников.

Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, решение принимается один раз в год. Срок выплаты не должен превышать 60-ти дней от даты принятия решения.

АО должно вести реестр акционеров, держателем которого может быть не только само общество, но и профессиональный участник рынка ценных бумаг – регистратор. Отказ от внесения записи в реестр не допускается.

Высшим органом АО является общее собрание акционеров, которое собирается ежегодно. Компетенция общего собрания акционеров включает принятие решений по наиболее важным вопросам: об изменении устава; о реорганизации и ликвидации общества; об избрании совета директоров; об определении количества, номинальной стоимости, категории объявленных акций; об увеличении и уменьшении уставного капитала; об образовании исполнительного органа; об избрании ревизионной комиссии; об утверждении аудитора; об утверждении отчетов, выплате дивидендов; о дроблении и консолидации акций; об одобрении крупных сделок, сделок между обществом и заинтересованным лицом; об участии в холдингах и т. д. Решения на общем собрании принимаются большинством голосов. Голоса распределяются пропорционально количеству акций, принадлежащих акционерам. Для принятия решения по вопросам изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, стоимости объявленных акций, приобретения обществом акций необходимо, чтобы за принятие решения проголосовало большинство в ¾ голосов.

Общее руководство деятельностью акционерного общества осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет), который определяет приоритетные направления деятельности общества, созывает общее собрания акционеров, утверждает повестку дня общего собрания акционеров, решает вопросы об увеличении уставного капитала (если это предусмотрено уставом общества), размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, образовании исполнительного органа (если это предусмотрено уставом общества), дает рекомендации по размеру дивидендов, использованию резервного фонда и т. д.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляет единолично директор (генеральный директор) либо директор и исполнительный коллегиальный орган – правление (дирекция). Исполнительные органы подотчетны общему собранию и совету директоров. По решению общего собрания полномочия директора могут быть переданы по договору управляющему (управляющей организации). Члены совета директоров и исполнительные органы несут ответственность за убытки, причиненные обществу их виновными действиями. Обратиться в суд с иском к члену совета директоров, исполнительных органов может как общество, так и отдельный акционер (владеющий не менее чем 1% обыкновенных акций).

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года создаются унитарные предприятия нескольких видов.

Виды унитарных предприятий

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть создано в случае необходимости: осуществления деятельности по решению социальных задач или обеспечению продовольственной безопасности государства; осуществления деятельности, предусмотренной законом исключительно для государственных предприятий; осуществления научной, научно-технической и производственной деятельности по обеспечению безопасности государства; производства продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенное предприятие создается, кроме того, в случаях: если преобладающая часть продукции, работ, услуг предназначена для государственных или муниципальных нужд; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; необходимости ведения деятельности, предусмотренной законом исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый учредителем. Уставный фонд унитарного предприятия должен составлять не менее 5 тысяч МРОТ для государственных предприятий и не менее 1 тысячи МРОТ для муниципальных предприятий. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации. Уставный фонд может быть увеличен или уменьшен по решению собственника. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение доли прибыли, которая перечисляется в соответствующий бюджет ежегодно в порядке, установленном Правительством. Доходы казенного предприятия распределяются учредителем.

За результаты своей деятельности унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия только в том случае, если несостоятельность вызвана действиями собственника имущества, а также если речь идет о долгах казенного предприятия. Казенное предприятие отвечает по обязательствам только денежными средствами и не может быть объявлено банкротом.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие распоряжается имуществом самостоятельно, но со следующими ограничениями: предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в хозяйственные товарищества или общества; имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность в уставных целях; предприятие не имеет права совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, заключать договоры простого товарищества без согласия собственника.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия учредителя. Оно также должно осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Казенное предприятие самостоятельно реализует продукцию (работы, услуги), если законом не установлено иное.

В области управления государственным или муниципальным предприятием закон закрепляет за собственником определенные права: принимать решение о создании предприятия; определять предмет и цели деятельности, ее виды; определять порядок установления показателей планов (программы) деятельности; утверждать устав; принимать решение о ликвидации или реорганизации предприятия; формировать уставный фонд; назначать руководителя; согласовывать прием на работу главного бухгалтера; утверждать отчеты предприятия; давать согласие на распоряжение имуществом и совершение сделок (см. выше); осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имуществам и т.д. (Приложение 5).

Производственный кооператив , в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах», принятым 10 апреля 1998 года, - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. В производственном кооперативе могут трудиться и наемные работники, но их должно быть не более 30 % от числа членов кооператива.

Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Учредительным документом данной организации является устав, который, кроме общих положений, должен содержать положения о порядке трудового и иного участия, ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о размере и условии субсидиарной ответственности членов кооператива за результаты его деятельности; о порядке вступления в кооператив и выхода из него, а также об основаниях и порядке исключения из членов кооператива.

Член кооператива имеет право: участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания (с правом одного голоса); избирать и быть избранным в органы кооператива; вносить предложения об улучшении деятельности; получать долю прибыли и иные выплаты; запрашивать информацию по любым вопросам деятельности кооператива; выйти из кооператива и получить выплаты; обращаться за судебной защитой своих прав.

Имущество кооператива образуется за счет паевых взносов, прибыли, кредитов и т. д. К моменту государственной регистрации член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса. Полностью паевой фонд формируется в течение первого года деятельности кооператива.

Определенная часть имущества кооператива может составлять неделимый фонд, используемый в соответствии с уставными целями. Это имущество не включается в паи членов кооператива.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием и размером паевого взноса. По труду (или иному личному участию) должно распределяться не менее половины прибыли.

Высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов. Общее собрание рассматривает вопросы о принятии и изменении устава, о приеме и исключении членов кооператива, о размере паевого взноса, об избрании исполнительных органов и ревизионной комиссии, утверждении отчетов и распределении прибыли; о реорганизации, ликвидации, участии в других организациях и ассоциациях.

В кооперативе с числом более пятидесяти членов кооператива создается наблюдательный совет для контроля над исполнительным органом. Исполнительным органом является правление во главе с председателем кооператива. Правление руководит деятельностью кооператива между общими собраниями.

Некоммерческие организации не могут иметь своей целью получение прибыли. Они создаются для осуществления общественной, социальной, культурной, благотворительной и иной подобной деятельности. К некоммерческим организациям относятся:

Потребительские кооперативы – объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фонды – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казённым учреждением.

Объединения юридических лиц (ассоциации или союзы) – некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Некоммерческие партнерства - некоммерческие организации, члены которых сохраняют права на их имущество, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

Автономные некоммерческие организации – учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие своей целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.



Просмотров