Амнистия. Помилование. Отличие между ними. Разница между помилованием и амнистией

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

    помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

    помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

    акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

    ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

    помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

    реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти.

Глава 4.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8 г. Москва

судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания"

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

При решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно положениям статей 79, 80 и 93 УК РФ судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть. При этом время содержания лица под стражей до вынесения приговора и вступления его в законную силу засчитывается в срок фактического отбытия им лишения свободы.

Лицо, в отношении которого ранее условно-досрочное освобождение отменялось по любой из имеющихся у него непогашенных судимостей, может быть условно-досрочно освобождено после фактического отбытия срока наказания, указанного в пункте "в" части 3 статьи 79 УК РФ.

В связи с принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. N 9 "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 июня 1976 г. N 6, от 21 сентября 1977 г. N 12 и от 21 июня 1985 г. N 11.

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА.

РЕФЕРАТ.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ.

Выполнил:

студент второго курса

юридического факультета

группы №202

Шаповалов Роман Юрьевич

Проверила:

Санкт-Петербург 2002.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….…………3

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ………………………………..4-19

1) ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ …………………………………………………………………….…4-6

2) АМНИСТИЯ …………………………………………………………………...6-11

3) ПОМИЛОВАНИЕ …………………………………………………………..11-17

4) РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ … .17-19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….…..20

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ.

Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное закон наказание. Назначение и исполнение наказания – основной метод реализации уголовной ответственности. Однако наказание не является самоцелью. Оно применяется не только в целях восстановления социальной справедливости, как сказано в ч. 2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации, но и для исправления осужденного. Поэтому в тех случаях, когда такое исправление достигается досрочно, до момента полного отбывания срока наказания, назначенного судом, или когда исправление осужденного вообще достигнуть невозможно ввиду, например, его болезни, закон позволяет освободить осужденного, полностью или частично, от отбытия наказания. Таким образом, освобождение от наказания применяется в тех случаях когда, цели наказания в силу личных особенностей осужденного не могут быть достигнуты или уже достигнуты досрочно вследствие положительного поведения осужденного.

В отдельных случаях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Но освобождение от уголовного наказания не влечёт одновременного освобождения осуждённого от уголовной ответственности. Следует так же отметить что, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают своё действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При разграничении данных институтов уголовного права на сегодня ещё нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания, в отличие от уголовной ответственности, осуществляется только судом.

АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ .

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ.

Как я уже отмечал выше, исполнение назначенного судом наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждения новых преступлений. Если социальная справедливость, как основная цель наказания, а также исправление осужденного достигнуты до истечения срока наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. В этом случаи осужденный может быть освобожден от уголовного наказания. Следовательно, институт, освобождения от наказания связан с целями наказания и основан на принципах гуманизма и справедливости, сформулированных в ст. 7 и 6 УК РФ.

Различные виды освобождения от наказания известны всем странам. Разработка и практика применения различных видов освобождения от наказания связана с пониманием того факта, что возможности достижения целей правосудия с помощью наказания, к сожалению, весьма ограничены, а социальные и духовные издержки и материальные затраты, связанные с отбыванием наказания, очень значительны. В связи с этим все государства озабочены тем чтобы, с одной стороны, неукоснительно действовали принципы неотвратимости ответственности и стабильности приговора, а с другой, по возможности уменьшались неблагоприятные социологические, психологические и иные последствия отбытия всякого наказания, особенно лишения свободы. Некоторые ученные к тому же полагают, что “в пенитенциарных учреждениях негативные процессы воздействия доминируют над позитивными”, имея ввиду не только факторы, отмеченные выше, но и распространение так называемой тюремной субкультуры, стигматизацию и другие отрицательные последствия. В этом отношении я полностью согласен с такого рода заявлениями, поскольку имел некоторый личный опыт общения с людьми, отбывшими наказание в колониях. Им пришлось пройти через нечеловеческие условия содержания и обращения. В наше время, наверное, “каждый школьник” знает о несовершенстве отечественной пенитенциарной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

История развития российского уголовного права показывает устойчивую тенденцию к увеличению числа видов рассматриваемого освобождения. В УК РСФСР 1922 г. предусматривалось только условно-досрочное освобождение, в УК РСФСР 1926 г. законодатель упоминал давность исполнения наказания и помилование, а УК РСФСР 1960 г. содержал уже целую систему видов освобождения от наказания – отсрочка исполнения приговора, военнослужащему, или военнообязанному в военное врем, давность исполнения обвинительного приговора, освобождение в связи с безупречным поведением ко времени рассмотрения дела в суде, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким. В дальнейшем к названным добавились: 1977 г. – условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, в 1992 г. – отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Ныне действующий УК РФ, по существу, не увеличил число видов освобождения от наказания, но значительно расширил круг лиц, к которым эти виды освобождения могут применяться. В известном смысле новым является только освобождение в связи с болезнью, поскольку оно частично предусматривалось в ст. 362 УПК РСФСР.

Если обобщить юридически признаки всех конкретных видов освобождения от наказания, предусмотренных действующим УК, то можно дать следующее его определение: освобождением от наказания является досрочное освобождение лица, осужденного за совершение преступление, от исполнения назначенного судом наказания в тех случаях, когда цели наказания достигнуты досрочно либо не могут быть достигнуты в связи с болезнью осужденного. В данном определении отражены следующие характерные признаки рассматриваемого института:

· любой вид освобождения от наказания может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда;

· любой вид освобождения от наказания может применяться только судом;

· основания освобождения от наказания связаны с целями наказания.

Перечисленные ранее виды освобождения можно классифицировать по различным основаниям. По характеру освобождения можно выделить полное или частичное освобождение от наказания. Полным является освобождение женщин (ст. 82), по давности (ст. 83), в силу психического заболевания (ч. 1 ст. 81), и освобождение от наказания военнослужащего (ч. 3 ст. 81 УК). Эти виды полного освобождения могут быть применены на стадии вынесения обвинительного приговора, а другие – применяются только на стадии отбывания назначенного судом наказания, и как правило, требуют для своего применения отбытия определенной его части. (ст. 79 и 80).

По условиям освобождения все виды освобождения от наказания делятся на условные и безусловные . Условными являются те виды освобождения, применение которых связано с назначением лицу испытательного срока и определенных требований к его поведению. Речь идет об условно-досрочном освобождении и освобождении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей

(ст. 79, 82 УК). Эти виды освобождения применяются чаще других и являются наиболее целесообразными, поскольку представляют собой разновидность поощрительных норм в уголовном праве, стимулирующих позитивное поведение осужденных, их исправление.

Можно также выделить группу видов освобождения от уголовного наказания, которые при наличии соответствующих обстоятельств могут быть как безусловными, так и условными, и обозначить ее, как универсальную . Сюда традиционно относится амнистия и помилование.

Попытаемся рассмотреть эту группу видов освобождения от наказания поподробней.

АМНИСТИЯ.

В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от наказания, а также смягчения положения лиц, совершивших антиобщественные и преступные деяния, важное место занимает амнистия.

Слово “амнистия” – греческого происхождения и означает забвение, прощение, осуществляемое актом верховной власти.

Впервые в УК нормы касающиеся амнистии, наряду с нормами о помиловании и судимости выделены в специальную главу. В прежних УК имелась специальная статья (ст.57 в УК РСФСР 1960 г.) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (ст. 24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий.

Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами.

Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.

Объявление амнистии, форма этого акта, пределы его действия и субъекты, осуществляющие амнистию, установлены Конституцией РФ.

В соответствии с п. “е” ст. 103 Конституции РФ акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Они издаются в тех случаях, когда государство находит возможным без ущерба для интересов общества облегчить участь людей, виновных в совершении правонарушений. Инициатива издания актов амнистии исходит от законодательных органов, которые перед этим досконально изучают криминогенную обстановку в стране.

Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку и иные обстоятельства. В частности, она рассматривает категории преступлений, к которым может быть применена амнистия, учитывая не только их общественную опасность, но и их распространенность, степень вреда, причиненного интересам личности, государственным либо общественным интересам, а также общественный резонанс этих деяний.

При определении категории лиц, подлежащих амнистированию, обязательно принимается во внимание их пол, возраст, социальная опасность содеянного и степень общественной опасности их личности на момент амнистии. Например, если речь идет об амнистии участников Великой Отечественной войны, то, очевидно, что в целом они не могут представлять опасности для общества в силу своего преклонного возраста.

С учетом этих обстоятельств и решается вопрос о полной или частичной амнистии.

Для принятия актов амнистии необходимы особые предпосылки и определенные условия, исходя из которых Государственная Дума решает вопрос об освобождении от ответственности и наказания лиц, совершивших правонарушения, либо о смягчении их наказания.

Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия. Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для сограждан простить определенное количество правонарушителей, освободив их от ответственности и наказания, или смягчить это наказание. Во-вторых, лица, совершившие правонарушения или конкретные категории преступлений, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности. И, наконец, в-третьих, перед объявлением амнистии государство должно провести определенные социально-профилактические мероприятия, направленные на оказание помощи амнистируемым лицам, решение их трудовых, бытовых и жилищных проблем.

В подавляющем большинстве случаев акты амнистии принимаются в ознаменование важных государственных событий. Так, последний акт об амнистии был объявлен в связи с 55-летием Победы над фашистскими захватчиками (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 398 III ГД “ Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов” - Российская газета.-2000.- 30 мая.). Эта амнистия, прежде всего, направлена на то, чтобы облегчить участь лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Под данную категорию осужденных подпадают также лица, находившиеся на военной службе с 1 декабря 1991 г. на территории ряда бывших союзных республик, где проходили вооруженные конфликты, и лица, участвовавшие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике и проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе.

По своему содержанию акт амнистии предусматривает освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания, а иногда и снятие судимости. Но в любом случае применение амнистии может иметь место только после возбуждения уголовно дела, когда установлен факт совершения преступления определенным лицом, определенная квалификация этого преступления, а, следовательно, и его категория.

Актом амнистии лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Такое освобождение означает прекращение уголовного дела на так называемой нулевой стадии реализации уголовной ответственности, то есть на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора. Такое освобождение может быть применено только в отношении лиц, преступление которых было окончено до вступления постановления об амнистии в силу.

Таким образом, не могут быть освобождены от уголовной ответственности по амнистии лица, совершившие преступления после вступления в силу акта амнистии, а также лица, совершившие длящиеся (например, побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии означает прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Из нереабилитирующего характера прекращения дела по амнистии следует, что лицо, к которому применяется амнистия, освобождается от уголовной ответственности, но у него сохраняются иные правовые обязанности, связанные с совершением преступления.

Так, в соответствии с п. 8 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания и от обязанности возместить ущерб, причиненный в результате совершенных им противоправных действий.

В тоже время, исходя из содержания ч. 2 ст. 16 УК, преступление, по которому лицо было освобождено от уголовной ответственности по амнистии не может учитываться при признании неоднократности, если после амнистии было совершено новое преступное деяние. Не учитывается это преступление и при решении вопроса о совокупности приговоров в случаи совершения лицом нового преступления после амнистии.

Актом амнистии лицо, совершившее преступление, может быть полностью освобождено от наказания. Такое освобождение может применяться к лицам, которым обвинительный приговор был вынесен до вступления в силу Постановления Государственной Думы об амнистии.

Если лицо уже отбывает наказание за совершение преступления, то актом амнистии оно может быть освобождено от отбытия оставшейся части наказания; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть сокращена на определенную часть; оставшаяся неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания.

В некоторых постановлениях об амнистии, например в Постановлении Государственной Думы “Об объявлении политической и экономической амнистии” от 23 февраля 1994 года, предусматривается также освобождение от судимости.

Освобождение лица от основного наказания по амнистии влечет за собой и освобождение от дополнительного наказания, в частности от конфискации имущества, если она не была исполнена.

Специальный раздел постановлений об амнистии содержит перечень лиц, к которым амнистия не применяется, не смотря на то, что формально за совершенные ими преступления они подлежат амнистированию. Как правило, этот перечень включает три категории: а) лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления по перечню (убийство, бандитизм, похищение и т.п.), хотя по размеру назначенного судом наказания они могли бы быт амнистированы; б) лица, ранее осуждавшиеся за тяжкие преступления, при установлении рецидива; в) лица, злостно нарушающие режим исполнения наказания.

В соответствии с п. 14 Постановления Государственной думы ФС РФ “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии”, Злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания при применении акта об амнистии следует считать:

Осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

Осужденных, содержавшихся в колониях-поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

Осужденных к исправительным работам, которым за

злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно-исполнительных инспекциях;

Осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

Осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

Осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Для совершенствования законодательства и установления единообразной практики применения амнистии представляется целесообразным применять амнистию только после полного раскрытия преступления и выяснения судом всех обстоятельств по делу - на основании приговора суда или в процессе его исполнения.

В последних актах амнистии, и амнистия 2000 г. в этом плане не исключение, запрещается ее применение в отношении злостных нарушителей режима отбывания наказания. Тем самым применение амнистии отдается на откуп администрации уголовно-исполнительных учреждений, что является несправедливым. Многие осужденные активно протестуют против незаконных порядков, установившихся в уголовно-исполнительных учреждениях, и администрация вряд ли станет применять к таким лицам амнистию, скорее она отнесет их к категории злостных нарушителей режима отбывания наказания.

Поэтому еще раз следует подчеркнуть: амнистию применяет государство, а не отдельные должностные лица по своему усмотрению. Решение об отказе в применении амнистии надлежало бы обжаловать в судебном порядке, что ныне законодательно не предусмотрено.

ПОМИЛОВАНИЕ.

В соответствии со ст. 50 Конституции РФ каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. О помиловании говорилось и в прежних конституциях, но не как о конституционном праве гражданина и человека, а лишь в плане компетенции соответствующего органа власти. Так, в Конституции СССР 1936 и 1977 гг. о помиловании говорилось соответственно в п. “к” ст. 49 и п. 11 ст. 121, определявших компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с п. “в” Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица (ч.1 ст.85УК). Таким образом, помилование является актом Президента РФ, которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от назначенного судом наказания. Помилование может выразиться в замене более строгого наказания, например, смертной казни, менее строгим, в сокращении срока наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования, как и актом амнистии, может быть снята судимость.

Некоторые вопросы порядка применения помилования были урегулированы в постановлении Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании” от 3 декабря 1961 г., которое утратило силу вместе с исчезновением СССР и всех его органов. Нового документа, который бы регулировал процедуру применения помилования до недавнего времени не существовало. И соответствующие органы, занимающиеся этой деятельностью, руководствовались Конституцией и ст. 85 УК РФ. Теперь же эта процедура регулируется “Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации” от 28 декабря 2001 года. Кроме того, в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" от 28 декабря 2001г., были образованы комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации.

Указ устанавливает, что основными задачами комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ является:

· предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

· подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

· осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

· подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание (п.3 Указа Президента РФ “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации).

Этим же указом, соответственно, была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации (п. 5 Указа).

Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (п. 3 Указа).

Закон не содержит никаких указаний относительно оснований, по которым может быть применено помилование. В ч. 1 ст. 85 УК говорится лишь о том, что помилование осуществляется “в отношении индивидуально определенного лица” т.е. лица, в отношении которого поступило ходатайство о помиловании.

Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 глава 1 Положение “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”).

В Российской Федерации помилование применяется:

· в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

· в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

· в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

· совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

· ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

· которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием (п. 2 глава 1 Положения).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме (п. 3 главы 2 Положения).

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи (п. 4 главы 2 Положения).

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

· копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

· извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

· справка о состоянии здоровья осужденного;

· сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

· анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

· сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

· справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

· представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 главы 2 Положения).

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию (п. 7 главы 2 Положения).

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (п. 8 главы 2 Положения).

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

· характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

· поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

· срок отбытого (исполненного) наказания;

· совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

· применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

· возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

· данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

· другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства (п. 12 главы 2 Положения).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 9 главы 2 Положения).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения (п. 14 главы 3 Положения).

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 главы 3 Положения).

По указу о помиловании: а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; б) назначенное наказание может быть сокращено; в) заменено более мягким видом наказания. При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например лишения свободы, более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст. 44 УК. При определении срока более мягкого вида наказания (исправительных работ, ограничения свободы и т.п.) следует руководствоваться положениями ст. 71 УК, которая определяет соотношение срока лишения свободы с другими срочными видами наказания. Если лицо уже отбыло наказание, то оно может ходатайствовать о досрочном снятии судимости.

На практике много лет применяется помилование в виде условно досрочного освобождения от оставшейся неотбытой части наказания с назначением исправительного срока. Однако УК РФ 1996 года, такой формы помилования не предусматривает. Следовательно, такую практику следует считать противоречащей ст. 85 УК. Для ее “узаконивания” необходимо дополнить ст. 85 УК соответствующими положениями о возможности помилования с испытательным сроком.

Возможность помилования лиц, осужденных к смертной казни, предусмотрена в ч. 3 ст. 59 УК. В порядке помилования Президент РФ может заменить смертную казнь пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Данная практика применяется довольно активно, особенно в связи вступлением России в Совет Европы, в силу чего Россия объявила мораторий на исполнение приговоров к смертной казни.

В практике применения помилования возник вопрос о том, может ли лицо которому смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, вторично подать прошение о помиловании, поскольку единственная возможность для него освободится из мест лишения свободы до своей смерти – это условно досрочное освобождение, но оно может быть применено лишь по отбытии не менее 25 лет (ч. 5 ст. 79 УК). В других странах именно иногда прямо указывается на невозможность вторичного помилования. В российском законодательстве такого указания нет. Следовательно, представляется, что лицо, отбывающее наказание в виде пожизненного лишения свободы не лишается права вторично ходатайствовать в порядке помилования о его освобождении до истечения 25 летнего срока.

По своей юридической природе помилование является не реабилитацией, а лишь освобождением от наказания. Оно не устраняет самого факта совершения преступления: если лицо после освобождения от наказания по помилования совершит новое преступление, оно будет основанием для признания неоднократности и рецидива. Помилование не освобождает лицо от исполнения обязательств по гражданскому иску; актом помилования нельзя вернуть лицу конфискованного имущества или восстановить его в социальном, воинском или почетном звании, если эти дополнительные наказания уже были исполнены.

РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВА МЕЖДУ АМНИСТИЕЙ И ПОМИЛОВАНИЕМ.

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

В отличие от помилования, такой правовой институт как амнистия нередко подвергается критике, а в некоторых странах, например в Испании, Германии вообще не применяется. В ряде государств амнистию используют только для освобождения от наказания, т.е. применяют только к лицам, которым вынесен обвинительный приговор.

Основное возражение против амнистии сводится к тому, что она применяется “механически”, т.е. не к индивидуально определенному лицу. В данном утверждении есть резон. Но вряд ли в наших условиях можно вообще исключить амнистию из нашей жизни. Во-первых, она предусмотрена Конституцией. Во-вторых, издание акта амнистии, по каким либо памятным датам общегосударственного значения подчеркивает их торжественность.

Что же касается использования амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы, то это следует оценивать крайне отрицательно. Для того чтобы места лишения свободы не были переполнены, должны проявить заботу законодатель и суды. Следует шире применять предусмотренные в санкциях меры наказания, не связанные с лишением свободы, и не направлять в исправительные колонии осужденных, которые не нуждаются в изоляции от общества. По такому пути постоянно направляет практику нижестоящих судов Верховный Суд Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЯ .

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

3. В. П. Кудрявцев. А. В. Наумов. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001.

4. Ю. И. Скуратов. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001

5. И. И. Карпец. Наказание: социальные правовые и криминологические проблемы. – М., 1973.

6. У. Бундесон Надзор за отбывающими наказание на свободе: Пер. со швед. – М., 1979.

7. Журнал “Право и экономика" N7, 2000.

НОРМАТЫВНЫЕ АКТЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

2. Положение от 28 декабря 2001 года № 1500 “О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации”.

3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 4148-II ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

Скуратов Ю. И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2001. С. 181.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 698.

Кудрявцев В. П. Наумов А. В. Курс российского уголовного права. Общая часть. – М., 2001. С. 688.

Амнистия и помилование

1) — Амнистия – объявляется Государственной Думой в форме Постановления

— Помилование – осуществляется Президентом в форме указа (сейчас передано в ведение субъектов федерации) Акт помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер.

2) – Амнистия – в отношении индивидуально не определенного курага лица (последняя в 2006 г).

— Помилование – в отношении индивидуального лица или группы лиц и инициируется самим осужденным

3) – Амнистия – шире возможности. Освобождение от уголовной ответственности, наказания, уменьшение наказания или заменяя более мягким видом, снятие дополнительного наказания, снятие судимости.

— Помилование – может освободить от дальнейшего отбывания наказания, наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, может быть снята судимость.

Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны

Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.

амнистии уголовным законом не является.

С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим преступления, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.

1) Амнистия по статье 103 Конституции это право Государственной думы, следовательно, никакой другой орган не имеет права проводить амнистию.

2) Особенности:

— В отношении индивидуально неопределенного круга лиц – следовательно, имеет нормативный характер. То есть называются определенные категории лиц. Исходя из этого можно выделить амнистии:

— Широкие, то есть которые называют весьма широкий круг лиц, например, мужчины старше 60 лет.

— Узкие, которые называют весьма узкий круг лиц, например, лица, совершившие преступления во время боевой операции в Дагестане.

— В соответствии с законом амнистия может освобождать от ответственности, не говоря уже про наказание, сокращение наказания етс.

— Как нормативно правовой акт – амнистия особенна тем, что она имеет обратную силу, и во-вторых, она рассчитана на «разовое применение» по случаю, например, какого-либо события.

— Издание амнистии, как правило, преследует какие-либо политические цели. Пример амнистии – 23 февраля 1994 года, этот акт прекратил все уголовные дела, по отношению лиц, которые привлекались к ответственности по событиям августовского путча 1991 года.

— Амнистия подпадает на всех лиц, вне зависимости от того согласны они или нет. Однако, лицо может обратиться в суд, с требованием рассмотрения дела, потому что в случае если его признают невиновным, то оно будет освобождено по реабилитирующему основанию, то есть он будет считаться непривлекавшимся.

— Амнистия не применяется к лицам, злостно нарушающим режим.

— Недостаток амнистии в том, что нередки случаи, когда под нее попадают лица, не вставшие на путь исправления.

3) По статье 89 КРФ – ПРФ наделен компетенцией осуществлять помилование.

4) Особенности:

— По закону, акт помилования не может освободить от УО, он может освободить только от наказания, однако, на практике происходит освобождение и от ответственности.

— Строго индивидуально определенный акт.

— Осуществляется при обращении либо самого виновного, либо его родных, либо администрации, где оно отбывает наказание.

— Ходатайства о помиловании поступают в Управление ПРФ по помилованию, которое подготавливает необходимую документацию для решения соответствующих вопросов.

— При помиловании не имеет значения, к какой категории относится совершенное преступление. Согласно части 3 статьи 59 смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением или лишением свободы на 25 лет.

— Согласно практике рассмотрение ходатайств о помиловании производится, как правило, по отбытии половины срока назначенного наказания. Так как в статье 85 сказано «освобожден от дальнейшего » отбывания наказания.

— Некоторые ученые (Беккариа) считают, что это противоречит принципу неотвратимости наказания. Это так, однако, необходимость существования такого института определяется тем, что наличие в УК строго определенных санкций и значительное повышение сроков такого сурового наказания, как лишение свободы, может вступить в противоречие с реальными потребностями жизни, оказаться нецелесообразным в отношении некоторых лиц, совершивших преступление.

— Так как помилование освобождает от наказания, а не от ответственности (по закону), то следовательно, помилование возможно только после вступления в силу обвинительного приговора, тогда как амнистия возможна с момента возбуждения уголовного дела.

Правом объявления амнистии, согласно Конституции Российской Федерации, обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации (п. «е» ч.1 ст. 103). Уголовно-правовая регламентация акта амнистии содержится в ст. 84 УК. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст.84 УК). Это означает, что в акте амнистии указываются не конкретные лица, а категории лиц, на которые он распространяется (например, женщины; лица, совершившие преступления определенного вида и др.).

В соответствии с ч. 2 ст. 84 акты амнистии могут содержать в себе предписания об освобождении лиц, совершивших преступления, — от уголовной ответственности; осужденных — об освобождении от наказания. Осужденным назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

Амнистия. Помилование. Судимость (ст.ст. 84-86)

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Издание актов амнистии является проявлением принципа гуманизма российского права. Актами амнистии уголовный закон не отменяется и не изменяется. Не ставится под сомнение справедливость и законность вынесенного судом и вступившего в законную силу приговора. Они призваны облегчить участь лиц, совершивших преступления, и осужденных. При этом характер и обстоятельства совершенных преступлений, как правило, свидетельствуют о небольшой степени общественной опасности деяния и виновного.

На основании акта амнистии прекращаются производством определенные категории дел, находящихся в стадии предварительного расследования, а также дел, расследование по которым закончено, но не рассмотренных судом (ст. 5 УПК РСФСР). Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается в случаях, когда обвиняемый возражает против этого (ч. 5 ст. 5 УПК РСФСР). Если в ходе последующего судебного разбирательства будет установлена виновность такого лица, дело в отношении него прекращается по основаниям, указанным в соответствующем акте амнистии. Не допускается прекращение по акту амнистии уголовного дела, которое находится в стадии судебного разбирательства. В этом случае суд выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного, подпадающего под амнистию, от наказания (ч. 4 ст. 5 УПК РСФСР).

В акте амнистии указываются ограничения в применении амнистии к определенным категориям лиц. Порядок применения амнистии определяется в отдельном постановлении.

К лицам, которым наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, акт амнистии применяется только после окончания курса лечения (от алкоголизма, наркомании).

Акт амнистии носит нормативный характер. Юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретного лица является один из следующих документов: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление учреждения или органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

По общему правилу акт амнистии распространяется на преступления, совершенные до его принятия. Иное специально оговаривается в акте амнистии. В этих случаях он может распространяться на преступления, совершенные в течение определенного времени после принятия акта амнистии.

Амнистия объявляется в виде постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Осуществление помилования является прерогативой Президента Российской Федерации (п.

«в» ст. 89 Конституции Российской Федерации). Правовая регламентация этого акта милосердия верховной власти содержится в УК (ст. 85). В помиловании, как и в амнистии, проявляется гуманизм российского права.

В соответствии с законом помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного, персонифицированного лица (ч. 1 ст. 85 УК) или группы обозначенных поименно лиц. Акт помилования распространяется только на лицо, осужденное за совершение преступления (ч. 2 ст. 85 УК). Помилование не может применяется в виде освобождения от уголовной ответственности.

Уголовно-правовые последствия применения помилования для лица могут выражаться в освобождении от дальнейшего отбывания наказания, в сокращении назначенного наказания, в замене наказания более мягким видом наказания, в снятии судимости (ч. 2 ст. 85 УK).

При осуществлении права на помилование Президент Российской Федерации не связан ограничениями ни по кругу лиц, ни по категориям преступлений, ни по видам наказаний. Помилованным может оказаться любое лицо, даже осужденное за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве, к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. Смертная казнь (до установления Конституционным Судом Российской Федерации запрета на ее применение) могла быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК).

При отказе в удовлетворении ходатайства о помиловании возможно повторное обращение.

Помилование объявляется Указом Президента Российской Федерации.

В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Выводы TheDifference.ru

  1. Круг лиц, подпадающих под действие. Акт помилования издаётся в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг преступников, объединённых единым критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и т.д.).
  2. Согласие лица. Чтобы быть помилованным, преступнику необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления.

    Амнистия и помилование: порядок применения

    Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.

  3. Порождение нормы права. Амнистия рождает правовую норму, а помилование – только использует её.
  4. Процедура. После того, как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют её нормы к своим подопечным.

Статья 84. Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание должна быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии должна быть снята судимость.

Амнистия- смешанный вид освобождения, как от у/о, так и от наказания.

Амнистия возможна на любой стадии уголовного процесса.

Виды˸ 1)общая 2)Частичная

Общая- распространяется на всех лиц, совершивших преступление предусмотренными статьями УК.

Частичная- относится к определенной категории лиц, перечисленных в самом акте амнистии.

Последствия акта амнистии˸1)освобождение от у/о 2)освобождение от наказания или дальнейшего отбывания наказания 3)сокращение назначенного наказания 4)освобождение от дополнительного наказания 5)снятие судимости.

Освобождение лица от ответственности или от наказания в силу акта амнистии является не реабилитирующим основанием, поэтому лицо подпадающее под действие акта амнистии имеет право отказаться от освобождения.

Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в статье 84 УК РФ.

В соответствии с ней амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, не обозначенных персонально, т.е.

Амнистия и помилование; судимость в уголовном праве.

пофамильно (акты амнистии могут распространяться, например,

на женщин, на несовершеннолетних, на лиц старше определенного возраста и т.д.). По своему содержанию эти акты могут содержать предписания˸

Об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

Об освобождении лиц, осужденных за совершение преступлений, от наказания или от ᴇᴦο дальнейшего отбывания;

О сокращении назначенного наказания;

О замене назначенного наказания более мягким;

Об освобождении от дополнительного наказания;

О снятии судимости.

Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление, в т.ч. и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти. Лица, подпадающие под действие акта об амнистии, обычно освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, в случае если оно не исполнено на день вступления в силу акта об амнистии.

Если к осужденным наряду с наказанием были применены принудительные меры медицинского характера для излечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также от венерических заболеваний, то акт об амнистии применяется, при наличии необходимых оснований, только по окончании курса лечения.

Помилование внутренне, своей природой схоже с институтом амнистии. Помилование и амнистия -- это два института государственного прощения. Их характеризует отдаленность от других институтов права. Однако, несмотря на единство мотивации, между ними имеются некоторые существенные признаки, обнаруживаемые в практике их применения, которые отличают их друг от друга.

Рассмотрим разграничительные признаки амнистии и помилования: в амнистии не указываются лица, а указываются критерии, которые допускают применение амнистии (категории преступлений, вид и размер наказания), категории лиц (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, награжденные орденами и медалями и т.д.), на которых распространяются это вид института амнистия.

Амнистия распространяется также и на лиц, преступления которых еще не стали предметом судебного рассмотрения. В соответствии с УПК РК уголовные дела не возбуждаются в отношении лиц попадающих под акт амнистии, а возбужденные дела (находящиеся в производстве органов дознания и предварительного следствия) и дела, находящиеся на рассмотрении судов, подлежат прекращению. Помилование же производится в отношении персонально определенных в акте Президента РК лиц (осужденных или отбывающих наказание). В отличие от амнистии помилование не распространяется на лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор .

Помилование, как и амнистия, относится к смешанным видам освобождения от наказания. С помощью акта помилования возможно освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение срока назначенного наказания, замена не отбытой части наказания более мягким видом. Актом помилования может быть также снята судимость (ч.4 ст.76 УК РК). Согласно этому положению Президент не вправе освободить лицо от уголовной ответственности или помиловать в отсутствии обвинительного приговора суда, тогда как амнистией лицо может быть освобождено и от уголовного преследования.

Инициатива издания акта амнистии всегда исходит от государственного органа. Амнистия принимается и применяется независимо от желания осужденного. Акты амнистии имеют общеобязательный характер, как для правоохранительных органов, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию. Единственное исключение -- лица, не признающие себя виновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Ходатайство о помиловании должно исходить от самого осужденного, его родственников, если же осужденный является гражданином другого государства, то ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства .

Кроме того, законом не предусмотрены ограничения в возможности помилования в зависимости от тяжести совершенного преступления, продолжительности срока отбывания наказания и опасности виновного. Помилованию могут подлежать лица, совершившие преступления любой тяжести, чистосердечно раскаявшиеся и вставшие на путь исправления.

Амнистия не применяется в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, неоднократно осужденных и всегда исключаются в отношении лиц -- злостных нарушителей режима отбывания наказания и не вставших на путь исправления. Вынесение акта помилования обусловлено исключительными обстоятельствами, заслуживающими внимания и прощения .

Акт амнистии создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения. При этом создаются или называются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте, сами решают вопрос о возможности применения амнистии к конкретному лицу. Окончательное решение зависит от усмотрения этих органов. То есть юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности по амнистии служит индивидуально определенный акт применения норм права -- постановление о прекращении уголовного дела, обвинительного приговора суда с освобождением от наказания, постановление начальника учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.п. При помиловании же сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование носит единичный, разовый характер, поэтому процедура помилования предполагает немедленное исполнение органом, ведающим исполнением наказания, применения помилования, тогда как амнистия применяется достаточно длительный период, как правило, 6 месяцев с момента вступления его в силу.

Применяя помилование, государство руководствуется соображением милосердия по отношению к конкретному лицу, при амнистии -- и другими соображениями, например, требованием экономии мер уголовной репрессии. Несмотря на бескомпромиссные различительные признаки в литературе встречаются мнения, согласно которым предлагается стереть грань между амнистией и помилованием применительно к отдельным случаям. Так, К. Мирзажанов предлагает разрешить комиссиям, применяющим амнистию, ставить вопрос о ее применении в виде исключения к конкретным лицам, которые не подпадают под ее действие (например, при случайном участии в тяжком преступлении, незначительной роли в нем, заслуживающим доверия и раскаяния и т.п.). Это, на наш взгляд, неприемлемо, поскольку не должно быть смешения двух совершенно разных институтов -- амнистии и помилования. Такая постановка вопроса отображает рассматривать все дела осужденных, независимо от того, подпадают ли они под амнистию. Это осложнит работу органов, занимающихся амнистией, и приведет к менее тщательному анализу дел тех осужденных, которые могут быть амнистированы. Даже если какой-либо орган придет к выводу о том, что конкретное лицо заслуживает смягчения наказания, то вполне можно применить иные виды освобождения от уголовной ответственности или наказания.

Что касается других видов смягчения положения лиц, то мы рассмотрим соотношение помилования с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (ст.70 УК РК), с заменой, не отбытой части наказания более мягким видом (ст.71 УК РК), с освобождением от наказания в связи с болезнью (ст.73 УК РК), с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.72 УК РК), а также с реабилитацией.

Помилование как вид освобождения от наказания имеет сходство с условно-досрочным освобождением от наказания. Оба эти института могут рассматриваться как виды досрочного освобождения. Но между ними существуют серьезные различия. Во-первых, среди видов смягчения положения лиц в результате помилования нет условно-досрочного освобождения. Помилование возможно только в виде безусловного освобождения. Во-вторых, условно-досрочное освобождение применяется судом, помилование -- Президентом. В-третьих, помилование жестко не связано с формальным или материальным основаниями, хотя практика идет по пути помилования, как правило, лиц, отбывших более половины срока наказания. И, как правило, помилование применяется к положительно характеризующимся осужденным. Для условно-досрочного освобождения предусмотрены сроки необходимого отбытия наказания -- формальное основание (для осужденных совершивших преступления в совершеннолетнем возрасте -- 1/3, 1/2, 2/3, а для тех, кому в момент совершения преступления не исполнилось 18 лет -- 1/4, 1/3, 1/2, 2/3). Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Законодатель формулирует его в ч.1 ст.70 УК РК следующим образом: “судом должно быть признано, что для его исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания” .

Замена не отбытой части наказания более мягким применяется судом. Однако, замена возможна и при помиловании осужденного Президентом. Сходство этих институтов заключается в том, что заменяемое наказание должно быть более мягким, то есть в лестнице наказаний оно должно быть помещено выше отбываемого наказания. На практике эта мера наказания применяется только к отбывающим лишение свободы.

Кроме того, ч.3 ст.71 УК РК указывается, что при замене, не отбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 39 УК РК, это не совсем так. Прежде всего, заменяемым может быть только основное наказание. Заменять основное наказание дополнительным нельзя. Значит, в порядке замены не могут быть назначены конфискация имущества и лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса или государственных наград. Далее в системе наказаний есть такие, которые применяются только к военнослужащим -- ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. То есть они также не могут быть применены в порядке замены. Арест пока не применяется из-за отсутствия условий для его исполнения в соответствии со ст.4 Закона РК от 16 июля 1997 г. №168-1 “ О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан”. В результате остаются штраф и исправительные работы, ограничение свободы. Применение штрафа очень проблематично. Ограничение свободы применяется, но пока очень осторожно по той причине, что это новый вид наказания. Исправительные работы, заменяющие наказание должны быть назначены в пределах, предусмотренных УК РК -- 2 года. Видимо это ограничение приемлемо и для помилования.

Между этими институтами можно выделить следующие различия:

  • 1. Суд может применить замену только в том случае, если лицо осуждено за преступление небольшой, средней тяжести, тяжкое преступление. При помиловании Президент не связан никакими ограничениями, он может применить замену и к лицу, совершившему особо тяжкое преступление.
  • 2. Для применения судом замены, осужденный должен отбыть не менее 1/3 назначенного судом срока. Применение помилования не связано с отбытием определенного срока наказания, но как мы уже отмечали, практика идет по пути отбытия 1/2 срока наказания.

Сравнивая с другим видом освобождения -- в связи с болезнью (ст.73 УК РК), следует отметить, что состояние здоровья осужденного является важным обстоятельством при решении вопроса о применении к нему помилования. Учитываются и другие факторы. При этом не имеет значения, предусмотрено ли заболевание осужденного перечнем заболеваний, являющихся основанием для представления, осужденного к освобождению от отбывания наказания. Еще одно отличие от помилования -- безусловное освобождение, освобождение по ст. 73 УК РК предусматривает, в случае выздоровления лица, при не истечении сроков давности направление его для отбывания наказания.

Что касается отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей и, сопоставляя его с помилованием, то следует отметить, что при применении помилования также учитывается состояние беременности и наличие малолетних детей, но это не является обязательным условием для применения помилования. Не является препятствием срок наказания и характер преступления. И при применении отсрочки суд по истечении ее возвращается к данному вопросу и решает (при условии, если давность обвинительного приговора не истекла) освободить женщину окончательно от отбывания наказания, назначенного судом за совершение преступления, заменить назначенное наказание более мягким или направить осужденную для отбывания, назначенного ей наказания, если ее поведение свидетельствует о том, что она не оправдала гуманного к ней отношения и предоставления отсрочки отбывания наказания. Осужденная не может автоматически освобождаться от отбывания наказания, исполнение которого было отсрочено. При помиловании решение является окончательным.

Иногда в специальной литературе происходит смешивание понятий помилования и реабилитации. Так, в юридическом словаре указывалось: “Помилование может заключаться в признании неправильно осужденного невиновным (см. Реабилитация)”. В этом же словаре говорится, что “реабилитацию следует отличать от амнистии, а также и от помилования, которое осуществляется по ходатайству заинтересованных лиц в отношении правильно осужденного лица”.

Реабилитация состоит в признании лица неправильно осужденным и изначально невиновным. Помилование является проявлением снисхождения к правильно осужденному лицу. Реабилитировать лицо может только суд, и даже не Президент. Суть реабилитации состоит в том, что человек (обвиняемый или подозреваемый) в отношении которого вынесено постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.37 УПК РК, считаются невиновными и не могут быть подвергнуты каким-либо ограничениям в правах и свободах. Соответствующая статья.41 УПК РК определяет, что эти лица имеют право на возмещение в полном объеме имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Лицам, лишенным по приговору суда почетного, воинского, специального или иного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса, а также государственных наград, восстанавливаются. Из содержания данной статьи видно, что содержание реабилитации значительно шире помилования. Если реабилитация включает в себя возмещение имущественного и иного вреда, а также восстановление в правах, то помилование освобождает только от определенного воздействия, которое носит уголовно-правовой характер, от материальной и иной ответственности оно не освобождает.

Помилование, в отличие от других видов смягчения положения лиц, касается и должно в идеале касаться больше нетипичных, сложных ситуаций. Помилование должно оправдывать свое назначение как мера государственного прощения, а не применяться всякий раз, когда возможно досрочное освобождение. Необходимо применять помилование только в тех случаях, когда обычные институты досрочного освобождения лица от наказания не могут быть применены .

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой. Перечислим эти отличия.

  • 1. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
  • 2. Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.
  • 3. Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
  • 4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
  • 5. Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).
  • 6. Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы

УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.



Просмотров