Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям обществознание. Вопрос: как закон относится к несовершеннолетним нарушителям Чего хочет добиться государство наказывая несовершеннолетних нарушителей. Как именно закон относится к несовершеннолетним нар

Правовая природа и основные характеристики понятия закон.

Основные признаки закона .

Классификация законов .

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие закона во времени.

Обратная сила закона.

Прекращение действия закона.

Действие закона в пространстве.

Действие закона по кругу лиц.

Закон и его роль в демократическом государстве.

Закон - это набор правил, установленный высшим органом государственной власти.

Закон - это нормативно-правовой акт (НПА), который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон - это нормативно-правовой акт (НПА), принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны .

Закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона государства наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.


Правовая природа и основные характеристики понятия закон.

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого "законом", авторы бесчисленных книг и статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

Разумеется, это вовсе не означает, что о законе все познано. Это не тот случай, когда, выражаясь словами известного французского моралиста XVII в. Жана де Лабрюйера, можно лишь печально констатировать, что "все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди", что " самых мудрых и прекрасных наблюдений" над человеческими нравами снят и "нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами и мудрейшими из наших современников".

Это совсем не так. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на матушки Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.


4 февраля 2017

Тема, касающаяся вопроса о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям, в наше время является одной из самых острых, дискуссионных и актуальных. С этим сложно поспорить. Если верить статистике, то число особо тяжких преступлений, совершаемых малолетними гражданами нашей страны, с каждым годом растёт. Многие люди справедливо считают, что по отношению к ним необходимо применять такие же наказания, как и ко взрослым, мотивируя это осознанностью совершаемых поступков. На этот счёт есть немало мнений, но в первую очередь хотелось бы обратиться к положениям, прописанным в законе.

20 статья УК РФ

Перед тем, как говорить о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям, необходимо отметить вниманием возрастные рамки, прописанные в 20 статье УК РФ. Там сказано, что уголовную ответственность человек начинает нести с того момента, как ему исполняется 16 лет.

Однако в этой же статье отмечен список преступлений, при совершении которых гражданин будет представлен к суду, даже если ему только 14. И перечень внушительный. Вот малая часть тех преступлений, которые в него входят: убийство, похищение человека, причинение вреда здоровью, разбой, грабёж, вымогательство, террористическая деятельность, вандализм, хулиганство... И это даже не 1/10 перечня.

20-я статья предусматривает и исключения, при которых совершивший преступление несовершеннолетний (даже в возрасте от 14 до 16) может избежать ответственности. Это касается тех подростков, которые отстают в психическом развитии. Но даже при наличии такой особенности нужно будет доказать то, что несовершеннолетний не осознавал своих действий и их последствий во время преступления.

Штраф

Виды наказаний, которые применяются к несовершеннолетнему, отличаются по степени тяжести (как и преступления). И штраф является самым безобидным.

Он может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного наказания. По решению суда штраф нередко взыскивают с родителей или опекунов правонарушителя. Но только в том случае, если те на это согласны. К тому же суд перед назначением штрафа обязан удостовериться в платежеспособности законных представителей нарушителя и его самого. Что происходит в случае уклонения от уплаты? Суд производит взыскание в порядке, который предусмотрен действующим законодательством. Проще говоря, дело передаётся в руки пристава-исполнителя.

Запреты и обязанности

Законодательство об ответственности несовершеннолетних гласит, что помимо штрафа нарушителям может быть предъявлен запрет заниматься той или иной деятельностью. Обычно это является дополнительным наказанием.

Чаще всего малолетних преступников привлекают к выполнению обязательных работ, которые они должны отбывать во время, свободное от учёбы. Назначаются они, как правило, с учётом физических особенностей подростка. Сроки регулируются законом. Для граждан возрастом до 15 лет, они составляют 2 часа в день. Подросткам от 15 до 16 полагается работать 3 ч. Общая минимальная продолжительность работ составляет 40 часов. Максимальная - 160.

Выполнять их обязательно. В случае, если малолетний правонарушитель начнет уклоняться, его могут арестовать и лишить свободы. Такое применение к несовершеннолетним принудительных мер обусловлено законом. А, если быть точнее, третьей частью 49-й статьи УК РФ.

Исправительные работы

Ими тоже нередко наказывают малолетних преступников. Исправительные работы им приходится отбывать в месте, которое было определено органами местного самоуправления. Минимальный срок равен 2 месяцам, как для взрослых. Максимальный - 1 год.

Как правило, исправительные работы назначают подросткам, которые не учатся в школах и иных образовательных учреждениях. Место, где они отбывают наказание, находится в районе их места жительства.

Размеры удержаний из заработной платы составляют 5-20%. Впрочем, определяя их, суд учитывает материальное положение подростка, наличие в семье иждивенцев и прочих нюансов. В случае уклонения от исправительных работ малолетнего преступника могут арестовать. Или лишить свободы. Расчёт такой: 1 день ареста за 2 пропущенных суток.

Лишение свободы

Теперь можно поговорить о более серьёзных наказаниях. Часто многие правонарушения среди несовершеннолетних караются арестом. Данное наказание подразумевает содержание малолетнего преступника в условиях строгой изоляции от внешнего мира и общества. Минимальный срок равен месяцу, максимальный - четырём. Первая часть 54-й статьи УК РФ даёт суду возможность установить арест и на меньшее количество времени. Однако только в тех случаях, когда он назначается вместо исправительных или же обязательных работ.

Лишение свободы назначается реже всего, в исключительных случаях. Какая уголовная ответственность несовершеннолетних может сопровождаться таким наказанием? Та, к которой подростки привлекаются за совершение тяжких преступлений (они прописаны в 20 статье). Впрочем, есть сроки.

Для подростков возрастом до 16лет - максимум 6 лет лишения свободы. В том случае, если преступление было особо тяжким, срок увеличивается до 10 лет. То же самое касается подростков старше 16 лет. Только срок в 10 лет может быть им установлен вне зависимости от тяжести совершенного преступления.

Исходя из этого, можно дать ответ на вопрос о том, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям. Справедливо, но с учётом психовозрастных нюансов. Хотя, конечно, есть случаи, в которых малолетние преступники оставались безнаказанными, несмотря на осознанно совершённые ими ужасные поступки. Но это другая тема.

Назначение наказания

Об этом процессе тоже стоит сказать пару слов. И его осуществление тоже показывает, как закон относится к несовершеннолетним нарушителям. Дело в том, что при назначении наказания малолетнему преступнику учитывается то, в каких условиях он живёт, какой у него уровень воспитания и психического развития, личностные особенности, семья, родители. Ведь нередко подростки становятся не на тот путь из-за влияния на них старших лиц.

Ещё в 89 статье УК РФ сказано, что несовершеннолетие является смягчающим фактором, принимаемым судом во внимание при вынесении приговора. Но отягчающие обстоятельства также учитываются.

Лишение свободы назначается судом лишь в том случае, если власти решили: исправить подростка, не изолировав его от общества, не представляется возможным. В приговоре всё мотивируется.

Проявление гуманности

Часто малолетних преступников освобождают от наказания. Но в таком случае всё равно обязательно проводится профилактика правонарушений среди несоврешеннолетних. А освободить подростка от ответственности могут в том случае, если он оказался причастен не к особо тяжкому преступлению. А к мелкой краже, например. В таком случае суд проведут и применят меры воспитательного воздействия. Они предусмотрены 2 частью статьи №90 УК РФ. Но за преступления, перечисленные в ст. 20 УК РФ, освобождение не полагается. Так как те нарушения несут непоправимый вред обществу и другим людям.

В особых случаях подростка, совершившего среднее или тяжкое преступление, могут поместить в специальное закрытое учреждение учебно-воспитательного характера. Там профессионалы будут заниматься не только его исправлением. Но ещё обучением, воспитанием и привитием качеств, необходимых нормальному человеку. Максимальный срок пребывания может составить 3 года. Но по достижении 18 лет подросток покинет учреждение.

Судебная практика

Следует отметить, что процесс, в ходе которого малолетний преступник предстаёт перед законом, осуществляется так же, как и в случае с взрослыми гражданами. Предполагается, что правосудие в подобных ситуациях должно быть направлено на применение тех мер воздействия, которые помогли бы позволить максимально исследовать обстоятельства совершённого нарушения.

Также во время процесса учитываются свободы, права и обязанности несовершеннолетних. В Украине, России и прочих странах это является обязательным, поскольку так демонстрируется адекватное, непредвзятое отношение к подсудимому. И по этой причине к расследованию случаев с малолетними преступниками привлекаются самые опытные судьи, способные вынести справедливый, обоснованный, законный и мотивированный приговор.

Заключение под стражу практикуется, но лишь как крайняя мера. И только по отношению к лицам, подозреваемым в совершении преступлений от средней степени тяжести до особо тяжких.

Право на защиту

Несовершеннолетние лица им обладают так же, как и остальные люди. Это положение отмечено в 16-й статье УПК РФ. Они могут реализовать это право как самостоятельно, так и с помощью защитника. Если несовершеннолетний не имеет возможности его пригласить, то его присутствие обеспечивается судом.

Кстати, допрос малолетнего подозреваемого осуществляется только в присутствии педагога или психолога. То же самое, если подросток старше 16 (но младше 18) и отстаёт в психическом развитии. Также на заседании обязательно должны присутствовать родители, опекуны или законные представители подростка. Но бывает, что у подозреваемого таковых нет. Тогда на суде присутствует представитель органа попечительства или опеки.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор-ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули-рующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

Он принимается только органом законодательной власти или референдумом ;

Порядок его подготовки и издания определяется Конститу-цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

В идеале он должен выражать волю и интересы народа;

Он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре-чить;

Он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от-ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме-нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) конституция (закон законов) — основополагающий учреди-тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион-ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю-щий форму правления и государственного устройства, учреждаю-щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти-туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон-ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра-вительстве РФ и т.п.);

3)федеральные законы — акты текущего законодательства, по-священные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель-ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль-ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос-нованиям:

По субъектам законотворчества (принятые народом в резуль-тате референдума или законодательным органом);

По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

По характеру (текущие и чрезвычайные);

По сферам действия (общефедеральные и региональные);

По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.);


По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

По объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп-ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо-гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоре-чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу-ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо-чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо-дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при-нимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования , охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда-ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис-ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по-ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль-ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици-альных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак-тера);

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполне-нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен-та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе-дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико-ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) Приказы, инструкции, положения министерств, государст-венных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель-ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк-туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе-ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без-опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодатель-ных структур — Тюменской областной Думы);

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов го-сударственного управления (например, областных глав админи-страций, губернаторов и пр.);

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор-ганов . Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписа-ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

  • 10. Правовое государство
  • 11.Формационный подход к типологии государства
  • 12. Цивилизационный подход к типологии государства
  • 13.Понятие и признаки функций государства
  • 14.Основные внутренние функции Российского государства
  • 15. Основные внешние функции Российского государства
  • 16. Формы осуществления функций государства
  • 17. Понятие формы государства, ее элементы
  • 18.Форма правления: понятие и виды
  • 19. Монархия. Виды монархий
  • 20. Республика. Виды республик
  • 21.Форма государственного устройства: понятие и виды
  • 22. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  • 22. Авторитарный политический режим
  • 24.Тоталитарный политический режим
  • 25. Демократический политический режим
  • 26.Унитарное государство
  • 27.Федеративное государство
  • 28.Понятие конфедерации
  • 29.Форма правления в Российской Федерации
  • 30. Механизм государства
  • 31.Принцип разделения властей
  • 32.Орган государственной власти: признаки и виды
  • 34.Законодательная власть в рф
  • 35.Исполнительная власть
  • 36. Судебная власть
  • 37. Нетипичные ветви власти
  • 38.Правоохранительные органы в механизме государства
  • 39.Понятие и структура политической системы общества
  • 40.Место и роль государства в политической системе общества
  • 41.Понятие и признаки права
  • 42.Объективное и субъективное право
  • 43. Основные типы правопонимания
  • 44.Принципы права, их классификация
  • 45. Функции права
  • 46. Система социальных норм, их классификация
  • 47.Соотношение права и морали
  • 48. Понятие нормы права и ее признаки
  • 49. Структура правовой нормы и ее элементы
  • 50. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • 51. Классификация правовых норм
  • 52.Понятие форма права
  • 53. Основные формы права
  • 54.Формы права в Российской Федерации
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды
  • 56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды
  • 57.Действие права
  • 58.Понятие и принципы правотворчества
  • 59.Законодательный процесс
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов
  • 61. Юридическая техника
  • 62.Система права: понятие и элементы
  • 63.Критерии выделения отраслей права
  • 64. Право частное и публичное, материальное и процессуальное
  • 65.Общая характеристика отраслей права
  • 66.Система права и система законодательства: их соотношение и взаимосвязь
  • 67. Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей
  • 68. Романо-германская правовая семья
  • 69. Семья общего права
  • 70.Мусульманская правовая семья
  • 71.Особенности российской правовой системы
  • 72. Правоотношения: понятие, признаки, структура
  • 73. Субъекты правоотношений: понятие и виды
  • 74. Классификация правоотношений
  • 75. Юридические факты, их классификация. Фактический состав
  • 76. Реализация норм права: понятие и формы
  • 77.Применение норма права
  • 78. Акты применения норм права: понятие и виды
  • 79. Пробелы в праве и пути их преодоления
  • 80. Толкование норм права: понятие и виды
  • 81. Толкование норм права по субъекту
  • 82. Толкование норм права по объему
  • 83. Способы толкования норм права
  • 84. Акты толкования норм права: понятие и виды
  • 85.Юридическая практика
  • 86. Понятие, принципы и требования законности
  • 87.Гарантии законности: понятие и виды
  • 88. Правопорядок и его соотношение с законностью и общественным порядком
  • 89.Правосознание: понятие, функции, структура, виды
  • 90.Функции правовой культуры
  • 91.Правовая культура: понятие и типологизация
  • 92. Правомерное поведение
  • 93. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 94.Юридический состав правонарушений
  • 95. Причины, условия и поводы правонарушений в российском обществе
  • 96.Юридическая ответственность: понятие и признаки
  • 97. Виды юридической ответственности
  • 98.Референдум понятие и виды
  • 99.Исторические типы демократии
  • 100. Представительная и плебисцитарная демократия
  • 101.Социологический подход к праву
  • 102.Логический позитивизм
  • 103. «Генеральная» функция государства
  • 104.Школа естественного права
  • 105.Постклассические теории права
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды

    Закон - это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

    Признаки закона:

    1. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы права.

    3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

    4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

    Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

    а) принятые на референдуме;

    б) принятые Федеральным Собранием РФ;

    в) законы субъектов федерации.

    Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

    Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

    Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

    Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

    56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

    Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Подзаконные акты - изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.

    Виды подзаконных актов:

    1. Указы Президента РФ. Не должны противоречить Конституции РФ, обязательны для исполнения по всей России.

    2. Постановления правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ, могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов.

    3. Приказы, инструкции, уставы, положения министров.

    4. Решения и постановления местных органов гос. власти (областных, представительных, законодательных структур)

    5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областных глав администраций, губернаторов)

    6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов)

    7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).

    57.Действие права

    Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.

    Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

    Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

    Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

    Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

    Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения.

    Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

    Специально принятым нормативным актом.

    Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

      Истечением срока действия акта.

      Наступлением определенных условий.

      Прямой отменой акта.

      Заменой действующего акта другим.

    Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

    Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

    С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

    Переживание закона- это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

    Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений. Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон?

    Что принято понимать под понятием закон?

    Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума. Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения. Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.

    Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего.

    Какие признаки присущи законам?

    Признаки законов:

    1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.

    2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия.

    3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы.

    4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.

    Виды (классификация) законов:

    Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам. Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее:

    Классификация по юридической силе. Все законы делятся на 4 группы:

    1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

    2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции. К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер.

    3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные. Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.

    4. Законы отдельных субъектов Федерации. Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории. Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области. Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами.

    Классификация по субъектам законотворчества. Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме.


    Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.


    Классификация по степени систематизации. Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т. д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни.


    Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.



    Просмотров