Принципы правового регулирования социального обеспечения. Контрольная работа: Основные принципы права социального обеспечения. Понятие и классификация принципов ПСО

2.1 Межотраслевые принципы

Межотраслевые принципы -- это принципы, свойственные двум и более отраслям права. Чаще всего их межотраслевой характер обусловлен тем, что соответствующие отрасли права имеют единые исторические основы и в какой-то момент развития права выделились из одной и той же общей для них отрасли. В то же время каждый из этих принципов по-своему конкретизируется в различных отраслях права.

Большинство специалистов относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и принцип охраны здоровья. Однако, отдельные авторы дополняют этот краткий перечень иными принципами. Так, М. В. Филиппова, а также М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности. Также к числу межотраслевых М. В. Филиппова относит принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, а также принцип равенства всех форм собственности Филиппова M. В. Право социального обеспечения. M., 2012. С. 91--96.. В то время как М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2010. С. 113-114., в интерпретации Д. А. Нико-нова и А. В. Стремоухова межотраслевым считается несколько иной, хотя и предметно связанный с этим принцип защиты безработных Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 64-65.. Они же, как уже было отмечено выше, относят к межотраслевым принцип-право на достойное существование, что перекликается с позицией С. И. Кобзевой, полагающей, что в данном случае межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Однако, представляется, что данный принцип в большей степени относится к числу общеправовых, поскольку является основой всей правовой системы любого современного демократического государства и тем более государства, которое, как Российская Федерация, определяет себя в Конституции РФ как «социальное». По нашему мнению, конкретизация этого принципа на межотраслевом уровне осуществлена в таких более узкоспециальных принципах, как принцип защиты от бедности и принцип защиты от безработицы. Помимо этого, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2010. С. 113-114., который в интерпретации Д. А. Никонова и А. В. Стремоухова распространяется также на ветеранов Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 64-65.. Представляется, что этот принцип, являющийся межотраслевой конкретизацией принципа обеспечения равенства и запрета дискриминации, допустимо сформулировать более комплексно -- как «принцип обеспечения социальной защиты нуждающимся (или «социально неблагополучным») категориям лиц» или, отталкиваясь от понятия социального риска -- как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска» Благодир А. Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 5-12. В свою очередь, С. И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др.]. М., 2011. С. 81..

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести принципы:

Государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

Охраны здоровья;

Единства и дифференциации;

Защиты от бедности и безработицы;

Обеспечения социальной защиты нуждающимся категориям лиц;

Запрета принудительного труда;

Равенства всех форм собственности.

2.2 Отраслевые принципы

Основополагающие идеи, руководящие начала системы социального обеспечения, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство права социального обеспечения, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития (т.е. отраслевые принципы), отражены в законодательстве о социальном обеспечении и прежде всего в Конституции РФ.

Так, в ст. 17, 18, 19, 38, 39, 41 Конституции РФ закрепляется принцип всеобщности социального обеспечения, в ст. 7, 38, 39, 41 -- принцип всесторонности и многообразия его видов. Принцип социального обеспечения за счет государственных и общественных средств отражен в ст. 7, 41. Принцип социального обеспечения в размерах, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех.

Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, был принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле данного Федерального закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам Российской Федерации, при определенных условиях -- иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственная система социального страхования включает пенсионное, медицинское, социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды: ПФР, ФФОМС, ФСС.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в страховые фонды уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий на погребение и др.), на медицинскую помощь и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их техническими реабилитациями и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место среди источников финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (это природно-климатические условия, вредные, тяжелые, опасные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья.

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа, уплатой страховых взносов связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии -- пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах обеспечения отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание Детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Принцип гарантированности уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ. Он означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной защите не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с МРОТ, такого уровня не достигает (например, фиксированный базовый размер пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Принцип гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще неспособно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений, бедность и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Принцип многообразия видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, субсидии, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Отдельными нормативными актами предусмотрены пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

2.3 Внутриотраслевые принципы

Характерной особенностью сегодняшнего дня становится выделение не только отраслевых, но и внутриотраслевых принципов (т.е. принципов отдельных институтов отрасли).

Вместе с тем некоторые представители юридической науки вообще выражают сомнение в правомерности выделения принципов институтов отрасли права. Они считают, что все институты пронизаны отраслевыми принципами, обеспечивающими неразрывную связь данного института с другими. В то же время высказывается мнение, что свои определенные принципы имеются лишь у «значительных» и «комплексных» институтов права (В. М. Семенов) Семенов В. М. Принципы советского социалистического общенародного права. М., 1986.. На наш взгляд, такие суждения весьма спорны. Институт -- общепризнанное определение системы отрасли права, имеющий свой обособленный круг общественных отношений (в пределах предмета отрасли), регулируемых его нормами.

Иначе говоря, наличие у института автономной, в рамках отрасли, предметной обособленности дает основания для выделения и особых правовых принципов. Непоследовательными следует признать исключения, которые делаются для «значительных» и «комплексных» институтов права. В теоретическом и практическом плане такие институты всегда условны и не могут признаваться за критерии объективного выделения и классификации.

Трудно согласиться и с другой, противоположной позицией, согласно которой принципы внутренне не ограничены пределами института, ибо они присущи любой общности правовых норм, в частности пединституту. Эта позиция не учитывает конституционные признаки принципа института как особой юридической категории в системе права.

Правовой принцип не может выражать сущность одной нормы, иначе он и норма оказались бы идентичными понятиями. Вместе с тем принцип не является присущим и любой общности норм. Он характерен для такой общности, которая обладает цельной предметной обособленностью, когда совокупность норм регулирует не какие-то элементы, стороны типичного для данной отрасли права общественного отношения (или отношений), а все отношения в целом. Такую цельную предметную определенность наряду с системой российского права имеют также отдельные отрасли права и их институты.

Пединституты и другие подобные им общности норм указанным качеством не обладают, и, следовательно, выводить для каждой из них специфические принципы права было бы неверным, поскольку нормативного материала для обоснования принципа права оказалось бы недостаточно, да и правила законодательной техники были бы нарушены.

Однако иногда по пути дробления правовых принципов идет и сам законодатель. Так, в ст. 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены следующие принципы в сфере социального обслуживания указанных категорий граждан: соблюдение прав человека и гражданина; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания и адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Эти принципы, на наш взгляд, в целом довольно адекватно отражают сущность и направленность норм, регулирующих социальное обслуживание российских граждан.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы института медицинского обслуживания и лечения:

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

Доступность и качество медицинской помощи;

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

Соблюдение врачебной тайны.

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

На общеправовые, свойственные всем отраслям права ;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

Отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

Признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

Право на защиту от безработицы;

Право на охрану здоровья;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

Право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

Всеобщности социального обеспечения;

Осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;


Гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

Многообразия оснований видов и социального обеспечения;

Гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

Дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

Достижение установленного законом возраста (старость);

Инвалидность;

Потеря кормильца;

Рождение; смерть;

Потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

Бедность;

Воспитание детей;

Материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛСЬКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал в г.Перми

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Контрольная работа по дисциплине

«Право социального обеспечения»

студента группы ГМУ -331 Волочай В.В.

«Основные принципы права социального обеспечения»

Проверил: Чиртулова Е.Ю.

Пермь 2011г.

Введение

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования.

Преодолеть это самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

Общеправовые, свойственные всем отраслям права;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

Отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы:

Признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

Равенство всех перед законом и судом;

Равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

Право каждого на объединение для защиты своих интересов;

Гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

В российском законодательстве закрепляются внутриотраслевые принципы непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания:

1. адресность, доступность, добровольность;

2. гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы – одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжениями;

Приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э.Г. Тучкова она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения. В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных
свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; неработающим женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; на санаторно-курортное лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

1. Это – медицинская помощь и лечение;

2. лекарственная помощь;

3. санаторно-курортное лечение;

4. социальная помощь на дому;

7. обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

8. протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

Заключение

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же следовать из их содержания. Они не сформулированы в каком-либо одном нормативном акте, поскольку указанное право не кодифицировано. Они содержатся в различных федеральных законах (законах РФ). Анализ этих принципов показывает, что отдельные из них присущи сразу всем или большинству институтов права социального обеспечения. Но необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали принципы, причем их количество иногда не совпадало.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Список литературы

1. Батыгин К.С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2009.

2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2010.

3. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010.

4. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебник / М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2008.

5. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное

Принципы права – это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов изменились. Появилась точка зрения, согласно которой определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи – это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • – на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • – межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
  • – отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • – внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Особенности преломления общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения подробно изложены М. В. Филипповой . К общеправовым принципам, оказывающим существенное влияние на правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, она относит принципы гуманизма, равенства прав, социальной справедливости, признания права каждого на жизнь, федерализма, неприкосновенности частной жизни. Рассмотрим наиболее важные из них.

Принцип гуманизма выражается в государственном признании и закреплении права на человеческое достоинство в Конституции РФ. Право на достоинство распространяется на каждого человека. Преступники, нищие, бродяги, психически больные, инвалиды – все социальные слои населения должны иметь право на уважение и почтение. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере создавать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство .

Достоинство личности в Российской Федерации охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Отсюда вне закона должны быть все формы унижения человеческого достоинства.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о социальном обеспечении. Так, принцип гуманизма является одним из основных принципов социального обслуживания, закрепленных в ст. 5 Закона об основах соцобслуживания, а также в ст. 3 и 7 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (п. 4 ст. 12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"). За нанесение побоев и истязаний установлена уголовная ответственность (ст. 116 и 117 УК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об основах охраны здоровья граждан приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

Принцип равенства прав граждан является общепризнанным принципом международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. и других международных актах. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные принципы образуют основу правовой системы страны.

Равенство прав человека и гражданина закреплено в п. 2 ст. 19 Конституции РФ. На основе конституционного принципа равенства отраслевое законодательство о социальном обеспечении устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров.

Принцип социальной справедливости отражает социальную направленность российского государства. Вместе с тем вопрос о степени воплощения в России концепции социального государства имеет фактическую и юридическую стороны. Юридическая сторона включает перечень определенных показателей, характеризующих социальное государство. К их числу относятся реализация социальной функции бизнеса (частной собственности и предпринимательской деятельности); минимальный размер оплаты труда; эффективность механизма социального партнерства; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и др.

То, что основу конституционной экономики составляет принцип социальной справедливости, признавал еще немецкий канцлер Бисмарк в конце XIX в.

Сегодняшний период конституционного регулирования экономических отношений связан с преобразованием общей конституционной модели традиционных либеральнодемократических стандартов. Изменение конституционных основ российской экономики осуществляется по двум направлениям: 1) значительное расширение роли и объема регулятивного воздействия государства; 2) "социализация" экономической системы.

Первое направление отражает объективный мировой процесс усиления государственных начал в экономике. Перед современными государствами стоят сложнейшие задачи: с одной стороны, обеспечить функционирование рыночной экономики (свободу экономической деятельности, защиту конкурентной среды и частной собственности) в условиях расширения социальных обязательств, а с другой – сохранить государственный суверенитет, важнейшим элементом которого является экономический суверенитет. Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., наглядно показал значимость государственного участия в экономических отношениях. Это участие – основная институциональная гарантия социально-экономического развития и стабильности общества.

Вторым направлением модификации конституционных основ экономической системы является социализация, которая проявляется в повышении политико-правовой ответственности частных собственников, изменении соотношения частной и публичной форм собственности в сторону определенного приоритета последней, обосновании и применении в качестве ведущего конституционного принципа идеи социальной справедливости .

Нашему государству с переходной системой ценностей сложно определиться с границами социальных обязательств публичной власти перед населением. На этапе первоначального накопления капитала легче использовать классические либеральные модели для ухода от социальных обязательств образца социалистического периода. Но сегодня в России чрезмерные рыночные иллюзии рассеялись, наполнение бюджета позволяет государству вспомнить о содержании ст. 7 Конституции РФ. Поэтому усиливается потребность в поиске оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком.

Так, по мнению О. Е. Кутафина, "главной причиной хронического неблагополучия в стране является несправедливое распределение собственности, созданной всем народом, а оказавшейся в руках считанного количества приближенных к власти" .

Поскольку по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению части валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу лиц, пострадавших от социальных рисков, то доля ВВП, выделяемая государством для этих целей, должна определяться на основе принципа социальной справедливости. Очевидно, что ни одно даже самое экономически развитое и богатое государство не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности лиц, не имеющих по не зависящим от них причинам или имеющих недостаточный для достойной жизни источник средств существования. "Поэтому объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров" . Критерии нормирования являются "инструментами", с помощью которых эта система работает для достижения главной цели – повышения благосостояния населения. От того, насколько они социально справедливы и научно обоснованны, зависит эффективность функционирования системы социального обеспечения.

Принцип федерализма закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Этот принцип организации государственной власти имеет в России глубокие исторические корни.

Для права социального обеспечения особое значение имеют такие составляющие этого принципа, как разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и равноправие субъектов РФ. Конституционное положение о равноправии всех субъектов между собой выражается в установлении единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ. Однако правовое равенство субъектов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, которые во многом зависят от территории, географического положения, численности населения, исторических и иных региональных особенностей. Промышленно развитые субъекты РФ за счет собственных средств устанавливают дополнительные выплаты для ветеранов войны и труда, многодетных и неполных семей, реализуют региональные программы трудоустройства инвалидов и безработных, оказывают социальную помощь малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.

Принцип неприкосновенности частной жизни имеет прямое действие и многогранное содержание. Под неприкосновенностью частной жизни Конституция РФ и федеральное законодательство подразумевают невмешательство в частную жизнь; неприкосновенность личной и семейной тайны (тайны частной жизни). От уровня его гарантированности зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). Ответственность за ее разглашение предусмотрена ст. 155 УК РФ.

В связи с усилением роли информации в жизни человека все большее число исследователей специально выделяют информационную форму выражения частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений о человеке, которые он предпочитает не предавать огласке.

Совет Европы в 1981 г. принял Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Эта Конвенция гарантирует каждому частному лицу соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь, при автоматизированной обработке данных личного характера. Личными данными является "любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано".

Особое значение этого принципа для права социального обеспечения заключается в необходимости охраны данных о застрахованных лицах при ведении ПФР индивидуального персонифицированного учета, выдаче больничных листков и ведении медицинской документации, социальном обслуживании граждан и т.п.

К межотраслевым принципам правового регулирования, находящим своеобразное преломление в социальном обеспечении, М. В. Филиппова относит принципы равенства форм собственности, защиты от бедности, государственной поддержки семьи, охраны здоровья и др.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения. Довольно удачным следует признать вариант, автором которого является Э. Г. Тучкова .

Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах B. С. Андреева, К. С. Батыгина, А. Н. Егорова, А. Д. Зайкина, Р. И. Ивановой, В. А. Тарасовой, В. Ш. Шайхатдинова и др. В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.

Принципы охраны здоровья сформулированы в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и др.

В качестве примера можно привести Закон об основах соцобслуживания. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.

Опираясь на законодательство и научные исследования, можно сформулировать отраслевые принципы права социального обеспечения. В качестве основных принципов следует назвать:

  • – всеобщность права на социальное обеспечение;
  • – дифференциацию в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • – гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
  • – ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих, существуют специфические принципы для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст. 4 Закона об основах соцстрахования закреплены основные принципы осуществления социального страхования, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 6–8.

  • Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 342.
  • Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении. Материалы пятой международной научно-практической конференции "Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения". М. : Проспект, 2009. С. 401.
  • См.: Право социального обеспечения / пол ред. М. В. Филипповой. C. 96-100.
  • См.: Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учеб.-методич. пособие. М., 1995. С. 7, 8.
  • Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

    К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.

    Социально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

    Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и др.

    Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

    Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

    В гражданском процессуальном праве имеется отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются главным образом под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

    Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.

    Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

    Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана при ее последовательной реализации защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально активной правомерной жизни.

    В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать в правовом государстве.

    Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

    Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному в зависимости от конкретной ситуации, таланта, трудолюбия, социальных условий и других субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В связи с этим остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Этот принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения независимо от занимаемого должностного и служебного положения.

    Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма являются порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

    Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например) .

    Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

    Правовые принципы в сфере социального обеспечения были предметом изучения многих известных ученых-правоведов: В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской,

    Э.Г. Тучковой и др.

    Отраслевые принципы развиваются динамично с экономическим, политическим, социальным развитием общества. Основными положениями данной отрасли являются принципы социального, материального обеспечения некоторых слоев общества, нуждающихся в социальной поддержке.

    Поэтому под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающиеся идеи, руководящие начала, которые отражают единство отрасли права социального обеспечения.

    Отраслевые принципы права социального обеспечения у ряда авторов сформулированы по-разному. Например, Е.Е. Мачульская называет их в следующем порядке:

    • всеобщность права на социальное обеспечение;
    • дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатических зон, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
    • гарантированность социального обеспечения при наступления социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
    • ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни .

    Принцип всеобщности имеет значение применительно к кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В определенный период данный круг лиц имел весьма ограниченный характер. Но в связи с изменением ТК РФ работодатель осуществляет обязательное социальное страхование, т.е. работодатель обязан платить страховые взносы в различные государственные внебюджетные фонды. В Законе о трудовых пенсиях применяются такие категории лиц, как граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и застрахованные в силу закона. Категория гражданства имеет статус прав и обязанностей и взаимосвязь человека с государством. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной области.

    Национальное законодательство включает все усилия для реализации положений декларации. Так, в Законе о медицинском страховании предусматривается, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с федеральным и территориальными программами государственных гарантий. Круг лиц, в соответствии с данным законом подлежащий обязательному медицинскому страхованию, наиболее широкий.

    Действия государства по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности продолжается и на современной этапе.

    Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению является одним из важнейших и сложнейших принципов в праве социального обеспечения.

    Критерии дифференциации имеют объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда). Кроме того, важно учитывать еще особые субъективные свойства участников правоотношений (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

    Многие объективные критерии дифференциации закреплены в законодательстве и их можно разделить на группы, виды.

    Известный ученый-правовед Э.Г. Тучкова разделяет критерии дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению на три группы: системные , видовые и внутривидовые ".

    Первая группа включает критерии, обусловливающие наличие нескольких организационно-правовых форм социального обеспечения .

    Во вторую группу включается видовые критерии, связанные с наступлением социального риска или иного значимого обстоятельства (например, старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, отсутствие источников средств существования).

    Третья группа включает внутривидовые критерии. Они носят, как правило, объективный характер (природно-климатические, вредные условия, тяжелые и особо вредные условия). Субъективные условия - это, например, свойства участников правоотношений, физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

    Дифференциация нужна, так как материальное положение ряда категорий лиц должна выравниваться, но тем не менее она должна носить необходимый характер. Поэтому установление ряда специальных норм для отдельных категорий населения, которые имеют особые заслуги перед государством, крайне важны. Это, например, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионеры, инвалиды I и II группы и пр.).

    Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска - принцип, который реализуется, если наступает конкретный случай, событие: безработица, болезнь, старость, трудовое увечье, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинском помощи.

    К сожалению, рыночные отношения не способствуют повышению материальной обеспеченности населения, в связи с этим необходимо уточнять принципы права социального обеспечения и их содержание. Бедность, нищета населения - один из составляющих элементов рыночных отношений за последнее время.

    Так, практически на одном уровне держится коэффициент бедности, составляющий, как это следует из последних экономических расчетов, свыше 13%. По предварительным данным, коэффициент бедности в III квартале 2011 г. приближается к 15%. Также практически не снижается доля общей численности живущих ниже порога нищеты, бедных и малообеспеченных граждан страны, составляющая примерно 40% населения России .

    Социальная помощь - один из видов борьбы с бедностью. Поэтому страховые случаи должны в законе меняться динамично в зависимости от ситуации. В настоящее время существует 12 видов обеспечения. Можно утверждать, что активно снижается численность среднего класса в России, увеличивается число богатых и очень богатых людей .

    Не вызывает никаких сомнений, что причины бедности - прежде всего коррупция, политическая ситуация, финансово-экономический кризис.

    Но и при финансово-экономическом кризисе богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. В силу этих причин значение Федерального закона «О государственной социальной помощи» крайне актуально. Так, право на получение социальных услуг связано с возникновением трудной жизненной ситуации. Создание кризисных центров для определенных категорий лиц, условия их реабилитации остаются крайне важными.

    Но, с точки зрения автора, следует вспомнить о некоторых завоеваниях советского периода: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, бесплатное получение жилья. Такой критерий, как наличие необходимого уровня трудового стажа для получения пенсии, является в настоящее время также весьма актуальным.

    Принцип означает, что все пенсии, пособия, компенсационные выплаты иные виды социальной помощи должны соответствовать достойному прожиточному уровню жизни. Этого требуют ст. 7 Конституции, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    Но в настоящее время этот принцип не реализуется. Пенсионная система в кризисе. Понятие «прожиточный минимум» имеет правовое содержание и должно быть предусмотрено национальным законодательством.

    На сегодняшний день величина прожиточного минимума не только не соответствует размерам пенсий, пособий и пр. По мнению автора, пенсионная система нуждается в серьезной реформе и следует определиться по основным позициям. Увеличение пенсионного возраста - обязательный шаг, т.е. для мужчин и женщин 62 года. Максимальный размер пенсий не устанавливается (но зависимость от длительности трудового стажа обязательна), минимальный размер должен соответствовать минимальному прожиточному уровню. Необходимо установить отраслевую дифференциацию при назначении пенсии (например, вредные условия труда и пр.).

    Есть неблагоприятные условия для обеспечения достойного уровня жизни в стране. Одна из них - демографическая ситуация. Рождаемость - это проблема государственная. Следовательно, программа рождения детей имеет комплексный характер и предусматривает поэтапное обеспечение увеличения рождаемости.

    Женщины, имеющие двух и более детей и занимающиеся их воспитанием, должны получать трудовую пенсию по старости.

    Структура пенсии по старости должна складываться из заработка работника и среднего заработка в стране.

    Принцип получения различных видов социального обеспечения в зависимости от наступления одного и того же обстоятельства нужно сохранить. Так, в связи с рождением ребенка мать получает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

    Вложение в социальную сферу зависит от увеличения числа среднего класса населения, производства, экономики.

    2 Тучкова Э.Г. Указ. соч.

  • См.: Федосеев В.В. Социальная стратификация населения России: состояние идинамика. РГСУ. Филиал в г. Люберцы: Сб.: Материалы межвуз. науч.-практ, конф.(17 ноября 2011 г.) М.: Восход-А, 2011. С. 262.
  • См.: Федосеев В. В. Указ. соч. С. 260.


  • Просмотров