Система и административно правовой статус органов управления. Система и административно-правовой статус органов управления образованием. Виды органов исполнительной власти

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования.

  1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
  2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
  3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
  4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
  7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления проводящейся реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания;
  2. гуманизация процесса образования;
  3. компьютеризация;
  4. интернационализация.

В ходе их реализации предполагается:

  1. видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса;
  2. выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
  • организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
  • образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
  • образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
  • учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
  • образовательные концепции, программы, стандарты;
  • учебную и методическую литературу;
  • периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.

Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально-развитому и динамическому обществу, важнейшей особенностью которого является его постоянное изменение, развитие.

В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом. Однако существующая система образования все еще в основном выполняет функции воспроизводства культуры, трансляции знаний, культурных образцов, формировавших опыт предшествующих поколений. Можно сказать, что образование осуществляет подготовку человека к жизни в прошлом или традиционном обществе, а, между тем, ему предстоит жить в будущем – новом, динамическом обществе, которое непрерывно развивается и принципиально отличается от своего предыдущего состояния. В этом заключается одно из главных противоречий образования как в нашей республике, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования. Чтобы определить пути реформирования образовательной практики, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об отличительных особенностях системы образования, присущей традиционному и динамическому обществу.

Образование в обществе реализует две основные функции:

1) воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

2) развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения: ценностями и идеалами, принципами и образом жизни, конкретными знаниями, умениями и навыками . Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствовала обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная или предметно-ориентированная.

Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности. Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях .


Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная или способностная , инновационная или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации – самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию , в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению – социальному и культурному .То есть, выделяются некоторые личностные универсальные способности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. К таким универсальным способностям также относятся: способность к рефлексии; мышлению; диалогу; анализу ситуации и определению целей, способов и средств их достижения; пониманию других людей и совместной продуктивной деятельности. Многие исследователи (Ю.В.Громыко, П.Г. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев и др.) выделяют две группы универсальных способностей: 1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях; 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству. Таким образом, реализация универсальной образовательной модели обеспечивает не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми. Эта универсальная или способностная модель образования характерна для динамического общества (см. схему 3).

Приведем сравнительный анализ теоретической (традиционной, знаниевой, предметно-ориентированной) и универсальной (способностной, деятельностной, личностно-ориентированной) моделей образования, а также определим отличительные особенности деятельности педагога в этих образовательных моделях (см. таблицы 2,3).

Основные функции образования в обществе

Введение

Образование - это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему.

Проблематике образования уделяли значительное внимание такие учёные, как Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер. По мнению Эмиля Дюркгейма основной функцией образования является передача ценностей господствующей культуры. По мнению Макса Вебера социальные функции образования связаны с экономическими, политическими процессами, которые происходят в обществе на данном этапе. Для примера можно взять образование в оккупации. Именно после оккупационных режимов нацистской Германии, после второй мировой войны проблемы образования выходят на новый виток своего развития; социология образования образовалась как самостоятельная область знаний. На данном этапе функциями образования занимаются Я. Щепанский, В.А. Конева, Н.Д. Сорокина и др.

Целью данной работы является изучение основных функций и моделей образования.

Функции образования

В имеющейся научной литературе имеют место различные точки зрения относительно содержания функций образования и их систематизации.

Некоторые исследователи берут за основу результат влияния системы образования на личность и поэтому поводу называют такие их виды как социализация личности, снабжение её соответствующими знаниями и навыками и многие другие. Так, например, Л.М. Коган выделяет трансляцию знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционная), ценностно ориентировочную, гуманистическую (человекообразующая), адаптационную. Другие же исследователи своим взглядом охватывают роль образования в структуре общества и потому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в рамках общностей и общества. П.О. Кенкманн выделяет такие функции: социальную (воспроизвеление социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новыи поколениям), идеологическую (формирование у подростающего поколения идейной направленности, жизненной позиции). В.Т. Лисовский помимо оговорённых только что выделяет ещё и моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, что состоит в воспитании политической культуры, умения анализировать. Третья группа исследователей называет функции, влияющие на экономику, социальную структуру, духовную культуру и т.д. общества в целом. В основном они выделяют экономическую, которая ещё именуется профессионально-экономической либо профессионально-образовательной, и социальную. Множество исследователей выделяют множество функций, и, как правило, к уже имеющимся приписывают по своему видению новые, а на самом деле старые, но объединённые либо по-другому названные. Например, А.В. Кооп помимо экономической и социальной выделяет ещё культурно-гуманистическую, а Ф.Р. Филлипов -- гуманистическую, политико-воспитательную и культурно-воспитательную функции. В этом примере интегрирующей является гуманистическая (человекообразующая) функция. Но не только в этом примере, но во многих других, так как все остальные функции образования вытекают из неё либо выступают её модификациями.

Таким образом, образование выполняет следующие функции:

* является способом социализации личности и преемственности поколений;

* средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

* ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

* обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая - универсальной (способностной или деятельностной).

Обобщая, функции образования можно условно поделить на:

· социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества, где высшей школе принадлежит решающая роль, ибо она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранить, развить, транслировать духовное наследие.

· социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;

· социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы.

При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.

Рисунок 1. Основные функции образования в обществе

Функция представляет собой роль, выполняемая определенным социальным институтом или процессом относительно целого. Потребности экономики в современном индустриальном обществе приводят к развитию грамотности в массах, а затем к подготовке большего числа квалифицированных специалистов. При этом если образование не справляется с поставленной задачей, то общество не получит развитых людей и высококлассных специалистов. Поэтому деятельность образовательной системы рассматривается как функция, если сохраняет стабильность и интеграцию общества. Функции и дисфункции института образования могут быть явными, то есть отчетливо выраженными или латентными, когда они неосознанны участниками образовательной системы. Явные функции образования являются ожидаемыми, необходимыми. Латентные функции являются непреднамеренным результатом деятельности образовательной системы или ее участников. Явные функции свидетельствуют о целях в рамках образовательного института, а латентные о результатах. К явным функциям образования относятся:

  • приобретение знаний и навыков,
  • подготовка к получению профессиональных знаний,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение основных ценностей общества.

Скрытые функции образования следующие:

  • приобретение социального статуса;
  • завязывание прочных связей,
  • поддержка выпускников во вступлении на рынок труда.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л.М. Когану функции образования представлены:

  • трансляционной, подразумевающую трансляцию знаний и опыта от поколения к поколению (трансляционная),
  • ценностно-ориентировочную,
  • гуманистическую,
  • адаптационную.

Другой ученый - П.О. Кенкманн ориентируется на реализацию социальных программ посредством образования и выделяет следующие функции:

  • социальную, отвечающую за воспроизведение социальной структуры общества,
  • профессиональную, отвечающую за подготовку членов общества к выполнению профессиональных обязанностей,
  • гуманистическую, подразумевающую передачу знаний и культуры новым поколениям,
  • идеологическую, формирующую идейную направленность и жизненную позицию.

В.Т. Лисовский дополнительно выделяет ещё моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры.

Основные функции образования можно разделить на:

  • социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    • гуманистическая,
    • социальный контроль,
    • распространение культуры в обществе,
    • воспроизводство социальных типов культуры,
    • инновации в сфере культуры,
    • формирование и воспроизводство общественного интеллекта,
    • формирование ценностных ориентаций,
    • воспитательная функция,
    • обучающая функция,
    • социализация личности.
  • социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
    • формирование профессиональной среды,
    • перераспределение ресурсов,
    • социальная селекция,
    • профессиональный отбор,
    • активизация социальных перемещений,
    • функция социального и культурного изменения,
    • профориентационная работа.
    • социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Очень высоко взаимодействие и переплетение вышеназванных функций.

Социально-культурные функции образования

Гуманистическая функция отражается в единстве противоположных и при этом органически связанных таких процессов, как социализация и индивид уализация личности. В процессе социализации индивид учится общественным отношениям и трансформирует их в собственную внутреннюю сущность. Этот процесс индивидуален для каждого человека. Связь образования и прочих сфер общественной жизни реализуется через личность, которая включена в различные социальные связи. Гуманизация - это потребность общественного развития, направленного на личность. Технократизм индустриального общества к сожалению дегуманизирует отношения в социуме.

Функция социального контроля в образовании позволяет определить место человека в обществе, его возможности, цели и способы вознаграждения за его деятельность.

Распространение культуры в обществе помогает передавать между поколениями ценности культуры. Система образования играет важную роль в сохранении национальной культуры и ее уникальности. Человек, приобщаясь к культуре становится носителем национального сознания и национальной психологии.

Образование способствует воспроизводству социальных типов культуры. Оно придает знанию технологичность и конструктивные формы, позволяет систематизировать, транслировать и накапливать знания. Таким образом передача знания и опыта приобретает динамичный, массовый характер.

Общественная система образования передает только часть инноваций, которые достигнуты в культуре.

Формирование и воспроизводство общественного менталитета включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков. Система образования уже давно стала многоотраслевым комплексом, ее основная цель - передача знаний и развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Образование формирует у молодых людей установки и жизненные идеалы, господствующие в обществе. Содержание образования зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, религии, морали, идеологии.

Воспитательная функция образования обеспечивает процесс социализации личности. Обучающая функция образования обеспечивает овладение человеком знаниями, навыками и умениями.

Описанные функции образования являются собой составными частями социализации личности.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения система образования воспроизводит профессионально-образовательный состав населения страны. Производительность и инновационная активность населения повышается вместе с ростом общего образования. Образование привносит в материальные потребности человека рациональность, содействует становлению ресурсосберегающей экономики и стабильной и позитивной среды жизнедеятельности человека. Самое выгодное вложение капитала - это вложение в образование. Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов позволяет обеспечить ресурсами направления деятельности, ориентированные на образование и на «внеобразовательное» пространство.

Социальная селекция - важная функция формального образования.

Она непосредственно вытекает из гуманистической функции; сейчас поймёте почему. В современном обществе поиск и воспитание талантливых личностей - часть государственной политики в области образования. Развитие науки и техники требует постоянного притока талантливых специалистов. Процесс селекции наиболее способных учащихся осуществляется автоматически, потому что внутренняя структура образования нацелена на отбор и дифференциацию учащихся по способностям и в соответствии с индивидуальными возможностями и ценностными ориентациями. Профессиональная селекционная функция образования заключается в воспроизводстве социальных классов, групп и слоев, обусловленных образовательными сертификатами. Образовательные учреждения дают разное образование, это позволяет занимать соответствующие места в системе разделения труда. Сегодня в обществе достижение определенного статуса обусловлено в первую очередь образованием, поэтому большое значение имеет функция активизации социальных перемещений.

Функция социального и культурного изменения заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Она реализуется посредством научных исследований и открытий. Учебные заведения обязаны проводить профориентационную работу среди учащихся.

Функции образования в социально-политической сфере

Обязательным компонентом образования считаются правовые нормы и политические ценности, которые отражают интересы политической элиты. Превращение мира из биполярного в однополярный приводит к выделению функции обеспечения национальной безопасности. Безопасность определяется уровнем развития человеческих ресурсов.

Структура образования

Система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

  • Первое звено – дошкольное обучение, которое включает такие учреждения как детские сады, ясли-сад, центры раннего детского развития, прогимназии;
  • Второе звено – общеобразовательные заведения, представленные школами, лицеями, гимназиями, дающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование, представленное училищами, техникумами, лицеями, колледжами;
  • Четвертое звено – высшее образование, которое включает университеты, институты и академии;
  • Пятое звено – послевузовское образование, представленное аспирантурой, докторантурой, ординатурой.

Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.

В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет».

В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции.

Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности.

Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90 % сформирован уже к 9_летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

Функции образования в производственно - экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии `на месте` без научных основ и творческих навыков.

Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника.

Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования. Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ.

Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями.

Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли.

Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики - высокая профессиональная текучесть учителей.

Функции образования в сфере культуры

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель - не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества.

Ряд исследователей утверждают, что у этой функции - ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования - средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

Так в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности - один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования.

В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Социальные группы - носители альтернативных политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной - в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах, рекомендуемых учебниках и т. д.

В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

В исследовательском и практическом планах определение функций образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество. Вслед за определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования.



Просмотров