Статья 217 часть 2 ук рф. Теория всего

Законодательством, и прежде всего Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Привлечь к ответственности за всё сразу

Частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Все жизненные ситуации подходят под это определение. Ребенок прогуливает школу – родители не обеспечивают процесс его обучения, хулиганит – родители не обеспечивают его воспитание, ребенок нуждается в госпитализации и серьезном лечении, а родители являются сторонниками народной медицины – действия родителей наносят вред ребенку и нарушают его права на оказание медицинской помощи, и так далее до бесконечности.
Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия – лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.

То есть законом предусмотрены случаи, когда в результате семейных конфликтов один из родителей, а то и бабушка или дедушка, забирает ребенка, никому больше не дает общаться с ребенком, не говорит, где находится ребенок, а судебные решения попросту игнорирует.

Такие случаи - не редкость, и именно в целях повышения ответственности за подобные правонарушения были введены в 2011 году в действие части 2 и 3 статьи 5.35 , которая ранее состояла только из одной части.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрена ответственность за повторное совершение нарушений, предусмотренных второй частью той же статьи.
Также статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

Почему речь только о тех, кто не достиг возраста 16 лет? Потому что с 16 лет несовершеннолетний уже сам несет административную ответственность за эти правонарушения.
Региональная специфика

Федеральное законодательство позволяет регионам формировать своё, областное или краевое законодательство об административной ответственности. Такое законодательство есть в Москве, Санкт-Петербурге и многих других регионах страны. Среди прочих правонарушений в региональном законодательстве могут быть предусмотрены и правонарушения, предусматривающие ответственность родителей и законных представителей. Так, в Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Схожая норма содержится в законодательстве Ленинградской области и других регионов страны.
Кто может быть привлечен к ответственности?

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
Не могут быть привлечены к ответственности лица, лишенные родительских прав (речь идет именно о том ребенке, в отношении которого осуществлено лишение прав), опекуны и попечители, чьи полномочия были прекращены к тому моменту, когда случилось событие, ставшее причиной привлечения к ответственности.

Иначе говоря, нельзя привлечь к ответственности лицо, которое хоть и являлось на протяжении какого-то времени законным представителем несовершеннолетнего, но перестало быть таковым ко времени наступления события, послужившего основанием к привлечению к ответственности. Например, если подросток угнал машину, а возраста привлечения к уголовной ответственности он еще не достиг, то должны привлечь к административной ответственности родителей, но поскольку те к моменту угона уже были лишены родительских прав, то к ответственности будут привлекать опекуна.
Как накажут?

За совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 5.35 и статьей20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер штрафа невелик – от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35) и от 300 до 500 рублей (ч.20.22). Часть 2 ст. 5.35 предусматривает наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей.

Логика проста: штраф будет выплачиваться из бюджета той же семьи, в которой живет несовершеннолетний, а значит, в итоге негативно отразится и на содержании ребенка. С другой стороны, нарушение прав и интересов ребенка недопустимо, равно как недопустимо неисполнение судебных решений. Поэтому частью 2 статьи 5.35 предусмотрен уже более значительный размер штрафа.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрено увеличение размера штрафа до 5 тысяч рублей, также предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Срок давности

Существует общее правило, предусмотренное статьей 4.5. КоАП РФ , в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей – позднее трех месяцев.
Кто принимает решение?

Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях , является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.35 может также быть рассмотрено судьей. Комиссии по делам несовершеннолетних (так называемые КДН) были созданы еще в советские годы, и не потеряли своей актуальности в настоящее время.
По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. На рассмотрение КДН или судьи поступает уже готовый материал, в основе которого лежит протокол о совершении административного правонарушения, а его еще надо составить.
Кто может составлять протокол?

Если в части органа, уполномоченного рассматривать дела нашей категории, закон не предусматривает разнообразия, то в части лиц, уполномоченных составлять протоколы о совершении вышеуказанных правонарушений, закон (а речь идет о Кодексе РФ об административных правонарушениях) наделяет соответствующими полномочиями сотрудников полиции, членов комиссий по делам несовершеннолетних, и судебных приставов.

Приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных только частями 2 и 3 статьи 5.35 КоАП. Федеральной службой судебных приставов изданы Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 КоАП (от 29.09.2011 г. № 04-15). Рекомендации содержат разъяснения как по существу самих правонарушений, предусмотренных указанными нормами права, так и относительно действий судебных приставов по выявлению и фиксации фактов совершения этих правонарушений. На практике буквально все протоколы поступают на рассмотрение в КДН из органов внутренних дел.
Причины и последствия привлечения к ответственности
Вспомните, когда вы сами прогуливали школу, разве родителей за это штрафовали? Или когда участковый разгонял вашу веселую компанию, сидящую во дворе с магнитофоном и вином – разве это заканчивалось протоколом? Ну вызовут родителей в школу, ну придет домой участковый с беседой о моральном облике советской молодежи…

На практике до привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей доходит лишь в исключительных случаях, когда все другие «меры профилактики» не помогают. Как правило, семья уже включена в списки «неблагополучных», состоит на учете в социальных службах, однако родители свое отношение к выполнению своих обязанностей не меняют.

Также не стоит забывать и о «палочной» системе оценки деятельности органов полиции. Количество оформленных протоколов – один из показателей эффективности работы, особенно в рамках проведения каких-нибудь рейдов, общегородских профилактических мероприятий по профилактике детской безнадзорности и прочих подобных кампаний. После двух-трех фактов привлечения к административной ответственности решается вопрос о лишении родительских прав.

По жалобе Ломакова Д.А. по ч.2 ст.5.35 КРФоАП

По делу №

Принято Чеховским городским судом (Московская область)

  1. Судья Чеховского городского суда Московской области Гуров С.Г.,
  2. с участием помощника Чеховского городского прокурора Илюхиной Я.С.,
  3. при секретаре Коротковой Л.А.,
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ломаков Д.А. на Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Чмола Е.Д.,
  5. Установил:

  6. Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Чмола Е.Д., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
  7. Ломаковым Д.А. вышеуказанное Постановление обжаловано, просит отменить Постановление, привлечь Чмола Е.Д. к административной ответственности по КоАП РФ.
  8. В судебном заседании Ломаков Д.А. свою жалобу поддержал и пояснил, что Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ вынесла Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ в отношении Чмола Е.Д. на основании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. На заседании комиссии необъективно рассмотрены имеющиеся факты в материалах дела и принято Решение о прекращении производства по делу в отношении Чмола Е.Д., которая на протяжении длительного периода времени препятствует ему, согласно решения Люблинского районного суда г.Москвы, в общении с ребенком. Так, комиссией не было учтено, Решение суда, а также заключение эксперта. Кроме того, комиссией не были учтены показания свидетелей ФИО5 и ФИО7, которые также не были приобщены к делу. В объяснениях ФИО5 указано, что мать не пускала ребенка, и именно она не пускала Ломакова Д.А. в дом, как недостоверно утверждают в протоколе заседания комиссии, а именно она не пускала его на территорию дома, чтобы он не мог поговорить с ребенком, при этом она специально кричала, что бы он не смог пообщаться с ребенком даже через окно, чтобы он не мог воспитывать ребенка, то есть в действиях Чмола Е.Д. прослеживаются нарушения КоАП РФ, но члены комиссии не захотели этого учесть, то есть заведомо приняли решении, зная, что Чмола Е.Д. виновна, они приняли Решение о прекращении этого дела. Заявитель также пояснил, что Решение суда вступило в законную силу в ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительное производство по нему заведено ДД.ММ.ГГГГ. Он обращался в службу судебных приставов для того, чтобы они обеспечили его доступ к ребенку. Долгое время, они не оказывали ему ни какого содействия. По протоколу от ДД.ММ.ГГГГ Чмола Е.Д., якобы действовала в интересах ребенка. Решением суда были определены дни общения с ребенком. Но, когда он приезжал на встречи с ребенком ему в этом отказывали и говорили, что он никогда не увидит ребенка. Чмола Е.Д. отказывает ему во встрече с ребенком, ссылаясь на то, что встречи с ним не желает сам ребенок. Чмола Е.Д. откровенно говори, что его не пустит к ребенку. Считает, что действуя таким образом, нарушается исполнение решения суда. Пояснил, что с ним судебный пристав исполнитель выезжал один раз. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав с ним не выезжал. Исполнительный лист он передавал в службу судебных приставов. Считает, что все бездействуют и КДН Чеховский, и опека. Судебные приставы исполнители не фиксируют не исполнение решения суда. По его мнению, комиссией сделаны неправильные и необоснованные выводы, поскольку речь идет о виновном поведении именно Чмолы Е.Д., о том, что она сотворила с ребенком, поскольку она воспрепятствовала его общению с сыном, чем нарушила права ребенка, чем совершила виновное действие, а комиссия этого якобы не заметила. Мало того, они пытаются все связать с мнением ребенка, однако есть Решение суда. Ребенок при матери не может свободно выражать свои мысли. Из постановления комиссии видно, что они защищают Чмола Е.Д. В методических рекомендациях указано, что когда есть такие подозрения, первое, что надо сделать изъять ребенка из семьи и опросить его в соответствующем заведении, а не в присутствии лиц, прямо настроенных против отца ребенка. В протоколе комиссия указывает, что Чмола Е.Д., не пуская отца к ребенку, действовала в интересах ребенка, а суд и эксперты считают, что не пуская его к ребенку она вредит психическому и личностному развитию ребенка. Считает, что орган в любом случае сейчас должен дать правовую оценку действиям Чмола Е.Д., которая препятствовала ему в общении с ребенком, это нужно для того чтобы восстановить права ребенка, которые он имеет, чтобы он получал воспитание от обоих родителей.
  9. Заинтересованное лицо – представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени слушания дела.
  10. При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области.
  11. Заслушав объяснения Ломакова Д.А., показания свидетелей ФИО5, ФИО7, заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, считаю Постановление по делу об административном правонарушении подлежащим оставлению без изменения, а жалобы без удовлетворения.
  12. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чмола Е.Д. был составлен протокол АА № 4754179 об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ (л.д.65-65 об.).
  13. Из данного протокола усматривается, что Чмола Е.Д. воспрепятствовала вхождению в дом Ломакова Д.А. для встречи со своим несовершеннолетним сыном ФИО. Сам ребенок не хочет общаться с отцом и выходить на улицу не желает.
  14. Из объяснений Чмола Е.Д., данных ею в указанном протоколе следует, что она не пускает бывшего мужа в дом, так как соблюдает интересы ребенка и выполняет просьбу ребенка не впускать Ломакова Д.А. в дом. Решение суда она выполняет в полной мере, встречи согласовывает. Если ребенок не желает гулять с отцом, то заставить его она не имеет права. С протоколом не согласна.
  15. Из протокола заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-63) усматривается, что на нем было принято Постановление 4 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Чмола Е.Д. по КоАП РФ (л.д.52-55).
  16. В соответствии с КоАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
  17. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке применения и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв. ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ N 04-15, установлено, что Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН ДД.ММ.ГГГГ (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1559-1), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
  18. (далее - ) в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным принципам семейного законодательства относит приоритет семейного воспитания детей, заботу об их благосостоянии и развитии, закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
  19. Согласно СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. Нарушение данного права несовершеннолетнего образует состав правонарушения рассматриваемой категории.
  20. Объектом административного правонарушения рассматриваемой категории являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних.
  21. Объективная сторона части 2 статьи 5.35 Кодекса характеризуется нарушением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов, которое выражается: в лишении несовершеннолетних права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит их интересам; в намеренном сокрытии места нахождения несовершеннолетних помимо их воли; в неисполнении судебного решения об определении места жительства несовершеннолетних, в том числе судебного решения об определении места жительств детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства; в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения; либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование несовершеннолетних и на защиту их прав и интересов.
  22. Объективная сторона части 3 статьи 5.35 Кодекса характеризуется повторным, в течение года, совершением деяний, предусмотренных частью 2
  23. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена умышленной виной.
  24. Субъектом правонарушения являются родители несовершеннолетнего.
  25. Нарушение требований решений суда либо органов опеки и попечительства о месте жительства ребенка влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 или 3 статьи 5.35 Кодекса.
  26. Вместе с тем, суд не усматривает состава административного правонарушения в действиях Чмола Е.Д., поскольку в соответствии с КоАП РФ полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях по частям 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса наделены судебные приставы.
  27. Установлено, что Решением Люблинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, определен порядок осуществления родительских прав Ломаковым Д.А. в отношении несовершеннолетнего сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 86-94).
  28. Из пояснений заявителя в судебном заседании следует, что он, после вступления в законную силу решения Люблинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, в службу судебных приставов обратился не сразу, поскольку думал, что Чмола Е.Д. будет исполнять Решение суда в добровольном порядке.
  29. Из имеющегося в деле на л.д.82 заявления усматривается, что Ломаков Д.А. обратился с заявлением о принятии исполнительного листа, выданного на основании решения Люблинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, к исполнению ДД.ММ.ГГГГ.
  30. ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов по Чеховскому муниципальному району УФССП России по Московской области было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства.
  31. Из пояснений заявителя в судебном заседании следует, что он обращался в службу судебных приставов для того чтобы они обеспечили его доступ к ребенку. Долгое время они, ему не оказывали ни какого содействия. С ним, судебный пристав исполнитель выезжал один раз. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав с ним не выезжал. Судебные приставы исполнители не фиксируют не исполнение вышеуказанного решения суда.
  32. При этом, заявителем суду не было представлено никаких доказательств того, что он обращался в службу судебных приставов по вопросу исполнения Люблинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ и судебными приставами исполнителя были предприняты либо не предприняты какие-либо меры в отношении Чмола Е.Д. Однако заявитель в ходе судебного заседания указывал, что он неоднократно с этим вопросом обращался в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области, которая также должна заниматься этим вопросом.
  33. Факт того, что заявитель неоднократно обращался в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области, а не в службу судебных приставов исполнителей по вопросу исполнения решения Люблинского суда по порядку общения с ребенком, также подтверждается показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО7, допрошенных в ходе судебного заседания и пояснивших суду, что Чмола Е.Д. препятствовала заявителю в общении с ребенком, к отцу его не выводила.
  34. Вместе с тем, такая позиция заявителя не соответствует порядку исполнения решения Люблинского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение которого возлагается на службу судебных приставов.
  35. Суд считает, что обстоятельства дела установлены Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеховского муниципального района Московской области правильно и полно, в соответствии с административно-процессуальным законодательством, что объективно подтверждается материалами дела.
  36. Поэтому указанные в жалобе доводы, суд находит несостоятельными.
  37. Оснований к отмене постановления не усматривается.
  38. Таким образом, Постановление по делу об административном правонарушении, считаю законным и обоснованным.
  39. При таких обстоятельствах, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
  40. На основании изложенного и руководствуясь

Государство считает заботу о детях долгом любого родителя. Довольно часто эта заповедь нарушается. Дети подвергаются домашнему насилию, оставляются без должного присмотра, вовлекаются в употребление спиртного. Но ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по отношению к детям влечет за собой правовую ответственность. Она установлена действующим законодательством и содержит санкции, предусмотренные различными отраслями права: семейно-правовой, административной, гражданской, уголовной.

Статья 63 Конституции РФ считает воспитание своих детей одновременно как право и обязанность родителей. Как бы не складывалась жизнь матери и отца, где бы они не находились, они одинаково ответственны за обучение, физическое развитие и создание подрастающему поколению необходимых для этого условий.

Отец и мать относятся к законным представителям своих детей, без особых разрешений могут защищать их права и интересы во взаимоотношениях с любыми людьми и организациями, в том числе и при рассмотрении дел в судах. Обеспечивать нужды подрастающего поколения в пище, одежде, игрушках, в отдыхе, лечении должны оба родителя. При этом отсутствие у них нужных для этого средств не может браться во внимание. Не освобождают от обязанностей развод супругов и их отдельное проживание.

Родители сами выбирают средства и методы воспитания своих детей. ограничивает реализацию подобных мер тем, что они не должны использоваться во вред здоровью и нравственному содержанию ребенка. В противном случае может наступить установленная в законном порядке ответственность.

Ответственность, установленная федеральным законодательством

Уголовно-правовая ответственность

Статья 156 УК РФ имеет прямую связь с выполнением требований, содержащихся в тексте Семейного кодекса. Ответственность по данному составу может наступить лишь в случаях жестокого обращения с ребенком со стороны родителей, педагогов, опекунов и попечителей, других работников организаций, занимающихся социальными услугами или учреждений, реализующих надзор за несовершеннолетними. Подобные действия должны совмещаться с невыполнением или недостаточно четким осуществлением такой функции, как воспитание детей. Вместе с тем, понятие жестокости здесь является определяющим, когда оно выражается в таких деяниях виновного лица, как:


Другими недопустимыми способами воспитания являются лишение еды, одежды, сна и отдыха, неоказание медицинской и другой помощи. Методы обращения с детьми не должны унижать их человеческое достоинство. За данное преступление предусмотрены различные виды наказаний. Это:

  1. Штраф до 100 т. рублей;
  2. Обязательные работы до 400 часов;
  3. Лишение свободы сроком до 3-х лет с без права занимать в дальнейшем определенные должности или работать в соответствующих сферах деятельности.

Cтатья 157 УК РФ предусматривает санкцию за неуплату алиментов на содержание малолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 лет в тех случаях, когда это было совершенно неоднократно. Наказание – исправительные или принудительные работы до 1года, а также лишение свободы на такой же срок.

Гражданско-правовая ответственность возникает лишь при наличии вины. В данном случае законодатель усматривает прямую связь между содержанием ребенка в семье и его поведением. Родители не привлекаются к ответу лишь в ситуациях, когда они могут доказать, что правильное воспитание исключало причинение ущерба посторонним, и поэтому они не предвидели и не могли его предотвратить.

Ответственность, установленная Семейным кодексом РФ

Ребенок, как гласит ст. 54 СК РФ, вправе жить и воспитываться в семье. Она является основной ячейкой общества и способствует нормальному физическому, интеллектуальному, нравственному, а главное, социальному развитию детей. Именно в ней ребенок превращается в полноценного гражданина. Воспитания в семье возлагает на родителей особые имущественные и иные возможности, как субъектов семейных правоотношений. Закон не приводит перечня специальных для этого методов, но требует не злоупотреблять правами во вред ребенку. При нарушении прав государство вмешивается в домашние дела через органы опеки и попечительства.

Родители по закону считаются представителями собственных детей. Они обладают преимущественным перед иными лицами правом их воспитывать. Но если между интересами ребенка и его отцом или матерью существуют противоречия, то родители уже не должны выступать в защиту прав своих детей где-либо. Для этой цели органы опеки назначают представителя (часть 2 статьи 64 СК). К одной из основных обязанностей родителя является обеспечение детей получением общего образования в школе или в любом приравненном к ней заведении.

Семейному праву характерны своеобразные санкции, к примеру, такие, как лишение или . Не исключено также и отобрание ребенка. Семейные взаимоотношения часто защищаются гражданско-правовыми методами. К ним можно отнести:

  1. Признание права (определение отцовства).
  2. Восстановление ситуации, имеющейся до нарушения права (объявление брака недействительным).
  3. Признание недействительной оспоримой сделки (определение таковым брачного договора).

В определенных случаях в семейном праве используются санкции в виде взыскания убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Так, например, если у лица, платившего алименты, образуется задолженность, то оно обязывается платить по решению суда пеню в размере 0,5 % от суммы неоплаченных средств за каждый день просрочки.

Лишение считается крайней мерой ответственности и применяется в особенных случаях к виновным родителям. СК РФ довольно подробно регулирует эту процедуру. Основания для этой меры приведены исчерпывающе. Ими являются:


Лишить родительских прав можно только по решению суда, которое принимается в процессе судебного заседания с присутствием прокурора и представителей органа опеки и попечительства. В итоге родитель лишается всех прав, в основе которых лежит связь с ребенком. Но с него не снимается обязанность по содержанию несовершеннолетних. У детей остаются имущественные права, вытекающие из факта родства со своими отцом и матерью. При подобном лишении отсутствуют какие-либо сроки. Возобновление полномочий происходит лишь тогда, когда родители меняют свой уклад жизни и отношение к детям.

Ограничение родительских прав может быть реализовано в ситуациях, когда имеются объективные обстоятельства, к примеру, хронический недуг, психическое расстройство или неприемлемое для ребенка поведение родителя, которое не является достаточно опасным. Контакты с детьми разрешаются. Ограничение прав считается временным. Если причины такой меры отпали, то права родителей полностью восстанавливаются. Когда же на протяжении 6 месяцев они не меняют своего поведения, к ним может быть применено лишение прав по иску органа опеки и попечительства.

Если жизни и здоровью малолетнего угрожает опасность, ставящая его на грань гибели, то применяется исключительная мера – отобрание ребенка. Используется такая процедура опекунами и попечителями по получению акта органа местного самоуправления. Малышу обеспечивается временное пристанище и затем в течение недели обращаются в суд с иском о лишении родительских прав или их ограничении. Вышеуказанные санкции употребляются лишь в случаях, когда существует риск нахождения детей с родителями, угроза их здоровью или жизни.

Ответственность по семейному праву устанавливается в случаях, когда не исполняются алиментные обязательства. Достаточно часто родители отказывают в помощи детям. В зависимости от способа и длительности неисполнения этой обязанности, происходит лишение их прав либо возбуждается уголовное дело. Лица, не уплачивающие алименты на своего ребенка, лишаются возможности получения средств от своих детей по достижении ими совершеннолетия. В целях упорядочения вопросов, связанных с ответственностью недобросовестных родителей, опекунов, усыновителей, Министерство образование предложило заносить их в специальный реестр. Лица из этого списка уже не будут иметь возможность общаться с детьми, а тем более, заниматься их воспитанием.

Административно-правовая ответственность

Ст. 5.35 КоАп РФ под названием «Неисполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» включает состав правонарушения, который выражается в бездействии родителей либо других лиц. В данном случае они намеренно не выполняют своих функций по развитию детей, не заинтересованы в создании обстановки для получения среднего образования, успешного обучения. Такие действия должны обладать систематичностью, то есть существовать в течение длительного времени.

Под неисполнение обязанностей, содержащихся в ч. 1 статьи, подпадают многие жизненные ситуации. Так, если малыш не посещает школу, то родители не занимаются процессом его обучения. Ребенок нецензурно ругается и хулиганит – значит, плохо его воспитывают.

Родительские обязанности могут нарушаться в 4-х направлениях: в содержании, воспитании, обучении и защите прав несовершеннолетних. В первой ситуации права ребенка ограничиваются в виде не предоставления ему места проживания, отсутствия достаточного количества еды, одежды. Воспитание не будет надлежащим, если малолетнего не обучают простым навыкам хорошего поведения, существующим правилам этикета, вежливости, уважению к старшим.

Обучение детей не может осуществляться без школьных принадлежностей, учебников и тетрадей. Родители могут не пускать ребенка в школу, не давать ему возможности учиться. Круг обязательств в охране прав и интересов детей заключается в непринятии мер, которыми малолетние ограждаются от внешнего негативного воздействия, например, отказ опекуна от защиты прав ребенка в суде.

Комментарий к ст. 5.35 содержит разъяснение о том, что если невыполнение или неполное осуществление обязанностей по воспитанию ребенка соединено с жестоким обращением, то подобное деяние можно квалифицировать как уголовное преступление, состав которого содержит ст. 156 УК РФ.
Часть 2 статьи содержит более конкретные деяния, которые в основном связаны с неисполнениями решений суда:

  • об устройстве места жительства детей;
  • о порядке исполнения гражданских прав;

Кроме того, наказываются лишение возможности общения с родителями и близкими родственниками, а также воспрепятствование воспитанию и образованию детей.

Кроме отца и матери к административной ответственности привлекаются опекуны, попечители, лица, которые усыновили детей в судебном порядке. Не могут быть признаны виновными граждане, лишенные родительских прав, а также иные лица, если их полномочия прекратились до совершения проступка. Другими словами, не привлекаются к ответственности индивиды, которые, хотя и были легитимными представителями ребенка, однако ко времени наступления события, ставшего причиной правонарушения, перестали быть таковыми.

Правонарушение, которое описано в ч. 1 ст. 5.35 наказывается штрафом от 100 до 500 рублей. Часть 2 этой же статьи содержит санкцию в виде более серьезной неустойки – от 2 до 3 тысяч. ФЗ от 23 июля 2013 года в текст внесен абзац, предусматривающий наложение административного взыскания за повторное совершение действий, перечисленных в ч. 2. Сумма штрафа – от 4 до 5 тысяч рублей или арест на срок до 5 суток.

Дело о проступке, подпадающем под ч. 3 ст. 5.35, подлежит рассмотрению судьей. Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), исследовав материалы, выносит постановление о прекращении дела или о привлечении к ответственности, при этом указывается вид и размер наказания. Суд или КДН рассматривают уже подготовленный материал, частью которого является протокол о содеянном проступке.

КоАП РФ определяет лиц, наделенных полномочием составлять протокол. Такими правами обладают полицейские, члены комиссии и судебные исполнители. Последние могут оформлять документы о совершении проступков, охватываемых частями 2 и 3 ст. 5.35 КоАП. В связи с этим Федеральная служба приставов выпустила Методические рекомендации, которые содержат разъяснения относительно действий должностных лиц в случае совершения правонарушений. На практике КДН анализирует дела, полученные из органов полиции.

Правонарушения, совершаемые в отношении детей, могут быть обнаружены в процессе жалоб, поступающих от самых разных лиц и сигнализирующих о ненадлежащем обращении с детьми и их воспитанием. С таким заявлением в уполномоченные органы могут явиться:

  • мать ребенка в отношении своего бывшего супруга;
  • соседи, имеющие возможность наблюдать за семьей;
  • сотрудники школ и медицинских учреждений;
  • близкие родственники;
  • сотрудники прокуратуры, получившие информацию о правонарушении.

В заявлении следует указать повод, по которому данное лицо обращается в соответствующий орган, кратко осветить, какие именно проступки и кем были совершены. Ниже приводится перечень оснований, которые могут стать поводом для выяснения условий проживания ребенка.

Основание Описание
Ненадлежащее выполнение родительского долга К таким лицам в первую очередь относятся неплательщики алиментов. К примеру, если это отец ребенка, то заявление в опеку может написать его супруга. У лиц, уклоняющихся от своих обязанностей, обычно отсутствуют простейшие бытовые условия, в домах грязно, не прибрано.
Оставление малыша в роддоме, больнице При отказе забирать новорожденного, сотрудники учреждения должны сообщить об этом опекунам или родителям. При их нежелании принять ребенка уведомляются работники органов опеки. Они приютят малолетнего и подадут иск о лишении прав.
Злоупотребление правами К ним относятся родители, которые запрещают ребенку общаться со сверстниками, приучают его к пагубным привычкам, создают условия, препятствующие развитию и обучению детей.
Жестокое обращение В этих случаях в отношении детей применяются физические наказания, побои, запугивания, нанесение травм и повреждений.
Вредные привычки Родители или один из них систематически находятся под действием спиртного или наркотиков, поэтому в таких ситуациях срочно вызываются работники органов опеки.
Психические заболевания Нарушение психики у матери (отца) становится причиной, когда должен решаться вопрос о его недееспособности и передаче малыша органу опеки или второму родителю.

Соответствующие органы рассматривают жалобу в течение 30 дней со времени ее поступления. Заявитель непременно должен получить ответ. Если факты побоев, запугивания, сексуального насилия будут подтверждены, следует обязательно забрать ребенка из семьи, поскольку его жизни и здоровью угрожает прямая опасность. Малыша помещают временно в специальное учреждение. О проделанных действиях ставят в известность прокуратуру.

Судебная практика

По вопросам невыполнения гражданами обязательств по воспитанию детей имеется богатая судебная практика. Так, к примеру, в Первомайский райсуд г. Саратова поступил иск от М. о лишении З. родительских прав в отношении малолетнего ребенка. Истица в доказательство своего требования рассказала, что брачные связи между ней и ответчиком уже давно окончательно прерваны, супруг не выполняет своих обязанностей в содержании несовершеннолетнего, не занимается его воспитанием. Ответчик на глазах у ребенка употребляет спиртные напитки, провоцирует конфликты, проявляет агрессию к истице. В связи с этим она просит лишить З. родительских прав.

Ответчик З. в заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что не желал уклоняться от воспитания ребенка, хочет сохранить свои права и в будущем заботиться о малыше. Истица и ответчик пребывают в обостренных отношениях, поэтому он не отрицает, что иногда выпивал в конфликтных ситуациях для того, чтобы успокоиться. В настоящее время он нашел новую работу, собрался вести трезвый образ жизни, примириться с истицей.

Суд, заслушав истца, пришел к такому выводу: статья 69 СК включает в себя положение о том, что один или оба супруга могут лишиться родительских прав, если они: не выполняют своих обязанностей, избегают уплаты алиментов, являются хроническими алкоголиками.

Давая оценку доказательствам, собранным по делу, суд полагает, что со стороны З. могли быть допущены случаи неисполнения своих обязанностей, но к моменту рассмотрения дела они не носили регулярного характера, имели место на протяжении незначительного отрезка времени. По убеждению суда, достаточных причин для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. В интересах ребенка суд считает, что лишение ответчика родительских прав представляется необоснованным и преждевременным. На основании вышеизложенного, суд решил в удовлетворении искового заявления М. к З. отказать.

Следовательно, на родителей возлагается большая ответственность за воспитание и обеспечение своих детей. карается законом, что предусмотрено статьями Семейного, Административного, Гражданского и Уголовного кодекса.

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -


влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.


2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -


влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.


3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -


влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.




Комментарии к ст. 5.35 КОАП РФ


1. Забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). В соответствии со ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей. Все эти обязанности закреплены в ст. ст. 64 и 65 СК РФ.

Согласно п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка ответственность за воспитание и развитие детей должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. При передаче ребенка на воспитание опекуну, попечителю, приемным родителям в установленном законом порядке родители несут ответственность вместе с заменяющим их лицом. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей.

Пункт 1 ст. 63 СК РФ не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается ответственность как нравственного порядка, так и предусмотренная различными отраслями законодательства: административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая, уголовная (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.

Важным направлением работы в сфере детской безнадзорности является укрепление межведомственного взаимодействия. МВД России совместно с Минобрнауки России осуществляют меры по формированию института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и методическому обеспечению их деятельности.

По данным на 1 января 2007 г., в 62 субъектах Российской Федерации в штат органов внутренних дел дополнительно введено около 3,2 тыс. таких должностей. Для развития работы в этом направлении МВД России издан Приказ от 6 апреля 2007 г. N 338 "О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569", регламентирующий деятельность школьных инспекторов милиции.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы. В качестве приоритетных направлений предусматривается развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового, организационного и межведомственного взаимодействия.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д. Все это может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка. Однако следует отметить, что административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

3. Субъектом данного правонарушения могут быть родители, т.е. лица, официально записанные отцом или матерью ребенка, а также иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Это - усыновители, опекуны и попечители.

4. С субъективной стороны данное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

5. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3).



Просмотров