Ст 302 ук рф приговор

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ [ Конституция РФ ст.89 п.а.].

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве сильно сужает ряд полномочий Президента в данных вопросах. К ним относятся решения по нескольким вопросам:

· приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

· восстановления гражданства Российской Федерации у определенных категорий лиц;

· разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;

· разрешения гражданину Российской Федерации приобрести гражданство иностранного государства;

· отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

· предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По данным вопросом Президент издает Указы. Подготовительную работу, связанную с решением данных вопросов осуществляют другие органы.

Для предварительного рассмотрения данных вопросов, Президент Российской Федерации формирует Комиссию по вопросам гражданства РФ.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

23 июня 1992 года распоряжение Президента утвердило положение об этой комиссии на основе Закона о гражданстве. Комиссия образуется Президентом РФ и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Председателя комиссии назначает Президент и по предложению последнего утверждается состав Комиссии.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства[Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. 2006. стр.93]. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые за её пределами.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы выполняют:

· принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

· проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

· отправляют заявления по вопросам получения гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

· определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

· по ходатайством заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, выполняют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в случаях предусмотренных Законом.

Функции Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульскихучреждений Российской Федерации:

· принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

· проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

· направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

· определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

· ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

· осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Ответственность за исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации, находящиеся за рубежом.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве РФ. На основе этого закона принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. В Положении подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До 1917 года в Российской империи даже не существовало таких понятий как «гражданин России» и «гражданство». Однако крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в таком вопросе, как развитие института гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. ввел общее для всех наименование - гражданин РФ.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, это и определенное правовое положение лица в конкретной стране, и признание государством данного лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство - это особый статус, юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека.

Закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, условиями его приобретения, приема в гражданство и прекращения гражданства России; вопросами гражданства детей. В данном законодательном акте закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.

В данной курсовой выяснили основные положения конституционно-правового регулирования гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

Анализ и уточнение понятие гражданства, раскрытие его содержания, формулировка определения гражданства. Помимо этого раскрытие соотношения института гражданства и прав человека, анализ действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Узнали, что до 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Государственной Думой России 31 мая 2002 года.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».Самым распространенным основанием является приобретение гражданства «по рождению».Основания прекращения гражданства РФ является выход из гражданства РФ,иные основания предусмотренные федеральным законодательством.

Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях.

Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей.

Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве.

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Подводя итог, можно сказать, что гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, одно из главных условий, необходимых для распространения на него прав, свобод и обязанностей, которые признаются за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось.

Получение гражданства Российской Федерации – процесс длительный и хлопотный. Государственные органы проверяют кандидатов на соответствие требованиям российского законодательства. Не все иностранцы знают, кто осуществляет решение вопросов гражданства РФ в каждом конкретном случае. Президент или миграционные органы – откуда ждать ответа соискателю? И какую помощь в решении вопроса может оказать Министерство иностранных дел? На эти вопросы отвечаем в нашем материале.

Гражданство России: как его можно получить

Стать россиянином можно несколькими способами.

Мы перечислим лишь некоторые из них:

Для сегодняшних иностранцев, пожалуй, самый распространенный способ – натурализация. Процесс может проходить по общему и упрощенному алгоритму.

По первому пути – оформить гражданство на общих основаниях – может пройти любой желающий, нужно лишь выполнить предписанные законом условия:

  • квалификационный период (5 лет по ВНЖ);
  • знания языка и законов РФ;
  • наличие легального дохода в РФ.

Второй вариант подходит для этнических русских, которые, например, имеют в России родственников или эмигрировали когда-то и теперь желают вернуться на родину. Это далеко не полный перечень категорий граждан, которые имеют право на упрощенную процедуру.

Все основания, а также ее алгоритм мы описывали в публикации о том, .

Как решаются вопросы гражданства РФ

Когда иностранный гражданин выполнил все установленные законодательством требования, он может обращаться в государственные органы с и .

Иностранцам следует знать, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ – МВД РФ).

Подача ходатайства и пакета бумаг – первый этап на пути к . Далее дело передается в соответствующие органы в зависимости от процедуры приобретения – общей или упрощенной. В первом варианте решение принимает Президент РФ, во втором – территориальные органы ГУВМ МВД.

Законодательное регулирование полномочий органов, решающих вопросы гражданства РФ

Основной нормативный акт, которым устанавливаются виды и компетенция государственных органов РФ в отношении изменений гражданского статуса, – это Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации ». В нем четко прописано, как может помочь Министерство иностранных дел, когда к решению вопроса привлекается Президент РФ, а когда иностранцы имеют дело только с территориальными органами ГУВМ МВД. Статья 28 данного закона определяет, как регулируются вопросы гражданства в РФ и кто выносит решение в каждом конкретном случае.

Функции ответственных государственных институтов рассматриваются также в ст. IV Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325).

Кроме того, отдельными распоряжениями вопросы гражданства в России регулирует Правительство РФ, например, именно главным органом исполнительной власти устанавливаются (как первого «шага» к статусу россиянина) и распределение их по регионам.

Полномочные органы власти и их роль в решении вопросов российского гражданства

Детальный анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, относятся:

  • Президент Российской Федерации и созданная при нем Комиссия;
  • Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (включая все территориальные отделения);
  • Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства РФ за рубежом;
  • Федеральная служба безопасности.

Что касается последнего ведомства: оно не относится к тем, кто решает вопросы о приеме в гражданство РФ непосредственно. Однако в разъяснительных документах указывается, что ФСБ осуществляет проверку всех поданных документов и дает заключение по каждому иностранцу, который желает стать россиянином на общих основаниях или в упрощенном порядке.

Президент Российской Федерации

Описанные в Законе о гражданстве и Положении полномочия Президента РФ в этой сфере реализуются лишь в случае прохождения по общей процедуре, или его . Его подпись нужна также в случаях, когда необходимо отменить принятое решение о предоставлении статуса россиянина.

Глава государства, в силу своих функций, согласовывает деятельность всех иных органов, которые занимаются вопросами предоставления или .

Для обеспечения качественной работы в данном направлении создается специальная Комиссия при Президенте РФ, которая осуществляет предварительное рассмотрение дел и готовит для него соответствующие предложения главе государства.

ГУВМ МВД РФ и его территориальные подразделения

Главное управление по вопросам миграции МВД – один из уполномоченных органов по вопросам гражданства, который непосредственно занимается вопросами предоставления статуса россиянина. Иностранцы, направляющие ходатайство на территории России, подают пакет документов именно в эти ведомства, причем независимо от конкретных оснований (общих или «льготных»). При общей процедуре дело человека передается в высшие инстанции вплоть до Президента РФ.

При наличии оснований для упрощенной схемы должностное лицо, принимающее решения по вопросам гражданства РФ, находится «на месте». Окончательное заключение выдается в таком случае именно региональными органами ГУВМ.

Итак, в сферу ответственности данного государственного органа входит:

  • прием заявлений у лиц, проживающих в РФ ();
  • проверка документов на соответствие требованиям;
  • составление заключений на дела по общему процедуре и направление их в вышестоящие инстанции;
  • ведение базы данных обо всех иностранцах, которые подавали ходатайство об (предоставления или лишения), и о принятых по каждому вопросу решениях;
  • сотрудничество с ФСБ и другими ответственными органами;
  • принятие решений относительно приема в гражданство по упрощенной схеме;
  • исполнение решений в отношении изменения гражданского статуса;
  • оформление отмены принятых решений при выяснении фактов нарушений.

МИД и дипломатические представительства РФ: для претендентов, проживающих за рубежом

Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.

Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:

  • прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
  • выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
  • исполнение решений в отношении изменения статуса;
  • определение и засвидетельствование российского гражданства;
  • отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.

Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.

Юридические фирмы

Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».

В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.

Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.

Краткие итоги

Знание описанных нами полномочий государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, поможет иностранцу сориентироваться в основном алгоритме прохождения его заявления.

Заявления и документы соискателей рассматривают Министерство внутренних дел РФ (в лице Главного управления по вопросам миграции) и Министерство иностранных дел РФ (через дипломатические представительства). Решения о приеме в российское гражданство принимают территориальные органы ГУВМ и Президент РФ.

Как получить Российское Гражданство: Видео

Органы, ведающие делами о гражданстве

Вопросы, связанные с российским гражданством, решают: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ — МВД России), и соответствующие органы субъектов РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ — МИД России); дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В ведении Президента РФ находятся вопросы приема в гражданство в общем порядке; восстановления гражданства в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованную деятельность органов, ведающих вопросами гражданства. При наличии особых обстоятельств, по общему правилу препятствующих приобретению российского гражданства (судимость, уголовное преследование, наказание в виде лишения свободы), Президент РФ вправе в порядке исключения рассмотреть вопрос о приеме лица в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке. При Президенте РФ действует совещательный и консультативный орган — Комиссия по вопросам о гражданстве. Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает заявления о приеме в гражданство РФ и о политическом убежище, анализирует применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Она вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц. Организационной работой ведает

Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.

МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Производство по делам о гражданстве

Производство по делам о гражданстве регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., который в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упрощает процедуры приобретения гражданства РФ для некоторых категорий лиц. Заявление по вопросам гражданства (о приобретении, выходе и др.) подается в двух экземплярах в территориальный орган МВД субъекта Федерации, за границей — в посольство, консульство РФ лично. Предъявляется удостоверение гражданства, другие документы, представляются три фотографии. При выходе из гражданства РФ необходимы справки от органов, ведающих налогообложением, об отсутствии задолженности, документ, свидетельствующий о возможности предоставления выходящему другого гражданства (если заявление о выходе подается за границей, необходим документ о снятии с учета по месту жительства в Российской Федерации). Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности или физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим человеком и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте. В этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяются нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей — консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ (например, согласие другого родителя в случае изменения гражданства детей) излагается в письменной форме и удостоверяется нотариально или должностным лицом дипломатического представительства, консульского учреждения (за границей).

При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта, специалиста к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 302 УК РФ

То же деяние, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, – наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Комментарий к ст. 302 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Потерпевшим является подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт или специалист.

2. Объективная сторона выражается в виде действий по принуждению путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий к даче показаний и (или) заключения.

Угроза – это информационное сообщение, оказывающее психическое воздействие на лицо, в котором выражено намерение причинить вред данному лицу, его близким, связанным с ними благам и интересам. Шантаж – предъявление требований о получении указанных сведений под угрозой распространения компрометирующих сведений и наступления неблагоприятных последствий для лица, обладающего ими, или его близких. Под иными незаконными действиями понимаются обман, применение провокаций, унижающее или жестокое обращение и т.п. Указанные действия, соединенные с применением насилия, издевательств или пытки (ч. 2), образуют квалифицированный состав преступления.

Издевательство – это особый вид унижающего, жестокого обращения, связанный с морально-психологическим физическим воздействием путем циничного унижения чести, достоинства, верований, мировоззрения лица, а также посредством причинения физиологических лишений (допросы в ночное время).

3. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на принуждение указанных лиц к даче показаний, и (или) заключения независимо от наступления общественно опасных последствий.

4. Принуждение понятых или статистов к подтверждению ложной информации, содержащейся в протоколе соответствующего следственного действия, не подлежит квалификации по данной статье, но при наличии соответствующих признаков может квалифицироваться по ст. 285, 286 или 303 УК.

5. Субъект специальный (следователь, лицо, производящее дознание, лица, осуществляющие их полномочия (руководитель следственного органа, начальник органа дознания)) либо общий (другие лица, действующие с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, достигшие 16-летнего возраста (как правило, сотрудники правоохранительных органов, сотрудники мест содержания под стражей)).

Комментарий к статье 302 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Согласно нормам международного права и Конституции РФ (ст. 21) никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Конституцией и УПК закреплены положения о свидетельском иммунитете, означающем, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Преступление посягает на нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по собиранию доказательств. Дополнительный непосредственный объект – здоровье, другие права и законные интересы личности.

2. Потерпевшими УК называет подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, специалиста и эксперта. Применение принуждения к переводчику квалифицируется как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК).

3. Объективная сторона преступления заключается в принуждении подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего к даче показаний или эксперта, специалиста к даче заключения или показаний путем угроз, шантажа или иных незаконных действий. Принуждение означает применение неправомерных действий, которые вынуждают лицо давать как ложные, так и правдивые показания, чем нарушается принцип добровольности дачи показаний.

4. Принуждение заключается в угрозе применить физическое насилие (связать, причинить вред здоровью лица и др.), изменить меру пресечения на более строгую и т.п. Другим способом принуждения является шантаж, который состоит в угрозе огласить позорящие лицо сведения. Сведения должны быть такими, которые потерпевший хочет сохранить в тайне. К иным незаконным действиям относится обман лица, связанный с введением последнего в заблуждение по поводу обязанности давать показания, использование незаконных методов и приемов ведения допроса и т.д. Преступление окончено с момента принуждения.

5. Субъективная сторона преступления – прямой умысел.

6. Субъект преступления, во-первых, специальный – следователь или лицо, осуществляющее дознание, во-вторых, общий – любое лицо, осуществляющее принуждение с ведома или молчаливого согласия следователя либо дознавателя. Общим субъектом могут быть сотрудники оперативных служб; сотрудники, осуществляющие доставку подозреваемого (обвиняемого) из мест заключения под стражу; внештатные сотрудники; общественные помощники следователя; лица, проходящие практику в органах прокуратуры, следствия, дознания, и др.

7. Квалифицирующими признаками является применение насилия, издевательств или пытки к допрашиваемому (ч. 2 комментируемой статьи). Насилие включает и причинение вреда здоровью средней тяжести.
Издевательство – унизительный вид обращения с допрашиваемым, глумление над ним в виде действий циничного и неприличного характера, оскорбляющих человеческое достоинство. Понятие пытки дано в примечании к ст. 117 УК.

Комментарий к статье 302 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом данного преступления являются интересы правосудия, дополнительным объектом – интересы личности.

Общественная опасность принуждения к даче показаний и заключений состоит в том, что полученные подобным путем показания могут привести к вынесению неправосудного приговора или иного судебного акта, к осуждению невиновного, что компрометирует органы, осуществляющие правосудие, и серьезно нарушает права и интересы личности.

Объективная сторона преступления выражается в действии – принуждении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание.

Круг потерпевших прямо указан в законе: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт, специалист. Поэтому не образуют рассматриваемого состава преступления действия по принуждению к даче показаний, направленные на лиц, не обладающих указанным статусом. Например, воздействие на лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, но не признанное подозреваемым, следует квалифицировать по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), если деяние совершено должностным лицом, и по иным статьям УК РФ, если деяние совершено лицом, не обладающим должностными полномочиями.

Так, по приговору суда К. и Р. осуждены по п. “а” ч. 3 ст. 286 УК РФ и ч. 2 ст. 302 УК РФ

Президиум Верховного Суда РФ приговор в части осуждения по ч. 2 ст. 302 УК РФ отменил и дело прекратил за отсутствием состава преступления, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Е. являлся лицом, задержанным по подозрению в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 228 УК РФ

Однако в соответствии со ст. 122 УПК РСФСР (ст. 91 УПК РФ) Е. не был признан подозреваемым.

Таким образом, к лицам, перечисленным в ст. 302 УК РФ, Е. не относился, а осужденные не являлись лицами, производящими дознание и предварительное следствие.

В связи с изложенным деяния осужденных по данному эпизоду квалифицируются как совершение должностными лицами действий, явно выходящих за пределы их полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, с применением насилия.

В тех случаях, когда превышение должностных полномочий заключается в принуждении к даче показаний, квалификация по ст. 286 УК РФ является излишней.

Под принуждением понимается такое воздействие на допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта), которое подавляет его волю и заставляет давать показания вопреки своему желанию, нужные следователю или лицу, производящему дознание. Понятие “принуждение” включает все незаконные методы допроса, которые нарушают принцип добровольности дачи показаний. Принуждение к даче показаний препятствует установлению истины по делу. Показания, полученные таким образом, становятся недостоверными, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 УПК РФ влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

В законе указаны уголовно наказуемые способы принуждения к даче показаний. Это применение угроз, шантажа или иных незаконных действий.

Угроза – вид психического принуждения, которое выражается, например, в угрозе применения физического насилия (побоев, телесных повреждений, убийства), заключения под стражу, ухудшения условий содержания, привлечения к уголовной ответственности за более тяжкое преступление, уничтожения имущества. Закон не конкретизирует, к кому конкретно может быть обращена угроза причинения вреда – к потерпевшему или его близким. Главное, чтобы угроза затрагивала интересы потерпевшего. Дополнительной квалификации по совокупности преступлений в таких случаях не требуется.

Шантаж – угроза распространения позорящих, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб чести и достоинству потерпевшего или его близких, независимо от того, являются ли они действительно таковыми для данного лица, соответствуют или нет истине. Важно, что потерпевший стремится сохранить эти сведения в тайне, а угроза их оглашения используется следователем либо лицом, производящим дознание, в качестве принуждения к даче нужных показаний.

Иными незаконными действиями являются: использование сфабрикованных доказательств, обман лица, связанный с введением последнего в заблуждение по поводу обязанности давать показания, задержание свидетеля. Незаконным также признается применение для получения желаемых показаний гипноза, алкоголя, наркотиков и т.п.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 302 УК РФ, является формальным. Преступление считается оконченным с момента применения допрашивающим принуждения независимо от того, к получению ложных или правдивых показаний стремился субъект преступления, а также были ли получены в результате этого нужные показания.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, злоупотребляя служебным положением, принуждает допрашиваемого дать нужные ему показания путем угроз, шантажа или совершения иных незаконных действий, и желает таким образом получить эти показания.

Субъект преступления указан в законе, это:

1) следователь или лицо, производящее дознание. В данном случае преступление является специальным видом должностного злоупотребления, который выделен как самостоятельный состав;

2) другое лицо, производящее дознание с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание.

Этими другими лицами могут быть оперативные сотрудники; сотрудники, осуществляющие доставку подозреваемого (обвиняемого) из мест заключения под стражу; помощники следователя; лица, проходящие практику в органах следствия или дознания, и др.

Для наличия состава преступления в этом случае необходимо, чтобы следователь или лицо, производящее дознание, были осведомлены о применении принуждения другими лицами к даче показаний. В таком случае действия следователя или лица, производящего дознание, следует квалифицировать как соучастие в принуждении к даче показаний.

Квалифицированным видом преступления, предусмотренного в ч. 2 ст. 302 УК РФ, является принуждение к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательства или пытки.

Законодательное определение понятия “насилие” в УК РФ отсутствует. В доктрине уголовного права этот термин традиционно объединяет физическое и психическое воздействие.
Применение психического воздействия охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 302 УК РФ

Следовательно, ч. 2 ст. 302 УК РФ предусмотрено физическое воздействие, охватывающее случаи причинения потерпевшему побоев или совершения иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а также причинение средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 302 и 111 УК РФ

Издевательство как квалифицирующий признак принуждения к даче показаний является разновидностью психического насилия, направленного на подавление воли потерпевшего.

Оно может выражаться в особо унизительном обращении, циничном и грубом унижении достоинства человека, что причиняет ему моральные и физические страдания, например высказывания в грубой, оскорбительной форме по поводу внешности, национальности, физических недостатков, якобы аморального поведения близких родственников и т.п.

Понятие пытки как квалифицирующего признака принуждения к даче показаний раскрыто в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Так, согласно ч. 1 ст. 1 указанной Конвенции: “Для целей настоящей Конвенции определение “пытка” означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно”.

Рассматриваемое понятие конкретизировано в примечании к ст. 117 УК РФ В соответствии с указанной нормой: “Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях”.

Видео о ст. 302 УК РФ



Просмотров