Что санитарное просвещение. Глава xiv методика санитарного просвещения и военно-медицинской подготовки методы и средства санитарного просвещения

ГЛАВА XIV

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является одним из обязательных разделов медицинского обеспечения личного состава.

Санитарное просвещение имеет целью воспитание у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, разъяснение требований уставов и наставлений, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Одной из главных задач санитарного просвещения является закрепление знаний и практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях и поражениях современными видами оружия.

Важное место в санитарном просвещении занимают вопросы физиологии и гигиены военного труда, техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и ядовитыми техническими жидкостями, профилактики заболеваний и отравлений. Особое значение придается пропаганде вопросов закаливания, физической культуры и спорта, гигиены спортсмена, а также обучению основам* самоконтроля за состоянием здоровья в процессе тренировок.

Санитарное просвещение в войсках неразрывно связано с воспитательной работой, поэтому оно проводится военно-медицинской службой совместно с политическими органами. Санитарно-просве-тительные мероприятия в частях проводятся по плану работы медицинской службы во внеклассное время, чаще всего в часы культурно-массовой работы, а также в любое другое свободное от занятий время.

В санитарно-просветительной работе используются разнообразные методы и средства пропаганды.

Наиболее распространенными средствами пропаганды являются индивидуальные и групповые беседы, лекции, выступления по радио, вечера вопросов и ответов, занятия по оказанию первой медицинской помощи, краткие медицинские информации, чтение вслух научно-популярной медицинской литературы и т. д.

Санитарным инструкторам поручается проведение бесед о Личной гигиене, профилактике некоторых заболеваний, громкие читки научно-популярной медицинской литературы личному составу подразделений. Они принимают участие в изготовлении наглядных пособий, в выпуске санитарно-просветительной газеты медицинским пунктом части, санитарного бюллетеня или боевого листка подразделения. Санитарный инструктор готовит иллюстративный материал к лекциям и беседам и в ходе их демонстрирует диапозитивы, диафильмы и другие наглядные пособия.

Беседу можно проводить как с группой военнослужащих, так и с каждым солдатом или сержантом в отдельности. Для проведения групповой беседы надо иметь конспект, проверенный врачом. Индивидуальные беседы чаще всего проводятся с военнослужащими, допустившими нарушение правил личной гигиены или профилактики.

Старший врач частр проводит с санитарными инструкторами инструктивно-методические занятия по каждой теме беседы или практического занятия.

Санитарный инструктор должен грамотно и доходчиво разъяснять возможные последствия нарушения правил гигиены и убеждать военнослужащих в необходимости их точного выполнешп В выполнении правил личной гигиены ему надо быть примером для других.

Громкие читки научно-популярной медицинской литературы санитарный инструктор проводит в подразделениях и в лазарете медицинского пункта. Желательно отдельные места при читке иллюстрировать примерами из жизни подразделения.

Вечера вопросов и ответов проводят, как правило, врачи частей или госпиталя. К предстоящему вечеру предварительно собирают вопросы, для чего в казарме, в вестибюле клуба части или у входа в столовую вывешивают афишу и ящичек для записок с вопросами.

Выступления по радио с лекциями, беседами, ответами на вопросы радиослушателей организует и ведет врач части в дни, предусмотренные планом клубной работы.

В санитарном просвещении широко используются листовки, лозунги, плакаты, санитарно-просветительные газеты и бюллетени, «Доски вопросов и ответов».

Листовки и лозунги выпускают в период, опасный в эпидемическом отношении, при возникновении в воинском коллективе групповых заразных заболеваний, а также перед выходом части на полевые учения, боевые стрельбы и т. д. Лозунги вывешивают на видных местах, а листовки (памятки) выдают каждому военнослужащему и раскладывают на столах в приемной медицинского пункта.

Плакаты агитационные и инструктивные предназначаются для самостоятельного ознакомления с ними военнослужащих и используются в качестве иллюстративного материала при проведении бесед и практических занятий с личным составом.

В частях и подразделениях практикуется выпуск санитарнопросветительных газет и бюллетеней.

В санитарно-просветительной газете обычно помещают от 6 до 10 статей, посвященных вопросам, наиболее актуальным для того или иного периода боевой подготовки (зимой - предупреждение отморожений и простудных заболеваний, летом - профилактика острых кишечных инфекций и теплового удара).

Отдельные номера газеты могут быть посвящены предупреждению травм, болезней кожи и подкожной клетчатки, плановым оздоровительным мероприятиям, закаливанию, физической подготовке и спорту. Газету вывешивают в комнате ожидания медицинского пункта, в Ленинской комнате и в комнате бытового обслуживания подразделения.

Санитарный бюллетень чаще всего посвящается одной теме, наиболее злободневной для подразделения.

Ответы на интересующие военнослужащих медицинские вопросы могут быть даны в письменной форме на «Доске вопросов и ответов». К ней прикрепляется ящичек для опускания записок с вопросами. В тексте-объявлении под ящичком должно быть указано, в какие дни материал на «Доске» заменяется. «Доска вопросов и ответов» красиво оформляется и вывешивается в хорошо освещенном месте.

В санитарном просвещении находят широкое применение фотовыставки, муляжи, макеты, модели, диапозитивы, диафильмы, натуральные объекты и т. д.

Фотовыставка состоит из серии фотоснимков с пояснительным текстом к ним. В комплекте обычно бывает 15-30 снимков. Фотоснимки в определенном порядке (согласно нумерации на них) наклеивают на чистый лист картона или фанеры, окаймленный рамкой. Стенды с фотоматериалами вывешивают в медицинском пункте, казарме, учебном классе по военно-медицинской подготовке, спортивном зале.

Лекции или беседы часто проводятся в сопровождении показа наглядных пособий, таких, как муляжи, макеты. Муляж - это точное воспроизведение натурального объекта - его формы, размеров, окраски. Модель воспроизводит натуральный объект в уменьшенном или, наоборот, увеличенном виде. Модель может изготавливаться разборной, что помогает изучить натуральный объект в деталях (рис. 224). Макет воспроизводит натуру, как правило, в уменьшенном виде, а иногда и схематично.

Выставочные диапозитивы представляют собой фотоснимки, напечатанные на стекле (черно-белые и цветные). Выпускаются они серией в 10-20 диапозитивов, обычно отражающих одну тему. Из диапозитивов монтируются специальные витражи (приоконные и электрифицированные) .

Плакаты, фотовыставки, диапозитивы, брошюры и памятки используются для оборудования «уголков здоровья» в помещении медицинского пункта или в комнате бытового обслуживания казармы подразделения.

Диафильм - это серия диапозитивов, напечатанных в определенной последовательности на кинопленке Диафильмы показывают с помощью проекционных фонарей, фильмоскопов и эпидиаскопов.

Проекционный фонарь

ПФ-115 позволяет показывать стеклянные диапозитивы, рисунки из книг, схемы, фотоснимки и диафильмы. Для показа диафильмов, изготовленных на кинопленке размером кадров 18X20 мм, используют фильмоскопы. Стеклянные диапозитивы, непрозрачные изображения и обычные плоские объекты показывают с помощью эпидиаскопа.

В санитарном просвещении применяются в качестве иллюстративного материала натуральные препараты: высушенные клещи, комары, мухи, чучела грызунов, микробные колонии в чашках Петри, препараты глистов и т. д.

Большую группу составляют учебные пособия: бинты, индивидуальный перевязочный и противохимический пакеты, шприц-тюбики, противогазы, жгуты-закрутки, шины и др.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активной его жизни.

В СССР С. п. является составной частью коммунистического воспитания советских людей и призвано способствовать формированию у них научного мировоззрения, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, на основе того, что забота о собственном здоровье и здоровье окружающих является не только личным делом каждого отдельного человека, но и его общественным долгом.

Принципиальными особенностями С. п. в СССР являются: его государственный характер, партийность, высокий научный уровень, дифференцированный подход к содержанию и методике С. п. в зависимости от возраста, состояния здоровья, национальных особенностей, обычаев и традиций тех групп населения, среди к-рых проводится эта работа.

Стремление поставить достижения медицины на службу здоровью населения составляло одну из лучших традиций передовых представителей отечественной медицины еще в дореволюционной России. Н. И. Пирогов утверждал: «Наша задача -обнародовать науку всеми средствами, которые мы имеем под руками». Виднейшие представители клинической и теоретической медицины прошлого - М. Я. Мудрое, И. Е. Дядьков-ский, К. В. Лебедев, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, B. А. Манассеин и др. неизменно подчеркивали большое познавательное и воспитательное значение популяризации медицины и гигиены. Значительный вклад в дело С. п. в России внесли земские врачи, непосредственно сталкивавшиеся с сан. безграмотностью и бескультурьем огромной части населения страны. Однако в условиях царской России С. п. не могло развиваться успешно в связи с препятствиями, чинившимися имущими классами в области распространения среди широких народных масс передовых идей и научных знаний. Зато в агитационно-пропагандистской деятельности большевиков вопросы охраны здоровья рабочего класса занимали видное место. Яркие примеры политической агитации и пропаганды на эту тему содержат «Искра», «Правда», «Звезда» и другие большевистские газеты, а также листовки, прокламации, обращения и воззвания к рабочим, выпускавшиеся большевистскими партийными организациями. Врачи-большевики Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, И. В. Русаков и др. в своих выступлениях связывали работу по охране народного здоровья и пропаганду гиг. знаний с общими задачами борьбы за свержение самодержавия.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила коренной поворот в деле С. п., к-рое стало одной из воспитательных функций молодого советского государства. Установка на самое активное участие трудящихся в деле охраны своего здоровья и огромная тяга к знаниям народных масс, освободившихся от царского гнета, способствовала широкому развитию С. п.

«Народный комиссариат здравоохранения,- писал Н. А. Семашко,- считал бы несоответствующим своему назначению каждого врача на участке или в городской больнице, который не помогал бы распространению санитарных знаний среди населения... Без санитарной культуры не может быть культуры вообще; без санитарного просвещения не может быть здорового населения, а без здорового населения не может быть прочного фундамента социалистического здания».

По мере развития Советского государства менялись содержание, организационные формы и методика C. п., но оно всегда отражало актуальные задачи социалистического строительства в области охраны народного здоровья.

В годы интервенции и Гражданской войны (1918-1920) в труднейших условиях экономической разрухи С. п. явилось острым оружием в деле мобилизации широких масс населения на борьбу с эпидемиями, угрожавшими как гражданскому населению, так и молодой Красной Армии, героически сражавшейся на многочисленных фронтах. В подписанном В. И. Лениным декрете Совнаркома от 28 января 1919 г. «О борьбе с сыпным тифом» содержалось указание о принятии срочных мер по развитию широкого С. п. В эти годы С. п. получило особенно большое развитие в Красной Армии, что способствовало охране здоровья красноармейцев и воспитывало их как сан. активистов, много сделавших для пропаганды С. п. после демобилизации в деревне и на производстве.

В соответствии с условиями военного времени С. п. носило гл. обр. агитационный характер; наиболее распространенными формами были сан. митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТА. В С. п. принимали участие такие видные художники-плакатисты, как В. Н. Дени, Д. С. Моор; поэты Вл. Маяковский, Демьян Бедный, создавшие блестящие образцы политически насыщенных и острых по оформлению санитарно-просветительных материалов.

С переходом на мирное строительство, в период восстановления и реконструкции народного хозяйства перед С. п. возникли новые задачи. Его тематика значительно расширилась. Основное внимание направляется на охрану материнства и младенчества, на борьбу с туберкулезом и венерическими болезнями, на оздоровление условий труда и быта. Принятие в 1930 г. постановления СНК РСФСР о сан. минимуме явилось стимулом к развертыванию массовых форм работы с целью мобилизации населения на работу по наведению чистоты и сан. благоустройства в населенных пунктах и на производстве. Проводились такие массовые мероприятия как «дни и недели чистоты», субботники, «банные дни» и т. п. Наряду с этим стали чаще практиковаться чтение циклов лекций, организация кружков и курсов для определенных групп населения в целях углубленной пропаганды мед. и гиг. знаний.

В годы Великой Отечественной войны С. п. было направлено на подготовку населения к сан. обороне. Возникла угроза эпидемических заболеваний, что требовало развития противоэпид. пропаганды. Широко проводилась пропаганда донорства, а также знаний по сан.-хим. защите. Изменились и формы работы; возродились «воскресники», декадники. В связи с недостатком бумаги и полиграфическими трудностями лозунги начали выпускать на обрезках бумаги; для размножения материалов на местах стали создавать трафареты и штампы взамен типографских изданий; лозунги демонстрировались на киноэкранах и т. п.

После окончания войны С. п. стало одним из важных факторов ликвидации ее сан. последствий. Важной вехой послевоенного развития С. п. явился приказ М3 СССР № 109 от 16 февраля 1948 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения», обязавший всех медработников уделять этой работе определенную часть своего служебного времени. С 1955 г. стали разрабатываться утверждаемые Советами Министров союзных республик комплексные планы по улучшению гиг. и мед. пропаганды среди населения, что сделало С. п. обязательной функцией не только органов и учреждений здравоохранения, но и многих других ведомств и организаций, проводящих образовательную и информационную работу.

В свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) Пленума ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) в эпоху развитого социализма С. п. отводится особо ответственная роль как важному средству совершенствования социалистического образа жизни (см.), обеспечения всестороннего и гармоничного развития советского человека, формирования у каждого гражданина сознательного отношения к своему здоровью.

С. п. охватывает в СССР все разделы профилактической работы: ан-тенальную профилактику в период беременности, осуществляемую в женских консультациях; профилактику заболеваний среди детей раннего, дошкольного возраста, среди школьников и педагогов, всего взрослого населения с учетом условий труда и быта. Оно направлено на оптимизацию сан-гиг. условий жизни и охрану окружающей среды; должную организацию труда и отдыха, рациональное питание; развитие физической культуры и спорта; правильное половое воспитание; включает противоалкогольную и ан-титабачную пропаганду; служит первичной и вторичной профилактике заболеваний и травматизма. Выполнение этих задач требует дифференцированного подхода к определению содержания и методики работ в зависимости от конкретной ситуации и степени сан. культуры (представлений, знаний, интересов, потребностей, привычек и поведения в вопросах здоровья) тех или иных групп населения. Особой задачей

С. п. является пропаганда мероприятий партии и правительства в области охраны народного здоровья, а также организация общественной самодеятельности в помощь органам здравоохранения.

С. п. как отрасль воспитательной работы полностью обеспечено организационно и материально. В составе органов здравоохранения имеется специальная служба С. п., куда входят руководящие работники (специалисты по С. п. мин-в здравоохранения СССР, союзных и автономных республик), врачи по С. п. и средние медработники (инструкторы по С. п.) в сан.-эпид. и леч.-профилактических учреждениях. Специальными учреждениями являются республиканские, областные (краевые), городские и районные Дома санитарного просвещения (см.).

Поскольку С. п. выходит далеко за рамки органов и учреждений здравоохранения, большое значение приобретает координация этой работы, осуществляемая Всесоюзным советом санитарного просвещения (ВССП), работающим под руководством Министерства здравоохранения СССР. В союзных и автономных республиках имеются аналогичные советы. В состав ВССП входят представители министерств и ведомствг а также многих общественных организаций, проводящих образовательную, воспитательную и информационную работу среди населения.

С целью определения конкретных мероприятий по С. п., проводимых ведомствами и организациями, ВССП разрабатывает на очередное пятилетие «Комплексный план по гигиеническому обучению и воспитанию населения», к-рый утверждается Министерством здравоохранения СССР. Такие же планы разрабатывают в союзных республиках. ВССП проверяет выполнение планов и обсуждает эти вопросы на своих пленумах. Важно подчеркнуть роль в С. п. Министерства просвещения СССР, Государственных комитетов по печати, радиовещанию, телевидению, кинематографии, профессиональных союзов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР). Велика также роль Советов народных депутатов, в составе к-рых имеются комиссии здравоохранения, а также подчиненной им сети культурно-просветительных учреждений, организующих у себя сан.-просвет, мероприятия. Необходимые материальные средства для проведения С. п. предусматриваются как в центральном, так и в местных бюджетах.

С. п. проводится на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве путем вводного инструктажа и курсового гиг. обучения работающих с учетом специфики производства. В детских дошкольных учреждениях С. п. включено в различные формы воспитательной работы среди детей, а также с обслуживающим персоналом и родителями. Большое внимание уделяется включению С. п. в школьные учебные программы, в различные формы внеклассной и внешкольной работы. В целях повышения эффективности С. п. соответствующие мероприятия проводятся также среди педагогов и родителей.

В учреждениях здравоохранения С. п., проводимое медработниками больниц, поликлиник, амбулаторий, санаториев и др., планируется как обязательная часть производственной их деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению С. п. в систему диспансеризации населения (см. Диспансеризация).

В системе С. п. используются различные формы, средства и методы: устное и печатное слово, наглядная пропаганда (плакаты, диапозитивы, кинофильмы) и сочетание этих средств и методов, что является наиболее эффективным. Устное слово позволяет устанавливать тесный контакт со слушателями, учитывать интересы и особенности аудитории. Индивидуальная беседа врача с пациентом обеспечивает правильные взаимоотношения между ними и имеет не только информационное, но и психотерапевтическое значение. Важным также является инструктаж при выписке из стационара, особенно хрон. больных или потенциальных бактерионосителей.

Из массовых средств пропаганды С. п. особенно распространена лекция. Активности восприятия и лучшему усвоению материала способствует практика вопросов и ответов, проведение групповой дискуссии и т. п. Магнитофонная запись лекции позволяет проводить неоднократное организованное ее прослушивание в леч.-профилактических или культурно-просветительных учреждениях. Особой формой является устный журнал. Это комбинированная форма С. п., включающая выступления по определенной программе нескольких специалистов-врачей с привлечением в необходимых случаях (в зависимости от темы) юристов, педагогов, работников ГАИ и др. Из других средств устного метода можно упомянуть викторину - познавательную игру с элементами соревнования, содействующую расширению кругозора слушателей в области медицины, в первую очередь гигиены. Особенно уместно проведение викторин среди школьников и в пионерских лагерях. Особое значение приобрела гигиеническая подготовка различных групп населения путем проведения в народных университетах здоровья (см.), школах и т. п. занятий на сан.-просвет, темы, а также беседы с беременными женщинами, матерями, общественным сан. активом и др.

Для различных профессиональных групп населения обязательна гиг. подготовка до начала или в процессе их производственной деятельности. Такие занятия по определенным программам, в соответствии с профил ем профессии, проводятся в виде сан.-технического инструктажа и сан.-технической подготовки на предприятиях и в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания.

Материалы для С. п. издаются в виде популярных статей в общей и медицинской прессе, стенных и многотиражных газетах, а также в виде научно-популярных брошюр и памяток. Печатные издания могут быть адресованы определенным контингентам: больным с конкретными заболеваниями, родителям, сельскому населению и др.

Средства наглядной пропаганды, применяемые в С. п., охватывают предметы оказания первой помощи, ухода за больным, ухода за новорожденным и др., демонстрацию натуральных патологоанатомических препаратов, муляжей, моделей, макетов, плакатов, слайдов, диапозитивов, кинофильмов и др. Более всего распространены плакаты (цветн. рис.). Перечисленные средства применяют также в специальных музеях и на выставках. С. п. использует также кино и телевидение. Большое значение имеет информация населения через центральное и местное радиовещание, организующее выступления ученых и врачей, проведение бесед по С. п. с использованием местного материала. Применяются, наконец, малые формы наглядной пропаганды в виде наклеек на спичечных коробках и конвертах, почтовых марок, публикация соответствующих материалов в календарях и пр.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа в области С. п. имеет своей задачей уточнение и совершенствование функций, содержания, методик и организации С. п. При этом изучается уровень сан. культуры населения, в т. ч. гиг. навыки и привычки, знания, уровень сан. сознательности, мотивы, интересы и потребности в деле охраны и укрепления здоровья, степень общественной самодеятельности в области здравоохранения. Кроме того, результаты исследований определяют наиболее рациональные пути развития и методы С. п., обеспечивающие наибольшую эффективность.

Для изучения степени восприятия различных форм С. п. и оценки его результатов наиболее часто применяют следующие методики: интервью в двух формах - стандартизированное (с предварительно уточненной программой) и нестандарти-зированное (задается только цель интервью); анкетирование - заочное либо путем личного опроса и т. д. Сюда же относится изучение мед. документации, отражающей степень сан. культуры больных. Особое место занимает экспериментальный метод. При изучении эффективности тех или иных средств С. п. полезны психофизиологические методики.

Научно-исследовательским и научно-методическим центром С. п. в СССР является Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (ЦНИИСП М3 СССР). Его задачей является разработка теории и методов С. п., а также издание методических и наглядных пособий (см.). Институт готовит, кроме того, специалистов по С. п. в очной и заочной аспирантуре, повышает квалификацию работников системы С. п. путем организации курсов в центре и на местах. Институт активно участвует в работе ВССП, является головным институтом по проблеме «Санитарное просвещение» проблемной комиссии при Президиуме АМН СССР, поддерживает многочисленные связи со специальными учреждениями и специалистами как социалистических, так и капиталистических стран. В частности, установлены деловые связи с аналогичными институтами в Софии (НРБ), Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), Дрездене (ГДР), Будапеште (ВНР), а также с национальными и региональными центрами по С. п. в ряде социалистических (МНР, ПНР, СРР) и капиталистических стран (Франция, Великобритания, ФРГ, США и др.).

В социалистических странах С. п. организовано в основном по советскому образцу с учетом своих национальных особенностей. Лучшему межгосударственному контакту и взаимопониманию в области С. п. служит разработка международного терминологического словаря «Санитарное просвещение», выполненная специалистами институтов С. п. социалистических стран Европы.

В капиталистических странах С. п. проводится гл. обр. общественными организациями. Наряду с этим имеется тенденция к повышению активности государственных учреждений. Эта работа отражает классовые интересы капиталистического общества и отличается принципиально и методологически от советского С. п.

Особое значение С. п. имеет в развивающихся странах. Однако, ввиду малой численности местных мед. кадров, работа проводится там в основном силами международных организаций.

С 1949 г. в системе Всемирной организации здравоохранения (см.) существует секция С. п., к-рая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом С. п. Ежегодно 7 апреля под руководством ВОЗ проводится «Всемирный день здоровья» как комплекс информационных мероприятий массового характера в целях привлечения внимания общественности к наиболее важным проблемам охраны здоровья.

В 1951 г. был основан Международный союз санитарного просвещения (МССП) как неправительственная организация, с целью содействия С. п. в странах, входящих в ее состав (СССР входит в эту организацию). В 1968 г. для стран Европы был основан региональный орган МССП - Европейское зональное бюро, имеющее рабочие группы для сбора информации по отдельным проблемам С. п. МССП проводит международные конференции в целях обмена опытом (раз в 3 года), а также симпозиумы, в частности для специалистов социалистических стран Европы. С 1958 г. МССП издает международный журнал для распространения информации о научно-исследовательской, методической и организационной работе по санитарному просвещению.

Активное участие советских специалистов в международных конференциях по С. п., симпозиумах и семинарах, организуемых секцией С. п. ВОЗ и МССП, зарубежные командировки советских специалистов по С. п., проведение подготовки работников по С. п., командируемых ВОЗ и МССП в ЦНИИСП Минздрава СССР, - все это содействует популяризации за рубежом принципов и методов советского С. п. Эти же цели достигаются организацией за рубежом выставок, демонстрирующих достижения советского С. п., а также публикацией статей советских авторов в международном журнале по С. п.

Санитарное просвещение в войсках является составной частью деятельности мед. службы Вооруженных Сил СССР, проводимой в тесном контакте с политико-воспитательной и культурно-массовой работой. Оно направлено на развитие у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, на усвоение ими знаний и выработку навыков по сохранению и укреплению здоровья и предупреждению инф. заболеваний, а также на закрепление знаний и навыков, полученных в ходе военномедицинской подготовки войск (см.).

Основными задачами С. п. в войсках являются: пропаганда мероприятий КПСС и Советского правительства в области здравоохранения; распространение мед. и гиг. знаний, выработка гиг. навыков, проведение противоалкогольной и научно-атеистической пропаганды; совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи (см.) при боевых поражениях, острых заболеваниях и травмах; мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, наставлений и приказов в части сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, повышения сан.-эпид. благополучия войск.

В России С. п. в армии было объявлено обязательным лишь в начале 20 в. и заключалось в привитии солдатам гиг. норм и навыков. Одновременно проводились занятия по подготовке санитаров и санитаров-носилыциков.

Становление С. п. в Советской Армии неразрывно связано с именем 3. П. Соловьева, считавшего, что пропаганда сан. знаний должна давать красноармейцу прочное сан. воспитание, создающее предпосылки для его активного участия в деле охраны здоровья коллектива и каждого военнослужащего. После гражданской войны, с переходом к мирному хозяйственному строительству, была поставлена задача полностью ликвидировать сан. безграмотность в армии.

В годы Великой Отечественной войны С. п. получило свое дальнейшее развитие. Оно проводилось в боевых, запасных и резервных частях, в военных госпиталях и батальонах выздоравливающих. Большое внимание С. п. уделяла военная печать (фронтовые, армейские, дивизионные газеты). На фронтах издавались листовки, лозунги и плакаты. С. п. в значительной мере способствовало предупреждению инф. заболеваний и сохранению здоровья воинов, а в конечном итоге - повышению боеспособности частей и соединений.

В связи с оснащением войск современной боевой техникой и вооружением перед С. п. поставлены новые задачи - способствовать сохранению и укреплению здоровья воинов путем их ознакомления с основами физиологии военного труда в различных родах войск и разных военных специальностей; обучению мерам техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и агрессивными жидкостями, а также при длительном пребывании в условиях СВЧ-поля; закреплению навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при современных боевых поражениях.

В этих условиях резко возрастает роль методического руководства С. п., к-рое осуществляет ЦВМУ МО СССР и методические бюро по С. п. мед. служб военных округов (групп войск), флотов (флотилий). Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по С. п. Военно-медицинского музея МО СССР.

Начальники медслужбы частей, кораблей, соединений и военно-учеб-ных заведений постоянно поддерживают связи с учреждениями, занимающимися политико-воспитательной и сан.-просвет, работой, всесоюзным об-вом «Знание», комитетами СОКК и КП СССР, Домами С. п.

Важными условиями эффективности С. п. являются его целенаправленность, плановость и непрерывность. С. п. планируется в тесном контакте с командованием и политическими органами по периодам обучения и на каждый месяц с учетом особенностей военного труда, задач по боевой подготовке, краевой патологии, времени года, данных анализа заболеваемости, травматизма и трудопо-терь среди личного состава, сан. состояния части и задач военно-мед. подготовки; в лазаретах и госпиталях - с учетом профиля мед. учреждения (отделения), состава больных и требований лечебно-охранительного режима.

При организации и проведении С. п. широко используются различные формы и методы: лекции, беседы (в том числе по радио и телевидению), научно-популярные конференции, демонстрация кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, издание листовок, памяток, лозунгов, выпуск сан. бюллетеней, организация фотовыставок, опубликование статей в армейской и фронтовой печати и т. д.

Ответственность за организацию, планирование и проведение С. п. возлагается на начальников мед. службы частей (кораблей), соединений, а в военных госпиталях, санаториях и домах отдыха - на заместителей начальников этих учреждений по мед. части.

Санитарное просвещение в системе гражданской обороны имеет целью распространение мед. и гиг. знаний среди населения в интересах обеспечения его защиты от оружия массового поражения. Оно призвано содействовать обучению населения правилам поведения в очагах массового поражения в военное время и при стихийных бедствиях в мирное время, способствовать приобретению навыков в оказании первой медпомощи пострадавшим и использованию для этого современных средств помощи, а также воспитывать твердую уверенность в эффективности мед. мероприятий ГО. Значительное место в этой работе отводится также пропаганде безвозмездного донорства, предупреждению инф. заболеваний и пищевых отравлений.

С. п. включено в общую систему подготовки населения по ГО, предусмотренную нормативными документами и действующими программами обучения; при этом оно не дублирует специальную подготовку по защите от оружия массового поражения, но существенно дополняет и обогащает ее.

Организацию и проведение работы по С. п. населения в системе ГО осуществляют органы и учреждения здравоохранения, территориальные штабы и курсы ГО совместно с учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии об-в Красного Креста и красного Полумесяца, «Знание», «ДОСААФ» и др.

С. п. в системе ГО проводят врачи, средние и младшие медработники, с привлечением к этой работе активистов ГО министерств, ведомств и общественных организаций.

В С. п. используются такие средства массовой информации, как печать, кино, радио, телевидение, местное радиовещание. Выпускаются короткометражные научно-попу-лярные, учебные фильмы и кино-журналы по ГО, содержащие материалы по защите населения в очагах массового поражения.

Организационно-методическим и координирующим центром пропаганды мед. знаний по ГО на соответствующей территории являются Дома С. п., систематически проводящие массовую сан.-просвет, работу оборонного характера. В разрабатываемых ими планах предусматривается проведение семинаров с медработниками, сан. активистами, руководителями занятий по методике С. п., осуществление обмена положительным опытом работы, организация выставок и уголков первой помощи, учет всей сан.-просвет. работы на обслуживаемой территории (республика, край, область, город, район).

Местом проведения санитарно-просветительной работы служат в первую очередь леч.-профилактические учреждения, курсы и классы ГО, а также культурно-просветительные учреждения и места отдыха трудящихся (парки культуры и отдыха, пионерские лагеря, агитпункты, кинотеатры, красные уголки ЖЭКов и т. п.).

Библиография: Аккерман А. И. и Маников JI. М. Санитарно-просветительная работа по вопросам гражданской обороны, М., 1970; Баранов А. Г. и Свердлов А. К. Пропаганда медицинских и естественнонаучных знаний в войсках округа, Воен.-мед. журн., № 1, с. 18, 1971; Брыкин И. С. Использование наглядной агитации в санитарном просвещении, там же, JVft 2, с. 80, 1976; Гражданская оборона (пособие для подготовки населения), под ред. А. Т. Алтунина, М., 1980; Греков В. А. Пропаганда гражданской обороны - важная задача, М., 1979; Курцев П. А. Санитарно-оборонной работе - повседневное внимание, М., 1974; «Поранений Д. Н. Гигиеническое воспитание населения в СССР, Гиг. и сан., № 11, с. 18, 1977; Лоранский Д. Н. и др. О международном сотрудничестве в области санитарного просвещения, Сов. здравоохр., № 6, с. 70, 1978; Нестеренко А. И. Санитарное просвещение в РСФСР, Становление и начальный период развития (1917-1921 гг.), М., 1971; О ш e р о в С. X. и др. Учебное пособие по медицинской службе гражданской оборОны, М., 1981; Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, в кн.: Основные документы, с. 5, Женева, 1978; Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, под ред. А. Ф. Решетова, М., 1981; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 4, ст. 1326, 1418, М., 1948.

Д. Н. Лоранский, И. С. Соколов; С. А. Алексанкин (воен.), Б. А. Гайко (ГО).

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

Собеседование;

Групповые дискуссии;

Тематические вечера;

Вечера вопросов и ответов;

Беседы за круглым столом;

Устные журналы;

Школы здоровья;

Публикации в прессе;

Конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

Стенгазеты;

Санбюллетени;

Выставки и уголки здоровья;

Книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика». Санбюллетень состоит из 2-х частей-текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них - основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием. В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

Согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

Определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

Выбор места - достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

Подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья - различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п. Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Диспуты и конференции

Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем. Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте. Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить

психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ)

Основополагающим принципом здравоохранения является его профилактическая направленность. Важнейшим разделом профилактической работы является формирование здорового образа жизни.

Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование ЗОЖ и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия. Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.

Важнейшие задачи учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения:

1) Формирование ЗОЖ у населения.

2) Пропаганда гигиенических и мед. знаний

3) Популяризация достижений мед. науки

4) Воспитание сознательного отношения населения к охране и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию и ФЗОЖ обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

II. Исторические типы учреждений службы ФЗОЖ.

Выделяют следующие исторические типы учреждений службы формирования ЗОЖ:

1) Дома санитарного просвещения.

2) Центры здоровья.

3) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

В России функционировало 18 центров здоровья (республиканский, областные, городские).

Служба ФЗОЖ осуществляет свою работу через:

1. Систему учреждений здравоохранения

2. Систему образования

3. Молодежные организации

4. Каналы коммуникации (ТВ, радио, печать)

5. Факультативные формы обучения (школы здоровья, школы молодой матери и пожилого человека и т.д.)

6. Массовые формы пропаганды ЗОЖ (киновидеолектории, ярмарки, праздники, марафоны здоровья и т.д.)

Одним из первых приказов регламентирующим работу службы был Приказ «О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования ЗОЖ населения России». Этим Приказом утверждены: примерная штатно-организационная структура центров здоровья; типовой табель оснащения центров здоровья и кабинетов ФЗОЖ при поликлиниках; примерные нормативы времени на отдельные виды работ по гигиеническому воспитанию населения. Положения приказа обязывали:

1. Проводить финансирования Центров здоровья из расчета не менее 1% местного бюджета здравоохранения

2. Разрешить открытие платных консультативно-оздоровительных подразделений.

3. Создать при поликлиниках, центральных, районных и городских больницах кабинеты ФЗОЖ во главе с врачами,

4. Включить в обязанности главных врачей функции главных специалистов по ФЗОЖ.

5. Включить вопросы пропаганды ЗОЖ в программы всех циклов повышения квалификации и усовершенствования врачей всех специальностей

6. В программы обучения студентов и учащихся ввести курс основ ФЗОЖ

7. Включить в номенклатуру медицинских специальностей и должностей специальность врач - валеолог и фельдшер-валеолог.

8. Утвердить штатную структуру кабинета ФЗОЖ в зависимости от численности обслуживаемого населения: до 60 тыс.

9. В должностные инструкции каждого мед. работника включить 4 часа служебного времени ежемесячно на пропаганду ЗОЖ.

III. Отдел общественного здоровья ЦГЭиОЗ

Отдел общественного здоровья (ОЗ) является организационным, координирующим, методическим учреждением по проблемам ФЗОЖ населения.

Основные задачи:

1. Организационно-методическая

2. Пропагандистская

3. Издательская

4. Консультативно-оздоровительная

5. Проведение социологических исследований

6. Мониторинг общественного здоровья

Отдел ОЗ является организатором обучения ФЗОЖ как среди мед. работников, так и среди других специалистов (подготовка работников культуры, общ. организаций), анализирует работу по ФЗОЖ, организует и проводит семинары, конференции, совещания, распространяет передовой опыт по пропаганде ЗОЖ среди населения. Издательская деятельность – это разработка и издание методических руководств, информационных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих ЗОЖ.

1. Разрабатывает совместно с УОЗ, а также другими ведомствами, программы по укреплению и сохранению здоровья населения, участвует в их реализации.

2. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду ЗОЖ, укрепление здоровья, повышение работоспособности, достижения активного долголетия.

3. Внедряет новые формы и методы работы: праздники здоровья, Дни здоровья, акции здоровья, марафоны здоровья и др.

4. Широко использует факультативные формы обучения населения (школы здоровья).

5. Организует мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья через СМИ (ТВ, радио, печать, кино).

6. Проводит социологические исследования и выполняет функции пресс-центра УОЗ.

V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.

Концентрированным выражением взаимосвязи и взаимного влияния образа жизни и здоровья населения является понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни (по ВОЗ) – это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Компоненты здорового образа жизни:

1. Рациональное питание

2. Правильная двигательная активность

3. Сознательный отказ от вредных привычек

4. Психологическое здоровье

5. Здоровая сексуальность

ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте. Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся: - нравственные ориентиры и ценности;

Производственная и экономическая культура;

Культура быта и отдыха;

Рационального использования свободного времени;

Культура потребления;

Культура межличностных отношений;

Нормальный климат в семье;

Сексуальная культура;

Этика семейной жизни.

Поэтому гармоническое развитие личности возможно только лишь при оптимальном соотношении ведущих компонентов ЗОЖ.

IV. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы гигиенического обучения и воспитания по воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. индивидуального воздействия;

2. воздействия на группу лиц;

3. массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так:

1. метод устной пропаганды;

2. метод печатной пропаганды;

3. метод изобразительной пропаганды (наглядной);

4. комбинированный метод.

Методы индивидуального воздействия:

1. индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

2. индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

3. личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

Методы воздействия на группу лиц:

1. лекция, доклад;

2. групповая беседа;

3. групповая дискуссия;

4. групповое практическое обучение;

5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

Методы массовой коммуникации:

1. телевидение (телепередачи);

2. кинофильм;

3. радио (радиопередачи, прямые линии);

4. пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

5. выставки и музеи.

Средства устной пропаганды:

1. лекции;

2. беседы (групповая, индивидуальная);

3. выступления;

4. вечер вопросов и ответов;

5. дискуссия;

6. викторина;

7. конференция;

8. занятия;

9. инструктаж.

Средства печатной пропаганды:

1. брошюры;

2. листовки;

3. буклеты;

4. бюллетени;

6. журнал;

7. лозунг;

8. стенная газета;

9. методические руководства.

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность.

Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер. Памятки имеют конкретного адресат (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями). Даются советы здоровым и больным.

Санитарный бюллетень посвящается отдельной узкой теме, имеет название.

Средства наглядной агитации:

1. плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

2. объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

3. натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

1. праздник здоровья (конкурс детского рисунка, сочинений);

2. марафон здоровья;

3. неделя здоровья (здоровье женщин);

4. ярмарка здоровья;

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.


Похожая информация.


Законом нашей страны предусмотрено, что научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетентности проводить по поручению органов государственной власти и управления специальные экспертизы, консультации по оценке влияния факторов внешней среды на здоровье человека. Осуществлять гигиеническое образование граждан, обучающихся в школах, вузах, при повышении квалификации, включая в программы обучения разделы о гигиенических знаниях, при профессиональной подготовке и аттестации руководителей, специалистов предприятий, работа которых связана с хранением, транспортировкой, реализацией пищевых продуктов, питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья. Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение - обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии. Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.). Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

С целью повышения ответственности общества и граждан за здоровье необходимо выполнение следующих мер :

1) расширение социальной базы здравоохранения, привлечение к этой работе общественных, религиозных организаций и граждан;

2) создание в органах здравоохранения структурных подразделений по работе с общественными и религиозными организациями;

3) реорганизация системы медицинского просвещения и обеспечение его доступности; создание и подготовка само- и взаимопомощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

4) привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, медицинских услуг, усиление контроля за рекламой медицинской и фармацевтической промышленности.

Все меры государства по охране здоровья и труда будут результативны, если образ жизни и поведение людей будут направлены на сохранение и укрепление здоровья.

Направления пропаганды здорового образа жизни:

1) борьба за улучшение условий труда на предприятиях и формирование правильного отношения к вредным и опасным факторам производства, производственной гигиене, технике безопасности у работников и руководителей предприятий;

2) подготовка молодежи к браку и обучение планированию семьи;

3) организация психологической, юридической, медицинской, социальной помощи больным спидом и носителям инфекции;

4) обучение членов семьи приемам ухода за больным или инвалидом;

6) борьба за качество и безопасность для человека ввозимой из-за рубежа и отечественной продукции;

7) борьба за увеличение госассигнований на социальное обслуживание.

В области санитарно-эпидемического благополучия населения разработано санитарное законодательство, которое представляет собой Закон РФ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления.

Санитарно-эпидемическое благополучие населения – это такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Средства обеспечения санитарно-эпидемического благополучия:

1) реализация государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий жизнедеятельности человека;

2) проведение государственными органами, общественными объединениями, организациями, учреждениями независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарных правил, норм;

3) сочетание экономической заинтересованности юридических лиц и граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) по соблюдению санитарного законодательства с их ответственностью за санитарные правонарушения;

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение.

Санитарное просвещение пропагандирует , физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении , но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.



Просмотров