Федеральное собрание когда появилось. Федеральное собрание российской федерации

Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой- палаты.

Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

  • 2. Юридические свойства конституции, ее место в системе нормативных актов.
  • 3. Виды конституций.
  • 4. Структура и содержание Конституции рф 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.
  • 6. Прямое действие конституционных норм.
  • 7. Правовая охрана конституции: понятие, виды.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.

    Федерального Собрания Российской Федерации – парламент – это общегосударственный, представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

    Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим, представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть.

    В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах:

    1) Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат;

    2) депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть;

    3) Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;

    4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;

    5) Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации.

    Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно.

    Функции российского парламента:

    Осуществление законодательной деятельности, т.е. принятие законов;

    Участие в назначении высших должностных лиц;

    Контроль за деятельностью Президента РФ;

    Контроль за деятельностью Правительства РФ

    Решение внешнеполитических вопросов РФ.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их место жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

    Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

    – посланий Президента РФ;

    – посланий Конституционного Суда РФ;

    – выступлений руководителей иностранных государств.

    В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.

    Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

    1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

    2) связанные с организацией деятельности палат;

    3) по принятию федеральных законов.

    Нижние и верхние палаты парламента в совокупности образуют федеральный законодательный орган РФ, именуемый Федеральным собранием. Его деятельность регулируется ст. 94 Конституции РФ. Верхняя палата российского парламента называется Советом Федерации, о чём далее вы узнаете подробную информацию.

    Общие положения

    Верхняя палата парламента Великобритании, России, Америки, а также ряда иных стран отвечает за законодательную базу в государстве. Главенствующим органом в РФ является Федеральное собрание. Ни один нормативный правовой документ не может быть принят без участия этого федерального органа. Верхняя и нижняя палаты парламента образуют ФС РФ. Госдума представляет собой совокупность депутатов, избранных народом непосредственно. Совет Федерации, в свою очередь, формируется благодаря избранию представителей из различных субъектов российского государства. Формирование верхнего звена обусловлено необходимостью поддержания интересов региона в целом.

    Верхняя палата российского парламента является постоянно действующим органом. Порядок смены депутатов определяется действующим законодательством. В ГД РФ проводятся выборы каждые 4 года.

    Деятельность данного органа регулируется ст. 95 Конституции РФ. Совет Федерации - верхняя палата парламента. Сюда входят по два представителя от каждого субъекта государства. С недавнего времени к численности депутатов прибавилось ещё 2 человека, в связи с присоединением Крыма и Севастополя. Один депутат от региона избирается от субъекта, а другой - от исполнительного. В первом случае роль администрации может исполнять законодательный орган субъекта. Таким образом, верхняя палата парламента формируется стихийно.

    16 лет назад был принят закон, который по сей день регулирует деятельность федерального органа. Согласно данному нормативно-правовому документу, верхняя палата парламента России - непрерывно действующий законодательный орган.

    Отдельно следует уделить внимание депутатам СФ РФ. Член Совета - это должностное лицо, которое избрано в порядке, определённом в регионе. Причём срок действия его полномочий определяется сроком действия должности непосредственно в администрации субъекта. Таким образом, когда проходит срок, определённый местным законодательством, депутат либо переизбирается на должность, либо подлежит смещению.

    Компетенция СФ РФ

    Любые верхние палаты парламента в каждом государстве имеют собственную компетенцию. Что касается Совета Федерации, то нормативно закреплённый круг полномочий выглядит следующим образом:

    • Определение и утверждение границ в пределах России. Ярким примером такой работы являются нормативно-правовые акты о присоединении новых территории, например республики Крым, пожелавшей добровольно войти в состав государства.
    • Утверждение Указов главы государства о введении ЧП на территории как одного региона, так и всей страны.
    • Верхняя РФ уполномочена распоряжаться военными силами государства, а именно руководить её действиями за пределами территории.
    • Назначает и организует проведение выборов президента страны.
    • В установленном порядке способна отрешить от должности главу государства.
    • Имеет правомочия в сфере судебной власти: назначает на должности федеральных судей.

    Вышеперечисленный круг полномочий не является исчерпывающим, так как компетенция данного органа растворена в сфере иных государственных органов власти, в том числе и ведомственных. Несмотря на столь широкую компетенцию, деятельность СФ РФ строго урегулирована законодательством: ФЗ, подзаконными актами, международными соглашениями и так далее.

    Порядок реализации полномочий

    Как и в любой другой отрасли, в законодательной сфере существуют свои принципы. Так, основополагающими признаны следующие нормы:

    • Принцип свободного обсуждения.
    • Принцип независимого решения вопросов.

    Как правило, верхние палаты парламента реализуют свои полномочия путём проведения различного рода заседаний. Председатель органа назначается на должность не путём решения а путём проведения тайного голосования. Заместители назначаются благодаря проведению той же процедуры. Здесь действует единственное исключение: председатель и его заместители не могут быть назначены из одного региона.

    Внутренняя структура органа

    Несмотря на то что верхняя палата российского парламента называется Советом, здесь также создаётся внутренняя организационная структура. Руководители назначаются из числа депутатов лиц на следующие должности:

    • глава подразделения правового обеспечения (финансового, аналитического, информационного и так далее - количество назначенных лиц определяется количеством направлений);
    • аппарат управления;
    • хозяйственная служба и так далее.

    все решения определяются вынесением соответствующего постановления, а также в обязательном порядке под роспись доводятся до назначенных лиц.

    Общая характеристика Госдумы (ГД РФ)

    Верхняя и нижняя палаты парламента тесно взаимосвязаны. Общее количество депутатов определяется не наличием регионов, а строго определённым числом - 450. Любое должностное лицо избирается сроком на 4 года.

    Для того чтобы начать политическую деятельность в составе членов ГД РФ, необходимо достичь установленного возраста: 21 год. Только в этом случае гражданин имеет право участвовать в выборах и реализовывать своё право. На данный момент действует отдельный нормативно-правовой документ, который регулирует порядок выборов в нижнюю палату федерального законодательного органа. В соответствии с провозглашёнными нормами, действует смешанная система. Так, половина депутатов избирается по то есть от одного избирательного округа выдвигается один кандидат. Вторая половина, в свою очередь, по пропорциональной системе. Это значит, что на обозрение избирателю предоставляет список лидеров и кандидатов, в отношении которых он делает выбор.

    Круг вопросов и компетенции ГД РФ

    Как и любые верхние палаты парламента, ГД РФ обладает рядом собственных полномочий. Например, главенствующими среди них являются:

    1. Глава государства назначает председателя Правительства государства только с согласия нижней палаты законодательного органа. Это связано с тем, чтобы депутаты «из народа» контролировали деятельность главы и заместителя главы государства, не позволив узурпировать власть.
    2. Если возникают какие-либо сомнения в деятельности одного из министерств или всего Правительства в целом, то Госдума ставит вопрос о доверии к этим федеральным органам.
    3. Назначает и освобождает от должности глав ЦБ РФ и председателя Счётной палаты.
    4. Нижняя и верхняя палата парламента РФ способны осуществлять контроль за деятельностью Уполномоченного по правам человека, ребёнка и так далее. При необходимости ГД ставит вопрос о его снятии.
    5. Дума имеет право выдвинуть обвинение против президента, отрешив его на время от должности и исполнения возложенных обязанностей.

    Так выглядит неполный перечень полномочий Госдумы

    Порядок и формы заседания нижней палаты

    ГД РФ уполномочена принимать различного рода законы: конституционные, федерального уровня. Деятельность данного органа регулируется Конституцией. Всё законодательство базируется на принципах:

    • политического многообразия;
    • свободных обсуждений;
    • многопартийности;
    • коллективного принятия решений и так далее.

    Принятие решений осуществляется путём проведения заседаний, которые могут носить как открытый, так и закрытый характер. Порядок деятельности регулируется не только законом высшей юридической силы, но и внутренним регламентом Думы. Каждый депутат, который входит в состав органа, принадлежит определённой фракции. В этой сфере верхняя палата российского парламента обладает определёнными отличиями. Кроме того, в ГД РФ присутствуют депутатские группы. Любое из внутренних объединений обладает равными правами независимо от количества участников.

    Из состава участников также избирается председатель и формируется соответствующий аппарат управления. Верхняя палата парламента РФ тесно связана с нижней. Так, совместно организуются Парламентская библиотека, Издательство, Парламентский центр и иные вспомогательные службы. Все решения принимаются голосованием, проводимым как в открытой, так и в закрытой форме.

    Взаимодействие палат

    Статья 101 Конституции РФ регулирует взаимодействие законодательных органов. Нижняя и верхняя палата российского парламента образуют специальные комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими.

    Данные органы призваны выполнять техническую работу, а именно: подготавливать законопроекты, подлежащие рассмотрению; предварительно рассматривать нормативные документы; заниматься организацией а также рассматривать ряд иных вопросов, относимых к компетенции федерального законодательного органа.

    Законодательный процесс

    Процесс принятия законов состоит из нескольких последовательных стадий. На каждом определённым этапе осуществляется ряд действий, установленных нормативно-правовыми актами. Прежде всего, одному из депутатов или иному должностному лицу необходимо выдвинуть инициативу. Далее подготавливается и рассматривается законопроект, происходит принятие закона. Обязательная процедура: рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, а также его обязательное подписание и обнародование главой государства.

    Для отдельных законопроектов существуют определённые условия рассмотрения. Так, в специальном порядке принимаются секретные документы в отношении сведений, составляющих Ранее законопроекты по экономическим вопросам рассматривались только в 4-х чтениях. Подобные процедуры необходимы для всестороннего и полного рассмотрения каждой нормы с целью определения эффективности её действия.

    Процедура обнародования законов

    Каждый нормативно-правовой акт проходит процедуру официального опубликования. Здесь есть несколько нюансов. Момент опубликования не стоит путать с моментом вступления в законную силу. Так, в тексте документа может быть определена конкретная дата, после которой нормы начинают своё действие. Если же такого условия не предусмотрено, то закон вступает в силу с момента его официального опубликования или же по истечении 10 дней. Президент обязан рассмотреть документ в течение 7 дней и вынести по нему соответствующее решение: либо опубликовать нормативный акт, либо отклонить. Во втором случае проект закона отправляется снова на рассмотрение в Госдуму.

    Источниками обнародования документов являются государственные издания, например «Российская газета».

    Порядок формирования нижней палаты - Государственной Думы Федерального Собрания РФ - определяется федеральными законами от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Выборы в Госдуму назначаются Президентом РФ раз в пять лет и осуществляются на пропорциональной избирательной модели относительного большинства, что предполагает:

    Деление всей территории РФ на избирательные округа с приблизительно одинаковым числом избирателей в каждом и установление избирательного барьера;

    Составление политическими партиями списков кандидатов в депутаты;

    Проведение выборов и распределение парламентских мандатов в соответствии с их результатами.

    Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам. Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Госдуме. Всего в нижней палате российского парламента 450 мест.

    В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" верхняя палата российского парламента - Совет Федерации Федерального Собрания РФ - формируется путем пропорционального представительства от каждого субъекта РФ: по одному члену от законодательного и исполнительного органов государственной власти.

    Парламент субъекта РФ избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий. Представитель от исполнительной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (либо руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

    Государствоведы приписывают парламенту следующие функции.

    1. Всенародное представительство. Хотя парламент зародился как орган аристократического представительства (палата лордов в Великобритании, палата пэров во Франции), в процессе расширения политических прав и свобод человека в состав данного органа стали проникать выходцы из иных, неаристократических сословий. Сегодня парламент служит в первую очередь местом представительства политических предпочтений всех социальных групп населения данного государства (хотя некоторые страны чтут и сохраняют традиции аристократического представительства в парламенте).

    2. Обсуждение, принятие и одобрение актов, определяющих основные направления государственной политики.

    Большинство важнейших политических мер и правил, прежде чем обретут силу закона, должны быть хотя бы формально обсуждены и одобрены парламентариями. Однако разработка и инициирование законов либо иных политических документов исходит в основном от исполнительной власти, а члены парламента могут даже не обладать правом законодательной инициативы.

    3. Бюджетный контроль. Обычно парламенты контролируют решения правительства относительно распределения и расходования бюджетных средств.

    4. Рекрутирование политической элиты. Данная функция ярко выражена в парламентских государствах. Например, премьер-министр и члены правительства в Великобритании обязательно проходят довольно длительную "парламентскую школу", поскольку исполнительную власть формируют члены фракций, набравших большее количество голосов в ходе парламентских выборов. В президентских и смешанных республиках функция рекрутирования политических элит ограничивается полномочиями парламентариев в сфере кадровых назначений высших должностных лиц.

    5.Политический контроль над государственными элитами. Объектами такого парламентского контроля выступают глава государства и правительство, контрольными механизмами являются соответственно импичмент и вотум недоверия. В демократических странах способы парламентского контроля варьируются в зависимости от формы правления. Так, импичмент используется в президентских системах; вотум недоверия - в парламентских государствах, оба механизма контроля - в смешанных формах правления. В парламентских системах глава исполнительной власти, утративший поддержку парламента, может быть смещен в любое время через вотум недоверия.

    6. Артикуляция и агрегация интересов общественности. Общепарламентские дебаты, открытые слушания могут выступать "рабочими площадками" для выражения и четкого оформления интересов и требований отдельных социальных групп (особенно если в парламенте представлено множество партий). Также парламентские прения могут быть источником информирования общественности о политической жизни и выступать тем самым в качестве институтов политической социализации. При выполнении данной функции значимую роль играет даже не реальный вес парламента в политической системе, а его авторитет в глазах общественности.

    Статья 94 Конституции РФ определяет статус российского парламента в качестве представительного и законодательного органа власти Российской Федерации.

    Как законодательный орган РФ парламент обладает исключительным правом принимать законы - правовые акты высшей (после Конституции РФ) юридической силы. Кроме парламента правом законотворчества не может обладать никто.

    В рамках своей исключительной законотворческой компетенции российский парламент обладает самостоятельностью и независимостью, что соответствует принципам народного представительства и разделения власти в правовом демократическом государстве. Вместе с тем в процессе своей законодательной деятельности Федеральное Собрание РФ взаимодействует с другими ветвями власти: Президентом РФ, Правительством РФ, судебной системой.

    Это взаимодействие осуществляется в ходе законотворческого процесса, предполагающего следующие обязательные этапы: внесение законопроекта в Госдуму; подготовка законопроекта к рассмотрению; обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона; рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение; промульгация закона.

    Рассмотрим подробнее данный алгоритм.

    1. Внесение законопроектов в Госдуму Федерального Собрания РФ (или законодательная инициатива).

    В России воспользоваться данным правом могут: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Госдума, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ. По вопросам своего ведения правом законодательной инициативы обладают: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Законодательные предложения иных субъектов также могут быть переданы в Госдуму, но палата не обязана их рассматривать, в отличие от материалов, представленных субъектами права законодательной инициативы.

    Перечень субъектов права законодательной инициативы в России широк но сравнению с иными государствами. В развитых демократиях правом законодательной инициативы обладают преимущественно органы и должностные лица исполнительной власти, которые, реализуя государственную политику, лучше осведомлены о необходимости и работоспособности законов в той или иной сфере.

    При внесении законопроекта в Госдуму предоставляют пакет документов, содержащий: пояснительную записку, текст законопроекта, список федеральных законодательных актов, которые утрачивают юридическую силу либо будут изменены с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование; заключение Правительства РФ на законопроект (если предлагаемый акт затрагивает финансовые аспекты деятельности государства).

    2. Подготовка законопроекта к рассмотрению.

    На данном этапе Совет Госдумы направляет законопроект в профильный комитет, который и отвечает далее за его судьбу в рамках палаты, и вносит работу над проектом в программу законодательной деятельности палаты. Одновременно законопроект вносится на рассмотрение всем субъектам права законодательной инициативы. Если законопроект касается высших судов РФ или относится к предметам совместного ведения субъектов РФ, то он направляется и в эти органы государственной власти. Результаты рассмотрений законопроекта возвращаются в комиссии для изучения, после чего составляется один законопроект, который и будет вынесен на первое чтение, а также разослан субъектам права законодательной инициативы. Остальные варианты остаются в качестве поправок и дополнений.

    3. Обсуждение законопроекта в Госдуме и принятие палатой соответствующего закона.

    Федеральные законы принимаются палатой в трех чтениях; для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ необходимо четыре чтения.

    В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, необходимость его принятия, дается оценка соответствия его норм Конституции РФ. Сначала выступает инициатор законопроекта, затем следует содоклад представителя ответственного комитета, далее - вопросы, замечания и предложения парламентариев и всех желающих, приглашенных на обсуждение. По результатам первого чтения Госдума может отвергнуть законопроект, сразу принять его как закон либо (что происходит чаще всего) принять закон в первом чтении и продолжать работу над ним. После первого чтения законопроект рассылается па рассмотрение в законодательные представительные органы субъектов РФ. Если две трети парламентов субъектов РФ отвергнут федеральный закон, он не допускается до второго чтения и создается согласительная комиссия Думы с представителями региональных парламентов.

    Во втором чтении обсуждаются вес поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к принятию и отклонению закона, затем поправки, по которым комитет не принял решения. Происходит голосование по указанным поправкам, затем выносится на голосование принятие закона во втором чтении. Текст закона вновь рассылается всем заинтересованным в его принятии органам и лицам. В случае если проект не получил большинства голосов, он возвращается в профильный комитет на доработку.

    В ходе третьего чтения парламентарии голосуют за законопроект в целом. На этой стадии законотворчества не допускается обсуждение закона, внесение в него поправок. Допустимы лишь редакционные уточнения.

    Регламент Госдумы оставляет парламентариям свободу деятельности относительно времени рассмотрения законопроекта. Вот почему некоторые проекты могут обсуждаться в первом, втором и третьем чтениях за один день (такое иногда бывало в российской парламентской практике).

    4. Рассмотрение закона в Совете Федерации и его одобрение.

    После принятия закона Госдума в обязательном порядке направляет его в Совет Федерации. Верхняя палата парламента может рассматривать либо не рассматривать закон, за исключением тех, которые подлежат обязательному рассмотрению (акты по ратификации международных договоров, финансовым вопросам и т.д.). В случае если Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона в течение 14 дней с момента сто получения от Госдумы, такой закон считается одобренным и далее отправляется Президенту для подписания и обнародования.

    В случае отклонения закона Советом Федерации Госдума может:

    2) принять в прежней редакции закон вторично, но квалифицированным большинством голосов;

    3) сформировать согласительную комиссию из парламентариев верхней и нижней палат, чтобы преодолеть разногласия. В случае если по результатам работы согласительной комиссии Госдума принимает поправки Совета Федерации, она голосует за законопроект простым большинством, в противном случае она преодолевает вето Совета Федерации квалифицированным большинством голосов, принимая закон в прежней редакции.

    5. Промульгация закона.

    Закон, принятый парламентом, направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования текста закона. В течение 14 дней со дня поступления закона Президенту РФ он может его подписать либо мотивированно отклонить (например, по причине нечеткости редакции акта, его противоречия Конституции РФ, своего несогласия с отдельными положениями и др.). Не подлежат президентскому пето только федеральные конституционные законы и законы о поправках Конституции РФ .

    Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" акты палат Федерального Собрания подлежат официальному опубликованию в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

    Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

    В случае если Президент РФ воспользовался правом отлагательного вето, дополнительными этапами законотворческой деятельности могут быть:


    Похожая информация.


    Инструкция

    Страны, где парламент имеет одноименное название, Молдавия, Италия, Греция, Канада, Армения, Новая Зеландия, Великобритания и другие. В соответствии с конституцией, в некоторых государствах установлено собственное название парламента.

    Риксдаг – парламент в Швеции. Избирается раз в четыре года и состоит из одной палаты. Важнейшая задача Риксдага – тщательное наблюдение за работой правительства и исполнение законов. Тальман – это председатель Риксдага. Он ведет заседания и обязан занимать нейтральную позицию по отношению к различным политическим .

    В Финляндии парламент называется Эдускунта. На его могут присутствовать все желающие. Финский парламент состоит из одной палаты и избирается раз в четыре года. Любой гражданин Финляндии, которому уже исполнилось 18 лет, может быть избран в парламент и иметь право голоса.

    Российский парламент состоит из двух палат и называется Федеральное собрание. Совет Федераций – высшая палата, а Государственная Дума – нижняя палата. Выборы в Государственную Думу проходят раз в пять лет. Обе палаты заседают отдельно друг от друга. В США Конгресс состоит из Сената и Палаты представителей. Каждый штат имеет в Сенате двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената . Выборы в Палату представителей также происходят раз в два года.

    В Германии парламент называется Бундестаг и состоит из одной палаты. Депутаты Бундестага избираются сроком на четыре года. Распустить Бундестаг может только в экстренных случаях президент ФРГ. В Туркмении парламент - Меджлис, состоит из 125 депутатов, которых избирают на пятилетний срок по одномандатным .

    В Израиле парламент называется Кнессет и является органом власти. Число депутатов – 120. Они избираются по партийным спискам. В Израиле очень низкий процентный – всего 2%, поэтому в Кнессете практически всегда представлено не менее 10 партий. В Монголии Великий Народный Хурал состоит из 76 депутатов, которых избирают сроком на четыре года. Баллотироваться в Хурал могут только граждане, старше 25 лет.

    На Украине парламент – Верховная Рада, состоит из 450 депутатов. Это единственный государственный орган в этой стране, который наделен законодательной властью. В Верховной Раде происходит формирование и контроль над Кабинетом министров страны.

    Народное собрание – так называется парламент в Болгарии. Состоит он из 240 депутатов, которых избирают на всеобщем голосовании сроком на четыре года. В случае войны или другого положения, полномочия депутатов продлеваются до окончания этих непредвиденных обстоятельств.

    В Польше, Литве и Латвии парламент страны называется Сейм. В Швейцарии Объединенное Федеральное из двух палат. Парламент этой страны устроен таким образом, что обе палаты уравновешивают друг друга и являются равноправными. Они проводят заседания отдельно друг от друга и обе контролируют работу правительства.

    Парламент Сербии – Скупщина, состоит из 250 депутатов и является однопалатным. Депутаты избираются путем народного голосования сроком на четыре года. В Эстонии парламент называется Рийгикогу. В нем избирают главу государства и осуществляют контроль над деятельностью правительства.

    В Японии единственным органом законодательной власти является парламент – Коккай, который состоит их двух палат. Верхняя палата – Палата советников Японии, нижняя – Палата представителей. Обе палаты избираются путем параллельного всеобщего голосования. Коккай избирает премьер–министра Японии.

    В Хорватии парламент – Сабор, состоит из 100–160 депутатов, а определенное число мандатов зарезервировано за этническими меньшинствами страны и хорватской диаспорой. В Таджикистане парламент называется Маджлиси Оли и состоит из двух палат – Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон.

    В Сирии парламент состоит из 250 депутатов и называется Народный совет, или Меджлис аш-Шааб. В стране сохраняется однопартийная система, поэтому 167 мест в Народном совете гарантировано принадлежат представителям правящей партии Баас.

    Видео по теме

    Источники:

    Парламент - это высший законодательный орган страны, в функции которого входит принятие новых законов и приведение уже действующих в соответствие с сегодняшними условиями. При этом в России, как и во многих других странах, работают две палаты парламента - нижняя и верхняя.

    Парламент представляет собой законодательную , которая наряду с исполнительной и судебной служит основой правовой системы государства. При этом в мире существует два основных варианта парламентов: однопалатные и двухпалатные.

    Однопалатный парламент

    С точки зрения организации процесса законотворчества, однопалатный парламент представляет собой более простую модель: в этом случае он состоит из одного , называемого палатой, в функции которого входит разработка и принятие законопроектов. Таким образом, весь объем законодательной власти оказывается сосредоточенным в руках одного органа. Такой вариант действия парламентской системы обыкновенно бывает характерным для небольших государств. Например, в настоящее время однопалатные парламенты действуют в Армении, Азербайджане, Финляндии, Эстонии и других странах.

    Двухпалатный парламент

    Двухпалатный парламент представляет собой более сложную политическую организацию, смысл которой заключается во взаимодействии палат. В этом случае одну из них принято именовать нижней, а другую верхней. С содержательной точки зрения можно сказать, что наиболее сложная и ответственная задача обыкновенно возлагается именно на нижнюю палату: ее члены должны инициировать и разрабатывать законопроекты, которые они затем представляют для согласования и одобрения верхней палатой.

    В Российской Федерации действует именно двухпалатная система формирования парламента. Так, нижняя палата, на которую возложен основной объем законотворческой деятельности, носит название Государственной Думы, а верхняя, осуществляющая своего рода контроль за деятельностью Думы, называется Советом Федерации. При этом именно такие наименования фигурируют при этих структур в нормативно-правовых актах Российской Федерации, тогда как понятия «верхняя палата» и «нижняя палата» отражают соотношение данных структур с общемировой практикой формирования парламентов.

    Различие между нижней и верхней палатой парламента в России заключается не только в их функциях, но и в других параметрах, в частности, способах формирования. Так, Государственная Дума призвана реализовывать в своей законотворческой деятельности волю всего российского народа, поэтому она формируется в процессе общенациональных выборов. В свою очередь, Совет Федерации должен представлять интересы регионов России, то есть ее субъектов Федерации, поэтому он формируется из числа согласованных кандидатур представителей каждого из них.

    Видео по теме

    Источники:

    Разделение парламента на две палаты практикуется в государствах с высокоразвитой политической системой. В Российской Федерации тоже действуют две палаты парламента, каждая из которых имеет свое особое название и назначение.

    Двухпалатный парламент представляет собой высший законодательный орган государства, отвечающий за инициирование, разработку и принятие законопроектов, а также за внесение изменений и дополнений в уже действующие нормативно-правовые акты в случае возникновения необходимости.

    Верхняя палата парламента в РФ

    В Российской Федерации, как и во многих развитых государствах, действуют одновременно две палаты парламента, которые принято называть нижней и верхней. В соответствии с этими условными наименованиями производится и разделение функций этих органов власти. Так, нижняя палата преимущественно занимается инициированием и разработкой законопроектов, а верхняя - их согласованием и утверждением. Заседания верхней палаты российского парламенты обыкновенно проводятся не реже двух раз в месяц, однако при необходимости могут собираться и чаще.

    Верхняя палата в Российской Федерации носит название Совета Федерации. При этом различие между Советом Федерации и нижней палатой парламента не исчерпывается разницей в их функциях. Помимо этого, они отличаются между собой также способом формирования. Как следует из его названия, Совет Федерации призван предоставить субъектам Федерации возможность представления своих интересов. Такая возможность достигается посредством включения в состав Совета Федерации двух представителей от каждого региона России.

    Таким образом, общее число членов этой структуры составляет 170 человек, поскольку число субъектов Российской Федерации на сегодняшний день достигло 85. В связи с характером его состава Совет Федерации иногда неофициально именуют Палатой регионов, однако во всех нормативно-правовых актах, действующих на территории нашей страны, применяется официальное наименование этого органа.

    Нижняя палата парламента в РФ

    Нижняя палата парламента Российской Федерации, основной функцией которой является разработка законопроектов и их представление на суд Совета Федерации, носит название Государственной Думы, которое достаточно часто сокращают до варианта «Госдума». Помимо своих функций, она отличается от Совета Федерации способом своего формирования.

    Поскольку Государственная Дума призвана представлять интересы всех граждан страны, ее формирование осуществляется посредством общенациональных выборов, которые проводятся один раз в 5 лет. В общей сложности членами нижней палаты парламента в результате выборов становятся 450 депутатов. При этом, согласно положениям действующего законодательства, один и тот же человек не может одновременно входить в состав Государственной Думы и Совета Федерации.

    Источники:

    • Двухпалатная система парламента


    Просмотров