Место происшествия и место преступления отличия. Следы в криминалистике. Осмотр места происшествия. Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения

План работы:

1 Вступление. Срт.3

2 Формы государства. Стр.4

а) Формы правления. Стр.5

б) Форма государственного режима. Стр.6

3 Государственная власть в РФ. Стр.7

а) Президент. Стр.8

б) Законодательная власть. Стр.11

в) Исполнительная власть. Стр.11

г) Судебная власть. Стр.12

4 Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15


«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое государство. На основе Конституции формируется демократическая система власти» - Б.Н.Ельцин.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.


Форма государства :

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

Как создаются высшие органы государства и какого их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

Монархические (единоличные, наследственные)

Республиканские (коллегиальные, выборные)

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное;

Федеративное;

Конфедеративное.

Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.


«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10


Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.


ПРЕЗИДЕНТ . Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ . Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ . «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ . К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.


Федеральное собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа

депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и

культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней

организации деятельности палаты.

Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с

соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам

местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности,

строительству, транспорту и энергетике.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать

подкомитеты.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и

федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного

объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые

обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации,

в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. В настоящее время в Государственной Думе

существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор России», Фракция демократической партии России, Фракция политического движения «Женщины России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12 декабря» (данное

перечисление по понятным причинам является достаточно условным.

Вспомним

1. Что является основным законом Российской Федерации?

Ответ: Основной закон Российской Федерации – Конституция России.

2. Каковы три роли Московского Кремля в прошлой и нынешней жизни страны?

Ответ: Три основные роли Московского Кремля в прошлой и нынешней жизни страны это – воинская крепость, центр государственной власти и духовная святыня России.

3. Как в Конституции РФ назван народ России?

Ответ: В Конституции РФ народ России назван – граждане Российской Федерации.

Поиграем в деловые игры

1. «Если бы президентом России был/а я…»

Ответ: Если бы Президентом России была я – то принимала бы такие решения, которые способствовали развитию собственной российской экономики, производства, образования, науки и повседневной жизни. Постаралась повысить уровень образования, так как дети это наше будущее, будущее нашей страны. Также будущее поколение должно вырасти грамотным, честным, должно соблюдать обязанности и уметь реализовывать права, не нарушать права других людей, и делать всё для блага Отечества. Построили бы достаточное количество жилья, детских садов, школ и других важных учреждений. Повысила бы уровень образования, медицинского обслуживания, уровень занятий спортом, в клубах, кружках, секциях и все на бесплатной основе. Образованная, здоровая нация – это залог нашего благополучного будущего.

2. «Если бы председателем Правительства России был/а я…»

Ответ: Если бы председателем Правительства была я, то постаралась решить экологическую проблему в стране. Ведь здоровье людей во многом зависит от состояния окружающей среды и природы в целом. Повысила бы стипендии студентам. А стремление к образованию нужно поощрять, так как сегодняшние студенты это будущее нашей страны. Постаралась бы повысить финансовое положение каждой семьи, повысила зарплаты, пенсии, создала дополнительные льготы. Обеспечила бы людей доступной медициной, сократила очереди в больницах и всех обеспечила необходимыми лекарствами. Здоровая страна – залог процветания нашего Отечества.

3. «Если бы депутатом Государственной Думы был/а я…»

Ответ: Если бы депутатом Государственной Думы была я, то для своего родного города и для своей страны я приняла бы важные законы, обеспечивающие всех бесплатным, доступным и качественным образованием, здравоохранением, культурным развитием. Так как образование, здоровье и культура в целом очень важно для развития нашей страны и развития каждого человека. Построила новые дороги и другие важные коммуникационные сооружения. Возобновила производство на заводах, фабриках и других промышленных учреждениях. Улучшила экологическое положение своего города и страны в целом. Я бы следила за порядком на улицах, проводила бы такие акции как субботники. Каждый город должен быть чистым и ухоженным в нашей огромной стране.

Подумаем!

1. Какими качествами характера должен обладать Президент России и граждане, которым народ доверяет государственную власть?

Ответ: Президент России должен обладать следующими качествами: ум, честность, решительность, уравновешенность, справедливость, уверенность в себе и своих действиях, спокойствие и упорство, стремление к совершенству. А главное, каждый Президент должен быть готовым служить обществу и своей стране. Гарантировать соблюдение Конституции всеми гражданами, не зависимо от происхождения, богатства, занимаемого положения.

2. Зачем государственная власть разделена на три независимые ветви?

Ответ: Государственная власть разделена на три независимые ветви для того, чтобы исключить абсолютную власть в руках одного человека или группы людей. Так как это может привести к без контрольному злоупотребление властью. При разделении власти все три ветви должны быть представлены различными органами и людьми, ни одна из них не должна вмешиваться в права и полномочия другой ветви власти, и в тоже время все они взаимодействуют, осуществляются взаимный контроль. Результат – эффективность и прогресс в развитии страны.

Первая ветвь власти – законодательная, вторая – исполнительная, третья – судебная.

3. Почему судебная власть должна быть независимой?

Ответ: Судебная власть должна быть независимой и не подчиняться никакому постороннему влиянию. Независимость судебной власти выражается в независимости самих судей, которые принимают решения. Судьи, согласно Конституции РФ, независимы и подчиняются только закону. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. В судебных решениях не должно быть никаких противоречий Конституции РФ. Так как Конституция РФ является основным законом РФ и в ней прописаны главные принципы, правила жизни в нашей стране.

Проверим себя

1. Кто по Конституции РФ обладает высшей властью в стране?

Ответ: Высшей властью в стране обладает народ.

2. Как непосредственно народ может выразить свою власть?

Ответ: Народ выражает свою власть двумя способами. Первый – путем голосования на свободных выборах и на референдуме. А второй способ – это выражение своей власти через органы государственной власти, куда граждане выбирают своих представителей. Также граждане выбирают Президента РФ.

3. Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?

Ответ: Народ осуществляет свою власть через следующие органы власти: Федеральное собрание, Правительство РФ и судебную власть

4. Кто является главой государственной власти в России?

Ответ: Главой государственной власти в России является Президент РФ.

Согласно 3 ст. Конституции РФ, единственным источником власти в нашей стране является народ. Народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и при помощи представителей.

Власть по Конституции РФ

Одним из видов непосредственного осуществления власти народа в государстве является референдум. Также российский народ осуществляет власть через посредников: органы местного самоуправления и органы государственной власти.

В этой статье также указано, что ни один человек не может присваивать себе полную власть в государстве, или пытаться ее захватить. За такое посягательство предусмотрены санкции федерального законодательства.

Разделение властей

Ст. 10 Конституции РФ регламентирует разделение государственной власти в РФ на три ветки: судебную, исполнительную и законодательную. Такое разделение способствует эффективности работы государственного аппарата.

Каждая ветка власти обладает своими полномочиями, которые при необходимости она может делегировать другим веткам.

Исполнительная власть – это система государственных органов, главной функцией которой является исполнение законов. Законодательная власть принадлежит органу, который разрабатывает и утверждает законодательство. В России таким органом является двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Судебная власть – ветка государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Судебная власть в РФ представлена судами высшей и первой юрисдикции.

Президент в РФ

Президент РФ – это высшая государственная должность в нашей стране. Президент является гарантом всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, а также главнокомандующим Вооруженных сил РФ.

Президент не принадлежит ни к одной ветки власти, но осуществляет координирование их функций. Именно Президент определяет главные векторы осуществления внешней и внутренней политики страны.

Президента выбирает народ, посредством прямого и прозрачного голосования.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального собрания. Согласно Конституции РФ, в совет Федерации включены по 2 представителя от одного субъекта Федерации. Полномочия Совета Федерации регламентируются ст. 102 Конституции РФ.

Государственная Дума

Государственная Дума – это нижняя палата российского парламента. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Главной функцией государственной Думы является законотворческая деятельность.

Правовой статус Государственной Думы указан в 5 главе Конституции РФ. Работой Думы курирует председатель Думы, а также его заместитель.

Местное самоуправление

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой деятельность местных сообществ, которая осуществляется как непосредственно, так и через представительные органы местного значения.

Правовое положение местного самоуправление закреплено в главе 8 Конституции РФ.

Основой работы местного самоуправления является наличие территории, закрепленной за муниципальным образованием, непосредственное участие граждан в местном самоуправлении, наличие бюджета, муниципальной собственности и муниципальных нормативно - правовых актов.

Российская Федерация - это большое многонациональное государство, где множество религий, конфессий и народов сосуществуют под одним флагом. Поддержание здорового правового поля, порядка и развития в стране - это обязанность государства. В нашей стране государственную власть осуществляют: президент, правительство, Совет Федерации, Государственная Дума и суды.

Президент

Как лидер страны, президент играет важную роль в управленческом аппарате государства. Его приоритетной задачей является создание такого правового поля, при котором ни одно лицо, наделенное властью, не нарушило бы Конституцию страны. Президент обладает правом подбирать кадры на важные государственные посты. Кого-то глава государства назначает по своему усмотрению, кого-то предлагает выбрать Государственной Думе или Совету Федераций.

Президент осуществляет власть путем влияния на органы законодательной власти, благодаря своему праву внесения своих законопроектов на рассмотрение в Глава страны также может подписывать федеральные законы и направлять на повторное рассмотрение законопроекты.

Еще одним механизмом воздействия на ветви власти являются ежегодные послания лидера страны Федеральному Собранию. Президент указывает на проблемные направления, к которым требуется пристальное внимание государства.

Глава государства оказывает влияние на правительство, выступая на его собраниях и отменяя антиправовые постановления. Еще президент имеет право отменять нормативные акты власти при условии, что они противоречат действующему законодательству и Конституции страны.

Лидер государства также является главнокомандующим вооруженными силами страны. Он определяет план развития оборонной промышленности и управляет военными силами в целом.

Как первое лицо страны, он осуществляет государственную власть, определяя внешнюю политику, проводя переговоры с лидерами других государств и подписывая межгосударственные соглашения.

Правительство

Это высший осуществляющий государственное управление. При этом в своей деятельности он руководствуется положениями Конституции, федеральных законов и нормативных актов президента страны.

Правительство как орган государственной исполнительной власти осуществляет деятельность по:

  • созданию централизованной финансовой и кредитной политики;
  • созданию единой политики образования, науки и культуры;
  • созданию законного правового поля, где учитываются права и свободы граждан.

Председатель задает вектор работ и организует деятельность правительства.

Министры работают в рамках своего ведомства и выполняют поставленные председателем задачи.

Это верхняя палата Федерального Собрания, власти, осуществляющий рассмотрение законов, принятие законопроектов Государственной думы, а также самостоятельно занимающийся нормотворчеством.

В Совет Федерации входят по 1 члену исполнительной власти и по 1 члену законодательной власти от субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации проводит слушания отдельно от ГД, за исключением случаев, связанных с выступлением первых лиц государства и Президента РФ.

Также СФ в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы, связанные с валютным, кредитным, таможенным регулированием, международными договорами, вопросами военного положения и заключения мира.

Государственная Дума

Это палата Федерального Собрания, которая избирается гражданами Российской Федерации путем закрытого голосования и занимается законотворчеством.

Помимо создания новых законопроектов, ГД может:

  • подтверждать выбор председателя правительства президентом;
  • поднимать вопрос о доверии к правительству;
  • назначать председателя Центрального банка;
  • выдвигать обвинение президенту.

Постановления и решения Государственной Думы принимаются на основании большинства голосов. Организационные вопросы Государственной Думы решает председатель.

Дума также заслушивает послание президента и проводит совещания.

Суды

Правосудие в России могут осуществлять только суды. В России существуют федеральные, конституционные и мировые суды, которые составляют судебную систему страны.

Каждая инстанция осуществляет государственную власть в зависимости от своей компетенции и статуса. Суды одной принадлежности входят в одно звено судебной системы. Районные суды занимают первое областные и равные им - второе, Верховный Суд - высшее звено.

Как правило, любой судебный процесс начинается с суда первой инстанции - районного. В случае несогласия сторон с решением судьи постановление обжалуется в вышестоящем - апелляционном - органе судебной власти. В случае если новое постановление не удовлетворяет какую-либо сторону, подается кассационная жалоба в вышестоящий суд.

Судебная власть призвана не только разрешать возникающие споры, но и контролировать другие ветви власти. Так, Конституционный суд имеет право признавать законы антиконституционными, в том случае если они действительно относятся к таковым. Если закон противоречит федеральному закону, Конституции либо иным нормативным актам, Суд вправе признать его незаконным. При обвинении какого либо публичного лица Суд также обязан подтвердить наличие вины. Помимо этого представители судебной власти могут принимать решения о ликвидации религиозных, политических и иных организаций, занимающихся противоправной деятельностью, и разрешать экономические споры между органами государственной и муниципальной власти.

Органы власти вне ветвей

В ветви власти не входит:

  • Счетная палата;
  • ЦБ (обеспечивает экономический рост и контроль процентных ставок);
  • органы прокуратуры (осуществляют контроль исполнения действующего законодательства);
  • Уполномоченный по правам человека (рассматривает жалобы на государственные органы в связи с нарушением прав);
  • администрация президента (создает условия для работы президента);
  • ЦИК (отвечает за проведение референдумов, выборов).

Народ

Статья 11 КРФ четко дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственную власть в России. Но главной движущей силой, наделенной самой большой властью, является народ Российской Федерации, что отражено в 3-й статье Конституции РФ.

Власть является проводником народного мнения, направленным на создание безопасного и комфортного существования в государстве.

Современная система управления страной позволяет распределять обязанности, контролировать свою работу и эффективно взаимодействовать с обычными рядовыми гражданами.

Осмотр места происшествия является неотложным следственным действием. Он единственное следственное действие, которое может производиться и до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст.176 упк), после осмотра места дело может и не возбуждаться.

Без осмотра и получаемых результатов решить вопрос о возбуждении бывает иногда просто невозможно. Это одно из самых сложных действий в организационном, познавательном и психологическом аспектах.

1. Место происшествия – это место совершения преступления. Во-первых, преступая к осмотру отдельных объектов, никто не знает, здесь ли было совершено деяние. Т.е. мы смотрим квартиру, где нашли труп, а убили его в другом месте. Во-вторых, это не обязательно преступление. Т.е. как раз следователь и должен решить, произошло ли преступление, для этого надо установить всю совокупность признаков. Поэтому такое определение очень ограничивает место происшествия.

2. Место происшествия – это то место, где произошло расследуемое событие либо обнаружены его материальные последствия.

3. Место происшествия – место, где произошло расследуемое событие, где обнаружены его материальные последствия либо предполагается их обнаружение в процессе осмотра.

Основные черты ОМП как следственного действия. Закон не ограничивает необходимость осмотра определёнными категориями преступлений. Все рекомендации исходят из обобщения практики.

1. Обязательным ОМП является по всем видам преступлений независимо от степени их тяжести, времени совершения, ситуации когда вопрос о самом факте преступления не решён.

2. ОМП – неотложное следственное действие.

3. Незаменимый характер ОМП.

4. Неповторимый характер. Место может измениться, следы могут быть убраны, поэтому повторный осмотр может не дать результатов.

Цели . Закон определяет 2 – обнаружение следов преступления и установление других обстоятельств, имеющих значение для дела.

Задачи . Это вопросы, на которые необходимо попытаться ответить следователю по результатам осмотра. Есть мнение, что это вообще типовые версии.

1. Имело ли место преступление в данном случае или такового не было – вопрос о событии.

2. Произошло ли событие в месте осмотра либо в другом каком-то месте.

3. Каковы пути проникновения на место происшествия и пути отхода. Его разрешение позволяет правильно определить границы осмотра.

4. Сколько было лиц на месте происшествия, их признаки. Решать этот вопрос помогают обнаруженные следы, их количество, признаки – можно получить инфу о возрасте, поле.



5. Какие цели преследовали участники события.

6. Какое время находился злоумышленник на месте происшествия.

7. Какие следы оставил на месте происшествия преступник.

8. Какие следы с места происшествия могли остаться на его одежде и теле.

9. Кто и откуда мог наблюдать за происходящим.

Перечень не исчерпывающий.

Участники осмотра места происшествия – следователь, дознаватель и понятые. Следователь и дознаватель – обязательные участники, которые и производят осмотр. Понятые обязательны только за исключением случаев ч.3 ст.170 УПК. Они не требуются 1) в труднодоступной местности, 2) при отсутствии надлежащих средств сообщения, средств связи, 3) если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей.

Факультативные участники – специалисты, технические работники, судебные медики в ряде случаев (осмотр трупа) становятся обязательными, свидетель, потерпевший.

Вопрос 46. Этапы осмотра места происшествия. Задачи каждого этапа.

Осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя (дознавателя), выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного или предполагаемого преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Подготовительный этап.

1) Подготовка до выезда на место происшествия. Следователь должен обязать орган дознания обеспечить охрану и присутствие лиц, которые обнаружили следы и обстоятельства преступного характера. Надо обеспечить участие необходимых работников и специалистов, позаботиться о понятых. Подготовка научно-технических средств.

2) По прибытии на место происшествия. Надо решить вопрос с пострадавшим. У него, если разрешил медик, надо получить всю информацию о совершённом преступлении. Если это труп, вопрос о направлении его в морг иногда должен решаться в очень оперативном порядке. Решается вопрос с присутствующими на месте. Если там есть несколько человек, важно разобраться, кто из них кто, какое отношение они имеют к преступлению. По прибытии надо обеспечить охрану места происшествия, если этого ещё не сделано.



Распределение обязанностей между членами следственной группы. Следователь может дать задание оперативному работнику выявить свидетелей, произвести опрос свидетелей, поквартирный опрос.

Всем участникам разъясняются их права и обязанности, каждый из них расписывается в соответствующей части протокола.

Поисково-исследовательский этап.

1) Обзорная стадият. Следователь, прежде чем приступить непосредственно к осмотру, должен осмотреться на месте происшествия и решить ряд вопросов – с чего начать, в какой последовательности идти, какие методики применять и т.д.

1. Определение границ осматриваемой территории. Они могут быть определены самим характером места происшествия (квартира). Имеет значение механизм следообразования. Если следы ведут в определённую сторону – надо расширить границы именно в ту сторону. Границы осмотра помогает определить информация, полученная из различных источников, в частности из показаний потерпевшего. Необходимо расширять границы осматриваемой территории с целью отыскания следов и более глубокого познания обстоятельств.

2. Определить внутренние границы. Т.е. внутри обозначенной территории находится много предметов, и надо определить, какие осматривать тщательно, а какие – нет. Есть те объекты, которые находятся в непосредственной близости с узлами места происшествия. Есть особенности характера происшедшего события, места происшествия и самого объекта. Давность образования следов и вещественных доказательств. Нужно распределить все объекты применительно к времени совершения преступления.

3. Определение методики осмотра. Совокупность рекомендаций по определению последовательности осмотра. Чаще всего используется круговой метод, к нему относятся:

1. эксцентрический метод – от центра к периферии.

2. концентрический – от периферии к центру.

3. Линейный метод – разделение на секторы, чётко обозначенного центра нет – местность надо осматривать фронтально. Иногда это правильнее, т.к. труп привлекает внимание, но необходимо осматривать не менее внимательно и другие участки, например, входную дверь нужно осматривать в первую очередь. Когда некоторые следы на месте происшествия требуют более оперативного осмотра и изъятия, также можно отступать от избранного метода.

2) Стадия детального осмотра. Следователь приступает к осмотру отдельных объектов, которые на предыдущей стадии он избрал как наиболее значимые. Часто следователь лишь предполагает, что какой-то объект важен – тогда надо применять специальные средства – например, на шкафу, откуда изъяты деньги, надо искать следы на ручках.

Правило: ни один объект на стадии детального осмотра не может быть осмотрен в динамическом варианте, пока не зафиксировано его местоположение в обстановке места.

Заключительный этап – фиксация результатов осмотра.

Основной и обязательный –протокол ОМП, он является источником доказательств, если какая-то информация не нашла в нём отражения, она не может быть далее использована, в силу этого значение осмотра колоссально. Применяется фото- и видеосъёмка. Составление планов и схем, зарисовка всех объектов с места происшествия, зарисовка контуров тела человека. Сказать о видах и методах съёмки.

Вопрос 47. Приемы исследования обстановки места происшествия. Роль типичных версий при осмотре.

Место происшествия ориенти­руется относительно не менее чем двух постоянных объектов. Участки открытой местности ориентируются относительно бли­жайших населенных пунктов, линий электропередач и т.п. Терри­тории, значительно удаленные от поселений и каких-либо объек­тов, могут ориентироваться с помощью навигаторов.

Общее правило: границы определяются в пре­делах расположения видимых следов происшествия. Могут быть определены самим характером места происшествия. Осмотр квартир обычно начинается от входа. На участках открытой местно­сти границы можно определять исходя из особенностей рельефа. Имеет значение механизм следообразования. Если следы ведут в определённую сторону – надо расширить границы именно в ту сторону. Границы осмотра помогает определить информация, полученная из различных источников, в частности из показаний потерпевшего.

Когда обследованию подлежат территории, на которых в ходе общего обзора не удалось выявить видимые следы или определить участки наиболее вероятной их локали­зации, осмотр рекомендуется начинать от центра. При совершении криминального деяния центром является место выполнения действий, с которыми связывается окончание пре­ступления.

Приемы:

Концентрический – от периферии к центру. При осмотре малогабаритных жилых помещений.

Эксцентрический – от центра к периферии. Применяется, когда отсутствует возможность определения последовательности развития события, разделения следов участников события и других лиц, установления причины и времени изменений обстановки места происшествия

Линейно-фронтальный - разбивка осматриваемых площадей на квадраты и сектора и их обследованию. Чётко обозначенного центра нет, рекомендуется при осмотре зна­чительных по площади территорий, а также помещений, обста­новка которых исключает или существенно затрудняет движение по спирали.

Сплош­ного осмотра .

Выборочный заключается в обследовании территорий, где развивались события, которые охватываются версией следователя. Возможна неполнота.

На стадии детального осмотра первоначально используется статистический метод - объ­екты осматриваются в том же положении, в котором они обна­ружены. Далее динамический , т.е. изменяется первоначальное положение предметов: они могут раскрываться, разбираться.

В ходе ОМП следо­ватель дополняет и конкретизирует ранее выдвинутые версии. При обнаружении любого изменения объективной обстановки необходимо определить, связано ли оно с исследуемым происше­ствием или вызвано не имеющими к нему отношения действи­ями. Для этого рекомендуется мысленно модели­ровать действия и события. Предположив, что они являются сле­дами преступления, следователь организует поиск отражений других местах. Спо­соб совершения преступления представляет собой систему вза­имосвязанных действий по подготовке, совершению и сокрытию деяния. Зная типичные способы совершения преступления, следова­тель, выявив следы одних действий, может предположить, какие еще операции мог совершить субъект посягательства, а также какие при этом могли образоваться следы и в каких местах. Должно выдвигаться несколько версий.

Возможно обнаружение негативных обсто­ятельств - данные, противоречащие версии об обстоятельствах, характере и субъектах предполагаемого деяния. Названные обстоятельства противоречат прежде всего картине, которую стремились создать субъекты сокрытия преступления с целью уклонения виновных от ответственности.

Например: противоречащие версии об отсутствии собы­тия; опровергающие версию о некриминальном характере собы­тия; об отсутствии следов, без возникновения которых не могло развиваться инсценированное событие; о следах более тяжкого преступления;

Вопрос 48. Способы фиксации результатов осмотра места происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия.

Ст.166 – 167 УПК регламентируют правила составления протокола следственного действия.

Требования к протоколу:

а) Полнота информации, которая была обнаружена в ходе следственного осмотра.

б) Объективность описания обнаруженных обстоятельств. В протоколе не должно быть поспешных выводов и предположений следователя по поводу механизма образования следов, определения наименования и назначения предметов, которые в данный момент также определить нельзя (непонятные обломки каких-то предметов), указать надо только объективную информацию – размер, форма, цвет и т.д., хотя по цвету тоже возникает много вопросов. В протоколе не допускается фиксация времени смерти, т.к. для этого есть специальная экспертиза, а с помощью эксперта надо указать только положение тела, следы на нём и т.д.

При осмотре часто выявляются негативные обстоятельства – которых по логике быть не должно, а они есть, либо наоборот – которые должны быть, но их нет. Например, не следует писать, что со слов потерпевшего, из шкафа исчезла шуба – надо просто зафиксировать, что в шкафу есть, а не то, чего там нет. В некоторых случаях отсутствие какого-то объекта диссонирует с общей обстановкой, например, отсутствие одного ботинка, или труп на улице зимой без верхней одежды.

Протокол состоит из 3 частей.

Вводная – где, кто, когда производит осмотр, участники, их права, по какому факту происходит осмотр.

Описательная часть – самая важная и сложная, здесь не подстрочных вопросов. Она начинается со слов ОСМОТРОМ УСТАНОВЛЕНО, по сути это и есть содержание самого осмотра, результат произведённой работы.

1. Краткая характеристика места происшествия – что оно из себя представляет и где находится. Т.е. нужно указать адрес, но этого мало – надо указать номер подъезда, этажа, расположение квартиры на этаже – т.к. часто при задержании преступника он не может вспомнить сам адрес, а указывает только на этаж, железная дверь направо от лестницы и т.д., т.к. он не может запомнить адреса своих краж. Минимум 2 недвижимых объекта

2. Описывается вход в помещение, имеется ли входная дверь, запирающее устройство и его отдельные характеристики, повреждения на двери, следы и т.д.

4. Затем надо приступать к осмотру и описанию отдельных деталей, по принципу от общего к частному, подробно описывается каждый предмет – форма, цвет, размер, следы на предмете и др.

Заключительная часть протокола – что изъято с места происшествия, как упаковано, куда направлено, описываются приложения к протоколу, что сфотографировано, какой фотоаппарат – модель и характеристики, количество кадров, ссылка о составлении схем и планов, замечания участников осмотра.

Вопрос 50. Понятие и виды обыска, отличие обыска от следственного осмотра. Цели обыска.

Обыск

1) по объекту: закон не различает, за исключением личного и помещения, на открытой местности, ТС.

2) по последовательности – первичный и повторный.

3) по организации:

а) единичный, т.е. на отдельном объекте у конкретного лица;

б) групповой - всегда одновременный. Это делается, чтобы не допустить перемещение искомых объектов и утечку информации. Наличие единого руководителя, обмен информацией, обеспечение внезапности и одновременности – характеристики группового обыска. Чаще всего групповые обыски проводятся по серьёзным преступлениям при жёсткой конспирации, чтобы избежать утечки информации.

У разных лиц, проходящих по одному делу

В разных местах, но имеющих отношение к одному лицу.

Основная цель обыска – обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для расследуемого уголовного дела.

Дополнительные:

1) обнаружение объектов, которые могут иметь отношение к расследованию других уголовных дел.

2) обнаружение объектов, изъятых из оборота.

3) обнаружение разыскиваемых лиц и трупов.

4) изучение личности обыскиваемого лица – следователь фактически единственный раз попадает в обстановку, где человек живёт – надо посмотреть на окружающую обстановку, образ жизни, привычки и т.д.

Ст.176 УПК: осмотр производится в целях обнаружения следов, ст.182 называет в качестве целей обыска именно обнаружения орудий преступления и других следов, т.е. по закону у них как будто одна цель. Разграничение – сущностная основа, при осмотре следователь непосредственно воспринимает что-либо, при обыске обнаруживаются определённые обстоятельства, но другим путём, сущность обыска – принудительное обследование обстановки объекта. Обыск всегда носит принудительный характер, им могут нарушаться права граждан – неприкосновенность жилища, тайна переписки. Обследование – следователь ищет имущество, которое сокрыто, которое лицо не хочет отдавать.

ü Время производства – только по возбуждённому уголовном делу и на более поздних стадиях расследования, когда уже есть информация, что у подозреваемого хранятся какие-либо вещи. Осмотр может происходить и до возбуждения дела.

ü Цель осмотра – обнаружение следов и выяснение других обстоятельств, т.е. при осмотре обнаружение следов – не единственная цель, а иногда даже и не основная. При обыске же обнаружение – основания и единственная цель.

ü Предмет поиска. При обыске предмет поисковых действий, как правило, определён, следователь знает, что ищет. При осмотре все происходит в более творческом режиме.

Вопрос 51. Подготовка к обыску.

Обыск – следственное действие, состоящее в принудительном обследовании помещений, сооружений, участков местности и отдельных лиц с целью отыскания и изъятия скрываемых доказательств преступления, объектов, необходимых для установления истины по делу.

Эффективность обыска напрямую зависит от качества его подготовки. Обыск – опасное следственное действие, высокий уровень противодействия, следователь должен быть вооружён информацией.

После принятия решения о производстве обыска следователь производит подготовительные действия, перечень и содержание которых зависит от конкретной ситуации.

Этап 1. До прибытия на место обыска следует:

1. Изучить и произвести анализ материалов уголовного дела.

2. Конкретизировать цели и задачи обыска

3. Выяснить данные об искомых объектах, достаточно знать групповые признаки искомых предметов, но желательно собрать сведения об их индивидуальных признаках

4. Изучить личности граждан, у которых намечено производство обыск, что бы ориентировочно судить, куда могли спрятать искомый предмет.

5. Изучить план помещения и участков местности, где должен быть произведен

6. Выбрать время (ночью запрещен).

7. Определить круг лиц, привлекаемых к производству обыска и провести их инструктаж.

8. Обеспечить следственно – оперативную группу необходимыми техническими средствами, транспортом, средствами защиты, оружием.

9. Составить план производства обыска, в котором указывается:

· какие объекты предполагается изъять по данному делу,

· лицо, подлежащее обыску,

· обязанности участников группы обыска,

· способ проникновение в помещение,

· меры по предупреждению возможного вооруженного сопротивления,

· время и порядок проведения обыска,

· конкретные специалисты и технические средства

· тактические приемы, которые целесообразно применять;

· способ связи,

· меры по охране места обыска,

· меры, исключающие связь обыскиваемого с другими лицами;

· способы легализации полученных оперативных данных, полученных в ходе обыска;

· предполагаемые действия участников обыска при осложнении обстановки;

· меры по предотвращению возможного сокрытия или повреждения искомого предмета.

10. Обеспечить внезапность.

Этап 2. После прибытия на место обыска следует:

1. Корректировка плана, с учетом реальной обстановки.

2. Организовать правильный подход к месту обыска: выезд к месту обыска должен быть спланирован так чтобы: застать на месте и обеспечить скрытность

3. В зоне поиска расставляется оперативный состав группы наружного обеспечения.

4. Устанавливается связь между группой наружного обеспечения и др участниками обыска

5. Выбор и реализация способа проникновения

6. Предъявить служебное удостоверение и тут же постановление о производстве обыска.

7. Следователь сообщает цель обыска и предлагает обыскиваемому добровольно выдать предметы, представляющие интерес для обыска.

Понятые обязательны за исключением ч.3 ст.170 УПК – труднодоступная местность.

Поисковая стадия обыска.

Обыск начинается с предъявления постановления следователя или судебного решения. Лицу предлагают добровольно выдать предметы, указанные в постановлении. Если предметы выданы, на этом не обязательно прекращать обыск.

Если на месте обыска оказались посторонние лица, если их личности установлены, то их можно попросить удалиться. Лицам, которых удалить следователь не может, нужно запретить общаться между собой. Это важно, т.к. возможен сговор по поводу происхождения найденных вещей.

1. Обыск должен быть планомерным и методичным. Между членами оперативной группы должны быть чётко разделены обязанности – либо по комнатам, либо по определённым зонам, объектам и т.д. Разыскиваемые предметы могут находиться не в тайниках, а в неприспособленных для сокрытия предметах. Разыскиваемые предметы могут вообще не скрываться, а находится на видном месте.

2. Надо учитывать возраст, род занятий человека

3. Надо обращать внимание на предметы, нахождение которых в данном месте не логично.

4. Необходимо учитывать характер предмета – объёмное, маленькое, плоское, можно ли это разделить и спрятать по отдельности.

5. Может быть расчёт на сочувствие и жалость – поэтому часто прячут в коляске и у ребёнка, может быть расчёт на брезгливость, на усталость, поэтому могут спрятать в такие места, осмотр которых займёт много времени.

6. Наблюдение за обыскиваемым лицом должно быть постоянным и целенаправленным. Человек волнуется, поэтому важно увидеть изменения в поведении человека – заволновался, успокоился, вступил в разговор, что-то спросил, устроил истерику, чтобы отвлечь.

7. Контрольное обследование. Участники группы могут поменяться местами, объектами, чтобы освежить взгляд. Если такой возможности нет, рекомендуется начать осмотр того же объекта с другой точки.

8. Наблюдение за обыскивающим – следователь, который не принимает участие в обследовании, замечает ошибки других.

9. Все обнаруженные объекты с начала должны осматриваться в статике, на месте обнаружения, в том виде, в каком они обнаружены, сфотографированы, и лишь затем в динамическом режиме. Нельзя забывать, что на обнаруженном предмете могут быть следы, их тоже надо найти.

Фиксация результатов обыска .

Описательная часть протокола содержит:

Ø Место нахождения искомых и обнаруженных объектов – максимально точно.

Ø Средства, с помощью которых были обнаружены объекты (научно-технические),

Ø Описывается сам объект с указанием общих и частных признаков – наиболее полно

Ø Если есть тайники, то их нужно описать с точки зрения их характера, внешнего вида и места нахождения.

Ø Если применялись какие-то технические средства и были причинены ими повреждения в ходе обыска, то надо описать повреждения с указанием обстоятельств, которые вызвали их необходимость – чтобы пресечь злоупотребления следователя и т.д.

Протокол обыска должен быть наиболее полным, ни одна деталь или мелочь не должна быть упущена следователем из вида.

Вопрос 54. Понятие, цели и виды допроса. Факторы, определяющие выбор тактики допроса.

Сущность допроса состоит во взаимодействии следователя с допрашиваемым

Допрос – следственное действие, представляющее собой процесс взаимодействия с допрашиваемым с целью получения от него в установленной законом форме достоверных показаний об обстоятельствах, имеющих или могущих иметь отношение к расследуемому делу.

Основная – получение достоверных показаний по поводу интересующих следствие обстоятельств. Не всегда достигается в рамках этого следственного действия.

Промежуточные в зависимости от ситуации:

Получение правдивых показаний;

Получение любы показаний (даже ложных) – информация, в которой можно найти противоречия, неточности, и наоборот, факты соответствующие действительности, из этого можно расширить круг знаний по делу;.

К1. Процессуальное положение допрашиваемого лица (выводит нас на процедуру): свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, эксперт, специалист. Понятые допрашиваются в качестве свидетелей, если есть необходимость их допроса, например, при фальсификации в ходе следственных действий.

К2. В зависимости от социальных установок:

1. Допрос лица, имеющего преступный опыт (судимых);

2. Не имеющего такого опыта.

К3. По объему сообщаемой информации:

1. Основной

2. Дополнительный – если что-то не было выявлено.

К4. По последовательности:

1. Первоначальный

2. Повторный – по обстоятельствам по которым лицо уже допрашивалось с целью выявления противоречий.

К5. В зависимости от состояния психического здоровья.

К6. В зависимости от участия в допросе защитника.

К7. В зависимости от возраста:

1. Допрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

2. Допрос малолетних и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

К8. В зависимости от отношения допрашиваемого к искомой следователем информации:

1. Допрашиваемый обладает информацией о событии, желает и может объективно и полно передать ее следователю (бесконфликтная);

2. Допрашиваемый обладает информацией, желает передать ее следователю, но не может передать ее объективно и полно ввиду ошибок восприятия, памяти (конфликтная ситуация с нестрогим соперничеством).

3. Допрашиваемый обладает информацией, не желает ее передавать и передает ее с умышленными искажениями либо отказывается от передачи информации вообще (Конфликтная ситуация со строгим соперничеством.

4. Допрашиваемый не обладает информацией.

Факторы, влияющие на выбор тактики допроса:

a..1. Личность допрашиваемого (возраст, образование, пол).

a..2. Его процессуальное положение.

a..3. Конфликтность ситуации.

a..5. Объем доказательственной базы

Вопрос 55. Подготовка к допросу.

Допрос – это следственное действие, состоящее во взаимодействии следователя с допрашиваемым лицом, с целью получения от него в установленной законом форме достоверных показаний о фактах, имеющих или могущих иметь значение для установления истины по делу.

Подготовка . Сначала следователь должен тщательно изучить материалы дела, предмет допроса должен быть чётко определён, должна быть намечена последовательность вопросов и т.д. Можно составлять план допроса. Материалы дела при допросе должны лежать на столе, в них могут быть сделаны закладки.

Нужно изучить личность допрашиваемого лица. Такая возможность есть не всегда, но минимум знаний необходим. Это знания о возрасте, наличии судимостей, уровень образования, если есть возможность – какую позицию лицо занимало при расследовании предыдущих дел, как он вёл себя при задержании.

Подготовка доказательств, применяемых при допросе. Должны быть сделаны закладки, ксерокопии протоколов и т.д. Могут предъявляться вещественные доказательства, они должны находиться поблизости.

Составление плана допроса. По несложным ситуациям он может быть устным. Иногда необходим, там надо фиксировать ключевые места, которые станут проверяться в ходе других следственных действий.

Подготовка технических средств – запись допроса, демонстрация вещдоков.

Обеспечение участия лиц, которые по закону должны принимать участие в допросе – переводчик, законный представитель, защитник. С ними обговариваются вопросы, связанные с процедурными моментами – время, место.

Определение времени и места допроса . Допрашивать в ночное время нельзя – ст.166 УПК, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, надо назначать допрос на дневное время. Ст.46 УПК – подозреваемый допрашивается не позднее 24 часов с момента задержания, либо с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Ст.173 УПК – обвиняемый допрашивается немедленно после предъявления обвинения. В остальном следователь сам определяет время. Нужно исходить также из интересов личности допрашиваемого лица. Допрос лучше планировать заранее. Ст.187 УПК – по продолжительности допрос не более 8 часов, а непрерывно –4 часов.

Место допроса – ст.187 – либо места производства предварительного следствия, т.е. кабинет следователя, либо место нахождения допрашиваемого лица, т.е. по месту его содержания в СИЗО, больнице, по месту учёбы, работы, дома. Самый предпочтительный вариант – кабинет следователя, здесь он свободен в выборе приёмов допроса, у него под рукой всё необходимое и т.д. Кабинет следователя многих людей дисциплинирует. Следователь - хозяин положения.

Определение порядка вызова на допрос – ст.188 УПК. Основной способ – повестка. Почта, к сожалению, работает не всегда чётко, поэтому вызов по телефону бывает оперативнее. При невозможности вызова повесткой она может вручаться администрацией места работы, учёбы, не лучший способ, т.к. слишком много людей будут знать.

Вопрос 56. Тактика допроса свидетеля (потерпевшего) в различных следственных ситуациях.

В условиях бесконфликтной ситуации .

Основная тактическая задача – максимально используя бесконфликтный характер ситуации, не допустить её перерастания в конфликтную.

Свидетели и потерпевший могут оказаться, изменить показания под давлением.

Предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний по ст.307 и дачу заведомо ложных показаний – 308 УК РФ – следователь должен выполнить эту формальность. Уже на этой стадии может возникнуть ряд локальных конфликтов: как предупредить. Иногда следователи сокращают. Надо учитывать, кого допрашивают – подросток, пожилой человек, который с трудом воспринимает какие-то юридические тонкости, учитывать уровень образования. Нельзя допустить, чтобы свидетель или потерпевший подумал, что его в чём-то подозревают. Надо избегать жёсткой юридической формулировки.

Начало допроса: следователь должен разъяснить значение ст.51 КРФ. Многие понимают эту норму не совсем верно, воспринимают её как право на ложь.

В начале допроса лицу предлагается рассказать об обстоятельствах дела, известных ему, в свободной форме. Это предусмотрено законом. Но для некоторых начать рассказ бывает сложно, тогда им надо помочь. Свободный рассказ важен, т.к. даёт более полную информацию, видны переживания и чувства человека, путается он или нет, осторожно ли подбирает слова и т.д. Слушать, не перебивая, нужно, чтобы помочь установлению доверительных отношений. Следователь в процессе рассказа понимает человека, составляет план дальнейших действий, корректирует свою тактику.

Основной тактический приём – детализация– можно получить полные и подробные показания, способ развития ассоциаций, проверка на внутренние противоречия, позволяет анализировать и констатировать показания как достоверные. Ещё одна функция приема – он является предупреждающим фактором, который не позволяет в дальнейшем допрашиваемому лицу отказаться от своих показаний.

В условиях конфликтной ситуации с нестрогим соперничеством . Интересы допрашиваемого и следователя совпадают, но лицо добросовестно заблуждается и передаёт искажённую информацию.

Тактические задачи:

1. Надо определить причину искажения информации.

Для выполнения этой задачи необходимо выяснить у лица следующие обстоятельства:

ü Условия наблюдения – освещённость, время суток и т.д.,

ü Роль этого лица в событии, о котором он рассказывает – был непосредственным участником или находился на отдалении.

ü Состояние лица в момент воспринимаемого события – алкоголь, погружённость в себя,.

ü Наличие заболеваний, увлечения, профессия.

ü Какое время прошло после события.

2. Надо оказать помощь лицу в адекватном воспроизведении этой информации. Приемы:

ü Приём оживления ассоциативных связей. Детализация. Схемы. Моделирование. Образы.

ü Контрольные и уточняющие вопросы.

ü Наглядность: каталоги, образцы. Образцы автомобилей, оружия.

ü Дополнительный допрос как вариант уточнения.

ü Повторный допрос по тем же обстоятельствам. В силу психического состояния не могло всё рассказать.

В условиях конфликтной ситуации.

Причины: страх мести, подкуп, желание выгородить, давление др. лиц и др. Есть люди, которые оценивают степень причинённого им ущерба в денежном эквиваленте. Однако закон есть закон, и если начато расследование, то его не остановить, а изменение или отказ от показаний неприемлемы.

Средства борьбы с ложью: психические и интеллектуальные.

1) Разъяснение значения дачи правдивых показаний, особенно в отношении подростков

2) Напоминание об ответственности с демонстрацией статей УК РФ.

3) Стимулирование положительных качеств допрашиваемого.

4) Применение логических приёмов разъяснения бессмысленности дачи ложных показаний.

5) Максимальная детализация показаний с целью выявления внутренних и внешних противоречий,

6) Предъявление доказательств

7) Очные ставки – это уже самостоятельное следственное действие,

Вопрос 57. Тактика допроса подозреваемого в различных следственных ситуациях.

Показания подозреваемого и обвиняемого являются источниками доказательств и вместе с тем средством защиты подозреваемого от объявленных подозрений в совершении преступления, а обвиняемого – от предъявленного обвинения.

Подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления; лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения – ст. 46.

Он имеет право давать показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы на действия и решения следователя и т.д., чем они успешно пользуются по каждому поводу.

Степень информированности следователя при допросе подозреваемого меньше, чем при допросе обвиняемого.

Факт задержания для лица обладает внезапностью, особенно если оно произошло по горячим следам. Человек ещё не сформировал свою позицию, не обговорил ничего с другими лицами.

Бесконфликтная ситуация. Тактическая задача – не допустить перерастания в конфликт и максимально использовать бесконфликтность ситуации. Детализация, его функция: надо получить полные показания, а также предупредить отказ от дачи показаний в будущем и дачу ложных показаний в дальнейшем. На первом допросе из-за эмоционального состояния лицо может давать правдивые показания. Следователю необходимо ставить контрольные вопросы.

Кроме того используются приемы:

1) Побуждения подоз



Просмотров