Примеры ответственности за международно противоправное действие

Реализация международно-правовой ответственности включает в себя две составляющие: юридические последствия международно-противоправного деяния и механизмы призвания виновного субъекта к ответственности.

В международно-правовой литературе существуют довольно разноречивое понимание и применение понятийно-категориального аппарата, относящегося к институту реализации международно-правовой ответственности. В частности, довольно часто происходит смешение таких понятий, как «юридические последствия наступления международно-правовой ответственности», «формы» и «виды» такой ответственности. Между тем КМП ООН (далее - КМП) при разработке темы об ответственности как государств, так и международных организаций четко разграничила эти понятия.

К юридическим последствиям международно-противоправного деяния относятся:

а) прекращение противоправного деяния;

б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того требуют обстоятельства;

в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием.

Данные положения отражены в ст. 30 и 31 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. (далее - ПСОГ).

Юридические последствия международно-противоправного деяния не влияют на сохраняющуюся обязанность выполнения нарушенного обязательства. Даже в том случае, если нарушившая обязательство сторона выполнит свои обязанности по прекращению противоправного поведения и по предоставлению возмещения, она продолжает быть связанной нарушенным ею обязательством. В ПСОГ положение, отражающее данный принцип, содержится в ст. 29. Вместе с тем в комментарии к данной статье указывается, что принцип, согласно которому обязательство как таковое не затрагивается нарушением, не означает, что выполнение обязательства все еще будет возможным после того, как нарушение было совершено. Это будет зависеть от характера соответствующего обязательства и нарушения. Кроме того, следует заметить, что условия прекращения или приостановления обязательства должны определяться первичными нормами, касающимися этого обязательства, т.е. нормами, которые налагают на субъекта данное обязательство.

Таким образом, после совершения международно-противоправного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потерпевшего субъекта -- вторичные права (право требовать возмещения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юридическими последствиями совершения этого деяния.

Что же касается видов и форм ответственности, то данные понятия можно определить следующим образом: вид ответственности - это понятие, определяющее общее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер, а форма ответственности - это способ осуществления ответственности в пределах определенного вида.

Традиционно в международном праве выделяется два вида ответственности - материальная и политическая (нематериальная). Материальная ответственность -- это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба. Политическая ответственность - это ответственность, которая не связана с нанесением материального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). То есть политическая ответственность возникает даже в случае, если международно-противоправное деяние не повлекло материального ущерба. Необходимо отметить, что два данных вида не являются взаимоисключающими, и в большинстве случаев при наступлении материальной ответственности наступает и политическая.

Помимо данных видов ответственности некоторые авторы выделяют моральную ответственность субъектов международного права (российские юристы-международники Ю.М. Колосов, И.И. Лукашук). При этом нужно подчеркнуть, что в Проекте не закреплено понятие политической ответственности или политического ущерба, там говорится лишь о возмещении материального или морального ущерба.

Обязательство возмещения ущерба регулируется положениями ст. 31 ПСОГ. В п. 2 ст. 31 ПСОГ закреплено понятие вреда для целей данного проекта, которое включает в себя любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный противоправным деянием. При этом КМП выделяет лишь три формы возмещения ущерба: реституция, компенсация и сатисфакция.

Каждый из видов международно-правовой ответственности осуществляется (или реализуется) в определенных формах. К формам реализации материальной ответственности можно отнести реституцию, компенсацию, субституцию.

Реституция -- это восстановление первоначального положения вещей, т.е. положения, которое существовало до совершения международно-противоправного деяния. В простейшей форме реституция предполагает такие действия, как освобождение неправомерно задержанных лиц или возвращение неправомерно арестованного имущества. Таким образом, реституция подразумевает то, что ответственное государство должно ликвидировать правовые и материальные последствия своего противоправного деяния путем восстановления ситуации, которая существовала бы, если бы не было совершено такое деяние. Существует также понятие «юридическая реституция». К юридической реституции относятся, например, отзыв, отмена или изменение законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной меры, неправомерной принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца.

Компенсация - это финансовая форма возмещения вреда. В международно-правовой литературе возмещение вреда в денежном эквиваленте часто называют репарацией. В английском варианте Проекта КМП использовала именно термин «reparation» однако в русском переводе он все же звучит как «компенсация». В связи с этим можно утверждать, что это равнозначные термины. КМП определяет, что компенсация представляет собой форму финансового возмещения вреда, причиненного международно-противоправным деянием, насколько такой ущерб не возмещается реституцией, устанавливая, таким образом, приоритет реституции как формы возмещения вреда, т.е. две данные формы совершенно не исключают, а дополняют друг друга.

Также выделяют такую форму возмещения материального вреда, как субституцию - возмещение материальных ценностей в натуре, т.е. передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

К формам политической ответственности относят сатисфакцию, ресторацию и реторсии.

Сатисфакция - форма возмещения, при которой речь идет о возмещении ущерба, неподдающегося финансовой оценке, т.е. ущерба нематериального характера. Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении, однако, она не должна быть непропорциональна нанесенному ущербу и не должна принимать формы, унизительной для ответственного государства.

Ресторация - это восстановление нарушенных прав нематериального характера в том виде, в котором они существовали до совершения правонарушения. То есть в принципе это та же реституция только в отношении нематериального ущерба.

Реторсии -- это ответные меры в связи с недружественными действиями другого государства. Иногда в международно-правовой литературе реторсии не считаются формой ответственности, так как часто предпринимаются при отсутствии факта правонарушения (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес своей страны).

Часто к формам политической ответственности относят репрессалии и санкции. Репрессалии -- это ответные насильственные действия со стороны потерпевшего государства. Санкции - более широкое понятие, включающее в себя любые меры, принимаемые в отношении государства, совершившего международное преступление. Некоторые советские юристы-международники (Г.И. Тункин, Д.Б. Левин, Л.А. Мождорян) включали в понятие санкций те же репрессалии и реторсии.

КМП при разработке проблемы международно-правовой ответственности сформулировала иную концепцию понятия санкции. В данном понимании ответственность, ее виды и формы отделены от санкций. Последние выступают как средства принуждения нарушителя выполнить возникшие в рамках правоотношений ответственности вторичные обязательства (обязательства, возникающие в рамках правоотношений ответственности) и никак не являются самими этими обязательствами. При этом необходимо отметить, что на завершающем этапе работы КМП над ПСОГ термин «санкции» в таком понимании был заменен на термин «контрмеры». В числе основных причин такой замены стоит необходимость разграничения между санкциями, применяемыми организациями, и мерами индивидуального государственного принуждения. В таком понимании контрмер это понятие охватывает любые односторонние меры принудительного характера, принимаемые государством (в том числе и репрессалии).

Таким образом, если юридическим последствием невыполнения первичных обязательств является право потерпевшего требовать прекращения правонарушения и возмещения ущерба, то при нарушении вторичных обязательств (т.е. обязательств прекратить противоправное деяние и возместить причиненный ущерб) юридическим последствием является право потерпевшего применить контрмеры.

  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.

    Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного пра­ва и восстановления нарушенных прав и отношений. Она вы­ступает в качестве особого инструмента регулирования между­народных отношений и гаранта функционирования междуна­родного права.

    Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосу­дия (предшественница Международного Суда ООН), принци­пом международного права и, более того, общей правовой кон­цепцией является признание того, что любое нарушение взято­го на себя обязательства влечет за собой обязанность возмес­тить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следст­вием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

    Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на дого­ворную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в до­говоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отве­чать за свои действия - с другой.

    Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточен­ные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответст­венности, подчеркнула, что вопрос об ответственности - один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

    Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязатель­ства, или обязанность возместить ущерб в результате пра­вомерных действий, если это предусмотрено договором.

    Институт ответственности является общим, институтом международного права, его нормы призваны обес­печить охрану правопорядка во всех сферах межгосударствен­ных отношений.

    25. Основания международно-правовой ответственности.

    Ответственность наступает при наличии определенных ос­нований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

    Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С дру­гой - если в поведении субъекта нет признаков правонаруше­ния, то постановка вопроса об ответственности также исключа­ется.

    Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе кото­рых определенное поведение квалифицируется как междуна­родное правонарушение.

    Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения.

    Ими являются договоры, обычаи, решения международных су­дов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера.

    Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

    Акты международных организаций могут являться юри­дическим основанием ответственности в виде резолюций, по­становлений, деклараций, если им придается обязательный ха­рактер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюд­жете и распределении взносов, о приеме в организацию и ис­ключении из нее, акты толкования общепризнанных норм ме­ждународного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

    Обязательства государств могут вытекать не только из нор­мативных актов, но и из актов применения права. Такими акта­ми являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбит­ражей и трибуналов-Суд устанавливает факт правонаруше­ния, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и для конкретных ситуаций.

    В отдельных случаях юридическим основанием междуна­родно-правовой ответственности-государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются дру­гими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины террито­риальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов конти­нентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других госу­дарств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

    Фактические основания ответственности. Как уже отме­чалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответ­ственность. В силу этого необходимо четко установить элемен­ты международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Государство -- это единый социальный организм, все функ­ции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государ­ству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответ­ственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее пра­вило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассмат­ривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве таково­го, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определе­ние же системы таких органов относится к внутренней компе­тенции каждого государства.

    Последующие статьи проекта конкретизируют общее пра­вило и устанавливают, что не имеет значения, к какай власти принадлежит орган государства - учредительной, законода­тельной, исполнительной, судебной или иной, а также какой - международный или внутригосударственный - характер име­ют эти функции.

    Исходя из этих общих положений, можно отметить сле­дующие наиболее характерные случаи.

    Применительно к законодательству государства Постоян­ная палата международного правосудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обяза­тельство, непременно должно внести в законодательство по­правки. Это означает, что оно навлекает на себя ответствен­ность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство "не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оправдания для невыполнения им до­говора".

    В равной мере государство несет ответственность за дей­ствия своих исполнительных органов, прежде всего правитель­ства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственно­сти либо гражданам.

    Следует четко разграничивать случаи ответственности хо­зяйственных, политических, общественных и других организа­ций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

    Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязатель­ствам государства.

    Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может упол­номочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обяза­тельств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за на­рушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все за­висит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

    Следовательно, общая концепция такова: государство не­сет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих пре­рогативы государственной власти, и за непринятие необходи­мых мер против правонарушений находящихся под его юрис­дикцией лиц.

    Кроме того, по некоторым договорам на государство возла­гается ответственность за всю национальную деятельность - как органов государства, так и любых физических и юридиче­ских лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6-7 Договора о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государст­венными, так и частными космическими объектами.

    Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фак­тическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

    1. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

    2. Виды и формы международной ответственности.

    3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

    4. Понятие и виды международных противоправных действий.

    5. Международно-правовые санкции.

    Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

    Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, укреплением международного мира и правопорядка. Это один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на Его постоянное практическое применение и совершенствование, правовые нормы этого института не кодифицировано, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычных норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

    С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Уже рассмотрено и принято в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

    Общеизвестно, что нарушение законов внутри государства неизбежно влечет ответственность. Такое же положение существует и в международном праве, хотя характер правонарушений и формы ответственности здесь имеют некоторые особенности. Нарушение норм международного права, а также прав и интересов других государств не может оправдываться ссылкой на суверенитет, поскольку такие действия является не осуществлением суверенитета, а злоупотреблением им.

    С понятием международно-правовой ответственности тесно связаны процессуальные вопросы, поскольку их изучение позволяет отказаться от распространенной концепции, отождествляет международную ответственность с юридической обязанностью.

    Ответственность - важное средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедурой, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил, характеризуется процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации.

    Не однозначны взгляды ученых и на само определение международной ответственности. Одни ее понимают как специфический обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб, другие как реализацию санкций в отношении субъекта, нарушившего свои международные обязательства, третьи - как комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении него санкции. Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-правовой доктрине.

    Между народно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или из-за убытков, причиненных одним государством другому в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут касаться прав и интересов всего международного сообщества.

    В науке международного права международно-правовую ответственность понимают как негативные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Значение ее обусловлено тем фактом, что это необходимый юридический средство обеспечения соблюдения норм международного права, восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, наложении санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государствам, которые нарушили свой международный долг, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности - в обязанности осуществить соответствующую компенсацию.

    Ответственность субъектов международного права выступает как определенный инструмент правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права. Нормы, относящиеся к ответственности государств, охватывают не одну какую-нибудь отрасль международного права, а всю совокупность международно-правовых отношений. Эти нормы способствуют осуществлению всех других норм международного права и является якобы общей гарантией их соблюдения. Поэтому встречается утверждение, что отрицание международно-правовой ответственности равносильно разрушению международного права.

    Международная ответственность государств рассматривается в настоящее время и в теории и на практике как один из важных принципов международного права: международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН, других международных организаций. Так, ст. 39,41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности. Предполагается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1 948 г..

    Комиссия международного права определила содержание международной ответственности как "последствия деяния в плане возмещения ущерба и соответствующих санкций", а также дала следующую классификацию некоторых принципов международно-правовой ответственности

    Принцип, устанавливающий ответственность в отношении всех международно-противоправных действий государства;

    Принцип, определяющий субъектов таких действий;

    Принцип, определяющий наличии международно-противоправных действий;

    Принцип неприменения внутреннего права для определения наличия этих действий.

    М. А. Ушаков подчеркивает, что международная ответственность как вид юридической ответственности "связана с государственным принуждением", служит "применением и реализацией санкции в случае международного правонарушения".

    Отсутствие универсальных правоохранительных органов обусловливает тот факт, что в правоотношениях международной ответственности особенно важное право пострадавших субъектов. Поэтому в международно-правовой доктрине акцент более перемещается не в обязательства ответственного государства, а на право потерпевшей государства. Среди таких прав выделяются права на признание международно-противоправного деяния, возмещения ущерба, репрессалиями, а также право, а иногда и обязанность международных организаций применить международно-правовые санкции.

    В случае международных преступлений эти правоотношения многосторонние и состоят, с одной стороны, из правоотношений между потерпевшим государством и государством, совершила агрессию, акты колониализма, геноцида и т.п., с другой - из правоотношений преступного государства с международным сообществом государств.

    Признаками, характеризующими международную ответственность, являются:

    1) заключается в применении к государству-правонарушителя санкций международно-правовых норм;

    2) наступает за совершение международного правонарушения;

    4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

    5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушительницей и потерпевшей государством, а иногда также между государством-правонарушительницей и международным сообществом.

    Цель международно-правовой ответственности -это предсказания соответствующего результата, а именно: исключение возможности совершения государством новых правонарушений, влияние на другие государства, побуждение их к добровольному соблюдению международных обязательств. При этом юридическая ответственность как социальное явление имеет характер самозащиты общества от посягательств на его основе. Поэтому функция юридической ответственности имеет двойное значение:

    Право возобновляемый (репарационных)

    Репрессивное (карательное).

    Их различают по тяжести правонарушений. Как правило, репарационная функция проявляется в обычных правонарушений, которым свойственны относительно небольшие содержание и объем рекламаций и исковых требований государств по возмещению материального ущерба.

    При совершении международных преступлений действует карательная функция. Однако она вызывает дискуссии как среди отечественных, так и среди зарубежных юристов, особенно о том, что возможность наказания государства противоречит принципу суверенности государств.

    В общем функции международно-правовой ответственности - это направленность мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений международной ответственности. То есть функции согласуются с тем, что имеют целью государства и другие субъекты международного права, принимая конкретных допустимых мер в процессе осуществления международно-правовой ответственности.

    Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Как правило, это государства, другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица, например, при осуществлении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

    Существует два вида субъектов правоотношений, возникающих в случае международно-правовой ответственности субъектов международного правонарушения и субъекты международных претензий.

    К первому относятся государства-правонарушители, непосредственно несут международно-правовую ответственность. Ко второму относятся пострадавшие в результате осуществления международного правонарушения, в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры относительно государства-правонарушителя.

    Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших -пассивные.

    Прежде всего субъектами международного правонарушения могут быть государства как основные субъекты международного права. В связи с этим возникает вопрос о международно-правовую ответственность членов федеративного государства. Принято считать, что за правонарушение, совершенное членом федерации, несет ответственность сама федерация, даже если компетенция федерации не распространяется на вопросы, относящиеся к международному правонарушения,

    В некоторых случаях наряду с федеративным государством ответственность несет и сам член федерации. Речь идет о случаях, когда он выступает на международной арене как субъект международного права и является непосредственно международным преступником. В этих случаях, по мнению Фердросс, "ответственность государства-члена дополняется еще ответственностью союзного государства за действия этого государства-члена".

    Субъектами международного правонарушения могут быть и международные организации. На практике сложились определенные нормы, связанные с ответственностью международных организаций перед своими должностными лицами и служащими. Она также может нести ответственность перед государствами, является или не является ее членами, за неправомерное деяние органов этой организации, например за ущерб, нанесенный в результате ее военных или политических действий. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников права. Это предполагается по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972

    В случае материальной ответственности международных организаций следует иметь в виду, что их средства складываются из взносов государств-членов, поэтому возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов 2) установление ответственности самой организации. В первом случае все претензии об ответственности предъявляемые к организации и государства-члены. Во втором же претензии предъявляются организации непосредственно, а она уже сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

    Отдельные лица также могут быть привлечены к международно-правовой ответственности, в частности международной уголовной ответственности за международные преступления. Такая ответственность была предусмотрена в Уставе Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран

    1945 p. и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 Они включали в преступлений преступление против мира, военные преступления и преступления против человечности. Международная уголовная ответственность физических лиц предусматривается также в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949

    Такие акты предусматривают международную уголовную ответственность физических лиц в двух формах: в форме ответственности перед международным уголовным судом, создаваемым ad hoc, как это было на Нюрнбергском и Токийском процессах, и в форме ответственности перед национальным судом, что предусмотрено нормами международного права, как это имеет место в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Женевской конвенции о защите жертв войны.

    Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - международную уголовную ответственность. Осуществление лицом преступных деяний во исполнение приказа не освобождает ее от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция. Официальный статус лица также не освобождает ее от уголовной ответственности.

    В международном праве нет срока давности по ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 указывает, что представители государственной власти и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

    Кроме Нюрнбергского и Токийского трибунала, решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще два международных трибуналах: в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, и в 1994 году для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.

    Также принят устав Международного уголовного суда для наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и безопасности человечества. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано передать его суду или выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление.

    Субъектами международных претензий, вытекающих из ответственности-правонарушителя, являются субъекты международного права, прежде всего государства. При этом круг государств, которые могут быть субъектами претензий по поводу ответственности, не ограничивается только теми государствами, пострадавших от международного правонарушения. В случае обычных международных правонарушений субъектом претензий об ответственности является потерпевшее государство. Другая ситуация, когда речь идет о международных преступлениях. Например, в случаях агрессии и других нарушений мира и других международных преступлений не только непосредственно потерпевшее государство, но и другие государства вправе выступать субъектами претензий, вытекающих из ответственности, и прибегать к связанным с ней мер в отношении государства-правонарушителя.

    Таким образом, в результате международного правонарушения субъектами этих правоотношений могут быть не только государство-правонарушитель и пострадавшие государства, но и в ряде случаев также другие государства. Реальной политической и юридической основой такого положения является заинтересованность всех государств в обеспечении и сохранении мира и безопасности, в соблюдении других основных принципов международного права.

    Субъектами международных претензий об ответственности, кроме государств, могут быть и международные организации, обладающие соответствующей правосубъектностью. Прежде всего, это касается случаев нарушения государствами международного мира и безопасности или их угрозы.

    По претензиям физических лиц в практике международных отношений считается, что если лицу причинен ущерб в результате действия иностранного государства и государство, гражданином которого он является, выступает в государства-правонарушителя с требованием возместить этот ущерб, то есть осуществляет право на его дипломатическую защиту, то она защищает собственные международные права, нарушенные в лице его гражданина. Это положение признано в ряде решений международных судов.

    По общему правилу, физические лица, не будучи полноправными субъектами международного права, не могут быть субъектами международного правонарушения или претензий об ответственности. В случае причинения лицу ущерба со стороны иностранного государства, лицо может защищать свои права или пользуясь статусом иностранца и обращаясь в этом государстве в местные средства правовой защиты, или пользуясь статусом гражданина и обращаясь к государству своего гражданства по дипломатической защитой. Защищая права человека, государство выступает субъекта не этих индивидуальных прав, а права на защиту своих граждан.

    Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права .

    Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров , в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

    Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия — с другой.

    Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточенные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответственности, подчеркнула, что вопрос об ответственности — один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

    Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

    Институт ответственности является общим, "сквозным". институтом международного права, его нормы призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.

    Основания международно-правовой ответственности

    Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

    Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой — если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

    Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

    Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: "Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права . На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву".

    Юридические основания ответственности могут содержаться в любых и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения.

    Следует четко разграничивать случаи ответственности хозяйственных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

    Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательствам государства.

    Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может уполномочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за нарушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

    Разные последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Проект констатирует, что поведение лиц рассматривается как деяние государства, если "установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства" (ст. 8). Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на территорию другого государства, выполнение отдельными лицами поручений государственных органов на иностранной территории и т. д.

    Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления - против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

    Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

    Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридических лиц . Такое правило устанавливают, например, ст. 6—7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космическими объектами.

    Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

    Признаки международного правонарушения

    Вместе с тем международные правонарушения неодинаковы по своей направленности и степени тяжести. Необходима их обоснованная классификация, ибо от этого зависит и различный режим ответственности.

    В отечественной литературе был предложен критерий степени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых правонарушений и международных преступлений .

    Особая категория правонарушений — преступления против мира и безопасности человечества — выделена в ряде международно-правовых актов: Уставе Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., а также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией международного права ООН .

    Одним из важных шагов явилось предложение КМП проводить при кодификации ответственности различие между деликтами и международными преступлениями. Данная классификация предпринята на основе анализа обширного фактического материала и международно-правовой доктрины, и, как было отмечено в самой Комиссии, позитивный вклад в разработку данной проблемы внесла советская доктрина. Статья 19 -проекта статей об ответственности "Международные преступления и международные правонарушения" гласит: "1. Деяние государства , нарушающее международное обязательство , является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление". В числе таких деяний названы: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.

    Деяние, которое не составляет международного преступления, — это простое международное правонарушение (деликт).

    Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим. КМП презюмирует, что в будущем могут появиться новые виды преступлений. Она подчеркивает также, что в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях — другие субъекты международного права , все международное сообщество.

    Такое разграничение правонарушений было благожелательно принято государствами на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и специалистами в области международного права. Традиционный для международного права режим двусторонней ответственности "потерпевший — нарушитель" не может функционировать должным образом, когда речь идет о нарушениях норм, защищающих фундаментальные интересы всех государств. Эта мысль подчеркивается и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

    Отграничение правонарушений от смежных деяний

    Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения , но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это — недружественные акты и преступления международного характера.

    Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права , вследствие чего нет и правонарушения. Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом . К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности . В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательствам по договорам .

    Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.

    Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами , посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок , т. е. имеющие международную опасность. Юридическими основаниями ответственности за подобные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответствии с ними внутригосударственные нормы уголовного права (подробнее см. § 4 гл. 17).

    Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, поэтому данные преступления не являются основаниями международно-правовой ответственности.

    Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

    При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение , признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые— это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

    Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями (§ 5), состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков."

    В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу "Обстоятельства, исключающие противоправность", она отметила случаи, когда "несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

    Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (и прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

    Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права . В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости — это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли.

    Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т. е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

    Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

    Самооборона . Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей). В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

    Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Подобные случаи характеризуются волевой непричастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в результате землетрясения или военных действий). Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб "является результатом акта войны , военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера..." (ст. 111).

    При непредвиденном случае государство действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействовало возникновению данных ситуаций.

    Бедствие. Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.

    Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным "средством зашиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.

    Ответственность за правомерную деятельность

    Согласно общему правилу (см. § 2) фактическим основанием ответственности является международное правонарушение . Но в международном праве предусмотрены и случаи ответственности за совершение определенных действий, которые сами по себе являются правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения оказываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.

    Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности, с большой степенью риска, — освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которая может привести к загрязнению окружающей среды.

    Возложение ответственности за правомерную деятельность привело к появлению правовой концепции абсолютной ответственности за невиновное причинение ущерба. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., ст. 11 которой устанавливает, что запускающее государство "несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете".

    Данный тип ответственности не имеет оснований в обычном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве. Иначе говоря, абсолютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными договорами.

    Виды и формы международно-правовой ответственности

    Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. В практике международных отношений нет "жесткого" соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

    КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения. Со ссылками на судебную и арбитражную практику в доктрине называются также некоторые иные формы, в частности, реституция in integrum (восстановление прежнего правового состояния). . .

    Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию в натуре, т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.

    Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

    Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

    На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств .

    Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.

    Реституция in integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов , связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

    Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав . Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

    Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы , упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. она была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства , подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

    Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

    Особой формой ответственности Германии после второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.

    Осуществление ответственности

    Реализация ответственности — основная проблема этого института в международном праве . Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка .

    Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в разных актах либо существуют в форме обычных норм.

    Обобщая, вместе с тем, существующую практику, можно отметить два основных способа реализации ответственности:

    добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.

    Когда государство-нарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения .

    Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

    Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности (ст. 47). Контрмеры не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие от ответственности состоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры — действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность — обязанность нарушителя, контрмеры — право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность — волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

    Проект предусматривает условия применения контрмер:

    потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к переговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав; оно также должно соблюдать процедуру урегулирования споров, изложенную в третьей части проекта;

    контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, крайне экономическое и политическое принуждение (которое могло бы поставить под угрозу территориальную целостность или политическую независимость), нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств , ущемление основных прав человека , любое нарушение jus cogens.

    Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные (самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций). Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные — реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные — отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

    Реторсии — принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

    Репрессалии — принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии — бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду. Это подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в Декларации о принципах международного права 1970 г. В современных условиях репрессалии — это меры лишь экономического характера (эмбарго, бойкот) либо политического (так, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает возможность полного прекращения договора в ответ на существенное его нарушение другой стороной).

    Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны , противоправных режимов и т. д.

    В определенных ситуациях государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав. В рамках международных организаций предусмотрены санкции, включающие приостановление членства и исключение из организации.

    Самооборона — особый вид санкций, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение.

    В случае особо опасных посягательств на международный правопорядок может быть использован международный механизм для применения против государства-нарушителя коллективных принудительных мер с использованием вооруженной силы. Главенствующая роль здесь принадлежит Совету Безопасности ООН. Статья 42 Устава ООН уполномочивает его предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

    Итак, контрмеры — это целый комплекс принудительных мер, выполняющих функцию защиты безопасности государства. Вместе с тем они не являются единственным и достаточным средством реализации ответственности. Проблема, во-первых, в том, что во многих случаях основная роль в пресечении правонарушений отводится самому потерпевшему государству в порядке самопомощи, и все попытки могут оказаться безуспешными даже после применения контрмер. Эффективность международного права ограничивается недостаточной развитостью централизованного процесса пресечения неправомерного поведения. Во-вторых, индивидуальные контрмеры существуют, как правило, в форме обычных норм и не имеют таких возможностей в обеспечении зашиты прав, какими обладают зафиксированные в договоре коллективные принудительные меры. В-третьих, поскольку контрмеры сами по себе не обладают правовосстановительным эффектом, а лишь содействуют тому, чтобы побудить нарушителя нести ответственность; они должны дополняться процессуальным механизмом урегулирования, порядком защиты прав и осуществления ответственности.

    Процессуальный механизм урегулирования. Четкое договорное оформление процессуального механизма урегулирования представляет собой "необходимую предпосылку реальной силы норм международного права . Именно в этом усматриваются значительные возможности повышения их эффективности. Когда порядок защиты прав нормативно не закреплен, государству трудно заставить нарушителя нести ответственность. Третья часть "Урегулирование споров" проекта статей представляет собой попытку формулирования такого порядка и называет следующие меры: переговоры, добрые услуги и посредничество, примирение, согласительные комиссии, арбитраж.

    По общему правилу возможности арбитражной и судебной процедуры ограничены необходимостью согласия сторон. Скажем, к ведению Международного Суда относятся, как правило, дела, переданные обеими конфликтующими сторонами. Государства, могут сделать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении конкретного государства, и тогда Суд компетентен рассматривать дела по заявлению одной из сторон. Однако такую юрисдикцию признают в настоящее время далеко не все государства — члены Статута Международного Суда. Проект предусматривает некоторые случаи обязательной юрисдикции, в частности, возможность в одностороннем порядке вынесения спора на рассмотрение арбитражного суда , подтверждения Международным Судом действительности арбитражного решения по просьбе любой из сторон. Но открытым пока остается вопрос — согласятся ли с данными положениями государства.

    Интересы международного общения на цивилизованной основе и нормального функционирования международного правопорядка подчеркивают нарастающую потребность развития не только координационных и согласительных, но в определенной мере и субординационных отношений, в частности, централизованного механизма пресечения грубых правонарушений и расширения признания на универсальной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

    Что касается международной уголовной ответственности физических лиц за международные преступления , то, как показывают документы и подготовленные материалы Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в центре внимания находится вопрос о возможности создания международного уголовного суда.

    ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

    1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права.
    2. Основания для возникновения международно-правовой ответ ственности.

    1. Виды и формы ответственности за нарушение международных обязательств субъектами международного права

    Под международно-правовой ответственностью (МПО) понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта МП в результате совершенного им международного правонарушения.
    Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения.
    Международные правонарушения подразделяются:
    1. Международные деликты (проступки) - нарушение государством прав другого государства (соблюдение МД, неприкосновенность дипломатического представительства и его персонала и др.)
    2. Международные преступления (особо тяжкие деликты) - это правонарушения, посягающие на коренные основы международных отношений. К ним относятся:
    - преступления против мира и безопасности;
    - преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
    - преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
    - преступления против природной среды.
    В МП сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовая ответственность.
    В связи с тем, что нормы института ответственности не кодифицированы, он основывается на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в МД и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
    - Устав ООН (ст. 39,41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
    - с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
    - на основании Конвенции 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
    Субъектами МПО являются только субъекты МП. Физические и юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, т.к. в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.
    Международно-правовая ответственность выступает:
    1. Политическая (нематериальная) ответственность, которая выражается в нескольких формах:
    - сатисфакции - заверения в недопущении повторения правонарушения, принесение извинений, выражение сожаления, наказание виновных и т.п.;
    - репрессалии - ответственные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;
    - коллективные санкции, которые предпринимаются по решению СБ ООН в отношении субъектов МП своими действиями, угрожающими миру и безопасности. Применение санкций может быть как с использованием военной силы, так и без нее.
    2. Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством:
    - репарации - денежная или иная компенсация убытков потерпевшему;
    - реституции - восстановление материального положения существовавшего до правонарушения.
    На основании договоров может возникать объективная (абсолютная) ответственность как разновидность материальной. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
    Однако, потерпевшая сторона должна доказать причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.
    В МД указывается определенная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшему.

    2. Основания для возникновения международно-правовой ответственности

    Политическая ответственность возникает из факта нарушения нормы МП, охраняющей интересы другого субъекта, даже если это не привело к материальному ущербу или иным негативным последствиям.
    Материальная ответственность возникает при наличии следующих факторов:
    - нарушение нормы МП;
    - возникновение имущественного ущерба в результате правонарушения;
    - наличие непосредственной причинной связи между правонарушением и этим ущербом.
    Политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения:
    - политическая - за сам факт нарушения норм МП;
    - материальная - за возникший в результате этого ущерб.
    Деяние государства может быть квалифицированно международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер - договорный или обычно-правовой - оно носит.
    В случае установления факта правонарушения потерпевшая сторона предъявляет претензию. Ее предъявителем может быть только непосредственно потерпевший субъект МП.
    При совершении международного преступления претензии к правонарушителю могут быть предъявлены любым государством или группой.
    Но при этом важна доказанность вины правонарушителя, а если необходимо, то и сумма материального ущерба.
    Недостаточно обоснованные претензии порождают международные споры, а необоснованные претензии могут быть расценены как недружественный акт и вызвать реторсии.
    В МП существуют обстоятельства, освобождающие субъект от ответственности:
    - вина самой потерпевшей стороны;
    - обстоятельства непреодолимой силы;
    - состояние крайней необходимости.
    Но эти обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния как деликтного, хотя и была нарушена норма МП (самооборона, репрессалии).
    С 1956 г. кодификацией норм института международно-правовой ответственности занимается Комиссия международного права ООН, в центре внимания которой находятся проблемы ответственности государств за правонарушения, наносящие вред общим устоям международного правопорядка.

    Вопросы:

    1. Дайте характеристику источников, содержащих нормы международно-правовой ответственности.
    2. Укажите случаи, когда может наступить международная ответственность за правомерную деятельность.
    3. Перечислите основания международной ответственности.
    4. Назовите виды международно-правовой ответственности.



    Просмотров