Способы доказательств о нарушении авторских прав. Могут ли отказать в регистрации. Перфокарты и ЭВМ

Актуальность вопроса о заблаговременном (досудебном) обеспечении доказывания своего авторства на произведения стремительно растёт, особенно, учитывая то обстоятельство, что такой результат интеллектуальной деятельности очень легко воспроизвести (скопировать) и выдать за свой: фотографии, различные статьи и тексты песен, рисунки, объекты дизайна и многое другое часто подвергаются таким действиям. Дополнительно усложняет ситуацию нахождение такого объекта в виде информации на каком-либо носителе или на (Интернет-)сайте, что открывает широкий простор для мгновенного воспроизведения произведения другими лицами, и присвоения этими лицами авторства на воспроизведённое произведение. Например, такое часто имеет место, когда с одного сайта целиком копируется статья на другой, при этом указывается совершенно иной, отличный от настоящего, автор. Проблема объективно существует, в связи с чем нередко задаются вопросы: как обеспечить доказывание своего авторства на произведение, в том числе, для последующей защиты авторских прав в судебном порядке? В данной статье предлагается рассмотреть некоторые общие способы обеспечения доказывания авторства в отношении созданных произведений.

Самый первый и самый простой вариант, который подсказывает Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений в п. 1 ст. 15 - указать своё имя на экземпляре произведения: Для того чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался при отсутствии доказательств противоположного как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется даже, если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности. Соответственно, указывать автора крайне желательно в виде, по крайней мере, реальной фамилии и имени. В противном случае, могут возникнуть проблемы при доказывании в суде того, что, например, - это и есть автор и фотограф Иван Иванов. Указывать сведения об авторе можно не только в виде текста, но и с использованием так называемых "водяных знаков" (watermark), что актуально и применимо для фотографических произведений, произведений живописи, графики, дизайна (в том числе, дизайна сайта) аудиовизуальных и иных произведений, а также с помощью любых иных способов, что не запрещено законодателем. Имеется положительная судебная практика привлечения нарушителя к ответственности и взыскания с него компенсации за нарушение исключительных прав на фотографические произведения при наличии лишь т.н. "водяных знаков" на фотографических произведениях. Так, по делам А60-37813/2013 и А60-37845/2013 АС Свердловской области удовлетворил исковые требования фотографов на основании того, что авторство в отношении использованных ответчиком фотографий истцы подтвердили тем, что при опубликовании фотографий в своих блогах, было "заявлено авторство путём нанесения соответствующей маркировки на фотографиях с указанием имени и фамилии правообладателя". При этом Семнадцатый арбитражный апелляционный суд решения суда первой инстанции по обоим делам оставил без изменения. Следует обратить внимание, что одного лишь указания авторства на экземпляре произведения будет недостаточно, если в случае спора, лицо, оспаривающее авторство, предоставит иные доказательства того, что другое лицо (отличное от указанного на экземпляре произведения) является автором. При отсутствии же таких доказательств, будет презюмироваться авторство лица, указанного на экземпляре произведения в силу ст. 1257 ГК РФ и п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации": При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается. Важно учесть, что указание авторства на экземпляре произведения - право, а не обязанность автора согласно ст. 1265 ГК РФ. Отсутствие такого указания не означает утрату автором каких-либо прав на произведение.

Другим доступным способом доказывания авторства является предоставление материалов, подтверждающих процесс создания конкретного объекта авторских прав. Например, в случае с фотографическими произведениями такими доказательствами могут служить RAW-файлы вместе с фотоаппаратом, которым был создан снимок. В случае возникновения (совершенно адекватного) сомнения в перспективности такого доказывания, следует проиллюстрировать этот довод материалами из судебной практики. Так, по делу А56-36299/2012 суд первой инстанции установил, что: фотография была создана творческим трудом автора с использованием фотоаппарата Canon марки EOS 2D, принадлежащего истцу, что подтверждается DVD-диском с RAW файлами с расширением СК2 и гарантийным талоном изготовителя №052332 (диск с фотографиями просмотрен в судебном заседании 22.01.2013 и приобщен к материалам дела в качестве доказательства). В части установления авторства истца решение отменено не было. По делу А63-6823/2011 суд также пришёл к аналогичным выводам: В качестве доказательств авторства на фотографии, размещенные в журнале, истец представил суду исходные файлы фотоснимков в формате NEF и JPEG, фотографии в бумажном исполнении, паспорт кинокамеры, экспертное заключение – эксперта Недбальского В.И. ООО «Экспертного центра Альфапроект» от 20.11.2011 г. о выполнении спорного фотоснимка, содержащегося в графических файлах формата NEF, цифровой фотокамерой NIKON модели D700, серийный номер 2352097 Думаю, фотографам не требуется объяснять, что NEF - это всего лишь расширение RAW-файла в камерах Nikon. Таким образом, в случае обращения в суд, эффективным способом доказать авторство на фотографическое произведение является предоставление фотокамеры и RAW-файлов снимков, при этом, можно также воспользоваться услугами эксперта для подтверждения того, что предоставленные RAW-файлы сделаны с помощью предоставленной камеры. Для литературных произведений и произведений дизайна в качестве доказательства авторства также могут выступать наброски, зарисовки, черновики и т.п. Вполне логично, что у автора, который создавал результат интеллектуальной деятельности, не сразу получился тот самый конечный результат, имели место промежуточные результаты, "альфа" и "бета"-версии произведения, могли сохраниться какие-то исходные файлы, преобразованные впоследствии. И не менее закономерно, что у других лиц, в частности, неправомерно использовавших произведение, таких исходных либо промежуточных материалов, скорее всего, не имеется, что может являться доказательством авторства того лица, кто предоставит такие материалы. Так, в решении АС Новосибирской области по делу А45-17842/2008 было указано: В указанную серию также входит и цифровой фотоколлаж «Города! Города!», представляющий собой изображение обнажённой женщины, летящей верхом на метле над ночным городом на фоне луны и облаков. Сибирский Медиа Центр является правообладателем указанного фотоколлажа. Авторство Бакушиной С.И. подтверждается наличием исходных материалов использованных в фотоколлаже (л.д.22). Полностью идентичные выводы присутствуют в судебных постановлениях по делам А45-1603/2009 , А45-13513/2010 (в части установления авторства оставлено 7 ААС без изменения). Представляется, что аналогичный подход полностью применим и в отношении любых произведений в целом. В связи с вышеизложенным настоятельно рекомендуется сохранять все промежуточные результаты работ при создании произведения: если Вы столкнётесь с необходимостью доказывания своего авторства, это может очень сильно помочь.

К таковым относятся различные договоры, подтверждающие создание произведения, переписка, документы об участии в выставках, иные сведения о создании произведения. Например, в случае создания произведения по договору авторского заказа, предоставление данного договора с подписанным актом о приёме-передаче созданного произведения (с приложением) зачастую является очень весомым доказательством. В такой ситуации перед судом стоит лишь вопрос сравнения указанных в данном приложении данных с тем произведением, права на которое предположительно нарушены и авторство в отношении которого устанавливается. Приложение не обязательно должно быть в "бумажном" виде, в качестве приложения может выступать и индивидуально-определённый носитель (например, компакт-диск) в том случае, если изменение его содержания в последующем невозможно. В качестве доказательства авторства может выступать и лицензионный договор (а равно и договор об отчуждении исключительного права). Это можно проиллюстрировать цитатами из судебных актов по делу А45-9031/2010 . Суд первой инстанции, рассматривая дело, установил авторство на основании лицензионного договора, указав следующее: Согласно лицензионному договору о передаче исключительных прав на изобразительное произведение от 22.01.2009 года, автор изобразительных произведений, Маслова Анна Валерьевна, правообладатель, предоставила автономной некоммерческой организации «Сибирский Медиа Центр», лицензиату, исключительные авторские права на произведения сроком на 3 года, в том числе право на публичный показ произведений, воспроизведенных на любых носителях, в том числе передачу изображения по кабельным сетям. (...) Доказательств существования авторских прав на спорную фотографию за иным лицом ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, отметив, что: Суд первой инстанции, правомерно проанализировав условия лицензионного договора и вышеперечисленные нормы действующего законодательства, пришел к выводу о том, что автором фотографии является Маслова А.В. При этом, доводы апелляционной жалобы о непредставлении доказательств авторства Масловой А.В. на спорное произведение, несостоятельны, поскольку иного ООО «ТД «Сибирский источник» не доказано. Совершенно логично, что и любые иные договоры и документы, так или иначе удостоверяющие факт создания произведения конкретным лицом (например, должностная инструкция, приказ и т.п.) могут выступать в качестве доказательства авторства.

Депонирование (экземпляра) произведения - одна из самых переоценённых мер при обеспечении доказательств авторства произведения. Нередко данное действие ошибочно называют "регистрацией авторского права" (об этом подробно можно прочитать в статье "Почему авторские права НЕ требуют регистрации"). Суть данного действия состоит в том, что организация, осуществляющая депонирование (обычно - организации по коллективному управлению правами, например, РАО, НП "Копирус") удостоверяет факт предъявления определённого результата интеллектуальной деятельности конкретным лицом, выдавая так называемое "свидетельство о депонировании" (название конкретного документа может отличаться, что не влияет на его правовое значение). При этом следует отметить, что фактическая проверка авторства в отношении депонируемого результата интеллектуальной деятельности не производится . Более того, действующим в РФ законодательством правовой статус подобных документов "о депонировании" не регламентирован, как и не регламентирована ответственность организаций, осуществляющих депонирование результатов интеллектуальной деятельности, за указание заведомо ложных сведений в таком "свидетельстве". Соответственно, документ о депонировании произведения в лучшем случае может служить как дополнительное доказательство авторства. Также существуют организации, осуществляющие депонирование в цифровой форме: произведение в виде файла загружается на сервер организации, ему присваивается индивидуальная цифровая метка (возможно, на основе хэша файла), а автор получает свидетельство о депонировании в цифровом виде. Организаций, осуществляющих подобное депонирование в настоящее время значительное количество, однако практическая ценность данных услуг невысока. Настоятельно рекомендуется не расценивать подобные документы в качестве неоспоримого доказательства авторства. Удостоверение у нотариуса в порядке ст. 85 «Основ законодательства о нотариате» представляет собой чуть более серьёзное доказательство, поскольку нотариус несёт серьёзную ответственность согласно ст. 17 указанных «Основ законодательства о нотариате» за свои действия, и суды, как правило, безоговорочно доверяют заверенным нотариусом документам. Однако, следует заметить, что нотариус фиксирует дату предъявления документов, но не удостоверяет авторство и технически не может этого сделать, т.к. не фиксирует факт создания произведения конкретным лицом. Иными словами, подобное удостоверение может лишь подтвердить наличие у гражданина экземпляра произведения на определённую дату, но не является однозначным подтверждением авторства.

К таковым можно отнести "народные" методы, практически не требующие никаких вложений. Широко популярно отправление самому себе заказного письма с экземпляром произведения в распечатанном виде или же на компакт-диске. Конверт с отправлением предлагается не вскрывать, а бережно хранить, чтобы в случае необходимости доказывания авторства на произведение предоставить конверт суду. Этот метод в зарубежных источниках называется "poor man"s copyright". Однако, само собой, такое отправление лишь может подтверждать факт наличия у конкретного лица экземпляра произведения на дату отправления. Также для достижения целей фиксации обладания экземпляром произведения на определённую дату, можно отправить кому-либо (или самому себе) по электронной почте письмо, прикрепив к нему произведение в цифровой форме (в виде файла или файлов) и не удалять данные сообщения. Крупнейшие почтовые сервисы хранят сообщения без ограничений по времени, поэтому этот способ очень удобен. При отправке с одного почтового аккаунта на другой на разных почтовых сервисах (например, с GMail на Яндекс.Почту или наоборот) доказательства обладания экземплярами произведений присутствует на обоих сервисах. При этом в случае рассмотрения спора в суде произведение может быть предоставлено суду в виде приложения (на носителе) к протоколу нотариального осмотра электронной почты. Аудиовизуальное произведение можно загрузить на видеохостинг (например, YouTube), установив настройки приватности видео таким образом, чтобы никто не смог получить к нему доступ. При этом сервис фиксирует дату загрузки, что и требуется. В случае рассмотрения спора об авторстве также можно сделать нотариальный осмотр страницы сервиса либо в отдельных случаях заявить ходатайство о просмотре веб-страницы в судебном заседании (зависит от милости суда). Совершенно замечательно если загруженное аудиовизуальное произведение имеет либо указание автора в титрах, либо "водяной знак" с указанием автора. Перечень "народных" методов можно продолжать долго, в действительности он ограничен лишь доступными средствами и полётом фантазии автора. Да, они сами по себе не всегда могут являться однозначными доказательствами авторства, но даже такие доказательства лучше, чем полное отсутствие оных.

В настоящий момент у авторов имеются определённые возможности по заблаговременному обеспечению доказательств своего авторства без лишних затрат. Большинство подобных мер требует минимума вложений, и созданные таким образом доказательства признаются судебной практикой как надлежащие и достаточные для установления авторства. Ни один из вышеприведённых способов сам по себе не может являться однозначным и стопроцентным доказательством авторства в том случае, если оно оспаривается другим лицом. Поэтому для большей безопасности рекомендуется использовать совокупность мер, направленных на обеспечение доказательств авторства в отношении произведения. Вышеприведённые способы актуальны как для доказывания авторства в отношении фотографических произведений, так и для подтверждения авторских прав, например, на дизайн сайта или статью на нём.

В соответствии с российским законодательством авторские права возникают в силу факта создания произведения. Обычно это простое правило остается непонятным для самих авторов даже после длительных объяснений. Суть его состоит в следующем: как только произведение было создано – выражено в объективной форме (записано, нарисовано, произнесено, спето и т. д.), автоматически возникают авторские права на произведение.


Принцип предоставления охраны авторских прав без соблюдения каких-либо формальностей в настоящее время признается большинством развитых стран мира и следует из положений п. 2 ст. 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.


Идеальная ренессансная улица. Рисунок Ханса Вриса. XVI в.

Регистрация автрских прав

Согласно российскому законодательству не требуется какой-либо регистрации авторских прав.

Разумеется, отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины (как в патентном праве). В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может на практике затруднять их защиту.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства, однако для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению «объективной формы» (см. далее).

Следует отметить, что в настоящее время действует факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, специально предусмотренная Законом Российской Федерации № 3523-I от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Поскольку в соответствии с российским законодательством отсчет при определении принадлежности авторских прав всегда ведется от момента их возникновения (в силу создания автором произведения), для доказательства принадлежности авторских прав надо быть готовым доказать:


Для доказывания авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом – автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

Объяснения сторон и третьих лиц;

Показания свидетелей;

Письменные и вещественные доказательства;

Аудиозаписи и видеозаписи;

Заключения экспертов.

Однако на практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства (см. далее) и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.


Свидетель, что вы делали четыре года назад, 9 апреля, между 10 и 11 часами вечера? Рисунок Оноре Домье. 1848

Последствия невозможности официальной регистрации и получения правоустанавливающего документа, официально указывающего на владельца авторского права (каким является, например, патент на изобретение), несколько смягчаются за счет установления так называемой презумпции авторства.

В российском законодательстве презумпция авторства сформулирована следующим образом:

Благодаря презумпции авторства для того, чтобы доказать, что автором данного произведения действительно является лицо, заявляющее об этом, ему достаточно представить экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в самом тексте произведения. Авторство при этом будет считаться установленным до тех пор, пока не будет представлен более ранний по времени экземпляр того же произведения, содержащий упоминание об ином авторе, или иным образом доказана недобросовестность лица, претендующего на авторство.

Презумпция действует только в отношении самого автора. Любые иные лица (наследники, издательства, киностудии и т. д.) для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.


Все в наличии, кроме задатка. Рисунок Оноре Домье. 1861

Несмотря на презумпцию авторства на практике часто возникают трудности с доказательством того, что произведение создано именно данным автором и именно в таком виде. Эти трудности минимальны, если произведение публикуется сразу после создания, поскольку каждый экземпляр такой работы с именем автора на обложке будет одновременно служить доказательством его авторства (при условии, что дата издания представленных экземпляров произведения не вызывает сомнений). Гораздо сложнее воспользоваться презумпцией авторства в случае, если произведение не было заблаговременно опубликовано или время его издания вызывает сомнения. На практике авторам в случае плагиата зачастую очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения.

В отношении неопубликованных произведений защита авторских прав обычно либо чрезвычайно затруднена, либо даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении доказательств, необходимых ему для использования презумпции авторства, т. е. о существовании экземпляра произведения, на котором было бы указано имя автора и дата создания которого была бы каким-либо способом подтверждена.


Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве в качестве доказательства того, что в определенную дату произведение было уже им создано. Надежность такого варианта невелика, поскольку в силу значительных возможностей для фальсификации представление подобных доказательств может вызывать сомнения, в ряде случаев весьма обоснованные.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Реальная ценность подобного депонирования во многом зависит от авторитетности осуществляющей его организации. Такое депонирование часто ошибочно называют регистрацией, при его осуществлении выдают свидетельство, сертификат или иной документ, имеющий только психологическое значение.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату. К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в копирайт-офисе Библиотеки конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют, но иногда могут оказывать некоторое психологическое воздействие. Дополнительная трудность при их предъявлении в судебные органы связана с необходимостью соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав. Упоминание о знаке © является данью традиции, заложенной Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. из-за особых формальных требований, предъявляемых в то время законодательством США и ряда иных стран в качестве условия предоставления охраны авторских прав.

В настоящее время в связи с присоединением большинства стран мира к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая запрещает установление подобных формальностей, использование знака охраны авторских прав © в России является только результатом привычки и следствием нескольких инструкций, которые на подзаконном уровне определили порядок его простановки.

Использование знака © является правом, а не обязанностью правообладателя. На практике его часто используют неправильно, что приводит к путанице при определении обладателя прав и оформлении договорных отношений.


Следует помнить, что знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют, согласно российскому законодательству, надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики. Иногда подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.


Объявление приговора. Рисунок Оноре Домье. 1833

Авторское право – это то, чем обладает автор любого продукта своего интеллектуального труда. подобного вида прав является достаточно сложной юридической процедурой. Однако бояться ее проведения не стоит, ведь, пройдя через все трудности на начальном этапе, автор может получать прибыль от своего продукта на протяжении долгих лет.

Именно авторское право – один из лучших видов пассивного дохода, который поступает его владельцу при наличии спроса на произведенный им продукт. Более подробно ознакомиться с тем, как зарегистрировать авторское право и прочими аспектами данной темы, вам поможет представленный ниже материал.

Помимо этого, в качестве продукта интеллектуального труда автора может выступать не целое произведение в каком-либо виде творчества, а отдельная часть этого произведения, например – герой из романа. По форме существования объекты авторского подразделяют на следующие виды:

  • письменный (рукопись, литературное произведение, нотный сборник и т.п.);
  • устный (текст публичного выступления, песня собственного сочинения и т.п.);
  • изобразительный (схема, чертеж, картина, фотография и т.п.);
  • звуковой или видео формат, выражающий конечный результат интеллектуальной деятельности какого-либо лица (фильм, записанная песня и т.п.);
  • объемно-пространственный (макет, скульптура и т.п.).
  • книга или сценарий чего-либо;
  • музыкальное или драматическое произведение;
  • хореографическое или пантомимное произведение;
  • фильм или видеоклип;
  • скульптура и прочие вещи из графической/дизайнерской производственной сферы;
  • архитектурный объект;
  • фотография;
  • карта или план чего-либо;
  • программное обеспечение для компьютера;
  • производный документы (реферат, доклад, перевод, обзор и т.д.).

Несмотря на широкий спектр продуктов, относящихся к объектам авторского права, также существует ряд вещей, авторство на которые зарегистрировать нельзя. К таковым можно отнести:

  • произведения народного фольклора;
  • официальные документы любого масштаба (государственные, региональные, локальные, личные и т.п.);
  • общедоступные инфосообщения;
  • элементы государственной символики (герб, флаг, денежный знак и т.п.).

Где регламентируются все законодательные нюансы по авторству

Регламентация всех законодательных нюансов по регистрации и использованию авторских прав на какую-либо интеллектуальную собственность исходит из законодательных, правовых, международных и деловых актов по данному вопросу. В РФ не существует государственной регистрации авторского права.

Закрепить за собой право на определенный объект интеллектуальной собственности можно путем депонирования данных о нем в специализированной организации и подобными методами, которые в будущем помогут доказать, что первоисточник и первовладелец продукта именно вы. Основными источниками авторского права в России являются:

  • положения Бернской конвенции от 9 сентября 1886, когда речь идет о правах на литературно-художественные произведения;
  • положения учредительной Конвенции ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) от 14 июля 1967 года;
  • положения Брюссельской Конвенции от 21 мая 1974;
  • положения, взятые из законодательства РФ об интеллектуальной собственности (4-ая часть ГК от 1 января 2008 года).

Законодатель России признает приоритетное положение международных документов, регламентирующих нюансы регистрации и владения авторскими правами, при решении аналогичных вопросов на территории нашей страны.

Исходя из представленной выше информации, можно констатировать, что при наличии первопатента на тот или иной продукт своей интеллектуальной деятельности любой автор сможет отстоять свои права . Для этого достаточно ознакомиться с источниками авторского права международного и общероссийского характера.

Способы регистрации авторского права в РФ

Интеллектуальная собственность — распространенное понятие

Как было отмечено ранее, в России отсутствует какой-либо обязательный и необязательный орган регистрации авторского права (за исключением регистрации прав на программное обеспечение для ЭВМ). 1257 статья Гражданского Кодекса (ГК) РФ регламентирует, так называемую, презумпцию авторства на интеллектуальную .

Данное понятие означает то, что любой человек будет считаться автором какого-либо интеллектуального продукта в том случае, если сможет предоставить суду экземпляр своего произведения, дату создания которого можно определить каким-либо образом и она будет более ранней, чем та, что предоставлена автором, претендующим на авторское право в данный момент времени.

То есть, если продукт вашего интеллектуального труда был ранее украден и зарегистрирован каким-либо лицом без вашего ведома, его авторство можно опровергнуть, предоставив доказательства, что именно вы являетесь настоящим автором продукта.

Однако «бегать» по судам, доказывая свое авторство, достаточно долго, затратно и проблемно. Избежать подобных проблем легко – необходимо лишь заранее зарегистрировать авторское право на свой продукт. Проводить регистрацию желательно до обнародования своего произведения.

Способов зарегистрировать авторство и защитить его от нападок недоброжелателей очень много. Общая их суть крайне проста и заключается в том, чтобы на долгое время сохранить доказательства того, что конкретное лицо (то есть вы) является автором того или иного продукта. Основными способами защиты и своеобразной регистрации авторства в РФ являются:

  • максимально ранняя фиксация факта создания какого-либо продукта конкретным лицом (например, запись произведения на одноразовый диск и его финализация);
  • сохранение всех исходных материалов, которые использовались при создании продукта;
    заверение авторства у нотариуса;
  • депонирование авторства в РАО (Российское авторское общество);
  • электронное депонирование авторства любым из доступных способов.

В целом, регистрация авторских прав России – это своеобразный вид их защиты, заключающийся в том, чтобы автор всегда имел ряд доказательств того, что именно он первоисточник, первоавтор и первообладатель какого-либо продукта интеллектуального труда.

Как оформить авторство

Оформление авторства на какое-либо произведение зависит от того, каким способом защиты авторских прав вы решили воспользоваться. Конечно, если это обычная фиксация первоисточника, материалов создания и подобные вещи, какого-либо оформления не требуется.

Однако для регистрации и защиты авторского права через РАО, нотариуса или другим аналогичным способом понадобится предоставить некоторые документы, оплатить услуги регистратора, и . Общий порядок оформления авторства на продукт интеллектуального труда таков:

  • Обращение в РАО, к нотариусу или другую организацию, занимающуюся регистрацией авторских прав, с заявлением о желании получить патент на что-либо (песня, ноты, книга, фильм и т.д.).
  • Предоставление регистратору копии произведения или фотографий продукта (в случае со скульптурой, например).
  • Предоставление регистратору некоторых документов или информации, которые он попросит (у каждой организации перечень разный). Зачастую в их список входят данные об авторе, его псевдоним (если желает использовать), бумаги, подтверждающие факт обнародования, и прочее.
  • Предоставление регистратору квитанций об оплате его услуг и оплате госпошлин (если необходимо).
  • Получение свидетельства и прочих бумаг, которые подтверждают факт регистрации авторства на конкретное лицо и его защиты.
  • В зависимости от престижности регистратора стоимость защиты авторского права может варьироваться в широких пределах. Большинство авторов в РФ регистрируют патенты на свои произведения, тратя на процедуру от 500 до 3000 рублей.

Создание любого произведения, будь то литературное, музыкальное творение или работы в сфере изобразительного и фотографического искусства, требует от автора большого количества сил и стараний. Помимо этого, творческий человек должен позаботиться о своих правах, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность от посягательств посторонних людей или организаций. Как можно зарегистрировать авторское право и как проходит процедура регистрации?

Авторское право и его законодательная защита

Большой энциклопедический словарь

http://slovari.bibliofond.ru/enc1p_word/авторское%20право/

Создавая какое-либо произведение, человек априори заинтересован в том, чтобы его права как автора были соблюдены. Гражданский кодекс подтверждает исключительное право творческого человека на своё произведение. Оно включает следующие права:

  1. На авторство.
  2. На имя.
  3. На неприкосновенность произведения.
  4. На опубликование.
  5. На использование.
  6. На вознаграждение за разрешение использовать.
  • произведения литературы;
  • музыкальные творения;
  • объекты архитектуры;
  • фотографии;
  • компьютерные программы;
  • аудиовизуальные произведения и т. д.
  • официальные документы;
  • фольклор (сказки, песни);
  • государственная символика.

Как зарегистрировать авторские права

Стоит обратить внимание на тот факт, что в РФ регистрация авторского права - необязательное действие, в отличие от международного права. На практике же многие авторы пользуются этим инструментом дабы защитить свою интеллектуальную собственность. В связи с этим лучше зарегистрировать своё авторство до подписания каких-либо контрактов и до широкого обнародования работы.

Видео: на что распростаняется авторское право и как его подтверждать

Документы для подачи заявки на государственную регистрацию

  • заявление на патент (форма заявления предоставляется службой интеллектуальной собственности);
  • копия произведения. Музыка должна быть представлена в виде нотной схемы или аудиозаписи, литературное произведение - в печатном или электронном виде, изделие изобразительного искусства - в виде фотографии от 9Х12 см;
  • свидетельство, подтверждающее дату и факт обнародования произведения;
  • документы, подтверждающие оплату регистрационного сбора;
  • квитанция об оплате пошлины на получение авторского свидетельства;
  • доверенность на подачу заявки, если регистрация происходит поверенным лицом;
  • установка об использовании (при регистрации права авторства на компьютерную программу);
  • описание местонахождения и характеристик (для архитектурного творения).

После подачи всех документов вам придётся подождать некоторое время. Как правило, решение о регистрации принимается в течение месяца. Важное значение для получения свидетельства имеет правильное оформление документации.

Куда обращаться

Для регистрации авторского права надо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Только она имеет право выдавать свидетельство государственного образца. Стоит иметь в виду, что произведение должно соответствовать определённым критериям, чтобы его приняли на регистрацию. Государственное свидетельство выдаётся на компьютерные программы и изобретения. Для остальных форм интеллектуальной собственности существуют другие формы регистрации. Например, патентование.

После успешной регистрации выдаётся свидетельство, подтверждающее обладание правами на интеллектуальный продукт

Для автора самый важный момент - фиксация факта и времени появления на свет своего произведения. Закрепить свои права можно обратившись в Российское авторское общество (сокращённо РАО), Помимо этого, подобную процедуру при желании можно провести у нотариуса.

Если вы желаете зарегистрировать товарный знак (знак обслуживания), то для этого необходимо обратиться в Роспатент. Смена владельца при продаже товарного знака также регистрируется.

Стоимость процедуры

В зависимости от того, кто заинтересован в оформлении авторского права и в какую организацию при этом обращаются, сумма пошлины может варьироваться. Так, физическое лицо платит в среднем 500–1 тыс. рублей, юридическое - около 2 тыс. рублей. Имеет значение престижность регистрирующей организации. Конечно, нотариус обойдётся дороже, чем, например, РАО. Большинство авторов в РФ тратят на подобную процедуру от 500 до 3 тыс. рублей.

Могут ли отказать в регистрации

Как правило, если все документы в порядке и правильно оформлены, необходимая сумма пошлины оплачена, проблем с регистрацией не возникает. Стоит учесть, что регистрирующая организация не занимается проверкой самого факта авторства.

Как подтвердить авторское право бесплатно

Существует ещё один способ доказательства авторства. Для того чтобы им воспользоваться, необходимо отправить по почте на свой адрес объект своего интеллектуального труда (например, рукопись книги). Обязательно сохраните расписку в получении письма, а также почтовый чек, свидетельствующий об оплате отправления. Письмо вскрывается только в суде, если обнаруживается факт плагиата.

Оформление авторского права через интернет

Существует возможность электронной регистрации авторского права. В сети есть специальные сайты, предоставляющие подобные услуги. От вас потребуется внести определённую сумму (варьируется в зависимости от портала), после чего отправляется на сайт само творение, где фиксируется дата и время его поступления. Некоторые ресурсы выдают сертификаты или свидетельства (например, поэтический сайт Стихи.ру www.stihi.ru).

Видео: как оформить авторское право и получить свидетельство на Copytrast

Можно ли защитить своё авторство без официальной регистрации

Если авторское право не было зарегистрировано, писателю, музыканту или другому творческому человеку сложно обезопасить своё произведение от плагиата. Но защитить свои права можно, для чего требуется обратиться в суд. Судебное разбирательство - само по себе неприятное и хлопотное мероприятие, к тому же у вас на руках должны быть доказательства авторства (рукописи, оригинальные записи). Нарушители авторских прав привлекаются к ответственности. Она в этом случае может быть административной, уголовной и гражданско-правовой. В любом случае нарушитель должен оплатить штраф.

Главные трудности возникают при защите прав в интернете. Доказать свою правоту в сети очень сложно главным образом потому, что в нашей стране эти вопросы не регулируются достаточно чётко.

Видео: защита авторских прав в интернете

Популярные вопросы и ответы

Самые популярные вопросы:

  1. Можно ли защитить переведённые статьи, опубликованные на сайте? Перевод произведения или статьи считается самостоятельным произведением, но только в том случае, если соблюдены права автора оригинала. На перевод (переработку текста) требуется его разрешение. Если таковое имеется, вы можете защитить свои права на перевод.
  2. Если я скопирую фотографии с каких-либо сайтов и опубликую на своём, будет ли это считаться нарушением? Конечно, копирование чужих фотографий без указания авторства - это нарушение. Вас могут обвинить в плагиате, на что есть все основания.
  3. Как зарегистрировать авторское право на песню? Для начала запишите песню на диск или распечатайте ноты и текст, затем отправьте этот материал себе по почте. Дата на конверте важна для доказательства вашего авторства. Не вскрывайте конверт. В случае необходимости он открывается в зале суда.
  4. Где регистрируется товарный знак и сколько стоит процедура? Для того чтобы зарегистрировать товарный знак, вы должны обратиться в Роспатент и оформить его на ИП или юридическое лицо. Срок регистрации 1–1,5 года, но пользоваться знаком можно с даты подачи заявки. Пошлина - около 16 тыс. руб. за подачу заявки и примерно столько же за выдачу свидетельства.

Конечно, задаваемые вопросы не исчерпываются представленным выше списком.

Видео: как запатентовать идею или изделие

Каждый творческий человек сам решает для себя, регистрировать ему авторское право на своё произведение или нет. С одной стороны, российское законодательство не обязывает его делать это, но с другой стороны, сам факт подтверждения авторского права даёт создателю определённые преимущества. Человек может распоряжаться интеллектуальной собственностью по своему усмотрению, а в случае незаконного использования произведения посторонними лицами подать иск в суд.

Вопрос, который вынесен в заголовок данной статьи, должен быть самым первым, если вы столкнулись с нарушением авторских прав в Интернете. Но, к сожалению, не многие его задают, по крайне мере до суда. Но, если не будет доказательств нарушения (а удалить из интернета сведения можно в любое время), уже становится не важно насколько грамотно написана претензия или иск, какие права были нарушены, какие вы понесли потери.

Предлагаю вам перечень способов, которые помогут вам доказать, что нарушение авторских прав в Интернете произошло. Каким из них воспользоваться, решать вам.

1) Простой скриншот. Самый простой способ, который не требует ни временных, ни денежных затрат. Любой пользователь Интернета сможет его сделать. Но даже если возникли сложности, то в окружении обязательно найдется человек, который поможет. При явных плюсах этот способ фиксации нарушения авторских прав не лишен слабых мест. И самый главный минус в том, что скриншот может быть не принят судом, поэтому у нарушителя всегда есть возможность опровергать факт нарушения. Таким образом, если вы серьезно рассматриваете возможность обращения в суд, то стоит обратить внимание на следующий предложенный способ. Однако надо помнить, что простой скриншот гораздо лучше, чем ничего.

2) Фиксирование контента сайта у нотариуса. Практика показывает, что судом такой документ будет принят как однозначное доказательство факта совершения нарушения. Но, во-первых, данный способ требует достаточных финансовых затрат (подобная услуга будет стоить не меньше 3-4 тысяч рублей, а в большинстве случаев - гораздо больше). Конечно, если вы выиграете иск, то можете требовать возмещения этих расходов. Можно включит их и в сумму, которую вы будете требовать от нарушителя авторских прав в претензии. Во-вторых, подобную услугу оказывают не все нотариусы, в небольших городах можно реально столкнуться с проблемой поиска того нотариуса, который сможет это сделать. И, наконец, фиксировать контент сайта у нотариуса можно только до подачи иска в суд. Таким образом, если вы сделали такое заверение с опозданием, то противная сторона в суде может на это смело ссылаться.

3) Свидетельские показания. Редко, но используются, в том числе в делах о нарушении авторских прав, если у вас нет других доказательств нарушения авторского права в Интернете или в дополнение к скриншоту. Хочу вам сразу сказать, что в большинстве случаев свидетели не могут точно изложить, какие сведения были распространены в Интернете, их показания сбивчивы (любой человек в суде будет волноваться). Таким образом, если грамотно не поработать со свидетелями, четко обсудив с ними, что они должны говорить в суде, то суд может не принять их показания.

4) Обозрение в суде материала, распространенного в Интернете. Данный способ возможен, если по удачному стечению обстоятельств, по другому это никак нельзя назвать, статья не удалена из Интернета на момент рассмотрения дела в суде. Если у судьи нет компьютера, подключенного к Интернету, то техническую сторону обозрения надо будет обеспечивать вам.

Каким бы способом вы не доказывали нарушение, их использование уже говорит том, что вы отстаиваете свои права, что очень важно.

Еще с сайта:

Комментарии к новости "Как доказать нарушение авторских прав в Интернете?"

    Маргарита, спасибо большое за интересную статью. А если я доказала, что у кого-то на сайте действительно был (или есть) этот контент - как мне доказать, что автор на самом деле я? Я читала, что дата первой публикации не всегда будет доказательством, это правда?

    Для Интернета это очень актуально, дата первой публикации не всегда будет доказательством, так как в Интернете можно поставить любую дату. Но хочу Вас успокоить, пока авторство не оспаривается (а это происходит на часто, опять же, должны быть доказательства у другой стороны), автором считается то лицо, которое заявляет об этом. Как можно доказать авторство? 1. Регистрация авторских прав (это не обязательная процедура, но очень помогает, если надо доказать, кто является автором), 2. направить себе письмо с произведением, например, статьей. Потом хранить конверт и не распечатывать его. 3. свидетельские показания.

    (исправлены ошибки в тексте)

    Уважаемая Маргарита, вот для примера два скриншота:

    http://i56.fastpic.ru/big/2014/0424/2b/c1d5d764155b5a80173fb45b6d9b122b.jpg

    http://i56.fastpic.ru/big/2014/0424/bf/0e02011b95ea5b92b526f12f1e12d7bf.jpg

    Первый - мой авторский материал, в 2007 году написанный для газеты "Русский курьер". Второй - этот же материал, кем-то опубликованный в "Сельской жизни" в 2012 году под другой фамилией. Оба есть в интернете. В редакции "СЖ" на мою претензию ответили, что Ольга Иванова - псевдоним внештатного автора, а псевдонимы "посторонним людям" не раскрывают. Во-вторых, если человек принес в редакцию текст, редактор не обязан "шарить в интернете", чтобы убедиться в его оригинальности. Ну, и в-третьих: "Вы что - будете судиться из-за несчастных" 300 рублей? Предупредили нас, спасибо, больше с этим автором работать не будем..."
    "Русского курьера" давно нет, свое авторство доказать мне было бы непросто, несмотря на мою подпись и более раннюю дату опубликования. То есть судья задаст справедливый вопрос: "А не Ольга ли Иванова на самом деле автор материала, который опубликовала дважды под разными фамилиями?"
    В нотариальной конторе, действительно, запросили за "фиксирование контента" 7,6 тысячи руб. Правда, я раньше времени "фиксировать" не стал - и правильно сделал.
    Как Вы верно указываете, иск для истца может оказаться делом и хлопотным, и накладным, а газета, если ее и признают в суде виновной, будет тянуть с выплатой компенсации как можно дольше. А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет. Другое дело - успешное коммерческое издание. К примеру, московский фотокорреспондент (и юрист по образованию) обнаружил в журнале кроссвордов свой противоправно воспроизведенный снимок - крохотный, размером с почтовую марку, как иллюстрацию к загаданному слову. Сам составил иск, сам себя защищал на процессе и в итоге выиграл компенсацию в сумме 30 тысяч рублей и оплату судебных расходов. Это на моей памяти единственный "хороший" пример иска.)))
    А если речь идет о более сложном случае, когда плагиатор в крупном центральном издании почти до неузнаваемости переписывает чужой материал? Видимо, без профессиональной экспертизы не обойтись? Но это опять-таки финансовые вложения - подтвержденный экспертизой иск против команды юристов издания, съевших на исках не одну псину..
    Да, наказывать людей, живущих чужим трудом, надо, но возможности, возможности...

    • Игорь, очень жаль, что вы так часто сталкиваетесь с нарушениями ваших прав. Разберу детально ответ редакции "СЖ" и ваш комментарий. Надеюсь, что это будет полезно не только вам, но и читателям сайта, которые сталкивались с похожими проблемами.

      "Во-вторых, если человек принес в редакцию текст, редактор не обязан "шарить в интернете", чтобы убедиться в его оригинальности". "Шарить в Интернете" редактор действительно не обязан. Но ответственность за все, что появляется на страницах газеты редакция несет, это касается и нарушений авторского права. Редакция газеты будет ответчиком по иску.

      "Ну, и в-третьих: "Вы что - будете судиться из-за несчастных" 300 рублей?" Минимальный размер компенсации за нарушение исключительных прав составляет 10 000 рублей. Исходя из судебной практики, вы можете спокойно требовать порядка 20 000 -30 000 рублей. При этом вам надо будет доказать только нарушение, больше ничего, компенсация взыскивается автоматически.

      "Предупредили нас, спасибо, больше с этим автором работать не будем..."
      Это хорошо, что с этим автором работать больше не будут. Это в их интересах.

      "Русского курьера" давно нет", это вообще не важно.
      "Свое авторство доказать мне было бы непросто, несмотря на мою подпись и более раннюю дату опубликования". Если у вас есть оригинал газеты, в котором вы указаны как автором спорной статьи, то доказать авторство просто.

      "То есть судья задаст справедливый вопрос: "А не Ольга ли Иванова на самом деле автор материала, который опубликовала дважды под разными фамилиями?" Если такую позицию займет ответчик, то он и должен будет доказывать, что человек под псевдонимом Ольга Иванова является автором и публиковался дважды под разными фамилиями. Кроме того, под вашей статьей вы подписаны реальным именем, это снимает многие вопросы. Также через суд можно обязать редакцию раскрыть псевдоним. В этом случае (по определению суда) они обязаны будут это сделать.

      "Как Вы верно указываете, иск для истца может оказаться делом и хлопотным, и накладным". Это действительно так.

      "а газета, если ее и признают в суде виновной, будет тянуть с выплатой компенсации как можно дольше" Это правда. Но есть очень хороший способ, взыскание по исполнительному листу через банк, даже к приставам не надо идти. Если это реальное юридическое лицо, то деньги можно получить достаточно просто.

      "А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет". Про компенсации я ответила, кроме того, газета газете рознь, да и суды сейчас не благоволят прессе.

      "А главное, насколько мне известно, суды не присуждают истцу большие компенсации по таким искам, в том числе исходя из плачевного финансового положения газет". Про минимальную компенсацию я ответила, а есть еще и моральный вред за нарушение права на имя. Кроме того, суды сейчас не благоволят прессе и размер компенсаций может быть очень разным. Финансовое положение редакции волнует суд не часто, кроме того, когда доходит дело до доказательств, то редакции их не предоставляют.

      "Другое дело - успешное коммерческое издание. К примеру, московский фотокорреспондент (и юрист по образованию) обнаружил в журнале кроссвордов свой противоправно воспроизведенный снимок - крохотный, размером с почтовую марку, как иллюстрацию к загаданному слову. Сам составил иск, сам себя защищал на процессе и в итоге выиграл компенсацию в сумме 30 тысяч рублей и оплату судебных расходов. Это на моей памяти единственный "хороший" пример иска.)))

      Очень рада, что в данном деле удалось отстоять свои права. Но примеров успешной защиты авторского право много. С фотографиями очень хороша практика, в большинстве случаев дела выигрываются. 20-30 тысяч это средняя сумма, которую взыскивают за 1 одно незаконное использование фотографии.

      "А если речь идет о более сложном случае, когда плагиатор в крупном центральном издании почти до неузнаваемости переписывает чужой материал? Видимо, без профессиональной экспертизы не обойтись?" С переписыванием очень трудно. Если действительно текст переписан до неузнаваемости, то остается только развести руками. Знаю, что такие дела идут очень тяжело, на своем опыте. Помогала я в суде одному ученому, в том деле переписали... диссертацию, но переписали своим словами. Так вот, ничего сделать не удалось, мы проиграли дело, и экспертиза не помогла... "Но это опять-таки финансовые вложения - подтвержденный экспертизой иск против команды юристов издания, съевших на исках не одну псину.." Поверите или нет, но не все юристы, даже работающие в крупных СМИ, очень хорошо понимают авторское право и имеют много практики в этих делах. Очень часто, они занимаются другими вопросами, которые не связаны с авторским законодательством.



Просмотров