Правонарушение ст 12.2 ч 2. Как избежать наказания за езду без номеров? Какое наказание за езду без номерных знаков

Платежное поручение — поле 101 — служит для отражения статуса лица, совершающего платеж, связанный с уплатой налогов. Этот небольшой, но важный реквизит помогает корректно провести операцию зачисления налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в строгом соответствии с требованиями закона.

Назначение поля 101 в платежном поручении

Бланки платежных поручений для осуществления денежных расчетов содержат специфический набор реквизитов, к заполнению которых предъявляются установленные законом требования. При этом значение имеют назначение перевода, правовой статус плательщика и получателя, номера участвующих в операции счетов. Для четкого соблюдения всех правил при оформлении поручений нужно руководствоваться положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П. Оно содержит весь перечень условий, которых нужно придерживаться для своевременного проведения всего набора расчетных операций.

Для быстрой идентификации правового положения отправителя денежных средств применяется реквизит в поле 101 платежного поручения, заносящийся в него в формате 2-значного шифра. Отправителем может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, нотариус или адвокат, частное лицо и т. д. Возможно указание в качестве плательщика посредника или партнера по экспортно-импортным операциям. В зависимости от указанной категории переведенные финансовые ресурсы попадают на разные счета в казначействе.

Как правильно оформить поле 101 платежного поручения 2016 года

Требования к занесению кода в ячейку 101 поручения изложены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107Н. Наиболее типичными, актуальными для применения цифровыми шифрами при этом будут следующие:

  • для юридических лиц - 01;
  • для лиц, выступающих в качестве налогового агента, например при оплате НДС с аренды госучреждений или НДФЛ за своих работников, - 02;
  • при переводе средств в виде страховых взносов применяется код 08, при этом он актуален как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей;
  • для частных лиц, в том числе предпринимателей, практически для всех перечислений используют код 13.

Обязанность внесения данных в поле 101 зависит от конкретных условий осуществления платежа, вида уплачиваемого налога или взноса и от наличия соответствующих данных. Связано это с тем, что цифры, указанные в нем, применяются в непосредственной увязке с последующими полями 102–110, которые позволяют идентифицировать счета лица, получающего денежные средства (другого партнера). Пропуск или прочерк в строке 101 оставлять нельзя. При невозможности внесения данных в связи с отсутствием необходимой информации в поле проставляется 0. Это избавит от возможных проблем с проверяющими в будущем.

Дополнительные разъяснения по порядку оформления указанного реквизита в 2015 году издал ПФР. В частности, по мнению специалистов фонда, при переводе средств на счета социальных фондов в качестве статуса плательщика следует указывать шифр 08, независимо от того, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Если ту же расчетную операцию самостоятельно проводят физические лица, им следует применять код 24, актуально это и в случае уплаты налогов.

Это очень важные статусы, отсутствие которых может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия для компаний.

Для банковских учреждений и их подразделений, а также посредников, осуществляющих переводы от частных лиц, применяются цифровые обозначения 15 и 20.

Код 13 указывают все граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью и не выступающие от лица какой-либо организации, но периодически получающие дополнительный доход и платящие с него налог либо исполняющие свои обязанности в силу закона.

Ситуация 1:

Что нужно проставить в поле 101 при переводе НДФЛ?

Применение числового обозначения 01 в данном случае некорректно, поскольку компания вносит платеж за своих сотрудников в качестве налогового агента и нужно применить код 02. Если в роли отправителя налога с заработной платы выступает ИП, нужно применить код 09. Нотариусу придется вписать 10, а частному юристу - 11. Частные лица по разовым поступлениям доходов применяют код 13.

Ситуация 2:

Что нужно внести в строку 101 платежного поручения при переводе земельного налога?

В данной ситуации ключевое значение имеет правовое положение собственника земли. Юридические лица должны ставить значение 01. ИП, для которых земля является средством производства в их основной деятельности и приносит им основную часть дохода, - 09. Если участок не применяется для извлечения дохода либо принадлежит простому гражданину, нужно ставить код 13.

Наиболее частые ошибки, допускаемые при внесении данных в поле 101

Ошибки в кодовом обозначении статуса приводят к неправильному выбору лицевого счета для зачисления налогов и, соответственно, к штрафным санкциям и спорам с проверяющими. Чаще всего проблемы возникают при перечислении НДФЛ за сотрудников с шифром 01. В этом случае компания выступает в качестве агента, поэтому правильнее применить код 02, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов.

По той же самой причине нельзя указывать в поле 101 значение 01 при переводе НДС по аренде за госучреждения, выступая в качестве посредника.

Ответственность за некорректную информацию в поле 101

В случае неверного указания данных в платежном поручении при перечислении налогов возможно применение к плательщику штрафных санкций за просрочку оплаты. Налоговый кодекс четко устанавливает ситуации, когда ошибки в документах на перевод средств по налогам приводят к тому, что обязательства налогоплательщика считаются неисполненными. К ним относятся:

  • некорректное указание данных расчетного счета;
  • неверное написание наименования кредитного учреждения.

Все иные возможные неточности в заполнении бланка платежного поручения нельзя считать основанием для применения налоговой ответственности. В этом случае достаточно связаться с налоговыми органами с целью предоставления верных данных о назначении и реквизитах платежей.

Практика судебных разбирательств также доказывает правильность подобных рассуждений, поскольку имеющиеся решения на стороне налогоплательщика. Например, постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А41-10152/08.

В то же время проверяющие органы дают порой достаточно противоречивые комментарии относительно описываемого реквизита. При этом анализ правоприменительной практики показывает, что неуказание некоторых кодов может иметь серьезные последствия и породить судебные разбирательства. А например, отсутствие шифров 01 или 09, скорее всего, не будет иметь для компании катастрофических последствий.

Своевременное проведение сверок взаиморасчетов как с налоговыми органами, так и социальными фондами позволит вовремя исправить допущенные ошибки, внести соответствующие коррективы в документы по оплате и своевременно заплатить налоги. Таким образом удастся устранить возможное недопонимание со стороны контролирующих органов, избежать несвоевременной оплаты и дополнительных финансовых потерь.

Хотя в ряде писем контролирующих органов и указывается на важность заполнения реквизита в строке 101, тем не менее имеющиеся судебные решения показывают, что он не оказывает решающего влияния на своевременное зачисление налогов и страховых взносов. Информация по данному вопросу противоречива: некоторые госструктуры высказывают достаточно лояльную точку зрения, а допустим, Пенсионный фонд или Центробанк, напротив, настаивают на важности заполнения этого реквизита. В любом случае оставлять это поле пустым не следует и при невозможности подобрать нужный статус лучше поставить в нем 0.

При формировании платёжных поручений все предприниматели сталкиваются с необходимостью заполнения поля 101, где указывается статус плательщика. В данной статье мы рассмотрим статусы плательщика в платежном поручении и что делать при совершении ошибки в указании статуса.

Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?

При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику

Дело в том, что в случае ошибок может быть зафиксирован факт неперечисления платежа получателю , а в данном случае получателем выступает бюджет. Таким образом, даже если списание денежных средств со счёта плательщика было произведено – на счёт получателя зачисление не происходит. В соответствие с Налоговым Кодексом в данном случае налог считается неуплаченным, что чревато для налогоплательщика определёнными санкциями.

Во избежание недоразумений с ИФНС налогоплательщику необходимо выполнить следующее (ст.45 НК РФ):

  • внимательно проверить платёжное поручение на предмет ошибок;
  • в случае обнаружения ошибки написать заявление в налоговый орган, в котором необходимо уточнить статус плательщика. К заявлению необходимо приложить копию платёжного документа;
  • желательно провести сверку с налоговым органом по уплаченным налогам, по окончании которой составляется акт сверки, подписанный как налогоплательщиком, так и представителем ИФНС.

Как налоговые органы должны поступить в случае обнаружения плательщиком ошибки в статусе?

Налоговый орган после получения от налогоплательщика заявления с просьбой уточнить статус, основываясь на ст.45 НК РФ, предпримет следующие действия:

  • потребует от банка копию платёжного поручения, на основании которого было произведен перевод денежных средств. В данном случае банк не имеет права отказать в предоставлении данного документа в 5-дневный срок;
  • после проведения проверочных мероприятий будет принято решение об уточнении даты платежа;
  • в 5-дневный срок после принятия решения ИФНС оповестит о нём налогоплательщика.

Особенности статуса плательщика для ИП

Необходимо чётко понимать, что в платёжном поручении в разделе 101 указывается статус юридического или физического лица, оформлявшего данный документ. Что касается индивидуальных предпринимателей, то в приказе № 107-Н, которым необходимо руководствоваться при заполнении платёжки, фигурирует 2 кода – 09 и 14.

Например: Индивидуальный предприниматель Бартенев Артём Олегович при уплате страховых взносов формирует 2 платёжных поручения:

  • платёжное поручение с указанием статуса 09 (уплата страховых взносов лично за себя);
  • платёжное поручение с указанием статуса 14 (уплата страховых взносов за сотрудников, работающих на его предприятии).

Статус 01, 08, 09, 14

В 2017 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения. Если до 2017 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2017 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы:

Таким образом, в 2017 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.

Что со статусом 08

Заполненный образец платёжного поручения со статусом

0401060
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
02
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 18 11.03.2017
Дата Вид платежа
Сумма
прописью
Три тысячи сто рублей 08 копеек
ИНН 663312345 КПП 663301001 Сумма 3100-08
ООО «АБВ»
Сч. № 40702810094000009876
Плательщик
ПАО «УБРиР» БИК 044030002
Сч. №
Банк плательщика
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург БИК 044030001
Сч. №
Банк получателя
ИНН 7820027250 КПП 782001001 Сч. № 40101810200000010001
УФК по г. Санкт-Петербургу
Вид оп. 01 Срок плат.
Наз.пл. Очер.плат. 5
0
Получатель Код Рез.поле
18210102010011000110 40307000 ТП МС.02.2017 0 0
НДФЛ за февраль 2017 года.
Назначение платежа
Подписи Отметки банка
Иванова
М.П.
Петрова

Распространённые ошибки при определении статуса

Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.

Ошибка Пояснение Как правильно?
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента Указывается код 02
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки.

Вопросы и ответы

Вопрос №1 . Как можно узнать о том, что в платёжном поручении допущена ошибка?

Ответ: В действительности ошибка обнаруживается несколькими путями:

  • при внимательном изучении платёжки ошибку можно обнаружить самостоятельно;
  • платёжное поручение может вернуться из банка неисполненным;
  • пришло письмо из налогового органа или какого-либо фонда, содержащее в себе требование об уплате.

Вопрос №2 . Какой срок установлен налоговому органу для принятия решения после получения заявления налогоплательщика о допущенной ошибке в платёжном поручении?

Ответ: К сожалению, законодательством такой срок не установлен, но, как правило, для вынесения решения налоговому органу требуется не более 5 дней.

Вопрос №3. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, но у меня работают люди. Какой код в разделе 101 платёжки при уплате НДФЛ мне необходимо проставлять?

Ответ: Вы являетесь налогоплательщиком, производящим выплаты физическим лицам (заработную плату), поэтому при формировании платёжного поручения в разделе 101 ставится код 14, но при условии, что Вы формируете платёжное поручение для уплаты НДФЛ для своих сотрудников.

Вопрос №4. Какой статус необходимо указать при оплате земельного налога?

Ответ: Если земельный налог уплачивает организация, то указывается статус 01, если индивидуальный предприниматель, использующий землю для ведения своей предпринимательской деятельности, – 09, если физическое лицо, не использующее земельный участок в качестве средства получения прибыли – 13.

Федеральная налоговая служба предпринимает невероятные усилия с тем, чтобы страхователи если и испытывали какие-либо затруднения в связи со сменой администратора страховых взносов, то они были бы минимальными и легко разрешимыми. Представители ФНС и памятку специальную подготовили для страхователей, и разъяснения начали давать, как заполнить новый расчет по взносам. Но кто бы мог предположить, что самым сложным будет... . И главная проблема - указать статус плательщика.

Нельзя сказать, что Федеральная налоговая служба не разъясняла, как следует с 1 января 2017 года заполнять платежки по взносам. Напротив, представители ФНС обращались к этому вопросу не единожды - пример тому Информация ФНС от 16 января 2017 года, письмо ФНС от 20 января 2017 г. N БС-3-11/371@, совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26 января 2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П . Как бы там ни было, данные разъяснения, к сожалению, лишь окончательно запутали страхователей, а то и вовсе поставили их в тупик.

Неопределенный статус

Проблемным оказалось поле "101" платежного поручения на уплату страховых взносов. Напомним, что в этом поле указывается "Статус плательщика".
Вообще на перечисление денег в бюджет утвержден Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. И как заполнить поле "101" платежного поручения, определено в Приложении N 5 к этому Порядку. При этом ни в сам Порядок, ни в "статусное" Приложение N 5 к нему не вносились никакие изменения в связи с передачей полномочий по администрированию взносов от фондов ФНС.

Официальная версия

На самом деле контролирующие органы высказались вполне конкретно. В поле "Статус плательщика" страхователи при перечислении взносов, начисленных на выплаты, произведенные в пользу сотрудников или "подрядчиков", должны указать показатель "14". То есть в этом случае страхователь себя должен "закодировать", как налогоплательщик, производящий выплаты в пользу физлиц.

При перечислении страховых взносов за себя в поле "Статус плательщика" чиновники требуют указывать одно из следующих значений:

  • индивидуальный предприниматель - "09";
  • нотариус, занимающийся частной практикой, - "10";
  • адвокат, учредивший адвокатский кабинет, - "11";
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства - "12".

Миссия невыполнима

Не очень понятно, почему в ФНС решили, что при уплате страховых взносов страхователь должен "прикрываться" статусом налогоплательщика. Ведь несмотря на то, что страховые взносы (за исключением "несчастных") администрирует налоговая служба и порядок их исчисления и уплаты регламентирован непосредственно положениями Налогового кодекса, от этого страхователи не стали налогоплательщиками.

Тем не менее вполне вероятно, что в ФНС знают, каким образом Минфин скорректирует правила заполнения поля "101" платежного поручения на уплату взносов. То есть разъяснения чиновников основаны на том, что страхователям неизвестно. Однако проблема в том, что выполнить указание ФНС в большинстве случаев не представляется возможным. Дело в том, что многие банки "блокируют" платежные поручения на уплату взносов, в которых указаны не только "старые" КБК (как того попросили, собственно говоря, представители ФНС), но и если в них в поле "Статус плательщика" указан код, отличный от "08". Причем банки об этом предупреждают своих клиентов, рассылая им следующие сообщения: "Уважаемый клиент! Информируем, что при перечислении денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ в реквизите "101" (показатель статуса плательщика) указывать значение "08" плательщика - юрлицо или ИП, которые переводят денежные средства в счет уплаты страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ".

Последствия

Таким образом, возникла неопределенность - что делать страхователям, когда они при всем желании не могут указать статус плательщика в платежке, как того требуют налоговые органы.

Представляется, что проблема должна быть разрешена следующим образом. В платежном поручении на уплату страховых взносов попробуйте указать статус плательщика по "инструкции" налоговиков. Если банк эту платежку не пропустит, то укажите статус плательщика "08", чтобы деньги, что называется, ушли по назначению. Сделать это лучше заблаговременно (см. табл. 1).

Таблица 1

Сроки уплаты страховых взносов

Дело в том, что с 1 января 2017 года в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса обязанность по уплате страховых взносов (опять же за исключением взносов на травматизм) признается исполненной с момента предъявления в банк платежки на уплату взносов при достаточном количестве денег на счете страхователя для исполнения этого поручения. Исключения из данного правила приведены в пункте 4 статьи 45 Кодекса. Из положений данной нормы следует, что обязанность по уплате взносов не будет исполнена в следующих случаях:

  • вы отзовете платежку из банка;
  • банк вернул вам неисполненное платежное поручение;
  • в платежке допущены ошибки, в результате которых деньги не попали на соответствующий счет Федерального казначейства.

Остальные ошибки, допущенные в платежных поручениях на уплату взносов, являются простительными - такие платежи можно уточнить в налоговой, подав соответствующее заявление. Таким образом, дождавшись, когда, наконец, станет ясно, какой статус плательщика должен быть указан в платежке на уплату взносов, страхователь при необходимости сможет уточнить платеж - в инспекцию следует подать заявление с просьбой уточнить статус плательщика. Подобные ошибки налоговики уточняют и при этом на основании вашего заявления пересчитают также пени, начисленные со дня фактической уплаты взносов до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Обратите внимание! Нельзя уточнить платеж по взносам на обязательное пенсионное страхование, если эти взносы отражены в персонифицированной отчетности (п. 9 ст. 45 НК).

Февраль 2017 г.

Как обозначить бюджетный статус плательщика для составления платежного поручения? Многие субъекты предпринимательства зачастую сталкиваются с проблемой указания данного реквизита при подготовке банковских документов для совершения определенных платежей. Речь идет о том, как правильно заполнить конкретное поле платежки – 101. Как показывает практика, при ответе на этот вопрос в каждой конкретной ситуации всегда возникают неоднозначные решения. Между тем некорректно указанный статус плательщика (101 поле) может стать причиной неисполнения безналичной транзакции по перечислению средств. Прежде всего, это касается конкретных целей платежной операции, в отношении которых бюджетный статус плательщика обязателен для заполнения. Очевидно, что такая тема требует более детального рассмотрения.

Платежное поручение: особенности составления документа

Надо отметить, что в сфере подготовки бухгалтерской и налоговой документации очень часто происходят какие-либо изменения. Однако наступление 2018 года не ознаменовалось внесением корректировок в структуру платежных поручений. При составлении банковских платежек используются те же самые бланки, что и раньше. Поэтому предпринимателям, руководителям юридических лиц, бухгалтерам и прочим специалистам не нужно привыкать к новым формам таких документов.

Общая структура платежки, нумерация и наименования её полей регламентируются нормативами, установленными Центробанком РФ еще в 2012 году.

Как и прежде, стандартная форма данного документа предусматривает необходимость указания в нем статуса плательщика.

Как уже упоминалось ранее, обозначение статуса плательщика производится заполнением поля 101 в бланке платежного поручения. Чтобы указать данный реквизит, необходимо прописать в этом поле особый код, состоящий из двух символов – цифр. Такая кодировка позволяет однозначно идентифицировать два существенных параметра банковской операции:

  • тип субъекта, совершающего оплату;
  • целевое назначение безналичного платежа, оформляемого поручением.

Необходимо прописывать статус плательщика для составления поручения банку, если погашаются обязательства по налогам, взносам на страхование, другим платежам, имеющим обязательный характер. Не требуется заполнять поле 101, когда субъект предпринимательства совершает безналичную оплату счетов, выставляемых его контрагентами.

Расположение поля 101 на квитанции

Как обозначить статус плательщика

Поручения банку для оплаты налоговых обязательств и взносов по страхованию заполняются согласно правилам, установленным Минфином РФ (2013 год). Действие данных регламентов продолжается и в наступившем 2018 году. Важное обстоятельство – налоги, взносы по страхованию с 2017 года могут уплачиваться третьими лицами вместо непосредственных плательщиков, имеющих обязательства перед бюджетом и соответствующими фондами. Это могут быть обычные граждане, индивидуальные предприниматели, организации. Сторонние субъекты при составлении платежных поручений должны руководствоваться теми же правилами, что и непосредственные плательщики.

Перечень стандартных кодов для обозначения статуса плательщика в отдельном поле 101 регламентирован специальным нормативным актом Минфина РФ (приказ, утвержденный 12.11.2013).

Наименование кода

Код поля 101

Плательщик налогов, сборов, обладающий полномочиями юридического лица К.01
Субъект, выполняющий обязанности налогового агента К.02
Юридическое лицо, принимающее участие во внешнеэкономической деятельности К.06
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, перечисляющие прочие обязательные платежи в бюджет К.08
Плательщик налогов и сборов:
  • индивидуальный предприниматель
К.09
  • представитель нотариата, практикующий как частный нотариус
К.10
  • адвокат, являющийся учредителем адвокатского кабинета
К.11
  • субъект, возглавляющий фермерское (крестьянское) хозяйство
К.12
  • клиент банка, имеющий собственный счет и отнесенный к категории других физических лиц
К.13
Плательщик налогов, совершающий платежи в пользу физических лиц К.14
Физическое лицо, являющееся субъектом внешнеэкономической деятельности К.16
Индивидуальный предприниматель, участвующий во внешнеэкономической деятельности К.17
Субъект, обязанный по требованиям российского законодательства уплачивать таможенные платежи, но не имеющий статуса декларанта К.18
Юридические лица и их обособленные подразделения, удержавшие деньги из дохода (зарплаты) физического лица, являющегося должником, в счет выплаты его долгов перед бюджетом по исполнительному производству К.19
Субъект, являющийся ответственным участником объединенной (консолидированной) группы плательщиков налогов К.21
Лицо, участвующее в консолидированной группе плательщиков налогов К.22
Физическое лицо (гражданин), выступающее плательщиком прочих обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет К.24
Участники (учредители), владельцы активов организации-должника, имеющей статус унитарного предприятия, или сторонние субъекты, распорядившиеся о переводе денег для погашения долгов по обязательным платежам. В отношении данного должника применяются процедуры банкротства К.26
Кредитно-финансовые учреждения или их филиалы, распорядившиеся о переводе средств, ранее предоставленных бюджетной системой, не отправленных получателю и требующих возврата в ту же систему К.27
Лицо, обладающее статусом официального (уполномоченного, законного) представителя плательщика налогов К.28
Прочие юридические лица К.29
Другие физические лица К.30

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: статусы

Вышеприведенная таблица свидетельствует о том, что индивидуальным предпринимателям, совершающим платежи по страховым взносам за наемных работников, следует указывать код 14. При уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов за самого себя указывается обозначение статуса под кодом 09. Если же индивидуальный предприниматель или юридическое лицо выполняет обязанности налогового агента, уплачивая, к примеру, подоходный налог за персонал, то надлежит указать код 02.

С 2017 года юридическому лицу, перечисляющему взносы на различные виды обязательного страхования, следует прописывать код 01. Это касается социального, медицинского, пенсионного страхования. Иначе говоря, для уплаты данных страховых взносов поручения банку составляются по тому же шаблону, что и при оплате налога. Кроме того, при заполнении платежных документов по вышеупомянутым страховым взносам необходимо указывать реквизиты налоговой службы, администрирующей соответствующие платежи.

Отдельный нюанс – уплата взносов на страхование от травматизма. Налоговая служба не администрирует такие платежи. Они по-прежнему находятся под контролем Фонда социального страхования. Таким образом, для этих взносов прописывается код 08.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно особо внимательно отнестись к заполнению поля 101 в платежном поручении

Ошибка при обозначении поля 101 в платежке: что делать

Если плательщик допустил ошибку при составлении платежного документа, неверно указав свой статус, то перечисленные денежные средства могут не поступить получателю. Это особенно важно, так как получателем денег является в данной ситуации бюджетная система. Часто бывает так, что деньги плательщика списываются со счета (например, через Сбербанк Онлайн), но не зачисляются в бюджет. Налоговым законодательством РФ предусмотрено, что такое перечисление налога не будет считаться реализованным. Данное обстоятельство может привести к начислению штрафов налогоплательщику.

Чтобы избежать подобных недоразумений при общении с налоговой службой, плательщику налогов следует принять следующие меры:

  1. Тщательнейшим образом проверить составленную платежку на наличие неточностей.
  2. Если ошибка все же обнаружена при проверке, необходимо направить в налоговую службу письменное заявление с уточнением статуса плательщика. К данному заявлению следует прикрепить копию соответствующей платежки.
  3. Рекомендуется провести с налоговой службой специальную сверку по ранее уплаченным налогам. Результаты данной сверки оформляются актом.

При безналичной оплате через российскую банковскую систему используют платежное поручение. Это первичный документ, унифицированная форма которого утверждена положением Центробанка № 383-П (далее – Приложение № 383-П). Платежное поручение выступает письменным указанием клиента банка на перевод денежной суммы соответствующему получателю. Согласно правилам заполнения платежек, установленных приказом Минфина № 107н от 12 ноября 2013 года (далее – Приказ № 107н), все обязательные поля в этом документе должны быть заполнены определенным образом. Как правило, незаполненные строки и поля в платежном документе нежелательны. Если говорить о поле 101, где проставляют в платежном поручении статус составителя, в 2018 году его оформляют с учетом некоторых изменений.

В каких случаях проставляют статус составителя

В соответствии с Положением № 383-П данный реквизит документа заполняют только в случае перечисления денежных сумм в бюджет. То есть – при уплате налогов, сборов, взносов и т. п.

Для правильного оформления платежного поручения необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • нельзя проставлять в поле 101 цифру «0», как при заполнении других реквизитов платёжки;
  • недопустимо оставлять поле пустым, если средства перечисляются в бюджет;
  • значение в этом поле проставляют в соответствии с правилами заполнения платежек, изложенными в Приказе № 107н.

При расчетах между организациями (ИП) и при внебюджетных перечислениях это поле оставляю пустым.

Какой код ставить в поле «Статус составителя» в платежном поручении

Информацию о статусе в реквизите 101 платежки вносят в соответствии с Приложением № 5 к Приказу № 107н. В нем приведен полный перечень значений, которые плательщики могут проставлять в реквизите 101 при расчетах с бюджетом.

Учтите, что в 2017 году в упомянутое Приложение № 5 приказом Минфина № 58н от 05.04.2017 года внесены некоторые изменения, которые касаются проставления статуса составителя расчетного документа. Поскольку эту информацию необходимо учитывать при заполнении платёжки, рассмотрим подробнее внесенные изменения.

1. В связи со вступившими в силу в 2017 году поправками в налоговое законодательство, куда перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды, в Приказ № 107н были внесены изменения, касающиеся заполнения статуса составителя в платежном поручении на оплату таких взносов. Из-за передачи в нынешнем году налоговым органам прав на администрирование взносов у их плательщиков возникал вопрос, какое значение вносить в поле 101.

Вначале ПФР и ФСС рекомендовали заполнять рассматриваемый реквизит статусом «14» – налогоплательщик, совершающий выплаты физическим лицам. Но в новой редакции Приказа № 107н этот статус вообще исключен. Поэтому с апреля 2017 года при заполнении платежек для перечисления взносов страхователи проставляют в статусе составителя «01».

Таким образом, статус составителя ООО в платёжке, как правило, «01» (администрируют налоговики). Если происходит уплата подоходного налога, то «02».

2. Еще одно изменение касается статуса составителя «08». До вступления в силу изменений этот показатель проставляли в поле 101 фирмы, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств при расчетах с бюджетом в виде оплаты взносов и иных сумм.

Теперь эти категории плательщиков указывают значение «08» только при перечислении в бюджет прочих платежей, исключая налоги, сборы и взносы. Например, к таким можно отнести госпошлину или взносы на травматизм, которые по-прежнему перечисляют в ФСС в отличие от остальных взносов.

Таким образом, статус составителя «08» указывают все остальные категории плательщиков при перечислении страховых взносов на травматизм. В части взносов в ФСС на статус составителя надо обращать особое внимание.

3. Частные предприниматели при перечислении налогов, сборов и взносов указывают в платежном поручении свой статус составителя – «09». В большинстве случаев статус составителя ИП будет иметь именно такое значение. Исключение – код «08».

Нотариусы, адвокаты, а также руководители крестьянских хозяйств проставляют в поле 101 значения «10», «11» и «12» соответственно.

4. Следующее изменение в правилах заполнения платежных поручений относится к статусу составителя «24». Ранее это значение применяли физические лица при перечислении налогов и страховых взносов. Теперь этот код указывают только при уплате сборов, а также взносов в ФСС и других платежей в бюджет (есть ряд исключений).

Для оформления платежки на перечисление налогов, сборов и взносов, которые уплачиваются через налоговые органы, физические лица в реквизите 101 проставляют статус составителя «13».

5. Еще один вопрос по заполнению реквизита 101 возникал при оформлении платежных поручений в связи с изменениями в НК РФ относительно возможности оплаты налогов и взносов за обязанного субъекта иным лицом. Изменения, внесенные в апреле нынешнего года в правила заполнения платежек, разъясняют, как нужно оформлять платежное поручение при исполнении чужих обязательств.

Однако никакого специального значения для иного лица в «Статусе составителя» чиновники не предусмотрели. Поэтому при оформлении документа в поле 101 вносят статус лица, за которого уплачиваются взносы или налоги.

Ещё коды

Как видно, для страховых взносов статус составителя в общем случае может принимать значения «01», «08», «09» или «13».

Что касается НДФЛ, статус составителя должен иметь значение:

  • «02» – статус составителя налогового агента;
  • «13» – обычное физлицо.

В отношении госпошлины статус составителя в большинстве случаев будет «08».

Учтите, что статус составителя при штрафе зависит от того, какой именно орган власти администрирует данную санкцию – налоговики, ФСС, таможня и др.



Просмотров