Международная конвенция защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий. Международный Красный Крест

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик­тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж­дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее - Первая Женев­ская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи ра­неных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее - Вторая Женевская кон­венция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее - Третья Женевская конвенция); Женевская кон­венция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее - Четвертая Женевская конвенция).

Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных кон­фликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународно­го характера (Протокол II) 1977 г.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касаю­щимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

а) военнопленные;

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;

в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отря­дов, включая личный состав организованных движений сопротив­ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольче­ские отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи­тельный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительству или власти, не признанных дер­жащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонден­ты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;

5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, нахо­дящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным ре­жимом в силу каких-либо других положений международного права;

6) население неоккупированной территории, которое при при­ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале осво­бодила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным си­лам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сде­ланному с целью их интернирования.

Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военно­пленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют­ся всеми правами, установленными вышеназванной Конвенцией, и им предоставляются все возможности, необходимые для оказа­ния медицинской и духовной помощи военнопленным.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны соби­рает или пытается собирать информацию на территории, контро­лируемой противной стороной, не считается лицом, занимаю­щимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и вышеупо­мянутыми дополнительными протоколами. Военнопленные нахо­дятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослу­жащих. Военнопленным разрешается носить свою военную фор­му, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство долж­но обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дей­ствий. Одним из требований международного гуманитарного пра­ва является требование равного обращения с участниками воору­женных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причи­нам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политиче­ских или других убеждений, национального или социального про­исхождения, имущественного положения.

Такая защита предо­ставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.

Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитар­ного права под особой защитой. Запрещается любое посягательст­во на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их сре­ды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обя­заны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.

Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздер­живаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военнослу­жащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных дей­ствий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими корабле­крушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждеб­ных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуют­ся уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обра­щаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого раз­личия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицин­ских.

Гражданское население не должно являться объектом нападе­ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.

Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе­чивается защита от любого рода непристойных посягательств.

Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.

Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по­стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гума­нитарный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан­ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в воору­женный конфликт или как недружественные акты. При распреде­лении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного ха­рактера осуществляется в соответствии с Дополнительным прото­колом к Женевским конвенциям 1977 г. (Протокол). Этот Прото­кол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и орга­низованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять не­прерывные и согласованные военные действия и применять дан­ный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характе­ра, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис­толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддер­живать или восстанавливать правопорядок в государстве или за­щищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оп­равдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.

Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения или на каких-либо дру­гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен­ным конфликтом немеждународного характера.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

Контрольная работа

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1.Понятие и принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

право гуманитарный конфликт международный

Понятие международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Мировое развитие на современном этапе характеризуется уменьшением опасности крупномасштабной войны (войны между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества), однако целый ряд локальных и региональных вооруженных конфликтов продолжают тлеть и разгораться, а также возникают новые конфликты. Важной характерной особенностью конфликтов являются массовые трансграничные перемещения людей и перемещения людей внутри страны.

Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов (право вооруженных конфликтов) охватывает принципы и нормы, регулирующие средства и методы ведения вооруженных конфликтов, а также гуманитарной защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и лиц, лишенных свободы в связи с вооруженным конфликтом, гражданского населения и других покровительствуемых лиц (беженцев и внутренне перемещенных лиц, медицинского и духовного персонала, гуманитарных работников, персонала гражданской обороны и др.).

Основными источниками данной отрасли международного права являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года (Женевское право), а также целый ряд других конвенций и протоколов, охватывающих конкретные аспекты вооруженных конфликтов (Гаагское право: запрещенные средства и методы ведения военных действий, защита культурных ценностей и др.). Международным Комитетом Красного Креста (МККК) осуществлено масштабное исследование норм обычного международного гуманитарного права, основанных на практике и opinio juris государств. Всего рассматривается 161 норма. Во вступительном слове к данному изданию судья Международного Суда ООН Абдула Г. Корома отмечал, что «исследование, призванное инвентаризировать существующие обычные нормы, касающиеся данной темы, может только содействовать более полному соблюдению международного гуманитарного права и улучшению защиты жертв войны» .

Принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. В научной литературе отсутствует единство взглядов по вопросу классификации принципов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов [например: 9, с. 268-616; 10, с. 16-17]. Впервые данные принципы были сформулированы Жаном Пикте в 1966 году. Приведем данную классификацию.

Основные принципы: 1) военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку (принцип права гуманности); 2) воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника (принцип права войны); 3) лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвуют непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение (принцип Женевского права); 4) право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным (принцип Гаагского права).

Общие принципы: 1) каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности (принцип неприкосновенности); 2) обращение со всеми людьми не должно иметь различий, основанных на признаках расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, политических, философских или религиозных убеждений или каких-либо других подобных критериев (принцип недопустимости дискриминации); 3) каждый имеет право на личную безопасность (принцип безопасности).

Принципы, относящиеся к жертвам конфликтов (Женевское право): 1) гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт (принцип нейтральности); 2) у лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь (принцип нормальности); 3) государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (принцип защиты).

Принципы, относящиеся к праву войны: 1) гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (принцип ограничения по лицам); 2) нападения должны быть строго ограничены военными объектами (принцип ограничения по объектам);

1)запрещается использовать против кого бы то ни было оружие или методы ведения военных действий, способные причинить излишний вред или чрезмерные страдания (принцип ограничения по средствам и методам ведения военных действий) .

Виды вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов) применяется в ситуациях международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Международным вооруженным конфликтом является объявленная война или всякий другой вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами, даже в том случае, если одно из них не признает состояния войны. К международным вооруженным конфликтам относятся также все случаи оккупации всей или части территории государства, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления; а также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Внутренний вооруженный конфликт представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов).

Вместе с тем на практике встречаются ситуации, квалификация которых вызывает разногласия: контроль над территорией без военного присутствия; иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт; и немеждународный вооруженный конфликт на территории нескольких государств .

В случаях нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таких как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера применяются международные стандарты в области прав человека.

Гуманитарная помощь и доступ к жертвам вооруженных конфликтов

Покровительствуемые лица во время вооруженных конфликтов - это все те, кто во время военных действий находится под защитой международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Правовое содержание этой защиты различается в зависимости от категории данных лиц (14 категорий покровительствуемых лиц в международных вооруженных конфликтах, 5 категорий - во внутренних вооруженных конфликтах) .

Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, принимает все возможные меры к тому, чтобы разыскать, подобрать и эвакуировать данных лиц без какого-либо различия неблагоприятного характера. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Кроме того, каждая сторона в конфликте должна принять все возможные меры к тому, чтобы оградить данных лиц от дурного обращения и разграбления их личного имущества.

В целях обеспечения помощи раненым и больным особая правовая защита предоставляется медицинскому и духовному персоналу. Медицинский персонал (как военный, так и гражданский) назначается стороной конфликта для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний. Медицинский и духовный персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства имеют право использовать отличительную эмблему (красного креста, красного полумесяца или красного кристалла). Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции. Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики или других медицинских норм, служащих интересам раненых и больных.

Военнопленным является любой комбатант, то есть лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях, который попадает во власть противной стороны. Не имеют права на статус военнопленного шпионы, наемники и комбатанты, не отличающие себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Военнопленным и лицам, лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, должны предоставляться кров, продовольствие, вода в достаточном количестве, соответствующая одежда и медицинская помощь. Данные лица должны содержаться в помещениях, находящихся достаточно далеко от зоны военных действий и предоставляющих гарантию в отношении сохранения здоровья и гигиены. Женщины должны содержаться отдельно от мужчин, дети - отдельно от взрослых, за исключением случаев, когда семьи содержатся вместе. Военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы после окончания военных действий. Гражданские интернированные лица должны быть освобождены сразу же, как только прекратится действие причин, обусловивших их интернирование, но самое позднее в кратчайшие по возможности сроки после окончания активных военных действий .

Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Гражданские лица пользуются защитой от нападений, за исключением случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях.

Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются нападения неизбирательного характера, а также нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. При проведении военных операций необходимо щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты.

Вместе с тем положение гражданского населения во время вооруженных конфликтов требует внимания и действий. В докладе Генерального секретаря ООН отмечалось, что «за последние десятилетия число гражданских лиц среди жертв войны резко возросло и составляет примерно 75 процентов, а в ряде случаев даже больше. .. .Уменьшение числа межгосударственных войн, которые ведутся регулярными армиями, сопровождается увеличением числа внутригосударственных войн, которые ведут иррегулярные силы. Кроме того, - и это особенно характерно для конфликтов с определенным элементом этнической или религиозной ненависти - затронутые гражданские лица, как правило, являются неслучайными жертвами этих новых иррегулярных сил - они являются их главной целью» .

Механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов

Государства-участники должны при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать нормы Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Соблюдение является формой реализации норм-запретов международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, которые составляют содержательную основу данной отрасли международного права.

Под механизмом имплементации норм международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов понимают «совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования защиты жертв вооруженных конфликтов и запрещения или ограничения применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы» .

На национальном уровне государства должны: 1) распространять возможно шире нормы данной отрасли права в своих странах

и,в частности, включать их изучение в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением, с тем чтобы эти документы могли стать известными вооруженным силам и гражданскому населению; 2) в период вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны обеспечить наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов) и соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу;

3)ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 4) пресекать серьезные нарушения (в том числе разыскивать лиц, обвиняемых в совершении указанных нарушений и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду) и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являющихся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты.

На международном уровне механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, включает: 1) проведение расследований воюющими сторонами (с согласия обеих сторон) для выявления нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов; 2) деятельность Международной комиссии по установлению фактов, состоящей из 15 членов, избираемых на 5 лет конференцией государств-участников, признавших компетенцию данной комиссии, которая вправе проводить расследования и оказывать добрые услуги; 3) назначение Державы-покровительницы (или субститута Державы-покровительницы), на которую возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте; 4) взаимную помощь в вопросах уголовного преследования. Государства-участники оказывают друг другу максимальное содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов;

1)в случаях серьезных нарушений принятие государствами мер как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН (принудительные меры невооруженного и вооруженного характера; учреждение специальных уголовных трибуналов и др.).

В настоящее время основными задачами международного сообщества по имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, являются: обеспечение более строгого соблюдения сторонами конфликта норм международного права; обеспечение более строгого соблюдения правовых норм негосударственными вооруженными группами; обеспечение более эффективной защиты со стороны миротворческих и других соответствующих миссий ООН; расширение доступа к гуманитарной помощи; и усиление ответственности за правонарушения .

Важная роль в имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, принадлежит Международному Комитету Красного Креста. МККК, основанный в Женеве в 1863 году и официально признанный в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста, - это независимая гуманитарная организация, обладающая особым статусом . Его сотрудниками являются примерно 12 тысяч человек в 80 странах мира (в том числе в Российской Федерации, преимущественно на Северном Кавказе ). Финансируется он в основном за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

МККК, Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и 189 национальных обществ образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, которое является самым крупным гуманитарным сообществом мира.

Роль МККК заключается в следующем: 1) отстаивать и распространять основополагающие принципы Движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность; 2) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права; 3) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманитарная деятельность в основном осуществляется во время международных и других вооруженных конфликтов, а также во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения; 4) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие и др.

25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.

Международное право в период вооруженных конфликтов

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: - находиться под командованием лица...

Вооруженные конфликты и международное право

Вооруженные конфликты и международное право

Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (с какого и по какое время нормативный акт имеет силу)...

Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны...

Международное гуманитарное право

Международное право в период вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов...

Международное право и права человека

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы...

Международный конфликт в Южной Осетии

Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе не привело к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях...

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты

Права человека в конституционном праве зарубежных стран

После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека...

Правовые аспекты защиты жертв войны

жертва война защита вооруженный конфликт В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица...

Преступления, относящиеся к контрабанде оружия

Применение норм международного гуманитарного права во внутренних вооружённых конфликтах: вопросы, теория

Проблемы международной ответственности в спектре мнений

В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств...

Вспомните: Какие бедствия претерпело мирное население стран - участников мировых войн XX в.?

Подумайте: Можно ли соблюдать права человека во время войны? Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Войны происходят на протяжении всей истории человечества. За последние 5000 лет, как подсчитали ученые, было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд человек. В XX в. в двух мировых войнах погибло более 70 млн человек.

Устав Организации Объединенных Наций отразил решимость государств - членов ООН избавить грядущие поколения от бедствий войны. Однако и во второй половине XX в. произошли десятки вооруженных конфликтов между государствами или внутри государств. Жертвами их становятся не только военные. Как считают эксперты, в настоящее время на каждого убитого военного приходится по 10 погибших гражданских лиц. В случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100, т. е. гражданских погибнет в 100 раз больше, чем солдат и офицеров воюющих армий. Но счет жертв войны на этом не кончается: а раненые, искалеченные люди? Гражданское население, потерявшее жилища и имущество, нажитое годами? Беженцы, спасающиеся в чужих краях от насилия, грабежей и унижений?

Вот что думали о войне известные писатели:

«Война есть убийство, и сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же остается худшим грехом в мире» (Л. Толстой (1828-1810) - русский писатель).

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других - слезы» (У. Теккерей (1811-1863) - английский писатель).

Война есть война: вооруженные люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные)?

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожившей его население. История дает немало примеров мучительной смерти раненых, оставшихся без помощи на поле боя; пыток и расстрелов военнопленных; грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков от голода и холода вследствие разрушения предприятий, снабжающих пищей, теплом, энергией.

Но история знает и другое. Археологи, изучавшие памятники Древнего Египта, нашли запись, датируемую вторым тысячелетием до нашей эры: «Накорми врага своего». А в 1785 г. Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат. Но таких примеров в истории немного.

Международное гуманитарное право.

Так называют нормы, которые содержатся в международных документах о защите жертв войны. Эти нормы защищают раненых и больных в действующих армиях, военнопленных, лиц из состава вооруженных сил на море, потерпевших кораблекрушение, гражданское население в зоне вооруженного конфликта и на оккупированной территории.

Ситуация. В 1859 г. при Сольферино в Ломбардии произошла битва между австрийскими и франко-итальянскими войсками. На поле боя осталось 6000 убитых и 36 000 раненых. Оказавшийся на месте завершившегося сражения молодой швейцарец Анри Дюнан, увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя, терпящих невыразимые муки, сделал для несчастных все, что было в его силах. А потом он развернул деятельность, результатом которой стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов.

В 1860 г. возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 г. состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

Факты. В 1854 г., когда началась Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге общину сестер милосердия. Во время героической обороны Севастополя эта община под руководством выдающегося хирурга Н. И. Пирогова оказывала помощь раненым и больным. Из 202 медсестер 17 погибли. Спустя много лет Анри Дюнан писал, что пример этой общины повлиял на его деятельность. Россия ратифицировала Женевскую конвенцию в 1867 г.

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г. - Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

По отношению к раненым установлено, что их должны подбирать на поле боя, им должны быть обеспечены медицинская помощь и уход той стороной, во власти которой они находятся. Для выполнения этой миссии медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование пользуются правом на защиту. Недопустимы нападения на госпитали, лазареты, врачей, медсестер.

Документ. Из Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.:

«Статья 15

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного об ращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.

Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества».

Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства. Запрещается их убивать или наносить им увечья. Как и гражданское население на чужой территории, военнопленных запрещается подвергать жестокому или унизительному обращению, физическим и моральным пыткам.

Как видите, речь идет прежде всего о праве лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

Мнения. Познакомьтесь с высказыванием по этому поводу в XVIII в. известного французского философа Ж.-Ж. Руссо:

«Если цель войны - уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются - они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать».

Другие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения. От участников вооруженного конфликта требуется делать различие между гражданским населением и военными. Гражданские лица и гражданские объекты не должны подвергаться нападениям. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов. Однако во время войны может возникнуть необходимость атаковать военный объект, рядом с которым находятся гражданские объекты (жилые дома, школы, больницы). Как должны поступить военные, если их нападение на военный объект повлечет за собой жертвы и среди гражданских лиц? Нормы международного гуманитарного права требуют, чтобы военачальники соразмеряли возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом. И если имеется вероятность больших потерь среди гражданского населения, военная операция должна быть отменена или отложена (например, до того времени, пока гражданское население не покинет район предполагаемой атаки).

Запрещается вызывать голод среди гражданского населения, в частности, путем уничтожения или приведения в негодность объектов, необходимых для выживания (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и ее запасов, ирригационных сооружений). Правом на защиту пользуются и беженцы, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину.

Международными соглашениями установлены ограничения методов и средств ведения войны. Запрещено применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания. Так, еще сто лет назад было запрещено использовать пули, легко разворачивающиеся и сплющивающиеся в человеческом теле (пули «дум-дум»). В дальнейшем запрет был установлен и на применение в вооруженных конфликтах ядовитых и других подобных газов, аналогичных жидкостей и веществ, а также бактериологических средств ведения войны (бактерий, вирусов, токсических продуктов их жизнедеятельности, используемых с помощью зараженных живых переносчиков заболеваний, например насекомых, или в боеприпасах с целью вызвать массовые заболевания людей, животных и растений).

Во время боевых действий успех может принести то, что называется военной хитростью. Но международные нормы не разрешают такие «хитрости» (например, использование эмблемы Красного Креста для маскировки транспорта, перевозящего оружие, или белого флага для прикрытия военной операции).

Итак, международное гуманитарное право - это совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными - с другой, и имеющие своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны. Эти правила являются важной отраслью (т. е. частью) международного права, которое представляет собой более широкую совокупность норм, регулирующих разнообразные отношения между государствами в политической, экономической, социальной, культурной и других областях. Субъектами международного права - участниками международных правоотношений - являются главным образом государства.

Значение международного гуманитарного права.

В чем же состоят особенности и значение международного гуманитарного права?

Во-первых, оно отражает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Однако международные нормы о правах человека действуют главным образом в мирное время и могут быть ограничены в военное время. А цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.

Во-вторых, законодательство о правах человека регулирует отношения между государством и его собственными гражданами, а гуманитарное право - между государством и гражданами государства противника.

В-третьих, международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

В-четвертых, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также дает возможность осудить тех, кто их нарушает. К тому же международное гуманитарное право содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил, в их числе - возмещение убытков той стороной вооруженного конфликта, которая нарушила установленные правила. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, включающие преднамеренные убийства, пытки, причинение чрезмерных страданий и серьезного увечья и некоторые другие формы негуманного обращения. Международное право содержит понятие военные преступления, которое включает в себя применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов; уничтожение культурных ценностей; жестокое обращение с военнопленными, ранеными и больными, а также с мирным населением; угон в рабство; взятие заложников, грабежи и т. п. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о международном сотрудничестве в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Проверьте себя

  1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом?
  2. Кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права?
  3. Какие нормы направлены на защиту раненых, военнопленных, мирного населения?
  4. Назовите методы и средства ведения войны, которые запрещены.
  5. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?
  6. Что означает понятие «военные преступления»?
  1. Объясните, чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира.
  2. Сопоставьте два высказывания:
    «Война - зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх);
    «Когда гремит оружие, законы молчат» (римский политический деятель, философ Цицерон).
    Какое из этих высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Свой ответ аргументируйте.
  3. Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий - это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?» Ответьте на вопрос, поставленный философом.
  4. Раскройте смысл и значение статьи 15 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., который гласит: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электро-станции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».
  5. «На войне всякая идея человеколюбия - пагубное заблуждение, нелепость» (немецкий военный теоретик К. Клаузевиц). Как вы относитесь к этому высказыванию? Применима ли к войне идея гуманизма? Аргументируйте свой ответ.
  6. Командир подразделения, ведущего бой в городе, видит, что в верхних этажах жилого дома засели снайперы противника, выстрелы которых привели к гибели нескольких его бойцов. Командир обращается к вертолетчикам с просьбой нанести по огневым точкам ракетный удар.

Как вы оцениваете действия командира?

Говорят мудрые

  • «Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».
    И. А. Ильин (1882 - 1954), русский философ
  • «Несправедливо ликовать над телами погибших».
    Гомер (VIII в. до н. э.), древнегреческий поэт


Просмотров