Понятие конституционных (уставных) судов субъектов рф и законодательство о конституционных (уставных) судов субъектов рф. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Порядок формирования, полномочия

  • 4. Концепция судебной реформы 1991г. И её реализация.
  • 5. О разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Лекция 2. Судебная власть: понятие, признаки.
  • 1. Понятие судебной власти
  • 2. Признаки судебной власти
  • Лекция 3. Функции судебной власти.
  • Лекция 4. Судьи – носители судебной власти. Определение. Требования, предъявляемые к судье. Единство статуса судей.
  • 1. Единство статуса судей
  • 2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4. Требования, предъявляемые к судье
  • Лекция 5.Судьи - носители судебной власти: независимость, неприкосновенность, несменяемость. Меры поощрения и ответственности судей.
  • 1. Принцип недопустимости вмешательства в судебную деятельность.
  • 2. Специальные принципы судебной власти – конституционно-правовая основа её деятельности. Принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи.
  • 3. Судопроизводство в судах осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон
  • 4. Судейская дисциплина и ответственность
  • Лекция 6.Принципы организации и деятельности судебной власти.
  • 1. Принцип самостоятельности судебной власти
  • 2. Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти
  • 3. Принцип финансирования судебной деятельности
  • 4. Принцип организационной обособленности (автономности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом
  • 5. Принцип верховенства и прямого действия Конституции рф (принцип конституционности) в организации деятельности судебной власти.
  • 6. Принцип федерализма и единства судебной власти России
  • 7. Принцип публичности судебной власти
  • 8. Принципы национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия
  • 9. Принцип универсальности судебной власти
  • Лекция 7. Судебная система: определение, принципы, построения, судебные инстанции.
  • Лекция 8. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Лекция 9. Система судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации.
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Военные суды
  • Лекция 10. Арбитражные суды
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.
  • 1. Конституционные (уставные) суды.
  • 2. Мировые судьи
  • Лекция 12. Акты судебной власти и другие акты государства
  • Виды судебных актов Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве
  • Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
  • Судебные акты в уголовном судопроизводстве.
  • Лекция 13. Исполнение актов судебной власти
  • Исполнение актов Конституционного Суда рф.
  • Исполнение актов судебной власти по гражданским делам.
  • Исполнение актов судебной власти по уголовным делам.
  • Лекция 14. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
  • 1. Съезд судей Российской Федерации
  • 2. Конференции судей субъектов Российской Федерации
  • 3. Советы судей
  • 4. Квалификационные коллегии судей
  • Лекция 15. Судебный департамент при Верховном Суде рф – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
  • Лекция 16. Судейская этика.
  • Тема №2. Акты судебной власти и делопроизводство в суде
  • Тема №3. Исполнение актов судебной власти
  • Тема №4. Действующая судебная система Российской Федерации
  • Тема №5. Конституционные принципы деятельности судебной власти
  • Тема № 7. Суд присяжных
  • Сведения о ппс
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.

    1. Конституционные (уставные) суды.

    Конституционные (уставные) суды – это новое явление в государственном строительстве России. Конституционные суды создаются в автономных республиках, уставные – в областях, краях, автономной области, автономных округах, городах Москва и Санкт-Петербург, так как основным законом в республике является её Конституция, а областях, краях и т.п. – устав определённого субъекта Федерации.

    Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей по своей природе самостоятельны, действуют каждый на своём правовом поле и независимы друг от друга.

    Весьма существенным при этом являются два момента.

    Во-первых, это судебные органы и органы власти единого государства, единой ветви власти – судебной. Различия между ними лишь в том, что один из них – Конституционный Суд РФ – является федеральным конституционным судом, т.е. общегосударственным, общероссийским органом, а конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей – это судебные органы отдельных составных частей нашего федеративного государства, его субъектов.

    Во-вторых, это органы судебного конституционного контроля, по своим задачам, целям и направленности деятельности, по своей юридической природе призванные обеспечивать соответствие всего массива нормативных актов основным законам как Федерации в целом, так и её отдельных составных частей – государственно правовых образований внутри Федерации, т.е. субъектов Федерации. 1

    С полной уверенностью можно сказать, что все конституционные (уставные) суды между собой имеют много общего, хотя общих утверждённых законом основ или образцовой (примерной) модели такого суда не имеется, имеются и различия, которые по сути проявляются только по предоставленным судам полномочиям и размерам территории, на которую распространяется юрисдикция конкретного конституционного (уставного) суда.

    Социальная ценность конституционных судов как специализированных органов правовой защиты конституций, прежде всего в том, что они являются элементом механизма «разделения властей». Поэтому учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации способствует быстрым темпам формирования демократического правового государства. Напротив, отсутствие конституционных (уставных) судов значительно тормозит процессы становления демократических форм организации государственной власти в республиках и регионах России. 2

    По состоянию на начало 2006 г. фактически функционирует пятнадцать таких судов. В конституциях (уставах) более половины субъектов Российской Федерации заявили о намерении их создать. Процесс учреждения конституционных (уставных) судов может быть охарактеризован как вялотекущий и небеспроблемный. Проблема вытекает, как полагает Ж.И. Овсепян не из природы такого института как конституционное правосудие, а является следствием недостаточно эффективно урегулированного в определенном субъекте Российской Федерации порядка формирования этого специализированного суда и молодости практики конституционного (уставного) судопроизводства в Российской Федерации. 3 Вместе с тем, отсутствие в большинстве субъектов органов региональной конституционной юстиции приводит к неравенству в содержании конституционного права граждан на судебную защиту.

    Однако учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является актуальным как с точки зрения субъектов, так и Российской Федерации в целом, поскольку они работают продуктивно, прямо или косвенно выступают хранителями общефедеральных конституционных норм.

    Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются органами конституционного (уставного) судебного контроля на территории субъекта Федерации. В форме конституционного судопроизводства они осуществляют судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

    Местом постоянного пребывания Конституционного (уставного) суда является столица республики или административный центр субъекта Федерации. На здании, занимаемом конституционным (уставным) судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг субъекта Федерации.

    Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления их конституциям (уставам), а также для толкования конституций (уставов) субъектов РФ.

    Судьёй конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть российский гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий высшее юридическое образование.

    Законодательством субъектов Федерации предусматриваются и некоторые дополнительные требования к кандидатам на должности Конституционных (уставных) судов: безупречная репутация, высокая квалификация в области права и т.д.

    Срок полномочий судей устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Численный состав судов также предусматривается региональным законодательством. Например, в состав уставного суда Санкт-Петербурга входит 7 судей.

    Судьи Конституционных (уставных) судов назначаются законодательным (представительным) органом власти субъектов Федерации и обладают единым для всех судей РФ статусом.

    Порядок распределения дел в суде, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства, требования, предъявляемые к работникам аппарата суда, конституционный (уставной) суд разрабатывает и принимает в виде регламента.

    В среднем в год конституционные (уставные) суды в субъектах РФ рассматривают не более 20 дел. 1 Имеются сводные статистические данные, подтверждающие что Конституционные (уставные) суды субъектов РФ за 1995-2000 гг. вынесли более 250 решений. В 2001 году в эти суды поступило более 450 обращений о проверке конституционности или соответствии уставу законов и иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Рассмотрено более 100 дел, по которым вынесено 40 постановлений и 73 определения. Признаны несоответствующими конституции (уставу) 27 законов или иных нормативных актов. 1

    Конституционные (уставные) суды развивались по законам, принятым «до 12 декабря 1993г.», и принятым «после 12 декабря 1993г.», которые отличались различными методиками закрепления поводов (обращений) в Конституционные (уставные) суды субъекта РФ, особенностями предмета регулирования поводов (обращений) и ряд других. В настоящее время определились три вида обращений в конституционные (уставные) суды: запрос, жалоба, ходатайство.

    Конституционные (уставные) суды выносят следующие виды решений:

    1) Постановления конституционного (уставного) суда – это наиболее распространённая форма решений судов. Так они называются в качестве основной формы актов органов конституционного (уставного) контроля во всех анализируемых законах о конституционных (уставных) судах Субъектов РФ.

    2) Заключения конституционных (уставных) судов – указывается как возможная форма решения.

    3) Определения конституционного (уставного) суда – упоминается в качестве разновидностей актов этого суда в Адыгеи (1996), Башкортостана (1997), Курганской области (2000).

    4) Требования – в отличие от определения квалифицируются в качестве разновидности форм решений конституционных судов, и в основном принимались до 12 декабря 1993г. 2

    Рассмотрение дел и принятие решений конституционными (уставными) судами осуществляется на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства в условиях состязания и равноправия сторон. 3 Решения, как правило, принимаются открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в заседании суда. Для принятия некоторых видов решений может требоваться квалифицированное большинство. Решение Конституционного (уставного) суда излагается в виде отдельного документа, которое полностью провозглашается в открытом заседании суда. Постановления, определения, заявления Конституционного (уставного) суда публикуются в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ.

    Вступившие в законную силу решение Конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом. Решения принимаются большинством голосов. Председательствующий обычно голосует последним.

    Конституционный (уставной) суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении уставного судопроизводства во всех случаях воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти.

    Участниками процесса в конституционном (уставном) суде признаются стороны, а также их представители (в том числе адвокаты), свидетели, эксперты, перевозчики и другие приглашённые судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства и отводы судьям.

    После исследования всех вопросов дела конституционный (уставной) суд выносит решение.

    Имеются факты, когда конституционные (уставные) суды своими запросами переносят разрешение вопросов и споров в Конституционный Суд РФ ввиду очевидного несоответствия положений регионального законодательства Конституции РФ, что освещено в материалах Всероссийского совещания по проблемам исполнения решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов. 1

    Организация деятельности конституционных (устав­ных) судов субъектов РФ регулируется Законом о судеб­ной системе, в соответствии с которым конституционные (уставные) суды субъектов РФ представляют собой часть единой судебной системы РФ и относятся к судам субъек­тов РФ.

    Они создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Финансирование конституционных (уставных) судов осу­ществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

    Конституционные (уставные) суды субъектов определя­ют соответствие законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, орга­нов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта. Данные суды рассматрива­ют вопросы, отнесенные к их компетенции в порядке, уста­новленном законом субъекта РФ.

    Конституционные (уставные) суды не связаны с Кон­ституционным Судом РФ организационными и функци­ональными связями, т.е. не являются непосредственно нижестоящими по отношению к Конституционному Суду РФ. Решения, выносимые конституционными (уставны­ми) судами, не могут быть пересмотрены иным судом. Они окончательны и вступают в законную силу с момента про­возглашения.

    Особенностью правового статуса судей конституцион­ных (уставных) судов субъектов является то, что порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей устанавливается Законом о статусе судей и законами субъектов РФ.

    Вопрос об организации или упразднении конституци­онного (уставного) суда является правом каждого субъек­та РФ.

    Рассмотрим организацию и деятельность конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ на примере Уставного Суда Свердловской области.

    Уставный Суд Свердловской области является органом государственной судебной власти Свердловской области как субъекта РФ и входит в единую судебную систему Рос­сийской Федерации.

    Организация и деятельность Уставного Суда Свердлов­ской области регулируется Законом о судебной системе, Уставом Свердловской области и Законом Свердловской области «Об Уставном Суде Свердловской области».



    Уставный Суд Свердловской области рассматривает во­просы соответствия областных законов, нормативных пра­вовых актов органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципаль­ных образований, расположенных на территории Свердлов­ской области, Уставу Свердловской области, а также осу­ществляет толкование Устава Свердловской области.

    Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в реше­ние политических вопросов.

    Уставный Суд Свердловской области состоит из пяти судей, избираемых Областной Думой по представлению Губернатора Свердловской области. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей.

    Отбор кандидатов на должность судьи Уставного Суда Свердловской области осуществляется на конкурсной ос­нове. Областная Дума рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Уставного Суда в срок не позднее 30 дней со дня внесения представления губернатора Свердлов­ской области. Судьи Уставного Суда избираются на долж­ность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи считается лицо, получив­шее при голосовании большинство от установленного чис­ленного состава депутатов Областной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов мо­жет представляться для избрания не более двух раз подряд.

    В случае выбытия судьи из состава Уставного Суда представление об избрании другого лица на вакантное ме­сто судьи вносится губернатором Свердловской области в областную Думу не позднее месяца со дня открытия ва­кансии.

    Судья Уставного Суда избирается на должность сроком на шесть лет. Предельный возраст для пребывания в долж­ности судьи Уставного Суда Свердловской области со­ставляет 65 лет. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекра­щаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 65 лет.

    Полномочия судей Уставного Суда приостанавливаются и прекращаются по общим основаниям, предусмотренным Законом о статусе судей.

    Председатель и заместители Председателя Уставного Суда Свердловской области назначаются сроком на три го­да. Решение о назначении принимается Уставным Судом на заседании тайным голосованием большинством от уста­новленного числа судей Уставного Суда Свердловской об­ласти.

    Председатель Уставного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда осуществляет следу­ющие функции:

    1) организует работу Уставного Суда;

    2) устанавливает правила внутреннего распорядка Уставного Суда и контролирует их выполнение;

    3) распределяет обязанности между заместителями Председателя Уставного Суда, а также в порядке, установ­ленном федеральным законом, - между судьями;

    4) организует работу по повышению квалификации су­дей Уставного Суда;

    5) осуществляет общее руководство деятельностью ап­парата Уставного Суда;

    6) регулярно информирует судей о своей деятельности и о деятельности Уставного Суда;

    7) осуществляет иные полномочия по организации ра­боты Уставного Суда.

    Деятельность Уставного Суда обеспечивает аппарат, со­стоящий из секретариата Уставного Суда и иных подраз­делений.

    Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде явля­ется обращение в форме запроса, отвечающее требованиям Закона «Об Уставном Суде Свердловской области» и опре­деленное Уставным Судом в качестве подведомственного.

    Участниками процесса в Уставном Суде Свердловской области считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие в Уставный Суд обращение; органы или должностные лица, принявшие издавшие или подписавшие нормативный акт, легитимность которого оспаривается.

    Решение Уставного Суда подлежит исполнению немед­ленно после опубликования либо вручения его официаль­ного текста, если иные сроки специально в нем не огово­рены.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Определите цели, задачи и предназначение Конституцион­ного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    2. Назовите принципы организации и деятельности Конститу­ционного Суда РФ.

    3. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.

    4. Каков порядок наделения полномочиями судей Конститу­ционного Суда РФ?

    5. Каковы особенности правового статуса судей Конституци­онного Суда РФ?

    6. Назовите виды судебных актов Конституционного Суда РФ.

    7. Определите правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    8. Назовите правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

    1. Витрук, Н. В. Конституционное право и конституционное правосудие. - М., 2010.

    2. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебное кон­ституционное право и процесс. - М., 1998.

    3. Гаджиев, Г. А. Цели, задачи и предназначение Конституци­онного суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - 2008. - № 1,2.

    4. Гаджиев, Г. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации // Государство и право. - 1999. - № 7.

    5. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности кон­ституционного регулирования, судебного строительства и судеб­ной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. - М., 2007.

    6. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. До­кументы: в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. - Т. 6. - М., 2003.

    7. Малюшин, А. А. Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. - М., 2006.

    8. Несмеянова, С. Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации. - Екатеринбург, 2004.

    9. Петров, А. А. Судебная власть субъектов Российской Фе­дерации: концепция и модель законодательного регулирования. - Иркутск, 2007.

    10. Романовский, Г. Б. Правоохранительные органы: учеб. посо­бие / Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. - М.: РИОР, 2009.

    Конституционный (уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

    Субъектом Российской Федерации может создаваться кон-ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со-ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма-тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос-сийской Федерации, а также для ее толкования.

    Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако-нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде-рации.

    Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

    Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

    Срок полномочий судьи - 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум .

    Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде».

    Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан.


    При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

    Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является важным элементом их статуса и обусловлен правовой природой конституционной юстиции. Конституционные (уставные) суды обеспечивают непосредственное действие конституций (уставов) субъектов Федерации, защиту прав и свобод граждан главным образом путем разрешения конституционно-правовых споров, возникающих на региональном уровне. Поэтому порядок образования этих судов отличается спецификой.

    С одной стороны, он призван гарантировать профессионализм и авторитетность состава конституционных (уставных) судов, способность лиц, назначаемых на должности судей, квалифицированным образом осуществлять соответствующую юрисдикционную деятельность. С другой стороны, данный порядок должен обеспечивать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия сбалансированных решений, адекватно воспринимаемых всеми органами государственной власти и обществом в целом.

    К полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:

    Соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

    Соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;

    Толковании конституции (устава) субъекта РФ.

    Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения в Тверской области .

    Закон Тверской области от 31 мая 2001 г. N 149-ОЗ-2
    "О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области

    Мировые судьи Тверской области

    2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

    РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ

    ГЛАВА

    Демократизация общественно-политической жизни страны в период перестройки, практикадеятельности первого Конституционного Суда РФ, созданного в 1991 г., инициировали идею создания собственных органов конституционной юстиции в субъектах РФ.

    Конституция РФ определила право субъектов РФ самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ч. 1 ст. 77) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ч. 4 ст. 76). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах РФ конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах.

    федеральный^сонституционный закон от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов РФ. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ и входят в состав судебной системы РФ (ч. 2 ст. 4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов РФ.

    Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» устанавливаются:

    ^ право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта РФ (ст. 5); / общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27);

    f распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст. 12); S обязательность судебных постановлений конституционных

    (уставных) судов (ст. 6);

    S участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст. 29). Законодательными актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной вла-"" сти регионов:

    S порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст. 17);

    S порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст. 13); S процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетен-"



    ции конституционных (уставных) судов (ч. 3 ст. 27); / финансирование конституционных (уставных) судов за счет

    бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 27).

    В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч. 1 ст. 27), т.е. их формирование не считается обязательным для субъектов РФ. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов. РФ, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и наконец решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

    Процесс создания региональной конституционной юстиции идет медленно; На начало 2002 г. из 32 предусмотренных в конституциях и уставах субъектов РФ были приняты законы и начали функционировать 14 конституционных и уставных судов, в том числе в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Тюменской областях"и в ряде других регионов.

    Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах пяти-девяти судей. Так, Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, Конституционный суд Ханты-Мансийского автономного округа включает девять судей.

    Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта РФ. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей. Так организованы конституционные суды республик Татарстан, Дагестан, Карелия и некоторые другие. В других республиках избираются (назначаются) только судьи и председатель суда (Конституционный суд Республики Бурятия)."

    Формирование состава конституционных (уставных) судов, как правило, осуществляется с участием различных ветвей власти, а иногда и с привлечением общественных и иных организаций. Так, согласно Закону от 6 мая 1997 г. «Об Уставном суде Свердловской области» отбор пяти судей уставного суда проводится на конкурсной основе. Предложения о кандидатах вносятся губернатору депутатами Законодательного собрания, представительными органами местного самоуправления, руководителями правоохранительных органов, юридических и научных учреждений области. Судьи избираются на должность областной думой в индивидуальном порядке тайным голосованием.

    В Республике Татарстан в соответствии с упомянутым Законом половину персонального состава суда представляет Парламенту - Государственному совету.его председатель, другую половину - Президент Республики. Конституционный суд избирается Государственным советом, а председатель и его заместитель утверждаются Государственным советом по предложению судей Конституционного суда республики.

    Срок полномочий конституционных (уставных) судов во многих регионах законом не ограничивается. Законодательными актами республик Дагестан, Северная Осетия - Алания, Тыва срок полг номочий конституционных судов установлен в 10 лет.

    Как уже упоминалось, на судей конституционных (уставных) | судов распространяется принцип единства статуса судей РФ с некоторыми особенностями, установленными законодательством субъектов РФ.

    В большинстве регионов судьи назначаются на неопределенный срок (до достижения определенного предельного возраста). Так ре- J шен вопрос в ст. 98 Конституции Республики Бурятия, где указывается, что судьи Конституционного суда несменяемы и освобождаются от должности по достижении предельного возраста 60 лет для женшин, 65 - для мужчин. Не устанавливается срок полномочий судей конституционных судов республик Карелия, Коми и в ряде f других регионов.

    Иначе решен вопрос в Республике Кабардино-Балкария. В соответствии со ст. 111 Закона от 12 декабря 1997 г. «О Конституционном Суде Республики Кабардино-Балкария» срокполномочийсудьи Конституционного суда установлен в 10 лет, а предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. В упомянутом Законе Свердловской области срок полномочий судьи уставного суда - 12 лет, предельный возраст - 65 лет. Повторное избрание на должность судьи не допускается (ст. 21).

    В законодательстве субъектов РФ значительное внимание уделяется гарантиям независимости судей. В большинство законодательных актов включены общепринятые нормы о недопустимости досрочного прекращения полномочий судей, кроме случаев утраты гражданства, отставки, достижения предельного возраста пребывания в должности или вступления в силу обвинительного приговора суда в связи с совершением уголовного преступления.

    Есть и иные подходы. Кроме приведенных ранее оснований включаются и такие, как выезд за пределы территории республики (Кабардино-Балкария); нарушение присяги (Республика Карелия); ликвидация суда (Ханты-Мансийский автономный округ).

    Важной гарантией статуса судей конституционных (уставных) судов считается обеспечение их неприкосновенности. Как правило, это достигается путем распространения на судей статуса депутата представительного (законодательного) органа субъекта РФ.

    Последнее время в практику правового регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов входит распространение на них норм гл. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

    Анализ приведенных ранее и других законодательных актов субъектов РФ позволяет определить общий перечень основных полномочий конституционных (уставных) судов. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ включает:

    S контроль за соответствием правовых актов субъектов РФ их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры;

    S официальное толкование конституций или уставов субъектов РФ;

    S разрешение споров ю компетенции между органами власти субъектов РФ, а также между ними и органами местного самоуправления;

    s защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    S контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ и решениями о проведении региональных референдумов;

    s участие в законодательном процессе субъекта РФ путем осуществления права на законодательную инициативу. Отметим, что приведенный перечень выходит за рамки тех полномочий конституционных (уставных) судов, которые установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (конституционность законодательства и решений органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и толкование конституций (уставов) - (ч, 1 ст. 27).

    Вопрос о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Суть позиции Конституционного Суда РФ сводится к следующему. Перечень полномочий региональной конституционной юстиции, установленной ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», не является исчерпывающим, носит не императивный, а диспозитивный характер, ориентирует на основные направления деятельности конституционных (уставных) судов и не препятствует закреплению за ними иных полномочий, если они соответствуют юридической природе и предназначению этих судов. Вместе с тем конституционные (уставные) суды субъектов РФ входят в единую судебную систему страны и согласно Конституции РФ не могут втор-

    гаться в решение вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, других федеральных судов..

    Так, включение в компетенцию региональной конституционной юстиции таких полномочий, как разрешение споров о компетенции и споров по жалобам граждан и запросам судов, может вызвать расхождение в оценке содержания и разграничения компетенции Конституционного Суда РФ и органов конституционного контроля субъектов РФ. Очевидно, что такого рода коллизии должны решаться исходя из того, что конституционные (уставные) суды входят в единую судебную систему страны и, как и любые другие суды, обязаны руководствоваться Конституцией РФ.

    Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов, обеспечивающая эффективность конституционного контроля, определяется их местом в судебной системе России. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»:

    Акты, принятые конституционными (уставными) судами носят государственный властный характер, обязательны для всехбез исключения органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территорииРоссийской Федерации (ч. 1 ст. 6);

    Итоговые решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их компетенции, окончательные, немедленно вступающие в силу после их провозглашения, они не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом (ч. 4 ст. 27);

    Акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.

    Подводя итоги, отметим, что деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ оказывает заметное влияние на укрепление институтов государственной власти и местного самоуправления, защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка.

    Собственная судебная система субъектов федерации является важным элементом федерализма. Исходя из уровня ее развития, можно судить о степени самостоятельности субъектов во взаимоотношениях с федеральным центром. В Российской Федерации судебная система субъектов имеет крайне усеченную форму. Она включает в себя только конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние фактически встроены в систему федеральных судов общей юрисдикции: денежное содержание им выплачивается из федерального бюджета, их решения обжалуются в федеральные районные суды, судопроизводство ведется по федеральным процессуальным кодексам. В этих условиях единственными по-настоящему региональными судами являются конституционные (уставные) суды субъектов.

    На сегодняшний день Конституционные (Уставные) суды есть в 16 субъектах Российской Федерации. В их числе 13 республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика), две области (Калининградская область, Свердловская область) и один город федерального значения (Санкт-Петербург). Еще 28 субъектов Российской Федерации (4 республики, 1 город федерального значения, 1 автономный округ, 20 областей, 2 края) предусмотрели в собственных конституциях и уставах возможность создания данных судов.

    До недавнего времени подобные институты государственной власти существовали также в Республике Бурятии и Челябинской области. Однако в первом субъекте деятельность Суда была приостановлена в 2013 г. , а во втором - Суд и вовсе был упразднен законодательным органом региона в 2014 г., при том что в Бурятии Конституционный суд, по словам самих судей, рассматривал достаточно большое количество дел . Основными мотивами называют сокращение бюджетных расходов и ненужность судов по причине активной и слаженной работы федеральной системы судов общей юрисдикции (далее - СОЮ). Правда, в СМИ отмечается, что подоплекой к упразднению также может служить политическая конъюнктура в субъекте, проявление разногласий между различными ветвями государственной власти субъекта и потеря престижа Конституционным (Уставным) судом субъекта .

    Таким образом, немногочисленность Конституционных (Уставных) судов относительно общего числа субъектов РФ и стремление нынешних властей регионов ликвидировать уже существующие инстанции, а также разгорающиеся вокруг этого споры наталкивают на закономерный вопрос: является ли на сегодняшний день система Конституционных (Уставных) судов субъектов необходимостью, направленной на защиту конституционных прав и свобод граждан в различных уголках России от произвола местных чиновников, или все-таки некоторые субъекты РФ сохраняют у себя этот институт власти лишь в качестве элемента престижа для придания себе особого статуса в сравнении с подавляющим большинством остальных регионов?

    Для начала стоит обратить внимание на статистику рассмотрения дел Конституционными (Уставными) судами субъектов. Наиболее оптимальным кажется анализа данных ежегодного периода. За 2015 г. все суды вынесли в общей сложности 179 актов, из которых 47 постановлений и 132 определения. В среднем на каждый суд приходится примерно 11 судебных актов всех видов. Безусловными аутсайдерами являются Конституционные Суды Чеченской Республики и Тывы, которые за прошлый год не вынесли ни одного акта. Также можно выделить такие регионы с «мертвыми» судами, как Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, в которых вынесено буквально лишь одно решение по существу.

    Наиболее интенсивно работающим судом является Уставной Суд Калининградской области. Данный суд занимает лидерскую строчку не один год, стабильно вынося несколько десятков определений и по 7-10 постановлений. Относительно работоспособным можно признать также и Конституционный Суд Республики Татарстан, вынесший в прошлом году 5 постановлений и 18 определений.

    Лидером по количеству обжалуемых нормативно-правовых актов является муниципальное право. Обжалуются самые разные акты: от генеральных планов населенных пунктов и административно-территориальных разграничений между муниципальными образованиями до образовательных программ и правил благоустройства территории. Второе место по количеству дел занимает конституционное право, а именно запросы депутатов или уполномоченных органов о толковании Уставов (Конституций) субъектов. Из других заботящих общество отраслей права - право социального обеспечения и жилищное право. В данном случае в суды обращаются граждане в случаях нарушения их личных прав и свобод из-за установления чрезмерно высоких тарифов по капитальному ремонту либо лишений каких-то категорий граждан льгот.

    Однако нужно отметить, что в данном случае речь идет о всех процессуальных документах, которые, возможно, и показывают степень загруженности того или иного суда, но не говорят о количестве дел, которые были рассмотрены по существу. Как отмечалось выше, всеми рассматриваемыми судами было принято 47 постановлений: т.е. по существу было рассмотрено только 47 дел. Так, к примеру, в Конституционном Суде Республики Адыгеи из четырех вынесенных определений три являются отказом в принятии жалобы, и лишь одно - принятие жалобы к рассмотрению, но доведенных до логического завершения дел в виде конкретных постановлений за 2015 г. нет. В Конституционном Суде Республики Карелии пять отказных определений и два о прекращении производства по делу, и всего два постановления, разрешивших дела по существу. Примерно аналогичная ситуация в Уставном Суде Санкт-Петербурга. Татарстан, указанный ранее в качестве региона с активно действующим судом, тоже не может похвастаться богатой практикой: из 18 определений лишь 4 жалобы были приняты судом к рассмотрению. В целом, итоговых постановлений в среднем в 3 раза меньше, чем жалоб, поступивших в данные суды. Эти данные могут свидетельствовать о крайне низкой загруженности Конституционных (Уставных) судов субъектов, так как полноценно рассмотренных дел насчитываются единицы.

    Для сравнения можно обратиться к статистике деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об оспаривании нормативно-правовых актов. За 2015 г. районные суды вынесли 1 411 решение по вопросам оспаривания нормативно-правовых актов, областные и приравненные к ним суды - 761 решение. На конец года в производстве еще находилось 330 в судах всех уровней по рассматриваемой категории дел. Усредненная нагрузка СОЮ выглядит следующим образом. В Российской Федерации на сегодняшний день существует 2 189 районных и 97 областных и приравненных к ним судов. Следовательно, на два районных суда, в среднем, приходится 1,5 решенных дела за год, а на областной и приравненный к нему - примерно 8 дел.

    Указанные данные не в полной мере сопоставимы со статистикой конституционных (уставных) судов, поскольку в них включены сведения об оспаривании нормативно-правовых актов на предмет их соответствия федеральному законодательству. Однако, даже если предположить, что дела об оспаривании ведомственных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия вышестоящим региональным актам составляет хотя бы третью часть от всех дел данной категории, то данный показатель будет сопоставим с количеством решений, вынесенных Конституционными (Уставными) судами субъектов. Кроме того, не стоит забывать также и о том, что анализируемые звенья СОЮ рассматривают еще и гражданские, уголовные и иные дела, вытекающие из публичных правоотношений. Так, например, районными судами в 2015 г. только гражданских и административных дел было окончено 4 615 487, а уголовных - 507 417.

    Основная же мысль очевидна: СОЮ на сегодняшний день и без того перегружены делами из различных правовых сфер, и рассмотрение дел об оспаривании актов или действий органов и должностных лиц субъектов или местного самоуправления выглядит излишне глупым. Как раз было бы вполне правильно подумать о перераспределении нагрузки между СОЮ и Конституционными (Уставными) судами субъектов РФ.

    Итак, активность работы Конституционных (Уставных) судов невысока. Но каковы результаты их решений? В общем, статистика показывает, что суды склоняются больше к признании тех или иных норм соответствующими Уставу или Конституции субъекта: из всех вынесенных постановлений за 2015 г. в 30 судебных актах оспариваемые нормы были признаны конституционными, а в 15 постановлениях зафиксировано, что нормы нарушали положения Основного Закона субъекта. В некоторых субъектах суды всегда или почти всегда признают оспариваемые акты соответствующими Конституции или Уставу. Так, например, в прошлом году в Конституционном суде Республики Башкортостан и в Уставном суде Калининградской области не было ни одного отменительного постановления. А в Конституционных судах Республики Коми и Республики Татарстан таких постановлений меньшинство.

    Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, касается затрат региональных бюджетов на содержание Конституционных (Уставных) судов субъектов. С целью исследования данного вопроса необходимо обратиться к бюджетной отчетности тех субъектов, где Конституционные (Уставные) суды уже существуют. Но проводить анализ всех 16 субъектов в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому решено посмотреть на бюджеты наиболее «богатых» и наиболее «бедных» регионов. Критерием разграничения выступили: уровень доходов субъекта, в том числе безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов), и уровень расходов субъекта, в том числе и на соответствующие суды. Чем больше доходов и чем меньше помощи субъекту «извне», тем он является более самодостаточным.

    Субъект

    Уровень доходов субъекта в 2015 г.

    Безвозмездные поступления субъекту в 2014 г.

    Уровень расходов субъекта в 2015 г.

    Средства, потраченные на Уставной (Конституционный) суд в 2015 г.

    Доля затрат на суд из общих расходов субъекта

    «Богатые» субъекты Российской Федерации

    Санкт-Петербург

    439,2 млрд. руб.

    32,3 млрд. руб.

    431,9 млрд. руб.

    79,7 млн. руб.

    0,0001 %

    Республика Татарстан

    203,9 млрд. руб.

    29,2 млрд. руб.

    211 млрд. руб.

    48,8 млн. руб.

    0,0002 %

    Свердловская область

    176 млрд. руб.

    21,2 млрд. руб.

    192 млрд. руб.

    48,6 млн. руб.

    0,0002 %

    Республика Башкортостан

    144,4 млрд. руб.

    32 млрд. руб.

    144,6 млрд. руб.

    23,8 млн. руб.

    0,0001 %

    «Бедные» субъекты Российской Федерации

    Республика Адыгея

    14,3 млрд. руб.

    6,8 млрд. руб.

    15,3 млрд. руб.

    8,9 млн. руб.

    0,0006 %

    Республика Тыва

    19,6 млрд. руб.

    17 млрд. руб.

    20,4 млрд. руб.

    26,5 млн. руб.

    0,0012 %

    Республика Северная Осетия - Алания

    21,4 млрд. руб.

    14,2 млрд. руб.

    21,9 млрд. руб.

    19,1 млн. руб.

    0,0008 %

    Отдельно стоит сказать о Калининградской области как о субъекте с самым активно работающим судом. Имея сравнительно небольшой, весьма дотационный и дефицитный бюджет (46,1 млрд. руб. доходов и 21,8 млрд. руб. безвозмездных поступлений, 54,4 млрд. руб. расходов), на содержание Уставного Суда области уходит 17 млн. руб., то есть 0,0003 % от всех расходов. Этот обособленный пример показывает, что и активно работающий суд может требовать на содержание достаточно скромную сумму из бюджета, так как средняя доля расходов всех вышеуказанных субъектов на рассматриваемые суды составляет приблизительно 0,0004%. Это является весьма скромной долей и никак не может чрезмерно отягощать бюджеты субъектов. Таким образом, анализируемая гипотеза о чрезмерном бюджетном бремени кажется несостоятельной. И все субъекты Российской Федерации вполне могут принять на себя такие расходные обязательства для создания единой системы Конституционных (Уставных) судов на всей территории РФ.

    Из всех рассуждений явствует, что СОЮ чрезмерно перегружены, а Конституционные (Уставные) суды субъектов имеют низкую загрузку. Проблема кроется, во-первых, в федеральном процессуальном законодательстве, которым предусматривается разрешение большинства споров федеральными судами. Во-вторых, в России выстроена довольно стройная система вышестоящих инстанций, в которых можно обжаловать решения, когда как в Конституционных (Уставных) судах субъектов решение окончательное и обжалованию не подлежит. В-третьих, из-за того что такие суды в России почти не встречаются, люди о них почти не знают и, как следствие, им не доверяют. В-четвертых, возникает и проблема нарушения конституционного равенства субъектов, связанная с тем, что по логике вещей жители субъектов (а также юридические лица и иные субъекты гражданского общества), где такие суды еще не созданы или их создание нормативно не предусмотрено вообще, не могут воспользоваться таким способом защиты своих прав, какой уже есть в субъектах, имеющих подобные судебные органы. Все это, несомненно, попирает истинную природу федерализма, ударяет по его значимости, даже, в какой-то степени, нивелирует его.

    Таким образом, в одних субъектах конституционные (уставные) суды лишь имитируют государствоподобный статус субъекта федерации, в других субъектах данные органы все же действительно участвуют в защите прав и свобод граждан, хотя и с разной степенью эффективности. Но в любом случае необходимы изменения, которые могли бы расширить компетенцию данных судов и сделать их эффективными органами защиты прав. В частности, предлагается внести изменения в статьи 20, 21, 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в главу 3 и 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьи 19, 20 КАС РФ, наделив Конституционные (Уставные) суды субъектов полномочиями по рассмотрению дел об оспаривании всех региональных и муниципальных актов на соответствие не только региональным конституциям (уставам), но и региональному законодательству, а также дел оспаривании действий органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае нарушения последними региональных или муниципальных нормативных актов. В результате этого может снизиться нагрузка на СОЮ, которые смогут выносить более взвешенные и обоснованные решения по другим делам.

    Бесспорно, такая масштабная судебная реформа будет довольно сложной в своей реализации, в ходе которой могут всплыть наружу многие другие противоречия, о которых не было упомянуто в рамках данной статьи. Однако приведение системы судов в порядок просто необходимо, так как настоящая ситуация дискредитирует Россию как государство с федеративным устройством.



    Просмотров