Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Информация об изменениях

По , в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 2, 3 ст. 69 и ст. 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанности бывшего члена семьи по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, ст. 421 ГК РФ).

В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (ст. 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязанности собственника по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

У по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 8.1, ст. 218, 219, 223, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги у лица, принявшего жилое помещение от застройщика, после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию возникает с момента передачи жилого помещения по передаточному акту или иному документу о передаче (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Сособственники в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (ст. 249 ГК РФ).

По смыслу ст. 155 ЖК РФ и ст. 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (ст. 21, 26, 28 ГК РФ и ст. 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (ст. 26 ГК РФ).

Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (ч. 3 ст. 31 и ст. 153 ЖК РФ).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на несет только собственник жилого помещения (ст. 30, 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ).

Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (ст. 190 — 192 ГК РФ).

Платежные документы по оплате коммунальных услуг и жилого помещения

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

В платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (ст. 319.1 ГК РФ).

В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ и п. 3 ст. 199, п. 3 ст. 319.1 ГК РФ).

Оплата коммунальных услуг и жилого помещения через платежных агентов

Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ).

Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 3 — 6.1, 7, 7.1, 8 — 10 ст. 155 ЖК РФ, п. 1 ст. 408 ГК РФ).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Оплата коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации

Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (ч. 5 ст. 154 и ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (ч. 6.2 ст. 155, ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

При выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (ч. 4, 6.1, 7 ст. 155, ч. 1, 1.1 и 7 ст. 162 ЖК РФ).

Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (ч. 3 — 7.1, 8 — 10 ст. 155 ЖК РФ, ст. 10 и п. 1 ст. 408 ГК РФ). В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ.

Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

Перерасчет платы за коммунальные услуги

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Пеня за просрочку оплаты коммунальных услуг и жилого помещения

По смыслу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.

Пеня, установленная ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п.1 ст. 333 ГК РФ).

В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (ст. 56 ГПК РФ).

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Срок исковой давности в спорах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок , исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Право на получение данной субсидии предусмотрено Жилищным кодексом (ст. 159 ЖК РФ). Основания и порядок получения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

Почему законодатель предоставил такое право? Граждане с низким заработком являются финансово уязвимыми. Их финансовая уязвимость напрямую влияет на финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг. А финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг может привести к остановке их деятельности или вовсе ликвидации, что в свою очередь приведет к невозможности поставлять электричество, воду и газ большому кругу лиц. Именно во избежание такой ситуации законодатель предоставил право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, законодатель минимизировал риски банкротства коммерческих структур – поставщиков коммунальных услуг. А граждане получили возможность получать субсидирование.

Кто имеет право на получение субсидии? (субъект)

Субсидия предоставляется всем гражданам с учетом проживающих с ними в одном жилом помещении членов семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также субсидия на оплату ЖКУ или субсидия на оплату услуг ЖКХ) имеют все граждане Российской Федерации (как безработные, так и работающие, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, матери одиночки, многодетные), а также некоторые граждане зарубежных государств, проживающих в России (Белоруссии и Киргизии).

Однако есть исключения. В начале статьи целесообразно определить круг граждан, которым субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется в силу определенных условий и обстоятельств.

Субсидия не предоставляется

  • ссудополучателям по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда. Ссудополучатель – это лицо, которое получает вещь (в данном случае квартиру или дом) в безвозмездное пользование;
  • отказополучателям, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу. Отказополучатель – лицо в чью пользу составлен завещательный отказ. Завещательный отказ – это возложение наследодателем на своих наследников по закону или по завещанию обязательства имущественного характера в пользу третьих лиц (таким образом, наследодатель может обязать наследника передать наследуемое имущество в пользу другого лица);
  • получателям ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;
  • поднанимателям жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма. По договору поднайма наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем (аналогичным действием является субаренда). (ст. 76 ЖК РФ);
  • временным жильцам в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. (ст. 80 ЖК РФ);
  • иностранным гражданам, за исключением тех государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры;
  • лицам без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство;
  • лицам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ и отказавшимся заключить соглашение о погашении задолженности по оплате ЖКУ;
  • не работающим гражданам трудоспособного возраста, не состоящим в Центре занятости населения, за исключением лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.

см. приказ Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Если гражданин не подпадает под вышеуказанные категории, то у него возникает право на получение субсидии по коммунальным платежам. Следующим главным критерием будет являться размер заработка, о чем расскажем ниже.

Состав семьи получателя субсидии

В связи с тем, что субсидия предоставляется с учетом членов семьи заявителя, то стоит определить круг лиц.

В состав семьи входят:

  • сам заявитель
  • его супруг(а)
  • его родители (усыновители)
  • дети (усыновленные)
  • другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются (объект)

Пользование коммунальными услугами неразрывно связано с жилым помещением. Поэтому целесообразно определиться с объектом, на который предоставляются субсидии. Граждане, претендующие на получение субсидии, должны иметь правовые основания владения (пользования жилым помещением), а также в обязательном порядке быть зарегистрированными в жилом помещении:

  • государственного или муниципального жилищного фонда (проживающие по договору социального найма);
  • частного жилищного фонда (проживающие по договору найма (аренды) с физическим лицом);
  • ЖК или ЖСК (проживающие в домах и являющиеся членами жилищного или жилищно-строительного кооператива);
  • принадлежащем на праве собственности (квартира, дом либо доля квартиры, дома).

Субсидия не предоставляется

  • по месту временного пребывания (при проживании в жилом помещении, не являющемся местом жительства. Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно проживает и зарегистрирован);
  • на оплату услуг ЖКХ нежилых (коммерческих) помещений.

Субсидия на оплату услуг ЖКХ предоставляется всем гражданам в зависимости от размера индивидуального заработка гражданина или общего дохода семьи. Именно доход является главным критерием при принятии решения уполномоченными органами о предоставлении субсидии, а также при ее расчете.

Условия для получения субсидии

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при наличии следующих условий:

  1. Лица, претендующие на получение субсидии имеют право на ее получение (см. раздел «Кто имеет право на получение субсидии?»).
  2. Граждане в установленном порядке зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях (см. раздел «Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются»).
  3. Отсутствует задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или имеется соглашение с управляющей компанией по ее погашению.
  4. Расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные в соответствии с региональными стандартами, должны превышать установленную долю от общего дохода семьи или гражданина.

Забегая вперед оговоримся, что доля расходов от совокупного дохода на оплату ЖКУ устанавливается региональным законодательством, но не может превышать 22 %. (например, в Москве – 10 %, в Санкт-Петербурге – 14 %).

Расчет размера субсидии

Размер субсидии зависит от:

  • размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи
  • количества проживающих в качестве членов семьи заявителя
  • отнесения к той или иной социально-демографической группе (трудоспособные, пенсионеры, дети)
  • регионального размера прожиточного минимума
  • региональных стандартов нормативной площади жилого помещения
  • региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
  • региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

Определение размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи

При определении размера субсидии используются разные показатели дохода семьи:

  • совокупный заработок
  • среднемесячный заработок каждого члена
  • среднемесячный совокупный заработок
  • среднедушевой заработок

Совокупный доход семьи – сумма заработка всех членов или одиноко проживающего гражданина за последние 6 месяцев.

Например, если супруг получал прибыль за 6 месяцев: январь – 14000, февраль – 15000, март – 14000, апрель – 17000, май – 11000, июнь – 12000, а супруга: январь – 9000, февраль – 8000, март – 4000, апрель – 7000, май – 6000, июнь – 2000, то совокупный заработок семьи составит (14000+15000+14000+17000+11000+13000)+(9000+8000+4000+7000+6000+2000)= 84000+36000=120000.

В совокупный заработок семьи входят следующие доходы:

  • заработная плата,
  • различные компенсации,
  • выходные пособия,
  • социальные выплаты,
  • компенсационный выплаты,
  • пенсии,
  • стипендии,
  • пособия по безработице,
  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременностям и родам,
  • ежемесячное пособие не ребенка,
  • страховые выплаты и другое

Полный перечень приведен в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512; пункт 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Используется при расчете размера субсидии во всех случаях:

  • Среднемесячный доход каждого члена семьи . Определяется как сумма заработка, полученная в течение расчетного периода деленная на количество месяцев этого расчетного периода. Например, для супруга (14000+15000+14000 +17000+11000+13000)/6=84000/6=14000, для супруги (9000+8000+4000+7000+ 6000+2000)/6= 36000/6=6000.
  • Среднемесячный совокупный доход семьи определяется как сумма среднемесячных заработков всех членов. Например, 14000+6000=20000.
  • Среднедушевой доход семьи определяется как деления среднемесячного совокупного заработка семьи на количество членов. Например, 20000/2=10000.

Данный показатель нужен для отнесения семьи к категории малообеспеченной. Если среднедушевой заработок семьи меньше прожиточного минимума, то при расчете используется дополнительный коэффициент, повышающий размер субсидии.

Количество проживающих в качестве членов семьи заявителя

Количество проживающих ни Правилами, ни другим законодательством не ограничено. Однако не стоит забывать об ответственности за фиктивную регистрацию (ст. 322.2 УК РФ).

Как указывалось выше, в состав семейства входят: сам заявитель, его супруг(а), родители (усыновители), дети (усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, признанные судом членами семьи заявителя (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

При расчете размера субсидии в качестве члена семейства не учитываются следующие категории граждан:

  • военнослужащие, не заключившие контракт о прохождении военной службы (военнослужащие срочной военной службы, учащиеся в военных образовательных учреждениях)
  • лица, изолированные от общества решением уполномоченных органов (осужденные к лишению свободы, заключенные под стражу на период следствия, находящиеся на принудительном излечении)
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, престарелые)

Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Социально-демографические группы проживающих и региональный размер прожиточного минимума

Для разных социально-демографических групп (трудоспособные, пенсионеры и дети) устанавливается разная величина прожиточного минимума. Социально-демографические группы учитываются в случае отнесения семьи к категории малообеспеченной. Поэтому коэффициент, используемый при расчете размера субсидии для малообеспеченных семей (в том случае, когда среднедушевой заработок семейства меньше прожиточного минимума), может меняться в зависимости от отнесения к той или иной социально-демографической группе.

Например, в Москве величина прожиточного минимума установлена в следующих размерах:

  • трудоспособные 18453
  • дети 13938
  • пенсионеры 11420

Данные показатели постоянно индексируются и проверять их актуальность следует в официальных источниках.

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается региональными властями. Во всех регионах он одинаковый и составляет:

  • на 1 человека – 33 кв.м.
  • на 2 человек – 42 кв.м.
  • на 3-х и более – 18 кв.м. на каждого члена (на семью из трех человек – 54 кв.м.).

Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание, если вы претендуете на получение субсидии: помощь вам будет оказана только в том случае, если площадь вашего жилья не превышает стандарт нормативной площади. К примеру, если одинокая пенсионерка проживает в квартире площадью 60 кв. м, то субсидию она может получить только в расчете на 33 кв.м, а за остальную жилплощадь ей придется платить полностью.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг также устанавливаются региональными властями. Однако, размер отличается не только в зависимости от региона, но и от населенных пунктов, входящих в состав одного субъекта. Например, в Москве стандарт стоимости ЖКУ установлен Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 849-ПП и в зависимости от категории проживающих (пользователи государственного жилищного фонда, собственники жилых помещений и другие) составляет:

Указанные размеры постоянно индексируются. Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

На федеральном уровне доля расходов установлена в размере 22 % от совокупного дохода семейства (постановление Правительства от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»)

Региональным законодательством указанный размер может изменяться, но только в сторону уменьшения. Например, в Москве доля расходов для всех составляет 10%. При заработке до 2500 – 6%, до 2000 – 3%, а при доходе до 800 рублей – заявитель вовсе освобождается от платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).

Другими словами – размер расходов на оплату коммунальных платежей не должен превышать 22 % (10 % для Москвы) от заработка гражданина или совокупного дохода семейства. Например, при заработке 30 000 рублей оплата коммунальных услуг должна составить не более 6 600 рублей (3000 для Москвы).

Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Математический расчет размера субсидии

Формула расчета достаточно сложная. Приведем наглядный пример для среднестатистической семьи, проживающей в Москве:

  • двое взрослых трудоспособных – муж и жена
  • один пенсионер
  • один несовершеннолетний ребенок
  • заработок мужа – 45 000 ежемесячно (270 000 за 6 месяцев)
  • пенсия пенсионера – 15 000 ежемесячно (90 000 за 6 месяцев)
  • жена получает пособие по уходу за ребенком – 3 000 ежемесячно (18 000 за 6 месяцев)
  • зарегистрированы в Москве.

Размер субсидии составит около 4 300.

Стоит сделать акцент на том, что при предоставлении субсидий принимаются во внимание не фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, а расчетная сумма, зависящая от нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости ЖКУ. Размер субсидии не может превышать фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.

Например, если по региональным стандартам размер расходов на оплату ЖКУ составляет 4000, а фактические расходы составляют 3000, то субсидия не может превышать 3000 рублей.

Обращаем внимание, что в случае предоставления получателю субсидии и членам его семейства иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать сумму оплаты по квитанции, уменьшенную на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги.

2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма, найма, договору найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, найма специализированного жилого помещения жилищного фонда города Москвы, взимается с момента заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договорам социального найма, найма, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.

5. Размеры платы за пользование жилым помещением из жилищного фонда города Москвы (платы за наем) устанавливаются в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения, места расположения дома, имущественной и жилищной обеспеченности пользователей (нанимателей) и условий предоставления жилого помещения в соответствии с городскими жилищными программами.

6. Размеры и порядок внесения платы гражданами, проживающими в специализированных жилых помещениях жилищного фонда города Москвы, за пользование жилыми помещениями, помещениями культурно-бытового и иного назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем устанавливаются правовыми актами города Москвы и договором найма специализированного жилого помещения.

7. Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Статья 74. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы

1. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, обязаны осуществлять оплату:

1) услуг за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) коммунальных услуг.

2. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, относящихся к категории непригодных для проживания, не оплачивают услуги по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3. Плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги взимается с граждан, проживающих в жилых помещениях по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, с момента заключения данного договора, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. При недостижении соглашения между гражданами, проживающими в жилом помещении по договору безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы, о порядке оплаты жилого помещения и коммунальных услуг доля платежей каждого гражданина за жилое помещение и отопление определяется в судебном порядке.

Статья 75. Расходы собственников жилых помещений в многоквартирном доме в городе Москве

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

2. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию и ремонту принадлежащего ему жилого помещения, участвовать в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Собственник жилого помещения обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество в порядке и на условиях, установленных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. Плата за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и услуги по отоплению взимается с собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное жилое помещение, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом или иным договором.

5. В многоквартирном доме, где создано объединение собственников (товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив), решение о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается органами управления данного объединения, если иное не определено в его уставе.

6. В многоквартирном доме, где не создано объединение собственников, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, которое проводится в порядке, установленном федеральным законодательством, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года.

7. Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством Москвы.

8. Если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления таким домом, но отсутствует решение общего собрания собственников помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы устанавливается Правительством Москвы.

9. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

10. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть установлена плата за страхование объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 76. Оплата коммунальных услуг

1. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализирования) и теплоснабжения (отопления), в том числе доставки и приобретения твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду любой формы собственности, по единым правилам, условиям, тарифам, действующим на территории города Москвы.

2. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов (показаний приборов учета) и тарифов на соответствующие виды услуг, а при отсутствии приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие виды услуг, если иное не предусмотрено правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

Статья 77. Особенности взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

2. Плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, а также плата за отопление взимаются независимо от факта пользования жилым помещением.

3. Размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается дифференцированно в зависимости от благоустройства дома, его месторасположения, объема предоставляемых услуг.

4. Плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем), находящимися в собственности города Москвы, направляется в бюджет города Москвы.

5. Изменение платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и тарифов на коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год одновременно с принятием закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной период, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 78. Ответственность за невыполнение обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

1. При внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги с нарушением сроков, предусмотренных федеральным законодательством, а также при внесении ее не в полном объеме начисляются пени в установленном размере в соответствии с федеральным законодательством.

2. При невыполнении гражданином своих обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение более шести месяцев он подлежит выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы, по нормам площади в общежитии.

3. При невыполнении собственником жилого помещения своих обязательств по оплате содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг задолженность подлежит взысканию в установленном федеральным законодательством порядке и в соответствии с договором управления многоквартирным домом либо в судебном порядке.

Статья 79. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

1. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам в порядке и на условиях, которые устанавливаются правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размеров стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг и стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Статья 80. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

1. Отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета города Москвы в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

  • Глава 1. (Статьи 1—4 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
  • Глава 2. (Статьи 5—7 )
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
  • Глава 3. (Статьи 8—24 )
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18.
    • Статья 19.
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
  • Глава 4. (Статьи 25—27 )
    • Статья 25.
    • Статья 25.1.
    • Статья 26.
    • Статья 27.
  • Глава 5. (Статьи 28—45 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32.
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.
    • Статья 45.
  • Глава 6. (Статьи 46—71 )
    • Статья 46.
    • Статья 47.
    • Статья 48.
    • Статья 49.
    • Статья 50.
    • Статья 51.
    • Статья 52.
    • Статья 53.

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП
"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве"

С изменениями и дополнениями от:

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительство Москвы постановляет:

2. Установить, что:

2.2. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашения по ее погашению с организацией, получающей средства за предоставленные услуги, или с организациями, предоставляющими услуги (организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающая организация, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы).

2.3. Расчет размера субсидии производится исходя из установленных в городе Москве стандартов:

- нормативной площади жилого помещения , используемой для расчета субсидии;

Стоимости жилищно-коммунальных услуг;

Максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

2.4. При расчете размера субсидии стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для граждан, которым предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не уменьшается.

2.5. При оплате какой-либо коммунальной услуги по показаниям приборов учета в случае, если эта услуга не включена в платежный документ, ежемесячно формируемый организацией (индивидуальным предпринимателем), осуществляющей управление многоквартирным домом, или филиалом Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" - многофункциональным центром предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ), расходы на оплату данной услуги исчисляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - ГКУ "ГЦЖС") исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предоставленных гражданам мер социальной поддержки в виде скидок на оплату коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.

2.6. Субсидия увеличивается на размер платежа за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства в размере фактически вносимого платежа, но не выше определяемой Правительством Москвы средней рыночной стоимости услуг для соответствующего вида запирающего устройства.

2.7. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактически начисленную конкретному гражданину (семье) плату за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств.

2.8. Субсидии предоставляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 251-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 2.9

2.9. Платежные документы, формируемые МФЦ, организациями, получающими средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы), должны содержать сведения о размере назначенной субсидии.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 251-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 2.10

2.10. Размер фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется ГКУ "ГЦЖС" на основании ежемесячно получаемых от МФЦ, организаций, получающих средства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающие организации, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы), сведений о фактически начисленных гражданам платежах за жилое помещение и коммунальные услуги с расшифровкой по видам платежей, услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, сведений о составе семьи, размерах занимаемой площади, виде жилого помещения, типе заселения граждан (отдельная или коммунальная квартира), виде запирающего устройства, ценах и тарифах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используемых для расчета платежей, мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленных гражданам, а также сведений о гражданах, имеющих задолженность по платежам за жилые помещения и коммунальные услуги, в том числе сведения о заключении и выполнении гражданами соглашений по погашению задолженности, по формам, установленным ГКУ "ГЦЖС".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 251-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 2.11

2.11. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в проекте бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются средства на возмещение затрат, связанных с осуществлением выплаты (доставки) субсидий через организации связи, если по состоянию здоровья получатели субсидий (граждане, являющиеся инвалидами I группы, престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и лица, достигшие 80 лет) не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

11. Установить, что действие настоящего постановления применяется с учетом особенностей, установленных правовым актом Правительства Москвы при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим постоянное место жительства на территории, присоединенной к городу Москве.

- пункт 1.2 распоряжения Мэра Москвы от 17 августа 1999 г. N 866-РМ "Об уточнении основных принципов расчетов за жилищные услуги" и пункт 2 приложения к нему.

- постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 г. N 99-ПП "О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг";

- пункт 17 постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2001 г. N 865-ПП "О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и перспективах ее развития";

- постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2001 г. N 1059-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 года N 99-ПП";

- пункт 1 постановления Правительства Москвы от 22 октября 2002 г. N 868-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 года N 99-ПП";

- пункт 5 постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2003 г. N 267-ПП "Об определении средней рыночной стоимости услуг по техническому обслуживанию запирающих устройств и домофонов, установленных в подъездах жилых домов";

- постановление Правительства Москвы от 13 мая 2003 г. N 358-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 года N 99-ПП";

- постановление Правительства Москвы от 12 августа 2003 г. N 679-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 30 января 2001 года N 99-ПП";

- пункты 1 , , и постановления Правительства Москвы от 9 декабря 2003 г. N 1029-ПП "О совершенствовании системы адресной финансовой поддержки граждан по оплате жилищных и коммунальных услуг в городе Москве";

- пункты 1-11 , , постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП "О проведении эксперимента по внедрению системы предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов граждан".

13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

С 1 января 2007 года Городским центром жилищных субсидий субсидии выдаются в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761.

Договоры об участии в Московской городской системе жилищных субсидий с перечислением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированный социальный счет, заключенные с ГУ ГЦЖС до 1 января 2007 г., действуют до срока их окончания или до обращения граждан для назначения, перерасчета, переоформления или продления срока предоставления субсидий.

Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении гражданами соглашения по ее погашению с организацией, управляющей жилищным фондом, или ЕИРЦ.

Расчет размера субсидии производится исходя из установленных в городе Москве стандартов: нормативной площади жилого помещения; стоимости жилищно-коммунальных услуг; максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При расчете размера субсидии стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для граждан, имеющих скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не уменьшается.

При оплате какой-либо коммунальной услуги по показаниям приборов учета, в случае, если эта услуга не включена в расчетный документ, ежемесячно формируемый организацией, управляющей жилищным фондом, или ЕИРЦ, расходы на оплату данной услуги исчисляются ГУ ГЦЖС исходя из нормативов потребления с учетом предоставленных гражданам льгот или мер социальной поддержки в виде скидок на оплату коммунальных услуг, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг.

Субсидия увеличивается на размер платежа за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства в размере фактически вносимого платежа, но не выше определяемой Правительством Москвы средней рыночной стоимости услуг для соответствующего вида запирающего устройства, а для граждан, занимающих жилые помещения на условиях договора социального найма, субсидия также увеличивается на размер платежа за услуги по содержанию, ремонту и поверке индивидуальных квартирных приборов учета холодной и горячей воды в размере фактически вносимого платежа, но не выше предельных (максимальных) цен на эти услуги, утвержденных для соответствующего типа прибора учета.

Размер субсидии не может превышать фактически начисленную конкретному гражданину (семье) плату за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, услуги по содержанию, ремонту и поверке индивидуальных квартирных приборов учета холодной и горячей воды.

Начисление платежей за жилые помещения и коммунальные услуги без уменьшения на сумму субсидии, рассчитанной гражданам, обратившимся после 1 января 2007 г., с включением в расчетные документы сведений о размере назначенной субсидии (справочно) производится с 1 января 2007 г.

Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 251-ПП


Постановление Правительства Москвы от 29 июня 2012 г. N 296-ПП


Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. N 1102-ПП


Постановление Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 571-ПП


Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1039-ПП




Просмотров