Богуславский. Международное частное право (5). Правовое положение иностранцев

Основы правового статуса иностранных граждан

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами , основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ» , «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

1) временно пребывающие в России;

2) временно проживающие в России;

3) постоянно проживающие в России.

Для каждой категории граждан предусмотрены определенные основания и сроки нахождения на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4)состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;

5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;

6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус иностранных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования административно-правового характера, касающиеся:

порядка оформления приглашений на въезд в РФ (глава 2);

регистрации иностранных граждан в РФ (глава 3);

учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в РФ (глава 4);

контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ (глава 5);

применения ответственности за нарушения настоящего Закона, включая административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ (глава 6).

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц подчиняются их личному закону. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК РФ. Генеральная коллизионная привязка личного закона - это закон государства гражданства, субсидиарная - право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина - это право страны, гражданство которой данное лицо имеет. Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых - российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в РФ (п. 3 ст. 1195 ГК РФ). Понятие категории «место жительства» определено в ст. 20 ГК РФ.

Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). По сравнению со статусом других категорий физических лиц статус беженца предоставляет индивиду определенные преимущества (в сфере социального обеспечения, трудоустройства, пенсионного обеспечения).

Гражданская правоспособность физических лиц - это способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность свойственна человеку как жизнеспособному существу, она не зависит от возраста, состояния здоровья, умственных способностей. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК РФ). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62). Положения Конституции - основа правового положения иностранцев на территории РФ. В российском законодательстве установлены изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан РФ за рубежом и оказывать им покровительство. Эта функция возложена на дипломатические и консульские представительства РФ в других государствах. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то по постановлению Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ (ст. 1194 ГК РФ).

Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве

Гражданская дееспособность физического лица - это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Данная правовая категория непосредственно связана с умственно-психическим состоянием человека. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве РФ этот возраст определен 18 годами. Также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным.

Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности, являются право лица на имя (ст. 1198 ГК РФ - право физического лица на имя, его использование и защиту определяется личным законом этого лица), институты опеки и попечительства, признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Общепризнанное положение: вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию (генеральная коллизионная привязка - личный закон физического лица).

В российском праве гражданская дееспособность индивидов определяется их личным законом (ст. 1197 ГК РФ). Для установления личного закона (право государства гражданства или домицилия) используется ст. 1195 ГК РФ. Современное российское законодательство содержит новеллу: физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки (п. 2 ст. 1197 ГК РФ). Исключение из данного правила: ссылка иностранца на отсутствие у него дееспособности по его личному закону принимается во внимание, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Эта норма связана с одним из общих принципов, давно господствующих в международном частном праве: лицо, дееспособное по своему личному закону, всегда признается дееспособным за границей; лицо, недееспособное по своему личному закону, может быть признано дееспособным за границей.

Ограничение дееспособности физических лиц производится в судебном порядке (ст.ст. 22, 29, 30 ГК РФ). В праве разных государств установлены совершенно различные основания ограничения дееспособности (например, по праву Франции, Италии, ФРГ, Монако ограниченно дееспособным как расточитель может быть признан игрок в рулетку). Основания ограничения дееспособности в российском праве (ст. 29, 30 ГК РФ):

психическое расстройство;

злоупотребление алкоголем и наркотиками, которое может поставить семью соответствующего лица в тяжелое материальное положение.

По общему правилу индивид может быть признан полностью недееспособным или ограниченно дееспособным только у себя на родине в соответствии со своим личным законом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, когда подобное решение выносится судом другого государства (и в соответствии с правом страны суда) по отношению к иностранному гражданину. В таких случаях возникает проблема признания иностранного судебного решения на родине соответствующего иностранца (в особенности если основания ограничения дееспособности по законам этих государств не совпадают).

На территории РФ признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 ГК РФ).

Очень серьезной проблемой современного МЧП является институт безвестного отсутствия и объявления безвестно отсутствующих лиц умершими. В международном праве действуют и многосторонние (Конвенция 1950 г. об объявлении умершими лиц, безвестно отсутствующих), и двусторонние соглашения, регулирующие этот вопрос. В многосторонних и двусторонних договорах о правовой помощи коллизионные проблемы безвестного отсутствия разрешаются на основе личного закона или закона суда. По общему правилу компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело о безвестном отсутствии. В отдельных случаях, прямо предусмотренных в договоре, компетентным является суд другой договаривающейся стороны (ст. 23 российско-польского Договора о правовой помощи 1996 г.), а применимым правом - закон суда.

Институт безвестного отсутствия и признания таких лиц умершими известен законодательству далеко не всех государств. Во Франции (и в других государствах романской подсистемы права), например, не признается принцип объявления лица отсутствующим или умершим. Здесь возможно только объявление лица безвестно отсутствующим в порядке судебного определения, имеющего значение только для данного дела и влекущего ограниченные имущественные последствия (временный ввод во владение наследством, но отсутствие возможности расторгнуть брак с таким лицом) Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. М., 2005. С. 132-140.. Праву США и Великобритании в принципе неизвестен институт безвестного отсутствия: в этих странах допустимо только для целей судебного разрешения конкретного спора установить прецедент относительно опровержимой презумпции факта смерти лица, отсутствующего в течение семи лет. Большинство государств мира (ФРГ, Чехия, Польша, Монголия, Австрия, Италия, Венгрия, страны Латинской Америки, Россия) все же признают институт безвестного отсутствия и предусматривают практически идентичное его законодательное регулирование: на территории данной страны признание лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим подчиняется местному праву (ст. 1200 ГК РФ).

Опека и попечительство в международном частном праве

Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с категорией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство - над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными гражданами (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отношении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.

Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сделки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично назначению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей находится под контролем соответствующих компетентных органов.

В МЧП в отношении опеки и попечительства в основном возникают следующие вопросы:

возможно ли установление опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей;

может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем);

закон какого государства регулирует как весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдельные его аспекты.

Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законодательством.

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законодательно закреплено применение российского права, если оно наиболее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Ст. 1199 ГК РФ содержит «цепочку» коллизионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотношения регулируются посредством различных коллизионных привязок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удачных в российском МЧП.

Общие вопросы положения иностранцев

Нормами международного частного права регулируются имуществен ные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальны! права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядка!ʼʼ отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойствен^ ности - своеобразие правового положения иностранца.

Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно ли постоянно находящихся в другой стране.

О масштабах миграции населœения свидетельствуют следующие данные. В США, к примеру, иммигранты из Советского Союзадореволюционной России) составляют 2,8 млн. чел., из Италии - 10 млн., из Польши - 8 млн., из Голландии - 8 млн. Одних только рабочих-мигрантов в послед­ней четверти XX века в ФРГ было 5-7 млн., а в Италии - 1 млн. Всего в Западной Европе число трудящихся-мигрантов достигло в 1990 ᴦ. 12 млн. человек.

Основополагающее значение для определœения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержат­ся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Проблемы определœения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах XX века особое значение. С одной стороны, это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увели­чилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской эко­номики для зарубежных инвесторов, предпринимателœей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долго­срочным пребыванием большого числа строителœей, рабочих иных профес­сий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

С другой стороны, после распада СССР миллионы людей, проживаю­щих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Вместе с тем, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза многие граждане вынуждены были по­кинуть свои государства и стать беженцами. Приехав в Россию, они про­должают долгое время оставаться здесь иностранцами.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всœего в США и в ряд европейских государств (Германию, Францию, Ни­дерланды и т.д.). В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение опре­делœенного периода такие лица сохраняли российское гражданство.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражда­нами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин ʼʼиностранецʼʼ при­меняется как адекватный термину ʼʼиностранный гражданинʼʼ.

Положение иностранцев в России определяется прежде всœего Консти­туцией РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ 1993 ᴦ.).

Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных междуна­родным правом, таких, как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на тер­ритории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, ино­странным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в совре­менных условиях существенное значение. К числу лиц, в отношении кото­рых действуют нормы международного частного права, с учетом специфи­ки их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется по­литическое убежище, перемещенные лица и др.

Во многих государствах применяется понятие ʼʼправо иностранцевʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сводится к определœению особого режима для иностранцев в об­ласти публичного права. Обычно ʼʼправо иностранцевʼʼ состоит из правил, касающихся посœелœения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зре­ния, согласно которой под ʼʼправом иностранцевʼʼ следует вообще пони­мать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения ка­саются главным образом права передвижения, права заниматься опреде­ленными профессиями, права приобретения недвижимости.

Так, в соответствии с внутренним законодательством право собственности ино­странных физических и юридических лиц на недвижимость, и прежде всœего на зе­мельные участки, должна быть ограничено. В ряде стран для покупки земли иностран­цам требуется получение разрешения местных или центральных органов власти (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями, в Швеции и ДР-)-

В Канаде в ряде провинций Ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохо­зяйственных земельных участков, которые бывают проданы иностранцам). На Кипре иностранец может арендовать землю лишь с разрешения Совета Министров, однако приобрести земельный участок можно на 99 лет.

В Финляндии отделœения иностранных компаний и компании, в которых ино­странным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций " не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или прода­вать недвижимость на срок более двух лет.

В США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается на основании законов большинства штатов.

Есть страны, в которых традиционно ʼʼположение иностранцевʼʼ (1а condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влия-

нием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев воспринимается как подотрасль административ­ного права.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼправо иностранцевʼʼ - это комплекс норм, опреде­ляющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного ха­рактера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответ­ствующие отношения по существу. Обычно ʼʼправо иностранцевʼʼ опреде­ляет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового харак­тера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всœех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанав­ливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в т.ч. необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в т.ч. и в тех, которые относятся к системе ʼʼобщего праваʼʼ (common law). Но есть также страны, как, к примеру, ФРГ, в ко­торых традиционно право иностранцев отграничивается от международно­го частного права и в то же время регулируется отдельным законом (За­коном об иностранцах 1990 ᴦ.), содержащим нормы административно-правовые.

В России и в других государствах СНГ, в КНР, странах Восточной Ев­ропы ʼʼправо иностранцевʼʼ не считается самостоятельной отраслью в сис­теме права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответ­ствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственно­му, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовно­му, процессуальному и т.д. При этом это не означает отрицания практичес­кой целœесообразности в специальном законодательном регулировании комплексного характера. В результате признания такой целœесообразности в СССР в 1981 ᴦ. был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР. Подготовлен проект Закона РФ о правовом положении иностранных граждан в России. Законы о правовом положении иностран­ных граждан приняты в Белоруссии и Казахстане.

Лицо без гражданства - это лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец - это не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желаю-Щее прибыть на территорию России лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на тер­ритории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности под-

по

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

§ 1. Общие вопросы положения иностранцев

вергнуться преследованию по признаку расовой или национальной при- \ надлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к опреде- ! ленной социальной группе или по политическим убеждениям. ;

В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются "\ права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин- , ципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).

На крайне важно сть применения судами международно-правовых доку­ментов о правах человека было обращено внимание постановлением Пле- I нума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 ᴦ. № 8 ʼʼО некоторых во- ,j просах применения судами Конституции Российской Федерации при осу­ществлении правосудияʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 года более широко, чем в предшествующем зако­нодательстве. В отличие, к примеру, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 года, данный принцип под- ] лежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Вместе с тем, исключения из него допускаются лишь на осно­вании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было, как уже отмечалось выше, сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано следующее: ʼʼПравила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, в случае если иное не предусмотрено федеральным закономʼʼ.

Косновным законодательным актам, определяющим правовое положе­ние иностранных граждан в России, относятся наряду с Конституцией и ГК РФ такие законы, как Закон о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 ᴦ. с из­менениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 6 февраля 1995 ᴦ., Закон РФ о беженцах от 19 февраля 1993 ᴦ., Положе­ние о порядке предоставления политического убежища в Российской Фе­дерации, утвержденное Указом Президента РФ от 26 июля 1995 ᴦ.

До принятия российского закона о правовом положении иностранных! граждан в РФ сохранилось действие Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 ᴦ. с изменениями, внесен­ными Федеральным законом от 15 августа 1996 ᴦ.

Российское законодательство исходит из следующих базовых принци­пов правового положения иностранных граждан:

во-первых, иностранные граждане пользуются теми же правами и сво­бодами и несут те же обязанности, что и отечественные граждане, таким образом, исходным является принцип национального режима;

во-вторых, иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к ре­лигии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

в-третьих, в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, бывают установлены ответные ограничения;

в-четвертых, использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, пра­вам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота͵ иностранцы обязаны соблюдать дейст­вующие в РФ законы, включая и те, которые определяют порядок осу­ществления субъектами своих гражданских прав.

При определœении правового положения иностранцев наше законода­тельство исходит из принципа равенства всœех рас и национальностей, поэ­тому, к примеру, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в РФ не имеют никакой силы.

Согласно п. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчины и женщины имеют в РФ равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщинœе-иностранке предоставляются в РФ равные права с мужчиной-иностранцем.

По этой причине в РФ не бывают признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в РФ. Жена без согласия мужа может в РФ поступать на ра­боту, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.

Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в РФ не бывают осуществлены вообще юридичес­кие действия, основанные на неравноправном положении женщины.

Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 года предусматривает разделœение всœех иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих и временно находящихся в нашей стране. Отне­сение лица к какой-либо категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории нашего государства.

Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение. По этой причине в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жили-предоставление медицинской помощи, образование, иностранные

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются к! гражданам России.

Статус таких лиц отличается, таким образом, от статуса лиц, на время"] приезжающих в нашу страну.

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ

1. В соответствие со ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 года,ʼʼ иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью] наравне с нашими гражданами.

В Проекте части третьей ГК РФ дается определœение личного закоь физического лица. Им считается право страны, гражданство которой эт лицо имеет. В случае если наряду с иностранным гражданством лицо имеет россий^ ское гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом счи-; тается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным за?| коном лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны| предоставившей убежище.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Напомним, что согласно ГК РФ правила, установленные гражданскиʼʼ законодательством, применяются к отношениям с участием иностранны! граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Исключения из общих норм гражданского законодательства для отно* шений с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностран^ ных юридических лиц бывают установлены только на базе федераль^ ного закона. Это вытекает из ст. 62 Конституции РФ 1993 года. В комменч тариях к ГК РФ обращалось внимание на то, что такой подход, однако, не" исключает того, что положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, бывают приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для орга­нов компетенции (М.И. Брагинский).

Положение ст. 62 Конституции РФ закрепляет предоставление ино­странцам национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностран! пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской правоспособностьк что и российские граждане. Это означает, что гражданская правоспосс ность иностранца в РФ определяется в принципе российским законод тельством, а не личным законом иностранца. Применение к инострани личного закона, в частности закона государства, гражданином которого i

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 113

является, допускается лишь при наличии соответствующих правил между­народного договора, участницей которого является Россия.

Из предоставления иностранцам национального режима в то же время следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему при­вилегий или установления изъятий из российского закона.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный харак­тер, ᴛ.ᴇ. он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законода­тельные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях (а. 25ГПКидр.).

Сказанное не означает, что в отдельных случаях законодательством не бывают установлены правила в отношении осуществления каких-либо прав на началах взаимности (к примеру, такое правило было установлено Федеральным законом 1995 ᴦ. применительно к занятию племенным жи­вотноводством).

Национальный режим в отношении прав иностранцев на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных мик­росхем, на селœекционные достижения предоставляется в силу междуна­родных договоров или на основании принципа взаимности (подробнее см. гл. 13).

Предоставление иностранцу гражданской правоспособности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, что иностранецдол-жен иметь место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определœенных прав связано с фактом по­стоянного проживания иностранца в РФ. Так, согласно ст. 12 Закона от 24 июня 1981 ᴦ., иностранные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искус­ства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, про­мышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущест­венные права. В соответствии со ст. 11 того же закона всœе иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране, имеют право на ос­нованиях и в порядке, установленных для всœех граждан, получить в поль­зование жилое помещение в домах государственного и общественного жи­лого фонда, жилищно-строительных кооперативов.

Иностранные граждане, как и отечественные, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридичес­кого лица. На них распространяется действие Положения о порядке госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, Утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 ᴦ. Οʜᴎ могут зани-

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

маться благотворительной деятельностью. Иностранные граждане, ка|| субъекты предпринимательской деятельности, бывают пользователял недр, в случае если они будут наделœены законодательством правом заниматься со| ответствующим видом деятельности (см. гл. 5). В этом и в ряде других слу| чаев определœенными видами деятельности иностранные физические юридические) лица могут заниматься при наличии лицензии или лицензи онного свидетельства (градостроительной деятельностью - ст. 22 Закона об основах градостроительства в РФ 1992 ᴦ.), деятельностью по предо­ставлению услуг связи - ст. 8 Федерального закона о связи), согласно ст. 10 Федерального закона об архитектурной деятельности в РФ 1995 года, они могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором - гражданином РФ, имеющим лицензию. Соответствующими законодательными актами пред­усмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на страховую защиту наравне с российскими гражданами (ст. 34 Закона о страховании 1992 ᴦ.).

Иностранные граждане бывают членами производственных коопе­ративов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, но лише­ны права участия в сельскохозяйственных производственных кооперати­вах (ст. 13 Закона о сельскохозяйственной кооперации 1995 ᴦ.).

2. Статья 160 Основ гражданского законодательства 1991 года пре усматривает также возможность установления законом отдельных изъята в отношении предоставления иностранцам равных прав с отечественныд гражданами.

Установленные изъятия немногочисленны и бывают сведены кдв группам.

К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для ино странцев занимать определœенные должности или заниматься той или ино| профессией на равных началах с нашими гражданами (см. гл. 16).

Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особы| режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального ха­рактера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смеж­ных правах) национальный режим в отношении авторских прав иностран­цев установлен применительно к произведениям, обнародованным на тер­ритории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений ино­странцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ (см. гл. 12).

3. Законодательство содержит также специальные правила, касающие­ся дееспособности физических лиц, под которой принято понимать способность^ совершать определœенные действия, принимать на себя определœенные обЯ зательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лиц

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 115

возникают прежде всœего вследствие того, что законы разных стран не всœег­да одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек дости­гает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континœентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.

Согласно Основам гражданского законодательства 1991 года, ʼʼграж­данская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он являетсяʼʼ (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило в отношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает и некоторые специальные правила.

Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160). Граж­данская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отно­шении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследст­вие причинœения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ содержат изъятия из дейст­вия принципа личного закона в пользу территориального принципа.

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства бывают признаны в РФ недееспособными или ограничен­но дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством.

Согласно Проекту части третьей ГК РФ, гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется его личным законом, ᴛ.ᴇ. законом страны гражданства. Сторона, не обладающая дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у нее дееспособности, будучи дееспособной по праву места совершения сделки, за исключением тех случаев, когда другая сторона знала или должна была знать об отсут­ствии дееспособности. Гражданская дееспособность иностранного граж­данина или лица без гражданства в отношении сделок, совершаемых в Рос­сии, и обязательств, возникающих вследствие причинœения вреда в РФ, оп­ределяется по российскому праву. Ему подчиняется и признание в РФ ино­странного гражданина или лица без гражданства недееспособным.

4. Модельный гражданский кодекс стран СНГ дополнительно к приведен­ным положениям Проекта ГКРФ предусматривает, что способность физичес­кого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть инди­видуальным предпринимателœем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется по праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в ка­честве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны реги­страции должно применяться право страны основного места осуществле­ния индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 1205).

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспо­собность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ °т 22 января 1993 ᴦ., дееспособность физических лиц определяется зако-

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

нодательством договаривающейся стороны, гражданином которой являе ся это лицо (ст. 23).

5. Постановления о правах иностранцев содержатся в различных меж­дународных договорах, заключенных РФ с другими странами (торговыхдо-говорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по во­просам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение ино-* странцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставлени национального режима), либо с гражданами любого другого государств с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление ре жима наибольшего благоприятствования). Приведем некоторые пример из договорной практики.

Предоставление национального режима предусмотрено договором правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным; уголовным делам между РФ и Эстонией от 26 января 1993 ᴦ. Граждан Эстонии в России, точно аналогично тому, как и граждане России на территории тонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

6. Итак, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Согласно Конституции России 1993 года, право частной собственности ox-j раняется законом. Каждый вправе иметь в собственности имущество, вла| деть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно j другими лицами.

Следует подчеркнуть, что новое законодательство России, в отлич* от старого, исходит из того, что в РФ признаются и защищаются равньп| образом частная, государственная, муниципальная и иные формы соб ственности.

Общий принцип признания прав частной собственности иностранце! конкретизирован в Законе о товариществах собственников жилья 1996 4 года (ст. 4).

Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распо­ряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом. Характерные примеры дает в данном отношении судебная практика.

По иску Л. Гринœевой к французскому гражданину А. Реве, проживающему во Франции, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 10 мая 1955 ᴦ. признала, что иностранец может владеть и распоряжаться принадле­жащим ему домом в Москве на тех же основаниях, что и советский гражданин, и что такое право не обусловлено проживанием его в СССР.

Иностранец-собственник вправе истребовать по суду вещи из не* законного владения лица, удерживающего их у себя.

§ 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ 117

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в отношении права собственности иностранцев дейст­вует принцип национального режима. На иностранцев распространяются в се общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать ино­странцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственнос­ти. Установленные в данном отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всœеми лицами, в т.ч. иностранцами. Так, в случае если иностранец везет в РФ оружие, то ни законность приобретения оружия за рубежом, ни правомерность владения им, когда он жил в другой стране, не являются основанием для владения оружием в РФ. Иностранец может владеть оружием в РФ лишь при выполнении условий, установлен­ных законодательством России.

Предоставление национального режима иностранцам означает не толь­ко уравнение их с нашими гражданами в области гражданских прав, но и возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Напри­мер, согласно ст. 1064 ГК РФ, из факта причинœения вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица возникает обя­зательство по возмещению вреда. В соответствие со ст. 1099-1101 ГК РФ уста­новлено возмещение морального вреда. Такие обязательства возникают и в случае причинœения вреда иностранцами (см. гл. 11). Осуществление прав, предоставленных в РФ иностранным гражданам в соответствии с нашим законодательством, неотделимо от исполнения ими обязанностей. Общее правило в отношении обязанностей иностранцев сформулировано в п. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Особые положения установлены в отношении допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах (эти положения не распространя­ются на лиц, получивших подготовку в бывшем СССР).

Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою ква­лификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осущест­вляется на базе прямых договоров с этими учреждениями, а также меж­правительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

Для работающих в РФ иностранцев, которые окончили высшие учеб­ные заведения за границей, имеет большое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях 0 признании эквивалентности дипломов. В соответствии с этими соглаше­ниями в РФ лица, окончившие высшие учебные заведения за границей, п ри наличии у них соответствующего документа в подлиннике считаются имеющими высшее образование наравне с лицами, окончившими высшие Учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших

Глава 4. Гражданско-правовое положение иностранцев

учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу j РФ и не подлежат обмену на дипломы установленного в РФ образца.

7. Новым для российского законодательства является введение колли­зионной нормы, касающейся права на имя. Согласно Проекту части третей ГК РФ, право иностранного гражданина или лица без гражданства на имя, его использование и защиту определяется его личным законом, поскольку иное не вытекает из правил, установленных ГК. В понятие ʼʼимяʼʼ, соглас­но ГК, входит и фамилия лица. В соответствии со ст. 19 ГК РФ в случае перемены имени любой гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления об этом своих должников и кредиторов и несет риск пос­ледствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Российский закон (п. 4 ст. 19) не допускает приобретения прав, обязанностей под именем другого лица.

Следует иметь в виду, что регулирование вопроса об имени лица не ог раничивается только пределами гражданского законодательства. Измене ние имени возможно лишь на основании акта государственного органа, им должна быть только орган страны гражданства. В случае вступления | брак или усыновления вопрос об имени, к примеру, женщины, вступающее в брак, или усыновленного, будет определяться правом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должн| применяться к отношениям такого рода.

Так, проблема применения права в отношении изменения имени возникла в 1997 ᴦ. у четырехкратной чемпионки мира русской спортсменки Оксаны Грищук (спортивные танцы на льду) в связи с тем, что на предшествующих зимних Олимпий­ских играх золотые медали завоевали две спортсменки с одинаковыми именами - Оксана Баюл (Украина) и Оксана Грищук (Россия). После этого обе спортсменки проживали в США, где их часто путали. Чтобы избежать этого, Оксана Грищук объ­явила в коммюнике за два месяца до начала зимних Олимпийских игр в Нагано. что ее официальное имя не Оксана, а Паша. При этом она предъявила официальное под­тверждение об изменении имени от властей места своего проживания. При этом данный факт не был признан, поскольку решающее значение для Олимпийских игр имеет имя в паспорте спортсменки.

В отношении защиты права на имя должно применяться то же право, что и при защите личных неимущественных прав. Согласно Проекту части третьей ГК РФ, к защите личных неимущественных прав подлежит приме­нению право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о защите таких прав.

8. Признание иностранных граждан или лиц без гражданства безвестнс отсутствующими подчиняется российскому праву (соглсно Проекту час * третьей ГК РФ). Поскольку данная норма сформулирована как одност ронняя, остался открытым вопрос о признании лица умершим, соверше* ном за рубежом. В международной практике возникали сложности п{ применении права в случае объявления лица умершим.

Так, бывшие германские супруги, А. и Б., лица еврейской национальности, в 1938 году бежали из нацистской Германии в Бельгию с намерением находиться там

§ 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом____119

временно. В 1942 году они были депортированы в лагерь Освенцим и никаких офи­циальных сведений о них больше не было. В 1950 году на основании бельгийского закона они были объявлены судом в Брюсселœе умершими, а позднее, в 1952 году, были объявлены умершими и немецким судом. Даты объявления умершими и другие моменты в решениях по этим делам не совпадали, и потому было важно определить, в какой стране и на базе применения права какой страны должны были выноситься решения об объявлении этих лиц умершими.

Общие вопросы положения иностранцев - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие вопросы положения иностранцев" 2017, 2018.

Нормами международного частного права регулируются имуществен ные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальны! права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядка!» отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойствен^ ности - своеобразие правового положения иностранца.


Для конца XX века характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно ли постоянно находящихся в другой стране.

О масштабах миграции населения свидетельствуют следующие данные. В США, например, иммигранты из Советского Союза (и дореволюционной России) составляют 2,8 млн. чел., из Италии - 10 млн., из Польши - 8 млн., из Голландии - 8 млн. Одних только рабочих-мигрантов в послед­ней четверти XX века в ФРГ было 5-7 млн., а в Италии - 1 млн. Всего в Западной Европе число трудящихся-мигрантов достигло в 1990 г. 12 млн. человек.

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержат­ся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Проблемы определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах XX века особое значение. С одной стороны, это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увели­чилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской эко­номики для зарубежных инвесторов, предпринимателей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долго­срочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профес­сий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

С другой стороны, после распада СССР миллионы людей, проживаю­щих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза многие граждане вынуждены были по­кинуть свои государства и стать беженцами. Приехав в Россию, они про­должают длительное время оставаться здесь иностранцами.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США и в ряд европейских государств (Германию, Францию, Ни­дерланды и т.д.). В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение опре­деленного периода такие лица сохраняли российское гражданство.


Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражда­нами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин «иностранец» при­меняется как адекватный термину «иностранный гражданин».

1. Термин "физические лица" применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических. С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В настоящем учебнике для удобства термин "иностранец" применяется в ряде случаев как адекватный термину "иностранный гражданин", хотя под ним должны пониматься и иностранные граждане, и лица без гражданства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеют значение и определение понятий беженца и переселенца (см. § 4).
Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.
Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.
Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США, Израиль, Германию, Нидерланды и в ряд других государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, на лечение и отдых, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.
Известно, что после распада СССР более 25 млн. людей стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей Родины и неожиданно для самих себя превратившись в "национальные меньшинства" даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики. В 1996 г. Правительством РФ была принята Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом и в 1999 г. - специальный Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Применительно к проблематике международного частного права отметим, что существенное значение для улучшения ситуации в странах Балтии может иметь разработка законов о финансовых и иных льготах для совместного бизнеса, предоставление льгот при ввозе и вывозе товаров, производимых на совместных предприятиях, с участием инвесторов из России и страны места нахождения и регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя.
Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.
Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к этому пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.
Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение. К лицам, в отношении которых действуют нормы международного частного права, с учетом специфики их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище, перемещенные лица и др.
В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).
На необходимость применения судами международно-правовых документов о правах человека было обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
2. Во многих государствах применяется понятие "право иностранцев", которое сводится к определению особого режима для иностранцев в области публичного права. Обычно "право иностранцев" состоит из правил, касающихся поселения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зрения, согласно которой под "правом иностранцев" следует вообще понимать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения касаются главным образом права передвижения, права заниматься определенными профессиями, права приобретения недвижимости.
Есть страны, в которых традиционно "положение иностранцев" (la condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влиянием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев рассматривается как подотрасль административного права.
Таким образом, "право иностранцев" - это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного характера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответствующие отношения по существу. Обычно "право иностранцев" определяет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле - это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.
Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к англо-американской системе "общего права" (common law). Но есть также страны, как, например, ФРГ, в которых традиционно право иностранцев отграничивается от международного частного права и в то же время регулируется отдельным законом (Законом об иностранцах 1990 г.), содержащим административно-правовые нормы.
В России и в других государствах СНГ, в КНР "право иностранцев" не считается самостоятельной отраслью в системе права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, процессуальному и т.д.
3. При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы. Так, по закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отношении лиц, имеющих гражданство нескольких государств, применяется гражданство того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в отношении лиц без гражданства либо беженцев вместо гражданства применяется закон места жительства лица (ст. 11). Однако в отношении правоспособности и дееспособности физического лица, согласно этому закону, применяется право государства места жительства данного лица (ст. 12).
4. Положение иностранцев в России определяется прежде всего Конституцией РФ. Напомним, что, согласно Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).
Принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ 1993 г. более широко, чем в предшествующем законодательстве. В отличие, например, от предусмотренного Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Кроме того, исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.
В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано: "Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом".
К основным законодательным актам, определяющим правовое положение иностранных граждан в России, относится наряду с Конституцией и ГК РФ ряд федеральных законов.
В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", вступившем в силу с 1 июля 2002 г., наряду с определением понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", содержатся положения о двойном гражданстве (ст. 6), о предоставлении защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст. 7), о гражданстве и браке (ст. 8), о гражданстве детей (ст. ст. 9, 24 - 27).
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", наряду с общим определением правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются их отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления. В Законе содержатся правила, касающиеся пребывания (проживания) иностранных граждан в России и осуществления ими на территории России трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон содержит следующие главы: гл. I - Общие положения; гл. II - Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию; гл. III - Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации; гл. IV - Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации; гл. V - Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации; гл. VI - Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона; гл. VII - Заключительные положения. Из приведенного перечня видно, что в Законе в основном содержатся административно-правовые правила, в частности, положения в области регулирования трудовых отношений, которые имеют существенное значение для международного частного права.
Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:
- иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ;
- иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения;
- использование иностранными гражданами своих прав в РФ не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Как и остальные участники гражданского оборота, иностранцы обязаны соблюдать действующие в Российской Федерации законы, включая и те, которые определяют порядок осуществления субъектами своих гражданских прав.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
При определении правового положения иностранцев наше законодательство исходит из принципа равенства всех рас и национальностей, поэтому, например, запреты для вступления в брак между белыми и неграми, действующие в некоторых странах, в Российской Федерации не имеют никакой силы.
Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчины и женщины имеют в Российской Федерации равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в Российской Федерации равные права с мужчиной-иностранцем.
Поэтому в Российской Федерации не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Правила законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Российской Федерации. Жена без согласия мужа может в Российской Федерации поступать на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.д.
Безоговорочное признание принципа равенства женщины и мужчины приводит к тому, что в Российской Федерации не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщины.
5. Положения о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных Россией с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения и т.д.). В этих актах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования). Так, предоставление национального режима предусмотрено договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Россией и Эстонией от 26 января 1993 г. Граждане Эстонии в России точно так же, как и граждане России на территории Эстонии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой в судах и других учреждениях, как и собственные граждане каждого из государств.

На развитие правового положения иностранцев оказал влияние тот факт, что наше древнее Отечество привлекало множество иностранцев, включая и желавших поступить на службу к князьям. Олег, сформировав довольно сильную державу, успешно привлекал на службу храбрых скандинавских воинов. Они отлично знали славянские земли, так как ранее нередко проходили по ним на службу к византийским императорам. Со временем варяги стали считать для себя выгодным поступление на службу к русским князьям. За ратные труды им давали хорошие вознаграждения: им отдавали часть добычи, получаемой при походах русских князей. Что касается численности служащих, в войско поступали отдельно или в совокупности целыми товариществами. Некоторые отряды наших войск целиком формировались из чужеземцев, невзирая на их происхождение и народность. Это вносило новые принципы в становление и развитие статуса иностранцев. Они подчеркивали взаимовыгодный характер правоотношений и влекли за собой иерархию государственных должностей. Служилые иноземцы принимались по их просьбе, когда была в том нужда и усматривалась польза.

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17). При этом особое значение имеет ст. 18 Конституции, содержащая необходимую конкретизацию в отношении реализации приведенных предписаний. Иными словами, речь идет о том, что в РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В данном контексте это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Во-вторых, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и имеющими тесное взаимодействие друг с другом на всех направлениях военной, политической, хозяйственной и культурной жизни, включая контакты между физическими лицами. Например, положениями российско-кубинского Договора о правовой помощи от 14 декабря 2000 г. предусматривается, что объявить лицо безвестно отсутствующим, умершим или установить факт его смерти вправе только судебное учреждение страны, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было в живых. Наряду с этим соглашение устанавливает и другой вариант, когда закрепляется компетенция учреждений и другой договаривающейся стороны. Это, в частности, может произойти в следующих случаях: а) по просьбе лица, намеревающегося реализовать свои наследственные права или права, вытекающие из имущественных отношений между супругами, применительно к недвижимому имуществу умершего или безвестно отсутствующего лица, находящегося на территории договаривающейся стороны, суд которой должен вынести решение; б) по просьбе супруга умершего или безвестно отсутствующего лица, проживающего на день подачи просьбы на территории договаривающейся стороны, суд которой должен вынести решение (ст. 21). И в той и в другой ситуации применяется законодательство того государства, учреждение которого рассматривает дело.

Таким образом, если проживающая на территории России кубинская семья имеет в совместной супружеской собственности акции или иные ценные бумаги российских предприятий и если жена, будучи кубинской гражданкой, обращается в российский суд с просьбой о признании мужа умершим в условиях, когда с момента поступления последних данных о нем как о живом прошло более 5 лет, в целях решения вопроса, во-первых, о своем гражданском состоянии и, во-вторых, о судьбе его доли в общем имуществе супругов, то последний должен считаться компетентным для рассмотрения этого ходатайства и будет разрешать вопрос на основании российского права.

Подробно эти предписания зафиксированы во многих других договорах о правовой помощи с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Киргизией, Латвией, Литвой, Эстонией, Республикой Молдова, Монголией, Чехословакией, Египтом, КНДР, а также многосторонней Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ. Однако в данном документе получили решение также и вопросы аналогичного свойства, касающиеся лиц без гражданства. Для них предусмотрен принцип привязки к последнему месту жительства лица, в отношении которого орган юстиции договаривающегося государства ведет производство по делу об объявлении безвестно отсутствующим, умершим либо устанавливает факт смерти (ст. 25).вить гражданина Чехии умершим вправе всегда лишь чешский суд (§ 43). Тот же подход характерен и для права ФРГ (ст. 12 Закона ФРГ о безвестном отсутствии 1951 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также положений инкорпорированных в новое регулирование о международном частном праве ФРГ --новый Вводный закон к ГГУ).

Однако в силу специфических обстоятельств, когда вопрос решает судебное учреждение другого государства, применяется закон суда. Так, польский Закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. гласит: если по делу о признании иностранца умершим или об установлении факта его смерти дает заключение польский суд, применяется польское право (§ 2 ст. 11). В том же плане высказывается и чешский законодатель: чешский суд может объявить иностранца умершим по материальному праву Чехии с юридическими последствиями для лиц, постоянно проживающих в Чехии, и для находящегося здесь имущества (п. 2 § 43 Закона о международном частном праве и процессе 1963 г.).

Следовательно, основанием для рассмотрения вопроса о признании чешским судом иностранного гражданина или лица без гражданства умершим является ходатайство соответствующих лиц, чей интерес в имуществе или ином основан на законе, действующем в данной стране. Более общий подход закреплен в венгерском Законе о международном частном праве 1979 г.: здесь предпосылкой применения венгерского права выступают вообще «внутренние интересы правового характера», которые обусловливают объявление венгерским судом иностранного гражданина умершим или отсутствующим либо установление факта смерти такого лица.

Закон же МНР во всех случаях объявления лица безвестно отсутствующим или умершим в пределах территории Монголии подчиняет это действие монгольскому праву (п. 6 ст. 428 ГК МНР).

Кодекс Бустаманте, например, не использует указанную категорию--признание лица умершим или безвестно отсутствующим.

Однако он вводит в регулирование понятие «презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц» (ст. 29), вследствие чего можно, как представляется, говорить о том, что праву стран -- участниц данной Конвенции рассматриваемый институт в определенном смысле известен. По крайней мере, формулировка этой статьи не оставляет почвы для сомнений:

«Презумпции переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств иного регулируются личным законом умерших в отношении их наследств».

Двусторонние договоры о правовой помощи традиционно содержат положения в данной области, поскольку именно международно-правовым путем можно избежать некоторых трудностей, возникающих в практике признания лиц безвестно отсутствующими национальными органами юстиции государств, осуществляют в соответствующий суд другой договаривающейся стороны. Данные положения применяются также при отмене ограничения дееспособности или признания лица дееспособным.

Регулирование по данным вопросам, содержащееся в многостороннем документе -- Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 г. (ст. 24), совпадает с приведенными положениями двусторонних соглашений, в том числе российско-эстонского договора.



Просмотров