Принятие закона о крестьянском фермерском хозяйстве. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Какой оквэд выбрать для регистрации кфх

Если рассматривать различные направления семейного бизнеса, большой интерес для предпринимателей представляет развитие собственного аграрного дела. В России крестьянское фермерское хозяйство как вид деятельности нашло широкое распространение у граждан. В первую очередь это связано с введением госпрограмм по поддержке аграрного бизнеса и фермерских предприятий. Благодаря появлению ряда льгот КФХ стало перспективным и прибыльным видом предпринимательской деятельности.

Будущие предприниматели сталкиваются с определенными трудностями на начальных этапах работы. Какой вид сельскохозяйственной деятельности выбрать? Сколько потребуется денег для развития собственного дела и как быстро окупятся инвестиции? Как правильно оформить собственное предприятие? Подобные вопросы интересуют многих начинающих фермеров. Попробуем разобраться.

КФХ – что это такое?

Малая коммерческая структура, которая получает порядка 60-70% прибыли за счет произведенной собственными усилиями сельскохозяйственной продукции, называется крестьянским фермерским хозяйством. КФХ может быть создано членами отдельно взятой семьи или одним гражданином.

Для открытия предприятия всеми участниками фермерского хозяйства вносятся в определенных долях имущественные или денежные вклады. Это позволяет осуществлять в дальнейшем деятельность, перерабатывать, хранить сельскохозяйственную продукцию, перевозить и реализовывать ее.

Фермерское предприятие использует для производства собственной продукции земельные участки определенных площадей, оборудование и складские помещения. Полученная прибыль от ее реализации составляет основную часть дохода всех членов семьи. Как правило, глава крестьянского фермерского хозяйства является профессиональным аграрием, обладающим знаниями и большим опытом работы.

Руководитель КФХ имеет право представлять интересы своего предприятия перед организациями различной формы собственности или определенными гражданами. В его распоряжении имеется расчетный банковский счет и печать. Это дает возможность главе компании заключать договоры на сотрудничество, выдавать необходимые доверенности, принимать на работу сотрудников, а также проводить иные действия, необходимые для развития фермерского хозяйства.

Каждый начинающий предприниматель, желающий организовать фермерское хозяйство, должен знать основные преимущества ведения данного вида коммерческой деятельности. Прежде всего сельскохозяйственная продукция всегда будет востребованной по известным причинам. Нужно понимать, что стоимость продовольствия неустанно растет, что обеспечивает производителям стабильную прибыль. К преимуществам открытия собственного фермерского хозяйства следует также отнести:

  • представленность товаров на внутреннем рынке сельскохозяйственных продуктов, произведенных отечественными компаниями;
  • наличие федеральных программ по поддержке аграрного бизнеса;
  • широкий выбор видов деятельности;
  • льготное налогообложение;
  • большой потребительский спрос на отечественную продукцию.

Начинающим бизнесменам нелишним будет знать, что более 80% выращенных овощных культур поставляется на рынки и в торговую сеть небольшими фермерскими хозяйствами. Это позволяет представить примерные объемы потребительского спроса на данный вид продукции и перспективы развития.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве

Важно знать законодательную базу, на которой основана деятельность крестьянских фермерских хозяйств. В законе дается точное определение деятельности КФХ. Фермерские хозяйства представляют собой объединения лиц, связанных родством (свойством), которые имеют в общей собственности имущество.

По закону к деятельности фермерских хозяйств относится не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее хранение, переработка, транспортировка и реализация конечному потребителю. Имущество фермерского хозяйства принадлежит ему на правах собственности.

КФХ для осуществления своей деятельности имеют право задействовать собственные земляные угодья, которые могут быть выделены государством, взяты в аренду либо получены в пожизненное наследуемое владение. Земельные участки подлежат обязательной продаже на публичных торгах в пользу лиц, имеющих право использовать их по целевому назначению. Такое возможно, если кредиторы обратились в судебные органы с взысканием на землю КФХ.

Федеральный Закон №74 определяет правовые положения фермерских хозяйств на территории РФ. К основным из них следует отнести:

  • граждане могут объединяться для создания КФХ в добровольном порядке;
  • все члены крестьянского фермерского хозяйства должны принимать личное участие в его деятельности;
  • взыскание задолженности с предприятия осуществляется посредством реализации имущества на публичных торгах;
  • все члены фермерского хозяйства несут ответственность друг перед другом (субсидиарная ответственность).

Согласно ФЗ №74 КФХ может осуществлять свою деятельность без образования юрлица. Обратите внимание, что государственная власть должна оказывать всяческое содействие в образовании фермерских хозяйств (обеспечение доступа к финансам, помощь в получении земельных участков). Если со стороны крестьянского фермерского хозяйства не наблюдается нарушений закона, государство не имеет права вмешиваться в его деятельность.

Важно: членом крестьянского фермерского хозяйство может стать лицо, достигшее 16-летнего возраста. В состав предприятия могут быть включены и сторонние лица, помимо членов семьи, при условии, что их количество не превышает 5 человек. Если кто-либо из членов выходит из состава, он имеет право на получение денежной компенсации.

Основные виды фермерской деятельности

Предприниматели, желающие открыть КФХ, должны знать, какие существуют основные виды деятельности. Фермы могут специализироваться на выращивании сельскохозяйственных культур, разведении птицы и домашнего скота, а также на производстве различных продуктов питания.

Выращивание сельскохозяйственных культур характеризуется высоким потребительским спросом в любое время года. Важно наладить каналы сбыта, что позволит быстро получить желаемый доход и избежать потерь прибыли из-за порчи продукции. Если предприниматель планирует заниматься выращиванием культур, ему нужно определиться с направлением. Так, большим спросом у потребителей пользуются зерновые, среди которых рожь, кукуруза, гречиха, подсолнечник, ячмень, пшеница и овес. Среди овощей выгодно выращивать томаты, огурцы, перец, морковь, чеснок, картофель и баклажаны.

КФХ может специализироваться на разведении плодово-ягодных культур (клубника, чернослив, груша, абрикос, яблоко) и зелени (петрушка, укроп, чеснок и лук). Хороший доход приносят фермы, которые занимаются выращиванием и продажей грибов (шампиньоны, вешенки, шиитаке). Список сельскохозяйственных культур может существенно различаться в зависимости от климатических условий регионов России.

Животноводческие фермы приносят немалый доход и обладают рядом отличительных особенностей. Прежде всего существует несколько основных направлений этого вида деятельности: разведение домашних животных (коровы, свиньи, кони, кролики, козы, овцы), пчеловодство, рыбоводство (осетровые породы, щуки, форель, карпы, толстолобики) и птицеводство (куры, утки, фазаны, индюки, гуси).

Известно, что мед, мясо домашних животных и птицы, рыба, а также молочная продукция пользуются огромным спросом у населения, причем вне зависимости от времени года, что обеспечивает высокую прибыль. Многие фермеры со временем масштабируются и расширяют собственное производство.

Так, имея животноводческую ферму, можно открыть линию по производству колбасы, деликатесов, тушенки, субпродуктов, а также молочных продуктов (сыра, творога, сметаны, молока). Если КФХ специализируется на выращивании зерновых культур, следует задуматься над открытием собственной мельницы либо пекарни, а владельцам виноградников можно рассмотреть возможность выпуска собственных сортов вина.

Важно : новички могут заняться выращиванием фруктов и овощей. Эта сельскохозяйственная продукция считается востребованной у потребителей. По мере освоения данного направления можно будет масштабироваться и включать новые виды деятельности.

Как открыть КФХ?

Рассмотрим подробнее алгоритм действий.

Сбор документов

Территориально сельскохозяйственную деятельность можно осуществлять в любом регионе России, при этом регистрация крестьянского фермерского хозяйства должна проводиться в отделении ФНС по месту фактического проживания гражданина, который будет главой компании. Для создания предприятия в налоговую службу необходимо подать следующие учредительные документы КФХ:

  • паспорт главы фермерской организации;
  • справку с места проживания лица, регистрирующего организацию;
  • заявление установленного образца о регистрации КФХ;
  • соглашение (договор) об организации фермерского хозяйства;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Важно : оплата госпошлины (800 рублей) является обязательным условием для регистрации КФХ. Если предприниматель получил отказ в открытии своей организации, средства за уплату налога не возвращаются.

Что касается соглашения об организации сельскохозяйственного предприятия, то необходимо знать особенности его составления. Договор заключается между родственниками (членами семьи), которые изъявили желание основать фермерское хозяйство с нуля.

Соглашение в обязательном порядке должно содержать в себе ряд сведений. К ним следует отнести информацию о:

  • членах создаваемого крестьянского фермерского хозяйства;
  • главе организации;
  • правах и обязанностях каждого члена КФХ;
  • способах формирования капитала, управления и применения материальных средств;
  • распределении прибыли между участниками предприятия.

В документе в обязательном порядке должен присутствовать пункт, в котором обозначается, каким образом каждый член семьи может войти в создаваемую сельскохозяйственную организацию и на каких условиях выйти из ее состава. Необходимо знать, что, если фермерское хозяйство организовывается отдельно взятым гражданином, подобный договор не потребуются. При наличии оригиналов всех документов для регистрации в налоговой службе дубликаты не нужно заверять нотариально.

Регистрация фермерского хозяйства

Как зарегистрировать фермерское хозяйство с нуля и является ли эта процедура обязательной? Каждый предприниматель обязан легализовать свою деятельность в рамках существующего законодательства. После сбора стандартного пакета документов необходимо явиться в отделение ФНС и получить разрешение на ведение предпринимательской деятельности.

Помимо этого, пакет документов можно направить в фискальные органы по почте, не забыв при этом приложить опись имеющихся вложений и объявить ценность письма. На территории РФ работают МФЦ. Туда может обратиться начинающий предприниматель и зарегистрировать свою деятельность. Также фермеры могут зайти на официальный сайт налоговой службы. Как показывает практика, регистрация КФХ быстро проходит при личном обращении в фискальные органы.

Ожидание решения налоговой службы

Процесс регистрации фермерской деятельности занимает 5 дней с момента обращения в фискальные органы. После этого предприниматель получит обязательное свидетельство госрегистрации главы фермерского хозяйства. Также нужно взять в отделении ФНС следующие документы:

  • выписку из ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • информационное письмо Госкомстата.

Обратите внимание, что, если представители налоговой службы обнаружат фальшивые данные в представленной заявителем информации (или будет слишком много ошибок в оформлении), документы придется привести в порядок. Для этого начинающему предпринимателю отправят соответствующее уведомление. Все ошибки и указанные недочеты необходимо устранить, после чего разрешается повторное обращение в ФНС для регистрации КФХ.

Государственная поддержка КФХ в России

Будущие фермеры должны знать, что государство предоставляет разработанные для развития сельского хозяйства программы. К примеру, фермеры могут получить субсидии на покупку спецтехники и различного оборудования. Чтобы узнать подробности участия в программах помощи, предпринимателям нужно обратиться в управление сельского хозяйства по месту проживания.

Фермеры могут получить субсидии на приобретение ГСМ, принять участие в программе льготного налогового периода (5 лет длятся налоговые каникулы, освобождающие начинающих фермеров от обязательных взносов). Что касается сельхозпроизводства, то государство часто предоставляет КФХ специальные заказы, позволяющие быстро развиваться и зарабатывать приличные деньги.

Предприниматели могут рассчитывать на получение помощи от государства в строительстве теплиц и другие привилегии. Также необходимо знать, что оказывается поддержка сельским фермерским хозяйствам, которая заключается в строительстве жилого фонда для работников, привлечении молодых специалистов и создании для них и их семей надлежащих условий труда и проживания.

На начальных порах ведения фермерской деятельности оптимальным вариантом будет аренда земельных площадей, поскольку это дешево и не требует временных затрат. При длительном сотрудничестве можно договориться с арендодателем о выкупе участков. Для этого стоит воспользоваться преимущественным правом покупки, предусматривающим возможность заплатить цену за землю, которая не превышает кадастровой стоимости более чем на 15%.

Предприниматели обязаны знать, что, если земельные участки будут пустовать свыше 3 лет и не использоваться под сельскохозяйственную деятельность, государство их может конфисковать. К тому же следует неукоснительно соблюдать правила экологической безопасности, иначе земельные наделы также будут отобраны.

Успех развития крестьянского фермерского хозяйства во многом зависит от опыта главы предприятия и его работников. Большинство опытных руководителей считает, что сельскохозяйственный бизнес стоит начинать с малого и постепенно наращивать обороты.

Как показывает практика, фермерское хозяйство со временем может стать высокодоходным видом деятельности, тем не менее нельзя забывать о существующих рисках (неподходящие погодные условия, плохой урожай, болезни животных, прочее). По этой причине не рекомендуется обращаться в банки за кредитами и развивать хозяйство при помощи заемных денег.

Не стоит ждать от своей деятельности моментальной и большой прибыли. В условиях конкуренции предприниматель должен представить потребителям недорогую и качественную продукцию. По этой причине рекомендуется на начальных порах сосредоточиться на процессе выращивания животных или сельскохозяйственных культур. Также рекомендуется найти покупателей, которые обеспечат непрерывный доход. Это могут быть крупные оптовые базы, супермаркеты, рыночные продавцы. Помимо качественной продукции следует организовать доставку продукции клиентам, что, безусловно, выведет бизнес на совершенно новый уровень.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим самые распространенные вопросы по теме.

Чем КФХ отличается от ЛПХ?

Под ЛПХ принято понимать ведение личного подсобного хозяйства. Данная форма собственности позволяет работать любому человеку, владеющему приусадебным участком или небольшим земельным наделом. ЛПХ дает возможность:

  • не платить налоги;
  • не сдавать отчетность;
  • получить кредит от 300 до 750 тыс. рублей на развитие хозяйства;
  • законно пользоваться земельными наделами, не превышающими 2,5 Га.

Если предприниматель оформил свою деятельность в виде ЛПХ, у него не будет возможности получить сертификаты качества на свою продукцию, а также декларации о соответствии ее установленным нормам и стандартам. Данное обстоятельство существенно снижает покупательскую способность. К тому же, в отличие от фермерского крестьянского хозяйства, на развитие ЛПХ невозможно получить большой кредит.

Обратите внимание, что ЛПХ не дает законных оснований для приема человека на работу, поэтому и зарплата выплачивается нелегально. Данная форма деятельности считается непредпринимательской, которая связана с непосредственным производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой. Фермерские хозяйства оформляются в качестве ИП и позволяют осуществлять предпринимательскую деятельность: производство, хранение, переработка и законная реализация продукции.

КФХ – это юридическое или физическое лицо?

Практически каждый начинающий бизнесмен не знает, КФХ − это юридическое или физическое лицо? Государство не требует от фермеров регистрации юридического лица, поэтому большинство предпринимателей оформляет ИП. Система начисления страховых, пенсионных взносов, а также налогов действует таким образом, что фермеры сдают отчетность и пользуются предусмотренными льготами наравне с бизнесменами, у которых оформлено индивидуальное предпринимательство.

Какую систему налогообложения выбрать?

Представителям крестьянских фермерских хозяйств рекомендуется выбирать ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог). Налогообложение по ЕСХН является лучшим для аграриев, поскольку изначально данная схема разрабатывалась для поддержки КФХ. Предприниматели оплачивают минимальный налог по так называемой системе «прибыль минус расходы».

При оплате налогов по схеме ЕСХН за полный налоговый период берется временной промежуток, равный 1 году. Аванс необходимо заплатить в течение полугодия (отчетный период). При этом под объектом налогообложения понимают размер доходов, которые уменьшаются на величину расходов. Обратите внимание, что налоговая ставка составляет 6%. ЕСХН заменяет НДС, налог на имущество предприятий и прибыль.

Какой ОКВЭД выбрать для регистрации КФХ?

Для каждого вида экономической деятельности есть классификатор – ОКВЭД. Для сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на животноводстве и растениеводстве, это класс ОКВЭД – 01. Далее идут подклассы. Например, если КФХ выращивает животных для последующей продажи молочной продукции, нужно указать код с 01.41.1 по 01.41.29; для продажи мясной продукции – с 01.42.1 по 01.42.12; для выращивания парнокопытных животных – с 01.43.1 по 01.43.3 и т.д.

Сохраните статью в 2 клика:

Несложно догадаться, что многие аграрии выбирают для себя КФХ как основную форму ведения деятельности. Это легко объяснить имеющимися государственными программами поддержки сельскохозяйственных предприятий и ферм, причем как на федеральном уровне, так и в рамках отдельно взятой области.

Вконтакте

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава 2. Создание фермерского хозяйства (ст.ст. 3 - 5)
Глава 3. Имущество фермерского хозяйства (ст.ст. 6 - 10)
Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (ст.ст. 11 - 13)
Глава 5. Члены фермерского хозяйства (ст.ст. 14 - 18)
Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства (ст. 19)
Глава 7. Объединения фермерских хозяйств (ст. 20)
Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства (ст.ст. 21 - 22)
Глава 9. Заключительные и переходные положения (ст. 23)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
О собственности крестьянского (фермерского) хозяйства см. также статью 257 ГК РФ
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
О порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства см. Земельный кодекс РФ
2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.
2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.
4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства
1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
выдает доверенности;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.
2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
4) семян;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
1. Фермерское хозяйство прекращается:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
Об особенностях банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства см Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
5) на основании решения суда.
2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.324);
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.325);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.5);
статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966);
статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.748);
пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093).
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

вы можете скачать текст закона в формате MS Word ниже

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов - самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.

- КФХ - форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.

Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.

Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников - не более 15 чел.

Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае, если КФХ создает один гражданин, заключения соглашения не требуется.

Члены хозяйства, желающие выйти из него, вправе получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).

В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.

С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ. лиц и действуют они в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).

Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым индивидуальным предпринимателем (и.п.).

Участок, для ведения деятельности КФХ.

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий земель - поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).

Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)

Сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).

Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.

На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.

Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га, в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно - не связанности возникновения права собственности на участок и создания самого КФХ!

Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом субъекте Федерации - свой).

Следующий фундаментальный вывод: собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку, на сегодняшний день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.

Если не планируется продажа продукции с участка и, соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц, и участок становится подобным дачному. Требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя и трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога (который во много раз меньше "дачного", в нашем случае - в 5 раз).

Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: - Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Земельный кодекс (ЗК) РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

ЗК РФ: Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статья 85. п.4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 85. п.11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа "лисья нора", баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.

Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.

После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства, не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения ("задним числом") формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.

Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.

Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.

В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.

Исходя из практики сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.

В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в непрестижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!

Согласно существующему законодательству, даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.

Отказ от участка является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.

Насильно изъять неиспользуемый участок - еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 - "Декоративное садоводство и производство продукции питомников" - данная форма прекрасно подходит под нужды родового поместья (РП).

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:

1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.

2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.

3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет законно продавать выращенную продукцию нельзя.

4. После регистрации КФХ в установленном порядке вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом "коридоре", возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.

5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:

КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!

В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а, следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).

Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разхожему мнению, не является фермером, соответственно, необходимость в регулярных отчетах о выращивании и продажи продукции отсутствует!


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
Статья 12 Закона приводится в редакции ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (РГ. N 6414. 2014. 27 июня)
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Статья 23. Заключительные и переходные положения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое вниманию читателя издание представляет собой профессиональный постатейный комментарий к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (далее – Закон). Со дня вступления в силу Закона утратил силу Закон РСФСР от 22.11.1990 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Закон определяет основы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства как весьма своеобразного субъекта предпринимательской деятельности, принципы его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, порядок создания и прекращения фермерского хозяйства, полномочия его главы, правила о членстве в хозяйстве. Регламентированы также некоторые земельные и имущественные отношения с участием фермерского хозяйства, основные виды его деятельности, полномочия главы хозяйства и др.

Закон установил много новых правил. Так, ограничена возможность членства в хозяйстве для лиц, не состоящих в родстве или свойстве с главой хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства впервые предусмотрено не только для граждан России, но также для иностранцев и лиц без гражданства. Возможность реализации данного права более не связана с наличием у лица опыта сельскохозяйственной работы и соответствующей квалификации либо специальной подготовки. Правом на создание хозяйства теперь обладают не только лица, достигшие 18-летнего возраста, но также дееспособные несовершеннолетние.

За годы, прошедшие после вступления Закона в силу, в него внесено немало изменений и дополнений. Автор обращает внимание читателя на эти новеллы, разъясняя их значение для практической деятельности фермерских хозяйств.

Комментируемый Закон содержит в основном нормы гражданского и земельного права. К сожалению, многие положения Закона не вполне соответствуют правилам, установленным в ГК РФ, в частности об участниках гражданско-правовых отношений, субъектах предпринимательской деятельности. Поэтому правовое регулирование создания, деятельности и прекращения фермерских хозяйств носит коллизионный характер.

В настоящее время фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании. Анализ норм Закона позволяет согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство – это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве <1>.

——————————–

<1> См., например: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 170 – 175.

Учитывая существующее правовое регулирование, фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, представляет собой единое коммерческое образование, в котором сосуществуют два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, – фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является своего рода номинальным предпринимателем: не участвуя непосредственно в предпринимательстве, оно осуществляет производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава же хозяйства, действующий от его имени, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную деятельность фермерского хозяйства.

Двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, действующими без образования юридического лица).

Помимо того обстоятельства, что многие комментируемые положения не корреспондируют с нормами ГК РФ, к недостаткам Закона следует отнести также невысокий уровень законодательной техники. Некоторые нормы имеют двусмысленный, противоречивый, а иногда – даже взаимоисключающий характер <1>. Многие из отмеченных недостатков Закона весьма существенны и могут создать практические трудности при реализации его положений гражданами, государственными и муниципальными органами.

——————————–

<1> В частности, это касается правового регулирования предпринимательской правоспособности фермерского хозяйства.

Отмечая указанные недостатки, автор стремился дать рекомендации по их устранению и практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм. Однако не во всех случаях имеющиеся коллизии удалось разрешить путем толкования норм и применения правовых принципов. В наибольшей степени это касается вопроса об объеме правоспособности фермерского хозяйства как субъекта предпринимательского права. Данный вопрос по-разному решен в п. 1 ст. 1 и в п. 1 ст. 19 Закона. В таких случаях до возможного уточнения редакции норм Закона разъяснения следует искать в рекомендациях, выработанных судебной практикой.

В комментариях к статьям Закона разъясняются сущность установленных в них норм и возможности их практического применения. Автор стремился показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с прежним законодательством, как следует понимать значение используемых понятий, какие нормативные акты должны применяться при реализации положений Закона.

Знание Закона необходимо главам и другим членам крестьянских (фермерских) хозяйств, работникам органов, осуществляющих государственную регистрацию таких хозяйств, предоставление им земельных участков, юристам, а также предпринимателям, которые вступают в гражданско-правовые отношения с фермерскими хозяйствами.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

Закон – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”

Закон 1990 г. – Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. Утратил силу

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г.; часть вторая от 5 августа 2000 г.

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

БНА (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень Верховного Суда

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) – Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

РГ – “Российская газета

СА РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР, РФ) – Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)

  1. ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯ

гл. – глава, главы

др. – другие

п. – пункт, пункты

подп. – подпункт, подпункты

разд. – раздел, разделы

с. – страница, страницы

сл. – следующие

см. – смотри

ст. – статья, статьи

ФЗ – федеральный закон

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук, юрист с многолетним опытом практической и научной работы, автор более 600 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного, жилищного и трудового права, организации управления, обеспечения законности. При его непосредственном участии и под его редакцией изданы широко известные постатейные комментарии к Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральным законам “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, “О некоммерческих организациях”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “Об автономных учреждениях”, “О бухгалтерском учете”, а также Юридическая энциклопедия и другие актуальные книги.



Просмотров