Разворотнева жкх. Светлана Разворотнева: собственники квартир – главные контролеры для коммунальщиков. Получить субсидии на ЖКХ станет проще

Избран от некоммерческой организации

Организация: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЖКХ КОНТРОЛЬ"

Направление деятельности: 13. Развитие сферы услуг, потребительского рынка и ЖКХ

С марта 2012 года по настоящий момент – исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль».

В настоящее время Разворотнева С.В. также является:

Членом Экспертного Совета Правительства РФ,

Заместителем Председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ,

Членом Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ,

Членом Общественного совета Министерства энергетики РФ,

Членом Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса.

Членом Центрального совета «Всероссийского Совета местного самоуправления».

Предыдущие места работы и общественные должности

В 2010 – 2014 году - Член Общественной палаты РФ Ш и IY созыва, в ОПРФ IY созыва возглавляла комиссию по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике.

2012 год – ответственный секретарь Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы»

С 2006 года по 2012 год – руководитель Центрального исполнительного комитета «Всероссийского Совета местного самоуправления»

С 1992 года по 2006 год – работа в руководящих органах ряда коммерческих и строительных организациях, экспертно-консультационная деятельность.

С 1992 по 1993 г. работа в Институте США и Канады РАН.

1990 – 1992 год – учеба в аспирантуре института США и Канады РАН.

С 1985 по 1990 год – учеба в МГУ им. Ломоносова, специальность – психолог, преподаватель психологии

Ежемесячно в федеральных и региональных СМИ выходит 300-400 публикаций с информацией о деятельности Разворотневой и «ЖКХ Контроль».

Замужем. Двое сыновей: Иван, 1998 года рождения и Дмитрий 1999 года рождения.

Ссылки

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЖКХ КОНТРОЛЬ"

    ОТЧЕТ О РАБОТЕ НП «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ «ЖКХ КОНТРОЛЬ» в 2015-2016 годах

    НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» создано в 2013 году.

    Цель создания организации - развитие сети общественного контроля в ЖКХ.

    Важнейшие задачи организации:

    1. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

    2. Мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ, общественный контроль в сфере ЖКХ;

    3. Объединение, методическая и организационная поддержка региональных НКО, работающих в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

    Организационная структура сети общественного контроля

    В настоящий момент сформирована региональная сеть общественного контроля в сфере ЖКХ. Региональные центры общественного контроля созданы на базе профильных некоммерческих организаций во всех субъектах РФ. Информация о региональных центрах общественного контроля в сфере ЖКХ доступна на сайте НП «ЖКХ Контроль» http://gkhkontrol.ru/regions. С 2015 года началось формирование сети представителей центра в муниципальных образованиях. На начало 2017 года в 1020 муниципальных образованиях России работают 1291 представитель регионального центра.

    Деятельность сети общественного контроля

    РЦОК являются ресурсными площадками для поддержки и развития активности граждан. В течение 2015-16 гг. систематически проводились консультации граждан по вопросам ЖКХ, были организованы многочисленные мероприятия в сфере жилищного просвещения, велась просветительская деятельность. В целом за два года общественниками проведено более 5 тысяч мероприятий: семинаров, совещаний, круглых столов, встреч с жилищным активом, лекториев и пр. В 2015-16 годах в приемные и на «горячие линии» РЦОК и в приемную Общероссийского центра «ЖКХ Контроль» от граждан поступило более 63 тысяч обращений.

    В сети «Интернет» размещен разработанный организацией проект «Диктант ЖКХ»- онлайн-тест, состоящий из 30 вопросов, относящихся к основам по управлению и содержанию жилого фонда, защите прав потребителей в сфере ЖКХ. Это первый в стране проект, который призван привлечь внимание граждан к основам жилищно-коммунального хозяйства, а также способствует популяризации знаний в данной сфере и повышению правовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

    Сеть общественного контроля активно осуществляет разъяснительную работу через сеть «Интернет», СМИ. Только в 2015-2016 году было инициировано более 7000 публикаций. Реализуется совместный проект НП «ЖКХ Контроль» и Общественного телевидения России. 1 раз в 2 недели на ОТР выходит рубрика «Все о ЖКХ», автор и ведущий – исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

    За два года активистами сети общественного контроля было подготовлено более 50 методических пособий. Лучшие из них размещены на сайте НП «ЖКХ Контроль». В течение 2016 года НП «ЖКХ Контроль» был реализован совместный проект с «Российской газетой»: в серии «Библиотечка Российской газеты» выпущены два справочных пособия, подготовленные экспертами НП «ЖКХ Контроль». Первое – «Как эффективно управлять своим домом и решать возникающие проблемы» – содержит ответы на множество вопросов, связанных с управлением домом, подготовкой и проведением общего собрания многоквартирного дома, оформлением его решений. В пособии содержатся также типовой договор, который позволит собственникам максимально конкретизировать условия взаимодействия со своей управляющей компанией, а также формы документов для подготовки и проведения собрания. Также издание содержит советы по оформлению процедуры смены управляющей организации.

    В еще одном пособии «Кто хозяин в доме: управление, содержание и ремонт многоквартирного дома» освещены ключевые моменты, связанные с участием собственников в управлении своим многоквартирным домом: распоряжение общедомовым имуществом, создание ТСЖ, проведение капитального ремонта. В пособиях использованы материалы, подготовленные региональными центрами из Воронежской, Тверской и Костромской областей, а также экспертами Фонда содействия реформированию ЖКХ.

    НП «ЖКХ Контроль» на постоянной основе осуществляет методическую поддержку работы региональных центров общественного контроля и муниципальных представителей.

    На площадке «ЖКХ Контроль» регулярно проходят бесплатные онлайн семинары для руководителей РЦОК и жилищных активистов. В 2015 было проведено 10 семинаров, и еще 9 проведено в 2016 году. Семинары посвящены актуальным вопросам в сфере ЖКХ, среди которых: способы борьбы с должниками, работа с ГИС ЖКХ, контроль за качеством жилья, построенного по программам переселения граждан, эксплуатация и замена лифтов в жилом фонде, восстановление прав на общее имущество в многоквартирном доме, защита законных прав собственников МКД и другие.

    Ежеквартально НП «ЖКХ Контроль» осуществляет мониторинг работы региональных центров, проводит выявление и обнародование лучших практик работы.

    В 2015-2016 году было проведно 8 межрегиональных и 2 общероссийских мероприятия, в ходе которых руководители РЦОК получили возможность получить информацию о последних новациях в законодательном регулировании отрасли, обсудить с представителями федеральных органов власти проблемы в сфере правоприменительной практики, обменяться опытом работы.

    Одно из ключевых направлений работы НП «ЖКХ Контроль» - мониторинг правоприментильной практики в сфере ЖКХ.

    На постоянной основе осуществляется мониторинг реализации программ переселения из аварийного жилья, мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта, мониторинг подготовки и прохождения регионами осенне-зимнего отопительного периода, мониторинг роста платежей граждан в связи с очередным повышением тарифов.

    Мониторинг региональных программ капитального ремонта МКД

    Одно из ключевых направлений работы партнерства в 2015-2016 году - мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

    Производился анализ содержания региональных программ капитального ремонта МКД, осуществлялся контроль за ходом реализации программ, консультирование и обучение собственников правилам приемки произведенных работ. В ряде регионов представители сети общественного контроля выступили с инициативами по корректировке сроков и содержания программ.

    В течение 2015 года НП «ЖКХ Контроль» проводил работу по анкетированию граждан, участвующих в приемке домов после проведенного капитального ремонта. Анкета для представителей собственников предлагала оценить такие вопросы как:

    Удовлетворенность проведенным капитальным ремонтом;

    Наличие претензий к проведенному ремонту, сроку, полноте выполнения работ;

    Наличие подписи в акте выполненных работ по капитальному ремонту представителя собственника.

    В третьем квартале 2016 года силами региональных центров проведено анкетирование председателей ТСЖ, председателей советов многоквартирных домов и иных лиц, ответственных за согласование работ по капитальному ремонту МКД на предмет участия собственников жилья в процессах обсуждения срока проведения, начала ремонта, перечне и стоимости работ.

    Контроль реализации программ переселения граждан из аварийного жилья

    Одним из основных направлений деятельности сети НП «ЖКХ Контроль» в 2015-2016 годах. стал общественный контроль над процессом строительства домов по программам переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

    Региональные центры осуществляли:

    Фото-фиксацию процесса строительства домов по программам переселения;

    Мониторинг сведений, размещенных на cайте reformagkh.ru;

    Проведение анкетирования граждан, переехавших во вновь построенное жилье.

    Эксперты и представители РЦОК приняли участие в большинстве выездных проверок государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее -Фонд).

    Данные мероприятия проводились силами региональных и муниципальных (там, где они созданы) центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Вся информация о выявленных нарушениях передана в Фонд.

    В течение 2015-2016гг. представители РЦОК провели около 3 тыс. проверок многоквартирных домов, построенных по программам переселения граждан, и выявили нарушения в более чем 600 сданных домах.

    На контроле представителей региональных центров также находились дома, включенные в реестр обращений граждан, размещенный в разделе «на контроле», сайта fondgkh.ru. На конец 2016 года в данный реестр были включены 47 обращений, поступивших из НП «ЖКХ Контроль» и региональных центров.

    Работа по улучшению управления МКД

    НП «ЖКХ Контроль» ведет последовательную работу по улучшению качества управления многоквартирными домами.

    На постоянной основе осуществляется мониторинг реализации раздела Х Жилищного кодекса РФ в части применения закона о лицензировании. На базе НП «ЖКХ Контроль» также ведется работа по внедрению типовых договоров. В ряде регионов региональные центры ведут работу по формированию рейтингов управляющих компаний.

    Особое внимание НП «ЖКХ Контроль» было уделено вопросам использования общедомового имущества МКД. В составе Партнерства сформирована постоянно действующая комиссия по контролю за обеспечением имущественных прав собственников помещений многоквартирных домов в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации (далее Комиссия по ОДИ), которая проводит рабочие встречи в субъектах РФ, разъясняя собственникам и органам власти законодательные основы использования общедомового имущества, механизмы возврата незаконно отчужденного имущества. Комиссия по ОДИ также проводит консультации по данному вопросу on-line и по телефону. Усилиями общественников-добровольцев подготовлен ряд методических материалов, воспользоваться которыми могут все желающие. Решением Совета Партнерства от 22.02.2017 протокол №13, данная Комиссия по ОДИ получила официальный статус. Ее руководителем назначен Председатель ассоциации ТСЖ Костромской области А.П. Пинчуков.

    В 2016 году НП «ЖКХ Контроль» проводил мониторинг за реализацией и внедрением информационной системы «ГИС ЖКХ». В частности, в июле-августе 2016 года НП «ЖКХ Контроль» провел опрос среди председателей ТСЖ по вопросам использования системы и размещения в ней информации. Результаты исследования были направлены в Министерство связи и информации Российской Федерации.

    По итогам мониторинга правоприменительной практики НП «ЖКХ Контроль» осуществляет подготовку аналитических материлов.

    Постоянными потребителями материалов НП «ЖКХ Контроль» по вопросам правоприменительной практики –

    Контрольное управление Президента РФ

    Государственная Дума

    Совет Федерации

    Министерство строительства и ЖКХ РФ,

    Общественная палата РФ.

    Отдельные аналитические материалы в отчетном периоде были подготовлены для Генеральной Прокуратуры, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства юстиции РФ, Министерства энергетики РФ.

    НП «ЖКХ Контроль», региональные эксперты на постоянной основе участвуют в обсуждении проектов региональных и федеральных нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. Подготовлен ряд собственных предложений по совершенствованию нормативного обеспечения сферы ЖКХ.

Контрольная сумма данных кандидата:

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте .

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

С этого года управляющую компанию можно оштрафовать за необоснованное увеличение размера платы за содержание жилого помещения. Она должна будет вернуть половину той суммы, которая была начислена сверх причитающегося. Для этого собственник, как только обнаружит в квитанции завышенные цифры, должен направить в адрес управляющей организации письменное заявление о выплате штрафа. Если факт нарушения подтвердится, в течение двух месяцев внимательному потребителю должны будут выплатить штраф. Побывавшая в "Российской газете" на "Горячей линии" исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева рассказала, как еще можно сдержать аппетиты управляющих компаний.

Светлана Разворотнева: Нужно дать собственникам возможность не только по закону, но и рублем влиять на работу управляющих компаний. У нас любой гражданско-правовой договор составляется так, что сначала ты получаешь товары и услуги, только после этого платишь деньги. То есть можно предусмотреть какой-то аванс, но окончательный расчет осуществлять по факту произведенных работ. У нас же происходит так, что компания вне зависимости от того, делает она что-то в доме или нет, все равно получает деньги потребителя. Сейчас у председателя совета многоквартирного дома появилось право подписывать акты сдачи-приемки работ по благоустройству дома. Но подписал он эти акты или нет - деньги будут списаны. Поэтому мы направили в Госдуму предложение, чтобы в каждом доме открыть номинальный счет, с которого списание будет происходить только после того, как председатель совета многоквартирного дома подпишет акт сдачи-приемки работ.

За долги останутся без лицензии

Я из Бердска Новосибирской области, помогите найти управу на нашу управляющую компанию "Сибирский стандарт". Они за два последних года складывали в свой карман 10 процентов оплаченных коммунальных услуг. Мы жаловались и местным властям, и в нашу прокуратуру. От нашей УК за последние годы по этой причине уже отказалось около 30 домов.

Светлана Разворотнева: Дам вам практический совет: соберите собрание жильцов и поручите новой управляющей компании провести финансовую сверку с предыдущей УК, затем необходимо организовать претензионную работу. Ваш новый управдом сам заинтересован в том, чтобы разобраться в платежах и вернуть деньги.

Проблемные вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, занимают второе место по количеству обращений граждан в общественные приемные "ЖКХ Контроль".

Уже подготовлены поправки в Жилищный кодекс, по которым за грубые нарушения у управляющих компаний будут сразу же отбирать лицензии. В перечень этих грубых нарушений как раз входят долговые обязательства перед ресурсниками. Также управдомов попросят с рынка, если у них не заключены договоры на обслуживание лифтов и газового оборудования.

За какие еще нарушения можно будет отзывать лицензию у УК?

Светлана Разворотнева: Уже есть случаи, когда происходило изъятие лицензии по конкретным домам. Грубыми нарушениями, за которые наказывается управляющая компания, считается также воспрепятствование деятельности органов жилнадзора.

Компании-"клоны" будут вне закона

Много вопросов приходит из регионов по поводу так называемых "нулевых" лицензий от компаний с похожими реквизитами. Вчера вами, допустим, управляла компания "Горизонт-М", а завтра уже "Горизонт-С". Как это согласуется с Жилищным кодексом?

Светлана Разворотнева: Это нарушение Жилищного кодекса, так как смена управляющей компании должна происходить через собрание, а сейчас нередки случаи, когда просто приходит платежка от новой компании.

В законопроекте, который сейчас обсуждаем, речь идет о том, что эти "нулевые" лицензии можно будет получать не более чем на полгода. В случае, если за это время ни один из домов не был взят в управление, то, соответственно, она аннулируется. Во-вторых, вводится срок действия лицензии управляющей компании - пять лет. И если за это время за УК не было грубых нарушений, то ее разрешение на работу пролонгируется на новый срок...

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте .

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

О главных проблемах ЖКХ и о том, как повернуть законотворческий процесс в пользу рядового потребителя, наш разговор с исполнительным директором одной из самых крупных общественных организаций страны Светланой Разворотневой.

По мнению социологов, проблемы ЖКХ занимают лидирующие места в рейтингах опросов. Насколько тревожной выглядит ситуация в сфере ЖКХ с точки зрения общественного контроля?

Главная задача «ЖКХ Контроль» - развитие сети общественных организаций для контроля за предприятиями коммунального комплекса. Сегодня во всех регионах кроме города Севастополя у нас созданы региональные центры общественного контроля, помогающие гражданам решать проблемы в сфере ЖКХ. Каждый квартал в приемные центров и нашу общественную приемную поступает свыше 8 тысяч обращений. Их анализ позволяет нам выявить самые больные проблемы в сфере «коммуналки»
На первом месте по количество обращений на протяжении нескольких последних лет остается начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. Особенно сложной сферой остается начисление платы за тепло. Здесь расчеты очень запутанные. А непрозрачность всегда рождает подозрения.

- Что еще волнует наших граждан?

На втором месте по итогам 2015 года оказались проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. К управляющим компаниям всегда было много претензий. Введение лицензирования только подогрело интерес к данной теме. Во многих регионах процесс выдачи лицензий сопровождался скандалами, спорами между управляющими компаниями. Самыми неприятными последствиями для собственников стало появление «двойных» платежек и брошенные дома. Правда, лицензирование лишь спровоцировало отказ управляющих компаний от малоквартирных, ветхих домов. Причина лежит гораздо глубже. У нас до сих пор не решен коренной вопрос - за чей счет должны управляться такие дома? Пока, к сожалению, это происходит за счет средств собственников, проживающих в новых многоквартирных домах. Однако это в корне неправильно.

- Помогло ли лицензирование улучшить управление многоквартирными домами?

Контроль за внедрением лицензирования был одной из ключевых задач нашей сети в 2015 году. Переходный период, во время которого получали лицензии уже действующие компании, проходил в очень сжатые сроки и был непростым. И нередко сопровождался «перегибами на местах». Сравнивая количество жалоб на управляющие компании в первом квартале 2015 года и в 2016 году, мы выяснили, что оно не уменьшилось и даже несколько возросло. То есть пока инструмент лицензирования не заработал так, как планировали его инициаторы. Но я уверена, что этот инструмент может быть полезен, его можно использовать, когда собственники сами не в состоянии справиться с недобросовестной управляющей компанией, работающей в их доме. Но вот насколько эффективн он будет - во многом зависит от руководителей профильных министерств и жилищных инспекций регионов.

По итогам года на третье место вышла проблема качества коммунальных ресурсов. Особенно много обращений по некачественной воде, перебоям в подаче тепла. Конечно, эти проблемы напрямую связаны с изношенностью коммунальной инфраструктуры. Меры, предпринимаемые сегодня Министерством строительства и ЖКХ для ее модернизации, на мой взгляд, являются недостаточными. Основной механизм, предлагаемый сегодня - передача водоканалов и ТЭЦ в концессии (под управление бизнеса)- не годится. Износ коммуналки слишком высок, многие объекты инвестиционно непривлекательны, желающих инвесторов на них нет, дешевых кредитов нет. Глубоко убеждена, что без бюджетных средств (хотя бы на возвратной основе), решить проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры сегодня невозможно. Правда, госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с 2016 года начала софинансирование проектов по водоканалам в малых городах с населением до 250 тысяч. Однако выделенных денег (менее 5 миллиардов в год) явно недостаточно. Если государство не начнет более активно заниматься этим сектором, в ближайшие годы мы получим череду коммунальных катастроф.

Сегодня активно обсуждается тема капитального ремонта. А по Вашему рейтингу выходит, что она далеко не в лидерах...

Действительно, в конце прошлого года капитальный ремонт «ушел» на 5-е место со 2-го. Во многих регионах эти программы действуют уже 2 года. Давно собираются взносы, идут ремонты. И поэтому граждане перестали задавать вопросы «зачем это нужно». Теперь их интересуют более практические вещи - как приблизить срок ремонта дома, как проконтролировать его качество. Как выгоднее разместить накопленные средства. Сегодня мы пытаемся выстроить 3-х уровневый контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта. Первый уровень контроля - сами граждане, которые по закону, имеют право утверждать перечень и смету работ в своем доме, контролировать качество. Но у собственников не всегда хватает знаний и квалификации, поэтому региональные центры общественного контроля консультируют их по этим вопросам. Кроме того, региональные центры сами являются контролерами - анализируют правильность формирования региональных программ, участвуют в комиссиях по их актуализации, проводят выборочные опросы граждан в домах с законченным капитальным ремонтом, сами осматривают такие дома. И, наконец, на федеральном уровне наш НП «ЖКХ Контроль» проводит всероссийские мониторинги, например, информационной открытости региональных операторов каитального ремонта. Насколько полную и верную информацию они размещают на своих сайтах, насколько удобно этими ресурсами пользоваться и т.п.

- Какие сегодня существуют у общественников возможности, чтобы исправлять ситуацию в сфере ЖКХ?

Наши мониторинги в сфере ЖКХ активно используются Министерством строительства и ЖКХ РФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ, контрольным управлением Президента РФ, Министерством юстиции РФ, Государственной Думой и Советом Федерации РФ, органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службой, другими контрольно-надзорными органами. К выявленным нашими центрами нарушениям мы активно привлекаем внимание СМИ. Я являюсь членом Экспертного Совета Правительства РФ, заместителем председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ, членом общественного совета Министерства энергетики РФ, вхожу в Наблюдательный совет Фонда содействия реформирования ЖКХ, работаю в целом ряде экспертных групп при Государственной Думе и Совете Федерации. Эти площадки дают возможность активно участвовать в подготовке предложений для федеральных органов влатси. В обязательном порядке привлекаем к этой работе наших общественников в регионах. Целый ряд их предложений уже нашел отражение в принятых нормативно-правовых актах.
Но главная наша задача - помогать конкретным людям. Через обучение, консультации, организационную, политическую и экспертную поддержку в спорах с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, зачастую - и с органами власти. Поскольку, когда мы говорим об общественном контроле в сфере ЖКХ, мы имеем в виду контроль со стороны граждан - потребителей услуг. Им действующим законодательством даны серьезные права. Но они не умеют или не могут ими воспользоваться. Помочь им эффективно защищать свои права - главная задача «ЖКХ Контроль».

- На прошлой неделе вы встречались с жилищными активистами Воронежа. О чем шла речь?

Да, действиетельно, мы говорили о новациях в отраслевом законодательстве. Депутаты планируют упростить принятие решений по вопросам капитального ремонта. Нужно поощрять тех собственников, которые хотят перейти из общего «котла» к накоплениям на спецсчетах. Хотят облегчить управление счетами и, возможно, предусмотреть материальные премии. Сейчас активно обсуждается тема создания системы кредитования капитального ремонта. В будущем необходимо переходить на новую схему: когда сначала за счет кредита делается капитальный ремонт, а потом уже люди платят взносы. В этом случае они, по крайней мере, будут понимать, за что платят.
Кстати, мы добились того, что проекты новых федеральных законов, постановлений обязательно предоставляются на обсуждение нам, в НП «ЖКХ Контроль». Мы отправляем их в регионы, чтобы получить обратную связь от членов нашей сети общественного контроля. Особенно важно мнение тех, кто реально работает «на земле» - представителей ТСЖ, Советов домов. Ведь зачастую придуманные на федеральном уровне законы не работают, или только усложняют жизнь. Законы должны быть простыми, понятными и действенными. Наши общественные обсуждения помогают избежать многих ошибок.

- А сами Вы верите в то, что когда-нибудь коммуналка станет прозрачной и понятной?

Сразу, конечно, ничего не изменится. Но, как говорится, капля камень точит. Нужно формулировать четкие задачи и добиваться их решения. И постоянно следить за тем, как принятые решения работают в жизни. И не только в Москве. Я постоянно бываю в Воронежской области. Здесь живет много родственников, мама мужа. Я прекрасно помню, какие проблемы были в Воронеже с подачей воды 10-20 лет назад. Она появлялась по часам, а ванные служили не для мытья, а для хранения запасов воды. Сегодня с этим все в порядке. Более того, недавно в Воронежской области было принято решение о снижении тарифа на воду. Это первый пример по России, когда тарифы не растут, а снижаются. К сожалению, есть проблемы, которые пока решаются медленнее, чем хотелось бы. Состояние дворов и дорог вызывает справедливые нарекания граждан. Управляющие компании в большинстве своем пока не усвоили, что их главный заказчик - это собственники, которые платят им деньги. Наше Воронежское отделение «ЖКХ Контроль» помогает людям добиться качественных услуг при условии своевременной их оплаты. И я лично верю, что если в каждом доме появится группа активных, грамотных и ответственных собственников - ситуация будет меняться.



Просмотров