Еще раз о социальном праве. Социальные права человека по конституции рф

Социальное государство – вид политической системы, при которой материальные блага распределяются по принципу социальной справедливости.

Социальное государство, социальная политика государства

Главной функцией социального государства является обеспечение каждому гражданину достойного уровня жизни, предоставление помощи неимущим, а также равномерное сглаживание социальных различий.

Очень часто социальное государство называют государством всеобщего благоденствия или государством всеобщего благосостояния.

Социальные права человека

Социальные права человека представляют собой систему конституционных прав которые позволяют человеку получить от государства ряд гарантий, касающихся определенных материальных и нематериальных благ.

Социальные права человека впервые были закреплены в послевоенный период. В России социальные права человека регулируются
Ст. 43, ст. 38, ст. 39, ст. 40, ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Право на социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение – это возможность, которая предоставляется нетрудоспособным лицам, или лицам, которые не имеют возможность обеспечить себя по другим причинам, получить материальную помощь со стороны государства.

Конституция Российской Федерации признает права каждого гражданина на социальное обеспечение. Как правило, правом на социальное обеспечение пользуются следующие категории субъектов:

Лица пенсионного возраста;

Лица, не обладающие трудоспособностью в виду проблем со здоровьем (инвалиды);

Женщины, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

Несовершеннолетние дети- сироты.

Право на жилье

Право на жилье регламентируется ст. 40 Конституции РФ. Это право выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Право на жилье включает в себя такие права:

Право на стабильное и устойчивое пользование жилим помещением;

Возможность улучшения условий жилищного фонда;

Право жить в жилище, условия которого отвечают всем нормам цивилизованного общества;

Право на неприкосновенность жилья.

Здоровье под охраной закона

Право человека на здоровья охраняется многочисленными международными правовыми документами, а также основными законами почти всех независимых государств.

Право на здоровье не предусматривает право человека обладать хорошим здоровьем. Оно лишь обеспечивает ему возможность иметь доступ к факторам, которые улучшают здоровье.

В частности, к таким факторам относятся безопасные условия труда, наличие доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию, надлежащее качество пищи и жилья.

У каждого человека в мире есть свои социальные права. Во всех странах они разнообразны, но одновременно похожи друг на друга. И поэтому сегодня нам предстоит изучить, какими социальными и экономическими правами наделены граждане Российской Федерации. Конституция надежно закрепляет их за всеми людьми. Зачастую права и свободы личности нарушаются. Чтобы этого не происходило, достаточно просто понимать, что ваши интересы могут представлять собой на законных основаниях. И сейчас мы познакомимся с тем, что собой представляют социальные права государства и общества.

Что такое право

Но для начала: что такое вообще право? О чем пойдет речь? Вообще, право - это способ урегулирования отношений между обществом и государством. Система общепринятых и утвержденных правил и норм поведения.

Иными словами, право - это то, что человек может делать. Своеобразная свобода общества, но контролируемая и регулируемая государством. Там, где заканчиваются права одного человека, обычно начинаются права другого. Но право - это вовсе не вседозволенность и безнаказанность. Учтите это. У прав есть свои отличительные признаки. И сейчас о них пойдет речь.

Признаки прав

Социальные права человека, точно так же, как и экономические, имеют ряд признаков. Вообще, уже было сказано - данный момент касается всех типов "свободы" в государстве. По каким признакам можно выделить право? Сюда относят:

  • гарантии государства;
  • нормативный характер;
  • общеобязательное исполнение и присутствие;
  • определенность (формальная);
  • систематизация;
  • волевой и интеллектуальный характер.

Именно по данным особенностям можно выделить права. Вообще, разные ученые выделяют огромное множество разнообразных признаков. Но перечисленные выше встречаются чаще всего. Поэтому их принято указывать под видом признаков прав. Ничего сложного, верно? Но какие социально-экономические права имеются у граждан? Где они прописаны?

Конституция РФ

Как уже было сказано - Конституция РФ содержит в себе свод правил и свобод, которые гарантированы гражданину. Получается, что именно этот документ является основным гарантом прав человека в России.

Если честно, то для каждого типа "свободы" тут имеется свой раздел. И многих интересуют социальные права человека. Ведь именно их очень часто или не знают вовсе, или всячески нарушают. Делать так нельзя. Нужно всегда быть в курсе нарушений, а также иметь представление о том, каким образом можно и нужно защищать себя. Об этом немного позже.

Социальное право

Что собой представляют социальные права граждан? Вообще, для начала необходимо познакомиться с самим понятием. Ведь "право" само по себе может быть разным. Как его отличить - это отныне не секрет. Но про какой именно тип сегодня пойдет речь?

Социальными правами являются права, которые даются гражданину государства Конституцией. Они наделяют человека возможностью получения каких-то материальных благ от правительства. Например, пенсии и страховые выплаты, обучение и так далее. Иными словами, социальное право - это возможность граждан на развитие и получение чего-либо (поддержки и гарантий) от государства.

Довольно трудно для понимания, не правда ли? Далеко не все способны вот так просто вникнуть в суть вопроса. Поэтому стоит конкретно узнать, какие социальные права человека есть в Конституции Российской Федерации. После этого точно станет ясно, о чем идет речь.

Право на собственность

Итак, начнем с самого интересного. Дело все в том, что социальные права РФ разнообразны. И для них в Конституции отведена целая глава. Не слишком большая, но она имеет место быть.

Первое, на что имеет право человек - на собственность. У гражданина есть возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и иными объектами собственности. Это распространяется как на личное пользование, так и на совместное.

Сюда же можно отнести право наследования. Оно гарантируется законом и вступает в силу с момента вступления в наследство того или иного лица. Ничего особенного, верно? Но это еще не все. С данного момента начинаются социальные права и свободы граждан в РФ.

Деятельность

Далее идет право на ведение предпринимательской деятельности. Каждый может оформить на себя документы как индивидуального предпринимателя или ООО, а также вести собственный бизнес (дело). Никто не может запретить ему делать это. Разве что в виде исключений - при нарушении закона и наступлении недееспособности лица.

Тут есть один важный момент. Предпринимательская деятельность в обязательном порядке должна быть оформлена документально, и ее характер обязан вписываться в ограничения правительства. То есть, незаконными "делишками" заниматься нельзя, скрываться от государства, будучи ИП - тоже. Да, на свой страх и риск вы можете осуществлять предпринимательскую деятельность, но, если вас "поймают", будет не только много проблем, но и последует соответствующее наказание.

Жилье

Социальные права человека также регламентируют, что каждый может иметь жилье. И Конституция РФ закрепляет за гражданами право на жилище. Лишать крыши над головой вас никто не может. Тем более самовольно.

Правда, тут есть небольшое "но". Лишить имущества (не жилья) может само правительство за нарушение прав и обязанностей. Но без жилища вас никто не оставит. Кроме того, нуждающимся государство должно предоставить его бесплатно или на льготных условиях. Практика показывает, что в принципе данное право реализуется. Но не для всех, а в порядке очереди (что логично) и не в полной мере.

Труд

Что еще? Например, социально-экономические права подразумевают, что у каждого гражданина есть возможность трудиться. При этом решение должно быть добровольным. Вид деятельности и профессию каждый выбирает самостоятельно. Разумеется, все в пределах законности. Никто не имеет права принуждать вас к работе, а также к выбору специальности для дальнейшего труда.

Если говорить непосредственно о процессе, то за каждым закреплено право на соблюдение безопасности, гигиены и оплаты труда на рабочем месте. Как раз этот пункт довольно часто нарушается работодателями. Кроме того, можно рассчитывать на заработную плату, величина которой должна составлять не меньше минимальной. Минимум ежегодно определяется госструктурами.

Помимо всего прочего, за гражданами закреплено право на защиту от безработицы. В каждом городе имеются центры занятости, в которых всем нуждающимся обязательно предложат ту или иную вакансию. Да, предложения зачастую оказываются не совсем привлекательными, но государство все равно помогает своим гражданам обрести возможность трудиться.

Обратите внимание - социальные права каждого гражданина на труд здесь не заканчиваются. Еще один важный момент в данной теме - это принуждение. Никто не имеет права заставлять вас трудиться. Тем не менее, как показывает практика, в России данный пункт далеко не всегда соблюдается. Да, раба из вас вряд ли в открытую сделают, но вот всячески "давить" морально, принуждения ради, могут.

Отдых и безопасность

Не стоит забывать, что каждый человек имеет право на отдых. Это касается и безработных, и разнообразных сотрудников. Второй тип граждан также может рассчитывать на оплачиваемый отпуск, командировки и праздничные дни. В эти периоды вам должны предоставить выходной.

Бесплатная медицинская помощь - это очередное право человека в том или ином государстве. При наличии соответствующих документов, вас обязаны принять в муниципальном медучреждении и оказать соответствующую помощь. Если вам по каким-то причинам отказали, знайте - ваши права нарушены.

Кроме того, сокрытие действий, угрожающих здоровью, преследуется по закону. Точно так же, как и создание/сокрытие обстоятельств аналогичного характера. Правда, все придется доказывать.

Поддержка

Помимо всего прочего, у нетрудоспособных граждан есть право на помощь и поддержку государства, а также родных и близких. Кроме того, разнообразные государственные выплаты (пенсии, пособия и так далее) должны обеспечивать человеку должный уровень жизни. Точнее, не меньше прожиточного минимума. Он ежегодно устанавливается правительством и пересчитывается.

Создание общественных и благотворительных фондов в России поощряется. Это прописано в Конституции, глаза 3, статья 18. Сама по себе благотворительность тоже приветствуется.

Образование

Социально-культурные права человека также включают в себя право на получение образования. Причем бесплатного и общедоступного. Оно должно быть в пределах определенных норм, которые устанавливаются соответствующими органами. То есть соответствовать стандартам.

Кроме того, образование в России носит обязательный характер. Правда, распространяется это только на среднее. Иными словами, закончить школу обязан каждый. А вот что делать после нее - гражданин решает сам.

Культура и государство

Что еще можно сюда отнести? Например, право на защиту материнства, детей, оставшихся без попечения, недееспособных, инвалидов и умственно отсталых. Если такие люди нуждаются в поддержке, они имеют право получить ее от государства. Правда, как показывает практика, добиться ее крайне трудно. Все это потому, что в последнее время нуждающихся очень много. И всех обеспечить просто невозможно в должной мере.

Помимо этого, социальные права в РФ позволяют рассчитывать на свободу выбора веры и религии. Каждый может также участвовать в культурной жизни и посещать соответствующие учреждения. Правда, стоит заметить - сектантство запрещено. Быть сектантом можно, но это не приветствуется.

Интеллектуальная собственность, художественные произведения, научная деятельность и ее результат охраняются государством. Каждый имеет право на самовыражение и занятия творчеством. Понятное дело, что деятельность не должна нарушать права и свободы других людей.

В принципе, это все. Как видите, социально-экономические и культурные аспекты жизни в России довольно разнообразны. Стоит также отметить, что каждый может сам выбирать себе круг общения и общаться с родственниками. Дети, например, имеют право на общение с родителями и близкой родней. Запретить это может только суд на законных основаниях. Так что давайте не нарушать свои права и свободы. При невозможности решения вопросов мирным путем придется обращаться за помощью в соответствующие органы власти.

Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется. Предметом социального права является:

Правовое регулирование занятости; охраны труда и здоровья населения; социальное обеспечение;

Социальное страхование и пенсионное обеспечение;

Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;

Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.

Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих за щиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершенно летних граждан, а также граждан, получивших увечье.

Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершенно летних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет следующие основные функции:

Экономическая;

Политическую;

Социальную;

Воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социально го назначения социального права.

Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.

Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.

Организационная функция социального права - это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социально го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.

Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.



Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой защитой.

Структура этой системы следующая:

а) управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);

б) управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);

г) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые элементы структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные норма ми социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление конкретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемещаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами) Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.

В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Они распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически

устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем об щим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (цен тральными и местными) властными структурами.

Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного Уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищённых слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны, не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера. Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной поли тики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это - банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики - человека.

Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитие негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового и законодательного.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948). Декларация закрепляет право каждого, как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых действия для поддержания его достоинства и свободного развития его личности и прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Таким образом, Декларация закрепляет:

во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение;

во вторых, право на достойный уровень жизни;

в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца и т.п.);

в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматриваются материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

Одним из первых актов России, в котором закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, является Декларация прав и свобод человека и гражданина. В Декларации провозглашен один из важнейших принципов: пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Важнейшим гарантом прав и свобод человека и гражданина является Конституция РФ. Условием реализации прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости».

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».

Остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.

Во-первых, к содержанию социальных прав необходимо подходить конкретно. Современное право на социальное обеспечение, зафиксированное в международно-правовых документах, конституциях, и законодательстве экономически развитых государств, -- результат длительного исторического становления и развития прав человека.

Во-вторых, в становлении права на социальное обеспечение огромную роль сыграло его идеологическое и доктринальное обоснование -- учение о естественных и прирожденных правах человека (учение о праве человека на достойное существование) и юридико-позитивистское учение о правах человека. Напомним, что в теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гражданские) и политические права как основные естественные и неотчуждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность государства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, экономических и культурных правах. Сама идея социальных прав связана с идеей социального государства. Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д.

В-третьих, право на социальное обеспечение -- это сложное по своей природе право, которое сформировалось как самостоятельный правовой феномен на пересечении публичных (административное право), частных (гражданское право) отраслей права и генетически связано с административным и трудовым правом.

В начале XXI в. развитие права на социальное обеспечение в России выходит на новый качественный уровень. Изменения в социально-экономической системе российского общества, связанные с процессами «разгосударствления» и приватизации, диктуют и трансформацию структуры отрасли права социального обеспечения.

На наш взгляд, эти объективные изменения можно свести к двум основным направлениям.

Во-первых, наблюдаются существенное усложнение системы правового регулирования социально-обеспечительных отношений и специализация отдельных составляющих отрасли как относительно автономных правовых образований. Эта специализация связана с организационно-правовыми формами социального обеспечения: социальное страхование, социальная помощь, последняя включает и медицинскую, и лекарственную помощь, социальное обслуживание и др. Свершившимся фактом является переход от единой государственной системы социального обеспечения к двум ее основным названным организационно-правовым формам.

Во-вторых, расширяется предмет отрасли за счет социально-обеспечительных отношений, вытекающих из договоров на социальное обеспечение. Структурные изменения в предмете отрасли неизбежно предопределяют изменения и в методе правового регулирования. Современное право социального обеспечения является отраслью права. основанной на единстве публичных и частных начал.

На развитие прав человека на социальное обеспечение на рубеже тысячелетий решающее воздействие оказывают два общепланетарных процесса: техническая революция в сочетании с ускоренной социальной эволюцией, результатом взаимодействия которых стали формирование постиндустриального общества и неразрывно связанный с ними процесс глобализации.

Ведущая тенденция в развитии социальных прав, на наш взгляд, связана с определением их места в системе прав человека информационного общества. Как уже отмечалось, социальные права относятся ко второму поколению прав человека.

В системе прав человека, определенных Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 6--13) социальные права занимают доминирующее место. Речь также идет о целом ряде Конвенций МОТ: № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), № 121 о пособиях в случаях производственного травматизма (1964 г.), № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (1967 г.), № 130 о медицинской помощи и пособиях по болезни (1969 г.) и др. Отличительной особенностью права на социальное обеспечение является зависимость его реализации от состояния экономики и ресурсов государства. В этой связи не случайны в международно-правовых актах о труде оценочные формулировки «удовлетворительное существование, достойная жизнь» и др. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах особо подчеркивается, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (ст. 2).

Некоторые ученые относят к неотъемлемым естественным правам человека только политические и гражданские права, социальные права не признают таковыми, поскольку они зависят от переменных величин

Уровня развития экономики, социальной сферы, культуры общества, политики государства.

Так, С.С. Алексеев предлагает понизить второе поколение прав человека до «прав гражданина данного государства» . Но такой подход у нас вызывает ряд возражений.

Социальные права должны не только осуществляться в зависимости от экономического положения страны, но и соответствовать ему. На возможном экономически обоснованном уровне эти права должны быть гарантированы человеку. Это касается обязательного установления любым государством при любых экономических и политических условиях минимальных границ социальных прав, которые обеспечиваются государственной защитой. Как указывалось в названном Международном пакте «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

Здесь мы имеем дело с «глобализацией прав человека». Безусловно, прав в этой части С.С. Алексеев, отмечающий, что права человека еще в большей мере утверждаются в качестве института, возвышающегося над государством в целом (при том теперь и на уровне всего мирового сообщества)". Права человека как наднациональное образование играют решающую роль в формировании мирового правопорядка вслед за международными судами.

Другое направление в дальнейшем развитии социальных прав в XXI веке связано со смещением акцентов с «экономического» человека наличность, ее личные блага. Ценностные приоритеты прав человека все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности человека в сферу субъективного самочувствия и качества жизни. В этой связи право на социальное обеспечение обогащается новыми правомочиями личностного характера. Тому свидетельство -- новеллы российского социального законодательства. Иными словами, речь идет не только об оказании материальной помощи нуждающимся лицам, но и о создании условий по их адаптации, реабилитации, интеграции в общество. Например, это право инвалидов на профессиональную ориентацию, обучение, образование, производственную адаптацию, социокультурную и социально-бытовую адаптацию, В отношении граждан старших возрастных групп при обслуживании их в геронтологических центрах предусматривается их размещение с учетом психологической совместимости, проведение мероприятий по развитию социального туризма и отдыха и др. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) также содержится «широкий» подход к определению социальных прав и социальной защиты. Под ней подразумевается не только система защиты граждан от социальных рисков (безработица, болезнь, старость, потеря кормильца), но и обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая и социальную интеграцию, получение, образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, оказание социального обслуживания. В Принципах ООН в отношении пожилых людей (1991 г.) особо подчеркивается, что государства должны включать в свои национальные программы вопросы обеспечения участия пожилых лиц в жизни общества, защиты их достоинства и обеспечения реализации внутреннего потенциала.

Следующая тенденция в развитии социальных прав связана с определением оптимального сочетания нормативного (публичного) и договорного (частного) правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Современная система социальной защиты населения, как отмечалось, объединяет три основные формы социального обеспечения (социальное страхование, государственное социальное обеспечение и социальная помощь, включая социальное обслуживание). В основе первой лежат принципы социального партнерства (трипартизма или бипартизма). Вторая основана на принципах государственного обеспечения определенных категорий лиц. Третья -- на социальной справедливости и солидарной ответственности общества, предоставления государственной социальной помощи всем нуждающимся лицам.

I. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл.
2 Конституции РФ к этой группе прав относятся:
§ право на жизнь,
§ право на свободу и личную неприкосновенность,
§ право на неприкосновенность жилища,
§ право на неприкосновенность частной жизни,
§ право на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений,
§ право на определения национальности,
§ право на пользование родным языком,
§ право на свободу передвижения и места жительства,
§ право на свободу совести
II. Политические права. Связаны с обладанием
гражданства государства и в отличии от личных прав,
адресованных в Конституции «каждому» , принадлежат
только «гражданам» . Их реализация позволяет
гражданам участвовать в политической жизни
общества, в управлении государством. Гражданин
может участвовать в политической жизни общества по
достижению им возраста 18 лет.
Граждане имеют равный доступ к государственной
службе всех видов. За каждым из них закреплено право
на объединение в общественных организациях, включая
право создавать политические партии для
непосредственного решения государственных проблем,
профсоюзы для защиты своих производственных,
социальных и других интересов, достижения
установленных целей и т. д.
III. Cоциально-экономические права. Образуют особую
группу основных прав и свобод человека и гражданина.
Они относятся к таким важным сферам жизни, как
собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых,
образование и служат обеспечению материальных,
духовных, физических и др. социально значимых
потребностей и интересов личности.
В ст. 7 Конституции РФ закреплены положения,
определяющие экономические, социальные и
культурные права человека и гражданина. К ним
относятся: собственность (ст. 35); право на землю (ст.
36); свобода труда и право на труд в надлежащих
условиях (ст. 37); охрана семьи (ст. 38); право
социального обеспечения (ст. 39); право на жилище (ст.
40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41); право на благоприятную окружающую среду
(ст. 41); право на образование (ст. 43); свобода
научного, технического, литературного,
художественного и др. видов творчества, преподавания
(ч. 1,2 ст. 44); право на пользование учреждениями
культуры (ч. 3 ст. 44).
Конституционные обязанности, будучи закрепленными,
в Конституции РФ, приобретают высшую юридическую
силу и всеобщий характер.
К Конституционным обязанностям человека и
гражданина относятся:
§ Соблюдение Конституции РФ
§ Уважение прав и свобод других лиц
§ Обязанность родителей заботиться о детях, об их
воспитании
§ Обязанность совершеннолетних трудоспособных
детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях
§ Обязанность родителей или их заменяющих
(опекунов, попечителей) обеспечить получение детьми
образования данного уровня
§ Заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры
§ Платить законно установленные налоги и сборы
§ Сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам
§ Обязанность граждан РФ защищать Отечество.



Просмотров