Успехи современного естествознания. Основы землепользования

Характер землепользования в сельском хозяйстве во многом зависит от специфики структуры почвенного покрова (СПП). Типы и виды землепользования бывают такими:

А. Земледельческое землепользование:

· неорошаемые пахотные земли (ротация зерновых, бобовых, технических и фуражных культур, корнеплодов);

· орошаемые пахотные земли (ротация зерновых, технических, фуражных и бахчевых культур);

· плантации (сады, виноградники, эфиромасличные культуры и др. технические культуры);

· культурные луга;

· подсечно-огневое земледелие.

Б. Пастбищное землепользование:

· улучшенные пастбища и сенокосы;

· естественные (отгонные) пастбища в аридных и холодных зонах, в горно-долинных районах, а также лесные пастбища.

В. Смешанное землепользование:

· широкое сочетание пашни, плантаций, лугов, пастбищ.

Г. Землепользование не для получения сельскохозяйственной продукции.

Территориально (по площади) преобладают полеводство и смешанный тип земледелия, а на малопродуктивных землях – пастбища, луга.

Природные условия и системы земледелия

Земледелие – важнейшая составная часть системы ведения сельского хозяйства. Формы земледелия: экстенсивное (рост производства за счет расширения площадей); интенсивное (рост производства за счет дополнительного вложения труда и средств). С учетом гидротермических условий ведения выделяют: орошаемое земледелие, богарное (без орошения), суходольное неустойчивое (с дефицитом атмосферного увлажнения), устойчивое (в областях умеренного климата с достаточным увлажнением), круглогодовое (во влажных областях субтропиков и тропиков), горное (большей частью террасированное), полярное (в защищенном грунте) .

Под системой земледелия (СЗ) понимается комплекс взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (Егоренков, 1986, с. 49).

СЗ разрабатывают с учетом климатических, почвенных, экономических факторов. Природные и экономические условия страны разнообразны, что в значительной степени определяет и существование различных систем земледелия. Они должны быть динамичными и основываться на конкретном зональном опыте, учитывать уровень плодородия почв, а также последние достижения науки и техники в данной сфере деятельности.

СЗ различаются по составу возделываемых культур, применяемым севооборотам, ведущим мелиоративным и агротехническим приемам. Характеризуются определенным уровнем интенсивности, который связан как с уровнем развития производственных сил, так и с экономической эффективностью затрат на производство земледельческой продукции в местных природных и социально-экономических условиях.

Классификация СЗ имеет самостоятельное значение в географии сельского хозяйства наряду с районированием.

В настоящее время в СНГ существует 5 основных зональных интенсивных систем земледелия, различающихся по своим задачам, структуре посевов и сочетанию агротехнических и мелиоративных приемов.

I. Система земледелия плодосменного типа получила распространение в хозяйствах лесостепной зоны Украины, а также южно-таёжной подзоны Белоруссии, европейской части России.

При этой СЗ принято строгое чередование зерновых колосовых с пропашными, бобовыми или зернобобовыми культурами, которые имеют различную потребность в элементах питания, и неодинаковое влияние на плодородие почвы.

Для районов достаточного и устойчивого увлажнения на дерново-подзолистых и дерново-глеевых почвах характерны: а) универсальное и б) льноводческо-кормовое направление этой СЗ.

Разновидности I типа системы земледелия:

1а. Плодосменно-универсальная система – в пригородных зонах с животноводческими хозяйствами молочного направления. В севооборотах этой СЗ большой удельный вес имеют пропашных культур (картофель, подсолнечник на силос, кормовые корнеплоды, овощные культуры). Возможно широкое возделывание промежуточных культур (озимая рожь на зеленую массу).

. СЗ льноводческо-кормового направления , где ведущая культура лен. Здесь чистые пары отсутствуют или имеют небольшой удельный вес.

В условиях кислых почв с низкой гумусностью необходимо внесение органический удобрений в дозах 8-10 т/га, и минеральных – 4-6 ц/га, известкование, осушение (там, где есть переувлажнение), создание пахотного слоя 20-22 см, ликвидация мелкоконтурности и увеличение размеров полей.

II типСЗ на песчаных интразональных почвах Нечерноземья. задачи заключаются в повышении влагоёмкости, влажности, водоудерживающей и поглотительной способности, улучшении пищевого режима, ликвидации избыточной кислотности и увеличении буферности почв. Кроме того, необходимо регулярное (через 2-3 года) внесение навоза и компостов, которые следует вносить чаще и в меньших дозах, чем на суглинистых почвах.

III тип Зернопропашная СЗ распространена в зоне черноземов обыкновенных и южных. Она предусматривает применение севооборотов с высоким участием зерновых культур (их доля более 50-60 %); почти нет чистых паров и посевов многолетних трав. Зерновые высевают 2 года подряд, а за ними следуют пропашные культуры.

Пропашная СЗ (в том числе специализированная) – наиболее распространена в Украине, Молдавии, Закавказье и Средней Азии. Она применяется в специальных севооборотах – хлопковых, табачных, конопляных, овощных, в садах и виноградниках.

IV тип.Зернопаровая СЗ почвозащитного направления (разработана под руководством акад. А. Бараева – ВНИИ зернового хозяйства) получила распространение в Казахстанской, Предалтайской, Восточно-Сибирской провинциях степной зоны и Казахстанской провинции сухостепной зоны. Здесь борьба с засухой и ветровой эрозией – первоочередная задача. Отличительная черта этой СЗ – применение плоскорезной обработки почвы; полосное размещение чистого пара, многолетних трав, яровой пшеницы. В СЗ данных районов важное место занимают мелиоративные мероприятия (химические, агротехнические, а также создание почвозащитных лесонасаждений).

V тип.Почвозащитное земледелие на склонах – (лесостепь и степь, горные и предгорные территории). 58 % агроландшафтов в бывшем СССР расположена на склонах до 10 0 и являются эрозионноопасными. Плановой основой внедрения почвозащитного земледелия на склонах являются противоэрозионная организация территории с целью регулирования её водного режима.

Основой разработки СЗ является внутрихозяйственная организация территории. Только при условии правильной её организации можно обеспечить рациональное использование и охрану земельных ресурсов.

Севообороты

Внутрихозяйственная организация территории реализуется, в частности, в виде создании севооборотов.

Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур во времени и размещение их на полях. Период времени, в течении которого культуры проходят через каждое поле в установленном порядке, называется ротацией севооборота (Сельскохозяйственная энциклопедия, 1971, т. 5, с. 602-609). В крупных хозяйствах обычно вводят несколько севооборотов. Рациональное сочетание их составляет систему севооборотов.

Снижение урожайности с.-х. культур при бессменном их возделывании связано со многими причинами (истощение почв при преимущественном потреблении питательных веществ одной и той же культурой, почвоутомление, разрушение почвенной структуры, биологическая причина – засорённость посевов сорняками, поражение растений болезнями и вредителями). Так, картофель, при возделывании на одном месте, сильно болеет паршой, фитофторозом, а подсолнечник – мучнистой расой; зерновые страдают от клопа-черепашки, сахарная свёкла – от нематоды.

Универсальных севооборотов нет. В зависимости от вида возделываемых культур различают три основных типа севооборотов: полевые, кормовые и специальные .

В полевых – большую площадь занимают зерновые культуры, картофель, полевые технические (подсолнечник, лён, сахарная свёкла и др.).

В кормовых– более половины площади отводят под кормовые культуры. Существует две разновидности кормовых севооборотов: а) прифермские (выращивание сочных кормов для стойлового скота и птицы); б) сенокосно-пастбищные.

В специализированных севооборотах выращивают одну или несколько культур (табак, овощи, рис и др.).

В эрозионноопасных регионах применяют специфические разновидности почвозащитные севообороты перечисленных типов.

В зависимости от соотношения культур, различных по технологии возделывания и влиянию на плодородие почвы, выделяют следующие виды севооборотов: зерно-паровые, зерно-паро-пропашные, зерно-травяные, зерно-пропашные, травопольные, травяно-пропашные, сидеральные, зерно-травяно-пропашные.

(Пример чередования культур в зерно-паро-пропашном севообороте: 1 – чистый пар; 2 – зерновые; 3 – зерновые; 4 – пропашные; 5 – зерновые. В качестве пропашных может быть сахарная свёкла. На долю зерновых – пшеница, рожь, ячмень, овёс, здесь приходится 50-70% севооборотной площади).

Такие севообороты применяют в степной и лесостепной зонах. Здесь же распространены зерно-травяные севообороты, в которых преобладают зерновые, а меньшую площадь занимают одно- или многолетние травы.

В Лесостепи применяют также зерно-пропашные севообороты, в которых половину и более площади занимают зерновые. Возделывание их через 1– 2– 3 года прерывается пропашными.

На пойменных и осушенных землях располагаются травопольные севообороты (многолетние травы здесь преобладают). Через 1– 2– 3– 4 года высевают зерновые или лён, а затем – однолетние травы.

Сидеральные севообороты располагают на лёгких почвах (песчаных, супесчаных, легкосуглинистых). Здесь одно или несколько полей занимают сидеральными культурами (например, люпин), которые запахивают как зелёное удобрение.

При обеспеченности влагой (в нечернозёмной зоне и в орошаемых условиях Степи) применяют зерно-травяно-пропашные (плодосменные) севообороты, в которых на каждом поле ежегодно меняют культуру, при этом в травяном поле высевают бобовые.

В пропашных севооборотах половина площади занята пропашными культурами (кукуруза, подсолнечник, сахарная свёкла), остальная площадь засевается зерновыми и зернобобовыми.

Специализация сельского хозяйства в различных природных зонах имеет свои особенности.

Полесье специализируется на производстве продуктов животноводства, выращивании картофеля, льна-долгунца и частично – зерна. Доля зерновых культур колеблется от 40 до 55%.

В Лесостепи преобладает производство зерна (55-60% зерновых, в том числе 25-30% озимой пшеницы, по 10% – ячменя, кукурузы, зерно-бобовых). В свекловодческих и зернофуражных хозяйствах до 70% зерновых.

В Степной зоне Украины доля зерновых 55-65%, в том числе 40% озимой пшеницы, 10-20% - кукурузы, 10-15% занимают чистые пары. Соотношение может несколько изменяться. в связи со специализацией хозяйств. Считается целесообразным при наличии орошения отдавать предпочтение выращиванию кукурузы, сои, многолетних бобовых трав (люцерны), кормовых культур.

Чередование культур в севообороте требует специальной обработки почв, удобрений и других мероприятий.

Землепользование - это двоякое понятие. С одной стороны, оно представляет собой свод правил и законов, направленных на правомерное использование земельных фондов, а с другой - распоряжение земельной деятельностью и эксплуатацию земли посредством собственного или наемного труда. Правила землепользования и застройки городов, поселков и районов регламентируются государственными законами, а землепользователь, в отличие от собственника земли, имеет ограниченный круг прав. Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Резюме

Способ использования земельных фондов имеет большое значение как в развитии сельскохозяйственной экономики государства, так и в социальном отношении. Общее количество продуктов, произведенных отдельными хозяйственными единицами, растет тогда, когда землевладелец заинтересован в результатах его труда или труда его подопечных. Вместе с тем, господствующий вид землепользования государства определяет распределение доходов граждан от землевладения в различных общественных классах.

Формы

По формам землепользование классифицируется на:

  1. Рабское хозяйство;
  2. Личное пользование;
  3. Наемный труд или батрачество;
  4. Крепостное хозяйство;
  5. Половничество или аренда.

Историческая справка

Земельная собственность издавна считалась ключевой формой капитала. Она давала владельцу не только средства к существованию, но и власть. Владеть землей мог лишь полноправный гражданин государства, в котором она расположена. В завоеванных странах земельные владения делились между высшими или военными чинами страны завоевателя. Населения разделенных земель становилось рабами или крепостными, которые, как правило, занимались обработкой этой самой земли для своего хозяина.

Феодализм

Феодальные земельные владения классифицировались следующим образом:

  1. Аллод - собственность большой семьи, которая в обязательном порядке должна быть неотчуждаемой и неразделимой.
  2. Феод - территории, которые сеньор пожаловал вассалу в наследственное владение, при условии, что вассал будет добросовестно нести придворную, военную или административную службу у сеньора.
  3. Ординат - наследственный переход земельных владений магната-ордината, его старшему сыну, в качестве неделимого и неотчуждаемого имущества.
  4. Фригольд - пожизненное или наследственное свободное владение, в Англии средних веков.
  5. Альменда - земельные угодья в Западной Европе средних веков, находящиеся в общем пользовании (не делились) всех членов той или иной общины. К таким землям могли относиться: леса, луга, пустоши, водоемы и прочее.
  6. Сервитут - ограниченное право на пользование чужой землей.
  7. Издольщина - аренда земли, плата за которую была равна предварительно оговоренной доле урожая полученного с нее.
  8. Испольщина - вариант издольщины, арендная плата при котором равна половине урожая.

Сопутствующие понятия

Рассмотрим основные понятия, с которыми мы можем столкнуться, обсуждая особенности и правила землепользования.

Землепользователь - лицо (физическое или юридическое), которое имеет право на пользование земельным участком. Оно может быть бессрочным, долгосрочным или же временным.

Аренда земли - форма землепользования, которая предполагает, что владелец участка предоставляет право на его пользование другому лицу за определенную плату, на определенный срок.

Земельный сервитут - разновидность вещного права на землю, предполагающая, что лица, не являющиеся собственниками участка, могут пользоваться землей оговоренным в соглашении образом. Обычно сервитут используется в случаях, когда нужно получить право на проезд или проход через чужой участок, или же прокладывание по нему трубопроводов и прочих коммуникаций. При этом владелец земли сохраняет право на пользование и распоряжение своим участком.

Землеустройство - комплекс мероприятий, направленных на урегулирование землепользования и организацию охраны земельных участков. Именно совокупность мероприятия землеустройства делает землепользование упорядоченным и открывает возможности для внедрения новых систем ведения хозяйства.

Разрешенное использование участка земли - полный перечень задач, решать которые разрешается на определенном участке земли. Составляется на основании схемы зонирования территории.

Регистрация землепользователя - запись в земельной книге и государственном земельном кадастре о правах юридических и физических лиц в отношении определенного участка земли. Данная запись имеет установленное содержание и является главным правоустанавливающим документом. Зарегистрированные земли получают гарантированную защиту правительства.

Земли сельскохозяйственного назначения - земли, находящиеся за чертой поселения и представляющиеся для реализации сельскохозяйственных нужд.

Классификация земель

Землепользование - это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:

  1. Рациональной организации территорий;
  2. Свободного хозяйствования;
  3. Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
  4. Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;

Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.

Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Территория населенных пунктов.
  3. Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
  4. Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Земли запаса.

Сельскохозяйственные земли

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным и наиболее масштабным объектом землепользовательских отношений, поэтому на них стоит остановиться отдельно. К землям сельскохозяйственного назначения относят не только сельскохозяйственные угодья, но и территории, на которых расположены:

  1. Коммуникации.
  2. Внутрихозяйственные дороги.
  3. Древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений.
  4. Замкнутые водоемы.
  5. Всяческие здания и сооружения, используемые для хранения и переработки продуктов сельского хозяйства.

Сельскохозяйственными угодьями называют участки земли, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Угодья делятся на: многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. Также они могут быть орошаемыми и неорошаемыми.

Пастбища

Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.

По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки - на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.

Управление земельными ресурсами

Землепользование - это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.

Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.

Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.

Рациональное сельское и городское землепользование - более реальное понятие. Оно предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой. Нерациональное землепользование выражается в:

  1. Нецелевом использовании земель.
  2. Использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли.
  3. Использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.

Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.

Нормы отвода земли

Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:

  1. Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
  2. Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
  3. Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
  4. Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
  5. Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.

Расширение сельскохозяйственных площадей

Правила землепользования сельских поселений основаны на приоритете земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, расширение площадей под выращивание растениеводческой продукции должно поощряться правительством. Главное, чтобы это расширение не противоречило правилу, запрещающему превышение предельно допустимой нагрузки на окружающую среду.

Показатель рациональности землепользования

Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая - правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая - наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.

Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери - они должны компенсироваться.

Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.

Нерегистрируемое землепользование

Существуют примеры нерегистрируемого пользования землями, которые не всегда считаются самозахватом. В таком случае используют понятие «стихийное землепользование», которое обозначает использование участка без ведома землевладельца и оформления соответствующей документации. Примером стихийного землепользования могут выступить: туризм, разработка земель под огороды, использование неосвоенных минеральных источников и прочее.

Объекты права землепользования. Обладатели права землепользования. Основания возникновения права землепользования. Содержание права землепользования. Право пользования землей – совокупность норм земельного права устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами их права и обязанности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

Факультет биологии

Реферат

На тему: Землепользование

Выполнила студентка 5 группы 2 курса

Факультета биологии

Заломаева Екатерина

Введение

Глава 1 Правовое регулирование землепользования

1.1 Понятие землепользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право пользования землей – совокупность норм земельного права, устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами, их права и обязанности.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории. Данный институт является главным, с точки зрения рационального использования земель.
Институт права землепользования выполняет две основные функции – экономическую и экологическую. Экономическая функция состоит в наиболее полном и эффективном использовании земель с наименьшими материальными затратами. Экологическая функция состоит в бережном отношении к земле, другим природным ресурсам, их восстановлении, воспроизводстве и охране. Когда обе эти функции реализуются, землепользование становится рациональным. То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования. Конкретные требования по рациональному использованию земле устанавливаются применительно к отдельной категории.

Исходя из целевого назначения земель, можно выделить несколько видов землепользования – сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и другие.
Земля сельскохозяйственного землепользования подразделяется на несколько типов: земли, занятые коммуникациями, сельскохозяйственные угодья, внутрихозяйственные дороги, водоемы, растительность, здания и сооружения, необходимые для производства и хранения продукции.
Земли промышленного назначения используются для размещения объектов производственной, промышленной и социальной инфраструктуры, систем коммуникации и транспорта. Не допускается размещение жилых строений. Проекты пользования промышленными землями обычно проходят процедуру оценки воздействия на среду и экологическую экспертизу.
Экономические отношения, возникающие в области землепользования – результат земельной политики. Критерий эффективности земельной политики отражает рост благосостояния общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что важное условие для эффективного использования земли – это развитие земельного рынка. Интенсивность же землепользования не должна выходить за разумные рамки, иначе это приведет к ухудшению экологической ситуации, потере ресурсов, снижению ценности земли.

1.1 Понятие землепользования

Землепользование в гражданском и земельном кодексах РФ – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством. Землепользователи имеют в отношении земли значительно меньше прав, чем собственники и землевладельцы.

Землепользование, это пользование землей в установленном законом порядке: временное или целевое .

Самым распространенным видом землепользования сегодня является аренда . Земельные участки могут предоставляться в краткосрочную, в долгосрочную аренду, в соответствии с договором аренды или в аренду с правом выкупа.

Законом предусмотрено право арендатора на субаренду, перенаем, предоставление в безвозмездное пользование, передача арендных прав в залог и использование этих прав в качестве вклада в уставной капитал или паевого взноса.

Еще один вид землепользования – постоянное или бессрочное . На территории городов этим видом землепользования пользуются исключительно государственные и муниципальные учреждения, предприятия и органы власти.

Формой платы за землепользование, как правило, является земельный налог и арендная плата .

1.2 Объекты права землепользования

Объектами права землепользования являются:

Земля как природный объект и природный ресурс

Земельные участки

Части земельных участков

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населённых пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.

1.3 Обладатели права землепользования

Правом землепользования обладают:

Граждане

Юридические лица

Российская Федерация и её субъекты

Муниципальные образования,

А также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Иностранные юридические лица.

В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

(Согласно ст.5 ЗК РФ)

1.4 Основания возникновения права землепользования

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

  • Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
  • Долгосрочный: 5-49 лет
  • Среднесрочный: 1-5 лет
  • Краткосрочный: до 1 года

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления , если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

(согласно ст 22 ЗКРФ)

1.5 Содержание права землепользования

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

Самостоятельно хозяйствовать на земле;

Использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

Собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

В установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

На компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

Осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

Своевременно вносить плату за землю;

Не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

Вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

(согласно ст. 42 ЗК РФ)

Заключение

Проанализировав законодательство Российской федерации, а так же учебную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Под правом землепользования в объективном смысле понимается институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков;

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели;

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Земельном кодексе, круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами;

Права на земельные участки возникают по основаниям: предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем, переход прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение, договор.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3. «Земельное право»: Учебник - Боголюбов С.А., 2008г.

4. «Экологическое право»: Учебное пособие – Н.В. Кузнецова 2000г.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан составляют организационно-территориальную основу ведения производственной деятельности и природопользования в административном районе.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании заключается в следующем:

Реорганизация существующей системы землевладений и землепользовании в целях образования новых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;

Устранение недостатков землевладений и землепользовании;

Образование новых землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

Особенно актуально совершенствование организации территории в тех районах, где земельная реформа проводится без единой научно обоснованной программы.

Образование новых землевладений и землепользовании обусловлено реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, выделением земель для крестьянских (фермерских) хозяйств и другими причинами. Источником выделения земель новым предприятиям и хозяйствам служит районный фонд перераспределения земель. За счет излишних земель промышленных отраслей создают, как правило, индивидуальные землевладения и землепользования граждан.

Наиболее частыми причинами образования новых землевладений и землепользовании являются расформирование колхозов и совхозов по долевому принципу с выделением кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличением индивидуальных наделов; преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества открытого или закрытого типа, коллективно-долевые и другие предприятия; объединение (ассоциирование) первичных землевладельцев и землепользователей с созданием самостоятельных предприятий по производственному и сервисному обслуживанию.

Возьмем, к примеру, Ставропольский район Самарской области. Там в 1991 г. имелось 14 колхозов, 8 совхозов и 4 предприятия иных производственных форм (рис. 4). За годы земельной реформы многое в землепользовании района изменилось. Площадь земель сельскохозяйственных предприятий сократилась на 17,9 % за счет передачи ее в ведение сельских и поселковых органов самоуправления, изъятия для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих и огородных кооперативов, усадебного строительства, создания районного фонда перераспределения земель. Колхозы и совхозы изменили свой производственный статус, прошли соответствующую перерегистрацию.

Рис. 4. Сельскохозяйственное землепользование района (фактическое)

В результате Волжский Гипрозем составил новую схему землеустройства района, предусматривающую функционирование 1 колхоза, 15 акционерных обществ открытого и закрытого типов, 2 кооперативов и 4 товариществ с ограниченной ответственностью. Намечаются укрупнение существующих крестьянских (фермерских) хозяйств и организация новых за счет приватизированных земельных долей сельскохозяйственных предприятий и районного фонда перераспределения земель. Численность этих хозяйств возрастет. Пригородное сельскохозяйственное предприятие будет передано в состав города республиканского подчинения. Создается новое народное акционерное общество. При этом районный фонд перераспределения земель сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Сельскохозяйственное землепользование района (по схеме землеустройства).

При разработке предложений по созданию новых землевладений и землепользовании необходимо обеспечить соответствие площадей и качества земель целям и объемам производства, экологическую безопасность производственной деятельности, учитывать требования по удовлетворению социальных нужд населения.

Землевладения и землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств размещают по возможности компактно в местах с развитой инфраструктурой и разнообразным ландшафтом, чтобы создать лучшие условия для ведения производства, использования капитальных вложений и снижения затрат, производственного кооперирования и бытового обслуживания. Коллективным садоводством, огородничеством и животноводством предпочтительнее заниматься на землях с хорошими дорогами, находящихся в непосредственной близости от места жительства граждан.

Процесс совершенствования системы землевладений и землепользовании в административном районе включает последовательное решение следующего комплекса социально-экономических и экологических задач:

1. Уточняют межотраслевое распределение земель, размещение крупных массивов сельскохозяйственных угодий с учетом освоения новых земель и трансформации деградированных; обосновывают целесообразную систему землевладений и землепользовании по формам собственности и хозяйствования.

2. На основе показателей агроэкологического потенциала земель определяют состав и соотношение отраслей растениеводства и животноводства, рассчитывают возможный объем производства сельскохозяйственной продукции, устанавливают экономически оправданные (оптимальные) размеры землевладений и землепользовании.

3. По условиям строительства, водоснабжения, доступности транспорта, ведения приусадебного хозяйства определяют местоположение усадеб предприятий и хозяйств, основные элементы производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры. Взаимное размещение землевладений, землепользовании и усадеб хозяйств при необходимости корректируют.

Границы землевладений и землепользовании согласовывают с границами агроэкологических выделов территории, урочищами, элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами).

4. В зависимости от складывающейся организационно-территориальной структуры района производят размещение объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, производственному и сбытовому обслуживанию предприятий и хозяйств, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение.

5. Разрабатывают природоохранные и экологические требования, режимы, ограничения в использовании земельных и других природных ресурсов.

Разделение земель на классы агроэкологической пригодности служит естественно-информационной базой для принятия предварительных решений по структуре земель и сельскохозяйственных культур, экономически эффективному сочетанию отраслей.

В свою очередь, целесообразный в рыночных условиях объем производства при различиях в продуктивности земель определяет приемлемый размер конкретных землевладений и землепользовании или групп.

Результаты расчетов анализируют с экономических позиций. Доходность, прибыльность хозяйства должны быть достаточными для расширенного воспроизводства во вновь образуемом сельскохозяйственном предприятии.

Устранение недостатков землевладений и землепользовании - важнейшая задача совершенствования территориальной организации производства в районе. Ликвидация нерациональности в структуре земельных угодий осуществляется на основе учета агроэкологического качества земель, их межотраслевого перераспределения, изменения специализации производства и размеров хозяйств.

Дальноземелье, чересполосица, вкрапливание, вклинивание преодолевают посредством укрупнения или разукрупнения предприятий и хозяйств, спрямления их внешних границ. Экологически опасное размещение землевладений и землепользований устраняют путем согласования их границ и основных производственных объектов с выделами агроэкологического микрорайонирования.

Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья передают для ведения лесного и водного хозяйства, строительства промышленных предприятий. Наоборот, высокоплодородные земли вовлекают в сельскохозяйственный оборот. Практикуют обмен земельными участками между предприятиями и хозяйствами одной отрасли, аренду земель.

Организация землевладения и землепользования опирается на сложившуюся систему размещения населенных пунктов и производственных центров. Высокоэффективное использование земли возможно только при условии рационального размещения сельского населения. При этом решают следующие вопросы:

Осуществляют ранжирование населенных пунктов по функциональному назначению (усадьбы предприятий, хозяйств, производственных подразделений) и определение их хозяйственной роли на перспективу;

Устанавливают возможность использования имеющихся производственных центров и находящихся в них животноводческих, складских и других построек;

Производят размещение усадеб новых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств в существующих населенных пунктах или на новом месте.

Современные требования к размещению населенных пунктов и производственных центров предусматривают хозяйственно-целесообразное развитие всех сельских поселений, восстановление утраченных деревень в качестве усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств, малых кооперативов, производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Особое внимание уделяют использованию земель населенных пунктов, переданных в ведение органов местного самоуправления. Определяют местоположение внутрихозяйственных и межхозяйственных пунктов переработки сельскохозяйственной продукции, производственного и рыночного обслуживания.

Применительно к выбранным системам расселения составляют баланс трудовых ресурсов, рассчитывают объемы жилищного, культурно-бытового и производственного строительства. Для производственных центров рассматривают возможность реконструкции, инженерного обустройства, технического и технологического оснащения, обеспечивают соблюдение санитарных и ветеринарных режимов.

Условия хозяйственного и социального развития в сельской местности, уровень использования земли и трудовых ресурсов в значительной мере предопределяются наличием, размещением и состоянием дорожной сети. Поэтому в схемах землеустройства районов намечают мероприятия по строительству и реконструкции дорог и дорожных сооружений, размещению карьеров строительных материалов и специализированных дорож-но-строительных организаций. Наряду с требованиями обеспечения круглогодичной надежной связи населенных пунктов и производственных центров с внутрихозяйственными и внешними объектами ставят задачи более равномерного размещения дорожной сети, экономии земель при дорожном строительстве, совмещения дорог с границами севооборотов и полей, учета агроэкологических особенностей территории, охраны природной среды. Расчеты единовременных и ежегодных затрат на модернизацию и эксплуатацию дорожной сети, а также ожидаемого эффекта выполняют по аналогам и укрупненным нормативам.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании - 5.0 out of 5 based on 1 vote



Просмотров