Семейное право регулирует следующие отношения. Брак как институт семейного права. брачный контракт. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Основным источником семейного права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.).

Ныне действующий СК -- четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений - включает в себя 170 статей и состоит из восьми разделов (общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; заключительные положения).

С принятием нового СК РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., другими федеральными законами, в первую очередь с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных РФ, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка (1990г.) Антокольская М.В. Семейное право. - М.:«Юристъ. - 2004. - С.39.

СК РФ является главным источником семейного права, определяющим всю систему семейного права. СК РФ содержит Общую часть (общие положения), объединяющую нормы общего характера, и Особенную часть, содержащую нормы по отдельным институтам семейного права.

В состав Общей части входят положения, определяющие задачи и основные принципы семейного права, круг отношений, регулируемых семейным правом, структуру семейного законодательства, а также общие положения об осуществлении и защите семейных прав. Указанные положения имеют принципиальное значение для правильного толкования и применения норм отдельных институтов семейного права.

Особенную часть составляют правовые институты, в каждый из которых входят нормы, регулирующие однородные семейные отношения и отличающиеся качественным единством: заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, личные права и обязанности супругов, законный и договорный режим имущества супругов, права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей и права и обязанности родителей), алиментные обязательства членов семьи (родителей, совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, родных братьев и сестер, бабушек, дедушек и других членов семьи), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В СК содержатся также нормы, объединенные в самостоятельный раздел, о применении семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (так называемые коллизионные нормы). Изучение этих положений является предметом специальной юридической науки - международного частного права, в настоящем учебнике эти вопросы не излагаются.

Определение системы семейного права имеет значение для облегчения его изучения, помогает нахождению и применению его норм. Знание системы семейного права является необходимой основой для систематизации и кодификации семейного законодательства.

В СК учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности, КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств, а также предложения, высказанные в процессе подготовки СК учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. СК охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

Структура СК претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы СК выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (разд. II), права и обязанности супругов (разд. III), права и обязанности родителей и детей (разд. IV), алиментные обязательства членов семьи (разд. V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел «Акты гражданского состояния» в СК отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права. Изменения СК включают новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье.

Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

  • Семейный кодекс (основной источник);
  • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
  • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Основные понятия семейного права.

Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.

Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации. Наряду с положениями, рассмотренными в § 2 настоящей главы, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по семейному законодательству издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время безусловно является Семейный кодекс, который определяет основные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. § 2 настоящей главы).

Гражданский кодекс регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в Семейном кодексе есть гражданско-правовые нормы.

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»23. Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. № 857 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»24) и постановлениями Правительства Российской Федерации (например, постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье»25). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом либо другими федеральными законами.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации»26, а также в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г.27

Согласно названным актам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Как указывалось выше, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь акты субъек- тов Российской Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Семейного кодекса и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, этим актам не противоречащей.


К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.

В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будет противоречить требованиям Кодекса.

Постановления Правительства РФ в области семейного права: «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (№ 841 от 18 июля 1996 г.); «О перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью» (№ 542 от 1 мая 1996 г.); «О приемной семье» (№ 829 от 17 июля 1996 г.) и ряд других постановлений, необходимость принятия которых установлена в СК РФ.

При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов 5 .

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России. Принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1998 г., в Декларации прав ребенка 1959 г., в Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1996 г.

В судебной практике применяются двусторонние международные договоры о правовой помощи по семейным делам

Законы и подзаконные акты, как бы подробно они ни регулировали семейные отношения, не могут предусмотреть всего разнообразия жизненных ситуаций. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие разъяснения Верховного Суда РФ. В настоящее время по вопросам применения семейно-правовых норм действуют следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ:

    Постановление № 9 от 25 октября 1996 г. «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов»;

    Постановление № 9 от 4 июля 1997 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»;

    Постановление № 15 от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»;

    Постановление № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права

Основным источником семейного права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.).

Ныне действующий СК - четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений - включает в себя 170 статей и состоит из восьми разделов (общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; заключительные положения).

С принятием нового СК РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., другими федеральными законами, в первую очередь с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных РФ, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка (1990г.) 6 .

СК РФ является главным источником семейного права, определяющим всю систему семейного права. СК РФ содержит Общую часть (общие положения), объединяющую нормы общего характера, и Особенную часть, содержащую нормы по отдельным институтам семейного права.

В состав Общей части входят положения, определяющие задачи и основные принципы семейного права, круг отношений, регулируемых семейным правом, структуру семейного законодательства, а также общие положения об осуществлении и защите семейных прав. Указанные положения имеют принципиальное значение для правильного толкования и применения норм отдельных институтов семейного права.

Особенную часть составляют правовые институты, в каждый из которых входят нормы, регулирующие однородные семейные отношения и отличающиеся качественным единством: заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, личные права и обязанности супругов, законный и договорный режим имущества супругов, права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей и права и обязанности родителей), алиментные обязательства членов семьи (родителей, совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, родных братьев и сестер, бабушек, дедушек и других членов семьи), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В СК содержатся также нормы, объединенные в самостоятельный раздел, о применении семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (так называемые коллизионные нормы). Изучение этих положений является предметом специальной юридической науки – международного частного права, в настоящем учебнике эти вопросы не излагаются.

Определение системы семейного права имеет значение для облегчения его изучения, помогает нахождению и применению его норм. Знание системы семейного права является необходимой основой для систематизации и кодификации семейного законодательства.

В СК учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности, КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств, а также предложения, высказанные в процессе подготовки СК учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. СК охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

Структура СК претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы СК выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (разд. II), права и обязанности супругов (разд. III), права и обязанности родителей и детей (разд. IV), алиментные обязательства членов семьи (разд. V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел «Акты гражданского состояния» в СК отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права. Изменения СК включают новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье.

3. Международные нормы в семейном праве

Нормы, затрагивающие сферу семейных отношений, содержатся также в международных правовых актах – многосторонних международных договорах (конвенциях) и двусторонних международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией. Среди них Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Россией с рядом стран (например, Болгарией, Венгрией, Польшей, Кубой, Италией, Финляндией, Кипром, Грецией и др.).

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет перед законами и иными источниками внутригосударственного права. Соотношение действия норм международного договора Российской Федерации и норм российского семейного права определено в ст. 6 СК РФ: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным правом, применяются правила международного договора.

Источниками Российского семейного права могут быть признаны иностранные законы в пределах, предусмотренных ст. 156-167 СК РФ. Кроме того, согласно ст.6 СК РФ в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры также являются источником Российского семейного права. Других видов источников семейного права в России неизвестно 7 .

В соответствии с Конституцией международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. В связи с этим в случае, если положения такого международного договора вступают в противоречие с положениями Семейного кодекса или иного семейно-правового акта, применяются нормы международного договора.

Прежде всего это относится к международным конвенциям, участницей которых является Россия, и к договорам о правовой помощи по гражданским и семейным делам.

Особо необходимо выделить Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», поскольку решения Европейского Суда по правам человека, связанные с применением ст. 8 Конвенции, гарантирующей право на уважение частной и семейной жизни, в прямом смысле слова произвели революцию в семейном праве стран Западной Европы.

По образному выражению одного из судей Европейского Суда, Суд прочел в одной этой статье целый семейный кодекс. И это едва ли преувеличение. Со времен знаменитого решения по делу «Маркс против Бельгии».

Европейский Суд интерпретировал ст. 8 Конвенции в свете признания за государствами - участницами Конвенции обязанности обеспечить защиту права граждан на уважение семейной жизни. Само понятие семейной жизни толкуется судом весьма широко и не связывается с состоянием в каких-либо формальных (брак, усыновление, родство) отношениях. Определяющим критерием для суда являются фактическое наличие семейных отношений (совместное проживание в прошлом или в настоящем) или иные формы семейной связи (систематические контакты), например участие непроживающего совместно с ребенком фактического отца в воспитании ребенка 8 .

(24)Реферат >> Социология

Николаевна г. Волжский – 2010г. Семейное право . Введение Понятие семейного права . Порядок и условия заключения и... другими международными актами – является основным источником семейного права . Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых...

  • Контрольная работа >> Право, юриспруденция

    Источники аграрного права 1. Понятие и особенности источников аграрного права Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной... правового акта государства как юридического источника . Источником права является лишь такой нормативный...

  • Реферат >> Государство и право

    Норм административного права . Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права ) называют административным...

  • Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

    1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

    2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

    3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

    – регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

    – могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

    – не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

    4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

    5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

    6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

    – определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

    – установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

    – порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

    – утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

    – установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.



    Просмотров