Основы конституционного строя, народовластие в рф. Конституционный строй – определение и признаки

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации (ст.16). При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "Основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен конституционный строй государства, является Конституция. Наличие в государстве основного закона совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Можно выделить следующие стороны конституционного строя - объективную и субъективную:

· это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

· это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции.

Российская Федерация - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т.е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязывание всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).



Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Ст. 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания, либо выносится на общероссийский референдум.



Необходимыми признаками конституционного строя являются:

· народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

· разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;

· нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Нормы конституционного строя сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7,14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем . В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Исключительные признаки конституционного строя

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституционный строй" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с… … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    Конституционный строй - (англ. constitutional system) в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в его конституции, охраняемых конституцией и др … Энциклопедия права

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К.с. это единый государственно… … Юридическая энциклопедия

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это народовластие (народный суверенитет); наличие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Конституционный строй - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и… … Большой юридический словарь

    конституционный строй - система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от… … Большой юридический словарь

    Представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К. с. это единый государственно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, К.с. всегда предполагает наличие в государстве… … Энциклопедия юриста

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - (constitutional order/system) государственное устройство, отвечающее установлениям Конституции … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Книги

  • , . В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…
  • Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы , Миронов Н.М.. В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К основам конституционного строя относятся основы, присущие каждому конституционному государству - демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности. И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации Ст. 16 Конституции Российской Федерации.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с послед.изм.и доп. от 30.12.2008г№6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)//Российская газета от 25.12.1993г., №237.. При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция России регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая роль в регулирующих конституционного строя России принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

2. Основы конституционного строя:

Демократизм (народный суверенитет);

Разделении властей;

Идеологическое и политическое многообразие;

Признание и гарантирование местного самоуправления,

Правовое государство (конституционное государство);

Федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Россия, как и большинство других стран мира, имеет основной закон - Конституцию. Тем самым организуется, как считают многие современные исследователи, особый строй, в рамках которого осуществляется политическое управление государством. Каковы его особенности? Что такое конституционный строй в видении исследователей? Каковы критерии, по которым определяется соответствие ему политических систем современных государств?

Что такое конституционный строй?

Термин "конституционный строй", понятие и элементы, его характеризующие, вошли в научный оборот и получили законодательное закрепление достаточно недавно. Их возникновение многие исследователи связывают с разработкой и принятием в России самостоятельной Конституции. Которая считается основным законом государства. Безусловно, само возникло в мировой политической теории достаточно давно. Первые образцы соответствующих источников права были внедрены в практику государственного управления в 18-19-м веках. Была своя Конституция в СССР. Однако научные исследования соответствующего типа строя активно начались только после начала в нашей стране демократических преобразований в конце 80-х. Таким образом, некоторые исследователи считают, что понятие основ конституционного строя, критерии, позволяющие определить, присутствует ли он в государстве и в рамках каких механизмов функционирует, имеют научную природу.

Сама по себе конституционность существует давно, но научные школы, в которых осуществляется ее исследование, по крайней мере в России, - совсем молодое явление. Направленность соответствующих наработок ученых в основном сконцентрирована на проблематике, отражающей реализацию конституционных принципов в РФ. А также на сопоставлении достигнутых государственной системой нашей страны результатов и создании суверенной модели политического управления с образцами, функционирующими за рубежом. При этом рассматриваются как страны с богатой демократической историей, так и государства, которые, как и Россия, переходили из социалистической модели развития в капиталистическую. Понятие конституционного строя РФ, определяемое учеными нашей страны, сопоставляется с теоретическими наработками зарубежных коллег. И наоборот - происходит обмен научным опытом.

Понятие конституционного строя российские политологи чаще всего связывают с системой отношений между людьми, которая на законодательном уровне закрепляет статус ключевых механизмов государственного управления. Применительно к демократическим странам основной задачей функционирования соответствующих институтов признается реализация прав и свобод человека. Но бывают разные политические режимы - в частности те, которые по ряду критериев трудно признать демократическими. Принципы конституции в таких государствах, тем не менее, могут быть реализованы. По крайней мере так считают многие политологи.

Конституция и демократия

Впрочем, есть точка зрения, согласно которой понятие конституционного строя несовместимо с государствами, в которых нет места традиционным демократическим правам и свободам. С теми, где в основу политического управления заложены принципы авторитаризма или тоталитаризма. Основной аргумент сторонников данной точки зрения: конституционные нормы при подобных режимах попросту не могут быть в достаточной мере защищены. То есть государство, где, к примеру, все решает один человек или группа лиц при авторитаризме, неспособно стабильно выполнять условия общественного договора.

Таким образом, ключевой критерий конституционности, согласно распространенной точке зрения, - присутствие правовых механизмов, базируемых на демократических началах. Как правило, это обозначает выстраивание политической системы в государстве по образцу западных стран. В которых демократическая традиция существует очень давно. Сущность подобных механизмов предполагает, прежде всего, стабильность в выполнении государством условий общественного договора. Чего не всегда можно достичь в авторитарных и когда уходит из-под контроля населения страны.

Ключевые основы конституционного строя

Рассмотрим, в чем заключается понятие основ конституционного строя. Многие исследователи считают корректным следующее определение: основы конституционного строя - это механизмы общественной, политической и экономической природы, позволяющие создать базис для воспроизводства прав и свобод человека и иных способов реализации интересов населения страны. Например, ключевые экономические основы конституционного строя - это, если следовать распространенной трактовке, институт частной собственности, предпринимательства, независимость судов. Те, что принято считать политическими - это властные институты, система делегирования управленческих полномочий в рамках федеральной модели, на уровне местного самоуправления. В свою очередь, общественные основы конституционного строя - это характеристики общества, предполагающие готовность граждан к участию в политическом процессе, например, соответствующий уровень образования, воспитания.

Таким образом, политические, социальные или экономические основы конституционного строя обеспечивают целесообразность выработки правовых норм, в рамках которых государство и общество в лице его отдельных субъектов (граждан или, например, предпринимателей) будут выполнять свою часть общественного договора.

Признаки конституционного строя

Политологи выделяют следующие признаки, характеризующие конституционный строй. Прежде всего, это, собственно, формы функционирования государства - часто в отличительном аспекте, когда можно выделить особенности одного государства, делающие его политическую систему непохожей на ту, что сформирована в другом. Есть страны, обладающие отличительными признаками в аспекте административно-политического устройства, но с одинаковыми принципами реализации демократических процедур, например, РФ - страна федеральная, Франция - унитарная, но в обоих государствах президент избирается всем населением. В свою очередь, США - государство, по административно-политическому профилю близкое к РФ, но демократические процедуры у американцев реализованы по иным принципам.

Другая совокупность признаков, сущность которых отражает ключевые принципы конституции, - характеристики механизмов, в рамках которых происходит реализация интересов населения страны. Государство, если следовать распространенному толкованию его сущности, - это продукт общественного договора. Население некоторой территории и власть, которую народ выдвигает, избирает или признает легитимной по каким-либо основаниям, заключают контракт, по которому ключевые жизненные интересы людей должны быть реализованы в политической системе. Собственно, на практике это чаще всего реализуется в рамках правового подхода, который, согласно распространенной точке зрения, является ключевым критерием конституционности.

строя РФ

Основы конституционного строя - политические, институциональные, экономические, которые применимы к российской государственности, изложены, что вполне логично, в основном законе РФ. Перечислим соответствующие базовые принципы. Конституция России, прежде всего, провозглашает демократические ценности. Это можно пронаблюдать на примере сразу нескольких формулировок основного закона государства. В частности, в 1 Статье Конституции так и сказано: Россия - есть демократическое государство. Также в документе есть формулировки, отражающие тот факт, что главным носителем суверенитета и источником власти в РФ является народ страны. А демократия, как известно, - это народовластие.

Назовем иные примечательные характеристики конституционного строя России, которые можно обнаружить, проанализировав основной закон нашего государства. Например, в нем уделяется внимание таким аспектам, как высшая ценность человеческих прав и свобод, государственное управление по принципам федерализма и делегирования полномочий на муниципальные уровни, реализованное в республиканской модели, разделение властей, присутствие политического плюрализма, многообразие различных форм собственности.

Российская модель конституционности

Понятие конституционного строя Российской Федерации некоторые исследователи связывают с историческими принципами реализации государственной власти в нашей стране. Есть теория, согласно которой Конституция - это, скорее, рамочный механизм, отражающий права и свободы с целью приближения политической системы страны к европейским, западным моделям. Которые после перестройки и перехода экономики с социалистической модели на капиталистическую стали считаться образцами, к которым следовало стремиться. Но практика государственного строительства последних лет, как считают некоторые ученые, показывает, что создание Конституции в той форме, которая сейчас работает, только лишь отчасти обеспечивает соответствие развития России вызовам, предопределяемым особенностями исторического развития. Возможно, считают ученые, конституционность западного образца в полной мере и несовместима с реалиями политического и социального устройства РФ. И потому практическая значимость исследования рассматриваемого явления может иметь значение в аспекте извлечения полезного опыта, но не копирования западной модели.

Можно также отметить, что в числе самых развитых стран мира есть те, в которых не принята Конституция как основной закон. К таким относится, например, Великобритания. Этот факт, полагают исследователи, может свидетельствовать о необходимости пересмотра текущих принципов организации политического управления в РФ в пользу более суверенных, адаптированных, как мы уже сказали, к исторической специфике развития страны, моделей. Так или иначе, у России есть Конституция, которая, как признают многие международные эксперты, по структуре своей, а также по содержанию формулировок вполне на уровне тех законов, что приняты в государствах с развитыми демократическими традициями.

Соотнесение государственного строя и конституционного

Некоторые исследователи предпочитают разграничивать понятие конституционного строя и государственного. При этом, что интересно, можно выделить сразу две группы точек зрения на этот счет. Есть версия, что понятие конституционного строя государства следует трактовать более широко. Это аргументируется комплексностью, многогранностью данного явления. В то время как государственный строй, по мнению исследователей, может ограничиваться наличием механизмов, в недостаточной степени подходящих под определение правовых. Такое явление, как закон в современной его трактовке, люди придумали сравнительно недавно. Однако долгое время государства функционировали в рамках так называемого традиционного права, часто неписанного. Оно не характеризовалось стабильностью и воспроизводимостью с течением времени, как это осуществляется в рамках конституционного строя.

Есть и другая точка зрения. Она, в принципе, логически исходит из первой. В соответствии с ней, понятие конституционного строя РФ и других современных государств значительно уже, чем соответствующий признак, характеризующий государственность. Но просто потому, что сегодня практически все страны мира внедрили, так или иначе, конституционные принципы. По сути дела, первый термин сторонники данной точки зрения считают частным случаем второго. Поскольку конституционный строй сегодня, как правило, - неотъемлемый элемент государственного. Он призван быть составной частью политической системы, отвечающей за закрепление принципов управления страной и, как мы уже отметили выше, реализацию механизмов выражения интересов народа. Понятие и принципы конституционного строя, полагают исследователи, должны быть непосредственно связаны с правом. Рассмотрим соответствующий аспект более подробно.

Конституционный строй и право

Понятие конституционного строя непосредственно связано с правовой системой. Законодательное закрепление положений, регулирующих механизмы организации политического управления, а также реализации интересов народа - один из ключевых критериев конституционного строя. Здесь уместно говорить о некоторой субординации соответствующих источников норм. Например, конституционное право РФ характеризуется присутствием законов нескольких уровней, которые находятся в соподчинении по степени юридической значимости. Что представляет собой данная классификация?

Конституция как основной закон государства

На верхней ступени в правовой системе РФ стоит, собственно, Конституция. В ней отражены базовые принципы государственного управления, а также представления интересов населения страны. Ни один другой закон не должен противоречить Конституции. В свою очередь, органами власти могут издаваться вспомогательные правовые акты с целью реализации отдельных положений основного источника норм в государстве. Предполагается, что основы конституционного строя (политические, экономические, социальные) должны стать базой для развития страны в аспекте правового регулирования процессов, проходящих на уровне взаимодействия субъектов общественных отношений.

В непосредственной субординации к основному источнику права в РФ находятся законы - федеральные, а также конституционные. Им, в свою очередь, должны соответствовать региональные источники норм регулирования. В свою очередь, в субординации к ним находятся правовые акты, принимаемые на уровне муниципалитетов.

Согласно правовой традиции, устоявшейся во многих развитых странах, основной закон - это источник, обладающий высшей юридической силой. в полной мере отражает этот принцип. И это прослеживается не только в аспекте отмеченной выше субординации правовых актов. В частности, какие-либо изменения в текст конституции принимаются посредством гораздо большего количества процедур, чем принятые любых других источников норм регулирования. Таким образом обеспечивается защита конституционного строя. Система регламентации процедур, в рамках которых принимаются законы, один из ключевых ее критериев.

Механизмы защиты конституционного строя

Например, законы в РФ разрабатываются Федеральным Собранием, а принимаются при согласовании с органами исполнительной власти и президентом страны. Да, безусловно, процедура их принятия относительно сложна. Однако нужно иметь в виду, что Федеральное Собрание - орган, функционирующий на регулярной основе. И потому теоретически вносить изменения в законы или принимать новые оно может с достаточно большой периодичностью. В свою очередь, внести изменения в основной источник права в России может только Конституционное Собрание. При этом его полномочия ограничены. Некоторые положения Конституции менять нельзя, а если реалии социально-политического развития и другие факторы того требуют, осуществляется разработка нового основного закона страны. Он должен быть принят двумя третями от общего количества депутатов Конституционного Собрания либо населением страны на всероссийском референдуме.



Просмотров