Семейный кодекс рф источники семейного права. Источники права. Законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты. Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Конституция РФ. В соответствии со ст. 72 п. «к» Конституции Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В числе источников семейного права, прежде всего, следует назвать Конституцию РФ, в которой закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства; равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.

Семейный кодекс РФ - основной кодифицированный источник семейного права, вступил в действие с 1 марта 1996 г. (в настоящее время действует с изменениями и дополнениями ФЗ от 15.11.1997 г. № 140-ФЗ, ФЗ от 27.06.98 г. № 94-ФЗ, ФЗ от 02.01.2000 г. № 32-ФЗ). Ранее действовавший Кодекс о браке и семье РСФСР утратил юридическую силу.

Нормы Семейного кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после 1 марта 1996 г. Есть некоторые исключения из этого правила, предусмотренные ст. 169 Семейного кодекса. Согласно п. 3 ст. 169 положения ст. 25 Семейного кодекса о моменте прекращения брака со дня вступления решения суда в законную силу применяются при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 г. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Федеральные законы. Семейное законодательство согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса состоит также из принимаемых в соответствии с Семейным кодексом других федеральных законов. Например, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и др.

Подзаконные акты. Следующими в иерархии нормативных актов идут Указы Президента (Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.) . Указы Президента не должны противоречить Семейному кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации также являются источниками семейного права и имеют важное значение в регулировании отдельных вопросов семейных правоотношений. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы семейного права только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Например, согласно ст. 82 Семейного кодекса постановлением Правительства от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей; на основании абзаца 6 п.1 ст. 127 Семейного кодекса. Постановлением Правительства от 1 мая 1996 г. № 542 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.



Акты федеральных органов исполнительной власти не перечислены в ст. 3 Семейного кодекса как источники семейного права, хотя в некоторых случаях могут регулировать семейные отношения. Как правило, они носят комплексный характер и регулируют не только отношения, связанные с семьей, но и налоговые, административные и другие. Например, Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 января 1999 г. N ВНК-6-18/61 «Об удержании алиментов с лиц рядового и начальствующего состава МВД РФ», Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 7 апреля 1997 г. N 06-25-05-97 «O разъяснении обращений по вопросу удержания алиментов с денежной компенсации, выдаваемой военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка» и др.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют отношения, которые входят в предмет семейно правового регулирования, в двух случаях:

1) когда вопрос отнесен к ведению субъекта РФ (например, условия и порядок вступления в брак лиц, не достигших 16 лет);

2) когда вопрос, непосредственно Семейным кодексом не урегулирован.

В разных субъектах Российской Федерации могут быть разные подходы к решению вопросов, отнесенных к их ведению. Например, в Московской области разрешено вступать в брак с 14 лет с согласия родителей и при наличии одного из следующих особых обстоятельств: рождение ребенка, беременность или угроза жизни. В Москве разрешено вступать в брак лишь с 16 лет. Поэтому на практике могут быть такие споры.

Действие актов субъектов РФ распространяется лишь на подведомственную территорию. Согласно абзацу 3 п.2 ст. 3 Семейного кодекса нормы, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу. В связи с этим, например, акт субъекта РФ о допустимости многоженства не может быть признан действительным, т.к. противоречит федеральному законодательству.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют важное значение в сфере семейного права как акты официального толкования законодательства, но не как источники семейного права. Судебная практика, в том числе постановления Пленумов судов и обзоры судебных решений не являются источниками права в Российской Федерации. В качестве наиболее важных постановлений Пленума Верховного суда РФ в сфере семейного права следует выделить: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» .

Соотношение гражданского и семейного права. В настоящее время Семейный кодекс предусматривает возможность субсидиарного применения к семейным правоотношениям норм гражданского законодательства. Это возможно при наличии двух условий (ст. 4 Семейного кодекса):

1) отношения не урегулированы семейным законодательством;

2) применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных правоотношений. Например, гражданско-правовые нормы о презумпции возмездности договоров и о взыскании убытков не применимы к семейным отношениям в силу специфики последних.

Кроме того, гражданское законодательство применяется в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством, например, п. 2 ст. 9 Семейного кодекса (при определении начала течения, приостановлении, перерыве, восстановлении сроков исковой давности); п. 2 ст. 33 Семейного кодекса (права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства) и в других случаях.

Действие семейного законодательства во времени. Семейный кодекс прямо не регламентирует вопросы о действии нормативных актов во времени в отличие от Гражданского кодекса РФ, в котором ст. 4 ограничивает обратную силу актов гражданского законодательства. Нормы гражданского законодательства можно применять, как было отмечено выше, субсидиарно, к семейным правоотношениям. Итак, по общему правилу, акты семейного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. На практике это правило может применяться в следующих ситуациях.

Из общего правила о прямой силе нормативных актов, регулирующих семейные отношения, могут быть исключения. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (обратная сила), только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Например, согласно п. 6 ст. 169 Семейного кодекса положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные статьями 34-37 настоящего Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 года. Так, например, супруги могут в брачном договоре определить правовой режим имущества, нажитого до вступления в силу Семейного Кодекса и Первой части Гражданского кодекса РФ, в которой впервые была предусмотрена возможность изменения правового режима имущества, нажитого супругами в браке. Нормы об обратной силе могут быть предусмотрены лишь в законе, а не в других нормативных актах.

Как правило, порядок действия нормативных актов и особенно кодифицированных актов, предусматриваются в самих нормативных актах. Так, ст. 169 Семейного кодекса подробно регламентировала особенности его действия во времени. Согласно п. 1 ст. 169 нормы настоящего Кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. По семейным отношениям, возникшим до введения в действие настоящего Кодекса, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Так, например, супруги приобрели квартиру в период брака до вступления в силу Семейного кодекса. Покупателем в договоре купли-продажи был супруг. Для того, чтобы продать квартиру после 1 марта 1996 года супругу необходимо получить письменное нотариально удостоверенное согласие супруги. Без такого согласия впоследствии сделка может быть признана недействительной согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса.

Принцип аналогии в семейном праве. Согласно ст. 5 Семейного кодекса особенностью принципа аналогии в семейном праве является то, что при его реализации могут применяться не только нормы (при аналогии закона) и принципы (при аналогии права) семейного права, но и нормы и принципы гражданского права. Кроме того, в рамках аналогии права правоотношения должны регулироваться на основе принципов гуманности, разумности и справедливости.

Так, принцип аналогии закона может быть применен в следующей ситуации. В Семейном кодексе предусматриваются права и обязанности родителей и детей. В то же время Семейный кодекс упоминает и о других членах семьи. Это дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники (ст. 55, 93, 94, 95 Семейного кодекса), отчим и мачеха (ст. 97 Семейного кодекса), фактический воспитатель (ст. 96 Семейного кодекса). Однако права и обязанности этих лиц по отношению к детям (братьям и сестрам, внукам, пасынкам и падчерицам, фактическим воспитанникам) не определены с достаточной полнотой. За ребенком закреплено право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса), а также право на получение в судебном порядке (при определенных условиях) алиментов от трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, от бабушки и дедушки (ст. 93, 94 Семейного кодекса). Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи, фактические воспитатели, отчим и мачеха вправе требовать соответственно от трудоспособных совершеннолетних воспитанников предоставления содержания в судебном порядке. При этом оговаривается, что суд вправе освободить фактических воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет либо содержали и воспитывали их ненадлежащим образом (ст.96 Семейного кодекса). Аналогичное правило предусмотрено и в отношении отчима и мачехи (ст.97 Семейного кодекса). Вопросы воспитания и содержания вышеуказанных лиц могут быть урегулированы по аналогии закона с помощью норм, регулирующих выполнения основных родительских обязанностей - по воспитанию и содержанию детей.

Международные договоры как источники семейного права. Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации и конкретизирован в других нормативных актах, в том числе в ст. 6 Семейного кодекса. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

1) Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая гласит:

- «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (п. 3 ст. 16 Декларации);

- «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (п. 2 ст. 25 Декларации);

2) Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года. Пункт 1 статьи 23 Пакта дублирует положение Всеобщей декларации прав человека о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства;

3) Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.

Государства - участники данной Конвенции, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, согласились с нижеследующим:

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (п. 2 ст. 3 Конвенции);

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (п. 1 ст. 27 Конвенции);

Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п. 3 ст. 27 Конвенции);

4) Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства (пересмотренной в 1952 году), принятой 28 июня 1952 года в Женеве на 35-й сессии Генеральной конференции МОТ и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР 6 июля 1956 года;

5) других международных документов.

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены Российской Федерацией (СССР) с Болгарией (1975 год), Венгрией (1958 год), Вьетнамом (1981 год), Грузией (1992 год), Египтом (2002 год), Польшей (1980 год), Монголией (1988 г.), Кореей (1957 год), Кубой (1984 год), Кыргызстаном (1994 год), Латвией (1993 год), Литвой (1992 год), Молдовой (1993 год), Румынией (1958 год), Чехословакией (1982 год), Эстонией (1993 год), Финляндией (1978 год), Югославией (1962 год).

Так, например, согласно ст. 26 Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам условия заключения брака гражданами Российской Федерации и Республики Молдова определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой оно является. Кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака.

Обычаи в семейном праве. Семейный кодекс не предусматривает такого источника правового регулирования как обычаи . Однако обычаи и традиции иногда имеют также важное правовое значение. Например, согласно п. 2 ст. 58 Семейного кодекса присвоение отчества ребенку осуществляет по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Особенности процедуры регистрации брака, кроме законодательных требований к порядку его регистрации, определяются обычаями и традициями народов России.

Во многих странах обычай играет важную роль в регулировании семейных отношений. Например, мусульманское семейное право строится в основном на обычаях (адат), которые включены в основные источники мусульманского права – коран и сунну. Обычное право характерно для таких стран, как Египет, Тунис, Афганистан, Пакистан, Иордания и др. Обычай полигамного брака распространен в западно-африканских странах. «Обычай говорит о том, что семья должна быть большая и поэтому, в связи с ограниченной способностью женщины в рождении детей, а также меньшим по сравнению с мужчиной периодом половой активности, мужчинам приходится жениться несколько раз. В 1993 году одним из корреспондентов было взято интервью у кенийца, который будучи в 72-летнем возрасте, женился в 149-й раз. Имел он более двухсот детей, семисот внуков и восьмидесяти правнуков. Восемьдесят пять жен к тому моменту оставили его, двадцать четыре умерли, а остальные поныне жили с ним» .

В теории государства и права под источниками права традиционно понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Принято выделять четыре основных вида источников: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания и нормативный правовой акт.
Учитывая, что Российская Федерация входит в континентальную правовую семью, основным источником права в нашей стране, в том числе и семейного, является нормативный правовой акт.

Источники семейного права

Среди нормативных правовых актов высшей юридической силой обладает Конституция РФ. Она является главным источником любой отрасли российского права.
Как уже говорилось выше, в Конституции РФ содержится ряд норм, регулирующих семейные отношения (ч. 2 ст. 7, ст. 23, 38, ч. 2 ст. 45, ст. 46).
Пункт «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит семейное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Семейное законодательство состоит из С К РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ (п. 2 ст. 3 СК РФ). При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать С К РФ.
Согласно ст. 2 СК РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора (ст. 6 СК РФ). Среди международных конвенций, к которым присоединилась Россия, и международных договоров РФ наибольшее значение в регулировании семейных отношений имеют Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Россией и Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией, Кубой и другими государствами.

Семейный кодекс РФ как источник семейного права

Наиболее важным федеральным законом, регулирующим семейные отношения, является Семейный Кодекс РФ, принятый Государственной думой 8 декабря 1995 г. и вступивший в действие с 1 марта 1996 г.
Кодекс состоит из восьми разделов, включающих 22 главы и 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи»; разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»; разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»; разд. VIII «Заключительные положения».
В ГК РФ также содержатся нормы семейного права. Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Кроме того, нормы семейного права содержатся в федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве»; от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (так называемый «Закон Димы Яковлева») и др.
В соответствии с п. 2 ст. 3 СК РФ законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным законодателем к их ведению, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Например, п. 2 ст. 13 СК РФ устанавливает правило, согласно которому порядок и условия, «при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (выделено нами. — Авт.)». В настоящее время нормативные правовые акты о снижении брачного возраста для лиц, не достигших 16 лет, приняты в 27 субъектах РФ.
Другим примером может служить ст. 58 СК РФ, в которой закреплено право ребенка на имя, отчество и фамилию. Так, в п. 2 названной статьи указывается: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации; фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации (выделено нами. — Авт.)».
Законы субъектов РФ могут приниматься по вопросам защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройства их в приемную семью и др. (п. 2 ст. 121, п. 1 ст. 123 СК РФ). Например, нормы СК РФ о приемной семье нашли развитие в законах Москвы, Санкт-Петербурга, Белгородской, Волгоградской, Курской, Ленинградской, Липецкой,
Московской, Нижегородской, Свердловской, Ярославской областей и других субъектов РФ.
В субъектах РФ принимаются также законы, регламентирующие вопросы, непосредственно не урегулированные СК РФ. Например, во Владимирской, Пензенской, Мурманской областях уточнены требования п. 1 ст. 59 СК РФ в части установления порядка изменения фамилии или имени ребенка, входящего в компетенцию руководителей органов местного самоуправления (глав администраций муниципальных образований).
Наряду с федеральными законами и законами субъектов РФ определенную роль в правовом регулировании семейных отношений играют подзаконные акты:
1) указы президента РФ (например, от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; от 13 мая 2008 г.
«Об учреждении ордена «Родительская слава», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.);
2) постановления Правительства РФ (например, от 19 марта 2001 г. «О детском доме семейного типа», от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», от 19 мая 2009 г. «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» и др.);
3) ведомственные нормативные акты (например, Письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 г. № 01-1 б), Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и др.).
Подзаконное нормотворчество в сфере семейного права ведется и на уровне субъектов РФ. Так, в ряде субъектов РФ (Архангельской, Владимирской областях и др.) приняты постановления органов исполнительной власти, касающиеся порядка учета лиц, желающих усыновить детей.
Муниципальные образования в пределах своей компетенции также принимают постановления, регулирующие семейные отношения. Как правило, речь идет о передаче ребенка в приемную семью и других вопросах опеки и попечительства. Примерами таких актов являются Постановление администрации городского округа Семеновский Нижегородской области от 30 января 2013 г. № 203 «Об утверждении Порядка использования средств за счет субвенции из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан», Постановление администрации г. Сарова Нижегородской области от 18 февраля 2013 г. № 809 «Об утверждении административного регламента администрации города Сарова на предоставление государственной услуги, переданной для исполнения органам местного самоуправления "Передача ребенка в приемную семью"» и др.
Одним из источников семейного права является правовой обычай, т. е. обычай, на который дается отсылка в законе. При этом содержание обычая в тексте нормативного правового акта не приводится. Единственное его упоминание имеется в п. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае (выделено нами. — Авт.)». Например, у лиц азербайджанской национальности, являющихся гражданами РФ, принято записывать отчество в документах в виде имени отца с прибавлением конструкта «оглы» («сын») — для мужчин и «кызы» («дочь») — для женщин.
Одним из видов источников права является правовой прецедент, т. е. решение судебного или административного органа по конкретному делу, ставшее обязательным образцом для рассмотрения аналогичных дел в дальнейшем. Официально в Российской Федерации судебный прецедент не признан источником права. Однако в результате длительной научной дискуссии большинство специалистов в области теории государства и права и отраслевых юридических наук пришли к выводу, что судебная практика в России является источником права. При этом речь идет не о классическом судебном прецеденте — основном источнике права в странах англосаксонской правовой семьи, а о постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщающих и разъясняющих судебную практику. Несомненно, такого рода постановления обладают обязательностью для нижестоящих судов и, следовательно, нормативностью.
Что касается такого источника, как договор нормативного содержания, то в регулировании семейных отношений ему нет места (за исключением международного договора), хотя он и признается источником российского права. Следует иметь в виду, что брачный договор носит индивидуальный, гражданско-правовой характер, не обладает признаками нормативного правового акта и источником права не является.
Одна из особенностей общественных отношений заключается в том, что они находятся в постоянном развитии. В определенный момент времени законодательство начинает отставать от потребностей жизни. Возникают новые отношения, неурегулированные нормами права. В этом случае говорят о наличии пробела в праве.
Основным способом ликвидации пробела является издание недостающей правовой нормы, однако на практике это не всегда возможно в силу каких-либо причин, и тогда применяется аналогия закона или аналогия права. В этом случае пробел преодолевается путем не правотворческого, а правоприменительного процесса.
СК РФ (ст. 5) предусматривает такой способ ликвидации пробелов в семейном праве, как применение семейного и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии. Указанная статья предполагает применение аналогии закона и права.
Применение аналогии закона, т. е. решение конкретной жизненной ситуации на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай, возможно при наличии совокупности следующих условий:
1) отношение между членами семьи не урегулировано семейным законодательством;
2) отношение между членами семьи не урегулировано соглашением, не противоречащим закону;
3) отсутствуют нормы гражданского права, прямо регулирующие соответствующее отношение между членами семьи;
4) существуют нормы семейного или гражданского права, регулирующие сходное отношение;
5) применение норм семейного или гражданского права к сходному семейному отношению не должно противоречить его существу.
При отсутствии норм семейного или гражданского права, регулирующих сходное отношение, может быть применена аналогия права, т. е. решение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов и смысла права. В соответствии с вышеназванной статьей в случае, когда ликвидация пробела в праве с помощью аналогии закона невозможна, права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность.

Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких, как СК. Она выражена также в науке семейного права и в учебной дисциплине "семейное право".

Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

  • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
  • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
  • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
  • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
  • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:



1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;



4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Семейные отношения относятся к тем сферам общественной жизни, которые очень трудно урегулировать законодательно. Но обойтись без этого нельзя, ведь семья, как известно - ячейка общества, она является основой государства. Какие же законодательные акты в России содержат нормы семейного права?

Наиболее важный законодательный акт, на котором базируются все остальные источники семейного права - это Основной Закон - Конституция России. Уже в статье 7 Основного Закона говорится о государственной поддержке семьи. Статья 19 гарантирует равные права и свободы для мужчин и женщин, для всех людей, независимо от пола, национальности, вероисповедания, должности, положения в обществе.

В статье 23 говорится о неприкосновенности частной жизни, вводится такое понятие, как личная и семейная тайна. Статья 38 непосредственно касается семейных отношений: в ней провозглашается, что государство защищает семью, материнство и детство, а родителям вменяется в обязанность забота о своих детях и воспитание их. Также в этой статье устанавливается, что совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, потерявших трудоспособность.

Говорит о семейных отношениях и статья 72, в частности, ее первый пункт. Здесь провозглашается, что РФ и ее субъекты совместно регулируют вопросы семейного законодательства. Это означает, что и автономные республики, и округа, и области, и Москва, и Санкт-Петербург имеют право на принятие законов в области семейного права, а также издавать законы, регулирующие вопросы, о которых в Семейном кодексе не говорится. При этом нормы, изложенные в этих законах, не должны расходиться с Семейным кодексом. Необходимость разрешить иметь свои источники семейного права была вызвана тем, что в различных регионах страны существуют свои местные особенности, которые необходимо учитывать.

Говоря о законодательных актах, которые содержат нормы в отрасли семейного права, нельзя не сказать и о которые тоже входят в правовую систему России. К ним относят Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую российский парламент ратифицировал 4 августа 1994 г., а также Конвенцию ООН о правах ребенка, о присоединении к которой Россия заявила в 1990 г. Также в эту группу входят такие источники семейного права, как двусторонние соглашения по семейным вопросам, заключенные Россией с различными государствами.

Основной законодательный акт в отрасли семейного права в РФ - В нем изложены основные положения, дано определение этой отрасли, разработаны вопросы, касающиеся защиты прав членов семьи. Также кодекс регулирует вопросы брака: его заключение и прекращение, устанавливает, какими правами и обязанностями обладают супруги и т.п. И, конечно, в нем подробно говорится о том, какие права и обязанности имеют родители и дети. Отдельный раздел посвящен регулированию семейных отношений, в которых участвуют иностранцы или лица, не имеющие гражданства.

Таковы основные законодательные акты, регулирующие семейное право. Источники норм этой отрасли, как уже говорилось выше, принимаются и субъектами РФ. Им разрешается законодательно регулировать такие вопросы:

  • устанавливать условия, при которых в брак можно вступать до 16 лет;
  • определять, могут ли супруги выбирать при заключении брака;
  • о присвоении ребенку фамилии и отчества;
  • регулировать вопросы, которые могут решать органы местного самоуправления в такой области, как опека и попечительство над сиротами;
  • устанавливать размеры оплаты труда и льгот для приемных родителей.

Таким образом, источники семейного права РФ - это обширный перечень документов. К их числу относят не только законы, но и подзаконные акты. Вопросы этой отрасли права могут регулироваться президентом, правительством и другими федеральными и региональными органами, принадлежащими к исполнительной Таков краткий обзор вопроса о том, какие источники семейного права регулируют отношения в этой отрасли в России.



Просмотров