Александров М.А. Отречение от прав на Престол по Законам Российской Империи. О юридической ничтожности отречения Императора Николая II

И механизме осуществления государственной власти России в начале ХХ в.

План.

1. Основные конституционные акты России 1905-1906 гг.

2. Полномочия Монарха, Правительства, Государственной Думы и Государственного Совета. Первые Государственные Думы России.

3. «Третьеиюньский переворот» и его последствия.

Основные конституционные акты России 1905-1906 гг.

В результате буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. в России коренным образом изменился государственный строй и механизм осуществления государственной власти. Под давлением всеобщей октябрьской стачки и декабрьского восстания в Москве государь, «не имея достаточного числа войск, чтобы прибегнуть к военной диктатуре», вынужден был в 1905-1906 гг. октроировать несколько конституционных актов, фактически изменявших форму правления и превращавших российскую абсолютную монархию в монархию конституционную.

а) предоставил представительному учреждению – Государственной Думе не законосовещательные (как предполагалось ранее, согласно Указу от 6 августа), а законодательные права;

б) расширил круг выборщиков в неё (ранее предполагалось исключить из их числа рабочих и крестьян);

в) провозгласил демократические свободы слова, печати, совести, союзов, собраний и неприкосновенность личности.

2. Манифест 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства и деятельности Министерств и Главных управлений». Он изменял статус и функции Совета Министров, превратив его из координирующего, консультативного, совещательного органа при императоре в единое, солидарное правительство, возглавляемое Председателем Совета Министров.

3. Указ 11 декабря 1905 г. «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений». Он представлял собой избирательный закон, регламентировавший выборы в представительный законодательный орган империи.

4. Положение 20 февраля 1906 г. «О Государственной Думе» устанавливало полномочия законодательного органа.

5. Указ 20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета». Он изменил состав и функции этого законно-совещательного бюрократического органа при императоре, превратив его во вторую палату законодательного органа России.

6. Новое издание «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г., фактически исполнивших роль первого основного конституционного акта России.

Полномочия Монарха, Правительства, Государственной Думы

И Государственного Совета. Первые Государственные Думы


России

Император в новых условиях по-прежнему являлся главой государства. За ним по-прежнему признавалась «верховная самодержавная власть», но уже не «неограниченная». Его особа по-прежнему считалась «священной и неприкосновенной».

Хотя новый государственный механизм основывался фактически на разделении властей, император имел реальные полномочия по отношению ко всем этим ветвям власти. Власть исполнительная принадлежала ему «во всём объёме»:

1. Он имел право назначать и смещать всех чиновников в империи, включая правительство и его главу.

2. Император являлся главнокомандующим; объявлял войну и заключал мир; принимал решение об объявлении местности на военном и исключительном положении.

3. Монарх заключал все договоры с иностранными государствами, руководил всеми внешними сношениями России и определял направления её внешней политики.

4. Глава государства мог также издавать подзаконные акты – Указы «в порядке верховного управления».

5. Государь имел право чеканить государственную монету.

Хотя законодательную власть император должен был осуществлять лишь «в единении с Государственной Думой и Государственным Советом», полномочия его и в этой сфере государственной власти были достаточно широки:

1. Император определял продолжительность думских сессий и каникул.

2. Он имел право досрочного роспуска Государственной Думы и выборной части Государственного Совета (с условием указать в том же указе сроки выборов и созыва следующей Думы и Совета).

3. Монарх обладал правом законодательной инициативы и исключительной законодательной инициативы по пересмотру Основных законов империи.

4. Государь фактически осуществлял контроль над большей частью государственного бюджета. Дума и Совет не могли вмешиваться в расходы на оборону, уплату по внешним займам, ведомство императорского двора, некоторые подразделения Министерства внутренних дел. Ведению императора подлежали также чрезвычайные сверхсметные кредиты «на потребности военного времени и предвоенные приготовления» и государственные займы, необходимые для их покрытия. Если Дума и Совет вовремя не утверждали бюджет и число призывников в армию, действовали прежние нормы.

5. Во время перерывов занятий Думы (каникул) император мог издавать чрезвычайные Указы, имевшие силу закона (с тем, однако, условием, что если в течение 2 месяцев со дня начала новой думской сессии эти указы не внесут на обсуждение Думы, они теряют свою силу).

6. Император имел право абсолютного вето на законопроекты, принятые Государственной Думой и Государственным Советом. Причём в течение этой сессии запрещалось выносить законопроект, отклонённый императором на повторное обсуждение.

Имелись у императора некоторые рычаги воздействия и на судебную власть:

1. Император назначал судей.

2. Правосудие в империи осуществлялось его именем.

3. Монарху принадлежало право амнистии и помилования.

Проанализировав колоссальное влияние императора на осуществление государственной власти в России, можно сделать вывод, что конституционная монархия утвердилась в империи в виде не парламентарной, а дуалистической монархии, при которой верховная власть распределена между монархом и парламентом при сохранении преобладающих полномочий монарха, отражающего преимущественно интересы феодальных слоёв населения.

Исполнительную власть под полным контролем императора осуществлял Совет Министров (правительство во главе с его председателем), назначаемый и смещаемый единолично монархом. Действовал принцип контрасигнатуры, согласно которому все указы и повеления императора должны были быть подписаны главой правительства или соответствующим министром. В силу того, что министры никак не зависели от представительных учреждений, этот принцип был использован для того, чтобы снять с монарха всякую ответственность за принимаемые им политические решения, не затрагивая его полномочий.

Законодательную власть (совместно с монархом) осуществляли Государственная Дума и Государственный Совет. Совет был создан для того, чтобы своим консерватизмом сдерживать принятие либеральных думских законопроектов. Поэтому творцу конституции – императору необходим был соответствующий состав палаты. Половина его, включая председателя и вице-председателя, назначалась императором из числа представителей высшей бюрократии.

Половина комплектовалась корпоративными выборами на 9 лет с обновлением каждые 3 года 1/3 депутатов. 18 человек выбирали дворянские Собрания; по 1 представителю посылали губернские земские Собрания; 12 человек делегировала буржуазия (от «Совета торговли и мануфактур», биржевых Комитетов и купеческих Управ); по 6 человек выбирало духовенство (от Синода) и академические круги (Академия наук и крупнейшие университеты).

В итоге большинство выборных депутатов принадлежало к консервативному дворянству. Кроме того, для депутатов Совета устанавливались многочисленные цензы: возрастной (не моложе 40 лет); половой (мужчины); образовательный (среднее образование); имущественный (превышающий в 3 раза ценз, необходимый для избрания в Думу). Как обязательное условие предусматривался также обязательный стаж пребывания депутата на государственной службе. Все эти условия вполне соответствовали превращению палаты в своеобразный «законодательный фильтр».

Совет имел точно такие же законодательные полномочия, что и Дума. В том числе право депутатского запроса, законодательной инициативы, утверждения бюджета и самостоятельного принятия законопроекта (с условием отправления его на утверждение в Государственную Думу). Думский законопроект, в свою очередь, необходимо было также направить в Совет, который мог его отклонить.

Государственная Дума в составе 524 депутатов избиралась на 5 лет. Избирательный закон устанавливал цензовые и сословные выборы, которые не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными, но голосование было тайным. Избирательных прав были лишены женщины; лица моложе 25 лет; военнослужащие и полиция; учащиеся; осужденные и находящиеся под следствием и судом за ряд преступлений; «бродячие инородцы»; прислуга, батраки. Избиратели голосовали по избирательным разрядам («куриям»).

1. «Курия уездных землевладельцев» была, в силу установления значительного земельного ценза, дворянской по своему составу. А потому получила преимущества. Выборы для этой курии были двухступенчатыми: уездные избирательные собрания выбирали делегатов в губернские избирательные собрания, а те в свою очередь уже выбирали думских депутатов.

2. «Курия городских избирателей» была буржуазной, интеллигентской, мелкочиновничьей по своему составу. Она была менее симпатична законодателю, поэтому 3 голоса представителей этой курии равнялись 1 голосу представителей первой. Выборы для неё также были двухступенчатыми (сначала городские избирательные собрания, затем – губернские избирательные собрания).

3. «Рабочая курия». В выборах по этой курии могли принимать участие рабочие предприятий заводской, горной промышленности и железнодорожного транспорта с числом работающих не менее 50 человек. Преимущество отдавалось менее организованным рабочим мелких предприятий. Предприятия с числом работающих от 50 до 1000 человек обладали 1 голосом, а следующий голос следовал только на каждую полную 1000 работников предприятия.

Рабочие как главная движущая сила революции пользовалась у самодержавия дурной репутацией. Поэтому 45 голосов представителей этой курии соответствовали всего 1 голосу представителя первой курии. Выборы для этой курии предусматривались уже трёхступенчатые. Сначала выборы проходили на предприятии, потом уже на уровне города, а затем и губернии.

4. «Курия крестьян-землевладельцев» включала глав крестьянских семей, обладавших определённым количеством земли. Крестьянство считалось более «благонадёжной» социальной группой, чем рабочие (в силу патриархальности, приверженности традициям, наличию хозяйства). Поэтому «всего» 15 голосов представителей этой курии соответствовали 1 голосу представителя первой курии. Выборы здесь были четырёхступенчатыми. Сельское общество выбирало представителей в волость, те в свою очередь – в уезд, те – в губернию и, наконец, – в Думу.

Депутат Думы обладал депутатской неприкосновенностью. Во время думской сессии его можно было арестовать лишь с согласия Думы. Арест и задержание депутата без особого постановления Сената (высшего судебного органа империи) вообще не допускался. Депутаты обладали прямым мандатом. Они не были обязаны отчётом перед избирателями. Принятие в Думе депутаций избирателей воспрещалось. В составе Государственной Думы образовывались отделы и комиссии, в которых в основном и готовились законопроекты. Кворум составлял 1/3 депутатского корпуса.

Дума имела право на законодательную инициативу, отклонение и принятие законопроектов, отклонение и изменение прежнего законодательства, Палата утверждала государственный бюджет и заслушивала отчёты Государственного контроля по его исполнению. Она рассматривала дела о постройке железных дорог и утверждала новые акционерные общества (если для этого были «необходимы изъятия из действующего законодательства»). Дума имела право вето на законопроекты, предложенные Государственным Советом. В этом случае (или в случае отклонения законопроекта Думы Советом) законопроект мог вноситься на повторное обсуждение в течение той же сессии, но только с разрешения императора. Для разрешения спорных вопросов, возникающих между палатами, могли создаваться согласительные комиссии на паритетных началах.

Депутаты Думы имели право депутатского запроса по адресу членов правительства. Запрос подавался лишь в случае, если подозрение депутатов вызывала законность деятельности министров или возглавляемых ими министерств. Это право должно было служить инструментом контроля со стороны депутатов за деятельностью исполнительной власти. Однако министр мог и не отвечать на него, сославшись на государственную необходимость. Поэтому это право превращалось во многом в фикцию. Однако его реализация давала повод для открытых обсуждений в обществе многих наболевших вопросов.

Эпоха первой Думы, собравшейся 27 апреля 1906 г., характеризовалась взаимными попытками самодержавия и Думы перетянуть (и не юридически, а фактически) одеяло властных полномочий на свою сторону. Депутаты (а большинство мест получили представители леволиберальных «кадетов» и радикально настроенных крестьянских представителей – «трудовиков») требовали пересмотра Основных законов (на что они законного права не имели). Они считали совершенно необходимым следующее: упразднение Государственного Совета, создание ответственного перед Думой правительства, введение всеобщего, равного, прямого, тайного избирательного права, немедленное осуществление всех демократических свобод без ограничений.

Большинство думцев считали, что решить крестьянскую проблему можно лишь за счёт принудительного отчуждения государственных и помещичьих земель. Император и правительство, в свою очередь, отказывались от любых компромиссов с законодателями. Государь не принял депутацию от Думы, министры демонстративно отказывались отвечать на депутатские запросы. Видя «непокорность» Думы, император через 72 дня после её созыва распустил её и воспользовался временем «междудумья» для издания целой серии (60) чрезвычайных Указов, получивших силу закона.

Вторая Дума, собравшаяся 20 февраля 1907 г., оказалась ещё более левой и радикальной за счёт увеличения численности революционных социалистических партий – эсеров и социал-демократов, смотревших на Думу во многом лишь как на пропагандистскую трибуну для призыва народа на революционную борьбу.

Депутаты отказывались даже обсуждать предложенную главой правительства П.А. Столыпиным аграрную реформу. По-прежнему преобладали требования о полном пересмотре едва появившейся российской конституции. Государь и Совет Министров вместо поиска компромисса решили на сей раз прибегнуть не только к роспуску Думы, но и к полному пересмотру избирательного закона с тем, чтобы обеспечить удобный для себя состав депутатского корпуса.

Это было полностью незаконной мерой, так как пересмотр избирательного закона был исключительной прерогативой представительных органов. Однако самодержец пошёл на это без колебаний. Используя полицейскую провокацию, премьер потребовал от Думы немедленного ареста части социал-демократической фракции. Воспользовавшись промедлением депутатов в этом вопросе, император распустил Думу 3 июня 1907 г. во второй раз. Одновременно царь изменил и избирательный закон, сделав его гораздо более консервативным. Революция, таким образом, закончилась, а столь грубое нарушение императором законности закрепило за этим событием название «третьеиюньского переворота».

Власть императора – это государственная власть в России. Еще в 1721 году царская власть приобретает новый титул- императорский.

Права и преимущества императорской власти относительно 1832 и 1906 года различны. Под именем прав мы различаем совокупность коренных атрибутов верховной власти вообще, независимо от данной формы правления. Преимущества (прерогативы), суть, личные привилегии императора, как представителя верховной власти; следовательно, существование этих преимуществ и их объем зависят от условий формы правления, существующей в России.

Составление свода законов 1832 г. По мысли Сперанского и Николая I, свод должен был усовершенствовать разные части законодательства.

В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения, ни один закон не приобретает силы.

Согласно ст.I Свода Основных Государственных Законов 1832 года, права государственной власти, во всем их объеме, принадлежат государю императору. Нет той сферы управления, которая бы не была подчинена его самодержавию.

В ст. I. Основных законов 1832 была сформулирована идея самодержавной власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.

Ст. I основных законов признает русского императора монархом неограниченным и самодержавным. - Название "неограниченный" показывает, что воля императора не стеснена известными юридическими нормами. Выражение "самодержавный" означает, что русский Император не разделяет своих верховных прав ни с каким установлением или сословием в государстве, т. е. что каждый акт его воли получает обязательную силу независимо от согласия другого установления.

Монарх есть источник всех почестей и привилегий, даваемых отдельным лицам или обществам.



Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия: Монарху принадлежит право утверждения некоторых судебных приговоров, особенно важных, причем эти приговоры не могут быть приведены в исполнение, впредь до исполнения высочайшего разрешения.

- Отличительное свойство монархической власти состоит в том, что она действует в силу собственного своего права, ни от кого не заимствованного. Поэтому монархи пишутся "Божиею милостью", для указания, что они в своих правах не зависят ни от кого на земле.

Избрание главы государства есть отличительная черта республиканского образа правления. И действительно, избирательные монархии были монархиями только по имени; старая польская монархия, в сущности была республикою с пожизненным главою; она даже официально носила это название.

Власть императора действует непосредственно, прежде всего, в законодательстве. Это вытекает из ст. LI Основных законов: "Никакое место или правительство в государстве не может само собою установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти». Сосредоточивая законодательную власть исключительно в особе императора, законодательство делает все остальные власти подзаконными, из-за чего власть их ограничивается пределами известной компетенции, вне которой их требования не имеют обязательной силы.

Монарх представляет государство во внешних отношениях, что означает объявление войны, заключение мира, конвенций и трактатов с иностранными государствами зависят от него.

Подписание Манифеста от 17 октября 1905 года стало важным шагом на пути реформирования самодержавного строя Российской империи. Манифест и законодательные акты, конкретизирующие его содержание, изменили государственный строй Российской империи.

Из новой редакции Основных законов, принятой 23 апреля 1906 года, исчезло определение самодержавия как «неограниченного», вместо чего было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть «в единении» с Государственной Думой и Государственным советом. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Законодательная власть разделялась между Государственной Думой, Государственным советом и самодержцем.

В Своде 1906 года, ст.I говорится, что императору принадлежит Верховная Самодержавная Власть, но из этого не следует, что император осуществлял все свои права непосредственно.

В ст.VII вышеуказанного свода уточняется, что государь Император должен осуществлять свою власть в единении с государственной думой и государственным советом.

Лев Александрович Тихомиров, общественный деятель XX века, в своей книге «О недостатках конституции 1906г» критиковал сложившийся государственный строй:

-« Государственный строй, введенный у нас в 1906 году, не способен ни к действию, ни к существованию. Это зависит от того, что конституция, поглощенная заботой ограничить власть Монарха, в конце концов, дает нам государство совсем без Верховной власти. Это нечто столь абсурдное, что я считаю необходимым напомнить свидетельства научных авторитетов о том, что Верховная власть и государство неотделимы, так что если у нас исчезает Верховная власть, то невозможно становится и государство. Значение Верховной власти превосходно развито у нас в учении Чичерина, но я нарочно сошлюсь на научные авторитеты европейского парламентаризма».

- « Императору дано одно лишь наименование Верховной власти, но права его ограничены со всех сторон - в законодательстве, в управлении, в суде. Как я упоминал выше, имелось в виду, вероятно, создать у нас сложную Верховную власть из Императора и двух палат. Но в действительности и этого не сделано».

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Дума и Совет не имеют права возбуждать вопросов об изменении некоторой части законов, так что в этом отношении имеют меньше прав, чем даже частный гражданин. Однако же и Император не может изменять никаких законов без согласия этих подчиненных учреждений, он ограничен ими.

Принятие Свода Основных Государственных законов – значительное событие в истории отечественного государства и права. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные Государственные законы были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, т.к. дело не в названии, а в сути, в назначении закона.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от существовавшего ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

Пределы единоличной власти императора сузились. Но по Конституции 1906 г. только царю принадлежала учредительная власть, право абсолютного вето.


Уральская Государственная Юридическая Академия; Институт Государственного и Международного Права.

История Отечественного государства и права: хрестоматия; Часть 2 .- Екатеринбург; 2009; С.37

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 29 С.5

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 1 С.1

Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I ; 1883; С.3

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 37 С.8

Свод Законов Российской Империи т.I ч.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1906; ст. 12 С.1

Тихомиров Л.А. «О недостатках Конституции 1906»; СПб; 1917; С.10

Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I; 1883; С.11

Раздел 1. Властные полномочия Императора.

Статья 11. Статус Императора.
1. Император глава государства, политический и моральный лидер нации.
2. Император должен быть Русским по национальности и Православным по вероисповеданию.
3. Император является гарантом Конституции, прав и вольностей человека и подданного.

Статья 12. Концепция отношений Императора-Самодержца и элиты.
1. Если российская элита не чувствует жесткой и твердой руки на своем горле, она вырождается в воровскую шайку.
2. Поэтому Императору-Самодержцу дается право карать и миловать элиту, по своему усмотрению, минуя судебно-следственные процедуры.

Статья 13. Ограничение на совмещение постов.
1. Император не должен занимать престол в каких-либо других государствах без согласия Собора.

Статья 14. Условия совмещения престолов.
1. Невозможность воцарения в Российской Империи представителя иностранной династии.
2. Невозможность использования денежных, технических, информационных, политических, военных, дипломатических и людских средств Российской Империи в интересах чужих стран.

Статья 15. Цивильный лист.
1. Цивильный лист Императора определяется ежегодно, в виде одного процента от ВВП, полученного в результате внедрения новейших технологий и производства продукции имеющей сбыт на внутреннем рынке.
2. При этом ВВП считается в соответствии с паритетом покупательской способности.
3. Указанная статья предусматривает также перечень тех замков, дворцов и иных объектов государственной собственности, которые передаются в распоряжение Императора.

Статья 16. Политические полномочия Императора.
1. Назначает проведение Земских Соборов и проведение референдума.
2. Император, имеет право, регулировать и менять персональный состав элиты России по своему усмотрению.
3. Если элитарии действуют против интересов страны или проявляют непокорность Императору, Император волен в методах и средствах усмирения, нейтрализации и замены элитариев.
4. Государь имеет право применить силовую ветвь власти для подавления, покорения, усмирения или замены элитариев.
5. Государь имеет право отдать приказ о физической ликвидации любого из элитариев.
6. Для реализации данного права, Спецкорпус по приказу Императора внедряет в охрану каждого элитария, не менее двух человек.
7. Один внедренный агент, не должен знать другого.
8. По первому приказу Императора, переданному через руководство Спецкорпуса, внедренный агент обязан произвести физическую ликвидацию элитария.

Статья 17. Территориальные полномочия Императора.
1. Император имеет право изменения административных центров территориальных единиц РИ.

Статья 18. Ограничение власти Императора.
1. Не может пригласить иностранные войска в страну и отдавать территории при отсутствии проигранной ядерной войны.

Статья 19. Арбитражные полномочия Императора.
1. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи, а также между органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи.
2. В случае невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Статья 20. Юридические полномочия Императора.
1. Император вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти областей и земель Российской Империи в случае противоречия этих актов Конституции Российской Империи, имперским законам, международным обязательствам Российской Империи или нарушения прав и вольностей человека и подданного, до решения этого вопроса соответствующим судом.
2. Присваивает дворянское звание за заслуги перед страной.

Статья 21. Внешнеполитические полномочия Императора.
1. Представляет Российскую Империю в международных отношениях.
2. Император осуществляет руководство внешней политикой Российской Империи.
3. Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Империи.
4. Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Империи в иностранных государствах и международных организациях.
5. Подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
6. Ратифицирует и денонсирует международные договора Российской Империи.
7. Император объявляет войну и мир.

Статья 22. Военные полномочия Императора.
1. Император является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Империи.
2. В случае агрессии против Российской империи или непосредственной угрозы агрессии Император вводит на территории Российской империи или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
3. Режим военного положения определяется Конституцией.
4. Император при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных имперским конституционным законом, вводит на территории Российской Империи или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
5. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Империи.
6. Присваивает высшие воинские и высшие специальные звания.
7. Принимает меры по охране суверенитета Российской Империи, ее независимости и государственной целостности.
8. Император определяет статус и меры защиты государственной границы Российской Империи.
9. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Империи, статус которого определяется имперским законом.
10. Утверждает военную доктрину Российской Империи.

Статья 23. Законодательные полномочия Императора.
1. Император издает указы.
2. Указы Императора обязательны для исполнения на всей территории Российской Империи.
3. Указы Императора не должны противоречить Конституции Российской Империи и имперским законам.

Статья 24. Административные полномочия Императора.
1. Император назначает Премьер-министра Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Кабинету Министров Российской Империи.
3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Формирует собственную канцелярию.
5. Назначает и освобождает полномочных представителей Императора.
6. Обращается к Собору с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
7. Награждает государственными наградами Российской Империи, присваивает почетные звания Российской Империи.
8. Предоставляет подданство или гражданство Российской Империи.

Статья 25. Судебные полномочия Императора.
1. Объявляет амнистию.
2. Осуществляет помилование.
3. Предоставляет политическое убежище.

Статья 26. Неподсудность Императора.
1. Император неподсуден земному суду, ибо власть Императора от Бога.

Статья 27. Вступление Императора в должность.
1. Император приступает к исполнению полномочий с момента объявления о смерти предыдущего императора.

Статья 28. Выборы Императора.
1. Императора избирает национально-религиозное большинство Российской Империи путем всенародного голосования.
2. Представители национально-религиозных меньшинств, приглашаются на прием к вновь избранному Императору, для выражения своих пожеланий по вопросам разрешения проблем, которые затрагивают национально-религиозные меньшинства.

Статья 29. Присяга Императора.
1. При вступлении в должность Император приносит народу присягу.

Статья 30. Текст присяги Императора.
1. Клянусь при осуществлении своих императорских полномочий, уважать и охранять справедливость, права и вольности человека и подданного, защищать землю Русскую, Конституцию Российской Империю, независимость, безопасность и целостность государства. Клянусь защищать материальное благополучие подданных.

Статья 31. Представитель Императора.
1. В каждый город назначается Представитель Императора.

Статья 32. Полномочия Представителя Императора.
1. Требовать у местных властей любого уровня отчет во всех сферах деятельности.
2. Если местные власти с чем-либо не справляются, Представитель Императора берет власть на себя, отдает приказы от имени Императора.
3. Если местные власти, постоянно не справляются со своими обязанностями, то он снимает неспособных чиновников и сам заменяет их своими людьми, до следующих выборов глав местной власти.
4. Принимает заявления и жалобы от подданных и передает их Императору.
5. Лично контролирует все действия местных властей, не вмешиваясь без необходимости.
6. Отчитывается и отвечает только перед Императором.
7. Подчиняется только Императору.

Статья 33. Полномочия Императора в Соборе Всея Земли.
1. Если голоса Соборян разделились поровну, Император имеет право решающего голоса.

Статья 34. Полномочия Императора без Собора Всея Земли.
1. Пока Собор не созван, Император может издавать только судебные указы, восполняющие пробелы в праве, по письменному обращению любого подданного, или группы подданных, которым пробел в праве, наносит ущерб.

Статья 35. Другие полномочия Императора.
1. Далее по тексту Конституции, могут быть указаны другие, специальные полномочия Императора.

Статья 36. Императорские назначения.
1. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Правительству Российской Империи.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
4. Император назначает Конституционных Судей Российской Империи, Судей Верховного Суда Российской Империи, Судей Высшего Арбитражного Суда Российской Империи.
5. Император назначает губернаторов, Премьер-Министра, Министров Экономики, Финансов, Обороны, Транспорта, Путей Сообщения, Информации и Печати, Внутренних Дел, Природоохраны, Образования, Культуры, Соцзащиты, Здравоохранения, Иностранных Дел, Торговли.
6. Император назначает главу Внешторгбанка, Государственного Казначейства и Спецкорпуса.
7. Император назначает Верховного Судью, и Главу Центризбиркома.
8. Император может снять с должности весь личный состав аппарата всех министерств и всех губернских аппаратов, в один день разом, ни перед кем ни отчитываясь и заменить своими людьми.

Статья 37. Вето.
1. Если император наложил вето на законопроект Собора Всея Земли, законопроект возвращается в Собор для доработки.
2. После того, как император четвертый раз отверг законопроект Собора, Император вправе удалить из законопроекта те положения, которые его не устраивают.
3. Полученный таким образом законопроект, Император подписывает и опубликовывает как действующий закон.

Раздел 2. Престолонаследие.

Статья 38. Передача трона.
1. Трон передается по наследству или император назначает преемника.
2. В случае если передача трона по наследству или назначению невозможна, Собор всея земли избирает новую Династию.
3. Толкование требований к престолонаследию, не может противоречить требованиям к престолонаследию.

Статья 39. Порядок очередности при передаче трона.
1. Сыновья Императора – наследники первой очереди.
2. Внуки Императора – наследники второй очереди.
3. Братья Императора - наследники третьей очереди.
4. Племянники Императора – наследники четвертой очереди.
5. Дяди Императора – наследники пятой очереди.
6. Женщины, на трон Российской Империи не допускаются.
7. Если нет возможности передать трон наследникам в порядке очереди, Император имеет право сам назначить преемника.
8. Если вышеуказанные способы не применились, Патриарх имеет право созвать Учредительный Собор Всея Земля, для призвания новой династии на службу Российской Империи.

Статья 40. Метод передачи трона по наследству.
1. Сыновья Императора, публично сдают экзамены по экономике, социологии, философии управления, налогообложению, военному делу, дипломатии, праву, религиоведению, политологии, геополитике, геоэкономике, экологии, этнологии и этнографии, знание природы российской границы, знание роли казачества, речных и морских путей в истории России.
2. Сдача экзамена напрямую транслируется по телевидению и происходит в устном порядке.
3. После сдачи экзаменов, Собор всея Земли, избирает наследника.
4. Эти условия одинаковы для наследников любой очереди.
5. В случае провала экзамена, назначается пересдача 7 суток спустя.
6. В случае вторичного провала, кандидат теряет право на престолонаследие в общем порядке, но может быть призван к престолу в субсидиарном порядке.

Статья 41. Требования к назначенному наследнику.
1. В течении одного года, назначенный Императором наследник, изучает дисциплины названные в статье 41.
2. После чего следует сдача публичного экзамена, с прямой трансляцией по телевидению.
3. После успешной сдачи экзамена, Собор всея Земли утверждает назначенного наследника в качестве Императора.
4. В случае провала на экзамене назначается пересдача 3 суток спустя.
5. Если пересдача провалена, Патриарх, может отстранить неудачника и объявить выборы новой Династии.

Статья 42. Функции назначенного наследника до утверждения на троне.
1. Лицо, которое Император назначил своим наследником, до сдачи экзамена, исполняет функции регента.

Статья 43. Требования к престолонаследнику.
1. Принадлежность к Императорскому дому.
2. Первородство среди агнатов.
3. Пригодность к занятию престола с точки зрения уголовного законодательства.
4. Дача и соблюдение присяги на верность России и ее Императору.
5. Личное согласие на принятие трона.
6. Принадлежность и верность Православию.
7. Его право на престолонаследие не основывается на пробеле в праве.

Статья 44. Требования к невесте престолонаследника.
1. Невеста престолонаследника должна принять Православие до брака.
2. В биографии невесты престолонаследника, должен отсутствовать предыдущий брак.

Статья 45. Требования к браку лиц имеющих права на престол.
1. На брак лиц имеющих права на престол, требуется разрешение Императора.
2. Лица произошедшие от брака заключенного вопреки воле Императора, не могут наследовать престол.
3. Брак заключен в России, венчание совершено по обряду Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Статья 46. Брак Великих Княгинь.
1. Великие Княжны, выходя замуж за членов иностранных Владетельных Домов, принимают титулы и фамилии своих мужей.
2. Обратный порядок невозможен.
3. Княжны Русского Императорского Дома, могут быть выданы замуж только в те иностранные Владетельные Дома, члены которых могут в соответствии с их Конституцией, законом или давним устоявшимся традиционным обычаем, дать своим женам свой титул и фамилию.

Статья 47. Регулирование прав на престол для потомков
Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома.
1. Потомки Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома, могут быть призваны на Русский престол только в резервном порядке, и только при совокупном наличии следующих условий:
а) принадлежность к мужскому полу,
б) рождение в России,
в) выросли в России,
г) получили русское воспитание,
д) свободно говорят на русском языке,
е) крещены в Русской Православной Церкви,
ж) соответствуют всем требованиям к престолонаследию, которые предъявляются членам Российского Императорского Дома, имеющим права на престол.

Статья 48. Основания лишения прав на престол.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, нарушив требования предъявляемые к престолонаследнику, лишаются личных прав на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта нарушения.
2. Император, имеет право и власть, своей волей объявить лишенным прав на престол лицо, которое нарушает требования престолонаследия.
3. Решение Императора о лишении кого бы то ни было прав на престол, подлежит немедленному опубликованию.
4. Факты нарушения требований престолонаследия кем-либо из лиц имеющих право на престол, должны быть немедленно опубликованы.

Статья 49. Иммунитетный статус требований к престолонаследию.
1. Отдельные акты монаршей милости, по отношению к нарушителям требования престолонаследия, лицам отрекшимся от престола или лицам не имеющим прав на престол, не устраняют требований престолонаследия.

Статья 50. Разность статуса лиц, принадлежащих к Императорскому Дому.
1. Члены Царствующего Дома делятся на две группы:
а) лица имеющие права на престол,
б) лица находящиеся на содержании в силу родства

Раздел 3. Регентство.

Статья 51. Субъект регентства.
1. Регентом, может быть только Цесаревич.
2. Если Цесаревич, является несовершеннолетним, Регентом, может быть назначено лицо, из членов Династии.

Статья 52. Досрочное прекращение полномочий.
1. Император прекращает исполнение полномочий досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Во всех случаях, когда Император не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Регент.
3. Регент исполняет обязанности монарха, если монарх: болен, наносит визит в другую страну или неспособен к правлению.

Статья 53. Ограничение полномочий Регента.
1. Регент не имеет права распускать Собор, Правительство, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Империи.
2. Регент не имеет права передавать трон по наследству, решать вопросы о совмещении престолов.
3. Правящий Регент, не может отречься от трона.

Раздел 4. Отречение от Трона.

Статья 54. Добровольное отречение от трона. Последствия отречения от трона.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, добровольно подписавши отречение от престола, утрачивает личное право на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта отречения.
2. Отречение, будучи подписано не под принуждением, в здравом уме, трезвой памяти, не под влиянием алкогольного, токсического или наркотического опъянения, необратимо.
3. Факт отречения от престола, подлежит немедленному опубликованию.

Статья 55. Условия недействительности отречения от трона.
1. Отречение от трона недействительно, если было произнесено под угрозой применения насилия, как по отношению к монарху, так и по отношению к его родственникам.
2. Отречение недействительно, если монарх не отдавал себе отчета, что он делает, и какие будут последствия.
3. Отречение произнесено другим человеком от имени монарха.
4. Монарх в момент отречения находился под влиянием алкогольного или наркотического отравления.

Статья 56. Субъект действия отречения от трона.
1. Монарх отрекается от трона, только за себя.
2. Прочие прямые потомки Императора и члены боковых линий правящей династии, сохраняют свои права на престол, независимо от факта отречения монарха.
3. Монарх может отречься от престола, только путем пострижения в иноки.

Статья 57. Условия действенности отречения монарха.
1. Отречение действительно если: монарх в момент отречения находился в стране, имеющей монархическую форму правления, не волнуемой революцией или войной.
2. На процедуре, присутствовали в полном составе все лица, которым положено присутствовать.
3. Женитьба на разведенной или неправославной женщине.

Статья 58. Процедура отречения от трона.
1. Медицинская комиссия, должна установить в каком психическом состоянии находится отрекающийся монарх, и опубликовать результаты.
2. Врачи, должны взять анализы крови на предмет выявления алкогольного или наркотического опьянения, и опубликовать результат.
3. Если процедура отречения происходит за пределами России, в другом государстве, требуется публичное согласие Главы Государства, в котором происходит отречение.
4. Процедура отречения, должна быть показана по телевидению в прямой трансляции.

Статья 59. Список лиц, обязанных присутствовать при процедуре отречения в России.
1. Все родственники отрекающегося Императора, в полном составе, врачи: психиатры, наркологи и токсикологи.
2. Юристы: нотариусы и адвокаты, они помогают императору составить и заверить текст отречения.
3. Священники, Премьер–Министр, представители Генеральной Прокуратуры, Министерства Юстиции, Министерства Внутренних Дел, Министерства Иностранных Дел, руководитель Спецкорпуса, Председатель Конституционного Суда, Посольский Корпус, представители СМИ и партий.

Статья 60. Отречение за границей России.
1. Если процедура отречения, происходит за пределами России, необходимо (дополнительно ко всем прочим условиям отречения), присутствие следующих лиц, представляющих страну, в которой производится процедура отречения:
а) Глава Государства,
б) представители Генеральной Прокуратуры,
в) Министерства Юстиции,
г) Министерства Внутренних Дел,
д) Министерства Иностранных Дел,
е) Председатель Конституционного Суда,
ж) Посольский Корпус,
з) Премьер – Министр,
и) представители СМИ.
2. Без документально выраженного согласия Главы другого государства, отречение состояться на территории другого государства не может.
3. Данная статья, не должна рассматриваться как распространение российского права на суверенную территорию других государств, она всего лишь является критерием рассмотрения внутри России, легитимности действий Главы Российского Государства за границей.

Раздел 5. Характер Власти.

Статья 61. Власть национально-религиозного большинства.
1. Носителем и единственным источником власти в Российской Империи, является национально-религиозное большинство.
2. Национально-религиозное большинство осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 62. Субъекты государственной власти.
1. Государственную власть в Российской Империи осуществляют Император, Собор, Кабинет Министров, и Суды Российской Империи.

Статья 63. Органы власти в национальных землях-автономиях Империи.
1. Органы власти в национальных землях–автономиях Российской Империи, комплектуются путем выборов местным населением.

Статья 64. Разграничение властных полномочий.
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти национальных земель-автономий Российской Империи, осуществляется настоящей Конституцией, Имперскими законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 65. Предметы ведения Империи.
В ведении Российской Империи находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Империи и имперских законов, контроль за их соблюдением,
б) унитарное устройство и территория Российской Империи,
в) регулирование и защита прав и свобод подданного (гражданина), подданство (гражданство) в Российской Империи, регулирование и защита прав национальных меньшинств,
г) установление системы имперских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование областных и земельных органов государственной власти,
д) имперская государственная собственность и управление ею,
е) установление основ внутренней политики и имперские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Империи,
ж) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, имперские экономические службы, включая имперские банки,
з) имперский бюджет, имперские налоги и сборы, имперские фонды регионального развития,
и) имперские энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, имперские транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе,
к) внешняя политика и международные отношения Российской Империи, международные договоры Российской Империи; вопросы войны и мира,
л) внешнеэкономические отношения Российской Империи,
м) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования,
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Империи,
о) трудоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности,
п) имперское коллизионное право,
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет,
с) государственные награды и почетные звания Российской Империи,
т) имперская государственная служба.

Статья 66. Законодательное оформление предметов ведения Империи.
1. По предметам ведения Российской Империи принимаются имперские конституционные законы и имперские законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Империи.

Статья 67. Недопустимость присвоения власти.
1. Никакая часть российского народа, никакая социальная группа, сословие, община или организация, никакое лицо не может присвоить полномочие по осуществлению власти.
2. Присвоение власти является тягчайшим преступлением против народа.

Раздел 6. Недопустимость вакуума власти.

Статья 68. Условия отставки императора.
1. Наличие квалифицированного наследника или преемника.

Статья 69. Условия роспуска Собора Всея Земли.
1. Между роспуском одного Собора и первым заседанием Собора в новом составе, может пройти не более одних суток.

Статья 70. Условия отставки Кабинета министров или Премьер-министра.
1. Наличие квалифицированного преемника-специалиста.
2. Отставка министра или Премьера и вступление преемника в должность происходят в один день.

Свод основных государственных законов

О существе Верховной Самодержавной Власти 1

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от его, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 2

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучен ия их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства...

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельным и частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебного против них преследования и освобождение их от суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

См. также раздел III. Основные законы об участии монарха. Государственного Совета и Государственной Думы в законодательстве.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Изд. 1906 г. Т. 1. 4.1. СПб., б. г.

Основные государственные законы (Основные законы) - законодательный акт, который фиксировал важнейшие принципы общественного и государственного устройства Российской империи, права и обязанности граждан и т.п. Являлся юридической базой для текущего законодательства. Действовавшие в 1913 г. Основные законы были утверждены Николаем II 23 апреля 1906 г.

2 Ст. 11 во многих случаях фактически позволяла императору законодательствовать в обход Государственного совета и Государственной Думы, поскольку указы, издававшиеся царем "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления", зачастую по своей значимости ничем не отличались от законов.

Государственный совет

"Учреждение Государственного Совета "

1. Государственный Совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Государственных Законов и в порядке, установленном в сем Учрежде нии и в Учреждении Государственной Думы. В Государственном Совете образуются также Департаменты и Особые Присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных. 2

2. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам.

6. В Государственный Совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявлен ия и просьбы.

9. Общее число Членов Государственного Совета, призываемых Высочайшей Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете Членов по Высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих Членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по Высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

10. Состав Членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов (ст. 18) по указу Императорского Величества, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

12. Члены Государственного Совета по выборам избираются: 1) от духовенства Православной Российской Церкви; 2) от Губернских Земских Собраний; 3) от Дворянских общ еств 3 ; 4) от Императорской Академии Наук и Императорских Российских 1 Университетов; 5) от Совета Торговли и Мануфактур, Московского его Отделения, местных Комитетов Торговли и Мануфактур, Биржевых Комитетов и Купеческих Управ 4 и 6) от населения Великого Княжества Финляндского. 5

13. От духовенства Православной Российской Церкви избираются Святейшим Синодом в порядке, им с Высочайше го утверждения определяемом, шесть Членов Государственного Совета: трос из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства.

14. Каждое Губернское Земское Собрание избирает по одному Члену Государственного Совета.

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы, избирают из своей среды, каждое, по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать Членов Государственного Совета.

16. Императорская Академия Наук и каждый Императорский Российский Университет избираю т по три выборщика: Академия, в полном Академическом Собрании, избирает их из числа Ординарных Академиков, а Сов ет каждого Университета - из числа Ординарных его Проф ессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, шесть Членов Государственного Совета.

17. Совет Торговли и Мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское Отделение сего Совета, а также Иваново-Вознесенский, Костромской и Лодзинский Комитеты Торговли и Мануфактур - по два выборщика от промышленности, прочие Комитеты Торговли и Мануфактур - по одному выборщику от промышленности, Биржевые Комитеты: С.-Петербургский и Московский (общих бирж) - по четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, Варшавский, Одесский, Киевский, Нижегородский, Рижский, Ростовский на Дону, Харьковский (общей биржи), Самарский, Саратовский, Лодзинский, Либавский, Бакинский, Екатеринбургский, Пермский, Томский и Омский - по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, Комитет Харьковской Каменноугольной Биржи - одного выборщика от промышленности, все же прочие Биржевые Комитеты, а также Купеческие Управы - по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать Членов Государственного Совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли.

18. Члены Государственного Совета по выборам избираются сроком на девять лет, с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих Членов выбывала в очередном порядке...

26. Члены Государственного Совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и, в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для Членов Государственной Думы.

29. Законопроекты поступают в Государственный Совет из Государственной Думы (Учр. Гос. Думы, ст.49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета, вносятся в Совет либо Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными из Членов Государственного Совета (ст. 56 сего Учр.).

36. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и Главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои, по соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным образом Министры и Главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного Совета каждый раз, когда они о том заявят.

44. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст.57-59).

46. Постановлением Государственного Совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в Общем его Собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну, производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Совета дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в Члены Совета, по неправильности этих выборов, получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных Членов Совета.

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Государственного Совета.

56. Если Государственный Совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный Совет подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Государственным Советом может быть образована для его выработки Комиссия из своей среды.

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на обсуждение Государственного Совета.

58. Принятое большинством Членов Государственного Совета заявление (ст.57) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью, которые, не далее одного месяца со дня передачи им заявления, либо сообщают Государственному Совету надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный Совет большинством двух третей Членов не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

Примечания:

1 Свод законов Российской Империи. Издание 1906 г. Т. 1. Ч. 2. СПб., б. г.

Учреждение Государственного Совета" (т.е. закон о Государственном Совете), действовавшее в 1913 г., было утверждено Николаем П 23 апреля 1906 г. в ходе проведенной тогда реформы Государственного Совета.

2 "Учреждение Государственного Совета" установило новую структуру Совета: Общее собрание, два Особых присутствия (одно - по делам о принудитель ном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, другое - для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения Департаментов Правительствующего Сената) и два номерных Департамента (в компетенцию 1 Департамента входили разнообразные дела, в частности, о привлечении к ответственности высших должностных лиц, об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и пр.; во 2 Департаменте рассматривался кассовый отчет Министерства финансов, годовые отчеты Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и др.).

3 Дворянство каждой губернии объединялось в особую корпорацию - губернское дворянское общество.

4 Совет торговли и мануфактур - совещательный орган при Министерстве торговли и промышленности. Членами Совета являлись представители ведомств и торгово-промышленных кругов, которые назначались министром торговли и промышленности. В составе Московского отделения Совета входили представители делового мира Москвы, также приглашавшиеся министром торговли и промышленности. В различных городах "для содействия правительству в изыскании мер на пользу торговой и мануфактурной промышленности" могли создаваться Комитеты торговли и мануфактур, члены которых выбирались купечеством, городскими думами или всем городским обществом.

Биржевые комитеты - предпринимательские организации, образовывавшиеся теми или иными биржевыми обществами, т.е. обществами членов соответствующей биржи для руководства биржевой деятельностью и защиты их интересов перед правительственными и общественными учреждениями.

Купеческие управы - органы купеческого сословного самоуправления, которые создавались городскими купеческими обществами (т.е. купеческими корпорациями) в Петербурге, Москве и Одессе для заведования капиталами, имуществами и учреждениями данного общества, для ведения списков членов общества, раскладки и взимания с них пошлин, сборов и пр.

5 Население Великого княжества Финляндского получило право участвовать в выборах членов Государственного Совета после появления закона 17 июня 1910 г. о порядке издания касающихся Финляндии законов общеимперского значения. В результате ст.12 "Учреждения Государственного Совета" подверглась соответствующим изменениям, которые были зафиксированы в "Продолжении" Свода законов за 1910 год.

Источники:

Приложение к стенографическим отчетам Государственного Совета. Сессия VIII. 1912-1913 гг. СПб., 1913. Общий список Членов Государственного Совета со времени его преобразования (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 14. С.1-16).

Члены Государственного Совета с 1801 г. (Энциклопедический словарь Гранат. Т. 23. Стб.642-735).

Левенсон М.Л. Государственный Совет. Изд. 2-е. Пг., 1915.

Списки гражданским чинам первых четырех классов, исправленные по 1 марта 1913 и по 1 марта 1914 гг. СПб., 1913, 1914.

Альманах современных русских государстве нных деятелей. СПб., 1897. Формулярные списки Членов Государственного Совета (ф. 1162. Оп. 6.)

Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. (Вопросы и стории. 1977. М 2. С.56-66).

Состав Членов Государственного Совета на 1913 г.

Таблица 1

Государственный Совет 1913 г. Сословное происхождение

Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Итого
Сословия:
Дворяне
Дети чиновников и офицеров
Духовенство
Потомственные почетные граждане
Купцы
Мещане
Казаки
Крестьяне
Нет сведений
Всего членов

Таблица 2

Государственный Совет 1913. Наличие чинов

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Чины и придворные звания:
Военные и морские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
в том числе:
Генерал-адъютанты и флигель-адъютанты
Граждан ские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
Придворные чины II-IV
V
в том числе:
Статс-секретари --
Камергеры и в звании камергеров -
Камер-юнкеры -
Всего имели чины 161 член Государственного Совета

Таблица 3

Государственный Совет 1913 г. Вероисповедание. Возраст

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Вероисповедание:
Православное
Лютеранское
Римско-католическое
Нет сведений
Возрастные группы
до 30 лет
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
старше 65
Всего членов

Таблица 4

Государственный Совет 1913 г. Образование

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Уровень и вид образования:
Высшее
гражданское
военное
всего
в том числе имели ученые степени и звания
Среднее
гражданское
военное
всего
Низшее, включая домашнее
Нет сведений
Всего членов

Таблица 5

Государственный Совет 1913 г. Профессиональная принадлежность до получения членства в ГС

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Профессии:
Землевладельцы
Предводители дворянства
Бывшие высшие должностные лица местного управления
Бывшие высшие должностные лица центрального управления
Генералитет
Государственные служащие
Священнослужители
Руководители земских и городских органов управления
Предприниматели
Преподаватели в учебных заведениях, профессура
Публицисты и литераторы
Нет сведений
Всего членов

Таблица 6

Государственный Совет 1913 г. Наличие недвижимого имущества

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Наличие земельной собственности:
Имели до 10 дес. земли
от 11 до 50 дес.
от 51 до 100 дес.
от 101 до 500 дес.
от 501 до 1000 дес.
от 1001 до 5000 дес.
свыше 5000 дес.
Без ука зания размера
Нет земли
Служащие частных предприятий
Всего членов
Виды другого недвижимого имущества:
Дома
Типографии, газеты
Торговые предприятия
Заводы, фабрики
Дачи
Нет сведений

Таблица 7

Политическая ориентация членов Государственного Совета (1906-1914 гг.)

Число членов

Правые
Умеренно-правые
Левое крыло группы правых
Центр
Правое крыло группы центр
Националисты
Левые (прогрессивная академическая группы)
Внепартийные
Беспартийные
Неизвестно
Всего

В качестве военного вождя империи он имел главное начальство над всеми армиями и право назначать на все военные должности. Воины присягали ему и перед его изображением. Он производил набор и призывал столько воинов, сколько нужно. Он имел право войны и мира.

Облеченный властью трибуна, император имел право инициативы в области законодательной и в то же время право veto по отношению ко всякому предложению и всякому действию, исходящему от кого-нибудь другого. Его особа была неприкосновенна и священна; всякий, нарушавший эту неприкосновенность, мог быть предан смерти как нечестивец. Эта трибунская власть, дававшая ему право наказывать, сопряжена была также с правом покровительствовать, позволяя императору выступать в роли защитника слабых, чем и завершилось развитие монархии.

Он собирал налоги, устанавливая размер последних по своему произволу; раскладка податей производилась его агентами. Он распоряжался денежными суммами без всякого контроля; мог конфисковать имущество частных лиц во имя общественной пользы или же для наделения им колоний, которые он основывал.

Как глава половины провинций, он пользовался по отношению к ним неограниченной властью прежних проконсулов. Он поручал управление ими своим наместникам (legati), которые отвечали за свои поступки только перед ним. Сенат сохранял в течение нескольких веков право назначать правителей в остальные провинции; но император имел наблюдение и над этими правителями, посылал им инструкции и в конце концов пользовался не меньшею властью над сенатскими провинциями, чем над своими.

Заняв место прежних цензоров республики, император пользовался правом надзора за нравами и частной жизнью граждан. Отсюда же вытекало еще более существенное право: он составлял список сенаторов и всадников; он мог даровать кому хотелось право гражданства. Таким образом, каждый пользовался в обществе тем положением, какое ему назначал император.

Как верховный понтифик, он держал в своих руках всю область религии, царил над верованиями и распоряжался всеми актами культа; ему же принадлежал надзор за всеми жрецами.

Он был верховным судьей в империи, на которого не могло быть апелляции. В Риме он творил суд лично рядом с сенатом и центумвирами. В провинциях он передавал свою судебную власть легатам, которые и судили от его имени.

Он пользовался даже законодательной властью. Правда, настоящие законы (leges) он мог издавать лишь при содействии сената, но зато его личным указам (эдиктам) население должно было повиноваться не менее, чем самим законам.

Ко всему этому прибавился еще новый титул. Государь получил от сената название Августа. Этот титул был дан первому императору, но от него перешел затем и ко всем последующим государям. Таким образом всякий император был Августом. Это значило, что император, управлявший империей, был не просто человеком, а священным существом. Титул императора обозначал могущество главы государства, титул Августа - его святость. Люди должны были относиться к нему с таким же почтением и благоговением, с каким они относились к богам...

Итак, не было власти, которая не принадлежала бы императору. В его руках были войско и финансы. Он был единоличным главой управления, суда, законодательства и даже религии. Трудно представить себе более полную монархию. Сенат был в действительности лишь чем-то вроде государственного совета, удобным приспособлением, которое придавало действиям императора законные формы

прежних времен. Всякое политическое действие исходило от особы императора, который пользовался своей властью безраздельно, не находясь ни под чьим контролем.

Римский император имел в себе то, что на древнем языке республики носило название Величества (Majestas): этим словом обозначалось всемогущество государства. При этом всегда признавалось, что всякий человек, каким бы то ни было образом посягнувший на величество государства, этим самым оказывался виновным в нечестии по отношению к Государству и должен был быть наказан смертью. Вооруженный этим неумолимым законом, император мог сокрушить всех, кто противодействовал ему, всех возбуждавших его подозрения, наконец, всех тех, чье существование было ему ненавистно, чьим богатствам он завидовал. Всего замечательнее здесь то, что эти убийства являлись вполне законными. Самые лучшие императоры настаивали на этом праве, хотя и не думали вовсе им пользоваться. Закон о величестве никогда не оспаривался в принципе. Никто не сомневался, что человек, занявший враждебное положение по отношению к общественной власти, по всей справедливости должен быть предан смертной казни. Самые ярые хулители жестокости Нерона и Домициана признавали тем не менее бесспорным постановлением публичного права то, что всякое покушение на верховную власть является уголовным преступлением.

(Fustel de Coulanges, La Gaule romaine, книга II, глава I, изд. Hachette).

Особую привилегию так называемых «друзей императора» составляло право быть принятыми каждое утро для засвидетельствования ему своего почтения. Сомнительно, чтоб император принимал еще кого-нибудь каждое утро. Префект претория и городской префект были также в числе друзей, не говоря уже о том, что сами их обязанности требовали их частого появления при дворе императора. Плиний Старший, имевший привычку являться к Веспасиану еще до зари, принадлежал, без сомнения, к кругу его друзей. Эта прерогатива являлась в то же время и обязанностью, которой нельзя было пренебречь безнаказанно, хотя, конечно, не все императоры были одинаково строги на этот счет.

Часто при пробуждении императора представлялись ему сенаторы в полном составе, или же каждый лично за себя. При известных обстоятельствах такие визиты были обязательны. Когда Поппея родила Нерону дочь, весь сенат явился в Антий поздравить его с

этим; из всех сенаторов лишь один Тразея не был принят, и это оскорбление явилось предвестником его близкой смерти. Август, который кичился своим уважением к республиканским формам, никогда не допускал, чтобы сенат явился к нему в день своих заседаний, но сам шел приветствовать сенаторов в курию; состарившись, он просил, чтобы его освободили от этой обязанности. Тиберий в начале своего властвования пригласил сенаторов явиться к нему в полном составе для того, чтобы они не смешивались с толпой. Иногда к двору императора представляли женщин и детей из сенаторских фамилий.



Просмотров